Пишите к вашему государю, чтоб поскорее присылал подтвердительную грамоту и выводил войска свои из Польши: этим он зажмет рот неприятелям своим». Шафиров не нуждался в советах визиря, чтоб умолять свое правительство о скорейшем исполнении турецких требований; он писал также, что надобно задарить хана крымского и бендерского пашу, вредных своею враждою к России, послать французскому королю жалобу на его министра в Константинополе, постоянно действующего в пользу Карла XII; писал, что Рагоци венгерский также враждебен России, и потому надобно его схватить и послать соболей ловить, объявивши цесарю, что это делается для него; писал, что бывшего господаря Кантемира надобно взять из Харькова куда-нибудь подальше, чтоб неприятели не знали, где он, и не внушали Порте ничего противного о царском величестве, а Кантемиру по его прежним поступкам в Константинополе верить нечего, потому что и на патриарха, и на брата своего, и на валахского господаря доносил много раз; Шафиров писал, чтоб не доверять ни господарю валахскому, ни патриарху иерусалимскому, потому что оба турецкие приятели, и патриарх уже был назначен козацким патриархом. «Изо всех греков, – доносил подканцлер, – ни мы, ни Петр Андреевич не сыскали приятеля, ни доброго человека, и бегут от нас, как от чумы». Довериться было некому, а враги действовали постоянно и ловко. Шведский посланник писал великому визирю, что интересы Порты и Щвеции одинаковы, потому что Москва им обоим злой враг; она с каждым днем усиливается; известно, что царь хочет быть императором греческим, беспрестанно увеличивает свое войско, беспрестанно обучает его воинской дисциплине; его намерение – одолев шведов, начать войну с Портою, причем крепко надеется, что как только приблизится к границе, то все христианские подданные султана перейдут на его сторону. Этот замысел его явен: курфюрст саксонский восстановлен им в Польше с условием, чтоб уступил ему провинции, находящиеся на границах оттоманских, т. е. Подолию, Украйну, Волынь и половину Литвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

С. 224. …кроме вынужденной работы, в каторжной жизни есть еще одна мука — вынужденное общее сожительство. — Мысль высказана уже в письме Достоевского 1854 г. к Н. Д. Фонвизиной; она же звучала в «Дополнении» ко второй главе «Записок», поданном писателем в цензурный комитет, где острог сравнивался с телегой, наполненной грызущейся сворой собак. 111 С. 225. …от шестириковой сальной свечи. — Так назывались свечи, продававшиеся на вес, по шести на фунт. 112 С. 225. …язевый лоб! — Язевый — клейменый. 113 С. 226. …в нем фартикультяпности нет. — Фартикультяпный — сделанный ладно, хорошо (см.: Достоевский: Материалы и исследования. Л., 1985. Т. 6. С. 228). 114 С. 226. …птица каган. — По народным поверьям — вещая, в просторечном языке арестантов омского острога — важная птица. 115 С. 227. …крыночная блудница — прозвище тех, кто попал в Сибирь за пустяковую вину. 116 С. 227. …простокишу поел — т. е. бежал из острога и тут же был пойманным. 117 С. 228. …форштадт (нем. Vorstädt) — предместье, слобода. 118 С. 228. Чума бендерская! — Народное наименование эпидемии чумы, свирепствовавшей в 1765–1772 гг. в г. Бендеры. 119 С. 231. … кондуктор. — Кондукторами в военно-инженерных частях назывались унтер-офицеры. 120 С. 231. …дворян они не любят — съесть рады. — Слова Аким Акимыча почти дословно повторяют строки из письма Достоевского к брату от 30 января — 22 февраля 1854 г.: «…нас, дворян, встретили они враждебно и злобною радостию о нашем горе. Они бы нас съели, если б им дали». 121 С. 232. …из кантонистов. — Кантонист — солдатский сын, со дня рождения числившийся за военным ведомством и обучавшийся в низшей военной школе. 122 С. 234. Сельница — лоток. 123 С. 234. …две «суфлеры»… — Суфлеры — принятое среди арестантов название женщин легкого поведения. 124 С. 234. …люди набухвостили — налгали, насплетничали. 125 С. 235. Хоть без ребрушка ходить, да солдатика любить! — Двустишие из народной плясовой песни любовного цикла. 126 С. 235. В брюхе-то у меня, братцы, сегодня Иван Таскун да Марья Икотишна… — Этнограф С. Максимов писал, что так называли в арестантской среде болезни, зависящие от дурной и преимущественно сухой, «без приварка» пищи (Максимов С. В. Сибирь и каторга. 3-е изд. СПб., 1900. С. 161). 127

