Весьегонска в 1939-1941 гг. на новое место в связи с созданием Рыбинского водохранилища, название ули­цы им. Скобникова было сохранено (см. Купцов Б.Ф. Весьегонск. Вехи истории: кн. 2. Тверь, 2007). Александр Иванович Тодорский (1894-1965), сын священника, впоследствии военачальник. По окончании Краснохолмского духовного училища поступил в Тверскую духовную семинарию, из которой был отчислен скорее всего по политическим моти­вам. Отец Николай дал ему приют. Пробудитесь, пьяницы, и плачьте, и рыдайте все пьющие вино. Иоил. 1: 5 Многих погубило вино . Сир. 31: 29 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство. Еф. 5: 18 Пьяницы... Царствия Божия не наследуют. 1 Кор. 6: 10 §  1.  Общество трезвости открыто 22 октября 1897 года во имя Казанской иконы Божией Матери и утверждено г. министром внутренних дел 28 января 1899 года. §  2.  Цель Общества заключается в противодействии злоупотреблению спиртными напитками, употребле­нию бранных слов, в уменьшении разгула, в привле­чении народа к более усердному и частому посещению богослужения, в заботе об украшении местного храма, в развитии и укреплении среди местного населения вообще христианских добродетелей. Общество постав­ляет также своей целью заботы о поднятии благососто­яния местного населения. §  3.  Общество находится под наблюдением и руковод­ством местного священника. §  4.  В качестве членов в Общество могут вступать все лица православного исповедания, достигшие совер­шеннолетия, как мужчины, так и женщины без ограни­чения их места жительства. § 5. Принимаются в Общество лица, совсем не пьющие вино, чтобы они служили образцом и примером для людей слабых и невоздержных. §  6.  Вступающий в Общество должен смотреть на свое обещание как на обет святой, угодный Богу, помня сло­ва апостола: как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству (Рим. 13: 13). § 7. Прием членов может быть только в местном храме и происходить по следующему установленному порядку. §  8.  Вначале служится молебен Казанской иконе Божи­ей Матери с водосвятием, в силу заповеди Спасителя: без Меня не можете делать ничего (Ин. 15: 5) и о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам (Ин. 16: 23). Вступающий стоит с возженной свечой и в присут­ствии священника, перед святым крестом и Евангелием дает такой обет: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Господи, благослови, Господи, помози мне.

http://fond.ru/kalendar/700/nikolay/

Нет ответов на эти вопросы, и, наверное, не будет. Остается лишь молитвенное прошение: «Ты веси их имена, Господи! Помяни всех безвинно пострадавших на земле Ярославской во Царствии Твоем! Святые новомученники Российские, в земле Ярославской пострадавшие, молите Бога о нас!» Весьегонск Оставив позади пределы Ярославской области, оказываемся в области Тверской. Въезжаем в городок, хотя и утопающий в зелени, но какого-то казарменно-барачного типа, безликий, застроенный как бы наспех, без любви к родному гнезду. Так и оказалось, что историческая часть города Весьегонска, за исключением небольшой территории, затоплена. Люди перемещались от воды поспешно, кто, где приткнулся. Не до наличников было на окнах, не до коньков на крышах. Так и стоят теперь эти дома-свидетели разорения русского уклада такими, какими были собраны в те лихие годы. Без красы своей стоят, без радости хозяина, без удовлетворения строителя своей работой… Не залюбуется таким домом прохожий человек, не оглянется на него… Рядом – кирпичные дома более поздней постройки преимущественно из кирпича серого цвета, что тоже город не красит. Местное кладбище и храм Рождества Иоанна Предтечи, куда мы направляемся, – сохранились еще от старого города. В этой церкви Весьегонска бывал и служил святой праведный Иоанн Кронштадтский . История создания храма, которую рассказал нам настоятель протоиерей Анатолий Симора, такова. В начале 70х годов XIX века священник старой кладбищенской церкви добивался разрешения на выделение участка земли под новое кладбище. Дело тянулось несколько лет. Наконец, участок был выделен на возвышенной окраине города. В тот же год умерла семнадцатилетняя дочь священника, и ее могила стала первой на новом кладбище. По случаю смерти дочери батюшка построил часовню, а позднее – в 1876 году и храм Иоанна Предтечи; с таким посвящением – в символ того, что Креститель Господень первый спустился во ад с вестью о Христе. По этой причине на Руси нередко кладбищенские храмы освящаются в честь Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

