Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Степанов Александр; ранее 1771, Москва - 31.12.1844, Свенский мон-рь), иеросхим., Рославльский, Младший. Сын диакона. В 25 лет поступил в Пешношский мон-рь Московской губ. В 1796 г. настоятелем мон-ря иером. Макарием был послан в числе 12 братий для восстановления запустелой Оптиной пуст. , там был пострижен в монашество с именем А. (1796), рукоположен во иеродиакона (1797), во иеромонаха (1802) и назначен духовником обители. желая безмолвной жизни, А. собирался на Афон , но не попал туда и поступил в Белобережскую пуст. , откуда без благословения ушел в Рославльские леса (см. Рославльские подвижники ), через 4 года вернулся и был определен в Свенский мон-рь с запрещением священнослужения за самовольную отлучку. Однако А. не пошел в мон-рь, а в апр. 1807 г. удалился в Якимовичские леса (неподалеку от сельца Якимовского). Поселившись в Свенском мон-ре лишь в 1816 г., инок оставил его 13 июля 1817 г. ради пустынножительства в Якимовичских лесах. А. пользовался большим уважением среди отшельников, под его духовным руководством находились новоначальные иноки братья преподобные Моисей (1811-1821) и Антоний (1816-1820) (Путиловы, впосл. оптинские старцы). В 1821 г. Калужский еп. Филарет (Амфитеатров) пригласил рославльских подвижников устроить скит при Оптиной пуст., большая часть пустынников приняла предложение (в т. ч. братья Путиловы), но А. не согласился на переселение. В 1825 г. начались гонения на рославльских пустынножителей со стороны властей. По указу Рославльского земского суда А. был заключен в острог, отправлен по этапу в Свенский мон-рь, куда прибыл в февр. 1826 г. Послушанием А. в мон-ре была продажа свечей. Орловский еп. Гавриил (Розанов) разрешил ему священнослужение, но по смирению А. священнодействовал только ради принятия Св. таин. А. имел дар умной молитвы, отличался кротостью, смирением и незлобием. В свободное время А. с учениками переписывал переводы творений святых отцов, сделанные прп. Паисием (Величковским) . Лит.: Брянский Свенский мон-рь. М., 1866. С. 93; Жизнеописание настоятеля Малоярославецкого Николаевского мон-ря игум. Антония. М., 1870. С. 10-14, 20, 22; Ювеналий (Половцев), архим. Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архим. Моисея. М., 1882. С. 17-20, 26-30, 38-43, 249-250; ЖПодв. Март. С. 139-143; Дубовский С. Пустынники Рославльских лесов//Смоленские ЕВ. 1994. 4. С. 49-61. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: ИЕРОНИМ (Соломенцов [Соломенцев] Иван Павлович; 1805 (1806?) - 1885), иеросхим., ктитор и духовник Русского вмч. Пантелеимона мон-ря на Афоне

