Белобережская пустынь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Белобережская пустынь Белобережская пустынь (полное наименование Брянская Белобережская Иоанно-Предтеченская мужская пустынь ) — монастырь Русской Православной Церкви в посёлке Белобережский Санаторий Брянской области. Основан в начале XVIII века. Широкую известность получил в начале XIX века как один из первых центров российского старчества. В 1924—2004 годах монастырь был закрыт и почти полностью разрушен. В настоящее время находится в ведении Брянской епархии, с 2004 года является действующим мужским монастырём и постепенно восстанавливается. Содержание История [ править править код ] Основание [ править править код ] Сведения о дате основания Белобережской пустыни разноречивы. Во многих источниках указывается, что Белобережская пустынь возникла в начале XVIII века, когда Пётр I, ввиду подготовки города Брянска к возможным боевым действиям в ходе Северной войны, в 1706 году повелел В. Д. Корчмину снести постройки женского Воскресенского монастыря, а монахинь переселить в мужской Предтечев Песоцкий монастырь, для чего монахов из Песоцкого монастыря нужно было предварительно переселить в Петропавловский. Как гласит предание, группа монахов во главе с архимандритом Леонидом, недовольных таким решением, отделилась от остальной братии и поселилась в отдалении от города, на белопесчаных берегах реки Снежети, вырыв для жилья землянки и устроив небольшую часовню. Этот скит начал постепенно заселяться старцами, желавшими вести уединённую жизнь. Однако, в точности такая же легенда связана с возникновением другой обители, находившейся по соседству в той же самой местности — Полбинской Предтечевой пустыни. Это позволяет усомниться в достоверности упомянутого предания, по крайней мере в отношении одной из пустыней. В качестве альтернативной версии, другие источники указывают иной год основания Белобережской пустыни — 1661, когда в Россию был перенесён первый список (копия) древней византийской иконы Божией Матери «Троеручица». По легенде, первым пристанищем иконы в России стала как раз Белобережская Пустынь, куда икону принёс первый устроитель пустыни — иеромонах Симеон.

http://azbyka.ru/palomnik/Белобережская_...

В настоящее время Брянская епархия официально считает датой основания Белобережской пустыни (скита) 1714 год. Достоверные сведения о существовании Белобережской пустыни начинаются с 1717 года, когда её (тогда ещё — в виде монашеского скита) возглавил монах Серапион, ставший первым строителем этой обители. Происхождение названия [ править править код ] Установление точного времени основания обители осложняется ещё и тем, что до XVIII века топонима «Белые Берега» в этой местности не существовало вовсе. Лесной массив в нижнем течении Снежети в те времена был известен как урочище Полбино, от чего позднее произошли названия «Большое Полпино» и «Малое Полпино» (Белобережская пустынь находится приблизительно на равном удалении от обоих населённых пунктов). Из старейших сохранившихся документов следует, что в первое время своего существования Белобережская пустынь носила название «Белопесоцкая» (поскольку её населяли бывшие иноки Брянского Песоцкого монастыря). Однако это название за новой обителью не утвердилось, поскольку Белопесоцкий монастырь уже имелся в Подмосковье. К названию пустыни «Белопесоцкая» приходилось добавлять уточнение — «что на белых берегах реки Снежети». Позднее, по смысловому сходству, название «Белопесоцкая пустынь» было заменено на «Белобережская пустынь» (так, в документах 1730-х годов уже сосуществуют оба названия) и в таком виде укоренилось. В XIX веке топоним « Белые Берега », ставший разговорным синонимом Белобережской пустыни, распространился не только на сам монастырь, но и на местность, в которой он расположен. Когда в 1868 году здесь пролегла Орловско-Витебская железная дорога, возникла техническая необходимость устройства железнодорожной станции — примерно на полпути между Карачевом и Брянском. Эта станция также получила название «Белые Берега» и дала начало современному одноимённому населённому пункту. В 1894 году для удобства многочисленных паломников ближе к монастырю была устроена платформа «Белобережская» (первоначально — «Белобережская пустынь», «Пустынь»). Становление [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Белобережская_...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Троеручица Белобережская " Описания иконы Икона Троеручица Белобережская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Копия чудотворной иконы «ТРОЕРУЧИЦА» была святыней Белобережской пустыни (Брянский уезд Орловской губернии) – одного из самых крупных монастырей России. Название обители, по которой названа и икона, произошло от места основанной пустыни – урочище Белые Берега на реке Снежеть. Этот монастырь можно назвать колыбелью русского старчества: здесь полагали начало своей монашеской жизни последователи преподобного Паисия Величковского – иеромонах Клеопа и иеросхимонах Феодор. Сейчас от когда-то громадного монастыря практически ничего не осталось. Описание иконы Троеручица Белобережская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Белобережская пустынь находится в Орловской губернии, Брянском уезде. В этой обители есть чудотворная икона Богоматери Троеручица, принесенная сюда в 1661 году основателем пустыни, иеромонахом Симеоном. Сия икона прославилась многими чудесами. Так, заступлением Богоматери был спасен от истребления огнем дом одного жителя г. Карачева. Этот человек имел в своем доме несколько больных домочадцев; так как у жителей соседних с Белобережской обителью селений принято поднимать икону Троеручицу в свои дома для совершения молебствий, то и он решил поступить так же. Отправившись в обитель, он попросил у настоятеля разрешения принести св. икону Богоматери в свой дом. Получив разрешение, он взял икону и отправился домой. Между тем, в его отстутствие случился в Карачеве пожар. Домочадцы его старались прежде всего спасти больных, но последние без посторонней помощи вышли из дома совершенно здоровыми; огонь не коснулся дома, хотя все окружавшие его строения были истреблены пожаром. В скором времен[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты)