http://azbyka.ru/fiction/uzelki-na-pamya...

Два раза уже рассказали мне, что в доме Пермскаго архиерея найдена типография прокламаций, и напечатанныя прокламации, разложенныя в одной комнате для просушения. Подобный случай в Киеве вам известен. Скажите о сем ректору Академии. Подземные люди вьют вьют себе гнезда у духовенства, вероятно, и потому, что здесь менее могут подозревать, и частию потому, чтобы, в случае открытия, очернить духовенство, разрушение которого есть одна из целей их действования. – Обер-прокурор Св. Синода на сих днях намерен выехать из Петербурга, и на пути в Яровлавль конечно будет в Лавре и в Академии. – Мир вам и здравие. Июня 13-го 1862. Что мне делать с пальцем? Продолжаю тоже, что в Лавре. Ни лучше, ни хуже. Когда открываю его на время служений: он бывает холоднее прочих, и боль чувствуется не только в верхнем, но иногда и в среднем составе. Врач Рохманов говорит, что от сего способа облегчения он делается более чувствительным в действию воздуха, и менее способным переносить зиму. Советует, оставить воду, а облегчать палец сперва корпией с полотном, а потом только полотном, чтобы постепенно приучить переносить действие воздуха. Послушаться сего или нет? – 1450 Отцу наместнику мир. Вчера я видел не мало ржи, лежащей на земле. Не время ли просить у Господа ведра! – У меня от вчерашней поездки заболело горло, и я остался ныне дома. Теперь лучше. Сказываю сие, чтобы вы не вздумали навестить меня в сию неблагоприятную погоду. Мир празднующим. Июня 14-го 1862. 1451 Мир и здравие отцу наместнику. И братии мир. О иконе св. Вячеслава напомнил мне Алексей Петрович. Если можно, желательно, чтобы написана была в непродолжительном времени. Из Варшавы едва ли можно получить полезныя свдения. Это князь Чешский. Вспомните о иконе Пресвятыя Троицы, которую надобно послать в Весьегонск. Лучше ранее, нежели позже. Алексей Петрович с добрым подвигом проходит свое служение; и в некоторых случаях Бог дает ему примечательный успех. Когда я ему сказал о моих затруднениях по службе: он предложил мне другаго викария. Но мне не хочется, чтобы сделано было что нибудь для меня, а не по общему устройству и порядку.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Декабря 11 (24) Священномученик Иоанн Богоявленский Священномученик Иоанн родился 12 февраля 1892 года в селе Ветрине Моложского уезда Ярославской губернии в семье священника Дмитрия Богоявленского и жены его Людмилы. В 1914 году Иван Дмитриевич окончил Ярославскую Духовную семинарию, но по стопам отца идти не захотел, он желал выбрать светский путь и работать в земских учреждениях. Так как семинарию он окончил по 2-му разряду, то в земство его не взяли, и он был вынужден устроиться учителем в церковно-приходскую школу. Однако эта работа его не удовлетворила, и осенью 1916 года Иван Дмитриевич поступил на юридический факультет Ярославского Демидовского лицея, где проучился два курса – до 1918 года, когда власти преобразовали лицей в государственный университет, где продолжать образование он не захотел. В 1918 году в Ярославле, как и во многих промышленных городах России, начался голод, и Иван Дмитриевич стал подыскивать место учителя в одном из маленьких городков и наконец в 1919 году уехал в Весьегонск, где поступил в советскую школу 2-й ступени преподавателем истории, географии, истории социализма и политической экономии. Несмотря на свое былое стремление к светскому пути, Иван Дмитриевич был человеком глубокой веры, которую не скрывал, и часто посещал храм. В обстановке начавшегося гонения его вера стала подвергаться насмешкам – сначала от коллег учителей, а затем и от учеников, и Иван Дмитриевич решил оставить работу и уехать. В январе 1922 года он вернулся на родину, в село Ветрино, где служил его отец, и поселился в родительском доме. В апреле отец умер, приход остался без священника, и Иван Дмитриевич решил поступить на место почившего батюшки. В начале мая он обвенчался с дочерью священника, служившего в одном из храмов города Мологи Ярославской епархии, Ниной Николаевной Семеновской, а 9 мая был рукоположен в сан священника ко храму родного села. В конце двадцатых годов снова начались гонения; в глухом селе они выразились в требовании, чтобы священник выполнил заведомо непосильное задание по лесозаготовкам, которое он выполнить не смог, за что в марте 1930 года был приговорен к одному году исправительно-трудовых работ. Прихожане, однако, были недовольны расправой над священником и пришли к зданию районного отделения НКВД, требуя его освобождения. Перепуганные власти вынуждены были его отпустить, всего лишь выслав за пределы области.

