Брыка – бричка, крытая повозка Брыло ( Брыла, Брылка ), Брылкины : Брыла, крестьянин, 1627 г., Курмыш; Тимофей Никонович Брыло Бутурлин [см. Бутурля], 1639 г.; Иван Акимов Брылка, крестья нин, 1527 г., Звенигород; Василий Шумилов [см. Шу мило] Брылкин, 1596 г., Ярославль; Иван и Потап Брылкины, приказчики боярина В. И. Морозова, 1640 г. Брыла – верхняя губа, ср. bryla – глыба, ком земли (польск.) Брыснев Пахом, крестьянин, 1495 г., Новгород Брысь – прочь, окрик на кошку Брюхатый, Брюхатые, Брюхатово : Яков Афанасьевич Брюхатый, псковский посадник, 1495 г.; кн. Иван Андреевич Брюхатый-Ростовский; Брюхатовы в XV в. новгородские бояре, в вв. в Коломенском уезде Брюхач, Брюхачевы : Брюхач, крестьянин, 1545 г., Новгород; Дружина [см. Дружина] Брюхачев, 1565 г., Казань Брюхо, Брюховы : Семен Иванович Брюхо Морозов, вторая половина XV в.; от него – фамилия Брюховых-Морозовых [см. Мороз], вымершая в середине XVI в. Брюшев Максим, крестьянин, 1612 г., Арзамас Брязга Михаль, крестьянин, 1537 г., Бежецк Брянцевы : Логгин Брянцев, 1475 г., старец Троицкого монастыря; Аким Власьевич, 1596 г., Владимир; другая (? – С. В.) фамилия Брянцевых в XVI в. в Мещовске Брянчининов Василий, дозорщик посада, 1623 г., Вологда; Борис Любачев, 1649 г., там же Бубариковы : Григорий Андреевич Кот [см. Кот], конец XV в., Кашин; Матвей Иванович, 1560 г., Бежецк Бубен, Бубновы : Василий Бубен, крестьянин, 1546 г., Новгород; Иван Бубнов, подьячий, 1685 г., Москва Бубенник Иван, 1495 г., Новгород Бубенчик кн. Андрей Михайлович Шаховской [см. Шаховские], XVII в. Бубеня Мина, крестьянин, 1495 г., Новгород Буборов Степан, крестьянин, 1495 г., Новгород Бугай , Бугаевы : Бугай, крестьянин, 1498 г., Новгород Бугай –1) племенной бык, 2) выпь, болотная птица, 3) одежда, вроде сарафана Бугайло ( Бугайко ? – С. В.) Данилов, крестьянин, 1564 г., Заонежье Будай , Будаевы : Будай Федорович Скобельцын [см. Скобельцын], 1544 г.; Будай Яковлевич Новокщенов [см. Новокщеновы], 1550 г., Новгород; Будай Иванович Баскаков [см. Баскаковы], 1564 г.; Иван Васильевич Будай, 1578 г., Кострома [см. Кучук]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Отец Николай был арестован сразу же после начала гонений лета-осени 1937 года – 5 августа, и в тот же день был допрошен. Следователь, в поисках обвинения, спрашивал о деталях биографии священника, о его родственниках, о находящемся за границей сыне. Допросы шли каждый день, беспрерывно. Затем был составлен протокол. Следователь спрашивал: – Расскажите, как вы лично реагировали на закрытие бежецкими властями Введенской церкви. – Я считал это мероприятие бежецких властей неверным. Хотя церковь и не обслуживалась мною, я все же осуждал священников Введенской церкви и церковный совет за то, что они допустили закрытие властями этой церкви. Я полагал, что они боятся репрессий со стороны советской власти. – Были ли случаи, когда верующие обращались к вам с жалобами и осуждениями отдельных мероприятий советской власти? – Нет, таких случаев не было, несмотря на то, что я пользуюсь у них большим доверием и авторитетом. Правда, был случай, когда пятьдесят моих монахинь обратились ко мне с жалобой, что органы власти обложили их большим налогом за кустарную выделку одеял без патента. Я оказал им содействие в обжаловании . 10 августа был составлен очередной протокол допроса: – Следствию известно, что на созываемых епископом Григорием Козыревым антисоветских собраниях духовенства вы произносили антисоветские речи. Что вы можете показать по существу? – Я отрицаю, что на указанных выше собраниях духовенства я произносил якобы антисоветские речи. – Скажите, до приезда Козырева в Бежецк вы собирались на собраниях духовенства? – Нет, до приезда епископа Козырева в Бежецк собраний духовенства никогда не проводилось, они установились как правило лишь с приездом епископа. – Скажите, в читаемых вами в церкви проповедях вы упоминали о бесах, кого вы понимали под бесами? – Да, я действительно упоминал в своих проповедях о бесах, призывая верующих не верить бесам, не поддаваться их соблазнам. Под бесами я понимал тех бесов, о коих сказано в Евангелии. – Скажите, в какой плоскости у вас был разговор с Василием Ливановым об убийстве товарища Кирова?