http://pravenc.ru/text/76928.html

Прп. Василий (Кишкин) Прп. Василий (Кишкин) Опытно познав на Св. Горе и в молдав. обителях школу старчества и аскетического делания под рук. прп. Паисия и его учеников, мн. рус. иноки в кон. XVIII в. вернулись в Россию и поселились в брянских и рославльских лесах. Среди них - насельник афонского Ильинского скита иером. Клеопа I, восстановивший основы старчества в Островской Введенской пуст., схим. Афанасий (Охлопов) , посланный прп. Паисием к С.-Петербургскому митр. Гавриилу (Петрову) со слав. переводом «Добротолюбия», иером. Клеопа II, подвизавшийся в Белобережской пуст. и Валаамском мон-ре, прп. Феодор Нямецкий , прп. Феодосий (Маслов) , возобновивший по афонскому уставу Молченскую Софрониеву пуст. , а также наставники оптинских старцев прп. Льва (Наголкина) и прп. Макария (Иванова) - прп. Василий (Кишкин) и прп. Афанасий (Захаров) . В новосозданных и восстановленных обителях ученики прп. Паисия вводили афонский устав и возрождали традицию аскетического делания. К сер. XIX в. мон-ри, придерживавшиеся аскетической школы прп. Паисия (Величковского), располагались в 30 епархиях, в т. ч. Московской, Орловской, Калужской, Тульской, Новгородской. В XVIII в. продолжалась традиц. материальная помощь Российского гос-ва афонским мон-рям, ее размеры и сроки выплат были строго регламентированы по инициативе Петра I. 29 апр. 1725 г. имп. Екатериной I был издан указ, подписанный еще Петром (но не вступивший тогда в силу), согласно к-рому все просители пожертвований переводились из ведения Коллегии иностранных дел в ведение Синода. 27 окт. 1735 г. имп. Анна Иоанновна установила Палестинские штаты - фонд, из к-рого ежегодно вост. Патриархам и мон-рям, в т. ч. афонским, выплачивались пособия, представители Патриархов и обителей приезжали за пособиями в Россию раз в 5 лет. Указом Синода в 1742 г. была введена единообразная дача милостыни афонским мон-рям: Московская синодальная контора обязывалась выдавать Ватопедскому мон-рю 100 р. в год, Вел. Лавре, Хиландарскому, Зографскому, Григориату, Павловскому, Иверскому, Пантелеимонову мон-рям, Эсфигмену, Дионисиату и Филофею - по 35 р. в год. В XVIII в. из-за русско-тур. войн эти суммы поступали нерегулярно, в XIX в. деньги мон-рям выплачивались аккуратно, в т. ч. за прошедшие годы. Так, в 1837-1839 гг. Эсфигмену за 70 лет было выплачено 2100 р., Дионисиату за 5 лет - 150 р., Григориату и мон-рю Св. Павла за 20 лет - по 600 р., Хиландарскому мон-рю за 24 года - 720 р. и др. Кроме того, в XVII-XVIII вв. рус. цари посылали на А. «заздравные» и «заупокойные» милостыни.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Прп. Лев Оптинский. Фрагмент иконы на раке святого. 2000 г. Иконописец игум. Ипатий (Хвостенко) (ц. Владимирской иконы Божией Матери) (Наголкин Лев Данилович; 1768, г. Карачев Орловской губ., ныне Брянской обл.- 11.10.1841, Оптина в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст.), прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых), иеросхим. Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни . Происходил из мещан г. Карачева. Служил приказчиком в г. Болхове у купца Сокольникова, торговавшего пенькой и конопляным маслом. По роду деятельности общался с людьми различных званий и состояний, что помогало развить наблюдательность и обрести житейскую мудрость. Обладал прекрасной памятью и рассудительностью. Оценив способности своего приказчика, купец предложил ему жениться на своей дочери, но Лев Данилович отказался. В 1797 г., при игум. Авраамии († 1817), поступил в Оптину пуст. Отличался богатырской силой и здоровьем, к-рое, однако, успел расстроить в короткий срок из-за непомерных трудов. В 1799 г. перешел в Белобережскую Брянскую пуст. , чтобы пользоваться духовными советами прп. Василия (Кишкина) . 14 сент. 1801 г. пострижен в монашество с именем Леонид игуменом Чёлнского в честь Преображения Господня мон-ря Кесарием (Плюгиным). 22 дек. 1801 г. еп. Орловским и Севским Досифеем (Ильиным) рукоположен во диакона, 24 дек. того же года - во иерея. По благословению настоятеля нек-рое время пребывал в Чёлнском мон-ре, где проживал ученик прп. Паисия (Величковского) схим. Феодор (Пользиков; 1756-1822), ставший его духовным наставником. Духовно сблизился с настоятелем Свенского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря и ректором Севской ДС игум. Филаретом (Амфитеатровым) . Со временем в Белобережской обители собрались ученики и последователи прп. Паисия: иером. Клеопа II (Антонов) , схим. Феодор (Пользиков), схим. Афанасий (Охлопов), участвовавший в работе над переводом слав. «Добротолюбия», что способствовало духовному возрастанию иноков.