http://fond.ru/kalendar/1492/ioann/

24 июля 2012 г. На пути их г. Красного Холма в г. Весьегонск... расположено небольшое село Баскаки с издалека виднеющеюся белою церковью в роще. Селение Баскаки состоит их 17 крестьянских дворов, 6 домов причта и церкви. В селе две церкви: каменная, с высокою колокольнею и старая деревянная. Обе они окружены оградой из дикого камня с железными решетками. Эта же ограда обнимает и все приходское кладбище, обсаженное березовой рощей. Из жалованной грамоты Троице-Сергиеву монастырю Императрицы Елизаветы Петровны в 1752 г. видно, что в 1455 г. селение Баскаки было пожаловано грамотой в этот монастырь. В конце XVI ст. село Баскаки с деревнями и угодьями снова жертвуется в Троице-Сергиев монастырь по духовному завещанию княгини Антониды Хворостиной, где оно числится до 1714 г. В этом же году оно вместе с другими 13 селами было перечислено в новоустроенный Александро-Невский монастырь в С.-Петербурге для его «прокормления», а в 1730 г. возвращен обратно в Троице-Сергиев монастырь. По повелению Екатерины II в 1764 г. все вотчины монастыря были отобраны в государственную казну, а крестьяне монастырские стали называться государственными, т. е. взятыми на экономию казны. Николаевская деревянная церковь в селе Баскаки от 1733 г. целое столетие оставалась твердою. Она была холодна для богослужений в зимнее время, и крестьяне хотели было в 1786 г. построить в большой трапезе ее придел в честь св. Георгия, однако, на деле этого не случилось. Храм продолжал стоять холодным и с одним престолом. В 1843 г. храм стал заметно ветшать и прихожане заявили на сходе благочинному о. Федору Прудовскому о желании своем иметь у себя в селе каменную церковь и построить ее на церковную кошельковую сумму. Прихожан тогда было муж. п. из казенных 437 душ, удельных 376 и помещичьих 26; денег в наличности 264 руб. 34 коп. серебром, да на хранении в билетах 128 руб. 57 коп. серебром. Между тем в 1845 г. в сентябре месяце Николаевский храм совсем обветшал и церковный причт вынужден был хлопотать о перекрытии совсем ветхой крыши церкви новым тесом, что 30 октября было разрешено сделать на кошельковую сумму и добровольные пожертвования. Этот ремонт уже не мог спасти от разрушения старое здание, которое все более ветшало, что сильно смущало прихожан в виду отсутствия у них другого храма. Георгиевский храм был упразднен еще в 1844 г.