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Прием 2009: итоги, проблемы, перспективы Казалось бы, что проще: посчитали (да и то не сами, а компьютер), рекомендовали – получили оригиналы – зачислили – посчитали, сколько мест осталось – снова рекомендовали. На самом деле, все оказалось куда сложнее и гораздо менее предсказуемо. 20 августа, 2009 Казалось бы, что проще: посчитали (да и то не сами, а компьютер), рекомендовали – получили оригиналы – зачислили – посчитали, сколько мест осталось – снова рекомендовали. На самом деле, все оказалось куда сложнее и гораздо менее предсказуемо. Завершился набор 2009 года – первый общероссийский прием по результатам единого государственного экзамена .  Заместитель ответственного секретаря приемной комиссии филологического факультета МГУ доцент Анна Валерьевна Архангельская рассказала порталу « Православие и мир » о завершившемся наборе студентов по новому принципу. — Анна Валерьевна, какие изменения принес прием по ЕГЭ в работу приемной комиссии? Поскольку хочется начать с чего-нибудь хорошего, надо отметить, что многие экзаменаторы этим летом впервые за долгие годы получили возможность полноценно отгулять свой отпуск в июле-августе, не дробя его на части и не «захватывая» начало учебного года. Увы, нельзя сказать того же о работе приемной комиссии. Напротив, приемная кампания, обычно благополучно заканчивавшаяся к концу июля – самому началу августа, в этом году длится вплоть до начала учебного года. Анна Архангельская. Фото Евгения Бендерского, источник: polit.ru Казалось бы, прием по ЕГЭ, возможность послать документы почтой – все это должно было превратить сотрудников приемных комиссий в чистых бюрократов, перебирающих бумажки. Казалось бы, что проще: посчитали (да и то не сами, а компьютер), рекомендовали – получили оригиналы – зачислили – посчитали, сколько мест осталось – снова рекомендовали. На самом деле, все оказалось куда сложнее и гораздо менее предсказуемо.  Например, первые списки рекомендованных к зачислению на филологический факультет МГУ, факультет журналистики, факультет иностранных языков, в РГГУ, РУДН, ИРЯП, МПГУ и еще целый ряд вузов содержали достаточно большое количество пересечений. В результате КПД зачисления по первой волне оказался довольно низким (даже в университете по ряду специальностей были результаты в районе 50-60% от бюджетного плана приема). В дальнейшем приходилось учитывать эти пересечения при планировании дальнейших рекомендаций, чтобы в результате все-таки выйти из ситуации без потерь.

http://pravmir.ru/priem-2009-itogi-probl...

Как правило, старообрядцы селились в предместьях городов. В Хотине (ныне Черновицкой обл., Украина) они положили начало Магале Кацапской, Магале Русской, Румле и хутору Каменный Яр, в Кишинёве населяли Буюканы, Б. и М. Малину, др. районы, в Бендерах - Протягайловку, Липканы, Борисовку, Гиску, в Аккермане - Турлаки, Шабу, Папушой, в г. Рени - Липованы, в Кагуле - Липованку, в Измаиле - Ст. и Нов. Некрасовку. После окончания русско-тур. войны 1768-1774 гг. гр. П. А. Румянцев пригласил живших в Молдавском княжестве старообрядцев переехать в Россию, в Очаковскую обл., в результате чего из Османской империи переселилось более 6,5 тыс. староверов. После заключения в 1791 г. Ясского мирного договора, когда России отошло левобережье Днестра, выходцы из старообрядческих сел Клинцы, Красный Яр, Плоское, Калиновка Елисаветградского и Александрийского уездов Херсонской губ. поселились в Тирасполе, где создали улицы, получившие названия от тех населенных пунктов, из к-рых они вышли, в частности Красноярскую, Клинцовскую, Красноярскую Балку. Миграция из российских губерний в Бессарабию усилилась после завершения войны 1806-1812 гг. Особенно резко увеличилась численность населения в Измаильском, Аккерманском и Бендерском уездах. В 1819 г., во время учреждения военных поселений, было решено вывести из Елисаветградской пров. всех старообрядцев, несогласных подчиниться военному командованию, в результате чего в Малаештскую вол. Тираспольского у. переселились 794 чел. из с. Плоского, 729 чел. из Дмитриевки, 96 чел. из Уховки. 825 чел. стали проживать в селах Слободзея, Яска, Троицкое, Беляевка и Калаглея. В 1821-1822 гг. в Тираспольском у. старообрядцы основали с. Плоское с 754 жителями. Позже выходцами из этого села был создан хутор Скиток. В нач. ХХ в. в Плоском насчитывалось 7340 жителей. Формирование большинства старообрядческих общин в Юж. Бессарабии относится к нач. XIX в. В это время липоване получили от турецкого правительства право на свободное вероисповедание, благодаря чему появился ряд старообрядческих общин: Мирненская (1802), Приморская (1805), Муравлёвская (1807). Самыми древними сообществами староверов этого региона считались Вилковская и Мануйловская общины (последняя находилась в румын. части М.).

