Архив Пн К лику местночтимых святых причислены схимонахи Никита и Феофан Рославльские 27 декабря 2016 г. 21:01 27 декабря 2016 года в ходе заседания Священного Синода Русской Православной Церкви был заслушан рапорт председателя Синодальной комиссии по канонизации святых епископа Троицкого Панкратия относительно поступившего ходатайства митрополита Смоленского и Рославльского Исидора о канонизации в лике местночтимых святых схимонахов Никиты и Феофана, пустынножителей Рославльских лесов ( журнал ). Будущий схимонах Никита родился в Орле в 1695 году. Кем и когда он был пострижен в монашество, неизвестно. Юношей он удалился из родительского дома и поселился в двух верстах от Белобережской пустыни (ныне — Брянская епархия), посещая богослужения в этой обители. Здесь он прожил до старости. В 1780 году схимонах Никита поселился в сделанной им самим келье в Рославльских лесах, на южной стороне «Монашеского рва», возле села Екимовичей. Здесь старец в монашеском подвиге, известном только ему, прожил не менее десяти лет. Затем он снова перебрался в Белобережскую пустынь, но перед смертью, в 1792 году, он захотел вновь вернуться в свою пустыньку. Его ученик Досифей, получив благословение настоятеля Белобережской пустыни, привез Никиту в Рославльские леса. Здесь Никита и умер 29 марта 1793 года. Тело почившего схимонаха Никиты было погребено во рву, возле его кельи. Так как во рву постоянно стояла вода, Досифей через несколько лет откопал гроб Никиты, чтобы перенести его на другое место. Гроб оказался цел, а тело и одежды Никиты нетленны. Тело переложили в новый гроб и, отслужив панихиду, погребли на полугоре, на северной окраине рва. При погребении присутствовал больной монах, страдавший болезнью желудка. Испив воды от гроба, он исцелился от своей болезни. Спустя 15 лет после кончины отца Никиты его гроб вновь открывали: его тело по-прежнему оставалось нетленным. Со времени его кончины богомольцы почитают память отца Никиты. В день Ангела к могиле старца собиралось до 5000 человек. Могила старца почитается по сей день, засвидетельствованы случаи исцелений.

http://patriarchia.ru/db/text/4726889.ht...

