Пришествие Господа Иисуса на суде будет уже не то, что пришествие Его на землю для спасения нашего. Оно будет величественное и грозное, так что смятенная ужасом вселенная примет новый вид. Сын Божий явится, окруженный сонмом ангелов, в полном величии славы Сына Божьего. « Увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою » (Матф. 24:30), « во славе Отца Своего с Ангелами Своими » (Матф. 16:27). « И увидел я » говорит тайновидец, « великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места » (Апок. 20:11). Цари земные и вельможи, наравне с последними рабами, с ужасом и воплем обратятся к горам и камням и возопиют, « падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? » (Апок. 6:16–17). Друзья мои! Может ли мысль обнять славу Бога, являющегося в грозной правде своей? Может ли сердце теснее вместить весь ужас, которым дрогнет вся вселенная от явления сей славы беспредельного? Покайся, омойся слезами, бедная душа моя; обратись к Господу Богу твоему, да правда сокрушенной веры поддержит тебя бедную в день гнева и откровения суда Божьего. Какой суд! Какой всеобъемлюший суд! От земли до ада область его; от людей до духов падших все явятся выслушать последнее изречение о вечной, непременяющейся вечности (Иуд., гл. 6; 1Кор. 6:3 ). Живые и мертвые, язычник и иудей, верующий и неверный, — люди всех времен и всех стран предстанут дать ответ в делах своих (Рим. 6–12; Деян. 10:42; 17:31 ). Как много здесь между нами таких, которые согласятся лучше умереть, чем вынести обличение в грехе пред подобными себе! Какой же ужас поразит этот лицемерный стыд или, точнее, это нечестивое самолюбие, когда перед целой вселенной откроются темные дела? Смирись, бедная душа моя, открой искреннее посреднику между тобой и Богом грехи твои, чтобы не подвергнуться тебе позору всемирному. Содрогается сердце, трепещет внутренность, когда представим, что там обнаружены будут все тайные и явные дела наши. A это будет, несомненно будет. Предметом суда будут все дела наши, добрые и худые, « чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое » (2 Кор. 5:10), и каждому воздастся по делам его (Рим. гл. 6). Злость, обман, ненависть, гнев, хищение, пьянство, нечистоты плотские, гордость, тщеславие — все это будет предано позору. Сколько льется из уст наших слов праздности! Их принимают даже за милые шутки. Там не так будут смотреть. Там за каждое слово праздное придется давать ответ (Матф. 12:36). Все тайные мысли, все тайные намерения, все движения сердечные, все желания, бережно хранимые от глаз другого, — все будут открыты, как бы они ни были черны, как бы ни были грязны, все подвергнутся обличению и суду.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Так и нам необходимо восстанавливать Божественное подобие, которое люди утратили при грехопадении. В этом смысл нашего спасения – восстановить этот древний образ человека, жившего в Раю, через толщу наслоений греховной жизни многих и многих поколений. И когда Господь поможет нам восстановить Свое подобие в нас самих, мы поразимся: какая красота! Как мы смотрим на святых, на их жизнь, мы поражаемся: какая чудесная жизнь! Какая духовная лепота, красота! А просто на самом деле убраны все наслоения, – все наслоения, вся пыль веков снимается с души человека, когда он становится святым. Греховный опыт прошлых поколений уничтожается. И человек становится перед Богом таким, как был в день сотворения. А когда Бог сотворил весь мир и человека, Бог сказал, что все «весьма хорошо». Поэтому то, что мы называем плохим, греховным – это именно наслоения. Поздние наслоения. То есть нам всем надо возвращаться к истокам нашего бытия. И опять читаем: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места» . Здесь мы должны понять, что мы ничего с собой не возьмем в тот мир из материальных вещей этого мира. Все это сгорит. Но единственное, что мы можем взять – это внутренний мир нашей души. И вот в каком состоянии он окажется в момент нашей смерти, и определит наше будущее. Вечное будущее. Если человек переезжает из одного города в другой, он волнуется, переживает: как я там устроюсь?.. Но если не понравится в этом городе, ты можешь вернуться назад. А когда человек перейдет рубеж смерти – он уже не сможет вернуться назад. Вы знаете, как покойники хотят вернуться назад? Как они плачут и хотят, чтобы Господь дал им хотя бы один день, чтобы они его смогли бы прожить по-христиански и покаяться? Вы знаете, как нам завидуют покойники? Помните, как богач молил Авраама: «так прошу тебя, отче, пошли его (Лазаря) в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения» ( Лк.16:27–28 ). Он уже не надеялся, что ему помогут, он за братьев переживал, говорит: «у меня пять братьев». А эти братья как жили? Ну, наверное, как и он. Пиршествовали блистательно, одевались в пурпур, виссон, как сейчас новые русские.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Тогда потекут Ангелы, соберутся лики Архангелов, Херувимы и Серафимы, и все многоочитые 13 с крепостью и силой воскликнут: Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет ( Откр. 4, 8 ). Тогда всякая тварь на небе, и на земле, и под землей с трепетом и крепостью возопиет: Благословен Грядущий Царь во имя Господне! ( Мф. 21, 9 ). Тогда раздерутся небеса, и откроется Царь царствующих, Пречистый и славный Бог наш, подобно страшной молнии, с силой многой и несравнимой славой, как проповедал и Иоанн Богослов, говоря: Се, грядет с облаками небесными, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные ( Откр. 1, 7 ). Какая душа сможет тогда найти в себе столько сил, чтобы стерпеть это? Ибо небо и земля предадутся бегству, как говорит опять Богослов: И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места ( Откр. 20, 11 ). Видел ли ты когда подобный страх? Видел ли подобные необычайные и страшные дела? Небо и земля побегут: кто же после того в состоянии будет устоять? Куда убежим мы, грешные, когда увидим Престолы поставленные и сидящего Владыку всех веков, когда увидим бесчисленные воинства, со страхом стоящие окрест Престола? Вот, постигнет нас, братия, тот день, в который омрачится свет солнечный, и спадут звезды, в который небо совьется, как свиток, загремит великая труба и страшным звуком пробудит всех от века мертвецов; тот день, в который, по гласу Судии, опустеют таибницы 14 ада, в который явится Христос на облаках со святыми Ангелами судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его. Действительно, страшно Христово во славе пришествие! Чудное дело, христолюбцы, увидеть, что небо внезапно раздирается, земля изменяет свой вид, мертвые восстают. Земля представит все тела человеческие, какими приняла их, хотя бы растерзали их звери, пожрали птицы, раздробили рыбы; не окажется недостатка даже и в волосе человеческом пред Судией, потому что каждого преложит Бог в нетление.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/si...

«Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого». Он не мог видеть, чтобы попытаться помочь себе, и он не мог говорить, чтобы призвать других на помощь. Горестно состояние отпавшего от Бога человечества: сатана ослепляет взор веры и заграждает уста молитвы. Исцеление пришло к страждущему непостижимо и внезапно. В Евангелии сказано: Господь «исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть». Когда душа освобождается от власти сатаны, глаза открываются, и видят славу Божию, уста отверзаются, и возносят хвалу Богу. «И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, Сын Давидов?» Да, это Он, и другого не будет! С такою ясностью вдруг открывается путь к познанию Христа, Мессии и Спасителя мира. Мир своею мудростью не познал Бога, и мудрецы оказались посрамлены простецами. «Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского». Как презрительно и как богохульно говорят они о Его чудесах! Они не могут отрицать сам факт чуда. Ясно как белый день, что бесы были изгнаны словом Христовым. И чтобы не допустить неумолимого вывода, что перед ними – Христос, Сын Давидов, они утверждают, что Он изгоняет бесов силой веельзевула, что между Исцелителем и диаволом есть некое лукавое согласие, и бесы сами, никем не изгоняемые, по приказу князя бесовского, уходят. «Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет». Христос знает, о чем мы думаем в любое время. Он знает, что в человеке и видит наши мысли издалека. Христос отвечает на их помышления, исходящие из их глубоко укорененной вражды к Нему. Он говорит об известном законе, что все человеческие общества гибнут вследствие внутренних противостояний. Разделения обыкновенно приводят к разрушению. Отделяясь друг от друга, мы становимся легкой добычей общего врага. Церкви и народы, и в особенности наш русский народ, хорошо знают эту истину по своему печальному опыту. «Всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит». Что касается сатаны, царство его скоро будет разрушено. И не потому, что сатана разделился сам в себе, а потому что приблизилось Царство Божие. И некоторые сыны иудейские, даже из тех, кто не следовал за Христом, именем Христовым изгоняли бесов. «Если Я Духом Божиим изгоняю бесов, – говорит Господь, – Царство Мессии открывается на земле». Все чудеса, которые совершал Христос, свидетельствовали о Его посланничестве от Бога, и это чудо свидетельствовало, что Он послан Богом, чтобы разрушить царство диавола и его дела. Разрушение власти диавола совершается Духом Божиим. Дух Святой, изгоняющий диавола из души человеческой, освящает ее благодатью Своего Царства.