http://pravenc.ru/text/2564036.html

13 янв. румын. войска заняли Кишинёв. 27 марта (9 апр.) 1918 г. Краевой совет проголосовал за объединение Молдавской Демократической Республики с Румынией в качестве автономии. 22 апр. 1918 г. декретом кор. Фердинанда I на территории региона было распространено действие румын. законов, были созданы новые органы власти (полиция, суды, прокуратура, военные трибуналы). Бессарабия в составе Румынии (1918-1940) В годы первой мировой войны территория Бессарабии, в отличие от Румынии, не подверглась оккупации войсками Центральных держав, но ее экономика понесла значительные потери в результате эвакуации части промышленных предприятий и разрушения сельского хозяйства в период анархии и грабежей 1917 - нач. 1918 г. Основой экономики края оставались сельское хозяйство и мелкая полукустарная промышленность, в основном перерабатывающая сельхозпродукцию. Поэтому первоначальной задачей социально-экономической политики в Бессарабии было проведение аграрной реформы, разработку к-рой начал еще Краевой совет в 1918 г. Реформа завершилась принятием парламентом Румынии закона от 11 марта 1920 г., по к-рому было предусмотрено наделение крестьян землей за выкуп в размере 6 га: за счет экспроприации земель в имениях, превышающих 100 га, государственных и земель правящей династии, принадлежавших иностранным гражданам, и др. 29 марта 1923 г. была принята конституция, которая узаконила статус Бессарабии в составе Румынии. Законом от 14 июня 1925 г. была установлена единая адм. система для всей Румынии. Территорию Бессарабии разделили на 9 уездов: Бельцкий, Кагульский, Четатя-Албэ (ныне Белгород-Днестровский), Хотинский, Лэпушна (с центром в Кишинёве), Измаильский, Оргеевский, Сорокский, Тигина (Бендерский). Уезды управлялись муниципальными советами во главе с префектами. Политическая жизнь Бессарабии характеризовалась возникновением ряда местных партий и политических группировок, к-рые эволюционировали в направлении интеграции в единую политическую систему страны. В политической жизни Румынии проявили себя многие выходцы из Бессарабии, такие как П.

