После литургии, напившись чаю в доме протоиерея, я посетил духовное училище и произвёл краткое испытание учеников. Особенное внимание обратил на себя Смотритель училища Димитрий Скорюпин – семидесятилетний старец, из студентов семинарии, опытный педагог и высоконравственный христианин. Я зашёл к нему в квартиру, состоящую из одной большой комнаты, разделённой на две половины ширмами. Жизнь ведёт Скорюпин совершенно трезвую и весьма простую; от того и сохранил себя в цветущем виде до преклонной старости. На другой день, 15-го ч., около 7-ми часов утра, оставил монастырь и направился к г. Весьегонску. В 3 часа пополудни прибыл я в г. Весьегонск и остановился в доме купеческой вдовы Марьи Степановны Галуновой. Г. Весьегонск отстоит от Твери в 350 верстах; расположен по правому берегу реки Мологи, впадающей в Волгу, на местности низменной и топкой. Это было некогда село Весь-Егонское, принадлежавшее Московскому Симонову монастырю. Название Весьегонска производят от имени обитавшего здесь в древности народа – Весь и иогги, по финск: река. В XVIII веке из монастырского ведения село это перешло в ведение Государственной Экономии, а в 1803 г. возведено на степень уездного города. В Весьегонске, при народонаселении в 5500 душ, церквей три: Соборная Богоявленская, приходская Троицкая и кладбищенская Богородице-Рождественская. Архитектура Соборной церкви поражает своей непра- —629— 1882 г. вильностью. Это произошло от того, что главная часть храма пристроена в 1758 г. к трапезе, сооружённой около 1692 года. Соборный причт составляют протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика. Из псаломщиков один занимается фотографией, другой переплётным мастерством, а третий извозчичьим ремеслом. Совершивши с вечера в Соборе всенощную с литией и величанием, я на другой день, 16-го числа, в день Святой Троицы, служил литургию в приходской Троицкой церкви, по случаю храмового здесь праздника. Пред литургией из Собора и Кладбищенской церкви пришли с крестным ходом. После литургии, в продолжении всего дня, по местному обычаю, на колокольне Троицкой церкви производился звон.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