http://pravoslavie.ru/3405.html

Что же Слово Божие говорит о ворах и обманщиках? Оно говорит следующее: «Горе тому, кто без меры обогащает себя не своим» ( Авв.2:6 ). «Горе тому, кто строит дом свой неправдою» ( Иер.22:13 ). «Ни воры, ни лихоимцы – Царства Божия не наследуют» ( 1Кор.6:10 ). «Как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах» ( Ис.5:24 ). Так говорит Слово Божие об участи воров и обманщиков; теперь посмотрим, что скажет о них и пример. Однажды пророк Елиссей исцелил от проказы вельможу Сирийского Неемана. Нееман стал Елиссею предлагать богатые дары за свое исцеление, но Елиссей сказал: «Жив Господь, перед лицом Которого я стою! Не приму». Нееман снова стал принуждать пророка взять дары, но Елиссей и опять не согласился. Нееман ушел. Между тем последний разговор Неемана с Елиссеем подслушал слуга последнего Гиезий и сказал: «Вот, господин мой отказался взять из руки Неемана то, что он приносил. Побегу я за ним и возьму у него что-нибудь». И погнался Гиезий за Нееманом, и, догнав его, сказал: «Господин мой послал меня сказать, что к нему пришли два молодых человека из сынов пророческих и просят дать им талант серебра и две перемены одежд». Нееман дал ему вместо одного два таланта и две перемены одежд, и Гиезий, придя домой, все это спрятал и думал, что о поступке его никто и ничего не знает. Но на самом деле вышло не так. Елиссей сказал Гиезию: «Время ли брать серебро и брать одежды? Зачем ты сделался вором? Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему на век». И вышел Гиезий от него белый от проказы, как снег. Итак, подлинно, воры и обманщики, пожалуй, и жалости достойны, ибо и Слово Божие, и пример убедили нас, что им очень худо бывает и в жизни настоящей, и еще хуже будет в жизни будущей. Но Слово ли только Божие и один ли случай с Гиезием убеждают нас в высказанной истине? Нет, в ней убеждает нас и все, что мы видим на каждом шагу происходящим с ворами и обманщиками. Кто находится в наибольшей ненависти у общества? Воры и обманщики. Кого чаще всего бьют? Воров и обманщиков. Кем переполнены тюрьмы? Ими же. Кто находится под постоянным страхом и ходит, как Каин стеняй и трясыйся? Опять все те же воры и обманщики. Какой урок нам из сего? Тот, конечно, чтобы мы зарабатывали себе хлеб честным трудом, были бы довольны тем, что Господь нам посылает, выкидывали бы из сердец зависть к благосостоянию ближних, с каждым обращались бы искренно, избегали бы всякого обмана и всякой неправды по отношению к ближнему и были бы примером и для других в благожелательстве людям, и в честном и искреннем обращении со всеми. Да, и так должно быть непременно, ибо в противном случае гнев Божий будет с нами и царствия Божия нам не наследовать. Помните же эти грозные слова: «Ни воры, ни лихоимцы – Царства Божия не наследуют!» Аминь. 15-й день

