11:49). В Евангелии от Матфея (23:35) Господь говорит то же: Вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьёте и распнёте, а иных будете бить в синагогах ваших, и гнать из города в город. Да приидет на вас вся кровь праведная пролитая на Земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что всё сие приидет на род сей (Мф. 34:36).     Увещания к исповеданию истины, безкорыстию, бдительности и покаянию (Лк. 12:1-53; сравните: Мф. 24:42-51; Лк. 13:1-9).   Высказав безбоязненно Свои обличения против фарисеев и законников, Господь Иисус Христос научает и Своих последователей такому же безбоязненному исповеданию Веры перед сильными мира, указав им на попечение Промысла не только о людях, но даже о птицах, даже о волосах на голове человека, и обещая содействие Святого Духа при ответах на судах. Когда же один из слушателей просил Иисуса произвести раздел имения между ним и братом, Иисус — отказавшись от этого права — предложил притчу о богаче, который, собравши во время урожая много добра, думал употребить его на одни удовольствия — поучая этою притчею о нестяжательности.    Другими притчами: о рабах, ждущих господина, о хозяине, оберегающем дом от воров, о верном и злом домоправителе, — Иисус поучает всех бдительности и вниманию к наступающим важным временам. По случаю доставленного Ему известия о казни, которой подвергнуты были Пилатом некоторые Галилеяне — Иисус Христос, как в этой казни, так и в падении Силоамской башни на 18-ть человек, указал слушателям грозные уроки правосудия Божия, карающаго, впрочем, не самых виновных между людьми, а казнию некоторых призывающого всех к покаянию. При этом притчею о безплодной смоковнице, три года щадимой хозяином сада и обречённой на срубку в четвёртый год, ещё яснее показывает, что ненаказание некоторых грешников доказывает только долготерпение Божие, ожидающее исправления и покаяния и в случае нераскаянности угрожающее гибелью неисправимым грешникам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2801...

60. «Облако и мрак окрест Его…» (Пс. 96:2). Персветлый мрак Посмотришь издали – Оно кажется более-менее понятным, Подойдешь поближе – понимаешь Его с трудом, Станешь рядом – вообще ничего не ясно, Войдешь внутрь – и сказать нечего… А Оно живет и живет. 61. «…Не дам сна очам моим и веждам моим - дремания, доколе не найду места Господу…» (131:4). Хорошо найти Хорошо в этом мире найти свой дом, Хорошо в этом доме найти свою комнату, Хорошо в этой комнате найти самого себя, Хорошо в самом себе найти Того, кто все это создал. 62. «…Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца…» (2Кор. 4:6). Дурные мысли и сердце Жить с дурными мыслями в сердце – это словно идти в знойный день по раскаленной дороге, умирая от жажды. Прогнать дурные мысли из сердца молитвой – это словно после знойного пути обрести прибежище в тени густого дерева и обнаружить там родник с чистой и свежей водой. 63. «Не сама ли природа учит вас…» (1Кор. 11:14). Научиться бдительности Даже кот, когда он охотится за мышью, может научить бдительности человека, который стремится очистить свое сердце. Даже ребенок, когда он учится ходить, может научить терпению человека, который стремится овладеть молитвой. 64. «Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи.» (2Петр. 2:22). Не возвращайся назад Не вноси обратно в свой дом сор, который ты уже выбросил, Не ищи встречи с человеком, который причинил тебе много вреда. Не входи снова в большие долги, если ты уже вернул их, Не возвращайся назад к тому злу, от которого ты уже освободил свое сердце. 65. «Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим.» (Евр. 4:1). К чему вся эта суета? Работаешь от зари до зари, рвешь жилы, приходишь в коммуналку, падаешь на кровать. Не то что ужин приготовить, сил нет голову поднять. Вздыхаешь со стоном: ни семьи, ни своего жилья. К чему вся эта суета? Где найти покой? Деньги текут рекой, на работе повышение за повышением, особо и трудиться не надо. Все важные дела решаются сами собой. Но жена смотрит невесело, дети сторонятся, как волчата, верных друзей не осталось, впереди – пустота. До утра не можешь заснуть. К чему вся эта суета? Где найти покой?

