Боровен.-Городеева, Новг. г., II, 678. Боровен.-Успен., Калуж. г., II, 1310. Боровинская-Николаев.-Маврина, Новг. г., II, 958. Боровичский-Духов, II, 789. Боровский-Высоцкий-Покров., II, 754. Боровский-Пафнутиев, II, 1038. Боровский-Рожд.-Богород. или Христорождеств., II, 1121. на Бору Троицкий, Ярос. г., II, 1260. Борщевая-Николаев., Орл. г., II, 679. Борщовская-Никол.-Можай., II, 957. Борщовский-Троиц., Ворон. г., II, 680. Братская-Спасская, Иркутской г., II, 1179. Братский-Богоявл.-Киевский, I, 87. Братский-Богоявл.-Могилевский, I, 88. Братский-Богоявл.-Пинский, I, 71. Братский-Богоявл.-Полоцкий, I, 86. Братский-Духов-Виленский, I, 182. Братский-Слуцкий, I, 394. Брестский-Симеоновский, I, 429. Брецкий – Андрониковский, Черниг. г., II, 615. Брусенский-Никол., Олон. г., II, 974. Брусенский-Успен.-Коломен., II, 681. Брянский – Вознесен. – Ильин.-Песоцкий, II, 732. Брянский-Оптин-Троиц., II, 1026. Брянский-Петропавл.-Богоявл., I, 353. Брянский-Поликарпов – Спасский-Преображ., II, 1077. Буйницкий-Духов, Могил., г., I, 89. Буктрянский-Уснен., Полт. г., II, 1311. Бунарев или Бундырев-Алексинский, II, 682. в Бутылицах-Николаев., Влад. г., II, 992. Быстринский-Успен., Полт. г., II, 1311. Бежецкий-Введен., II, 701. Бежецкий-Крестовоздв., II, 892. Белавинская-Богоявл. Волог., г., I, 91. Белавинская – Спасо-Каменная, Волог. г., I, 446. с Белого Костра Петровский-Новгородский, II, 1052. Белбажский-Троиц., Костр. г., II, 683. Белгородский-Николаев., I, 309. Белгородский-Рожд.-Богор., II, 1123. Белевский-Крестовозд., I, 263. Белевский-Спасо-Преображ., II, 1170. Белиловский-Георгиев., Киев. г., I, 152. Белможский-Троиц., Костр. г., II, 683. Белобережская-Никол., Орл. г., I, 92. Белогорский-Никол., Кур. г., II, 975. Белогостиц.-Георгиев., Яросл. г., I, 93. Белозерский-Гориц.-Воскрес. или Горы, II, 770. Белозер.-Кириллов-Успен., II, 867. Белоезерский-Никитин. или Никитский, II, 945. Белозерский-Троиц.-Святогор. или Спасогорский, II, 1278. Белоезерский-Ферапонтов, I, 556. Белоколодский-Преображ., Ворон. г., II, 1087.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

(в Зубцовском уезде), в Вологодской и в других губерниях; но особенно пустынножительство в те времена усилилось в лесах Брянских, Жиздринских и Рославльских, покрывающих северозападный угол Орловской губернии, западную часть калужской и юговосточную Смоленской губернии. Здесь еще в начале 16 столетия подвизался Преп. Герасим Болдинский: он сначала поселился в Дорогобужском округе, в диком лесном месте, где кроме змей и диких звере никого не было, и по временам только скрывались разбойники; а потом на реке Жиздре в пустынном лесу основал Введенскую обитель 72 . В начале 18 в., с 1717 г. по 1721 г., в дремучих Брянских лесах проходил уединенное жительство инок Серапион, в 1721 г. назначенный строителем новооснованной Белобережской пустыни 73 , в которой и скончался 15 ноября 1741 г., приняв перед кончиной великую схиму с именем Симеона. Между тем пустынножительство не прерывалось и около обителей, расположенных в Орловских лесах. В жизнеописании Феодора Санаксарского повествуется, что, когда он пришел в Площанскую пустынь (это было в 1747 г.), настоятель назначил ему иметь пребывание близ обители в лесу, где были келлии, построенные прежде жившими там, Бога ради, пустынниками 74 . Об этих Площанских пустынниках не сохранилось сведений. В «Описании Богородицкой Площанской пустыни» (С.П.Б. 1855. Стр. 4.) упоминается только пустынножитель монах Ефрем. Скончавшийся около 1757 г. В тридцатых годах 18 в. Площанский иеромонах Иосаф удалился в Брянские леса и жил там несколько лет в безмолвном уединении. Возвратившись в свою обитель по просьбе Площанского настоятеля. О. Тихона, О. Иоасаф в 1741 г. сделался его преемником; но только 6 лет управлял обителью, а в 1746 г. опять удалился в любимые им Брянские леса, где и прожил около двадцати лет. И с этого-то времени пустынножительство в Брянских и смежных с ними Рославльских и Жиздринских лесах не прерывалось уже, как мы сказали, до 20-х годов нынешнего столетия. В Брянских уединенных лесах О. Иоасаф не мог вовсе укрыться от людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