Ходили на богомолье чаще всего по обету или просить благополучного разрешения важных дел. Молодежь – перед женитьбой или замужеством, перед призывом. Старики – замаливать грехи. Нередко отправлялись во время болезни, после несчастья, например пожара. Женщины ходили чаще, чем мужчины. К ближним местам брали и детей. Из деревень Егорьевского у. (Рязанская губ.) в Москву на богомолье ходили многие, группами по 10–15 человек, весной и осенью; в Киев выбирались лишь единицы; в местные монастыри ходили, по сведениям жителя этих мест, «почти все крестьяне». Из Зарайского у. Рязанской губ. сообщали в Тенишевское этнографическое бюро о том, что «за последнее время» (к. 1890-х) в приокских селах большие размеры принимает паломничество в Кронштадт к о. Иоанну Кронштадтскому , портреты которого «обязательно находятся в каждой избе», иногда в нескольких экземплярах. В Орловском у. Орловской губ. (данные Тальцинской вол.) было принято отпускать крестьян на богомолье в соседние уезды: в Одрин Карачевского у. (поклониться иконе Николая-Угодника либо получить совет от «прозорливого старца»); в с. Старое Болховского у. (к колодцу «с явленой иконой Казанской Божьей Матери»); в Клитень Брянского у. (тоже к старцу, говорившему притчами и, по утверждению крестьян, проникавшему в их мысли). В Троице-Сергиеву лавру ходили отсюда «по обещанию»; отдельные крестьяне отправлялись в Киев. Из Змиевской вол. Орловского у. на богомолье отпускали весной – в Киев или в Белобережскую пустынь (в Карачевском у., в 150 верстах от с. Змиева). Ходили партиями по 5–10 человек. Из с. Петушкова и окрестных деревень (Карачевский у. Орловской губ.) крестьяне ходили на богомолье тоже в Белобережскую пустынь, отстоящую на 60 верст от этих селений (в дни Иоанна Крестителя и «по особым обетам»), а некоторые – в Киев. Крестьяне Калужской губ. больше всего посещали знаменитые монастыри своего края: Боровский Пафнутиев монастырь, где в соборной церкви под спудом находятся мощи основателя обители прп. Пафнутия; Оптину Введенскую пустынь, особенно известную в XIX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Игуменья Филарета Уфимская//Там же. Август. 1909. С. 549, 552–553, 562. Игуменья Севского Троицкого девичьего монастыря Паисия//Там же. Июль. 1908. С. 582. Архимандрит Макарий, первый Алтайский миссионер. Изд. 2-е. М., 1892. До и после пострига. Поучение монахам Глинского игумена Филарета. 3-е изд. Курск, 1911. C. III–IV. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви Сост. П. Строев. СПб., 1877. С. 649–650. Жизнь старца Василия Кишкина и ученика его монаха Арсения Белобережской обители. Изд. 2-е Брянской Белобережской пустыни. Одесса, 1904. С. 5, 25, 55, 56, 66. Строитель отец Василий, настоятель Белобрежской пустыни//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Апрель. М., 1908. С. 267, 268, 269. Памятная книжка Курской губернии на 1892 г. Курск, 1892. С. 35–36. Златоверховников Н.И. Памятники старины и нового времени и другие достопримечательности Курской губернии. Курск, 1902. С. 77. Глинская пустынь [Библиографическая заметка]//Курские епархиальные ведомости. 1912. 26. С. 616. Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь [Библиографическая заметка] А.Т.//Курские епархиальные ведомости. 1892. С. 104–108. Архивные документы и рукописи ОР ГБЛ Послужные списки игумена Филарета Отчет о состоянии Курской епархии с ведомостями о настоятелях, настоятельницах и монашествующих за 1823 г. Послужной список настоятелей//ЦГИА, ф. 796, оп. 105, д. 1339. Ведомость о настоятелях и настоятельницах монастырей за 1831 г.//ЦГИА, ф. 796, оп. 113, д. 1923. Список настоятелей монастырей и ведомость о монастырях в 1832 г. Ч. 15. Рапорт епископа Курского и Белоградского Илиодора в Святейший Синод февраля 1 дня 1833 г. с ведомостями о монашествующих и настоятелях//ЦГИА, ф. 796, оп. 114, д. 1231. Ведомость о настоятелях и настоятельницах монастырей за 1834 г.//ЦГИА, ф. 796, оп. 116, д. 1084/37. Ведомость о настоятелях и настоятельницах монастырей за 1839 г.//ЦГИА, ф. 796, оп. 445, д. 501, л. 46. < О производстве во игумена По рапорту епископа Курского Илиодора о производстве иеромонаха Глинской Рождество-Богородицкой пустыни Филарета во игумена. 1839 г.//ЦГИА, ф. 7796, оп. 120, д. 333. О сочинениях игумена Филарета