http://sobory.ru/article/?object=10568

Спасала своя лошадка, выносившая на всем скаку хозяйку из разных неприятных ситуаций. Но с конца 1920-х годов храмы, в связи с политикой безбожия, проводимой в стране, стали закрываться один за другим... Деревни в округе остались без церковного богослужения, без священнического окормления. Город Молога, впоследствии затопленный Годы 1929–1930-й для русского крестьянства были годами катастрофическими. Крестьяне-единоличники, особенно самые трудолюбивые, самые успешные, рассматривались властями как «пособники буржуазии», «пережитки проклятого прошлого», «кулаки», «подкулачники» (иногда сюда же попадали и недовольные жизнью бедняки). Они объявлялись «врагами» в родной стране. Начались ссылки, насильственные переселения в далекие необжитые районы, где нередко старики и дети умирали от голода и холода в первую же зиму. Деревни пустели, хозяйства разваливались. Тех, кто в ссылках и поселениях умудрялись наладить новое справное хозяйство, снова «раскулачивали» и выселяли на другие «дикие» земли. Далеко не у всех хватало мужества начинать все сначала. Последствия этого бедствия ощущаются и в наше время. В начале 1930-х годов Пармен Степанович, имевший крепкое единоличное хозяйство, был арестован за решительный отказ вступать в колхоз. Три года он провел в числе сотен тысяч заключенных и спецпереселенцев Волголага на строительстве Рыбинского водохранилища 2 . Его жена, Валентина Андреевна, осталась одна с тремя маленькими детьми. Площадь, отведенная по проекту под Рыбинское водохранилище, составляла около 5 тысяч квадратных километров. В зону затопления попадали 663 деревни. С географической карты должен был исчезнуть старинный красивейший город Молога со всеми своими храмами и монастырями, кроме того, Леушинский Иоанно-Предтеченский монастырь 3 и Югская Дорофеева пустынь 4 . (Частично подтоплялись города Калязин, Углич, Мышкин, Весьегонск и некоторые другие.) Необходимо было переселить на новые места 130 тысяч человек. На территориях, подлежащих затоплению, располагались 408 колхозов, 46 сельских больниц, 224 школы, 258 предприятий местной промышленности.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Сентября 4 (17) Священномученик Николай Сретенский Священномученик Николай родился 15 апреля 1867 года в селе Толстиково Бежецкого уезда Тверской губернии в семье священника Алексея Ивановича Сретенского. Когда Николаю исполнилось десять лет, родители отдали его учиться в Бежецкое духовное училище, окончив которое он поступил в Тверскую Духовную семинарию. Пройдя курс семинарии, Николай Алексеевич полгода работал учителем в земской школе, затем был переведен на должность духовного надзирателя, в коей проработал несколько месяцев. В 1890 году, когда ему исполнилось двадцать три года, Николай Алексеевич был рукоположен в сан священника ко храму Бежецкого Благовещенского монастыря, в котором прослужил до своего ареста в 1937 году. С 1906 года о. Николай состоял действительным членом Тверского Православного миссионерского общества. С 1910 года – член благотворительного общества во имя святой великомученицы Варвары для вспомоществования бедным воспитанницам Тверского епархиального женского училища. В 1915 году за двадцатилетнее преподавание Закона Божьего в различных школах о. Николай был награжден орденом Ahhы III cmenehu . В семье о. Николая было двое детей – сын и дочь. Сын Владимир родился в 1895 году. Поступил в Екатеринославский горный институт, но окончить успел только два курса, так как началась Первая мировая война, и он был направлен в Петергофскую школу прапорщиков, а затем на германский фронт. В связи с большевистской революцией и развалом фронта, летом 1918 года он вернулся к родителям в Бежецк, но вскоре уехал в Екатеринослав, откуда с отступавшей белой армией попал за границу. Некоторое время жил в Польше и работал механиком на заводе, а затем уехал во Францию и окончил в Париже физико-математический институт и горную академию. Прослужив несколько лет в Бежецком монастыре, о. Николай стал пользоваться большой любовью и уважением прихожан. Несмотря на беспощадные гонения двадцатых годов, в Бежецке при монастыре еще в середине тридцатых годов жили около пятидесяти монахинь. Из монастырских зданий они были изгнаны, жили по частным квартирам, но по-прежнему собирались в храме, отправляли монастырские службы и держались монашеского образа жизни. Когда власти в городе попытались закрыть все храмы, монахини воспротивились этому и начали собирать подписи верующих жителей города под прошением не закрывать храмы.