78 Пришлось нам слышать, что в конце прошедшего и в начале нынешнего столетия, были пустынники в Тверской губ. (в Зубцовском уезде), в Вологодской и в других губерниях; но особенно пустынножительство в те времена усилилось в лесах Брянских, Жиздринских и Рославльских, покрывающих северо-западный угол Орловской губернии, западную часть Калужской и юго-восточную Смоленской губернии. Здесь еще в начале 16 столетия подвизался Преп. Герасим Болдинский: он сначала поселился в Дорогобужском округе, в диком лесном месте, где кроме змей и диких зверей никого не было, и по временам только скрывались разбойники; а потом на реке Жиздре в пустынном лесу основал Введенскую обитель. 79 В начала 18 в., с 1717 г. по 1721 г., в дремучих Брянских лесах, проходил уединенное жительство инок Серапион, в 1721 г. назначенный строителем новооснованной Белобережской пустыни 80 , в которой и скончался 15 ноября 1741 г., приняв перед кончиной великую схиму с именем Симеона. Между тем, пустынножительство не прерывалось и около обителей, расположенных в Орловских лесах. В жизнеописании Феодора Санаксарского повествуется, что, когда он пришел в Площанскую пустынь (это было в 1747 г.), настоятель назначил ему иметь пребывание близь обители в лесу, где были кельи, построенные прежде жившими там, Бога ради, пустынниками. 81 Об этих Площанских пустынниках не сохранилось сведений. В «Описании Богородицкой Площанской пустыни» (С.ГГ.Б. 1855, стр. 4.) упоминается только пустынножитель монах Ефрем, скончавшийся около 1757 г. В тридцатых годах 18 в., Площанский иеромонах Иоасаф удалился в Брянские леса и жил там несколько лет в безмолвном уединении. Возвратившись в свою обитель по просьбе Площанского настоятеля. О. Тихона, О. Иоасаф в 1741 г. сделался его преемником; но только 6 лет управлял обителью, а в 1746 г. опять удалился в любимые им Брянске леса, где и прожил около двадцати лет. И с этого-то времени пустынножительство в Брянских и смежных с ними Рославльских и Жиздринских лесах не прерывалось уже, как мы сказали, до 20-х годов нынешнего столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Дмитриева Орловской губернии и принадлежал к тульскому купечеству. Он, как и Толмачев, происходил от благочестивых родителей и принадлежал к богатому семейству. Отец Вавилова торговал хорошо и так же имел достаток во всем, как и отец Толмачева. Однако ничто не прельщало друзей, и они, желая испробовать свои силы, по обоюдному согласию местом для своих первоначальных монашеских подвигов избрали известную в то время по своей строгости и благочестию общежительную пустынную Белобережскую обитель, находящуюся в Орловской губернии Брянского уезда и состоявшую тогда под управлением мудрого и опытного в духовной жизни старца-строителя иеромонаха Моисея, известного всем своей строгой жизнью. Помолившись, они навсегда простились с родным своим домом и отправились в путь. Белокаменную Москву они оставили без сожаления. Путь из Москвы в Орловскую губернию друзья совершили благополучно. Придя в обитель, они назвались странниками, явились к настоятелю за благословением, не от-крывая ему ни своих имен, ни происхождения, и были встречены им со свойственной ему любовью и добродушием. Он предвидел в них будущих великих подвижников Церкви Русской, а потому, узнав об их