Прочие же мертвецы не ожили и не оживут до исполнения тысячи лет. Это – первое воскресение. Блажен и свят тот, кто имеет часть в первом воскресении; смерть вторая не будет иметь над ними власти, но будут они иереями Богу и Христу и воцарятся с Ним на тысячу лет. Когда же окончится тысяча лет, сатана разрешен будет из темницы своей и выйдет прельщать людей, живущих на четырех сторонах земли – Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. Вот они вышли на широту земную и окружили стан святых и град возлюбленный. И сошел огонь от Бога с неба и пожрал их. Диавол же, обольщавший их, ввержен будет в озеро огненное и серное (жупельно), туда, где зверь и лживый пророк; они будут мучиться день и ночь во веки веков. И вот я увидел большой белый престол и Сидящего на нем, от лица Коего побежало небо и земля, так что места не нашлось им. И увидел я мертвецов малых и великих, стоящих пред Богом. Вот разгнулись книги, и иная книга еще раскрылась: это животная книга, книга жизни; и мертвецы приняли суд свой от записей книги по делам своим. Море отдало мертвецов своих, смерть и ад – тоже: все приняли суд по делам своим. И смерть, и ад повержены были в озеро огненное: это – вторая смерть. И всякий, кто не оказался записанным в книге жизни, брошен будет в озеро огненное. Поразительные картины! Каково видеть, например, белый престол и Сидящего на нем, от молниезрачнаго лица Коего, дышащего всемогуществом и беспредельной властию и величием, побежали небо и земля и не нашли себе места. Представь это хорошенько, подумай об этом! Гл.21. Тайнозритель видит новое небо и новую землю, потому что первое небо и первая земля прошли, и моря уже не стало; и град святой, новый Иерусалим, сходящий от Бога с неба, приготовленный подобно тому, как убирают невесту для мужа; и слышит сильный голос с неба, говорящий: это скиния Божия с людьми; Бог будет жить с ними. И они будут Его людьми, и Сам Бог будет с ними, Бог их. Он отрет всякую слезу от очей их, и смерти уже не будет, равно как ни плача, ни вопля, ни болезни: все это, бывшее в первом веке, прошло.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Те люди, у которых нет проблем, у них одна серьезная проблема – духовная безотцовщина, они беспризорники духа. Они уже умерли, они имеют вид, как бы живы, но не знают, что духовная смерть уже коснулась каждого из них. И мы снова читаем текст: «И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри , – и ниже сказано: Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей» ( Откр.6:5 ). Андрей Кесарийский толкует так: «Черный конь, я думаю, означает плач об отпадших от веры во Христа по причине тяжести мучений». Отцы поясняют, что многие под вороным конем понимают бедствия голода, черный цвет коня означает скорби и печали. Вы видите, вся история Церкви показана в принципе: белый конь – это первоначальная христианская Церковь , потом была Церковь мучеников, потом показаны времена тьмы, отступления от веры. Вы знаете, как называется отступление от веры по-гречески? Апостасия – есть такое слово. Святые Отцы учат, что перед пришествием антихриста будет страшная апостасия, люди будут отходить от веры, люди будут даже терять веру. Те, которые имели веру, они будут ее терять. Это будут очень тяжелые времена! Поэтому никто не может быть уверен за себя. Андрей Кесарийский говорит, что этот черный цвет – это цвет траура, что надо оплакивать этих людей, которые были с нами и ушли от нас… И далее мы читаем: Откр.6:5 . «Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей». Что это за мера? Андрей Кесарийский поясняет: «Мера есть сравнение отпавших от веры или по наклонности и непостоянству ума, или по тщеславию, или же по немощи тела». Вот сейчас мы и рассмотрим, как происходит падение, выпадание из духовной жизни. Иногда это происходит по наклонности. Что такое наклонность? Когда человек приходит на Исповедь, он называет свой грех, священник читает разрешительную молитву, ответственность за этот грех снимается. Но священник накладывает епитимию, для чего? Грех-то уже снят. Грех снят как ответственность за содеянный поступок, а наклонность к этому греху осталась. Бороться надо с причиной, которая порождает этот грех. Епитимия дается не для того, чтобы искупить содеянный поступок. Кровью Иисуса Христа с нас снимаются все грехи, и в