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

15 И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, 16 и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; 17 ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? Комментарий Откр. 6 . Агнец Божий, Который является перед престолом небесным, снимает печати с книги таинств, с книги, в которой записаны будущие судьбы Церкви мира, полные борьбы, катастроф, испытаний и страданий, изображаемых в видении снятия семи печатей. Надо сказать, что апостол Иоанн употребляет число семь в тексте всего Апокалипсиса. Мы уже встречали послания к семи церквам, далее пойдут семь печатей, семь трубных звуков, семь гласов с неба, семь видений. Апокалипсис можно разделить условно на семь больших семерок, потому что он говорит об исполнении времен, о полноте, о том, что будет, когда завершится история мира. Откр.6:1-8 . Первые четыре печати, четыре всадника. Уже в книге пророка Исайи мы видим образы всадников-носителей бича Божия, грозы Божией. Всадники-посланники судеб Божиих изображались также в книге пророка Захарии. Кто же эти четыре всадника в Апокалипсисе? Это изображение тех катастроф, которые постигнут мир, самых трудных, переходных, критических эпох. Первый конь — это Империя. В данном случае — это Римская империя, потому что это конь белый, торжествующий, всадник победоносный, с луком; он впереди. Во времена апостола Иоанна Римская империя объединяла мир. И каждый раз, когда появлялись империи, для церкви наступало тяжелое и трудное время. Второй всадник — рыжий конь — это война. Попытка насильственно объединить людей вместе приводит к нескончаемым войнам и взаимным убийствам. Третья печать, третий всадник — это голод. Конь вороной, всадник, имеющий меру, то есть весы. “И слышал я голос… — хиникс пшеницы за динарий”. В те времена, когда жил апостол Иоанн, повсюду начался массовый голод, больше того — за динарий можно было купить лишь горсточку пшеницы или ячменя.

http://azbyka.ru/apokalipsis/protoierej-...

296 Подобает убо всякому християнину ведати... – Первые главы Домостроя (см. главы 2–5 и 7) содержат выписки из «Стословца» Геннадия, патриарха Константинопольского (в греческом оригинале – сто стихотворных строк). В свою очередь и эти стихи основаны на цитатах из учительных «слов» Иоанна Златоуста . Первые стихи излагают христианский « Символ веры », и сравнение с древнейшим славянским переводом этого греческого текста в Изборнике 1076 года помогает понять, насколько «бытовое христианство» Руси в XVI в. отошло уже от исходных позиций христианской веры (ср. соответствующие места по изданию: Изборник 1076 года. М., 1964, с. 207–209, 237–239, 214, 271–273, 241–244, 257–260, 266–267). 297 ...дора и просфира... – Просвира – белый круглый хлебец из крутого теста, употребляется в православном богослужении; дора, точнее, антидор – часть просвиры. 298 ...с кутьею... с кануном... – Кутья и канун – кушанья при поминовении умерших, особым образом приготовленные из круп. 299 ...«В чем тя застану, в том и сужу»... – Распространенный в древнерусской литературе перифраз, составленный на основе многих текстов Писания, прежде всего – книг пророков и евангельской притчи о неправедном домоправителе: судить человека станет Бог по делам его. 302 «Егда нечто имать брат твой на тя...» – Краткое переложение («напоминание») из Евангелия: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и прежде пойди помирись с братом твоим, а потом вернись и принеси дар твой» ( Мф.5:23:24 ). 305 Егда зван будеши ким на брак... – Притча из Евангелия от Луки (14, 8–11) приводится по древнеславянскому переводу, в котором слово брак значит «пир»; здесь же добавления и комментарии, заимствованные из «Слов» Иоанна Златоуста по Измарагду, своего рода «преддомострой». 307 Егда жидове седоша ясти в пустыни и пити... – Напоминание о библейских текстах, говорящих о неизбежности наказания идолопоклонникам: «...народ сел есть и пить и стал играть. Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, так что в один день погибло их двадцать три тысячи» ( 1Кор.10:78 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5 Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение. 6 Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет. 7 Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. 8 И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. 9 И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; 10 а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков. 11 И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. 12 И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. 13 Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. 14 И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. 15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. 21 1 И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. 2 И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. 3 И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. 4 И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. 5 И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. 6 И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.

http://azbyka.ru/apokalipsis/otkrovenie-...