- Камни с самого Леушина, с острова, который появляется из-под воды время от времени. Так ведь, Дим? Экскурсовод Дима Марченков, ученик 9-го класса, подтверждает: - Да, камни оттуда. И землю тоже на острове собирали. - Ну, ты начинай, гости ждут... У нас, знаете, все экскурсии в музее ведут сами дети. Дима не моргнув глазом сразу же громким, профессионально поставленным голосом начал: - Здравствуйте, мы с вами находимся в музейной комнате, которая посвящена истории создания Рыбинского водохранилища и затопленной территории. Водохранилище было образовано в 1941-1947 годах и по площади примерно равно территории нынешнего Вологодского района. 3 апреля 1941 года был перекрыт последний пролёт плотины, и воды трёх рек - Мологи, Шексны и Волги - стали выходить из берегов и затоплять молого-шекснинское междуречье. Появление рукотворного моря навсегда убрало с географической карты старинный русский город Мологу, подтопило города Калязин, Углич, Весьегонск, Пошехонье, районные центры Мышкин и так далее. Для примера: Весьегонск был затоплен на три четверти. Вместе с Мологой под воду ушло около 700 сёл и деревень, Леушинский монастырь, Югская пустынь, 140 церквей. Под воду ушли луга и леса, более того - ценный уклад жизни и быта наших предков. Основную часть работ по строительству плотин выполняли заключённые, руководил работами инженер и видный начальник НКВД Яков Рапопорт. Школьник подводит нас к двум картам-рисункам - какими были окрестности Мяксы до и после затопления - Вот здесь, - показывает указкой, - была деревня Пестовка, которую прославил великий художник Василий Верещагин. А здесь под водой находится село Логвиново, где в 1836 году в семье сельского священника родился Елпидифор Васильевич Барсов - знаменитый собиратель и исследователь русского фольклора, выпустивший три тома «Причитаний Северного края». Затопило и село Ольхово, родину известного кардиохирурга академика Николая Михайловича Амосова. А вот план Леушинского монастыря. Два каменных собора, золотошвейные и иконописные мастерские, духовная школа. Игуменья Таисия обладала ещё уникальным поэтическим даром, её труды есть и у нас в музее. С 1999 года ежегодно 6-7 июля в Мяксе проходят молитвенные Леушинские стояния, которые мы видим здесь на фотографиях. А цветные снимки на этой стене принадлежат Прокудину-Горскому, который в начале ХХ века по указу царя Николая II путешествовал по Российской империи и фотографировал красивейшие места. Здесь он сфотографировал игуменью Таисию на веранде сестрического корпуса. Несколько балясин этой веранды есть и у нас в экспозиции, их принесла в музей жительница Мяксы Ида Александровна Климина...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Трофимов Александр Учитель-помощник Бежецк. гор. по пол. 72 г. училища Ферин Ефрем Учитель-помощник Новоторжск. городского училища Чернышев Михаил Учитель Горковского училища Новоторжского уезда Знаменский Михаил Вольнослушатель в Московском университете Выпуск 16-й 1892 г. Арсенов Василий Заведующий Ульяновск. 2-кл. училища Старицкого уезда Белогостицкий Александр Занимается частной деятельностью Веселов Тимофей Учитель Виндавского городского по пол. 72 г. училища Волосов Федор Учитель Артемовск. 1-кл. училища Судогодского уезда, Владимировской губернии Зыков Петр Диакон с. Спас-Забер. Вышн. уезда Козлов Сергей Учитель Горско-Дудинского училища Новоторж. уезда Котиков Андрей Учитель Можайц. 2-кл. училища Новоторжск. уезда Крылов Арсений Псаломщик Васильев Алексей Счетный чиновник 2-го разряда в Ржевском отделении государственного банка Павлов Иван Учитель Тихвинского училища Ржевского уезда Раков Иван Учитель Спасского 2-кл. училища Васильск. уезда, Ни-жегородской губернии Садиков Михаил Учитель 3-го приходского училища в г. Ржев Саутин Ефим Диакон в Тверской губернии Скворцов Петр Запасной учитель в Бежецком уезде Соколов Иван Диакон Шилов Димитрий Занимается частной деятельностью Шутов Николай Учитель Голенищенского училища Новоторжск. уезда Выпуск 17-й 1893 г. Бойцов Иван Воспитанник Виленского института Бредков Николай Учитель Весьегонск. городск. по пол. 72 г. училища Вернослов Алексей Учитель-помощник в Гжатском городском училище Иванов Гавриил Учитель Кудрино-Новосельск. 1-кл училища Владимир-ской губернии Каргин Николай Учитель-помощник Белевск. городского училища Карпов Семен Учитель Дорож. земского училища Зубцовского уезда Лазунский Иван Учитель Кудрино-Новосельск. 1-кл училища Владимир-ской губернии Разумовский Ефрем Учитель Сафонтьевск. училища Новоторжского уезда Рябков Сергей Учитель Каменск. сельского училища Новоторж. уезда Теляшов Михаил Учитель Гайновского училища Корчевского уезда Тихомиров Николай Занимается частной деятельностью Точилин Михаил Окончил Виленский учительский институт

