22-го ч., – день тезоименитства Государыни Наследницы Марии Феодоровны 1768 . В 8 часов началась литургия, которую совершал соборне настоятель, архим. Нил; после литургии отправлен был по надлежащему царский молебен. Я присутствовал в храме; посторонних богомольцев было немного, так как это рабочая пора. Между молящимися оказались два соседних помещика генерал Игельштром 1769 и полковник Соколов. Первый был с семейством. По окон- —225— 1880 г. чании службы, все они зашли ко мне в покои, и им предложен был чай. В беседе со мной г. Игельштром жаловался, между прочим, на нетрезвость своего приходского, села Топальского, священника Вас. Преображенского и просил сделать ему пастырское внушение. Отпустивши гостей, я занялся обозрением монастыря; осмотрел все церкви; был в братской кухне, присутствовал при их трапезе, посетил все монашеские кельи, рассмотрел описи церковного и монастырского имущества, а также и приходорасходные книги, по коим оказалось сумм, принадлежащих пустыни, более 70,000 рублей. В заключение, я собрал всю, немногочисленную, правда, братию и преподал им должное архипастырское наставление. После обеда, в 6 часов вечера, отправился я, в сопровождении казначея, в село Топальское, где помянутый выше священник Преображенский, хотя и был предупреждён о моём приезде, встретил меня с большим смущением. Осмотревши церковь , которая оказалась очень благовидной, я сделал Преображенскому наедине, в алтаре, строгое внушение относительно его поведения. Сознавая себя виновным, он дал обещание исправиться, но исправился ли, это сомнительно. Из церкви зашёл я в дом помещика Игельштрома, где предложен был мне чай и десерт. Часов в 10-ть возвратились мы в пустынь. 23-го ч. в 5-м часу утра оставил я Теребенскую пустынь с грустным настроением души и с тяжёлой заботой в сердце о приведении в порядок этой, обильной материальными средствами, но скудной благочестием, обители. В 7 часов я был уже на станции Малышево, а в 9½ часов возвратился в Бежецк. Пробывши здесь до 12-ти часов, я отправился затем в обратный путь к Твери.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Деревянный собор просуществовал недолго, и уже в 1726 г. на его месте был воздвигнут каменный храм. Но окончательное обустройство Соборной площади закончилось лишь к концу XVIII в. В 1775 г. позади основного здания Собора строится Тёмный собор, или тёплая соборная церковь, освящённая в честь Казанской иконы Божией Матери. Вероятно, тогда же подвергается перестройке и главное соборное здание и возводится колокольня. Она располагалась несколько необычно - в стороне от Воскресенского собора на оси Казанской тёплой церкви. О том, что работы эти производились в конце XVIII столетия, рассказал старейший 6ежецкий краевед Б.П. Тарасов. В 20-е гг. он заведовал 6ежецким городским архивом и ему пришлось принимать документы из Воскресенского собора. Среди прочих там был проект перестройки храма и колокольни, выполненный М. Казаковым, имелись и другие документы, свидетельствующие, что проект этот был осуществлён в 80-е гг. XVIII в. Среди них письма И. Грабаря, выступавшего в защиту собора от разрушения, который также называл Матвея Казакова автором проекта по перестройке храма. Аналогичное обращение было подписано и видным 6ольшевистским деятелем П.Г. Смидовичем. К сожалению, судьба этих документов пока не известна, но есть надежда, что они будут найдены и тогда уже с полной уверенностью, а не в качестве предположения, можно будет называть бежецкий Воскресенский собор творением зодчего М. Казакова. Частичному ремонту собор подвергался еще как минимум дважды: в 1842 г. и в самом начале ХХ в., когда 6ежечанином Ильёй Михайловичем Смирновым на куполах храма были размещены золотые Вифлиемские звезды. С XVIII в. на городском соборе располагались часы-куранты, но незадолго перед революцией они были отправены в Петербург для ремонта и пропали. Пятиглавие собора осталось без изменения, но апсида была возведена заново, а фасады храма и трапезной полностью переделаны в стиле позднего классицизма. С юга и севера к четверику почти на всю его высоту пристроили четырехколонные портики ионического ордера. Над окнами апсиды и трапезной, согласно проекту, размещались фризообразные многофигурные лепные композиции (возможно, осуществлены не были). Вероятно, тогда же перед западным фасадом возвели монументальный портик из восьми колонн дорического или тосканского ордера.

