Но вот пробил час. Громовой голос Крестителя прозвучал на берегах Иордана. Охваченный предчувствием близости Царства Божия, пророк звал народ к покаянию. Сотни людей стекались к Иоанну, чтобы подготовить себя к встрече Мессии. Каясь в своих грехах, они входили в воду, и пророк совершал над ними обряд священного омовения. Это был знак начала новой жизни. Внезапно в толпе кающихся никому не известный и сначала никем не замеченный появляется Иисус из Назарета Галилейского. Он не желает выделяться среди других и просит «крещения» у пророка. Безгрешный, Он указывает грешникам путь к Богу, путь, который начинается с очистительного покаяния. «Так надлежит нам исполнить всякую правду...». Когда, крестившись, Иисус удалился в пустыню, Предтеча воскликнул, обращаясь к народу: «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: «На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нём, Тот есть Крестящий Духом Святым». И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий». Иоанн был первым, кто открыто назвал Иисуса Агнцем Божиим. С этого времени начинается мессианское служение Господа. Праздник Богоявления предваряется сочельником, служба которого сходна с чином рождественского (царские часы, литургия с вечерней). К концу вечерни приурочено первое освящение воды. Этот древний обряд христианская традиция тесно связывала с таинством Евхаристии. Подобно тому как в литургии продолжается мистерия Воплощения, так и богоявленская вода знаменует одухотворение и преображение стихий. Церковь свидетельствует, что весь тварный мир будет иметь причастность Царству Божию. Обряд повторяется и в самый день Богоявления. Освящённая вода именуется по-гречески агиасмой, то есть великой святыней. Верующие с благоговением хранят её в течение всего года. Водосвятие часто проводилось на реке (там, где вода замерзала, делали проруби). По греческим обычаям крещенский обряд совершается у моря. Священник бросает крест в волны. Тот, кто, нырнув, отыщет его, считается удачливым человеком. Окружённый толпой, он проносит крест по улицам города.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Новокрещеный приносится или приводится в церковь . Священник читает над ним особые молитвы, в которых просит Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа благословить отроча, возрастить его, освятить, вразумить, уцеломудрить. В другой молитве Святая Церковь просит Господа Бога: «Благослови отроча сие вкупе с родители и восприемники его... сопричти е Святому Твоему стаду словесных овец, нарицающихся именем Христа Твоего». По прочтении молитв священник вносит или вводит мальчика в Святой Алтарь к Жертвеннику, а если приносится девочка, то подносит или подводит ее к Царским Вратам со словами: «воцерковляется раб Божий такой–то или раба Божия такая–то во имя Отца и Сына и Святого Духа», и творит обычный отпуст. Так обряд воцерковления заканчивается. С этого момента новокрещеные становятся полноправными членами Святой Церкви, участниками в совершении всех Таинств Церковных, необходимых для их духовного роста. В народе, не посвященном в сущность церковных священнодействий, установился не совсем правильный взгляд на этот обряд. Принято думать, что в сороковой день читается молитва только для матери-родильницы. Да, в двух молитвах священник просит Господа Бога, чтобы Он очистил мать новорожденного от всякого греха и сподобил ее «неосужденно причаститися Святых Христовых Таин». Но кроме этих молитв, особо читаются три молитвы над новокрещеным. Значит, этот обряд нужен не только для матери-родильницы, но и главным образом для новокрещеного ребенка, который нуждается для своего духовного роста в благодати Божией, подаваемой в Святых Таинствах Церковных и особенно в Таинстве Святого Причащения Пречистых Тела и Крови Христовых. «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и питъ Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. – говорит Христос. – Ядущий Мою Плотъ и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» ( Ин.6:53–55 ). Слышите ли вы, родители новорожденных и новокрещеных детей, что говорит Спаситель: если ваши новокрещеные дети еще не причислены к Святой Церкви через обряд воцерковления и не причастились Плоти и Крови Иисуса Христа, то они не имеют в себе духовной жизни, они духовно мертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Стихи представляют собою небольшое, мастерски составленное, стихотворение, в котором, по-видимому, пророк говорит о чуме, которая является страшным бичом для осажденных городов. Чума не щадит даже детей; и об их погибели Иеремия говорит раньше всего, показывая свое особое сожаление к этим невинным жертвам преступности их родителей. Иер.9:23 .  