http://isihazm.ru/1/?id=133

XXI:34 – 36), Господь открыл им то, что полезно знать для того, чтобы сохранить благоразумную осторожность и не увлечься общим потоком беспечной чувственности. Якоже бо бысть во дни Новвы: тако будет и пришествие Сына человеческого; якоже бо беху во дни прежде потопа, ядуще и пиюще, женящеся и посягающе, до него же дне вниде Ное в ковчег, и не уведеша, дондеже прииде вода и взят вся: тако будет и пришествие Сына человеческого. Тогда два будета на селе: един поемлется, а другий оставляется; две мелюще в жерновах; едина поемлется и едина оставляется (Матф. XXIV:38 – 41). О такой внезапности приществия Своего на страшный суд Господь предупреждал учеников еще раньше, указывая им на времена не только Ноя, но и Лота (Лук. XVII:26 – 30, 35, 36). В настоящий раз, повторив предсказание, Он присоединил к нему увещание Свонм верным последователям о постоянной и неослабной бдительности в ожидании последнего дня мира: бдите убо, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет, – и чтобы яснее представить слушателям необходимость бдительности в ожидании пришествия Своего и горестные последствия небрежности в важнейшем деле спасения души, Господь напомнил ту притчу о рабах ожидающих пришествия господина, которую произнес прежде (Лук. XII, 39, 40, 42 – 46). – (Извлеч. с опущ. нек. мест из кн. „Евангельская история о Боге Слове, Сыне Божием, Господе нашем И. Христе», прот. П. Матвеевского. С.-Пб. 1890 г. стр. 603 – 7).   2. Библейские тексты о втором пришествии Иисуса Христа    Второе пришествие И. Христа произойдет на облакох: тогда явится знамение Сына человеческого на небе; и тогда восплачутся все пленена земные, и увидят Сына человеческаго, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мат?. XXIV, 30);    во славе Отца: придет Сын человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими; и тогда воздаст каждому по делам его (Матф. XVI:27);    во славе Своей: когда же придет Сын человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним: тогда сядет на престоле славы Своей (Матф. XXV:31);    с силою и славою: и тогда увидят Сына человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою (Лук.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Второе важное наблюдение есть то, что как «жизнь не прекращается ни на мгновение, так и ум не престает ни на минуту от рождения мыслей, а сердце не престает ни на минуту от рождения чувствований» . То есть деятельность ума и сердца непрестанна, они не могут жить без мыслей и чувств. Дело в том, что Бог вложил в естество человека не только потребность активной внешней деятельности, но и потребность деятельности внутренней, мысленного творчества, созерцания. Если мы не будем в нашей духовной жизни реализовывать вторую потребность, направлять ее к Богу, то она выродится в хаотичные мечтания, в греховные фантазирования, неудержимо охватывающие наш внутренний мир, влекущие в сферу греха и порока, что наверняка подтвердит каждый из собственного опыта. В нашем состоянии падения и ум, и сердце сами собой плодят мысли и ощущения, в которых добро смешано со злом; также невидимый враг постоянно всевает в нас свои мысленные плевелы. Отсюда «если не дать ей (душе) богоугодного упражнения, то она будет непрестанно упражняться в тех мыслях и чувствованиях, которые родятся в ней самой; иначе: она будет развивать свое падение, развивать в себе ложь и зло, которыми она заражена» . Вот здесь-то упорядочить происходящее внутри и поможет умное делание. Умное делание есть постоянное внутреннее бодрствование во исполнение слова Христа: «Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24: 42). Оно – постоянная внутренняя готовность к служению Христу в своем сердце: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи» (Лк. 12: 35). Оно – осмотрительность и осторожность в отношении всего подступающего к душе: «Если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой» (Лк. 12: 39). В этой связи упомянем, что наиважнейшей составляющей умного делания святые отцы называли трезвение , то есть постоянную внутреннюю бдительность, бодрствование души в стремлении очиститься от всякого греха на уровне мыслей и чувств, дабы приобщиться благодати Божией. «Господь заповедал нам непрестанную молитвенную бдительность над собою, состояние, называемое в деятельных отеческих писаниях священным трезвением» . «Трезвение противодействует самым началам греха: помыслу и чувствованию греховным. Трезвение совершает заповеди в самых началах человека: в помыслах и чувствованиях» .