http://fond.ru/kalendar/819/nikolay/

3. Первую производственную практику будущий кондуктор Вячеслав Шишков проходил на строительных работах в Вологодской и Новгородской губерниях. Это было летом-осенью 1983 года. И здесь ему очень повезло. Дело в том, что настоятель Андреевского собора в Кронштадте отец Иоанн едва ли не ежегодно предпринимал поездки на малую Родину – в село Сура, которое находилось в архангельской глубинке. Приказом Министра путей сообщения Российской Империи прославленному священнику и следовавшим с ним выделяли отдельный пароход. Маршрут пролегал по рекам Вологда, Сухона, Северная Двина и Пинега. Трудно сказать, как получилось, но практиканту Вячеславу Шишкову поручили сопровождать отца Иоанна Кронштадского в очередном плавании и произвести маршрутную съёмку реки Пинеги. Как утверждал краевед Игорь Половодин, «в течение двух недель они ежедневно встречались в кают-компании за одним столом. Иоанну Кронштадскому было около 65 лет. По пути следования пароход приветствовали многие крестьяне возгласами: " Отец Иоанн, благослови! " ». Мы, к сожалению, не знаем, о чём могли беседовать на пароходе умудрённый старец и молодой человек, вступающий в самостоятельную жизнь. Но можно предположить, что велись разговоры о Боге, о судьбе России, о том, что есть христианин и каким должно быть его отношение к своим ближним. Во всяком случае, не приходится сомневаться в том, что обаяние светлой милосердной личности священника надолго запало в душу будущего художника слова. Достаточно свидетельств, в том числе и в архиве Льва Мороза, подтверждающих, что Вячеслав Яковлевич любовно относился к родным – черта чисто христианская. Ему были свойственны отзывчивость, добрый поступок, помощь ближнему. И, конечно, эти свойства его характера в той или иной мере нашли отражение и в судьбах героев произведений. «Вся моя жизнь была в литературе, – однажды откровенно признался писатель, – иных страстей не знал». Своей литературой он служил России. И, без сомнения, продолжает ей служить. Хотя, увы, в обществе изменились приоритеты, интерес к высокой духовности, к подлинной словесности резко упал. Поэтому горько сознавать, что в эпоху поклонения «западным ценностям» российские чиновники от культуры всячески пытаются отодвинуть Шишкова «куда подальше». Ещё совсем недавно в Бежецк приезжали из разных городов и районов Тверской области учащиеся, чтобы познакомится с родными местами прославленного прозаика. И впечатления от поездок оставались на всю жизнь. Потому что в школах говорили о Шишкове, на уроках литературы изучали его произведения.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/03/vo...