· В православном учении на суд выйдут сатана и ангелы Его: …ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня… Разве не знаете, что мы будем судить ангелов… диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное… ( Иуд. 1:6 ; 1Кор. 6:3 ; Откр. 20:10 ). · Как в Коране, так и в Библии есть упоминание о некоей книге, которая будет раскрыта в день Страшного Суда: …спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге… увидел я великий белый престол и Сидящего на нём, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мёртвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими ( Дан.12:1 ; Откр. 20:11–12 ). · В обоих учениях говорится о некоем трубном звуке архангела, который прозвучит перед Страшным Судом: Не все мы умрем, но все изменимся вдруг… при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся… Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде ( 1Кор. 15:51–53 ; 1Фес. 4:16 ). Но есть и отличия . В православии ничего не говорится о воскресении животных, как об этом пишет Коран. В Библии душа животного, в отличие от человеческой, не может существовать без тела. Функция души у животных сводится только к тому, чтобы одушевлять тело и управлять им. Кроме того, душа у них лишена высших богообразных свойств: бессмертия, словесности, творчества, свободы и др., так как в ней действуют не три силы души, как у человека, а две: раздражительная и вожделевательная 156 . Под влиянием этих сил формируется их чувственно-эмоциональная и инстинктивная сфера, что определяет поведение животного 157 . В душах некоторых животных могут присутствовать элементы разумной силы, однако они полностью подчинены силам не разумным и не могут развиться до уровня словесности и занять господствующее положение в душе 158 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

– Из глубины вопию к Тебе, Господи! Услышь молитву мою, внемли моленью моему и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих. Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою и принудил меня жить во тьме, как давно умерших. И уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое. Простираю к Тебе руки мои, душа моя – к Тебе, как жаждущая земля. Скоро услышь меня, Господи, ибо я – Твой сын! Солнце зашло за Ливийские горы. Тонкие мглы раскинулись по небу огненно-алыми перьями; зелень пальмовых кущ посинела, и в глади реки, почти невидимой, – опрокинутом небе – смешались цвета неизреченной нежности, как отливы опала, – белый, голубой, зеленый, желтый, розовый. День еще не умер на западе, а уже на востоке рождалась ночь: там, в темно-пушистом, как фиалка, лиловеющем небе, жарко желтела, точно медом наливалась, полная луна. Царь, окончив молитву, встал, посмотрел кругом и сказал: – Как хорошо, Господи! Голос его задрожал от слез. Дио знала, что это слезы радости, а все-таки взглянула на него с тревогой. Он улыбнулся ей, обнял ее, привлек тихонько к себе и приложил к ее щеке свою, с детскою ласкою, как это часто делывал. – Ма, Ма, как хорошо! Не бойся, я не брежу, знаю, что ты не Ма… Ма была Критская богиня, Великая Матерь богов и людей. Помолчал и прибавил: – И ты, и Нефертити, и Тэйя – все трое – Одна… Не бойся же, все хорошо будет – я буду здоров. А если и не буду – пусть, хорошо и так: прославлю и в безумьи разум, солнце солнц! Сел в кресло. Дио опустилась у ног его. Он тихонько гладил рукою волосы ее и говорил: – Да, может быть, и умру в безумьи; проклят буду, отвержен, осмеян людьми. «Ах, дурачок, дурачок, осрамил ты себя на весь мир!», как Шиха-скопец говорит. А все-таки я первый увидел Его, Грядущего! Первый луч солнца – уже на острие пирамиды, когда еще тьма по всей земле: так Он – на мне… Что ты плачешь, Дио? Страшно, что не придет? – Нет, знаю, что придет. Если ты пришел, то и Он… Но когда же, когда? Сколько люди ждали Его, и сколько еще будут ждать! А когда и придет, то уже не для нас…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010