http://sobory.ru/article/?object=38496

Постановлением президиума Бежецкого исполкома и Земельного отдела от 18 апреля 1919 года на базе Благовещенского монастыря создана коммуна. Здания бывшей обители были заняты под жильё. В 1926 году закрыто подворье в Санкт-Петербурге. До 1930 года около 50 сестёр жили в специально отданном для этого монастырском корпусе. В 1932 году монастырь был закрыт окончательно. Жильё было отобрано. Оставшиеся монахини и сёстры были изгнаны прочь с насиженного места. На момент закрытия монастыря в нём было до 30 девочек-сирот. Последняя настоятельница женской обители игумения Евстолия была убита ночью во время чтения Псалтири, похоронена на монастырском кладбище, впоследствии уничтоженном. Несколько сестёр были арестованы, многие из изгнанных селились на частных квартирах, молились в кладбищенской церкви Зачатия св. Анны, затем в городском храме Нерукотворного образа Спасителя. Служившие в Благовещенском монастыре сщмч. Николай Сретенский и священник Иоанн Троицкий были расстреляны. В это время на монастырской территории взорван Благовещенский собор, снесено пятиглавие домовой церкви Космы и Дамиана, разрушена надвратная колокольня, восточная стена ограды и шатры её башен. До нашего времени сохранились четыре расположенных по периметру двухэтажных корпуса: настоятельский, северный, северо-восточный и юго-восточный корпуса, а также четыре угловые башни ограды. В советское время на территории бывшей обители было выстроено здание из силикатного кирпича Бежецкой районной больницы. Монашеская жизнь возрождается согласно Определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 апреля 1994 года с назначением настоятельницей монахини Антонии (в миру Нины Ивановны Егоровой), которая очень много сделала для обители (ныне почившая схиигумения Амвросия). Заботами этой настоятельницы, обители был передан Крестовоздвиженский храм, принадлежавший бежецкому Крестовоздвиженскому монастырю. В настоящее время с настоятельницей Александрой монастырь продолжает восстанавливаться. В 2003 году начато, а в 2004 году продолжилось строительство четырёх корпусов на территории Крестовоздвиженского храма. 1-й - кирпичный; 2-й - двухэтажный деревянный корпус, на первом этаже - сестринская трапезная, трапезная для священников, на втором этаже - келии для сестёр; 3-й - деревянный одноэтажный игуменский корпус с покоями для Владыки; 4-й - просфорня. В монастыре проживают 36 человек, из которых 1 настоятельница, 11 монахинь, 3 инокини, 8 рясофорных послушниц, 3 послушницы и 10 трудниц. несмотря на стеснённые обстоятельства, жизнь в монастыре продолжается и сёстры выполняют уставные монашеские правила - ежедневно утром и вечером совершается служба в Крестовоздвиженском храме города Бежецка, на подворье Благовещенского монастыря. Насельницы посещают дом престарелых, колонию заключённых и по возможности помогают нуждающимся.