http://pravoslavie.ru/32415.html

Господи, молиться Тебе, Богу и Спасителю нашему, непрестанно – это, по словам старца, в подвижничестве – самая труднейшая добродетель, ибо при любом желании молиться враги стараются отвлечь нас от молитвы. Они знают, что молитва к Тебе, Богу нашему, противодействует им в их кознях, направленных к нашей погибели. Господи, прости нас, что в совершении этой труднейшей добродетели мы упражняемся мало, забываем и оставляем молитву, так что она лишается статуса «непрестанной». Господи, молитва от нас требует бдительности до последней минуты жизни. И если усиленный труд в любом подвиге приносит нам успокоение, то в молитвенном подвиге никогда нельзя поставить точку. Как любовь никогда не перестает быть, так и молитва живет в нашем сердце трезвением. Господи, прости нас, мы забываем об этом и даем себе пагубное разрешение делать перерывы в молитвенном подвиге. Прости нас, что те, по временам приходящие от молитвы небесные и святые утешения, мы переживаем без трезвенной бдительности и думаем, что можем теперь дать себе отдых. Господи, прости и за то, что не обличаем свою душу словами: «Увы мне! Как я предстану на Суд Христов, и чем буду оправдываться перед Ним?» Господи, помоги эти слова приводить себе на память и надеяться, что Ты нас спасешь. Чадо! Ты хочешь, чтобы Бог услышал молитву твою, ты доброго дела желаешь. И это действительно произойдет, когда ты встанешь пред Ним и прострешь к Нему руки свои, и прежде всего, даже прежде молитвы о душе своей, от всего сердца своего помолишься о врагах своих. За это доброе дело Бог услышит тебя, если предмет молитвы Ему угоден. Господи, чýдные дела Ты открываешь нам для того, чтобы Ты услышал нашу молитву к Тебе: нам надо встать пред Тобою, воздеть руки к Тебе и в первую очередь помолиться о врагах своих. И второе – соотнести предмет молитвы с Твоими велениями. Господи, прости, что эти условия молитвы мы выполняем невдумчиво и вообще забываем о них. Чадо! Твоим сокровищем должна стать произвольная нищета, а драгоценным украшением – послушание. Имеющий послушание будет услышан Богом и с дерзновением предстанет перед Распятым, ибо воплотившийся Господь был послушным даже до смерти ( Флп. 2, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Жених замедлил и пришел в полночь, неожиданно, когда все девы задремали и уснули. Пробудившись, они хотели выйти навстречу, но у неразумных не хватило масла в светильниках и вышли только мудрые. Пока же неразумные ходили покупать масло, жених уже пришел, и только мудрые девы вошли с ним на брак. Неразумные, придя слишком поздно, нашли двери запертыми. Они стали стучать и говорить: «Господи, Господи, отвори нам». Он же сказал им в ответ: «Истинно говорю вам, не знаю вас». Здесь «брак» – это Царствие Божие, «Жених» – Христос, вечный Судья, «девы» – души человеческие; «светильники и масло» – исполнение христианского долга, в особенности дела милосердия; «ожидание жениха» – это земная человеческая жизнь, цель которой встреча со Христом. «Итак, бодрствуйте, – подтвердил Господь, – потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий». Ту же заповедь о необходимости постоянной бдительности, труда и добрых дел Господь выразил в притчах о «Талантах» и о благоразумном и неблагоразумном рабах. «Кто же верный и благоразумный раб – сказал Христос, – которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу вовремя? Блажен тот раб, которого господин его, пришед, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: «не скоро придет господин мой», и начнет бить товарищей своих, и есть и пить с пьяницами», то придет господин неожиданно и подвергнет злого раба одной участи с лицемерами. «Там будет плач и скрежет зубов». «Потому и вы будьте готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» ( Мф. 24:44–51 ). 30. Учение Иисуса Христа о втором Его пришествии и о Страшном Суде ( Мф. 25:31–46 ) Господь сказал притчу о десяти девах, чтобы предупредить людей, что жизнь должна проходить в постоянном труде и духовной бдительности. Настанет момент, когда каждый человек должен будет дать ответ Вечному Судие. Это будет второе пришествие Христа и Страшный Суд. Тайну Страшного Суда Иисус Христос открыл в следующей притче:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И когда видят верующие люди вокруг себя в мире гонение на всякую святыню и правду, они бывают способны утомиться этим злом, принуждающим их отойти от их упования, от их веры... И печаль тогда одолевает сердца людей, и они, как апостолы в Гефсиманском саду, засыпают " от печали " (Лк. 22, 45), переставая быть в мире бдительными, внимательными к духу своей веры. Вот о чем предупреждал апостол Павел ученика и сотрудника своего Тимофея. А апостол Петр так говорит верующим: " Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Противостойте ему твердою верою... " (1 Пет. 5, 8-9). ...Для христиан, живущих в Соединенных Штатах, главная бдительность духовная, может быть, состоит в том, чтобы не увлекаться накоплением зарабатываемых денег и всех тех материальных благ, которые так легко тут на деньги приобретаются, но - сохранять внимание души на ценностях духовных и вечных... Нужна бдительность веры... " Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте " (Мк. 13, 35-37). И свет во тьме светит Материалисты верят, что материя предвечно существует; как некое божество, всё из себя рождает, производит, создает, - даже те духовные законы, которыми сама управляет... Такая удивительная и чудесная материя представляется материалистам действительностью, а всё остальное лишь паром материи: и высокая мысль и жертвенное человеческое чувство, и правда и справедливость в мире, и красота, и любовь - весь внутренний мир души человеческой, все это есть для материалиста лишь " игра материи " ... Трудно понять, как при таком умалении человеческого свободного духа и личности материалисты всё же считают справедливым - и даже необходимым - ставить себе памятники, провозглашать о своих великих делах, трудах и подвигах... Ведь эти подвиги, по их же материалистической теории, есть лишь " выделение " или испарение материи... За что же тут славить человека?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1926...

