В 1950–1970-е годы на территории бывшего монастыря было построено несколько новых жилых, учебных и хозяйственных корпусов, котельная и другие объекты. К 2002 г. сохранилось несколько жилых и хозяйственных зданий монастыря и часть ограды с юго-восточной башней. Ни один из храмов не уцелел. Новое возрождение пустыни Белобережская Иоанно-Предтеченская пустынь, 2008 г. Фотография с сайта sobory.ru В 2004 году часть пустыни была возвращена Брянской епархии. Первоначально предполагалось в стенах Белобережского монастыря разместить и Брянское духовное училище, однако ввиду удаленности от города оно не привлекло достаточного количества учащихся и в последующем было перенесено в Брянск. В настоящее время на территории Белобережской пустыни ведутся ремонтно–восстановительные работы, но из–за отсутствия должного финансирования современный вид монастыря по–прежнему не привлекателен для туристов и паломников. Для богослужений временно используется одно из бывших санаторных помещений. Храмы монастыря В начале XX века было 9 храмов, в том числе: Настоятели, наместники Использованные материалы   ГА Брянской обл. Ф. 7-ОДФ. Д. 227. Л. 15   ГА Брянской обл. Ф. 7-ОДФ. Оп. 1. Д. 22. Л. 42   Журнал 42 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 августа 2004//Официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/1495813.html   Указ 58-Д от 10 декабря 2020 года митр. Брянского Александра (Агрикова),   Журнал 82 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 23-24 сентября 2022//Официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/5966901.html Редакция текста от: 22.10.2022 16:07:00 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/19336.html

Главной Святыней монастыря была икона Божией Матери " Троеручица " . Этот образ был принесен в Пустынь строителем старцем Серапионом 12 июля 1824 года. От него источались многие чудотворения. В праздничные дни Пустынь посещало до пяти тысяч Богомольцев. Обитель славилась безвозмездным гостеприимством, в голодные годы безплатное питание предоставлялось 300-400 неимущим. Монастырь имел большую библиотеку и архив. В 1918 году началась конфискация имущества обители. Братия объединилась в трудовую коммуну и продолжала совершать Богослужения. С 1920 года в стенах монастыря разместилась детская трудовая колония, и из обители выселили всю братию. С 26 июля 1924 года в обители прекратилось Богослужение. Все монастырские храмы были разрушены, на месте Соборного храма в честь иконы Пресвятой Богородицы " Троеручица " построено здание детского санатория. От монастырской ограды осталась одна башня и небольшой участок стены, разрушена также большая часть монастырских корпусов. Территория монастыря с находящимися на ней постройками и коммуникациями передана Брянской Епархии 14 января 2004 года. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 августа 2004 года (Журнал 42) мужской монастырь Бело-Бережской пустыни в честь Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна был возобновлен. Настоятелем назначен иеромонах Глеб (Шматов). В настоящее время на территории Пустыни Брянской Епархией ведутся ремонтно-восстановительные работы. Сведения взяты из статьи " Монастыри и храмы Брянской епархии " опубликованной в " Брянском Православном Календаре. 2005 год от Рождества Христова " (Издание Брянского Епархиального Управления) Белобережская Иоанно-Предтеченская пустынь, заштатная, общежительная, на урочище Белые берега, при реке Снежоти. в 15 верстах от города Брянска, в 30 верстах от города Карачаева. Основана около 1661 года иеромонахом Серапионом (в схиме Симеон). Здесь находится принесенная им Белобережская икона Божией Матери Троеручица, прославившаяся многими чудесами. Кроме 28 июня, в честь этой Святой иконы совершается празднование 18 июля. В память избавления от холеры в 1831 году, эта святая икона приносится в города Карачаев, Брянск и другие места. При монастыре больница с амбулаторией и с бесплатной для бедных выдачей лекарств; в 4 верстах от пустыни на монастырском хуторе при деревне Малое Полбино — школа грамоты и одноклассное училище.