искреннем намерении не возвращаться больше в мир, согласился, даже не зная, кто они, на их поступление в число временно трудящихся при обители. При этом он обоих поручил духовному руководству опытного в жизни духовной старца иеросхимонаха Серапиона, бывшего впоследствии настоятелем Одринской пустыни. Тот полюбил обоих пришельцев, как и они полюбили старца. Отношения между ними установились самые искренние, самые близкие. Новоначальные желали спасаться, а старец был мудр и опытен. Они всецело открывали свои души старцу-отцу, а он, как мудрый руководитель, назидал их духом кротости и терпения, вразумлял и научал. Какую борьбу новоначальные вели сами с собой, это может быть понятно только тому, кто сам проходил этот искус. От новоначального требуются скромность и смирение, послушание и повиновение, стяжание духа целомудрия, а для достижения всех этих иноческих добродетелей необходимо большое внимание к самому себе и безусловное доверие к своему старцу. Требуется также и пост, постоянный труд и неленостная молитва, совершенное отчуждение от всего греховного и мирского.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Юные подвижники, одаренные духом разума, сознавали все это и поэтому без бла-гословения своего старца ничего не делали и ничего от него не скрывали, во всем ему подчинялись, сознавая вполне, что такая борьба со своей собственной волей сплетает монаху славный венец мученичества, мученичества без крови, мученичества добровольного, как бы мечом обоюдоострым отсекающего ежеминутно злую волю его. Оба Василия, одноименные духовные братья, часто занимались чтением Священного Писания и вели беседы с опытными старцами, в числе которых был и афонский схимонах Симеон, проживавший в Белобережской обители. Все это подкрепляло их в немощи и более и более развивало в них великую добродетель и разум. Долгое время скрывая, кто они, наконец Василии чистосердечно открыли тайну своему любвеобильному и мудрому старцу. Тогда и родителям пришлось узнать об их пребывании в брянском Белобережском монастыре. После нескольких месяцев испытаний иеросхимонах старец Серапион сообщил настоятелю об их душевных качествах, и тот не замедлил облечь их в одеяние новоначальных. Василия Толмачева, как более сильного и крепкого сложением, определил на монастырскую кухню, а Василия Вавилова, как более слабого здоровьем, – в братскую трапезную. Послушания эти они исполняли с усердием, были смиренны и послушливы. Когда до слуха настоятеля обители дошло, что они оба опытны в церковном чтении и пении, то он заменил первые послушания клиросным. Белобережская обитель посещалась в то время множеством богомольцев из разных мест России, в частности из Москвы, и молва о юных подвижниках дошла до жителей столицы, а также до Тулы и Орла. Стали приезжать к подвижникам их родственники, стали их смущать, соблазнять благами мира, предлагать оставить обитель. Привозимая им вещественная помощь в виде денег, разнородных гостинцев и предметов роскоши стала расслаблять их дух. Словом, враг, не спящий и даже никогда не дремлющий, стал наносить им немало внутренних скорбей. Они боролись с ними, но немощь человеческая дала себя чувствовать, и подвижников наших спасало лишь только их полнейшее доверие к старцу Серапиону. Ему было известно все. Они, как покорные отцу дети, ежедневно сообщали ему о внутреннем состоянии своем, исповедовали ему и друг другу все прегрешения свои и, по словам Писания, назидаясь друг от друга, были тверды и разумны.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