http://pravicon.com/icon-463

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БЕЛОБЕРЕЖСКАЯ ПУСТЫНЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Белобережская пустынь. Гравюра Ф. Алексеева, 1830 г. Пустынь расположена на левом берегу реки Снежеть, у пос. Белые Берега г. Брянска и в 3 км к северу от железнодорожной платформы Белобережская. Со всех сторон окружена лесами. Основание монастыря В ходе Северной войны Петр I принял решение об укреплении Брянска . В марте 1706 года по распоряжению царя в городе было организовано строительство оборонительной засеки. В результате были снесены несколько городских зданий, в числе которых был Воскресенский девичий монастырь . Монахинь перевели в Белопесоцкий мужской монастырь , переселив оттуда монахов в Брянский Петропавловский монастырь , к которому их обитель была приписана еще при патриархе Иоакиме . Полтора десятка монахов отделились и обосновали на берегу реки Снежеть скит, первоначально назвав его Песоцким. Возможно, эти же монахи впоследствии и окрестили место Белыми Берегами. После постройки деревянной часовни братия стала служить вечерню, утреню, часы, монашеское правило, причащались же в Петропавловском монастыре. В 1712 г. белобережские иноки во главе с иером. Исаией испрашивали благословение на строительство вместо часовни храма, но разрешения не получили . Достоверные сведения о существовании Белобережской пустыни начинаются с 1717 года, когда архимандрит Петропавловского монастыря Питирим вызвал из брянских лесов опытного в духовных делах старца Серапиона и поручил ему управлять белобережским скитом. Монах Серапион ввел в пустыни строгий устав, запретил братии употреблять мед, пиво, вино и ходить за продуктами в окрестные селения. Сам старец не гнушался тяжелой работы: колол дрова, вручную молол зерно, пек на всех хлеб. В 1722 г. в скиту была возведена деревянная церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи , строительство которой явилось поводом обособиться от Петропавловского монастыря. Старец Серапион подал прошение в Синод о предоставлении пустыни самостоятельности, что стало полной неожиданностью для настоятеля Петропавловского монастыря архим. Питирима. Одновременно строитель соседней Полпиной пустыни , насельником которой некогда был мон. Серапион, наблюдая в 6 км от своего монастыря возрастание новой обители, стал добиваться ее закрытия.