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь Анны праведной Зачатия в Благовещенском монастыре. Обширный каменный четырехстолпный собор в духе проектов К.А. Тона, самый большой из храмов Бежецка, выстроен по проекту 1872 г. Был увенчан пятью световыми барабанами под декоративными шатрами. Боковые приделы: один Николая Чудотворца и муч. Феклы, второй Софии, Веры, Надежды и Любови и Иоанна Рыльского. Закрыт в кон. 1930-х г., вскоре сломан. В настоящее время на месте собора находится новый корпус городской поликлиники. Хильтов И. А. Историческая записка о Бежецком Благовещенском женском монастыре. Бежецк, 1915. Бежецкий женский монастырь был основан во второй половине XIX века. Вначале, с 1866 года, сёстры жили на частных квартирах. 18 февраля 1869 года Бежецкая женская община была зарегистрирована, а 13 января 1879 года преобразовалась в Бежецкий женский Благовещенский монастырь. Основательницей и первой настоятельницей его была игумения София (в миру Любовь Алексеевна Ососкова), а вели её и благословляли на сей великий труд Югской Дорофеевой пустыни иеромонах Адриан и Иерусалимской Угличской слободы заштатный Христа ради юродивый священник Пётр Томаницкий. На пожертвованной купцом Иваном Михайловичем Неворотиным земле (15 десятин) при помощи благотворителя, бежецкого купца Митрофана Гавриловича Крюкова на окраине города Бежецка купили небольшой деревянный двухэтажный домик и сделали к нему деревянную пристройку. Он, с разрешения церковных властей, тотчас был обращён в церковь и освящён 30 ноября 1869 года во имя святителя Митрофана Воронежского. С освящением первого храма начинается дальнейший рост обители. Второй храм, каменный, более обширный, светлый и богатый, был освящён 18 июня 1878 года во имя чудотворцев бессребренников Космы и Дамиана (в нём потом устроен придел в честь явления иконы Божией Матери Тихвинской). Потребовался потом Дом молитвы на месте упокоения сестёр обители, и в 1882 году при помощи благотворителя выстроен храм каменный трёхпрестольный в честь Зачатия праведной Анны, князя Михаила Черниговского и боярина Михаила. При общине организовано училище для девочек и приют для женщин. В 1887 году Министерство государственного имущества предоставило Бежецкой обители " в вечное пользование " ещё 150 десятин земли. В 1885 году на средства действительного статского советника М. Г. Петрова монастырская территория была обнесена кирпичной оградой с четырьмя угловыми башнями и надвратной колокольней в центре. Позже возведены другие келейные корпуса: стены некоторых из них одновременно служили пряслами ограды. Вблизи восточной границы построили несколько деревянных домов, принадлежавших монастырю.

http://sobory.ru/article/?object=10440

Бежецк. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Часовня Нектария Бежецкого (?) Карта и ближайшие объекты Колокольня Введенского монастыря. Построена ярославскими мастерами в 1680-е гг., входила в состав Введенского монастыря, основанного предположительно в 1460-е гг., в документах впервые упомянутого в 1588 г. В настоящее время колокольня - единственное уцелевшее здание монастырского комплекса. В 10 м к северу от колокольни установлен поклонный крест, где под спудом покоятся мощи св. Нектария Бежецкого. Колокольня церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы возведена по заказу думного дьяка С.И. Заборовского ярославскими мастерами в 1680-1682 годах на прилегающей территории Введенского монастыря, который был основан преподобным Нектарием Бежецким в 1460-х годах. При монастыре действовали две церкви: Введения во храм Пресвятой Богородицы и в честь преподобного Сергия Радонежского. В 1627 году по грамоте Михаила Федоровича Введенский монастырь причислен к государеву двору. Самый большой колокол, весом 55 пудов, монастырю пожертвовал прадед графа Орлова стольник государев Н.А. Орлов, а думный дворянин Заборовский - подарил пудовый колокол. В 1930-х годах Введенская церковь осквернена и разрушена. В настоящее время колокольня церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы является единственным уцелевшим зданием монастыря. http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/ Введенская церковь - одна из первых каменных церквей города, построена в 1682 г. на месте одноименного монастыря, возникшего во второй половине XV века. Его первым игуменом был старец Нектарий, построивший свою келью недалеко от города. В 1764 г. монастырь был закрыт. Введенская церковь построена на средства думного дьяка Самсона Ивановича Заборовского. Первый историк города П.К. Воинов писал: " Мужие, жены и дети стекахуся зрети новое здание и дивляхуся " . До настоящего времени сохранилась колокольня древнего Введенского монастыря. Двухъярусное сооружение под стройным шатром с тремя рядами слухов характерно для конца XVII в., стоит на обширной площади в северной части города.