9 . Синодик этот был заведен в 1861 году и переписан вновь в 1896 году. В нем записано 700 Кой-где обозначается и сумма, полученная за поминовение, которая впрочем определена для всех в самом надписании, а именно, 10 рублей за вечное ежедневное поминовение с души. 10 . Этот Синодик – есть воспроизведение первого Синодика, считаемого вечным, и потому необходимым для всегдашнего поминовения. Но мы видели, что состав первого Синодика, с одной стороны крайне неполный, а с другой стороны неодновременный, почему и этот Синодик не может считаться копиею первоначального Синодика, который можно бы отчасти воспроизвести с необходимыми дополнениями из второго, и с перекладкою листов по другим пометам. Все эти десять помянников считаются обязательными к прочтению в каждую неделю, и потому читаются монахами на панихидах. 1116. Шесть других помянников, не столь солидных, но тоже озаглавливаемых вечными, читаются по очереди иеромонахами. В первом из них – 58 родов, во 2-м с 59 по 100, в 3-м – с 1 по 60, в 4-м – с 1 по 265, в 5-м – с 1 по 160, в 6-м – с 1 по 136. 1722. Кроме того есть 7 синодиков погубернских, ненумерованных, а именно: Москвы, С.-Петербурга, Смоленска, Новгород-Северска, Курска, а также Жиздры, Почепа и др. городов. 2335. Есть из числа сих синодиков и под номерами. Так напр. под 14 значица Синодик Орла, под 15 – Тулы, под 16 – Карачева (в 2-х книгах), 18 – Брянска, 19 – Брянского уезда, 20 – Стародуба, 21 – Жиздры, 24 – Севска, 28 – Ливен, 29 – Ельца, Ливны, Кром и Малоархангельска. 3638. Три Синодика заключают в себе записи родных братий монастыря. Эти синодики средние. 3941. Есть еще малые братские синодики, которых тоже три. Все это великое изобилие Синодиков, есть очевидное доказательство обилия силы – молитвенного духа тех, к кому прибегают за помощью о поминовении, а вместе и рачительности поминовения самих просящих о нем. Отсюда можно понять и то, почему сия святая обитель процветает. Ибо обилие Синодиков, их разнообразие и сохранность с древних времен есть один из верных показателей того дела, которым живут и существуют насельники монастыря. Посему остается пожелать, чтобы и еще более увеличивались Синодики Белобережской пустыни, а древние свято сохранялись и благочестиво употреблялись из века в век. 10. Дрогочинский Синодик

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В сентябре 1857 г. эта комиссия собрала по всем пунктам неблагоприятный материал для Сёмова, которого Консистория – ввиду такого доклада – приговорила 1 ноября 1857 г. к лишению сана с помещением на один год в Брянскую Белобережскую пустынь. Однако Сёмов ещё раньше объявил себя изъятым из епархиальной компетенции и теперь, послав в Синод апелляционный отзыв, не принял этого решения, от его применения скрылся 18 января 1858 г. к тестю и разыскан был только в мае, когда всё дело перевернулось самым неожиданным образом. Оказалось, что Сёмов отправил в С.-Петербург свою жену Надежду Тимофеевну и чрез неё подал два Высочайшие прошения, сумев заинтересовать разных влиятельных лиц, в частности – тогдашнего Синодального Обер-Прокурора графа Алексея Петровича Толстого, который, усмотрев в Сёмове ревнующего по православию обличителя укрываемого раскола, сразу принял его сторону против Смарагда. Ввиду сего Синод 20 апреля 1858 г. учредил особую комиссию из членов Орловского духовенства: протоиерея Покровской церкви Петра Коринского (см. к письму 40), священника Ильинской, что на Песках, церкви Захария Георгиевского и свящ. единоверческой церкви Петра Васильева (см. к письму 46), предписав назначить Сёмову содержание на время следствия. Этим и позднейшими подобными актами были отменены или приостановлены все законные решения местной епархиальной власти, причём сам архиерей подпал следственному ведению подчинённых ему духовных лиц. В этом заключалась и юридическая и фактическая нелепость, откуда естественно произошёл лишь иерархический скандал. Новая комиссия, усиленная