http://fond.ru/kalendar/819/nikolay/

Крутов Роман Учитель Тверского железнод. 2-кл. училища МНП Ланцев Иван Занимается частной деятельностью Марисов Николай Занимается частной деятельностью Лебедев Михаил Учитель Старовского училища Бежецкого уезда Никольский Александр Сведений не имеется Образцов Дмитрий Учитель железнодорожного технического училища Пискарев Михаил Сведений не имеется Поляков Петр Учитель-помощник в Осташкинск. городском училище Смирнов Андрей Учитель-помощник Бежецк. гор. по пол. 72 г. училища Успенский Алексей Учитель Трушковского училища Ржевского уезда Шумилов Михаил Выпуск 5-й 1880 г. Богословский Владимир Учитель в Москве Волков Иван Учитель Будовского училища Новоторжского уезда Горюнов Петр Учитель Сорожск. 2-кл. училища Осташкинск. уезда Деревенский Федор Учитель Алексеево-Сназ. 2-кл. училища Вышнеполоц-кого уезда Евдокимов Дмитрий Учитель Рясн. училища Старицкого уезда Кораблев Василий Занимается частной деятельностью Курятников Измаил Наставник математики Алферовской семинарии Леонов Семен Учитель Мануйловского училища Ржевского уезда Меркурьев Мирон Учитель Насилевского училища Бежецкого уезда Петухов Козьма Учитель Якиманского 3-го училища в Москве Рожков Сергей Ронжинов Иван Учитель Николо-Невер. училища Корч. уезда Росляков Николай Микшинск. уч. Бежецк. уезда Тверской губернии Семенов Иван Учитель Белозерского гор. училища Смагин Василий Учитель-помощник Вышневолоцк. гор. по пол. 72 г. училища Устинов Димитрий Чернобровкин Алексей Учитель Тверского железнодорожного 2-кл. училища Выпуск 6-й 1881 г. Арсеньев Иван Учитель Загорск. уч. Новоторжского уезда Афанасов Василий Бабанов Петр Занимается частной деятельностью Белокуров Иван Учитель Спировск. уч. Бышневского уезда Воробьев Матвей Занимается частной деятельностью Галкин Иван Учитель Климовского училища Новоторжскского уезда Ершов Алексей Учитель Архангельск. училища Новоторжскского уезда Жандармов Дмитрий Заведующий Старицким городским училищем Зайцев Николай Сведений не имеется Кириллов Михаил Учитель Гнездовского училища Вышневского уезда