http://sobory.ru/article/?object=01848

Бежецк. Кафедральный собор Спаса Нерукотворного Образа. Кладбищенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм Спаса Нерукотворенного образа был построен в 1895 году на месте маленькой кладбищенской церкви 1795 года. Трапезную закончили немного позже основного объема, отдельно стоящую трёхъярусную колокольню (не сохранилась) возвели в 1902 году. Примерно тогда же рядом возвели здания богадельни, просфорной, церковно-приходской школы (основана в 1890 г.). Они примыкают к западной стороне ограды. По сторонам храма располагаются небольшие часовни. Культовые постройки образуют компактную симметричную группу с живописным пространственным силуэтом. Её оттеняет подчеркнуто будничный облик корпусов на западной границе кладбища. Храм имеет пять св. престолов, освященных в нижеследующие дни: 16 октября 1883 года был освящен престол в правом приделе “зимней церкви”, во имя “Всех святых”. 13 ноября 1883 года – освящён престол в левом приделе во имя Св. Иоанна Предтечи (первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи); св. Иоанна Новгородского; вмч. цел. Пантелеимона. 25 октября 1898 года освящён в холодном храме средний престол во имя Нерукотворенного образа Господа Иисуса Христа. 17 июля 1901 года освящён престол правого придела в том же храме во имя иконы Божией Матери, именуемой “Черниговской” и прп. Сергия Радонежского. 19 октября 1903 года освящён престол левого придела того же храма во имя равноапп. вел. кн. Владимира и вел. кн. Ольги, свт. Феодосия Черниговского, прп. Серафима Саровского. В годы гонений все престолы были нарушены (св. мощи из-под престолов были вынуты), появилась путаница с почитанием означенных праздников (в некоторых антиминсах не все святые указаны, в честь которых освящены престолы). Архитектура пятиглавой Спасской Церкви восходит к типовым проектам, разработанным в 1830-е гг. под руководством К.А. Тона в русско-византийском стиле. Основной объем храма, прямоугольный в плане, вытянут с севера на юг, как и трапециевидный алтарный выступ. Храму равна по площади трапезная со скругленными углами и несколькими главками над карнизами. Квадратный в плане двухъярусный западный притвор завершен двумя ярусами кокошников в основании четырёхскатного колпака с чешуйчатой главкой. Подчеркнутая аккуратность лицевой кладки кирпичных стен обыграна в разнообразном декоре. Наряду с элементами декора, свойственными церковному строительству периода эклектики (килевидные кокошники, перспективные архивольты порталов, ширинки, поребрик, опоясанные колонки с кубоватой капителью), в декор включены наклонная пила, косые рельефные кресты в стойках очень высоких наличников, треугольные капители.

http://sobory.ru/article/?object=07755

Дербеневы : Меньшик (Меньшой), дьяк, 1580 г.; Пятой Иванович, 1616 г., Ростов Дербыш, Дербышев : Дербыш Меньшого Голохвастов [см. Голохвастов], середина XVI в.; Дербыш Глебов, помещик, 1596 г., Смоленск; Андрей Григорьевич Дербышев, 1622 г., Бежецк Дербыш – испорченное «дервиш» Дергай Онисифор, крестьянин, 1500 г., Владимир Дергайко , крестьянин, 1501 г., Ростов Дергач , крестьянин, 1495 г., Новгород Дергач – коростель Дергунов Тимофей, крестьянин, 1495 г., Новгород Деревко, Деревков : Сергий Деревко, крестьянин, начало в., Новгород; Устин Деревков, послух, середина XV в., Углич Деревль, Деревлевы : Нестер Федорович Шевлягин [см. Шевляга], вторая половина XVI в.; от него – Деревлевы; Окул [см. Скул] Васильевич Деревлев, 1496 г., Москва Ср. под Москвой село Деревлево Деревня, Деревнин : Степан Васильевич Деревня Артемьев, 1545 г., Новгород; Афанасий Лонского [см. Ланские] Деревня Вараксин [см. Варакса], 1600 г., Смоленск; Никифор Яковлевич Деревнин, 1628 г., Брянск; Гавриил Федорович, подьячий, затем дьяк, 1672–1700 гг. Дерево Василий, крестьянин, 1525 г., Юрьев Деревяга, Деревягин : Деревяга, крестьянин, 1495 г., Новгород; Курьян [ср. Курьянов] Деревягин, крестьянин, послух, середина XV в., Переяславль Деревяга – чурбан, болван Державин Филя, торговый человек, 1481 г. Дериглаз, Дериглазов : Андрей и Михаил Фомичи Дериглазовы, бояре, конец XV в., Новгород; Василий Дериглаз, 1607 г., Ярославль Деригузов Никифор, крестьянин, 1564 г,. Олонец Дерихно Матвей, крестьянин, 1495 г., Новгород Дермель, Дермелев : Иван Арбуз [см. Арбуз] Дермель, первая половина XV в., Углич; Шатей [см. Шатей] Дермелев, 1425 г., там же Дермлиг, Дермлигов : Дермлиг Чеглоков Карачаров [см. Чеглок, Карачаров], 1527 г,; Никита Терентьевич Дермлигов, 1593 г., Арзамас Дермлиг – мелкий сокол Дернов Дмитрий Петрович, стрелецкий голова, 1614 г.; Дерновы, помещики, вторая половина XVI в., Смоленск Дерюгин Дерюга – 1) грубый холст, 2) плавунец, ликоподий Дерюжка, Дерюжкин : Дерюжка, крестьянин, 1545 г., Новгород; Никита Борисович Дерюжкин, 1622 г., Бежецк