гражданским депутатом Невструевым, нашла совсем иное и 21 июня 1858 г. сообщила Синоду, что донос Сёмова «совершенно подтвердился». У Синода теперь получились два диаметрально противоположные мнения, – и, заранее приняв одно из них, он по необходимости должен был устранить защитников обратного взгляда. Так состоялся 5 июня 1858 г. перевод Смарагда из Орла в Рязань. Это было фактически неизбежно, но случилось единственно потому, что Синод повёл параллельное епархиальному собственное следствие и тем упразднил епархиальную власть, между тем ему принадлежал лишь пересмотр законченного епархиального дела по апелляции обвиняемого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Глава Брянской митрополии совершил великое освящение Иоанно-Предтеченского храма Белобережской пустыни 20 июня 2023 г. 11:05 18 июня 2023 года, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, митрополит Брянский и Севский Александр совершил чин великого освящения храма во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Белобережской Иоанно-Предтеченской мужской пустыни и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. При входе в храм архипастыря тепло встречали юные прихожане Белобережской обители. Дети прочли стихотворения, преподнесли владыке Александру каравай и цветы. Глава Брянской митрополии благословил ребят. Перед освящением храма благочинный Брянского градского церковного округа протоиерей Сергий Рысин рассказал о значении этого чинопоследования. За богослужением главе митрополии сослужили настоятель Белобережской Иоанно-Предтеченской пустыни игумен Леонид (Куприянов), благочинный Брянского градского церковного округа протоиерей Сергий Рысин, наместник Свенского Успенского монастыря игумен Тихон (Колесняк), насельник Белобережской обители иеромонах Иона (Идрисов), а также клирик Брянского Свято-Троицкого кафедрального собора диакон Евгений Кужелев. Песнопения исполнил мужской хор Брянского кафедрального собора (регент — А.А. Бирюков). На малом входе за усердное служение Церкви Христовой владыка Александр наградил насельника Белобережской обители иеромонаха Иону (Идрисова) правом ношения наперсного креста золотого цвета. Проповедь перед причастием произнес заместитель директора Центра подготовки церковных специалистов Брянской епархии Константин Протченко. После богослужения владыка Александр поздравил верующих с праздником всех русских святых и освящением монастырского храма. На молитвенную память митрополит Александр подарил игумену Леониду напрестольное Евангелие, переданное Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом при посещении Свенского Успенского мужского монастыря для новых храмов Брянской митрополии. Владыка Александр отметил труды священнослужителей, насельников Белобережской пустыни, которые духовно окормляют российских военнослужащих на передовой, собирают и передают им гуманитарную помощь. Медалями святого благоверного Олега Брянского были награждены иеромонах Тихон (Антропко) и иеромонах Никон (Кузнецов).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Старец Серапион был оклеветан, отстранен от настоятельства и отправлен в Московский Спасо-Андроников монастырь . 