Так говорит Го­с­по­дь: да не хвалит­ся мудрый мудростью своею, да не хвалит­ся сильный силою своею, да не хвалит­ся богатый богат­с­т­во­м сво­им. Иер.9:24 .  Но хвалящийся хвались тем, что ра­зу­меет и знает Меня, что Я – Го­с­по­дь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это бла­го­угодно Мне, говорит Го­с­по­дь. На суде Божием не помогут людям ни вся их мудрость, ни сила, ни богатство. Поэтому не в этих преимуществах нужно искать для себя опоры, а в познании Господа. Кто не хочет творить волю Божию, для того не принесет пользы и обрезание. Иер.9:25 .  Вот, при­ходят дни, говорит Го­с­по­дь, когда Я по­сещу всех обрезан­ных и необрезан­ных: «Обрезанных и необрезанных» – правильнее: обрезанных, но (в тоже время можно сказать) – необрезанных. Пророк предрекает гнев Божий тем, которые телесно обрезаны, но в то же время ведут нечистую жизнь, для которых поэтому внешнее обрезание не составляет действительного знамения общения с Богом и потому не может их гарантировать от суда Божия, угрожающего грешникам. Иер.9:26 .  Египет и Иудею, и Едома и сыновей Аммоновых, и Моава и всех стригущих волосы на висках, обита­ю­щих в пустыне; ибо все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезан­ным сердцем. Египтяне издревле совершали обряд обрезания. Точно также и родственные евреям едомитяне, аммонитяне и моавитяне имели у себя в эпоху Иеремии обряд обрезания. Впрочем впоследствии у едомитян, этот обряд вышел из употребления и только Иоанн Гиркан принудил их восстановить его. – «Стригущие волосы на висках» – это арабы, совершавшие этот обряд с целью угождения богам своим. – «Эти народы необрезанны», т. е. с вашей точки зрения, их обрезание не имеет никакого значения и не делает их участниками теократической жизни. Точно также и иудеи не могут надеяться на свое обрезание, потому что у них не обрезано сердце, т. е. они далеки сердцем от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

18После того выйдет он к жертвеннику, что пред Господом, и свершит обряд очищения и над ним тоже: взяв крови быка молодого и козла, должен будет помазать ею вокруг каждый из рогов жертвенника 19и покропить семь раз с пальца той же кровью на жертвенник — и так очистит его от нечистоты сынов Израилевых и освятит. 20Завершив обряд очищения Святая святых, Шатра Откровения и жертвенника, выведет вперед Аарон живого козла, 21возложит обе руки свои на голову того козла и в смиренном покаянии провозгласит над ним все беззакония сынов Израилевых, все преступления их, все их грехи. Так переложит Аарон всё это на голову козла и отправит того с нарочным в пустыню, 22дабы унес козел на себе все беззакония сынов Израилевых в землю необитаемую. Там, в пустыне, козла нужно отпустить. 23 После этого пусть войдет Аарон в Шатер Откровения, снимет льняные одежды, которые надевал перед тем как войти в Святая святых, и там их оставит; 24на святом месте вновь омоет он тело свое водой и, надев прежние одежды свои, выйдет, дабы совершить всесожжение за себя и за весь народ и восстановить тем свое и народа единение с Богом. 25Жир от жертвы за грех надлежит ему сжечь, в дым обратить на жертвеннике. 26Равно и тот, кто увел козла, к отпущению предназначенного, должен выстирать одежды свои и омыть свое тело водой. Только потом может он войти в стан. 27 Оставшееся от быка и козла, которых принесли в жертву за грех и кровью которых совершено было в Шатре очищение Святая святых, должно вынести за стан и сжечь их там: шкуры сжечь, мясо и все внутренности с нечистотами в них. 28Человеку, сжигающему всё это, также надлежит выстирать одежды свои и омыться, а после того он может вернуться в стан. 29Да будет для вас это установление вечным: в десятый день седьмого месяца смиряйте себя , никто в сей день работать не должен – ни исконный израильтянин, ни переселенец, живущий среди вас, 30потому что в этот день обряд очищения должен совершаться ради вас, чтобы вас очистить; и будете вы чисты перед Господом, избавленные от всех грехов ваших.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