http://sobory.ru/article/?object=10440

  Бежецк, 15. Председатель Корчевской уездной земской управы Корвин-Литвицкий сожжён крестьянами вместе с его усадьбой. Лес вырублен. Слов нет, помещики – зловреднейшее племя, Однако гнёзда их палить прошло уж время. («Дело народа»)   … Всюду без слёз и сожалений деревня рассталась с прежним политическим строем. Исчезли тайные винокурни… Кое-где громят волостные учреждения, дома частных лиц.   … В деревне новая жизнь налаживается с трудом. Характер текущих событий деревня усваивает нелегко и иногда ошибается при оценке их. («Дело народа»)   Кишинев, 15… Ораторы в пламенных речах говорили о тлетворном влиянии немцев на Россию, которой фактически управлял не Николай II, а Вильгельм.   ПОРТРЕТЫ РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ. Поступили в продажу портреты Желябова, Перовской, Фигнер, Спиридоновой, Каляева и многих других.   … Всех военных капельмейстеров и депутатов музыкантских команд приглашают…   Помните пленных! В дни возрождения России вспомните о ваших братьях-воинах, томящихся в плену. Забытые и бесправные, они умирают от голода и холода.   … Состоялось собрание рабочих и работниц конфетно-шоколадного производства. Почтили вставанием память погибших борцов за свободу. Затем был заслушан доклад о положении дел в конфетном производстве в связи с сахарным кризисом…   … Добиваться развития пролетарского самосознания среди официанток Народного дома…   ВАЖНАЯ ПОПРАВКА. Исполнительный Комитет Совета Рабочих и Солдатских Депутатов доводит до всеобщего сведения, что напечатанная позавчера «Декларация прав солдата» представляет лишь проект, еще не обсуждавшийся общим собранием СРСД.   ТАЙНАЯ ДИПЛОМАТИЯ – подлинное детище самовластия. Она творит своё грязное дело в темноте. Даже не прикоснувшись к архивам министерства иностранных дел, каждый может с уверенностью сказать, что тайная дипломатия Николая Романова и его слуг не могла служить народу.   «Война до победы» – такой лозунг выставили на своих знамёнах некоторые части Петроградского гарнизона. Но и бывший царь Николай II тоже говорил «война до победы», понимая под этим взятие Константинополя, Польши, Берлина, раздел Германии… Не лучше ли заменить этот неясный лозунг более точным: «война за свободу»? Русская армия, расстроенная преступной неумелостью старой власти, станет непобедимой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Шильников Семен Тимофеевич, губной староста, 1582 г., Арзамас; Шильниковы, вторая половина XVI в. и позже, Арзамасский уезд Шильник – плут, мошенник, негодяй Шильце Григорий, крестьянин, 1580 г., Новгород Шиляк Родион, крестьянин, 1564 г., Олонец Шима Иван, кузнец, 1624 г., Нижний Новгород Шимайдаров Данило Тимофеев, посадский человек, 1646 г., Казань Шимордин см. Шамардин Шиморин Гридя [см. Гридя], крестьянин, 1536 г., Бежецк Ср. шиморить – возиться, биться над чем-либо (Даль) Шимухла Федор, помещик, 1498 г., Новгород Шипилковы , крестьяне, 1610 г., Белев Шипилов Кузьма Петрович, 1540 г., Тверь; Шипиловы Семен и Михаил Борисовичи, 1637 г., Кострома; Шипиловы, первая половина XVI в. и позже, Тверь Шипиней Иван Елизарович Хвостов [см. Хвост], 1500 г., Новгород Шипов Ждан [см. Ждан] Михайлович, конец XVI в. Шипуля Тимофей, крестьянин, конец XV в., Новгород; Шипуля Мартьянов, рыбник, 1532 г., там же Шипунов Данило Иванович, 1582 г., Пошехонье Ширбоковы , крестьяне, 1628 г., Белев Ширин Андрей Иванович, 1627 г. Широкий, Широкого : Жук [см. Жук] Широкий, княжеский пристав в Ферапонтове монастыре, 1534 г. [см. Ворошня] Широкобрюхов Иван, крестьянин, 1623 г., Соль Вычегодская Широнос, Широносов : Иван Артемьевич Широнос Осин [см. Осин], 1495 г., Новгород; Павел Товарищев [см. Товарищ] Широносов, 1585 г., Псков Широнос – утка соксун (Даль) Широх