http://pravenc.ru/text/2564036.html

Действовать заодно с французским посланником оказалось неудобно, потому что этот посланник начал действовать против России. Весною 1707 года Толстой дал знать, что французский посланник получил от своего короля приказание поссорить Порту с Россиею, не щадя никаких иждивений: посланник согласился тайно с ханом крымским, который и прислал в Константинополь своего визиря с просьбою позволить татарам идти на помощь полякам, которые в союзе с шведами. Хан писал, что он не смеет и не хочет доносить Порте ничего о делах московских, потому что за такие донесения отец его и брат пострадали, но и молчать ему больше нельзя, потому что государь московский уже пришел к ним в близкое соседство, овладел ключом Крымского острова – Каменец-Подольским и теснит Крым с двух других сторон – азовской и запорожской, так что татары не знают – чего им больше ждать? Французский посол, с своей стороны, неусыпно промышляет как у визиря, так и в султанском доме, разослал письма к ближним султановым людям. «Узнавши об этом, – писал Толстой, – я разослал от себя письма к тем же султанским ближним людям, потому что дело это надобно делать очень тайно; не надеюсь, впрочем, чтоб мои письма были приняты с такою же любовию, как французские, потому что французский посланник посылал свои письма вместе с богатыми подарками, а турки имеют такой обычай, что отца родного и веру за подарки продать готовы. Теперь турки в раздумье, и на которую сторону склонятся – Бог ведает. Признали полезным послать к русским границам, в город Бендеры, Юсуф-пашу, господаря молдавского и валахского, также румельских тамариотов и других служилых людей из Румилии под предлогом перестройки бендерской крепости, а в самом деле опасаются внезапного нападения. Это мне не нравится, ибо ясно, что начинают верить лжам французского посла и бредням татарским: также послали указ крымскому хану, пашам в Софию, Очаков, Керчь и другие места, чтоб были осторожны. Прибавил мне тягость Юсуф-паша силистрийский, писал к Порте, что московской границы без войска оставить нельзя; это письмо привело Порту в большое сомнение, потому что прежде он так не писывал».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Во время похода Миниха к Очакову фельдмаршал Ласси с 40 000 войска совершил блистательный поход в Крым через Сиваш вброд, к удивлению и своих генералов, и неприятеля: и те, и другие почитали такое дело невозможным. Он прогнал хана, думавшего загородить ему путь, взял и разорил город Карасубазар, в котором было до 6000 домов, распустил отряды, истребившие до тысячи татарских деревень и набравшие много скота и овец, и вернулся на Молочные Воды, а оттуда в октябре перешел в Слободскую Украину, где расположил свое войско по берегам Донца и его притоков. Взятие Очакова произвело в Константинополе волнение и страх. Сменили великого визиря, на его место назначили бывшего бендерского сераскира, а новому бендерскому сераскиру Генц-Оли-паше разом с татарским ханом велено добывать Очаков. Миних, услыхавши об этом, послал туда подкрепление, но Штофельн, не дождавшись от главнокомандующего вспоможения, заставил турок снять осаду. Очаков, находясь в руках покоривших его русских, продолжал пребывать в разорении; недоставало строительных материалов; судоходный подвоз всего необходимого происходил медленно. Между людьми, составлявшими гарнизон, появились смертоносные болезни от массы гниющих трупов, и людских, и скотских. Число солдат из восьми тысяч, оставленных там генерал-фельдмаршалом, осталось только пять тысяч, да и из тех до тысячи человек было больных и неспособных к бою. С войском в таком положении пришлось Штофельну встретить турок, появившихся 29 октября (н. с.). Они беспрестанно палили и метали бомбы в крепость; русские оборонялись упорно и деятельно, терпя всевозможные лишения: большая часть их должна была постоянно находиться под открытым небом в дождливую и сырую погоду за недостатком помещений. Но и положение турок было малым легче: их мучила осенняя дождливая погода, распространялись болезни и смертность, пропадала отвага. Десять тысяч их бежало, несмотря на то, что за побеги грозили им смертью и нескольким пойманным беглецам отрубили головы на страх прочим. Наконец, 10 ноября (н. с.) они все ушли от Очакова, покинувши в добычу русских свой огнестрельный запас.

http://sedmitza.ru/lib/text/435702/

Между тем два батальона Одесского полка с батареей продолжали наступление до гребня высот, восточнее Пиргоса, как вдруг против правого фланга показалась турецкая цепь и батарея попала под сильный огонь. Выдвинутое положение генерала Цитлядзева становилось опасным; в виду этого он приказал войскам постепенно отходить на мечкинскую позицию. Во все время боя между Мечкой и Пиргосом, части нашей кавалерии действовали успешно на флангах. Почти одновременно с атакой мечкинской главной позиции, турки атаковали наш авангард у Чесме. Оттеснив его, неприятель направил почти все силы против нашего правого фланга на трестеникской позиции (от 36–40 батальонов). Командование правым флангом Трестеникской позиции было поручено генералу Фофанову, левым флангом – полковнику Бранту, а центром – генералу Корево. Генерал Фофанов, после упорного отстаивания передовых ложементов, вынужден был, однако, уступить напору турецких войск и отойти на главную позицию. Неприятель выказывал явное намерение охватить наш правый фланг, но к счастью, в это время дело у Мечки было окончено. Около трех часов пополудни стал подходить Бендерский полк и виднелся уже вдали Тираспольский. Тогда Генерал Фиркс приказал бессарабским батальонам перейти в наступление, а генерал Тимофеев, с своей сторы послал приказание Бендерскому полку поддержать Бессарабцев. Бывшие впереди Украинские батальоны также снова двинулись вперед. Турки почти мгновенно были выбиты из ложементов и обращены в беспорядочное бегство. Бессарабцы атаковали турок по направлению на Иован-Чифтлик. Неприятель думал остановить это движение массою выпускаемых пуль, но бессарабские батальоны дружно шли вперед, охватывая все более и более левый фланг неприятеля. В это время наступили уже сумерки и пошел мелкий дождь. Тем не менее Бессарабцы перешли в решительную атаку. Уступив после долгих усилий напору русских войск на этом пункте, турки еще дружно держались против Одесского и Украинского батальонов, которые вели учащенную перестрелку с ними из-за окопов на левом фланге трестеникской позиции. Когда успех Украинских батальонов на правом фланг достигнул того, что турки сдавали одну позицию за другою, генерал Фиркс приказал полковнику Бранту двинуть в атаку и батальоны Одесского и Украинского полков. По команде Бранта первыми выскочили из ложементов все офицеры, а за ними и люди бросились с криками ура на турок. Дружным ударом обоих батальонов турки были выбиты из-за укрытий и сброшены в Трестеникскую лощину. Атакованные с фронта и фланга, турки не выдержали и перешли в поспешное отступление. Преследование продолжалось до полнейшей темноты.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