Вечером в 6 часов, всенощная в новом храме с литиею и величанием Св. Благоверному В. Князю Александру Невскому, имени коего посвящен новосооруженный храм. 30 число. Суббота. В 9 часов благовест к литургии. Пред литургиею совершено было, по церковному чиноположению, освящение храма; затем литургия, за которою возложены были на двоих священников набедренники и 7 псаломщиков посвящены в стихарь. – К этому светлому торжеству стеклось из окрестных селений множество народа и довольно много соседних помещиков. Торжество это заключено было роскошною трапезою, приготовленною в здании зимнего сада. 31­ числа воскресенье. Я слушал в новоосвященном храме литургию, которую совершал приглашенный к освящению храма игумен Николо-Теребенской пустыни Феофан с благочинным и священником, назначенным к новому храму, а после литургии я совершил соборне молебен Св. Благоверному Князю Александру Невскому, с провозглашением обычных многолетий. ­ Затем, после обеда, в 3 часа пополудни оставил я село Отрадное, с отрадным чувством по случаю благополучно совершившегося торжества, и в 7 часов вечера приехал на станцию железной дороги Эваново. 1 сентября, в 9 ½ часов утра со станции Эваново прибыл в г. Бежецк. – После обычной встречи в соборе отправился для обзора городских церквей. Был в духовном училище и оттуда проехал на училищный съезд духовенства, имевший свои заседания в здании, пожертвованном в пользу Бежецкого духовного училища Настоятелем с братиею Николо-Теребенской пустыни. В 6 часов вечера служил в городском соборе всенощную с литиею и величанием. 2­ числа служил в Благовещенском женском монастыре литургию и обедал у игумении, куда приглашены были некоторые из почетных граждан. После обеда, в сопровождении уездного предводителя дворянства Чаплина, отправился в село Беляницы. По пути осмотрел две церкви в селах Княжеве и Гинееве. Прибыв в Беляницы, остановился на ночлег в доме помещика Алексея Никитича Татищева. Он и супруга его Екатерина Борисовна (урожд. княжна Мещерская) приняли меня очень радушно и вечер провели в оживленной беседе.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В 1923 году Яков Яковлевич был рукоположен во священника ко храму святой великомученицы Екатерины в селе Закрупье Бежецкого уезда, где он прослужил до 1930 года, когда переехал в Бежецк. Но в Бежецке вакантных священнических мест не было, и отец Иаков уехал в село Кириловское Максатихинского района, где прослужил два года. Затем открылась вакансия на место священника в Благовещенской церкви в селе Княжеве недалеко от Бежецка, и отец Иаков стал служить там. В Княжеве он служил до 1938 года. Здесь ему пришлось пережить непрекращающиеся гонения тридцатых годов. Там, где власти не арестовывали священника, они нарочито облагали его и его семью заведомо непосильными и вызывающе беззаконными налогами, вынуждая покинуть приход. Священникам в те годы приходилось тяжелее, чем их прихожанам-крестьянам. Жена отца Иакова не раз говорила ему: – Яков, бросай ты служить в церкви, уходи, ведь мы только и делаем, что налоги платим, хуже нищих живем. – Я сана с себя никогда не сниму, – отвечал на жалобные причитания жены священник, – никогда не стану предателем Церкви. В 1937-1938 годах были арестованы, за единичными исключениями, все священники области. В Бежецке арест миновал только одного священника, которому исполнилось тогда семьдесят девять лет. 5 февраля 1938 года секретный сотрудник по кличке Килограмм составил донесение в НКВД на отца Иакова: «Бойков Яков Яковлевич, священник села Княжева, говорил следующее: “Какое угнетение видят наши граждане, это насилие над верующими! Конституция говорит совсем иное… а делают совсем по-другому; как духовенство, так и всех религиозных людей угнетают… мы, верующие, будем ждать того времени, когда наших коммунистов будут вычищать от православных людей, а самого Сталина, как худого подзаборного жителя, увезут в Грузию, откуда он и приехал, как антихрист, для угнетения всех верующих людей”. Относительно выборов в Верховный Совет гражданин Бойков говорил следующее: “Прошли выборы, и для чего все это? Это только сами коммунисты опять выбрали себя, и как ни почитаешь газету, все только и пишут, что выбирали все, а на самом деле ложь. За границей над этими выборами только смеются… там также знают, что в Верховный Совет СССР прошли подонки общества, грабители и насильники, как мы всех коммунистов называем втайне”» .

http://fond.ru/kalendar/369/iakov/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010