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В октябре я опять выезжал из Питера и уже в последний раз по торговой части; путь мой тогда лежал на следующие города: Шлиссельбург, Новую Ладогу, Тихвин, Устюжну, Весьегонск, Мологу, Южскую Пустынь, Рыбинск, Романов, Ярославль и Ростов, по вновь учрежденной от какой-то компании почтовой дороге. С самого начала 1841 года я невыносимо страдал душою, смотря на бедствие своего семейства; наконец в Ростовскую ярмарку, 12 февраля, поступил в услужение к тестю своему, Федору Федорову Бабурину, в железную лавку, где и стал торговать. Лето в этом году было весьма жаркое: на 16 июня поспел на грядках зеленый горох; на 20 июня поспели огурцы, и наконец на 27 июня начали жать хлеб. Главный кредитор мой Куланда только один просил за меня окружного начальника, Ивана Федоровича Леонтьева, и еще бывший мой товарищ крестьянин деревни Воробылова Иван Николаев Тихонов, но прошение их осталось без уважения; тогда родной дядя Тихонова бурмистр Степан Григорьев Тихонов восстал на меня за своего племянника, но окружной оставил и это дело без последствия. Во время лета, в свободное время, бурмистр села Угодич Степан Тихонов, земский или писарь Алексей Алексеевич Озеров и я ходили в сельский архив, находящийся под колокольней Николаевской церкви, где нашел я следующие памятники старины: рукопись стольника Алексея Богданова Мусина-Пушкина «От Ноя праотца до великого князя Рюрика»; на заглавном листе написано: «Книга о великих князьях русских, отколе произыде корень их». (Писана в лист кудреватой скорописью XVII b. кажется 710 г.) Копии с грамот царя Ивана Васильевича Грозного, Царя Федора Иоанновича, писцовую книгу села Угодич, опись Богоявленской церкви села Угодич; писцовую книгу пустоши Козиной, Рыбную память — прием рыбы в казну; грамоту царя Петра Алексеевича 1709 года; указ о погребении св. Димитрия, митрополита Ростовского; председателя монастырского приказа графа Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина, грамоту Императора Петра Великого 1722 года; опись Николаевской церкви села Угодич 1763 года; духовное завещание Филиппа Карра племяннику своему Алексею Карру 1808 года; духовную грамоту Филиппа Карра о тридцатитысячном капитале 1809 года.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

После молебна освящается водой Рыбинского водохранилища икона Божией Матери «Азъ есмь с вами и никтоже на вы», предназначенная для храма Иоанна Предтечи в городе Весьегонск. Местная жительница с чувством читает стихи, написанные ею по случаю Леушинских стояний в Мяксе. Здесь же проходит импровизированная фотовыставка, запечатлевшая Леушинское стояние 2006 года. Авторами фотографий являются московские фотохудожники. Данная выставка постоянно действует в Череповце в том помещении, где предполагается освятить часовню в честь иконы Божией Матери «Азъ есмь с вами и никтоже на вы». Пояснения к фотографиям дает послушник Алексей. В Крестном ходе приняли участие местные прихожане и директор школы Виктор Леонидович Леонтьев, который рассказал, что при школе действует музей истории затопленного края. Были на берегу и мяксинцы-участницы самых первых Леушинских стояний. Галина Николаевна Тихова и Елена Григорьевна Борисенко не только участвуют в каждом Леушинском стоянии, но и самым непосредственным образом помогают их организации. Они же стали первыми инициаторами строительства храма в Мяксе. После трапезы в походном режиме – на траве, на скатерти-самобранке, возблагодарив Бога и гостеприимных мяксинцев, собираемся возвращаться к автобусу. Друг за дружкой, с добрым детским чувством проходим под освященной иконой Божией Матери, и, наверное, у каждого в сердце звучат слова тропаря: «Владычице, чистая, призри, Богородице, виждь наших язв болезни, и умилосердися, Пречистая, и исцели совестное жжение, Твоею милостию орошающи, и вопиющи рабом Твоим: Азъ есмь с вами, и никтоже на вы». День без солнца, серый, со скучноватым, мелким дождичком, а на сердце – словно солнышко засветило, ведь Матушка Богородица – с нами. Мы уезжаем, а завтра сюда приедут другие паломники из Петербурга, соберутся местные жители, пребудет владыка Максимилиан, архиепископ Вологодский и Великоустюжский – и Девятое Леушинское стояние в Мяксе состоится. Но перед его началом в строящемся храме пройдет Всенощное бдение по случаю праздника Рождества Иоанна Предтечи. После стояния, 7 июля, совершится Божественная Литургия, в которой примут участие, невидимые глазу, но зримые сердцем, и святой праведный Иоанн Кронштадтский , и матушка Таисия, и сестры Леушинской обители… Престольный праздник Леушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря будет отмечен. Нам же предстоит добраться до Брейтово, на противоположный берег Рыбинского водохранилища, и совершить памятное стояние – с этого года уже и на Ярославской земле.

http://azbyka.ru/fiction/uzelki-na-pamya...