Таинстве исповеди человек получает полное разрешение от греха как от содеянного поступка, и в День Суда он не будет за этот грех отвечать ни перед демоном, ни перед Ангелом, но наклонность-то сохраняется, и многие люди приходят и говорят:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И мы возвращаемся к Евангельскому повествованию. Об убиении Иоанна Крестителя далее сказано: Мф.14:6–7 . «Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит». Блаженный Иероним истолковал этот стих следующим образом: «Мы не знаем (то есть из Священного Писания) , чтобы кто-либо другой праздновал день рождения своего, кроме Ирода и фараона, так что одинаковые по своему нечестию, одинаково совершают празднества» . У православных, братия и сестры, не принято отмечать день собственного рождения, так как до конца не ясно, чем увенчается наше появление на белый свет. Если жизнь человека не увенчается добрым успехом, то он сам может проклясть день собственного рождения, как и случилось в жизни Иова Многострадального, когда Бог испытывал его праведность. Сказано, что в сокрушении своем он (Иов) восклицал: «погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек! День тот да будет тьмою; да не взыщет его Бог свыше, и да не воссияет над ним свет! Да омрачит его тьма и тень смертная, да обложит его туча, да страшатся его, как палящего зноя!» ( Иов 3, 3–5 ). В случае с Иовом испытания принесли ему пользу, но уверены ли мы, что наша жизнь окончится так же удачно? Так что не только свидетели Иеговы настороженно относятся к своему дню рождения. Лично про себя я могу сказать, что в этот день я более вспоминаю страдания и боль своей матери, которая в муках рождала меня. И в этот день я с большим усердием молюсь об ее упокоении. Мать Маккавейских мучеников укрепляла сына в мучении его напоминанием: «сын! сжалься надо мною, которая девять месяцев носила тебя во чреве, три года питала тебя молоком, вскормила и вырастила и воспитала тебя» ( 2Мак.7:27 ). Отмечается и празднуется православным христианином день его Ангела – день, в который он крестился, так как Ангел-хранитель дается в святом Крещении, и день именин – то есть день празднования святого, имя которого мы носим. Это делается в строгом соответствии с учением Нового Завета, где сказано: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр.13:7 ). Традиция же отмечать день собственного «рождества» является следствием той западной секуляризации, которая после Петровских реформ проникла на территорию нашей страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Во едину от суббот (в первый день недели), т. е. новой недели, в день, который, со времени воскресения Христова в этот день, называется у нас воскресеньем. Господь имел воскреснуть на третий день по смерти. Так пророчески представлено было пр. Ионой; так неоднократно предсказывал и Сам Он Своим Апостолам. Так и совершилось на самом деле. „А как считается воскресение Христово тридневным, узнай, пишется в синаксаре пасхальном: вечер четверга и день пятка – вот сутки по еврейскому счету; ночь пятка и день – сутки; субботняя ночь и день недельный – третьи сутки. Здесь начало дня принимается за целый день“. В каком именно часу последовало воскресение Христово, этого определить нельзя; полагают, утром, после полуночи (Амвр. Медиол.) Мк.16:3 . и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? Мк.16:4 . И взглянувши, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. Мк.16:5 . И вошедши во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Мк.16:6 . Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого: Он воскрес, Его нет здесь. Вот, место, где Он был положен. У еванг. Матфея пред тем повествуется следующее: И вот сделалось великое землетрясение: ибо ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от гроба, чтобы все могли видеть, что гроб уже пуст, и сидел на нем. Вид его был как молния и одежда была как снег. Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые ( Мф.28:2–4 ). Сделалось землетрясение. Это землетрясение, по всей вероятности, было, по словам св.Златоуста, только около гроба, так как произошло единственно для того, чтобы устрашить стражей. Оно было ранее прибытия ко гробу жен мироносиц (чит. стихи 2–4). Отвален камень, т.е. тот камень, который закрывал вход в пещеру гроба Христова. Увидели юношу, облеченного в белую одежду, т.