Василий, крестьянин, конец XV в., Новгород Ширш ( Ширша ), Ширшов : Иван Иванович Ширш Буйков [см. Бунко], 1545 г., Новгород; Иван Ширша, крестьянин, 1611 г., Суздаль; Леонид Ширшов, старец Кириллова монастыря, 1605 г. Ширшик Андрей Сурин сын Назимов [см. Сурин, Назим], конец XV в., Новгород; Ширшик Захряпин [см. Захряпин], 1539 г., Звенигород; Иван Иванович Бутурлин [см. Бутурля], 1540 г. Ширяй, Ширяев : Иван Гаврилович Ширяй Неплюев [см. Неплюй], конец XV в.; Ширяй Михайлович Нестеров, 1527 г., Дмитров; Иван Леонтьевич Ширяев, 1550 г., казнен в опричнине, Новгород [см. Деша, Дубинин, Жиневлев, Колюпанов, Котена, Круглецов, Мамат, Нороватый, Олисава, Селезень, Срезнев, Хлеванский, Чернышев]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Кроме каменного Введенского храма и колокольни, на территории обители располагалась каменная сторожка, деревянный дом для церковно-приходской школы. Как известно из источников, что церковной земли было три усадебных места длиной 39 саженей и шириной 9 саженей каждое. В 1901 году служили: протоиерей Василий Гаврилович Лебедев (священник в храме с 1845 года), дьякон Михаил Иванович Соловьев 9служил в храме с 1865 год) (он также состоял учителем в церковно-приходской школе), псаломщик Алексей Никифорович Рождественский (в должности с 1860 года), церковный староста, мещанин Александр Васильевич Волков. В 1862-1863 гг. здание церкви было сильно перестроено, сооружены новая трапезная с шатровой колокольней в псевдорусском стиле. Введенский храм был разрушен в 1930-х годах как не представляющее исторической и архитектурной ценности сооружение, а вот монастырская шатровая колоколенка чудом сохранилась. На месте снесённой церкви был разбит сквер, в котором позже был установлен памятник В. И. Ленину. Как можно видеть, кирпичные стены этой небольшой колокольни, оштукатурены. Нижний ярус имеет прямоугольную форму, и несколько вытянут с юга на север. На его стенах сохранились перспективные ширинки. Второй ярус, в котором расположены арки звона - восьмигранный. Пилоны с поясками соединены на внешней стороне простыми балюстрадами из кирпича и несут на себе перемычки арочной формы с архивольтом, выполненные из выступающих сторон кирпичной кладки. Килевидную тягу выше защищает двускатная крыша. Под балюстрадой расположен килевидный киот, имеющий фактуру кручёного шнурка. Слухи в нижнем уровне - без горизонталей, коробовые, в килевидном наличнике. Слухи наверху - круглые. Грани шатра разделяются кирпичными гуртами. Колокольня завершается узкой чешуйчатой маковкой с крестом. В нижнем ярусе в северном пилоне, параллельно перекрытому коробовам сводом продольному проходу расположена внутристенная лестница. На фасаде имеется небольшая икона Введения во храм Пресвятой Богородицы. Как один из древнейших сохранившихся памятников города, в 1982-1983 гг колокольня была отреставрирована.

http://sobory.ru/article/?object=01848

В соборе императрица, встав на царское место, «духовных персон соизволила жаловать к руке». На воскресной литургии 18 янв. она присутствовала в теплом Входоиерусалимском соборе. В июне 1780 г., при возвращении имп. Екатерины II из Могилёва, встречать ее на границу епархии, в г. Порхов, был командирован архим. Иверского мон-ря Дорофей, в Ст. Руссу - архим. Юрьева мон-ря Виктор (Онисимов). В Новгороде 11 июня в 5 ч. утра ее ожидал у Софийского собора архиеп. Гавриил. Императрица пожаловала архиепископу 1 тыс. р., на ДС и на каменную ограду Антониеву мон-рю - по 500 р., 9 мон-рям - по 300 р. (для жен. мон-рей 2-го класса эта сумма составляла почти 2/3 годового содержания). 15 июня 1785 г., прибыв в Новгород с флотилией в 16 судов из путешествия по р. Мсте, императрица с многочисленной свитой присутствовала в Софийском соборе за литургией, которую совершал митр. Гавриил. 