К этому же времени было ликвидировано русское городское и земское самоуправление, политическая жизнь в Бессарабии и Буковине полностью контролировалась сигуранцей (румынской службой государственной безопасности). На основании пояснений к закону о гражданстве от 24 февраля 1924 г. часть населения Бессарабии осталась без всякого гражданства. [xxxi] Насильственное ограничение сферы употребления русского языка ярко проявилось и в церковной сфере. В Кишиневской Духовной семинарии и духовных училищах полностью отменили преподавание русского и церковнославянского языков, из храмов изымали книги на этих языках, священникам запрещали совершать богослужения на церковнославянском и проповедовать по-русски. Так, в сентябре 1924 г. командир Бендерской жандармской бригады приказал своим подчиненным добиться неукоснительного исполнения соответствующего распоряжения Министерства по делам религии. В Измаильском уезде, где русские и украинцы составляли 70 % населения, командующий румынскими частями с целью контроля приказал священникам не начинать богослужения до прибытия жандармов и совершать его только в их присутствии. Требование совершать службы на румынском языке распространялось и на чисто русские приходы, в начале 1920-х гг. на русском позволялось читать лишь епитимьи и одну молитву (позднее и это было запрещено). Одновременно начала проводиться этническая чистка духовенства: местные священнослужители заменялись на приехавших из Румынии. [xxxii] Однако основная часть православных священнослужителей, в том числе молдаван, сопротивлялась румынизации. Первоначально они продолжали служить на церковнославянском языке и даже отказывались поминать за богослужением короля и Румынский Синод. Многие верующие до середины 1920-х гг. также бойкотировали богослужения на румынском языке. Так, в частности в 1919 г. полиция Бельцкого уезда сообщила своему начальству, что «молдаване враждебно относятся к румынской администрации, избегают румынского духовенства... священникам угрожают, когда они упоминают в церкви имя короля». [xxxiii]

http://bogoslov.ru/article/656120

В этом смысле город Бендеры имеет особое значение. Это был оплот тех, кто долгие годы контролировал эти земли. Даже сейчас впечатляют эти валы, эти стены. Даже, наверное, сейчас, имея современную военную технику, пришлось бы жертвовать людьми, чтобы взять эти укрепления. Что же говорить о тех временах, когда нужно было сражаться лицом к лицу с врагом, когда нужно было употреблять физическую силу, чтобы победить. Мы не должны забывать об этих подвигах. Мы не должны забывать о тех последствиях, которые жертвенный подвиг русского солдата принес на эти земли, на Балканы, в Грецию, когда русские солдаты своими жизнями защитили, в том числе, и Европу. Если бы не самоотверженный подвиг русских, то неизвестно, какой была бы сегодня Западная Европа. Это имеет отношение и к войнам с Наполеоном, и особенно ко Второй мировой войне. Мы никогда не забудем жертв, которые принес русский народ, Россия, в том числе, помогая братьям по вере. И мы призываем наших братьев по вере этого не забывать. Здесь, в Бендерской крепости, воздвигнут замечательный златоглавый храм, посвященный святому благоверному князю Александру Невскому, как память о всех тех, кто душу свою положил за други своя. С особым чувством я освящал памятник святому благоверному князю Александру Невскому, потому что он был одним из тех, кто положил начало постепенному, но реальному освобождению православных земель от многовекового иноземного ига. Я хотел бы пожелать вам всем, мои дорогие жители Бендер, жителям Приднестровья, жителям Молдовы мира и благополучия, чтобы никогда более Днестр не становился линией конфронтации. Я хотел бы пожелать вам всем мира и благополучия и способности жить вместе для того, чтобы данная один раз каждому человеку от Бога жизнь была наполнена миром и радостью, Божественным светом. Я благодарю всех вас за хранение веры православной, за верность Русской Православной Церкви и надеюсь, что и дальше общими силами, слагая разные усилия — и духовные, и политические, и экономические, мы все будем содействовать процветанию Приднестровья и Молдовы, процветанию многонационального народа, который здесь живет.

http://foto.patriarchia.ru/church/sinoda...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010