http://sobory.ru/article/?object=07563

Игумен Моисей промыслом Божиим приведен начально с братом моим в Саровскую Пустынь 1805 года Мая 13 дня, на 24 году жизни, с трех годовым паспортом; а оттуда 1807 года Февраля 2 дня, получа свидетельство за подписанием Строителя иеромонаха Исаии с подтверждением о том Игуменов: Маркеллина и Назария, бывшего Валаамского, за их подписом, отправился за увольнением и в 1808 году 23 Февраля получил из Московского Купеческого общества увольнение в монашеское звание, по которому 1809 года Июля 14 дня определен Указом Орловской епархии в Брянский Свенский монастырь. Где находясь, по благословению Преосвещеннейшего Досифея Епископа Орловского, представляем был в Св. Синод к пострижению в мантию; но по недостатку в увольнительном Свидетельстве слова о обязательстве всем Обществом платежа казенных повинностей в оном отказано Указом 1810 года Марта 8 дня. Почему, получа обратно свое увольнительное свидетельство от Игумена Амвросия 27 Ноября 1810 года, отправился паки в Москву ходатайствовать у Общества Купеческого дополнения означенного слова, и в 1811 году получа 16 Марта новое свидетельство, по совету иеромонаха Алексия Симоновского, расположился испытать себя, по первоначальному желанию своему, в пустынном уединении, отдельно от монастыря. И слыша о Старце иеромонахе Афанасии, живущем смоленской губернии Рославской округи в лесной даче помещика Броневского Демьяна Михайловича, прибыл туда и был оным Старцем помещен в сожительство с ним. – А в 1812 году, по нашествии на Смоленскую губернию неприязненных Французов я оставил Пустыню и отправился в Свенсикй монастырь, а оттуда в Белобережскую Пустынь, в которой с Августа месяца прожил более года и возвратился паки в ту же Пустыню 1815 года к Иеромонаху Афанасию. – А 1816 года Января 15 дня прибыл ко мне из Ростова брат Александр, с которым, того же года в последних числах августа отправился я до Киева, через города: Мглин, Стародуб и чернигов. Достигши туда 11 сентября и пробыли до 16 сентября, обходя все Св. Обители в Киеве и приняв благословение от Его Святейшества Митрополита Серапиона, также и Наместника Лавры Архимандрита Антония, отправились обратно, через города: Козелец, Королевец и Севск, посещая на пути Св. Обители: Софрониевую, Глинскую, Площанскую, Белобережскую и Свенский монастырь. Достигши наконец своей пустынной келии в ноябре месяце пробыли в оной до Декабря 1817. Потом отправился я с братом Александром в Москву, для оспрошения у Общества Купеческого увольнения в монашеское звание и – благодарение Богу – получили оное и возвратились в 1818 года в марте месяце в Пустыню.– V

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Весной 1918 г. настоятель монастыря о. Герасим почил в Бозе, и православные граждане Жиздринского и Мосальского уездов 14 апреля 1918 г. обратились с прошением к калужскому архиерею о переводе на место настоятеля иеромонаха Сергиева скита Тихоновой пустыни (Скит относился не к Тихоновой пустыни, а к Калужскому отделу Императорского Православного Палестинского Общества. Прим. IPPO.Ru) о. Геронтия. Прошение подписали землевладельцы Василий Петрович, Иван Петрович и Мария Ивановна Кузнецовы, Николай Владимирович Селиванов, а также Паньшины, Зиновьевы, Безсоновы, Низяевы. Было ли удовлетворено их прошение – неизвестно, но обитель доживала последние месяцы: в ноябре 1918 г. Жиздринский уисполкомом она была закрыта, а монахи выселены. На базе монастыря создана сельхозкоммуна, ставшая основой Гуриковского поселка. По некоторым данным, кирпич от разобранного монастырского храма пошел на строительство школы соседнего Куйбышевского района. … Ныне безвестность и запустение царствуют на месте православной обители. Редкий путешественник иногда пробирается в запустевшее место, чтобы поклониться мощам подвижников и искупаться в освященном источнике. Правда, Божиим наущением, несколько лет назад были обретены мощи о. Мелхиседека, и над ними братией Брянской Белобережской пустыни установлен деревянный крест с гранитной доской со следующим текстом: «Монах Белобережской пустыни схииеродиакон Мелхиседек. Почил в Бозе в лето 1884 года [дата ошибочная, нужно: 1840 года. – Авт.] 125 лет от роду. Истина. Слово. Вера». Сейчас нашим музеем и краеведами-исследователями Кировского района делаются попытки включить этот памятник (место бывшего монастыря и могилы старцев) в число объектов культурного наследия русского народа, поставить его под местную охрану и сделать доступным для посещения паломниками и другими категориями туристов в сфере религиозного, познавательного и аграрного туризма. Будет продолжен поиск и введение новых фактов и свидетельств в исследовательский оборот, история монастыря найдет отражение в экспозиции нашего музея. Надеемся, что со временем еще одно «белое пятно» будет стерто с церковно-исторической карты Калужского края.