24 марта 1724 года указом духовной дикастерии Белобережская пустынь была приписана к Петропавловскому монастырю . В деле белобережской братии принял участие настоятель Андроникова монастыря архим. Герасим. Разобравшись в возводимых на старца Серапиона жалобах, он сообщил 15 июня 1726 г. Духовной декастерии о его невиновности. Мон. Серапион был оправдан и направлен в Одрин монастырь Орловской губернии, а бывшие вкладчики Белобережской пустыни подали прошение о ее восстановлении. Указом Екатерины I от 6 февраля 1727 года Белобережская пустынь была восстановлена, Серапион утвержден в звании строителя, а Петропавловскому монастырю было предписано возвратить пустыни ее иноков и имущество. Указ о возрождении обители повлек пожертвования жителей Карачевского и Брянского уездов: помещики Савельевы поднесли в дар пустыни ковчег с частицами мощей 35 святых, в мае 1731 г. И. Алымов предоставил Белобережской пустни пустошь Полпино , в 1733 г. помещик Т. Д. Житков пожертвовал в вечное пользование земли в урочище Царёво Займище Карачевского уезда. В 1732 г. Указом Святейшего Синода обители были отписаны 30 десятин «пустовой благовещенской земли». Впоследствии вкладчиками обители были обер-прокурор Синода Н. Самойлов, полковник Турчанинов, действительный статский советник Коллегии экономии П. В. Хитрово, поручик В. Тютчев, сержант гвардейского Семёновского полка А. Алымов, полковник Г. Е. Замятин и др. Расцвет обители Белобережская пустынь. Святые врата с церковью Захарии и Елисаветы. Открытка начала XX века Белобережская пустынь. Фотография. Нач. XX в. Белобережская пустынь, вид с юга. Открытка начала XX века Обитель процветала. Слесарная, бондарная и иконописные мастерские приносили доход. К 1909 г. в пустыне было девять храмов, в которых стены, святые врата, надвратная церковь были расписаны сюжетами из Апокалипсиса. Циферблат часов, встроенных между третьим и четвертым ярусами колокольни, позволял страннику видеть время с расстояния в две версты.

http://drevo-info.ru/articles/19336.html

9 февраля 1721 года Указом Синодального казённого приказа было разрешено строительство в Пустыни деревянного храма в честь Рождества Святого Иоанна Предтечи. Таким образом, было положено начало церковному строительству в Белобережской (тогда ещё Белопесоцкой) обители. Брянский Петропавловский монастырь, на землях которого находилась Белобережская пустынь, первоначально не препятствовал её становлению, но затем, вероятно увидев в ней конкурента, начал добиваться её закрытия, и в 1724 году пустынь была упразднена. Строитель пустыни отец Серапион (1672—1741), претерпев многочисленные гонения и страдания, сумел в конечном счёте добиться восстановления. Указом императрицы Екатерины I от 6 февраля 1727 года пустынь была восстановлена и Петропавловскому монастырю было указано вернуть её имущество и иноков. В последующие несколько десятилетий Белобережская пустынь находилась под строительским настоятельством. По учреждению 1764 года о монастырских штатах, Белобережская пустынь была предложена к упразднению. Но в 1766 году, по случаю истребления пожаром Яменской пустыни в соседнем Трубчевском уезде, Белобережская пустынь была оставлена на своём содержании. С 1770 по 1775 годы Белобережская пустынь была закрыта, но затем снова восстановлена на правах заштатного монастыря (не получавшего государственной поддержки). В 1777 году Пустынь была вновь лишена самостоятельности и приписана к Брянскому Петропавловскому монастырю. 14 февраля 1779 года Белобережская пустынь переходит в ведение Площанской пустыни. В 1780 году она была вновь упразднена, но стараниями братии и пожертвователей восстановлена и опять отдана во владение другого монастыря. Такая картина переводов пустыни от одного монастыря к другому рисуется до 1787 года, в котором по указу Орловской Консистории, от 20 марта, ей вновь было дано своё управление. При этом Брянскому духовному правлению было предписано как можно строже смотреть за пустынью и ежемесячно проводить её ревизии. Причиной такого строгого распоряжения стали слухи, будто бы эта пустынь принимает беглых, подозрительных, беспаспортных людей и скрывает их. Однако подтверждения этим слухам не нашлось.

http://azbyka.ru/palomnik/Белобережская_...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010