К вечеру путники прибыли в город Шарлеруа на Самбре, где граф де Кревкер решил оставить Изабеллу, которая после всех пережитых ею волнений и испытаний и после почти пятидесяти миль безостановочного пути была не в состоянии ехать дальше, не рискуя повредить своему здоровью. Граф передал ее, совершенно разбитую и духом, и телом, на попечение настоятельницы женского цистерцианского монастыря в Шарлеруа, почтенной дамы, родственницы обеих семей – Кревкеров и де Круа, на благоразумие и доброту которой он мог вполне положиться. Сам Кревкер остановился в городе лишь для того, чтобы дать указания о соблюдении строжайшей бдительности начальнику небольшого бургундского гарнизона, занимавшего город, и приказать, чтобы на все время пребывания в монастыре графини Изабеллы де Круа туда была поставлена почетная стража: официально – для обеспечения ее безопасности, но в действительности, вероятно, чтобы предупредить всякую попытку к бегству. Граф заявил, что причиной его распоряжения о строгой охране были дошедшие до него слухи о каких-то беспорядках в Льежском округе. Но он решил сам отвезти герцогу Карлу страшную весть о мятеже и убийстве епископа во всех ее ужасающих подробностях. Поэтому, раздобыв свежих лошадей для себя и своей свиты, он немедленно выехал дальше, решив сделать безостановочный переезд до Перонны. Квентину Дорварду он объявил, что берет его с собой, причем насмешливо извинился, что лишает его приятного общества. – Надеюсь, впрочем, – добавил граф, – что вы, как истинный рыцарь и кавалер, во всяком случае предпочтете прогулку при луне такому прозаическому времяпрепровождению, как сон, который может доставить удовольствие только простому смертному. Квентин, уже и без того огорченный разлукой с Изабеллой, готов был ответить на эту насмешку негодующим вызовом; но, зная, что граф только посмеется над его гневом и ответит презрением на вызов, решил дождаться более удобного времени и воспользоваться первым случаем, чтобы потребовать удовлетворения у этого гордого рыцаря, которого он ненавидел теперь почти так же, как Дикого Арденнского Вепря, хотя и по совершенно иным причинам. Итак, за неимением другого выхода, он должен был сопровождать Кревкера, и небольшой отряд с величайшей поспешностью выехал из Шарлеруа по дороге в Перонну.

http://azbyka.ru/fiction/kventin-dorvard...

Преп. Иоанн Лествичник понимает, что выражается слишком радикально и потому объясняет свое утверждение двумя психологическими основаниями. Прежде всего, «кто отворяет вход первым [благословным], тот, без сомнения, впадает и в последние [непозволительные]» 1916 . Кроме того, внутреннее спокойствие – это состояние души, не страдающей от каких бы то ни было разделений. «Малый волос беспокоит око, и малое попечение губит безмолвие» 1917 . Но следует пойти еще дальше. Для Иоанна Лествичника исихия (безмолвие) – это не только «отвержение всех попечений, даже и тех, которые, по-видимому, основательны», но и «отложение всех помышлений [απθεσισ νοημτων]» 1918 , – выражение Евагрия, описывающее вершину созерцательной молитвы 1919 . Следовательно, здесь речь идет о мистической беззаботности, которая оправдана особым призванием Божиим, а не какими-то квиетистскими желаниями. Непсис – антирресис Чтобы обрести и сохранить исихию сердца, благоразумие требует, чтобы мы «с самого начала разбивали о камень младенцев вавилонских» 1920 , т. е. нечистые помыслы, λογισμο 1921 . Потому многие авторы говорят о «хранении сердца», «хранении духа», о внимании (προσοχ) 1922 . Чтобы хранить себя, необходимо быть трезвым и бдяшим, «трезвящимся» (ср.: 1Петр. 5:8 ) 1923 , «внимательным». Уже у псевдо-Макария исихия, непсис (трезвение), внимание и молитва тесно связаны друг с другом 1924 . Но особенно подчеркивают важность бдения представители Синайской школы. Кажется, что для автора Сотниц, известного под именем Исихия Синайского, вся аскеза сводится к νψις (трезвению, духовной бдительности. – Прим. пер), понятию, которое он определяет как «духовный метод, который милостью Божией и посредством постоянной и определенной практики полностью избавляет человека от страстных помыслов и слов, как и от злых деяний» 1925 . «Стража у врат сердца» 1926 – это прежде всего метод для незамедлительного отражения приходящих извне помыслов, именуемый антирресисом, прекословием 1927 . Иисус, искушаемый дьяволом , отвечает на его предложения словами Писания ( Мф. 4:3–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