http://sobory.ru/article/?object=34731

16) Строитель, Иеромонах Аркадий. Вместо его управлял Мценским Петропавловским монастырём казначей оного, Иеромонах Маркеллин; а сам Строитель, по должности казначея Севского Архиерейского дома и члена Орловской Духовной Консистории, оставался в Севске; и, вовсе не бывши в монастыре, 29 Ноября 1815 года по прошению уволен на покой в Трубчевский Чолнский Спасский монастырь. 17) Строитель, Иеромонах Маркеллин, – постриженник Брянской Белобережской пустыни; 8 Мая 1815 года определён во Мценский Петропавловский монастырь казначеем и управляющим за небытностию в обители Строителя, Иеромонаха Аркадия; а 29 Ноября того же года утверждён в звании действительного Строителя. Он ревностно занимался продолжением каменной постройки Знаменской монастырской церкви, каковую кончил, и приступил к устройству крыши, полов, окон и прочих деревянных работ. Но в 1818 году Июля 24 дня, по прошению его, уволен от Строительской должности, и определён в число братства Белобережской пустыни. В последствии был экономом Орловского Архиерейского дома, а потом Строителем Севской Площанской Богородицкой пустыни. Скончался в городе Кромах, на возвратном пути из Воронежа, куда он по болезни отправлялся на богомолье в 1834 году. Погребён на Куомском градском кладбище. 18) Строитель, Иеромонах Мелхиседек 24 Июля 1818 года определён из казначеев Орловского Успенского монастыря. Ещё до определения его сюда на Строительство, 26 Апреля того же года последовало Высочайше утверждённое распоряжение Святейшего Правительствующего Синода о переведении Севского Архиерейского дома в Орловский Успенский третьеклассный монастырь, и о перенесении из сего Орловского монастыря штата, степени, Архимандрии и имущества во Мценский Петропавловский монастырь. 27 января 1820 года переведён сюда же Настоятелем упразднённая Орловского Успенского монастыря и Настоятель Севской Духовной Семинарии Ректор, Архимандрит Владимир. Таким образом действительное Строительство Иеромонаха Мелхиседека кончилось. Но как Настоятель Архимандрит Владимир, по обязанности Ректора Севской Семинарии, не мог лично управлять монастырём: то при Иеромонахе Мелхиседеке оставлено звание Строителя, и самый монастырь поручаем был ему же в управление постепенно при настоятелях Архимандритах: Владимире, Амвросие, Иерониме и Гаврииле. 12 Марта 1827 года он Мелхиседек переведён в Площанскую пустынь на покой, и там скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/mtsens...

Описание: «Троеручица Валуйская». Чтимый список. История иконы «Троеручица Валуйская» корнями уходит в XIX век, когда местный купец Антон Першин получил по молитвам перед ней исцеление от тяжелой болезни. Сам же образ, по одним сведениям, был написан на Афоне.В 1876 году в трапезной монастыря был устроен домовой храм в честь иконы Богородицы «Троеручица». Об обретении списка рассказывает настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки игумен Агафангел (Белых): «Сам чудотворны[...] Файл 29106.jpg:   Размер: 788x1024, 0.81 MPix, 216 Kb. Дата: 2017-04-24, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (134) , (5) . Описание: Троеручица. 1863 г., Афон. Дерево, левкас, темпера, масло, сусальное золото, цировка. 19 х 14,5 см. Старинная икона «Белобережская Богоматерь Троеручица Хиландарская» написана по специальному заказу для Белобережской обители – полное наименование Брянская Белобережская Иоанно-Предтеченская мужская пустынь. Икона написана на святой горе Афон в Ново-Русском Свято-Андреевском Общежительном Ските и благословлена в январе 1863 года игуменом Феодоритом. Частное собрание. Файл 31301.jpg:   Размер: 688x900, 0.62 MPix, 274 Kb. Дата: 2018-02-20, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (83) , (2) . Описание: Троеручица. Конец XIX - начало XX в. Собрание В.В.Селиванова. Афон, Мастерская монастыря великомученика Пантелеимона. Дерево, масло. Файл 31549.jpg:   Размер: 657x850, 0.56 MPix, 147 Kb. Дата: 2018-03-28, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (156) , (5) . Описание: Список иконы " Троеручица " (Афон, 2013 г.). Вознесенский кафедральный собор г. Колпашево (Томская митрополия). " Этот труд приняли на себя иноки одного из скитов Хиландарского монастыря «Буразери», часто называемого русскими паломниками «Белозерка». " Файл 31828.jpg:   Размер: 810x1024, 0.83 MPix, 277 Kb. Дата: 2018-06-01, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (96) , (3) . Описание: Образ Божией Матери Троеручицы. Кон. XIX - нач. XX века. Дерево, левкас, темпера. 35 х 32 х 2,8 см. Устюженский краеведческий музей.