( Лк.12:35–38 ) «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи», сказал Христос людям, ожидающим Царствия Божия. И тут же добавил: «И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те». У знаменитого русского художника-мистика, Рериха (музей его картин находится в Нью-Йорке), есть удивительная по силе настроения картина – «Вечное ожидание». На ней изображены голые скалы, неподвижное море, в полусвете неясные горизонты и среди этой неуютной грозной природы сидит человек, неподвижно склонившийся на огромный мрачный камень, в позе непреклонной воли и убежденности, что «кто-то придет» и «что-то» великое должно непременно совершиться в мире... Когда? Может быть придется ждать тысячи лет, вечно? Но в этом-то ожидании и есть настоящая жизнь человека, слившегося с природой и ставшего неподвижным, как окружающие его скалы. Сила ожидания выражена художником чрезвычайно ярко и убедительно, но... это ожидание пассивное, холодное, совершенно не то, что свойственно ожиданию конца у христиан. Христианское ожидание – активное, деятельное. Христиане ждут не «чего-то» и «кого-то», а определенно ждут – «Хозяина», «Жениха», «Домовладыку», Который придет и воздаст каждому по делам его. Это ожидание суда. Здесь бдительность и верность Господину своему, возвращающемуся с брака, вознаграждается блаженством новой жизни со Христом. Одним словом – «ожидание» должно быть служением воле Божией, исполнением Его заповедей, непрестанным бодрствованием. ПРИТЧА О ВОРЕ, КОТОРЫЙ МОЖЕТ ПОДКОПАТЬ ДОМ ( Мф.24:43–44 ; Лк.12:39–40 ) Чтобы показать людям какова должна быть бдительность души в ожидании прихода Сына Человеческого, Господь сказал краткую притчу о хозяине дома и воре. " Вы знаете, – сказал Он, – что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой... Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, придет Сын Человеческий».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