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

400-летие Богородицкой Площанской пустыни отпраздновали в Брянской митрополии 22 июля 2020 г. 10:11 21 июля 2020 года, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, митрополит Брянский и Севский Александр совершил Божественную литургию в Богородицкой Площанской мужской пустыни в поселке Пчела (Брасовский район). В этом году обитель отмечает 400 лет со дня основания. Праздничное богослужение было организовано на площади Казанского собора, воссозданного к юбилею Площанской пустыни. Правящему архиерею сослужили благочинный монастырей Брянской епархии игумен Даниил (Цупиков), наместник Свенского Успенского монастыря игумен Алексий (Тюрин), настоятель Белобережской Иоанно-Предтеченской пустыни игумен Глеб (Шматов), настоятель Богородицкой Площанской пустыни игумен Леонид (Лушкин), насельник обители иеромонах Митрофан (Биченков), благочинный Свенского Успенского монастыря иеромонах Диомид (Кузьмин), клирик храма в честь Вознесения Господня г. Брянска иеромонах Корнилий (Недбаевский), настоятель храма во имя святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских г. Брянска иерей Антоний Козлов, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Брянска иерей Сергий Балев. Песнопения исполнил хор кафедрального собора (регент — А.А. Бирюков). Проповедь перед причастием произнес иеромонах Диомид (Кузьмин), рассказав об истории возникновения Площанской пустыни. По окончании Литургии в честь престольного праздника по территории обители был совершен крестный ход. В завершение молитвенного шествия владыка Александр вознес молитву у чтимого списка Казанской иконы Божией Матери XVIII столетия. После богослужения главу Брянской митрополии приветствовал настоятель Площанской пустыни игумен Леонид (Лушкин). На молитвенную память о праздновании 400-летнего юбилея Площанской пустыни отец Леонид преподнес архипастырю Казанскую икону Божией Матери, написанную братией монастыря. Владыка Александр в поздравил всех собравшихся с торжеством. «На долю обители выпало много радостных моментов и милости Божией, но и выпали страдания, поругания, разрушения. В XX веке она была почти стерта с лица земли. Уже в 90-е годы прошлого столетия ныне здравствующий Преосвященный Сергий, епископ Великолукский и Невельский, тогда игумен Сергий (Булатников), с немногочисленной братией, любящей Бога, переживающей за судьбу своей Матери-Церкви, взялись за восстановление порушенной святыни. Плоды их трудов мы видим сегодня воочию. Видим труды и отца Леонида, который после того, как отец Сергий стал епископом Русской Православной Церкви, достойно продолжает то церковное послушание, которое на него возложено».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Храм иконы Божией Матери " Троеручица " (Брянск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Чтимой святыней храма иконы Божией Матери " Троеручица " является образ Божией Матери " Троеручица " XIX века. Содержание История [ править править код ] Поселок Белые Берега, возникший в 1868 году, никогда не имел своего храма, белобережцы духовно окормлялись в Бело-Бережской Пустыни. После строительства в Белых Берегах электростанции поселок вырос, а Белобережский монастырь был разорен. В течение многих десятилетий православные белобережцы были вынуждены ездить в храмы г. Брянск и г. Карачев. В 1991 году начался процесс оформления документов для организации прихода, который решили назвать в честь иконы Божией Матери Троеручица, как и главный собор Белобережской пустыни. Помощь в создании прихода оказал Епископ Орловский и Брянский Паисий, начинание нашло поддержку поселкового совета. Строительство храма С 1992 по 1993 год православные белобережцы арендовали помещение в частном доме для совершения Богослужений. Все это время службы совершали священнослужители г. Брянска и г. Карачева. Все это время церковная община собирала средства для того, чтобы приобрести собственное помещение, что и произошло в 1993 году. Приходом был выкуплен и переоборудован для совершения Богослужений деревянный дом на окраине поселка. Тогда же появился в Белых Берегах и первый «постоянный» священник – отец Николай Зыбин. А летом 1994 года настоятелем храма в честь иконы Божией Матери Троеручица был назначен священник Николай Елисеев. С 2000 года настоятелем белобережского храма является священник Алексий Клеутин. С 2000 года при храме была открыта воскресная школа для детей и взрослых. Занятия по вероучительным предметам, паломнические поездки, участие в литургической жизни прихода создают условия для воспитания активной и многогранной личности христианина. Руководит деятельностью школы настоятель храма протоиерей Алексий Клеутин. В 2001 году отец Алексий и прихожане приняли решение не продолжать грозившее затянуться на несколько лет возведение большого храма, а вместо этого вложить все силы и средства в строительство на том же участке другого, меньшего по размерам храмового здания. Расчеты оказались верны. Получив благословение правящего архиерея архиепископа Мелхиседека на строительство и дальнейшее служение, белобережцы в 2002 году впервые молились в новом каменном храме.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_иконы_Бож...