Восстановленное Новгородским архиеп. Димитрием (Сеченовым ; с 1762 митрополит) в 1758 г. Кексгольмское и Ладожское вик-ство с местопребыванием викария в Варлаамиевом Хутынском мон-ре под Новгородом прекратило существование в 1764 г. в связи с передачей городов Кексгольм и Нов. Ладога из Новгородской епархии в С.-Петербургскую. Вместо него на основании пункта 4 манифеста имп. Екатерины II Алексеевны «О подведомстве всех Архиерейских и монастырских крестьян Коллегии Экономии, и штатов по духовной части» от 26 февр. 1764 г. было учреждено О. и К. в.: «Для вспоможения в Новогородской Епархии оставили по прежнему Викарием одного Епископа, которому жительство определили в Олонце». На содержание Олонецкого архиерейского дома отпускалось 4030 р. 80 к. в год. В 1764 г. викарная Олонецкая епархия включала 3 города - Олонец, Каргополь и Устюжну. За время ее существования были учреждены новые уездные города: Вытегра (1773), Петрозаводск (1777), Онега (1780), Повенец (1782), Лодейное Поле, Пудож и Кемь (1785) в Олонецкой провинции, а также Весьегонск (1776) в Тверском наместничестве. Церковь свт. Николая Чудотворца (Рождества Пресв. Богородицы) в дер. Бережная Дуброва. 1678 г. Фотография. 1900 г. Фото: В. В. Суслов Церковь свт. Николая Чудотворца (Рождества Пресв. Богородицы) в дер. Бережная Дуброва. 1678 г. Фотография. 1900 г. Фото: В. В. Суслов 28 апр. 1764 г. митр. Димитрий представил Синоду кандидатом в викарии келаря Троице-Сергиевой лавры иером. Антония (Ферапонтова) из числа выпускников Новгородской ДС 1754 г. (1-й выпуск). Однако доклад, содержавший одного кандидата в сане иеромонаха, имп. Екатериной II утвержден не был. В новом варианте доклада указывался 2-й кандидат, настоятель Хутынского монастыря архим. Иоанн (Никитин; 1721 - 13 окт. 1799). Высочайшее повеление архим. Иоанну быть епископом Олонецким и Каргопольским последовало 18 июня 1764 г.; хиротония была совершена 15 июля в Петропавловском соборе С.-Петербурга. Особым указом Синод потребовал от Коллегии экономии, чтобы в 1764 г.