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Рассудове (приселке к селу: Кесова гора). Иконостас в церкви очень высокий, сплошь золоченый, украшенный множеством резных изображений херувимов. Священник И. Аниханов 321 вял и неразвязен. Кесовой горе (название от Кеса – разбойника). Церковь на возвышенном холме очень благолепная. На престоле антиминс 1780 г., освященный епископом Арсением III (Верещагиным), с приложением внизу именной его печати (это нечто необычное). При моем вступлении в церковь , пели крестьяне хором; довольно стройно. Священник; А Некрасова 322 пользуется любовию и расположением прихожан. Из церкви я зашел в его дом, где был мне предложен чай и завтрак. Байков. О благоустройстве церкви немало заботится церковный староста, местный помещик Владимир Васильевич Штюрмер. Болдеев Церковь тесная, но довольно благовидная. Троицком-Юркине. – Церковь изрядная. Священник П. Морошкин, студент, вдовый; хотел сказать мне речь, но не успел, так как я, не ожидая этого сюрприза; поспешил войти в алтарь. Сукромнах. При значительном количестве приходских душ (около 1400 д. муж пола), церковь поддерживается в благоприличном виде. В 5 часов пополудни прибыл в г. Бежецк и при входе в собор встречен был, по обычаю, всем градским духовенством, при многочисленном стечении граждан. Настоятель собора, протоиерей И. Успенский приветствовал меня речью, которую не без запинок читал по тетрадке. Квартира мне указана была в доме вдовой купчихи Праск. Ив. Сергеевой доброй и благочестивой христианки. Здесь граждане и соборяне встретили меня с хлебом-солью. Город Бежецк, расположенный на правом берегу р. Мологи, при впадении в нее р. Астречины, принадлежит к числу древних русских городов. Название Бежецка, под именем Бежецкого ряда, встречается в летописях с 1137 года. Он был главным местом Бежецкой Пятины Великого Новгорода и в древности находился на 15 верст ниже нынешнего города на месте села Бежичи. С падением Новгорода присоединен к великому княжеству Московскому. В 1776 г., в качестве уездного города причислен к Тверскому Намстничеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