http://drevo-info.ru/articles/19336.html

Радость и духовное ликование переполняли сердца прихожан, ведь в Володарском районе это первый храм. Здесь проживает почти 20% жителей Брянска. Население же самого микрорайона «Новостройка» составляет 30 тысяч человек. Этот новый микрорайон начал застраиваться в советские годы, более 30 лет назад, когда о возведении храма не могло идти речи. Но необходимость создания Дома Божия назрела давно. И по инициативе заместителя председателя Брянской областной Думы Анатолия Петровича Бугаева, местного жителя, в канун 9 мая 2011 года был заложен камень в основание будущего храма во имя Великомученика Георгия Победоносца. Строительство началось в памятном для жителей Брянска месте – сквере Защитников Отечества, где установлен памятник солдатам Алексею Макееву и Сергею Бакалёву, погибшим в вооруженном конфликте в Южной Осетии. Адрес: Россия, Брянская область, г. Брянск, ул. 2-я Мичурина, 31 Подробнее... Храм Всех Святых (Брянск) [ править править код ] Приход храма Всех Святых был создан 2 мая 1998 года, изначально был Георгиевским. Образование прихода проходило при участии Брянского округа Центрального казачьего войска. Приход состоит из Георгиевского храма и строящегося храма Всех Святых. Сегодня приход занимается благотворительной и просветительской деятельностью. При храме имеется воскресная школа для взрослых, занятия которой проводятся в форме бесед с ответами на вопросы. Проводятся Рождественские и Пасхальные утренники для детей. Адрес: 241037, г. Брянск, ул. Красноармейская, 109. Проезд троллейбусами 6, 10 маршрутов, автобусами 5 маршрута и маршрутными такси до остановки «Улица Крахмалева». Телефон: +7 (4832) 41-70-33 Подробнее... Храм святого Иоанна Кронштадтского (Брянск) [ править править код ] Храм святого Иоанна Кронштадтского был освящен 2 ноября 2008 года. В храме находится икона святого праведного Иоанна Кронштадтского с частицей его епитрахили. Адрес: 241027, г. Брянск, ул. 50-й Армии, д.10 Проезд: Телефон: 8-(903)-818-51-52 Электронная почта: hraminfo@yandex.ru Подробнее... Храм иконы Божией Матери " Троеручица " (Брянск) [ править править код ] С 1992 по 1993 год православные белобережцы арендовали помещение в частном доме для совершения Богослужений. Все это время службы совершали священнослужители г. Брянска и г. Карачева. Все это время церковная община собирала средства для того, чтобы приобрести собственное помещение, что и произошло в 1993 году. Приходом был выкуплен и переоборудован для совершения Богослужений деревянный дом на окраине поселка. Тогда же появился в Белых Берегах и первый «постоянный» священник – отец Николай Зыбин. А летом 1994 года настоятелем храма в честь иконы Божией Матери Троеручица был назначен священник Николай Елисеев. С 2000 года настоятелем белобережского храма является священник Алексий Клеутин. С 2000 года при храме была открыта воскресная школа для детей и взрослых.

http://azbyka.ru/palomnik/Брянск_(храмы)

Московской Епархии 3 класса девичий, находящийся внутри города Коломны. Построен в 1553 году. Строения в нём ныне следующие: I) Четыре каменные ЦЕРКВИ: 1) СОБОРНАЯ двухэтажная, в верхнем этаже престол во имя Успения Божьей Матери, а в нижнем во имя Казанской с приделом св. Иоанна Златоустог о. Иконостас в церквах сих новой архитектуры золочёный с резьбой и колоннами; 2) за собором к востоку во имя Воскресения Христова с приделом во имя св. мучеников Космы и Дамиана. Церковь сия перестроена и освящена вместо бывшего собора во имя Донской Божьей Матери; 3) во имя св. Николая Чудотворца с приделом во имя Божьей Матери всех скорбящих Радость; 4) во имя Воздвижения креста Господня с приделом во имя св. Николая Чудотворца. II) КОЛОКОЛЬНЯ над воротами каменная новой архитектуры. III) КЕЛЬИ Настоятельницкие и монахиньские каменные же. От святых ворот к соборной церкви, а от сей к Игуменьинским и монахиньским кельям дорожки усажены небольшими липами, что составляет вид регулярного сада. Брянская Белобережская пустынь Или Брянский Белобережский монастырь . См. Белобережская Брянская пустынь. Брянская Полбинская Предтечева пустынь См. Полбинская Брянская Предтечева. Брянский Вознесенский Предтечев монастырь Женский, упразднённый. Находился в городе Брянске. До учреждения Московской Епархии состоял он в ведении Святейшего Синода, а потом с 1745 года – в Московской Епархии, а, наконец, в Севской, что ныне Орловская. За ним до Духовных, в 1764 году состоявшихся, Штатов было 77 душ крестьян. См. Вознесенский Предтечев Брянский. Брянский Воскресенский монастырь Женский, упразднённый. Находился в городе Брянске, и так же, как вышеупомянутый Вознесенский, состоял в ведении Святейшего Синода, потом Московского, а, наконец, Севского Епархиальных Архиереев. Брянский Петропавловский монастырь Орловской Епархии 3 класса мужской. Находится в городе Брянске, по которому и название своё имеет, на горе, над рекой Десной. Строения в нём все деревянные кроме церкви соборной во имя сб. Апостолов Петра и Павла, почему и монастырь называется ещё Петропавловским, построенной в 1702 году, по грамоте экзарха Патриаршего в России престола Стефана Яворского , Митрополита Рязанского, иждивением Брянских помещиков Фаддея и Петра Соловых. При сём монастыре находится уездное духовное училище, принадлежащее к Орловской, что в Севске, Семинарии. Настоятельство в нём издавна по 1764 год было Архимандричье; потом в 1798 году учреждена паки Архимандрия 3 класса, и Архимандритам, которые бывают вместе и Ректорами Орловской Семинарии, дано позволение на Камлотовых мантиях носить скрижали. До Духовных Штатов, в 1764 году состоявшихся, было за монастырём сим 1.423 души крестьян. Брянский Поликарповский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Все монастырские храмы и колокольня были разрушены до основания, кирпич пошел на восстановление Брянска, а территория бывшего монастыря была передана под детский санаторий. В 1950–1970 годы здесь было построено несколько новых жилых, учебных и хозяйственных корпусов, котельная и другие объекты. В 2004 году пустынь была возвращена Брянской епархии. Сохранилось лишь несколько жилых и хозяйственных зданий и часть ограды с юго–восточной башней, а память о богатейшей обители и ее делах практически исчезла. Первоначально предполагалось в стенах Белобережского монастыря разместить и Брянское духовное училище, однако ввиду удаленности от города оно не привлекло достаточного количества учащихся и в последующем было перенесено в Брянск. В настоящее время на территории Белобережской пустыни ведутся ремонтно–восстановительные работы, но из–за отсутствия должного финансирования современный вид монастыря по–прежнему не привлекателен для туристов и паломников. Источник информации: 1. Кизимова С.П., Зубова Е.М. По следам святых обителей: Из истории монастырей и пустыней Брянского края. – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета, 1999г. 442с. 2. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. – М.: Наука, 1998 – 640 с. 3. http://www.pravenc.ru/– Православная энциклопедия. Белобережская пустынь 4. http://www.belber.ru/– Портал поселка Белые Берега. Белобережская пустынь 5. http://ru.wikipedia.org – «Википедия» — универсальная энциклопедия. Белобережская пустынь 6. http://bryansk-eparhia.ru – Брянская Епархия Русской Православной Церкви 7. http://www.scilib.debryansk.ru – Брянская областная библиотека имени Ф.И.Тютчева. Проект «Исторические и памятные места Брянской области» Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=07563