http://pravenc.ru/text/2578349.html

приложение). Если под «отцем» следует разуметь старца Михаила, то пострижение преп. Кирилла было не позже (1383–9) 1374 года, а посвящение в иеромонахи не позже начала 1383 года, когда Михаил был хиротонисан в епископа смоленского (П. Строев, Списки иерархов и настоятелей монастырей росс, церкви, СПБ. 1877, стб. 589). 41 Время игуменства преп. Кирилла в Симонове относится в 1388–1390 годам. Феодор был посвящен в епископа ростовского еще до июля 1388 года (Преосв. Макарий, Ист. русск. церкви, СПБ. 1866, т. IV, стр. 75; сравн. П. Строев, Списки иерархов, е. с. стб. 331 и 149, где хиротония Феодора неточно отнесена к 1390-му году). По словам жития Феодора ростовского, на погребении великого князя Димитрия Донского († 19 мая 1389 года) присутствовал и «Кирилл архимандрит симановский» (Рукоп. Акад. библ. 282, л. 25 об. 26). Если верить тому же памятнику, Феодор (в сане архиепископа) по возвращении своем из Царяграда вместес митрополитом Киприаном, заезжал в Симонов монастырь и поучал архимандрита Кирилла и учеников своих (там же, л. 28). Митрополит же возвратился в Москву в 1390 году на средокрестной неделе (II. С. Р. Л., VIII, 60). С. Г. Гр. .и Дог., т. I, 16, 1375 г.; А. И., т. I, 258, стр. 487, 1434 г. – На восток от белозерского княжества находились вологодские земли – давнишнее (уже в 1265 году) новгородское владение (С. Г. Гр. и Догов., т. I, 3, 6, 7, 8, 9, 15; А. И., т. I, 258; II. С. Р. Л. III, 63, 112 и т. п.). На северо-востоке жили Вожане, бывшие за Новгородом уже в 1270–1316 г. (II. С. Р. Л., III, 62); на севере их местожительство соприкасалось с обонежской пятиной, которая простиралась и на запад от Белоозера (см. карту в исследовании Неволина «О пятинах», с. с.). Даже на юге новгородские владения: Егна (Весьегонск), Бежецкий Верх, Городец отделяли Белоозеро от пределов Москвы и вообще Понизовья. Что касается до самого Белоозера, то оно, будучи одним из древнейших, словенских поселений, сделалось впоследствии наследственным в роде Всеволода Ярославича, причем раздробилось, повидимому, на мелкие уделы (Экземплярский, Великие и удельные князья в татарский период, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Проект каменной церкви, по всей видимости, был разработан в Тверском архитектурном управлении под руководством Ивана Фёдоровича Львова, брата известного Александра Фёдоровича Львова, автора гимна «Боже, царя храни». Под руководством И.Ф. Львова и при участии архитекторов М.А. Чернятина, П. Колодки, К.Б. Гейденриха и других в 30-40-е г.г. XIX в. в Тверской губернии было построено большое количество церквей, монастырских подворий и светских зданий, выполненных в стиле позднего русского классицизма. Каменная церковь изначально имела два престола - зимняя церковь, отапливаемая, и летняя, более светлая, в восточной части храма. Именно зимняя церковь посвящалась Рождеству Христову. Это был и престольный праздник в дд. Григорково и Титовское, о чём известно многим коренным жителям прихода. От священника Титовской церкви Иоанна Львова (1882-1953) сохранилась кассовая книга, где его рукой написано: «Христорождественской церкви села Титовского. Священник протоирей Львов». В Григоркове и в Титовском летним престольным праздником был Ильин день 2 августа, и, по-видимому, второй престол Титовской церкви был освящён во имя Илии Пророка. Об этом же говорила жительница д. Григорково Евдокия Андреевна Кокотунова. Косвенным свидетельством являются изображения семи пророков в подкупольной части летней церкви. На строительство храма какую-то часть денег внесла государственная казна. Как тогда водилось, существенную часть денег на строительство церкви вносили помещики прихода. Семейство князей Шаховских, владельцев имения Телятино, испытало к этому времени большие потери: в 1827 г. умер с горя после высылки в Сибирь сына Фёдора старый князь Иван Петрович Шаховской. Его жена ушла из этого мира еще в 1825 г. Можно себе представить чувства двадцатисемилетнего Фёдора Шаховского, когда в июне 1826 г. после заточения в Петропавловской крепости его, закованного в кандалы, провозили по государственному тракту через деревню Иван-Погост мимо родового имения Телятино, где он бывал в детстве и юности. Государственный почтовый тракт из Санкт-Петербурга в Ярославль проходил в наших краях через Устюжну, Любегощи, Лошицы, Пашково, Кесьму, Баскаки, Иван-Погост, Весьегонск, Крешнево, Суково и далее к Чамерову и Брейтову на Рыбинск и Ярославль. По этому тракту ездили не раз и цари - Екатерина II, Павел, Александр I. Тракт постоянно подновляли и чинили, на определенном расстоянии стояли полосатые будки и старые служилые «инвалиды». Государственных же преступников провозили в глухо закрытых кибитках с двумя жандармами на облучке.