Если бы, отметим еще, в торжественном входе Иисуса Христа в Иерусалим заключалось что-либо противное существовавшему тогда гражданскому порядку, что-либо неблагоприятное для правительства, то возможно ли, чтобы римская стража, всегда строгая, а особенно усугублявшая свою бдительность во время праздников, не обратила никакого внимания на этот вход?   Но внимание не было обращено. – Возможно ли, чтобы это событие осталось совершенно неизвестным для игемона иудейского, человека подозрительного и весьма строгого, который для укрепления римской власти, не задумываясь, пускал в ход огонь и железо при малейшем подозрении? Но Пилат, как из всего видно, ничего не знал или не придал значения этому событию. Не очевидно ли после этого, что, по мнению самой римской стражи и начальства, – свидетельство, сильнее которого нельзя и желать, – вход Иисуса Христа в Иерусалим не только не заключал в себе ничего противного римской власти и выгодам кесаря, но и не нарушал обыкновенного порядка вещей. Обратимся наконец к самим врагам Иисусовым: кто сильнее их мог клеветать на Него? И кто был более готов любыми средствами погубить Его? Однако же, при всей злобе своей, они не осмелились поставить Ему в вину вход Его в Иерусалим ни в синедрионе, ни перед Пилатом: так что дело это было чисто, невинно, свято. Комментарии Всего комментариев: 4 2014/04/14, 19:08:53 Господь шел праведным путем верующего ради нашего спасения . Спаси нас Господи детей твоих не разумных . валериан 2014/04/13, 22:33:16 Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во имя Господне. Андрей 2014/04/13, 11:56:50 Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас! Рабы Божии Алла, Ирина, Алексий, (Москва) 2012/04/08, 22:35:33 К великому сожалению мы, как и те ветхозаветные иудеи, ищем Царство Божие на земле, что являетя обманом и заблуждением. Гоподи, просвети нас Светом Святого Евангелия Твоего, помилуй нас грешных, наставь нас на путь истины. Александр Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=594

Все естественные служения имеют попечение о временном благополучии человека. Пастырство же конечной своей целью имеет привести человека к вечной блаженной жизни. Сообразно этой великой цели пастырям и сообщается в таинстве священства особая благодатная сила Святаго Духа. Только Дух Святый является санкционирующей силой на благодатное пастырское служение. «Вся подает Дух Святый: точит пророчествия, священники совершает, некнижные мудрости научи, рыбари богословцы показа 16 , – воспевает святая Церковь на праздник св. Пятидесятницы. Пастыри являются носителями чрезвычайных благодатных даров и полномочий. Святой Дионисий Ареопагит в своей книге «О небесной иерархии» пишет о священстве как особом учреждении: «Итак, кто говорит о иерархии, тот указывает на некоторое священное учреждение – образ Божественной красоты. Каждый чин иерархии по мере своих сил принимает участие в делах Божественных, совершая благодатию и силою, дарованною от Бога 17 . Высота пастырского служения выделяет пастырей из среды всех людей. Господь называет их «светом мира и солью земли» ( Мф. 5, 13–14 ). А святитель Амвросий Медиоланский , посвятивший свою жизнь пастырскому служению и стяжавший славу великого архипастыря Христовой Церкви, обращаясь к пастырям, пишет: «Вам вверено ведение высочайших таин Божественных, что требует от вас свыше откровенной премудрости: вашему попечению вверена стража и бдительность надзора за нравственностью и спасением народа, что есть дело величайшей правды. Вам вверено хранение завета, требующее от вас мужества мучеников; вам вменяется в непременную обязанность хранить трезвенность ума и блюсти чистоту сердца, то есть, воздержание от всех страстей: всему же этому основание – Христос, а живая вера в Него – высочайшая премудрость 18 . г) Догматическая основа «Шедше научите вся народы, крестяще их во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» ( Мф. 28, 19–20 ). Но самым очевидным и непоколебимым основанием христианского пастырства является Господь наш Иисус Христос . Пастырство в христианской Церкви должно быть рассматриваемо как учреждение Верховного Пастыреначальника и Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Кажется, некоторые могли вытерпливать это мучение восемь дней, прежде чем оно убивало их. Фулунога пробыл в таком положении три дня, когда сторожа его пришли спросить, не имеет ли он что-нибудь сказать. Осужденный отвечал, что ничего не желает, кроме того, чтобы Император и вся страна обратились ко Христу. Он умер на четвёртый день. Отцы Виейра и Мастрильи. Мучение водой С 1633 по 1640 год в Европу почти не приходило известий из Японии. В это время здесь было только пять иезуитов – европейцев, в числе них Себастиан Виейра, родом Португалец. Он был также изгнан в 1614 году и отправлен в Индию по приказу Императора. Он побывал в Риме чтобы известить Святейшего Отца и Генерала Иезуитов о печальном состоянии, в