1 Там же Там же, 45–46. о Там же, с 44. «Там же, с 36–37 Там же, 58 7 Подробиее о Зосиме Верховском см; Жизнь в Бозе почившего блаженного Старца схимонаха Зосимы. М., 1860. Кроме этого сведения о старце Василиске Туринском, Зосиме Верховском и их наставнике старце Адризие Площанском см.: Архимандрит Леонид Последние православные русские пустынножители (материалы для истории русского монашепства, 1745–1820 гг.)//Символ, 30, декабрь, 1903, с. 263–282. Ханыков Н. Описание Бухарского ханства. СПб, 1843, с, 201. ‘Житие преподобной матери нашей Марии, в мужеском образе преименованной Марином, и отца ее, Евгения преподобного (12 февраля)//Четьи-Минеи (Книга житий святых на дванадесять месяцев), М., 1782, 4-е изд, декабрь-февраль, л. 357–359 об. В житии священномученика Климента, папы Римского, упоминается, что брат его отца (который был «зол нравом и безстудный любодей»), чуязвися» на его мать, Матфидию, которая для избавления от посягательств, «не хотяше обличити брата» и не открывая истинную причину, решила оставить мужа и семью, объяснив, что видела сон, в котором ей было указано покинуть Рим на 10 лет, чтобы не погибнуть ужасной смертью (Житие и страдание святого священномученика Климента, папы Римского (25 ноября)//Четьи-Минеи (Книга житий святых па дванадесять месяцев), М., 1782, 4-е изд., сентябрь-ноябрь, л. 412 об.–417. " » источник сведений о некоем «великом старце», Ефреме и Аммоне не установлен. Рукописное жизнеописание старца Василия Кишкина смотри: «Житие преподобного неромонаха старца Василия, упокоившегося Орловской губернии в Площанской пустыне, бывшего прежде Строителя Белобережской пустыни и возобновителя» (ОРРГБ, ф 214, Печатное жизнеописание: Жизнь старца Василия Кишкина и ученика его монаха Арсения Белобережской обители Издание Брянской Белобережской обители. 1887, с 3122. В рукописном Житии указано, что старец Василий «присно молитве Иисусовой поучашеся, сию во дни и в нощи присно глаголя, насытитися невозможе, слезы непрестанно от очес точаше и когда глаголюще ему полезная, некия праздныя слова допускаше, старец показа себя болящим и дремлющим и отдаляшеся похвалы человеческия, тяжко себе вменяя и клятвою завеща не глаголати похвальнаго о нем ничесоже, бродягою себя называя, своего мнения весьма отрицашеся ( л. 22)»