http://sobory.ru/article/?object=22548

19 октября того же года игум. Таисии было «разрешено устройство во вверенной ей обители нового каменного соборного храма, на средства благотворителей и остаточную неокладную сумму» (Новгородские ЕВ. 1885. 20, 30 октября. С. 280). Однако, когда весной 1887 г. игум. Таисия обратилась к митр. Санкт-Петербургскому и Новгородскому Исидору с прошением о разрешении постройки храма в Леушинском монастыре, предоставив ему смету и количество имеющегося материала, митрополит затруднился дать ей свое благословение, ссылаясь на полное отсутствие у монастыря средств для постройки. Игум. Таисия попросила: «Вы только благословите нас; а мы готовы трудиться сколько силы позволяют; мы веруем, что за Ваше Архипастырское благословение и святые молитвы Господь поможет нам, во славу имени Своего!» (Краткие сведения о сооружении каменного трех­престольного Соборного Храма в Иоанно-Предтеченском Леушинском монастыре. СПб., 1891. С. 4). 14 июня 1887 г. преосвященным Анастасием, викарием Нов­городским, при восьмитысячном стечении народа, была произведена закладка храма в честь Похвалы Богородицы с приделами во имя св. Архистратига Михаила и свт. Николая. Строительство велось на пожертвования, собранные по различным городам России сестрами монастыря и его настоятельницей. Игум. Таисия, кроме Петербурга, в котором бывала неоднократно, «посетила все ближайшие к обители города: Устюжну, Весьегонск, Пошехонье, Мологу, Рыбинск, Ярославль, обходя всех благотворителей, могущих помочь ее делу» (Там же. С. 9). Из семидесяти тысяч, потраченных на постройку храма, только четырнадцать тысяч были собраны крупными пожертвованиями (от 100 до 3000 руб.), остальная сумма была собрана мелкими подаяниями. 8 сентября 1890 г. было совершено поднятие крестов на купол храма, а 8 сентября 1891 г. – торжественное освящение храма. Этот храм стал самым большим храмом в России с таким посвящением. 144 Хлопоты мои о приобретении места в Петербурге для постройки подворья... – Сбор средств и поиск места для построения Леушинского подворья в Петербурге игум.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Можно только представить, что творилось в душе мягкого и доброго отца Сергия, несшего в себе православное видение мира и христианскую нравственность. И Николая Кочегарова одного из первых коммунистов деревни, нельзя судить с наших теперешних «высот»: время было такое - сверху давили, требовали убрать «попов», жать их, не церемонясь. Да и сам Николай в близком будущем пострадал от крутого норова народной власти. После смерти С.М. Кирова осенью 1934 г. по всей стране началась массовая охота на «вредителей». Выискивали, вынюхивали на заводах, в колхозах среди простых людей. В каждой деревне был свой «сексот» - секретный сотрудник, а попросту - соглядатай и доноситель В деревне Григорково, по рассказам старожилов, им был Михаил Волков, по прозвищу «Волк». А дело было так: на бригадира Андрея Григорьева поступил в Весьегонск в «органы» донос, якобы при Анне Кочегаровой в теплушке на смерть Кирова он сказал: «Много теперь на его место будет!» Андрея тут же забрали, посадили в Весьегонскую тюрьму, где он и сидел месяца три. А из деревни возили на допрос Анну Кочегарову и её мужа, счетовода Николая, его брата Михаила Кочегарова, председателя колхоза. «Таскали» и других григорковских, но меньше. У Анны был грудной Колька, его оставляли в деревне со старшей дочкой Риммой. К чести сказать наших крестьян - и Анны, и Михаила, и Николая Кочегаровых, — не подтвердили они донос на Андрея, клятвенно клялись, что ничего такого не слышали. А хотя - что же он такое преступное сказал? В конце концов всех их от- пустили, а чуть позже и самого Андрея. Но даром это не прошло — всех сняли с колхозных должностей. Однако «органы » не забыли свою осечку, и в 1935 г. Николаю предъявили обвинение за «вредительство лошади», на которой он ездил, когда был счетоводом. Лошадь якобы была специально испорчена им и поэтому не подошла для кавалерии. Можно было подумать, что в нашей деревне когда-то готовили кавалерийских лошадей! Николая снова в тюрьму, но, к счастью, сидел он там недолго, а был отправлен года на два на «принудиловку».

http://sobory.ru/article/?object=22548

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010