какое приведена была процветавшая японская церковь . Урбан VIII принял его —355— с радостью и не мог удержаться от слёз при рассказе о страданиях христиан, но убеждал его бороться за веру до конца, обещая, если он сподобится пролить кровь за Христа, торжественно причислить его к лику мучеников. Доблестный воин Церкви с радостью принял это пророчество, как предсказание ожидавшей его участи. В 1632 году он вернулся в Японию переодетый китайским матросом. Сойдя с корабля, он облобызал землю и воскликнул: – „Haec requies mea in saeculum saeculi: hic habitabo, quouniam elegi eam. Haec est domus Dei et porta Coeli. Здесь место моего упокоения во веки веков. Вот моё жилище, ибо я его избрал; дом Божий и врата небесные“! Едва он успел рассказать отцам Иезуитам, что он делал в Риме, как разнёсся слух, о прибытии из Европы, римского священника. Унемендо, правитель Нагасаки, и Нагата, правитель Аримы трепетали как бы Император не узнал, что хитростью, или через послабление миссионер высадился в их порте. Чтобы предупредить это несчастье, Унемондо велел выгравировать на меди и нарисовать на полотне черты монаха, как их описали его агенты, обещая пятьсот экю тому, кто его откроет, или приведёт пленным. Отец Виейра был назначен в это время Провинциалом Японии и, следовательно, властью Святейшего Престола, Епископом. Посещая верных, вручённых его попечению Церковью и Обществом Иисуса, он путешествовал ночью посреди тысячи опасностей, изменяя одежду, останавливаясь то в лесу, то в жалких заброшенных хижинах. Никто не осмеливался принять его, по причине грозивших за это мучений. Стража разыскивала его повсюду. Ему невозможно было укрыться от их преследования и бдительности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

дарами и стеклянного пузырька со св. миром: «1) В сем похищении необыкновенное обстоятельство то, что Евангелие, на котором есть более или менее значительное серебренное украшение, не похищено; а похищен стеклянный сосуд со святым миром, не представляющий ценности для похитителя. Сие показывает, что похитители водились не одними корыстными, но и другими побуждениями. Трудно представить какое-либо побуждение к похищение святого мира, кроме одного, – чтобы доставить миро раскольникам, которые не имеют истинного святого мира и имеют в нем нужду. Но сему особенному обстоятельству долгом поставляю отнестись к г. Московскому военному генерал-губернатору, дабы благоволено было обратить осо- —34— бенное внимание на открытие виновных в сем святотатстве. 2) Как в донесениях благочинного и приходского священника не показано, объявлено ли о сем похищении местной полиции, и не объяснено, была ли при церкви стража: то заметив им сие, подтвердить, чтобы объявлено было полиции, и чтобы донесено было, почему сторожа церковные допустили похищение. 3) Донести Святейшему Синоду». 54 . Резолюция от 20 сентября 1855 г. на выписке из консисторского настольного докладного реестра с представлением донесения благочинного Китайского сорока, протоиерея Покровского собора Александра Воскресенского, по делу о приписанной к кафедральному собору Успенской, у гостиного двора церкви земли, отданной в арендное содержание без дозволения начальства: «1) Неожиданно оправдание, которое представляет благочинный, будто донести о незаконном поступке дело сакеллария. Благочинный должен надзирать и за сакелларием, и есть ли сей прикрывает незаконность, обязан донести и на незаконном прикрытии незаконности сакелларием. Требуется более верности и бдительности от благочинного, и притом одного из первых. Благочинный вспомнит, что я словесно напоминал ему его обязанность прежде моего предписания. 2) Сакелларию, который две недели не отвечает на указ, подтвердить: если еще промедлить неделю, запретить ему священнослужение, доколи не исполните указа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«И видех, и се, рука простерта ко мне, и в ней свиток книжный: и разви его предо мною, и в том писана быша... рыдание и жалость и горе» ( Иез.2:9–10 ). Глава 3 «И рече ко мне... снеждь свиток сей» ( Иез.3:1 ). Так Бог оказал благоволение Свое пророку; простер к нему десницу Свою, и в свитке заключил пророчество, и этим утешил и подкрепил пророка, чтобы, став причастником таин Божиих, приобщился он и уничижению Господа пророков, и как Господь терпел поругание, когда народ Его нарушал заповеди Его, так и пророк уподоблялся бы Господу. «И снедох его, и бысть во устех моих яко мед сладок» ( Иез.3:3 ). Свиток в устах пророка соделался сладким, как мед, и исполнилось на Иезекииле написанное: «сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом» ( Пс.118:103 ). «Яко не к людем глубокоречивым и косноязычным посылаемь еси... ниже к людем... ихже не разумел бы еси словес». Смотри, как бы говорит Бог , Я послал тебя только к сынам народа твоего, язык которого ты знаешь. А если бы, как Иону, послал Я тебя к одному из языческих народов, «то и тии послушали быша тебе» ( Иез.3:5–6 ). «И се... укрепляю ...