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

они расходясь и водворяясь по разным Российским монастырям, водворяли в них и духовное просвещение, приобретенное ими от жизни и учения старца Паисия. Всех их мы не можем исчислить; но по крайней мере известны некоторые из них, как то: иеромонах Василий, благороднаго происхождения, родившийся в Фатежском уезде; мирское имя его было – Владимир Тимофеевич Кишкин; он странствовал и жил несколько лет с учениками своими в Св. Афонской горе и в Молдавии после 1780 года; после того был строителем в Белобережской пустыни и окончил дни свои в Площанской пустыни на покое в 1831 году. Был духовный старец, от котораго многие пользовались духовно, и особенно отличался с юных лет целомудрием, смирением, терпением и любовию к оскорблявшим его. Из учеников его известны: Анастасий, Израиль, Серафим, бывший в последствии настоятелем Белобережской пустыни, и Филарет, игумен Глинской пустыни. – Монах Арсений, проводивший большую часть жизни своей в пустынных лесах и скончавший оную в Белобережской пустыни в 1844 году. Иеросхимонах Афанасий, духовнопросвещенный старец, также безмолвный обитатель пустыни, почил о Господе от трудов своих в Брянском Свенском монастыре, в 1843 году, храня до смерти при послушании духовное трезвение; он был для многих светильником во тьме светящим. Игумен Самуил, бывший настоятель Коломенскаго Голутвина монастыря, искусный делатель умнаго трезвения. – Монах Арсений был духовной жизни, скончался в Симоновом монастыре. – Иеросхимонах Ливерий, в Екатеринославской епархии, скончавшийся в 1824 году в глубокой старости. Его наставлениями пользовался архимандрит Макарий, управлявший Алтайской миссиею. Все сие от многаго весьма малое представлено здесь. Но кто может исчесть всех тех, кои пользовались и ныне пользуются в Российских монастырях духовным просвещением от трудов и учения старца Паисия, переданным и передаваемым друг другу? За все оное премилосердый Господь да умножить мзду воздаяния в некончаемом веке блаженному старцу Паисию; а мы, Россияне, должны чувствовать излиянную на нас промыслом Божиим чрез него духовную пользу, не для одного монашества, но и для укрепления всей Православной Церкви. Ибо он, при высоте духовной жизни, был ревностный хранитель догматов и правил святой Церкви, и других учил строгому хранению оных яко самонужнейшему основанию нашего спасения. Воздадим за все сие по силе нашей славу, благодарение и поклонение единому Богу, в Троице славимому и поклоняемому Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НИКИТА РОСЛАВЛЬСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Никита Рославльский Никита Рославльский ( 1695 - 1793 ), схимонах , преподобный , местночтимый святой Смоленской епархии Память 29 марта (Смоленск.) Родился в 1695 году в Орле . С детства любил странствовать по святым местам. Юношей же удалился из родительского дома и поселился в двух верстах от Белобережской пустыни (ныне - Брянская епархия), на полверсты влево от дороги на Карачев. На пригорке стояла его келья, а у подошвы был вырыт им колодец. Питался отшельник хлебом, который мимо ходящие богомольцы клали ему в корзину, повешенную на придорожном дереве; да ещё кое-что имел с небольшого огорода, который был рядом с кельей. Лес был глухой, и нередко звери бродили вокруг пустынной кельи. Летом комары кусали тело Никиты до крови, причиняя ему страшные мучения. Никита все терпел безропотно. Данным от Бога ему даром слез он молился Творцу о своих грехах и за своих ближних. Посещал Никита богослужения в находящейся рядом Белобережской пустыни. Так, в подвиге и молитве он дожил до старости . Кем и когда Никита был пострижен в монашество , неизвестно, можно лишь предполагать, что не в находящейся рядом Белобережской пустыни, так как никогда не был ее штатным монахом. Однажды в марте его постигла тяжелая болезнь, заставившая его долго лежать без движения. Наступил канун Благовещения. Старец, лежа на одре, услышал благовест к Всенощной; попробовал встать, но болезнь этого ему не позволила. Болезненным голосом Никита запел тропарь праздника, но от слабости и потери голоса не смог его пропеть до конца. Горькими слезами залился старец, сокрушаясь, что не может достойно встретить великий праздник. Тогда келья его озарилась небесным светом, и Никита увидел перед собой Богоматерь, окруженную ангелами. Небесная гостья благословила старца, и в неземном восторге он слабым голосом запел тропарь Благовещения. Богоматерь и ангелы присоединились к его пению, и скромная отшельническая келья огласилась хвалебной песнью небожителей. Исчезло видение, но Никита долгое время находился под его впечатлением .

http://drevo-info.ru/articles/13680366.h...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010