II. Первоначальник и основатель Белобережной пустыни, схимонах Симеон 39 Беды во градех, беды в пустыни. 2Кор.11:26 . Блаженный старец – схимонах Симеон, сын священника Тульской губернии, Тульского уезда, села Архангельского, родился в 1672 году; при крещении наречен он Симеоном. По смерти отца, он остался малолетним и на воспитание был принять священником г. Тулы, Успенской церкви, Яковом Федоровым, у которого прожил до совершеннолетия, обученный местным дьячком чтению и письму. В 1707 г. женился на вдове Марье Павловой, но через полгода оставил ее и предпринял путешествие по св. русским местам. Он в том же году пришел в Николаевский Одрин монастырь (в 8 верстах от уездного города Орловской губ. – Карачева, на реке Одринке), и этом монастыре остался и пострижен в рясофор 1710 года, с переименованием в Серафима; пробыв здесь недолго, пожелал перейти в Полбину Предтечевскую пустынь (Орловской губ., в 9 вер. от г. Брянска), где постриженный в мантию назван Серапионом. В 1714 г. он удалился в Брянские леса на уединение. В то время эти леса носили громкое название дремучих и там, среди Брянских лесов, в урочище Полбино, на белых берегах реки Снежита, еще п 1706 г. поселились несколько монахов из Белопесоцкого Предтечевского монастыря, который находился близ г. Брянска, на том месте, где теперь Зарецкая слобода. Что особенно побудило их к такому поселению? В объяснение этого надо сказать, что Белопесоцкий монастырь, вместе с прочими зданиями г. Брянска подлежал перестройке, по указу государя Петра I-ro. Монахов из этого монастыря и монахинь из Воскресенского девичьего монастыря (в г. Брянске) приказано было перевести в мужской Петропавловский монастырь в том же городе 40 . Когда этот перевод состоялся, то большая часть (16 чел.) братии монастыря Песоцкого, не пожелав такого общежития, хотя разумеется и временного, отделилась с архимандритом Леонидом и удалилась за 12 верст от города – в Брянские леса, где на одной из дач Петропавловского монастыря эти выходцы-иноки избрали себе место и. водворившись, устроили часовню, положив начало Белобережской пустыне, находящейся ныне в цветущем состоянии. К ним присоединился, спустя некоторое время, монах Серапион. Три года он уединенно подвизался в этой местности, прежде чем избран был на должность строителя новооткрытой пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

При Горском пустынь была обнесена деревянной оградой и началось строительство церкви во имя св.Захария и Елисаветы на святых вратах. В 1744 году императрица Елизавета Петровна, путешествуя в Киев для поклонения Киево–Печерским мощам, изволила пожертвовать Белобережской пустыни две тысячи рублей ассигнациями. На эти средства к 1747–1759 годам на Святых воротах пустыни была построена каменная церковь во имя святых Захария и Елисаветы. Впоследствии той же императрицей были пожертвованы потир, дискос, звездица и лжица для этого храма. Архитектура и отделка надвратной церкви была довольно простой. Центральный объем, имевший форму, близкую к кубу, был расширен к западу и востоку невысокими и примерно равными по размеру трапезной и алтарной частью. Пологий граненый купол венчала маленькая главка на небольшом барабане. В конце XIX века внешняя сторона надвратной церкви, как и прилегающая часть ограды, была украшена живописью на библейские темы. Щедрые пожертвования богомольцев позволили проводить в обители большие строительные работы. Но вскоре строительство обители было прервано. В соответствии с царским указом о штатах пустынь в 1774 году была упразднена, а ее монахи должны быть переселены в Карачевский Одрин монастырь. Узнав об ожидаемой участи Белобережской пустыни, помещики Брянского и Карачевского уезда обратились с прошением в Синод о пересмотре такого решения. Вопрос об оставлении пустыни был решен не скоро, все эти 27 лет обитель находилась то в ведении Полощанской пустыни, то Брянского Петропавловского монастыря. Возрождение пустыни началось при настоятеле, иеромонахе о.Василии, в миру Кишкине Владимире Тимофеевиче (1745–1831). Дворянин по происхождению он родился в Фатевижском уезде Курской губернии. И с отроческих лет проявлял любовь к иноческой и страннической жизни. Посетил Саровскую и Курскую Коренную пустыни, Киево-Печерскую Лавру, Миропольский и Задонский монастыри. Желание уединиться побудило его отправиться на Афон (Греция), где он прожил несколько лет в откупленной келье Ильинского скита.