http://pravenc.ru/text/2463231.html

Уединенная жизнь в Рославльских лесах под руководством опытных старцев стала настоящей школой монашества для М. и старца Антония (Путилова). Несмотря на внешние лишения, пустынники утешались внутренним безмолвием, о чем в одном из ранних писем брату писал М.: «Находясь в кругу предметов, занимающих зрение, вкус, слух и все чувства, не может уже быть столь сладко мысленное занятие в памяти Бога и поучении святого закона Его. Удалением же от мира, свободившись всех чувственных встреч, увлекающих ум и мысли, все духовное занятие становится живее, сладостнее, потому что ум, свободясь случаев к рассеянию, начинает собираться в себе, а чрез то и душа начинает чувствовать присутствие Божее, благоговейный к Нему страх и любовь ощутительнее, и чувства внешнего человека внутреннему, то есть уму, становятся покорнее» (РГБ. Ф. 213. Ф. 59. Ед. хр. 1. Л. 6-7 об.). По воспоминаниям М., «всю церковную службу» они совершали ежедневно «в келье, начиная с двенадцати часов ночи, полунощницу и утреню; после утрени, через час, соборный акафист Божией Матери; после акафиста, часа через два, часы с изобразительными, и наконец, вечерню часов в пять вечера. В воскресные и праздничные дни приходили к службе ближайшие старцы: о. Досифей, о. Дорофей, а иногда кто-либо из других рославльских подвижников, живших в большем расстоянии от нас. Отправя вместе службу, пообедаем, что Бог послал, и разойдемся до следующего праздника». В свободное от богослужений время братья занимались рукоделием, переписывали «полууставом отеческие книги», трудились на огороде, летом собирали грибы и ягоды, к-рые отдавали «благодетелям, а от них получали печеный хлеб, крупу, а иногда и бутылочку масла, для приправы пустынной трапезы» ( Ювеналий (Половцев). 1992. С. 29). Прп. Моисей Оптинский. Икона. 1996 г. Иконописец мон. Евграф (Николаев) (ризница Оптиной пуст.) Прп. Моисей Оптинский. Икона. 1996 г. Иконописец мон. Евграф (Николаев) (ризница Оптиной пуст.) Сохранились неск. книг, переписанных М. еще до пустынножительства: «Предания старческие новоначальным инокам, како подобает жительствовати в послушании» (Саровская обитель в 1807, РГБ. Ф. 214. Опт-597); «Сборник учительный» (1808) (Там же. Опт-605); «Лествица» прп. Иоанна Лествичника (Свенский мон-рь, 1810) (Там же. Опт-509); «Книга Симеона Нового Богослова» (брянская Белобережская пуст., 1813) (Там же. Опт-495) и др.