—215— 1880 г. хожан. Из церкви я зашёл в его дом, где был мне предложен чай и завтрак. Байкове. О благоустройстве церкви немало заботится церковный староста, местный помещик Владимир Васильевич Штюрмер. Болдееве. Церковь тесная, но довольно благовидная. Троицком-Юркине. – Церковь изрядная. Священник П. Морошкин, студент, вдовый; хотел сказать мне речь, но не успел, так как я, не ожидая этого сюрприза, поспешил войти в алтарь. Сукромнах. При значительном количестве приходских душ (около 1400 д. муж. пола), церковь поддерживается в благоприличном виде. В 5 часов пополудни прибыл в г. Бежецк и при входе в собор встречен был, по обычаю, всем градским духовенством, при многочисленном стечении граждан. Настоятель собора, протоиерей И. Успенский приветствовал меня речью, которую не без запинок читал по тетрадке. Квартира мне указана была в доме вдовой купчихи Праск. Ив. Сергеевой, доброй и благочестивой христианки. Здесь граждане и соборяне встретили меня с хлебом-солью. Город Бежецк, расположенный на правом берегу р. Мологи, при впадении в неё р. Астречины, принадлежит к числу древних русских городов. Название Бежецка, под именем Бежецкого ряда, встречается в летописях с 1137 года. Он был главным местом Бежецкой Пятины Великого Новгорода и в древности находился на 15 вёрст ниже нынешнего города на месте села Бежичи. С падением Новгорода присоединён к великому княжеству Московскому. В 1776 г., в качестве уездного города, причислен к Тверскому Наместничеству. В настоящее время в Бежецке до 7000 душ обоего пола. Церквей 12, в том числе одна кладбищенская и одна при тюремном замке, и сверх сего монастырь женский. Из приходских церквей две, а именно Введенская и Богородице-Рождественская, обращены из монастырей мужских, а третья – Крестовоздвиженская – из женского. 19-го ч., в 7 часов утра, я слушал в своей квартире —216— 1880 г. вечерню и утреню, а в 9 часов отправился в собор для совершения литургии. Собор во имя Воскресения Христова не обширен, но благолепен. Причт соборный не совсем удовлетворителен. Настоятель, помянутый протоиерей Успенский нераспорядителен; священник Е. Томилов стар и болезнен.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Священномученик Иаков (Бойков) (память 6 апреля по старому стилю) С вященномученик Иаков родился в 1896 году в городе Бежецке в семье священника Иакова Бойкова. С детства любимым занятием его было чтение духовных книг, а любимой игрой — «игра в храм». На чердаке дома он оборудовал себе небольшую библиотеку и устроил»церковь» — повесил иконы, колокольчики и утром, когда наступало время службы, звонил. Все окружающие думали, что мальчик посвятит свою жизнь сугубо служению Богу скорее всего в монашеском звании, и, когда он впоследствии женился, были весьма удивлены. Яков окончил духовное училище, поступил в Тверскую Духовную семинарию, а по окончании её в 1915 году — в Московскую Духовную академию. После государственного переворота в 1917 году академия была закрыта; Яков в Сергиевом Посаде не имел родственников и из–за наступивших голода и разрухи вынужден был уехать в Бежецк к сестре. Гимназию в Бежецке переименовали в реальное училище, но состав преподавателей оставался прежним, и его взяли учителем. Яков Яковлевич проработал здесь два года, но был уволен, потому что был сыном священника и не скрывал своих взглядов — какой он видит окружающую жизнь. Преследования, увольнения и всякого рода гонения в верующем человеке только укрепляют веру, даруют ему духовный опыт и наглядно являют милующую руку Божию. И хотя пришло время гонений, Яков Яковлевич решил стать пастырем и послужить своему народу. Незадолго перед принятием сана он женился на выпускнице епархиального училища, которая работала в советской школе учительницей. Став женой будущего священника, она потеряла своё и без того шаткое материальное благополучие. В 1923 году Яков Яковлевич был рукоположен в сан священника ко храму святой великомученицы Екатерины в селе Закрупье, где он прослужил до 1930 года, когда переехал в Бежецк. Но в Бежецке вакантных священнических мест не было, и о. Иаков уехал в село Кирилловское Максатихинского района, где прослужил два года. Затем открылась вакансия на место священника в селе Княжево недалеко от Бежецка, и о. Иаков стал служить там. В Княжеве он служил до 1938 года. Ему пришлось пережить непрекращающиеся гонения двадцатыхтридцатых годов. Там, где власти не арестовывали священника, они намеренно облагали его и его семью произвольными и заведомо непосильными налогами, вынуждая покинуть приход. Священникам в те годы приходилось тяжелее, чем их прихожанам–крестьянам. Жена о. Иакова не раз говорила ему:

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010