е. Ангела. Белый цвет служит знаком чистоты и невинности, и Ангелы обыкновенно являются облеченными в белое одеяние ( Деян.1:10 ; Откр.3:4–5 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Как символ зеленых пальмовых ветвей праздничное облачение священников – зеленое. Вознесение Господне Празднуется в четверг, на 40-й день после Пасхи Само название праздника говорит о том событии, которое в этот день торжественно празднует Церковь . После Воскресения Христова прошло 40 дней, и в течение всего этого времени Иисус Христос являлся Своим ученикам и говорил им о Царствии Божием. Число 40 имеет у христиан сакральный, мистический смысл. 40 дней плавал в водах всемирного потопа на своем ковчеге праведный Ной; 40 дней постился в пустыне пророк Моисей; 40 дней провел в пустыне Иисус Христос перед выходом на проповедь; наконец, Церковь верит, что в течение 40 дней после смерти души усопших остаются с нами и не покидают еще окончательно земных пределов. В сороковой день Господь взошел на вершину Елеонской горы в окрестностях Иерусалима. Его сопровождали апостолы. Согласно церковному Преданию, среди них была и Богоматерь. Прощаясь, Господь дал ученикам завещание: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Так сказано в Евангелии от Марка ( Мк. 16, 15–16 ). И еще, перед тем как телесно вознестись на небо, Спаситель пообещал апостолам и всем нам, жившим, живущим и тем, кому только предстоит жить на земле: Я с вами во все дни до скончания века ( Мф. 28, 20 ). Благословив учеников, Господь стал возноситься на небо, и облако взяло его из вида их. И когда они смотрели на небо во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо ( Деян. 1, 11 ). Как пишет евангелист Лука: Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью ( Лк. 24, 52 ). Теперь ученики окончательно убедились в Божестве Иисуса Христа. Цвет праздничного облачения духовенства – белый. Тропарь праздника: Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Каждый день я слышал, как птицы приветствуют восход, и видел, как солнце окрашивает снежные пики сперва в розовый, затем в оранжевый и, наконец, в ослепительно белый цвет. Однажды утром я сидел возле озера и смотрел, как трудится семейство бобров, выстраивая целый каскад плотин. В другой раз прямо передо мной прошествовал олень, чьи рога были украшены десятью отростками. Он склонил голову, чтобы напиться из горного ручья. Как хорошо было бы, если б этот опыт изменил мое отношение к книге Псалмов! Я сохранил прекрасные воспоминания от этого отпуска, почувствовал новый прилив благоговения. Но чтение Псалтыря скорее разочаровало, нежели вдохновило меня. В особенности я терялся оттого, что, верный своему решению, я читал десяток псалмов подряд. Все они противоречили друг другу. За песней, исполненной мрачнейшего отчаяния, следовал псалом парящей радости, словно певцы, составлявшие сборник, пародировали диалектический принцип Гегеля. К примеру, в первый день этих упражнений я воспарил духом при чтении Псалма 8:   Когда взираю я на небеса Твои, — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? (стихи 4–5)   Луна, серебряный кружок на фоне голубого неба, висела над горным пиком высотой более четырех километров. Той ночью Млечный Путь казался освещенным шоссе, проложенным через все небо. Посреди величия и великолепия этого горного пейзажа я готов был вместе с автором псалма дивиться привилегированной роли человечества в драме творения. Следующий псалом подхватил эту тему, он восхвалял вечную власть Бога, Его справедливое правление, Его милосердие к угнетенным и утверждал, что мы всегда можем положиться на Господа. Но вдруг настроение внезапно переменилось. Я уже приближался к завершению утреннего урока, как вдруг наткнулся на потрясающие слова:   Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби? (9:22)   От этого вопля автор псалма переходит к гневному описанию нечестивца и требует, чтобы Бог сокрушил «мышцу нечестивому и злому» (9:36). Чувство благоговения, блаженный покой были грубо нарушены. Помимо прочего, я вычитал в комментарии, что Псалмы 8 и 9 могли первоначально составлять один текст, так что противоположные интонации должны были создавать напряжение внутри самого стихотворения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Лев.16:3 .  