http://pravenc.ru/text/2563968.html

Адриану, который вскоре постриг его в иноческий чин с именем в честь прп. Зосимы Соловецкого. В 1792/93 г., во время поездки в Смоленск и Брянск за сбором пожертвований на мон-рь, о. Адриан пригласил на о-в Коневец старца Василиска. Иером. Адриан построил в лесу в 3 верстах от монастыря 2 кельи - для З. и прп. Василиска. В уединенном безмолвии отшельники проводили 5 дней, а в субботу после келейного вечернего правила приходили в мон-рь ко всенощной службе. Старец Василиск, стяжавший дар сердечной Иисусовой молитвы, делился со своим учеником аскетическим духовным опытом. З. начал записывать эти наставления. Позднее из рассказов и бесед отшельников З. составил большую рукопись - «Повествование о действиях сердечной молитвы старца пустынножителя Василиска» - описание 75 «действий» Иисусовой молитвы, о которых Василиск поведал своему ученику. В 1797 г. о. Адриан уволился от настоятельской должности и поселился на покое в Симоновом монастыре. Оставшись без духовного отца, Василиск и З. увидели возможность исполнить свое давнее желание - удалиться в более «глубокую пустыню». Известно письмо З. рославльскому старцу Досифею от 21 мая 1799 г., в к-ром он сообщал адресату о своих планах (РГБ ОР. Ф. 214. Д. 291. Л. 47). Получив благословение митр. С.-Петербургского Гавриила (Петрова) , в июне 1799 г. они покинули Коневецкий монастырь. Прп. Зосима (Верховский). Рисунок. Кон. 20-х - нач. 30-х гг. XIX в. (архив Зосимовой пуст.) Прп. Зосима (Верховский). Рисунок. Кон. 20-х - нач. 30-х гг. XIX в. (архив Зосимовой пуст.) Трижды подвижники безуспешно пытались добраться до Афона. Увидев в этих неудачах Промысл Божий, З. и Василиск в поисках места для устроения отшельнического скита обошли практически половину России. Зиму 1799/1800 г. прожили в Киево-Печерской лавре , осмотрели горы Крыма, Сев. Кавказа, посетили Таганрог, Астрахань, Казань, объехали Уральские горы. Общались с иером. Василием (Кишкиным) в Белобережской Брянской пустыни , со старцами Санаксарского монастыря . В кон. 1800 г.

http://pravenc.ru/text/200021.html

Указом имп. Екатерины I от 6 февр. 1727 г. Б. п. была восстановлена, 9 февр. мон. Серапион был утвержден в звании строителя, а Петропавловскому мон-рю было предписано возвратить пустыни ее иноков и имущество. Указ о возрождении обители повлек пожертвования жителей Карачевского и Брянского уездов: помещики Савельевы поднесли в дар пустыни ковчег с частицами мощей 35 святых, в мае 1731 г. И. Алымов предоставил Б. п. пустошь Полпино, в 1733 г. помещик Т. Д. Житков пожертвовал в вечное пользование земли в урочище Царёво Займище Карачевского у. В 1732 г. Указом Святейшего Синода обители были отписаны 30 дес. «пустовой благовещенской земли». Впосл. вкладчиками обители были обер-прокурор Синода Н. Самойлов, полковник Турчанинов, действительный статский советник Коллегии экономии П. В. Хитрово, поручик В. Тютчев, сержант гвардейского Семёновского полка А. Алымов, полковник Г. Е. Замятин и др. В 1732-1735 гг. в Б. п. был возведен храм в честь Владимирской иконы Божией Матери с приделами св. мч. Иоанна Воина и свт. Николая Чудотворца. Главной его святыней стала икона Божией Матери «Троеручица», написанная в 1718 г. московскими иконописцами Артемием Фёдоровым и Афанасием Ивановым для Б. п. «по обещанию по родителей своих». Почитались также икона Св. Троицы, Владимирская икона Божией Матери и икона Иоанна Предтечи, пожертвованные в 1728 г. царицей Евдокией Фёдоровной (Лопухиной). После кончины в 1741 г. строителя Серапиона наместником Б. п. стал иером. Антоний (Горский), к-рый начал возводить храм святых Захарии и Елисаветы на св. вратах (освящен 11 авг. 1759). Вместо прежнего Владимирского храма был построен двухэтажный каменный четырехпрестольный Троицкий собор с приделами Владимирской иконы Божией Матери (освящен в окт. 1755), свт. Николая и Рождества Иоанна Предтечи. Необходимые для этого средства (2 тыс. р.) были пожертвованы имп. Елисаветой Петровной во время ее паломничества в 1744 г. в Киево-Печерскую лавру . В результате учреждения штатов в 1764 г. Б. п. подлежала упразднению. Однако в это время в соседней Яменской Предтечевой пуст. сгорел храм, и еп. Севский и Брянский Тихон (Якубовский), ранее выбиравший, какую из пустыней назначить к закрытию, упразднил Яменскую. Б. п. была оставлена на своем содержании. Но 6 июня 1770 г. еп. Севский Кирилл (Флоринский) предоставил Святейшему Синоду рапорт, в к-ром указывал, что Б. п. является «недостаточной», якобы за неимением своих земель. В 1774 г. Б. п. была упразднена. Помещики Брянского и Карачевского уездов подали в Синод прошение о пересмотре этого решения, вынесенного на основании неправильного донесения еп. Кириллу игум. пустыни Арсения. В 1777 г., при строителе Серапионе (1774-1778), Б. п. была приписана к Петропавловскому мон-рю и до нач. XIX в. находилась в ведении то Площанской пуст. Орловской губ., то Петропавловского мон-ря, что привело к ее запустению. В 1766 г. братия насчитывала более 30 чел., в 1774 г. в пустыни проживали только настоятель и 8 монахов (4 штатных и 4 заштатных).