14 авг. 1775 г. имп. Екатерина II узаконила пенсионное обеспечение уходивших на покой настоятелей и настоятельниц штатных мон-рей (пенсия составляла половину оклада); в Новгородской епархии одной из первых возможностью получать пенсию воспользовалась игум. Елисавета - настоятельница Десятинного мон-ря с 1762 г.; уволенная от должности по прошению 17 янв. 1777 г., она прожила, получая «жалованье в келью», еще 17 лет (РГИА. Ф. 796. Оп. 58. Д. 13). В рамках введения на северо-западе России положений губ. реформы 1775 г. было произведено коренное изменение гражданских границ территории, веками составлявшей Новгородскую епархию, одновременно ликвидировалось исконное деление Новгородской земли на пятины, произошло разукрупнение прежнего Новгородского у., уездными центрами стали вновь образованные города - Боровичи, Валдай, Крестцы, Тихвин, куда переносились и духовные правления. 4 мая 1776 г. города Бежецк, Красный Холм и Вышний Волочёк с уездами по ходатайству архиеп. Гавриила были приписаны к Тверской епархии. Указом имп. Екатерины II от 5 марта 1786 г. вместо новгородского муж. Духова мон-ря 3-го класса в штат был включен Валаамский мон-рь С.-Петербургской епархии, а Духов обращен в женский 2-го класса (ПСЗ.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Сувор, Суворов : Сувор Игнатьев, слуга Калязина монастыря, конец XV в.; Алексей Иванович Сувор Монастырев [см. Монастырь], начало XVI в.; Горяин [см. Горяин] Суворов, служилый человек, 1482 г. 89 ; Постник [см. Постник] Суворов, дьяк Ивана IV, 1566–1572 гг.; Суворовы, XVI–XVII вв., Бежецк и Кашин [см. Махно, Махонины] Сувор – нелюдимый, молчаливый Суворин Базанин [см. Базанины], помещик, середина XVI в., Шелонская пятина Сугоняй Якуш, крестьянин, 1495 г., Новгород Сугон – погоня; сугнать – догнать Сугра Михаил, крестьянин, 1624 г., Устюг Судак ( Судок ), Судаков ( Судоков ): Семен Судоков, 1334 г., Новгород; Иван Федорович Судок Монастырей [см. Монастырь], 1445 г.; Иван Угримов [см. Угрим] Судоков, 1550 г., Новгород [см. Айда, Ерш, Обида, Терновский] Судимант Иван Кондратьевич , выходец из Литвы, 1474 г.; от него – Судимантовы [см. Максак] Судников Юрий, подьячий, писец Воротынска, 1626–1637 г., Москва Судница, Судницын : кн. Дмитрий Иванович Судница Шелешпанский, вторая половина XV в.; Тихон Судницын, игумен Калязина монастыря, 1535 г. Судовщиков Смирной [см. Смирной], гость, 1611 г., Кашира Судомоин Богдан Иванов, подьячий, 1546 г. Суемнев Семейка [см. Семейка], крестьянин, 1608 г., Нижний Новгород Суета , Суторма, Неустрой и Булгак Васильевичи Бессоньевы [см. Суторма, Неустрой, Булгак, Безсон], землевладельцы, середина XVI в., Переяславль [см. Мергасов, Улыбышевы] Сука, Сукины Иван и Гридя [см. Гридя] Ивановичи, 1500 г., Новгород; Федор Иванович Сукин, казначей Ивана IV, 1552 г. Сукман Тимофей Топорков [см. Топорков], 1460 г.; от него – Сукмановы Ср. их вотчина деревня Сукманиха на р. Воре в Московском уезде Сукман – кафтан из домодельного грубого сукна Суков Елка [см. Елка], дьяк вел. кн., 1505 г.; Иван Афанасьевич Вязга [см. Вязга] Суков, дьяк, 1525 г.; Иван Васильевич Мичура [см. Мичура] Вязгин Суков, середина XVI в., Романов; у Елки сын Василий Елизаров Суковой, подьячий, 1553 г. [см. Кондырь] Суколенов Нелюб [см. Нелюб] Семенович, дьяк, 1603 г., Великий Новгород