IV. Совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника (ст. 20), 229 первосвященник должен был, согласно постановлениям 16 гл., привести живого козла, для того чтобы возложить на него грехи всего народа, и отослать в пустыню. Обряд отослания живого козла в пустыню, или, лучше сказать, обряд козла отпущения, начинался раньше очищения святилища, скинии собрания и жертвенника. Он начинался непосредственно после бросания жребиев, относительно предназначенных в жертву козлов. Бросив жребий, первосвященник должен был одного козла поставить у входа скинии для принесения в жертву, другого же, «на которого вышел жребий для отпущения», он должен был «поставить живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение, и отослать его в пустыню» (ст. 10). Так как отослание козла в пустыню должно было совершаться после очищения скинии и народа, то автор 16 гл., указав кратко в 10 ст. на отпущение козла в пустыню, не говорит подробно, как совершалось это отпущение, но начинает излагать постановления относительно скинии и всего народа. И только после изложения постановлений об очищении скинии и народа, он указывает как совершалось отпущение козла. «Приведет Аарон живого козла, – читаем здесь, – и возложит обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов израилевых и все преступления их, и все грехи их, и возложит их на голову козла,·и отошлет с нарочным человеком в пустыню. И понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую; и пустит он козла в пустыню» (20:2). Таким образом, обряд козла отпущения состоял в совершении над ним очищения, в возложении на голову его рук, исповедании грехов, возложении их на голову козла и, наконец, в отослании козла в пустыню . В чем состояло очищение, совершавшееся, согласно 10 ст., над козлом отпущения, об этом между толковниками существует разногласие. Выражение: , содержащее постановление об этом очищении, настолько неопределенно, не ясно и трудно для истолкования, что некоторые считают его поздним, неудачным комментарием.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

Ведь Церковь живет и развивается, но ее миссия — являть Истину — остается неизменна. Если мы оглянемся вглубь церковной истории, то увидим, что этот путь был очень непростым, но трудности обогащали церковь духовно: оттачивалось богословие, развивалось богослужение, приходил опыт. «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, — говорил апостол Павел, — дабы открылись между вами искусные» ( 1Кор.11:19 ). Церковь умеет возрождаться. Глядя на восстановленные храмы, еще раз убеждаешься в этом. Верится, что проблемы и вопросы, в том числе и затронутые здесь, со временем разрешатся. Правда, это во многом зависит от нас самих. Невозможно описать в нескольких страницах всю глубину и красоту церковного богослужения, традиции. Ее можно только прочувствовать. Эта красота пленяет, преображает души и жизни. Но особо радостно, что красота богослужения, обряда — сугубая, ведь обряд — не то лишь, что мы видим своими глазами. Каждый раз, ставя свечку, идя в храм с веточкой вербы или корзинкой плодов, вспомним об этом. Я надеюсь, что кому-то мои размышления помогут в этом, заставят взглянуть на Церковь глубже, задуматься, зачем она предлагает обряд, что ждет в ответ. Пусть обряд будет не духовной подменой, но дополнением, полнотой веры, надежды, любви. Ведь истинная добродетель всегда ищет своего выражения. Человек возник от избытка Божией любви, любовь к невесте заставляет юношу писать стихи и дарить цветы. Мне всегда было немного жаль протестантов, так и не понявших красоты православной традиции. Конечно, «Бог не требует служение рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду», не требует, ибо этого и невозможно требовать. Как нельзя требовать себе цветов, внимания, стихов, но «любовь… всего надеется»… «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» ( Мф.26:6-13 ). Рекомендуемые статьи

http://azbyka.ru/kuda-devat-kocheryzhku-...