http://pravenc.ru/text/77920.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА Прп. Иона (Мирошниченко). Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. (Ионинский Троицкий мон-рь в Киеве) Прп. Иона (Мирошниченко). Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. (Ионинский Троицкий мон-рь в Киеве) (Мирошниченко [Мирошин] Иван Павлович; в схиме Петр; 1805 (1809?), Полтавская губ.- 9.01. 1902, Киев), прп. (пам. 9 янв. и 20 сент.- в Соборе Брянских святых), архим., основатель киевского Ионинского во имя Святой Троицы монастыря . Род. в семье мещан. В детстве мальчику трижды являлся ап. Иоанн Богослов, к-рый водил его по «небесным обителям», показывал «новую землю» и «новое небо». В юные годы Иван решил посвятить жизнь служению Богу. Он оставил отчий дом, странствовал, посетил неск. обителей. Ок. 8 лет прожил в Саровской пуст. , находился в духовном общении с прп. Серафимом Саровским . В 1836 г. поступил послушником в Белобережскую Иоанно-Предтеченскую пуст. Брянского у. Орловской губ., 4 марта 1838 г. был зачислен в обитель, 19 дек. 1843 г. пострижен в монашество, 20 июня 1845 г. рукоположен во диакона. В пустыни И. трижды сподобился явления Божией Матери и Ее благословения на основание нового мон-ря на берегу Днепра. Прп. Иона (Мирошниченко). Прижизненный портрет. Кон. XIX в. Худож. Г. Вигуров (Ионинский Троицкий мон-рь в Киеве) Прп. Иона (Мирошниченко). Прижизненный портрет. Кон. XIX в. Худож. Г. Вигуров (Ионинский Троицкий мон-рь в Киеве) Вскоре И. отправился в Киев; с 3 авг. 1851 г. по благословению митр. Киевского свт. Филарета (Амфитеатрова) проживал в Слупском Пустынном во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре, с 1856 г.- в киевском Братском в честь Богоявления монастыре , с 6 сент. 1857 г.- в киевском во имя вмц. Екатерины мон-ре, где 29 июля 1858 г. был рукоположен во иерея. В 1860 г. И. переселился в киевский Выдубицкий монастырь , стал известен как старец, принимал паломников, кротко терпел непонимание казначея и некоторых насельников. Вместе со своим келейником И. часто посещал сад рядом с Выдубицкой обителью - территорию буд. Свято-Троицкого мон-ря. Именно здесь ему вновь явилась Богородица в «неисповедимом свете»: 1 марта 1861 г.- с 33 святыми, 9 марта 1862 г.- в сопровождении 12 апостолов, равноапостольных Константина и Елены, кн. Владимира и кнг. Ольги, блгв. кн. Александра Невского, святых Бориса и Глеба.