От переводчика: Святитель Никита Ремесианский Святитель Никита Ремесианский (350–420) – апостол балканских и задунайских земель. Дошедшие до нас немногочисленные труды его – «О различных наименованиях Христа», «О бдениях», «О благе псалмопения» и другие – написаны на латинском языке и адресованы его пастве – как жителям города Ремесианы (ныне г. Белая Паланка), так и всех тех мест, где проповедовал святитель Никита. Они носят практический и жизненный характер и остаются актуальными для наших дней. В представляемой ныне проповеди святитель Никита раскрывает пользу и значение бдения. Действительно, в чем смысл бдения? Мы с нашей краткой всенощной, длящейся в среднем два часа с небольшим, во многом утратили само понятие о длительной ночной молитве. Но, заглянув в Толковый Типикон М. Скабаллановича, мы с удивлением узнаем, что вообще-то наше всенощное бдение должно длиться около 8 часов, если его исправно служить по Типикону. А если мы обратимся к опыту Древней Церкви, то увидим, что агрипния (всенощное бдение) действительно продолжалась всю ночь – от заката (вспомним слова гимна «Свете тихий»: «пришедше на запад (т.е. закат) солнца») и вплоть до восхода (неслучаен возглас утрени: «Слава Тебе, показавшему нам свет»). А затем совершалась Божественная литургия. И возникает вопрос: а не из ночной ли молитвы проистекает ясность догматического сознания Древней Церкви, духовная высота жизни ее членов и удивительная просветленность древних молитвенных текстов? Моление о Чаше Бдение учит многому. Во-первых, бдительности и собранности. Неслучайно Спаситель призывал апостолов: «Бдите и молитеся, да не внидете в напасть» (Мф. 26: 41). Ночное бдение служит мобилизации духовных сил христианина и является образом той постоянной бдительности, которую он должен проявлять в своей жизни относительно пороков, страстей и лукавых помыслов. Во-вторых, оно учит трезвению. Как и сейчас, в древности, особенно в южных странах, ночь для многих была временем разгула и пьянства. В противоположность этому святой апостол Павел учит в Послании к Фессалоникийцам: «Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним» (Фес. 5: 7–10). Обычная уже сцена на улицах наших городов: одурелые молодые люди, возвращающиеся после дискотеки и (или) пьянки, и бодрые старушки, спешащие на раннюю обедню. И некоторых молодых людей это заставляло задуматься и измениться.

http://pravoslavie.ru/107670.html

12; ср.: Лк 6. 23). Ап. Иаков пишет о «различных» И., в к-рые впадают верующие, не ограничивая эти испытания только страданиями. Испытания укрепляют веру, учат терпению, к-рое ведет душу к совершенству (Иак 1. 2-4). В Послании к Евреям цитируются слова псалма «не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне» (Пс 94. 8) и говорится о том, что все посылаемые испытания нужно переносить без ропота (Евр 3. 7-19); в И. нужно уповать на Бога, по примеру Авраама, который, принося в жертву сына, верил, что Бог «силен и из мертвых воскресить» (Евр 11. 19). Если Сам основоположник веры, Христос, вместо радости терпел страдания и был во всем искушен (Евр 4. 15), то Он «может и искушаемым помочь» (Евр 2. 18). Христиане, следуя по стопам Господа, принимают участие в Его страданиях и как следствие - в святости Его (Евр 12. 10). В Евр 12. 5-11 речь идет о воспитательном значении И. Эту же роль И. отмечает ап. Петр, приводя классический образ очищения огнем золота (1 Петр 1. 7). В Первом послании Петра И. христиан рассматривается как часть Божественного промысла о Церкви и приобретает эсхатологический смысл: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь... Ибо время начаться суду с дома Божия» (1 Петр 4. 12-17). Орудием этого вселенского испытания является диавол, который «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр 5. 8). Христиане должны противостоять И. диавола с помощью «всеоружия Божия», т. е. веры, молитвы, праведной жизни (Еф 6. 11-17), и в особенности трезвения и бдительности (1 Фес 5. 6; 2 Тим 4. 5; 1 Петр 1. 13; 4. 7), потому что никто не знает «ни дня, ни часа», в к-рый придет Судия (Мф 25. 13), но очевидно, что конец близок (1 Петр 4. 7). Чем ближе Второе пришествие Христа, тем активнее силы зла. Сохранение верности Богу в последнем испытании, к-рое постигнет землю в конце времен,- центральная тема Откровения Иоанна Богослова: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас...

http://pravenc.ru/text/674970.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010