Всякое сокращение Богослужения, если таковое теперь, по человеческой немощи, лености, отсутствию молитвенного горения и должного духовного подъёма, неофициально допускается, должно быть разумным – таким, чтобы при этом не страдала целостность и полнота того назидания, которое Св. Церковь , как наша заботливая Мать, в этом богослужебном чинопоследовании нам предлагает. 191. ВОПРОС: Почему у нас память св. Великомученицы Екатерины празднуется 24 ноября, а у греков – 25 ноября? ОТВЕТ : Известны три жития св. великомученицы Екатерины. Одно из них, принадлежащее Метафрасту, указывает днём мученической кончины св. Екатерины 25 ноября, что и принято греками. 192. ВОПРОС: Как Православная Церковь рассматривает обряд обрезания у иудеев? В связи с тенденцией, которая наблюдается в американских госпиталях, из соображений, якобы, гигиены, обрезывать новорожденных младенцев, вопрос этот ныне становится весьма актуальным. 1 . Допустимо ли обрезание с религиозной точки зрения? 2 . Какие могут быть последствия с физиологической точки зрения? 3 . Может ли отразиться эта операция на психике ребенка? ОТВЕТ : Обряд обрезания у иудеев в своё время – в эпоху Ветхого Завета имел великое значение и совершался над всеми младенцами мужеского пола в 8-ой день по рождении их, В ЗНАМЕНИЕ ЗАВЕТА БОГА С АВРААМОМ, как с родоначальником избранного народа Божия, каковым были иудеи в Ветхом Завете. «Авраам был девяносто девяти лет, и Господь явился Аврааму и сказал ему: Я БОГ ВСЕМОГУЩИЙ: ХОДИ ПРЕДО МНОЮ И БУДЬ НЕПОРОЧЕН, И ПОСТАВЛЮ ЗАВЕТ МОЙ МЕЖДУ МНОЮ И ТОБОЮ... ЗАВЕТ ВЕЧНЫЙ В ТОМ, ЧТО Я БУДУ БОГОМ ТВОИМ И ПОТОМКОВ ТВОИХ ПОСЛЕ ТЕБЯ... ТЫ ЖЕ СОБЛЮДИ ЗАВЕТ МОЙ, ТЫ И ПОТОМКИ ТВОИ ПОСЛЕ ТЕБЯ В РОДЫ ИХ... ДА БУДЕТ У ВАС ОБРЕЗАН ВЕСЬ МУЖЕСКИЙ ПОЛ... И СИЕ БУДЕТ ЗНАМЕНИЕМ ЗАВЕТА МЕЖДУ МНОЮ И ВАМИ " (см. Быт.17:1–14 ). Это повеление об обрезании было повторено затем Моисею, как вождю избранного народа Божия, что видно из кн. Исх.12:44 и кн. Лев.12:3 . С тех пор иудеи с особой точностью и тщательностью соблюдали этот обряд обрезания. Обрезание стало главным посвятительным актом, обязательным для каждого мужчины-израильтянина, желающего быть полноправным членом избранного народа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Господь вывел учеников " из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога " . Они пребывали непрестанно в храме и поэтому облеклись силою свыше. Почему только в храме можно облечься силою свыше? Ведь Бог-то везде: вышел в поле - там Бог, выехал в море - там Бог, на ракету сел, на Луну прилетел - и там Бог. Даже в аду кромешном - и там Бог, только не ощущаем теми, кто в нем пребывает. А почему только в храме мы можем благодать себе усвоить? Да потому, что Господь сказал: " Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них " . Когда мы собираемся в церкви, Господь присутствует, потому что мы здесь совершаем таинства. В церкви вообще все таинство - молитва, например. Стоит человек, осеняет себя крестным знамением и кланяется. Тот, кто никогда не видел православного христианина, скажет, что он с ума сошел, или гимнастику делает, или еще что-то. Это потому, что ему доступно только внешнее, а внутреннее - что в этот момент человек к Богу обращается, а Бог отвечает - он не видит; не видит этого разговора между человеком и Богом, а видит только обряд. В переводе на русский язык " обряд " значит " одежда " . И что этот обряд обряжает, одевает? Некую невидимую часть происходящего. Покаяние видно глазами? Нет. Мысли человека видно глазами? Нет. Человек подходит ко Кресту и Евангелию, кается в своих грехах, какие-то слова произносит - видно, как сердце его очищается? Нет, не видно. Священник покрывает его епитрахилью, читает над ним молитву. Внешне самое обычное действие, а что происходит в этот момент невидимо? Если человек называет грехи, но в них не кается, то как он пришел с черным сердцем, так с черным и ушел. Если человек подошел с пятью грехами, а раскаялся только в одном, значит, эта чернота чуть-чуть убавилась. Если человек подошел с пятью грехами, четыре исповедовал, а пятый утаил сознательно - чернота эта увеличилась вдвое. Одно дело не исповедовать по забывчивости, по неразумению - выпало у человека из головы или он не может еще раскаяться, не чувствует греха,- а другое, если человек сознательно утаивает грех, по разным причинам: стесняется, боится, еще какие-то у него глупые соображения. В таком случае грех становится сугубым, то есть двойным, увеличивается. И это все происходит невидимо для глаз, поэтому и называется таинством.