http://pravenc.ru/text/578266.html

В посл. четв. XVIII в. в рус. М. начался духовный подъем. Во многом он связан с переводами прп. Паисия (Величковского) творений св. отцов, посвященных духовной аскезе, афонским монашеским традициям и практике старчества . В России многочисленные ученики прп. Паисия сначала подвизались в небольших монастырях и скитах, все необходимое для жизни делали сами и питались с собственных огородов. Когда в 1825 г. полиция закрыла неск. скитов в лесах под г. Рославлем из-за опасений распространения раскола, пустынники разошлись по др. монастырям, способствуя введению в нек-рых из них афонских иноческих правил. Традиции старчества продолжили прп. Серафим Саровский, иером. Василий (Кишкин) , прп. Клеопа I , иеросхим. Клеопа II (Антонов) , схим. Афанасий (Захаров) , архим. Феодосий (Маслов) , старцы Саровской (см. Саровская в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь ), Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы , Белобережской брянской , Молченской Софрониевой в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пустыней, Свенского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . В отличие от прп. Паисия и его учеников, окормлявших только монашествующих, у прп. Серафима и оптинских старцев духовное руководство стали получать и миряне. Прп. Серафим способствовал подъему женского М. в России. По его благословению стали открываться жен. общины, в к-рых сестры, за исключением настоятельницы, не постригались в М., но, подобно монахиням, давали обет проводить жизнь в целомудрии, труде и молитве. Близ Саровской пуст. возникли ок. 10 женских общин, большинство которых впосл. стали мон-рями (напр., Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы монастырь ), а недалеко от Оптиной пуст. прп. Амвросий (Гренков) основал Шамординскую жен. обитель (см. Шамординский Амвросиев в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь ). Эти общины, став уже монастырями, продолжали заниматься широкой социальной и благотворительной деятельностью, при них открывались школы, приюты, больницы, богадельни, различные мастерские. В 1832 г. минимальный возраст для пострига женщин был снижен до 40 лет. К кон. XIX в. власти стали поощрять создание жен. общин для развития благотворительности и миссионерства. В 1896 г. существовали 156 женских общин, из которых 96 позднее были преобразованы в мон-ри.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

При епархиальном управлении работают отделы: реставрационно-строительный, миссионерский, издательский, по делам молодежи, по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, по взаимодействию с медицинскими учреждениями, по благотворительности. В 1995 г. в Трубчевске открылись 2-годичные епархиальные пастырские курсы. При храмах епархии существуют воскресные школы, с 1996 г. действует воскресная школа в брянской детской воспитательно-трудовой колонии. С янв. 2003 г. начато издание «Брянских ЕВ», мн. храмы епархии издают газеты. На брянской радиостанции «Чистые Ключи» выходит в эфир правосл. передача «Благовест», на местном радио в Клинцах - правосл. молодежная программа «Юность». Священники окормляют больницы, дома престарелых, детские дома; по договоренности с Управлением исполнения наказаний Брянской обл. для духовного окормления заключенных и работников к каждому заведению управления прикреплен священнослужитель епархии. Епархия оказывает помощь семьям сотрудников УВД, погибших в Чечне, а также семьям погибших пожарных. В 2001 г. при содействии епархии в здании Управления гос. пожарной службы Брянской обл. открыт храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Белобережская пустынь. Фотография. Нач. ХХ в. (РГАЛИ) До XVIII в. на Брянщине существовали мон-ри: брянский Вознесенский (жен., основан в 1703 на месте существовавшей в XVII в. Предтечевой муж. пуст., упразднен в 1706), Супоневский Георгиевский (жен., основан не позднее XVI в., разорен крымскими татарами в 1664), карачевский при ц. Димитрия Солунского (жен., основан в кон. XVI в., разорен литовцами в 1615), трубчевский в честь Преображения Господня (жен., основан в 1-й пол. XVII в., закрыт в 1690). В 1764-1786 гг. на территории совр. Б. и С. е. были упразднены мон-ри: Поликарпов брянский в честь Преображения Господня (муж., основан в нач. XVII в.); Белопесоцкий Предтеченский в Брянске (муж., основан в XVI в., в 1706 преобразован в жен.); Тихонова пуст. (муж., основана в XVI в.); трубчевский Ильинский (жен., основан в 1674); каташинский во имя свт.