Вот с чем должен входить Аарон во святилище: с тельцом в жертву за грех и с овном во всесожжение; Лев.16:4 .  священный льняной хитон должен надевать он, нижнее платье льняное да будет на теле его, и льняным поясом пусть опоясывается, и льняной кидар надевает: это священные одежды; и пусть омывает он тело свое водою и надевает их; Традиция иудейская подробно говорит о приготовлении первосвященника ко входу во святое святых и совершению обрядов для очищения, как-то: 7-дневном отделении первосвященника от своей семьи и пребывании в особой комнате при храме, о назначении ему заместителя (sagan) на случай его осквернения или смерти, об упражнениях его в совершении обрядов дня, о бдении накануне его, о клятве его в точности совершения обрядов и пр. (упомянутый тр. Иома, см. русск. перев. Переферковича, Талмуд. Мишна и Тосефта, т. II, Спб. 1900, с 318–353). Большая часть этих подробностей – позднейшего происхождения, но некоторые особенности ритуала, сохранившиеся только в предании, древнего происхождения. Лев.16:3 .  Вот с чем должен входить Аарон во святилище: с тельцом в жертву за грех и с овном во всесожжение; Называются жертвы (тельца за грехи и овна во всесожжение), только приносимые первосвященником за себя и священство из собственного достатка, о жертвах от народа не говорится. Лев.16:5 .  и от общества сынов Израилевых пусть возьмет [из стада коз] двух козлов в жертву за грех и одного овна во всесожжение. Традиция восполняет текст библ., свидетельствуя, что утром первосвященник обычную повседневную жертву совершал в своем обычном, золотом облачении; собственно же в день очищения назначенные жертвы первосвященник совершал в особых, белого цвета и льняных, одеждах, почти тождественных с священническими, исключая кидара. Что одежды были не золотые, как обычно, а льняные, это означало смирение и покаяние первосвящ. и народа. Белый цвет облачения мог выражать чистоту и непорочность, к какой призывался народ Божий по очищении его от грехов целого года. Пред облачением первосвященник в день очищения каждый раз (по традиции всего 5 раз) омывал водою все тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

После того, как Господь проложил Своею Смертию, Воскресением и Вознесением нам дорогу на небеса, на землю пришел Другой Утешитель, и доныне живущий в Православной Церкви. Он влил в род человеческий жизнь Иисусову и очистил всех, бывших в Сионской горнице, от всех грехов. Вместе со всеми этого великого дара удостоилась и Пречистая Дева, достигшая в День Пятидесятницы полного совершенства ( Деян.1:14; 2:1 ) во всех видах небесных и земных добродетелей. По древнейшему Церковному Преданию Она была воскрешена Христом на третий день после смерти и теперь пребывает в том состоянии, которого мы достигнем после конца мира. Это Предание основано на глубоком понимании пророчества царя Давида: “Стань, Господи, на место покоя Твоего — Ты и ковчег могущества Твоего” ( Пс.131:8 ). Конечно, под ковчегом могущества должно понимать не ковчег завета, спрятанный Иеремией при штурме Иерусалима Навуходоносором, а Приснодеву, в Которую вселился Бог. Какова же слава Девы Марии по свидетельству Слова Божия? Она — Единственная Благодатная, Она победила диавола и села на Престоле Божием ( Апок.3:21 ). Она, как Вторая Ева, вкушает от древа жизни, которое посреди рая Божия ( Апок.2:7 ). Она имеет власть над язычниками и пасет их жезлом железным, и как сосуды глиняные они сокрушаются (эту власть Дева явила, например, защитив Москву от Тамерлана.) Она имеет звезду утреннюю, ибо попрала дракона и родила Истинную Денницу — Христа ( Апок.2:26-28; 22, 16 ). Она вкушает сокровенную манну и уже получила белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает ( Апок.2:17 ). Она облечена в белые одежды ( Апок.3:5 ), и имя Отца написано на челе Ее ( Апок.14:1 ). Она — и столп в храме Божием ( Апок.3:12 ), и Сама есть Храм и Град Божий, ибо Бог вселился в Ней и походил ( 2Кор.6:16 ). В Ней всехвален Господь ( Пс.47:2 ), и славное возвещается о Ней ( Пс.86:3 ). Она — истинная Приснодева — запертый сад, заключенный колодец, запечатанный источник (Песнь 4:12). Об этом пророчествовал Иезекииль, говоря: “… И привел он меня ко внешним воротам на восток, и они были затворены.

http://azbyka.ru/progulka-protestanta-po...