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Известно, что обрезание служило показателем искренности человека по отношению к исламу. Так, например, в случае возникновения подозрения относительно новообращенного неараба, по приказу судьи подозреваемого подвергали обследованию на наличие обрезания. Если он оказывался необрезанным, то это рассматривалось как материальное доказательство неискренности его действий или слов в адрес исламского вероучения. Хотя считается, что «если человек искренне засвидетельствовал, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад Его Пророк (мир ему и благословение Аллаха), то он является мусульманином, вне зависимости от того, обрезан он или нет» 169 . Сами мусульмане признают этот обряд неудобным для принимающих ислам, и считают, что он способен оттолкнуть приходящих к ним. В частности эту мысль высказал омейядский халиф VIII века Омар ибн Абдулазиз. После того, как он написал наместнику в Хорасан аль – Джариху ибн Абдаллаху аль – Хаками о том, что если те, которым положено выплачивать джизью (налог на веру, выплачиваемый немусульманами, проживающими в исламских государствах), будут обращаться в ислам, то этот налог будет с них снят, он услышал замечание от одного из придворных Хорасана, который спросил, а что будет, если ты (халиф) заставишь их совершить обряд обрезания? На что Омар ответил, что тем самым он только оттолкнет их от ислама. Но если принять их без обрезания и дождаться, когда они станут искренними и преданными мусульманами, то они сами поспешат совершить этот обряд. Также одним из приемлемых для мусульман аргументов в пользу обрезания служит пример патриарха Авраама, который получил от Бога заповедь об обрезании: «Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол... Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его. А Измаил, сын его, был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его» ( Быт.17:10,24 – 26 ). Мусульмане же считают, что Авраам совершил себе обрезание в восемьдесят лет (Бухари и Муслим). А.П.Лопухин в своем комментарии на этот библейский стих замечает, что «живым памятником этого служит сохраняющийся у арабов – потомков Измаила, и других магометанских народностей обычай обрезания мальчиков по достижении ими тринадцатилетнего возраста» 170 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Казалось бы, это омовение было ни к чему: им уже достаточно было преподано самых возвышенных уроков и показано великих чудес. Господь воскресил праведного Лазаря, Господь вошел в Иерусалим, и ученики, как и весь народ, слышали голос Небесного Бога Отца, подобный грому, сказавший о Сыне: И прославил и еще прославлю ( Ин. 12, 28 ). Но, оказывается, нужен был еще и такой урок, в виде странного поступка – омовения ног Своим ученикам. Спаситель хотел не только учить апостолов смирению, но и показать им пример истинного смирения, чтобы этот пример жил в их сердцах, чтобы они всегда помнили, как Сын Божий – их Творец – умыл ноги своему падшему творению. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то (по-славянски: есмь бо. – Схиигум. А.). Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам ( Ин. 13, 12–15 ). Обряд омовения ног, о котором здесь идет речь, у древних христиан был очень распространен. Он совершался также и в некоторых древних монастырях, например в палестинских обителях. Иоанн Кассиан Римлянин рассказывает, что в этих обителях братия делилась на две «чреды»: одни несли послушания, а другие пребывали в молитве. Когда заканчивалась седмица, те братья, которые несли послушания, умывали ноги тем, которые молились, после чего они менялись местами: молившиеся вступали в свою череду служения, а остальные пребывали в молитве. И так братья смирялись друг перед другом. Вам, конечно, известно, что обряд омовения ног совершается и сейчас: в Иерусалиме в Великий четверг патриарх умывает ноги митрополитам, епископам и архимандритам в воспоминание омовения Спасителем ног ученикам. После этого воспоминаются молитва Господа в Гефсиманском саду, сон учеников и предательство Иуды. Иногда этот обряд в Великий четверг в сокращенном виде совершается и некоторыми русскими православными архиереями.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010