http://pravenc.ru/text/153529.html

России”, ч. 1, т. IV, 53, (постановления 1681 г. о мерах для защиты православия; подписался игум. м-ря Иосиф Гозеревский), 403, CLXXXII (грам. короля Августа 1720 г., подтвержд. права православн. м-рей); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.”, 1869 г., т. II, вып. 1, 52 (антиминс 1637 г. Буйницкого м-ря, находящийся в ризнице Уфимского Воскресен. собора). 90. Бытенский , мужской, ныне оставшиеся здания в местечке Бытене, Гродненской губ., Слонимского у., в 28 вер. к юго-юго-вост. от Слонима, при р. Шаре. В актах имя его встречается в 1594 г., когда был игум. Паисий, который принял унию. В 1839 г. воссоединен в православие; в 1842 г. положен во 2-м классе и в 1845 г. упразднен с переводом штата в Успенский-Жировицкий монастырь, церковь же обращена в приход. Бобровский, “Гроднен. губ.”, II, 1069; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1845 г., 13 (упразднение); “Акты Зап. Р.”, IV, 48 (Собор. гр. 1594 г. о церковн. братствах; игум. Паисий), 62 (Ж. гр. 1595 г. игум. Паисию на Минскую Вознесен. архимандрию). 91. Белавинская – Богоявленская – Маркова – Введенская, мужская пустынь, приписная к Спасо-Каменной Белавинской пустыни, где ныне погост Богоявленский, Вологодской губ., Кадниковского у., в 53 вер. к сев.-зап. от Кадникова, на острове озера Белавина. Она основана в 1630 г.: „по благословению Преосвящ. Варлаама архиеп. Вологод. и Великоперм., в Вологодском уезде, в заозерье, в Заднем селе, в Георгиевском приходе посреди Белавинского озера на острове построена келья“. В 1764 г. оставлена на своем содержании, в 1801 г. упразднена, и как братия, так и все угодья, причислены к бывшему Спасо-Каменному монаст. на Кубенском оз. Основателем пустыни был преп. Марк, инок Ильинского м-ря в Вологде; год кончины и место могилы его неизвестны. “Ист. Росс. Иер.”, III, 464; IV, 1024; Ратшин, 66; “Опис. монаст.”, 1817 г., 14; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 130, 266 (преп. Марк); Суворов, “Владим. Заоникиев. пуст.”, 1888 г., 28; Строев, “Список иер. и настоят. м-рей”, 786. 92. Белобережская – Николаевская , мужская пустынь, заштатная, Орловской губ., Брянского у., в 15 вер. к вост. от Брянска, на урочище, называемом Белые Берега, при р. Снежети. Основана около 1661 г. священником Симеоном, который принес сюда икону Божией Матери Троеручицы, явившуюся в 1661 г. 28 июня, в каковой день и совершается ей празднество. Пустынь, вероятно, по основании своем пришла в упадок, почему она возобновлена в 1721 г. архимандр. Брянского Петропавловского м-ря Питиримом; въ 1764 г. подлежала упразднению и службы здесь совершались иноками Брянского Петропавловского мон., но по указу 1817 г. в ней установлен штат до 30 иноков. “Ист. Росс. Иер.”, III, 468; Ратшин, 428; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 180; “Воен. стат. обозр. Орлов. губ.”, 123; “Памят. кн. Орлов. губ. на 1860 г.”, 20; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1860 г., 11 (надел. 150 десят. леса), 12 (пожертв. место со строен.); “Ордын. пуст. Смолен. епар.”, 6 (Жизнь иером. Палладия); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 919, 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010