http://pravicon.com/icon-321-photo

I) Четыре ЦЕРКВИ: 1) СОБОРНАЯ во имя Преображения Господня; 2) Введения во храм Божьей Матери; 3) Алексия, Митрополита Всероссийского; 4) Иоанна Предтечи. II) КОЛОКОЛЬНЯ; III) КЕЛЬИ Настоятельские и братские; IV) УЧИЛИЩЕ духовное, принадлежащее к Тульской Семинарии; V) ОГРАДА кругом монастыря. Настоятельство в монастыре сем было Игуменское, потом были Архимандриты, которым с 1759 года дозволено было служить с набедренником, полицей, на ковре, носить мантию шёлковую, а потом в 1767 присовокуплены и скрижали (см. Историю Российской Иерархии, часть I, стр. 387. 54 ). После того паки Игумены до 1798 года, в котором на основании Именного Высочайшего Указа учреждена Архимандрия 3 класса. Ныне Архимандритом находится здесь Киприан, который и в Тульской Семинарии Ректором, а потому в силу определения Святейшего Синода от 17 Декабря, 1802 года носит мантию со скрижалями. До учреждения Духовных в 1764 году Штатов, было за монастырём сим 2.329 душ крестьян. Белиловский Георгиевский монастырь Киевской Епархии мужской заштатный. Находится при речке Мостовице, при местечке Белиловке, от которого и название своё имеет, расстоянием от города Киева в 108, а от уездного Махновки в 20 вёрстах. Основание этот монастырь бывшей местечка Белиловки владелицей Княгиней Корецкой Миной Хоткевичевой и снабжён крестьянами и земляными угодьями, лесом и озером. В сем монастыре ныне 1) две ЦЕРКВИ: одна во имя св. великомученика Победоносца Георгия, до свода каменная, а верх оной деревянный; другая во имя св. Николая Чудотворца тёплая, вся деревянная. 2) КЕЛЬИ Настоятельские и братские со службами; 3) ОГРАДА деревянные. Содержание своё этот монастырь получает от вотчин и от угодий, данных основательницей оного Княгиней Корецкой. Настоятельство в нём из давних лет Игуменское. Белобережская Брянская пустынь Орловской Епархии, упразднённая. Находится на реке Снежите в урочище Белых Берегах, почему и название своё имеет Белобережская, расстоянием от города Брянска в 15 вёрстах. Основана пустынь сия в 1721 году по Указу Синодального казённого Приказа, а по прошению Брянского Петропавловского монастыря Архимандрита Питирима.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