Пред самой кончиной он предсказал бедствия, ожидающие Россию, и последним его словом было: «Слава Богу за все!» Он почил о Господе 4 февраля 1532 года. Вскоре после его кончины открылись знамения его близости ко Господу. Один из учеников его, Кириак, имел послушание ловить рыбу. Во время погребения преподобного он был тяжко болен и горько плакал о том. Ему явился преподобный в сопровождении двух светлых юношей, которые держали горящие свечи в руках, и сказал: «Что ты так долго болеешь, брат мой Кириак? Вставай скорее и иди ловить рыбу на утешение братии». При этих словах преподобный осенил болящего крестным знамением и скрылся от взоров. В страхе проснулся расслабленный и начал понемногу двигать руками и ногами; он велел нести себя ко гробу преподобного и, со слезами исповедав грехи свои, получил совершенное исцеление. В тот же день исцеленный пошел на рыбную ловлю и наловил так много рыбы, сколько не ловил никогда. Особенно замечательно дивное знамение, прославившее обитель угодника Божия и бывшее причиной многих милостей царских к месту подвигов преподобного Кирилла. Однажды царь Иоанн Васильевич почивал в своих царских чертогах; во сне является ему благообразный старец и тихим голосом говорит: «Завтра, благоверный государь, не ходи до третьего часа дня в приемную палату твоих чертогов, чтоб не умереть тебе внезапной смертью .» Изумился царь и спросил его: «Кто ты и как без нашего повеления дерзнул ты войти сюда?» Старец без страха отвечал: «Имя мое Кирилл Белый, а пустынь моя от Белозерска в тридцати поприщах; послушай меня, царь, в том, что сказал я тебе». И, сказав это, старец стал невидим. В ужасе проснулся Иоанн и размышлял: «Если бы не от Бога был послан сей инок, не открыл бы своего имени и своей пустыни». Царь не мог заснуть до самого утра и молился Богу, никому не открывая своего видения весь тот день. В третьем часу действительно в приемной палате послышался треск и палата обрушилась, похоронив под развалинами своими несколько человек. Тогда только царь всем рассказал о своем видении и стал расспрашивать, не бывал ли кто на Белом озере и не знает ли пустынь Кирилла Белого. Немедленно послал Иоанн в Кириллову пустынь нарочного со своей царской грамотой и просил отслужить преподобному Кириллу молебен о его царском здравии. Из обители прибыл игумен Вассиан с иконой и просфорой к царю, и благодарный царь подарил обители две деревни и всю землю на две версты во все стороны от монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преп. Симеон Новый Богослов в изумлении перед картиной будущего Суда для всего человечества пишет: «Долго и трудно толкуемо слово о будущем Суде, поскольку речь идет не о существующих и видимых вещах, но о будущих и невидимых… Владыка и Бог всяческих, Господь наш Иисус Христос тогда просияет сиянием Его Божества, и видимое солнце померкнет от сияния Господа… и звезды погаснут, и все видимое сложится, как книга, то есть отступит, чтобы дать место своему Творцу. И будет Он один – и день вместе и Бог; и Он, сегодня невидимый для всех и пребывающий в свете неприступном, тогда явится всем таким, Какой Он есть во Славе Своей, и исполнит все Своим собственным светом и для святых наступит день невечерний, нескончаемый, полный всяческой радости». Интересную подробность мы узнаем из книги Откровения Иоанна Богослова: И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими ( Откр. 20:11-12 ) Что касается «книги жизни», то ее прообраз понятен. В то время у каждого правителя города была книга, в которую вносились имена живущих. Если человек умирал, его имя стирали. Здесь автор Откровения показывает нам, что на Небесах, в мире ином, также есть книга, в которой записаны все, кто сподобился жизни вечной. Более таинственен другой образ – книга, в которой описаны все дела людей. О похожем сообщал другой мистик и священный автор, пророк Даниил: Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги ( Дан. 7:10-11 ). Что это за таинственная книга (или книги), в которых написана вся жизнь человеческая? Скорее всего, мы имеем дело с таинственным символом, которым иллюстрируется Истина о всеведении Божием. Господь все знает! Человеческая память может подвести, но у Бога в памяти все сохраняется непреложно, как будто бы записано.

http://azbyka.ru/parkhomenko/zhizn-za-po...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010