http://sobory.ru/article/?object=07563

И это великое слово не скажет ли там по праву и основатель известной Белобережской пустыни, схимонах Симеон? Вот краткие сведения о жизни этого подвижника, достаточные, однако, думается, чтоб вызывать к нему искреннее сочувствие. Старец Симеон был сын священника Тульского уезда села Архангельского. Родился он в 1672 году и во св. крещении назван Симеоном. Смерть отца его оставила его малолетним, и для воспитания его взял к себе священник Тульской Успенской церкви Яков Федоров. Здесь местный дьячок обучил его чтению, письму. У этого священника Симеон прожил до совершеннолетия. Уже в возрасте 35-ти лет он женился на вдове Марье Павловой. Поступок этот представляется мало понятным, так как через полгода Симеон уж оставляет жену и начинает странствовать по русским святыням. Вскоре он основался в Николаевском Одрине монастыре, что близ города Карачева Орловской губернии. Здесь постригли его в рясофор с именем Серафима. Недолго побыв здесь, он перешел в Предтеченскую Полбину пустынь (в 9 верстах от г. Брянска Орловской губернии), где его постригли в мантию с именем Серапиона. Отсюда удалился он на уединенное жительство в Брянских лесах. Леса эти представляли тогда из себя в полном смысле слова то, что называется дремучими лесами. Среди этих лесов, в урочище Полбине, на берегах реки Снежита, которым, по белому цвету их, так подходить имя белых берегов , с 1706 г. уединилось несколько монахов из находившегося у города Брянска (где теперь зарецкая слобода) Белопесоцкого Предтеченского монастыря. Понудило их к этому то обстоятельство, что монастырь их, по указу императора Петра I, подлежал преобразованию. Его монахов вместе с монахинями Воскресенского девичьего Брянского монастыря предписано было перевести в Брянский мужской Петропавловский монастырь. Находя совершенно неудобным такое, хоть бы временное, смешение двух монастырей, мужского и женского — большая часть братии удалилась в одну дачу Петропавловского монастыря, лежавшую в 12 верстах от города, в Брянских лесах. К этим-то инокам и присоединился о. Серапион, который сперва подвизался в этой местности уединенно, а затем был избран отшельниками строителем новой, образованной их общежитием, пустыни.