На место же явления обратно была отпущена 11 июля. Ржевская Список с сей иконы находится в Москве, в церкви, во имя её устроенной, у Пречистенских ворот. По месту обретения в Оковицах сия икона называется также и Оковицкою. 11.07. Шуйская-Смоленская Шуйская-Смоленская В 1654 и 1655 годах при царе Алексее Михайловиче в России свирепствовала моровая язва: люди умирали тысячами. Это бедствие постигло и город Шую. Заступлением Богородицы город был избавлен от гибели. Сведения о чудотворной иконе описаны 28 июля: Шуйская Одигитрия, или Смоленская. 11.07. Борколабовская 69 Борколабовский женский монастырь в Быховском уезде Могилевской епархии основан в 1648 году. В главной церкви монастыря находится чудотворная икона Божией Матери, о явлении которой в монастырском архиве находится следующая запись: «Тайну цареву подобает хранити, а дела Божия открывати. Попущением Божиим бывшей брани в Польше и Литве, в лето от сотворения мира 7167, а от Рождества Христова 1659 г. грядуще обратно из Польши Князь воев русских, прозванием Пожарский, имеяй с собой потаи сию икону Пресвятой Богородицы, еще прииде на место сие, идеже ныне у врат великих; тогда ста икона неподвижна. Трудясь же князь и хотя конскою силою и младыми отроки своими двигнути, ничто же успе, и бысть икона неподвижна. Сие видя, князь пойде ко игумений тогда бывшей, Фотинии Кирнаровне, и рече: возьмите икону Пресвятой Богородицы; видно бо хощет Мати Божия зде пребывати». С тех пор Борколабовская икона прославилась многими чудесами. Во многих церквах находятся с неё старинные списки, и в надписях на оных упоминается, что она прославлена многими чудесами, совершавшимися в Борколабовской обители. Празднование сей иконе совершается 11 июля, в день принесения её в монастырь князем Пожарским. 12.07. Троеручица Икона сия находится в Москве, в церкви Покрова Пресвятой Богородицы, что в Голиках за рекой Москвой. 12.07. Троеручица -в Белобережской пустыни В Белобережской пустыни Орловской губернии Брянского уезда находится чудотворная икона Троеручицы, которая была принесена туда основателем пустыни иеромонахом Симеоном в 1661 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Лев Данилович пришел в Оптину при игумене Авраамии, трудами которого обитель только начинала восстанавливаться после годов упадка. Ревностно принялся молодой послушник за монастырские труды, подавая братии пример послушания. Здесь проявилась в полной мере его поистине богатырская сила. Однажды они вдвоем с еще одним послушником за полдня выкопали огромный ров, который был срочно необходим для строительства и ради которого собирались искать больше десятка работников. Но потом старец сам рассказывал, что на тяжелых послушаниях в эти первые годы он подорвал здоровье. Не менее ревностно осваивал он и премудрость иноческой жизни – молитву, борьбу со страстями, стяжание добродетелей. Стремление к совершенствованию в духовном делании подвигло его в 1799 году перейти в Белобережскую обитель, расположенную в Брянском уезде и более удаленную от многолюдных мест. Там настоятельствовал тогда известный подвижник – старец Василий (Кишкин), долгое время подвизавшийся на Святой Горе Афон. В 1801 году послушник Лев был пострижен в монашество и наречен Леонидом. 22 декабря того же года его рукоположили в сан иеродиакона, а 24 декабря – во иеромонаха. Известны несколько случаев из жизни преподобного в Белобережской пустыни. Однажды накануне храмового праздника братия, исполнявшие послушание на клиросе, недовольные чем-то, отказались совершать службу, надеясь этим принудить настоятеля выполнить некоторые их требования. Но настоятель не захотел уступить и, чтобы смирить их, позвал отца Леонида с другим братом пропеть праздничную службу. Преподобный весь день возил с хутора сено. Усталый, покрытый пылью, он только что собирался передохнуть, когда ему передали волю настоятеля. Без всякого ропота отправился он в церковь и вдвоем с товарищем пропел всю всенощную. Другой случай показывает великое человеколюбие отца Леонида. Был в пустыни брат, впавший в прелесть. Поднялся он однажды на колокольню и закричал: «Смотрите! Смотрите! Я вергнусь низу и не разобьюсь – ангелы Божии приимут мя на руки свои!» Отец Леонид в это время трудился на послушании. Услышав голос, он бросил работу и побежал на колокольню. Едва успел он схватить за край одежды прельщенного брата. Отец Леонид не только спас его от смерти, но и позаботился о душе чуть не погибшего брата – разъяснил его заблуждение и со временем тот пришел в себя. Настоятельство в Белобережской пустыни. Старец Феодор

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Источники: Архимандрит Александр, настоятель Арзамасского Спасского монастыря. М., 1867 Валаамский патерик: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Издательство Паломник, 2001 Добротолюбие, пер. с греческого свят. Феофана Затворника : в 5 т. М.: издательство Сретенского монастыря, 2004 Жизнеописание игумена Филарета, настоятеля Глинской Богородицкой общежительной пустыни. СПб.: типография главного штаба Его Императорского величества по военно-учебным заведениям, 1856 Жизнь старца Василия Кишкина и ученика его монаха Арсения Белобережской обители. Издание второе Брянской Белобережской пустыни. Одесса, 1904 Жизнь и подвиги схимонаха Феодора. Издание 3-е Козельской Оптиной пустыни. Сергиев Посад: типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1907 Жизнь монаха и пустынножителя Василиска, Издание Козельской Введенской пустыни. М., 1849 Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского . Издание второе (с прибавлением) Козельской Оптиной пустыни. М.: Университетская типография, 1847 Житие молдавского старца Паисия Величковского . Издание Козельской Оптиной пустыни. Сергиев Посад: типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1906 Жития оптинских старцев: Преподобный Лев. Козельск: издательство Свято-Введенской Оптиной пустыни, 2006 Жития оптинских старцев: Преподобный Моисей. Козельск: издательство Свято-Введенской Оптиной пустыни, 2004 Изречения старца схимонаха Зосимы и извлечения из сочинений его. М.: типография А. Федотова, 1860 Краткое сказание о жизни блаженной памяти отца Феофана, Кирилло-Новоезерской пустыни священно-архимандрита, с присовокуплением нравственно-духовных его поучений, M.: типография А. Семена, 1853. Никодим (Кононов), архимандр. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: в 14 томах. М.: Изд. Афонского русского Пантелеймонова монастыря, 1906–1912 гг. Первый великий старец Оптинский иеромонах Леонид (в схиме Лев), издание второе Козельской Введенской Оптиной пустыни, исправленное и значительно дополненное. Шамордино Калужской обл., 1917

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010