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Известно, какие страдания в это время терпели все сословия от временщика Бирона; не было пощады и монастырям. Особенно под конец своего могущества, изъяв Именным указом от 15 апреля 1738 года контору по управлению церковными вотчинами из ведения Синода и подчинив оную Сенату, он брал из монастырей и их вотчин все и сколько хотел. Так во время войны с Турцией в 1738 году послан был в новгородские монастыри «для некоторого освидетсльства» подполковник Яков Дурново, который в Антониеве монастыре описал и запечатал монастырского хлеба: ржи 707 четвертей, ячменя 70, овса 660 и пшеницы 21 четверть. Рожь приказано перемолоть на своих мельницах своими людьми, а ячмень и овес переделать в крупу, и все это отвозить на своих подводах в Устюжну и Бежецк для квартирующего там войска «и ежели и впредь по умолоте такого же хлеба и овса иметься будет, то в расход употреблять на марширующие мимо тех мест полки». Добрались и до денег: «высокоповелительному кабинету весьма потребно было знать, сколько в новгородском архиерейском доме и в монастырях той епархии на лицо денег и сколько за годовым расходом в остатке быть может», – требовалось учинить и прислать в комиссию ведомости. В Антониеве монастыре по этой ведомости к 5 ноября 1738 г. оказалось на лицо денег 4 копейки. Но это не спасло монастырь от денежных поборов: найдено по четырехлетней сложности, что в монастыре должно оставаться за расходами из году в год 18 р. 451/2 коп.; не пренебрегли и этой маленькой суммой – велено каждогодно вносить в губернскую канцелярию; а в 1740 году волостным старшинам предписано, чтобы они, положенное с вотчины количество денег в монастырь за лесные и прочие припасы по 280 руб. в год, собрали не только за тот год, но и за прошедшие два года и внесли прямо от себя в казну. 66 С воцарением Елизаветы Петровны обстоятельства монастырей изменились к лучшему, и только теперь получилась возможность приступить к исправлению ветхостей и даже к постройке новых каменных зданий. 47. Иосиф Арбузов (1741 – 1742)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лесков Михаил Семенович, 1596 г., Смоленск [см. Пинай] Лесунин Иван, посадский человек, 1624 г., Зарайск Лесунов Михаил, крестьянин, 1570 г., Рязань Лесута , крестьянин, середина XVI в., Переяславль [см. Хрипун] Летнев Семен Борисович, наместник, 1470 г., Бежецк Лето , крестьянин, 1545 г., Новгород Лето Тихое см. Тихое Лето Летяга , крестьянин, 1545 г., Новгород Летяга – 1) вампир, упырь, 2) налим Леший Иван, холоп, 1603 г., Новгород Лешуков Иван Сергеевич, 1678 г., Дмитров Лешута Никитич Тушнев, 1550 г., Кашин Лещ , крестьянин, 1624 г., Курмыш; Клим Лещев, посадский человек, 1624 г., Зарайск Лещенок Данило, казак, 1636 г., Луцк Лживко , крестьянин, 1545 г., Новгород Лизнев Замятня [см. Замятня] Осипович, помещик, 1585 г., Арзамас Лизун, Лизуновы : Даниил Григорьевич Лизун Тургенев [см. Тургень], конец XV в.; от него – Лизуновы-Тургеневы; Андрей Григорьевич Лизунов, 1506 г., Муром; Михаил Никифорович Лизунов, 1601 г., Новгород Лимонов Гридя [см. Гридя], крестьянин, 1490 г., Белоозеро Линь, Линевы : Окунь Иванович Линев, помещик, вторая половина XV в., Новгород; от него – Окуневы [см. Окунь]; Андрей Иванович Сом [см. Сом] Линев, 1472–1496 гг.; Алексей Ершов [см. Ерш] сын Линев, дворянин, 1550 г. [см. Карась, Кобяк] Линяй Голубятников [см. Голубятников], посадский человек, 1614 г., Тверь Линяк Геронтий, старец Кириллова монастыря, середина XV в. Липятины : Иван Константинович и его сын Семен, убиты в 1370 г. в Суходреве; Макарий, троицкий чернец, 1465 г.; Федор Федорович, писец, 1503 г., Вологда Ср. в бывшем Коломенском уезде село Липятино Лисин Тимофей, казнен в новгородском погроме 1570 г. Лисица Алексей, крестьянин, 1503 г., Вологда Листов Иван Федорович Кашкин [см. Кашка], 1534 г., Ростов Литвин, Литвиновы : прозвище Литвин – во многих русских родах; кн. Семен Михайлович Литвин Мосальский, конец XV в.; от него – Литвиновы-Мосальские [см. Буян] Литомин Иван Никитич, 1576 г., Нижний Новгород Лихаревы : Геронтий, старец Троицкого монастыря, 1430 г.; Иван Дмитриевич, посол в Валахию, 1490 г. [см. Чемодуровы]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010