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

К сделанному нами краткому перечню учеников старца Паисия (далеко не полному), считаем необходимым присоединить список лавр, монастырей, пустыней, скитов и общин, получивших от него или от его учеников свои уставы, своих старцев, или настоятелей, или имевших его учеников и последователей среди своего братства. Оговариваемся, что и этот наш список далеко не полон. 1 . Афонский Ильинский скит и другие Афонские монастыри и скиты, находившиеся под влиянием старца Паисия и его учеников. 2 . Драгомирнский монастырь Святого Духа в Молдавии. 3 . Секульский Иоанна Предтечи монастырь в Молдавии. 4 . Нямецкий Святовознесенский монастырь в Молдавии. 5 . Ново-Нямецкий монастырь в Бессарабии. 6 . Тисманский монастырь в Молдавии и другие молдавские монастыри и скиты, находившиеся под влиянием старца Паисия. 7 . Александро-Невская Лавра в Петербурге. 8 . Александро-Свирский монастырь Олонецкой епархии. 9 . Арзамасский Спасский монастырь Нижегородской епархии. 10 . Ахтырская Гусевская женская община Саратовской губ. 11 . Амвросиевская Казанская женская пустынь Калужской губ. 12 . Алтайская миссия. 13 . Боровский Пафнутиевский монастырь Калужской епархии. 14 . Берлюковская пустынь Владимирской епархии. 15 . Борисоглебский монастырь Московской епархии. 16 . Брянский Свенский монастырь Орловской епархии. 17 . Белобережская пустынь Орловской епархии. 18 . Белопесоцкий Каширский монастырь Тульской епархии. 19 . Борисовская женская пустынь Курской епархии. 20 . Белевский Крестовоздвиженский женский монастырь. 21 . Волховский женский монастырь Орловской епархии. 22 . Волховский Троицкий монастырь. 23 . Бузулукская Тихвинобогородицкая женская община Самарской епархии. 24 . Бабаевский Николин монастырь Костромской епархии. 25 . Белокопытовский Казанский женский монастырь Калужской епархии. 26 . Брянский женский монастырь Орловской епархии. 27 . Валаамский монастырь. 28 . Великолуцкий женский монастырь. 29 . Вяземский Аркадиевский женский монастырь. 30 . Высокогорская Чуркинская Николаевская пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРЯНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь в честь Введения Божией Матери во храм. 1702 г. Фотография. 90-е гг. ХХ в. Церковь в честь Введения Божией Матери во храм. 1702 г. Фотография. 90-е гг. ХХ в. (Брянской и Севской епархии), в Брянске, первоначально муж. Основан ранее 1288 г., поскольку упоминается в легенде об основании Свенского мон-ря (XVII в.): в 1288 г. слепнущий кн. Роман Михайлович в надежде на исцеление послал в Киево-Печерский мон-рь за чудотворной иконой Божией Матери архимандрита Б. м. (ДРВ. Ч. 19. С. 284-293). О древнейшей истории мон-ря документальных свидетельств не сохранилось. В рукописных святцах XVII-XVIII вв. говорится о том, что в Б. м. был похоронен принявший монашеский постриг св. кн. Олег Романович Брянский († кон. XIII в.), из этого сообщения архиеп. Филарет (Гумилевский) сделал вывод, что св. князь являлся основателем обители ( Филарет. С. 103-104). Синодики, которые отражают тексты старше XVII в. (напр., Любецкий), сообщая о пострижении кн. Олега в монашество, ничего не говорят о месте его погребения ( Зотов. С. 82-83). К нач. XIV в. в Б. м. существовала деревянная ц. во имя апостолов Петра и Павла. К сер. того столетия обитель пришла в упадок, неоднократно (в 1356, 1534, 1583, 1609) она разорялась литов. войсками и запорожскими казаками. В 20-х гг. XVII в. Б. м. отстроился, согласно писцовым книгам 1626-1629 гг., в мон-ре существовали Петропавловская ц., 5 келий, обитель владела с. Городищем с Благовещенской ц. на р. Десне и пашнями пустоши Лизовицы. Патриарх Никон возводил Б. м. на степень ставропигии. К нач. XVIII в. деревянная Петропавловская ц. обветшала, и 25 апр. 1702 г. брянские стряпчие Ф. и П. Саловы обратились в Патриарший приказ с просьбой о разрешении построить в Б. м. новый храм для поминовения своих родителей. В том же году был возведен каменный собор в честь Введения во храм Богородицы с теплым приделом во имя апостолов Петра и Павла; в 1755 г. по прошению купца И. А. Никулина в храме был устроен придел в честь иконы Божией Матери «Знамение». В 1781 г. на св. вратах построили деревянную ц. во имя прор. Илии. В 1-й пол. XVIII в. Б. м. владел селами Полпино, Городище на р. Десне, дер. Ходиловичи, мельницей на р. Снежети, земельными участками в Брянске, мон-рю принадлежали 1423 крестьянина. На землях обители находились Полпинская и Белобережская пустыни, до 1764 г. к Б. м. был приписан Поликарпов мон-рь , братия мон-ря устроила неск. скитов в Брянском у. В 1766 г. Б. м. был причислен к 3-му классу, до этого времени настоятели обители имели сан архимандрита, с 1766 г.- сан игумена. В 1796 г. в Б. м. было передано имущество упраздненного брянского Вознесенского жен. мон-ря. При Б. м. действовало уездное ДУ, находившееся в ведении Орловской ДС.

http://pravenc.ru/text/153535.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010