чело твое». " Чело твое, – говорит Бог пророку, – сделал... Я в такой мере ...крепче их чела, в какой алмаз... (адамант) крепче кремня» ( Иез.3:8–9 ). «И внидох в пленники», в селение пленников на холме Хив при реке Ховар ( Иез.3:15 ). Здесь, может быть, плененные Иудеи слышали от пророка, что будет с их городом, с их храмом, и со священными сосудами. «Сыне человечь, стража дах тя дому Израилеву, да слышиши слово от уст Моих и предостережешь их» ( Иез.3:17 ). Вот, поставил Я тебя предостерегать и обличать народ, чтобы и праведнику и грешнику возвещал ты, что поведено тебе, и усугубились бы в праведнике бдительность, а в грешнике готовность к покаянию. «И изыди на поле, и тамо возглаголется к тебе» ( Иез.3:22 ). Господь сделал пророка знамением для народа. И в этот день повелено пророку выйти на поле, услышать там, что будет сказано Богом, и снова узреть то же видение, которое видел при реке Ховар.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Но вы по-настоящему начнете открывать, показывать человека, если назовете его по имени, охарактеризуете его живую душу, создадите духовно верный его образ... То же и в отношении всех событий мира. Надо вникать в их " душу " , надо уразумевать их смысл, всегда имеющий отношение к вечности, к плану Божественного замысла заботы Божией о мире и человеке. Это понял праведный Иов. И оттого его книга стала неисчерпаемым источником мудрости и вдохновения для человечества. Творец учит нас и радостью жизни и ее трудностью: трудностью жизни смягчает нашу эгоистическую волю и светлым утешением вдохновляет нас на борьбу за правду, справедливость, за мир и высшую жизнь. Бдительность веры В то время, как русский народ призывается к атеистической бдительности, мы, православные пастыри Русской Церкви, зовем к бдительности Христовой веры: " Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое " (2 Тим. 4,3-5). Бдительности учит Бог, но ей учит и лукавый враг. Учат бдительности ученики Христовы, и ее же проповедуют духи тьмы. Евангелие возвещает святую бдительность веры. А неверующие учат классовой, расовой и партийной бдительности... Бдительность христианская - это понимание путей спасения и освобождения человеческой души в Боге, привлечение всех людей ко Христу, Спасителю мира... Светлая бдительность - есть любовь христианская. Любовью Господь создал Церковь, но не " партию апостолов " , не " партию христиан " . Мать бдит над ребенком, храня его. Дух Божий бдит над душой человеческой, спасая ее. Христианин бдит над волей Божией в себе и в других. Это есть явление любви и истины. " Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение " (Мф. 26,41), -говорит Спаситель в Гефсиманском саду Своим ученикам, утомленным и засыпающим. Да, мы знаем, и верующие в Бога люди, стремящиеся к свету, способны утомиться злом этого мира, трудностями, гонениями, унижениями, всем этим временным торжеством неправды над правдой, которую мы часто видим в мире.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1926...

Церковь не «наша»! Она – Божия. Не нам принадлежит истина веры, но мы сами можем, если будем покаянны, принадлежать ей. Ангелу Сардийский Церкви сказано: «Знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. ...Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя» ( Откр. 3:1, 5 ). Это тоже не о язычниках речь или иудеях – это обращение к православным. Православные не могут огорчаться на меня за то, что я говорю более об их покаянии, чем о покаянии людей нецерковных. Они знают, что на всякий грех «внешних» людей, на всякое беззаконие мира верующий имеет святую власть и сыновнее право обнажить самое острое оружие правды: покаянное стояние перед Богом. Бдительность веры В то время как русский народ призывается к атеистической бдительности, мы, православные пастыри Русской Церкви, зовем к бдительности Христовой веры. «Ибо будет время, – говорит апостол Павел, – когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое» ( 2Тим. 4:3–5 ). Бдительности учит Бог; но ей учит и лукавый враг. Учат бдительности ученики Христовы, и ее же проповедуют духи тьмы. Евангелие возвещает святую бдительность веры. А неверующие учат классовой, расовой и партийной бдительности, сопровождая ею всякую насильственную организацию человеческого общества в мире. Бдительность христианская – это понимание путей спасения и освобождения человеческой души в Боге, привлечение всех людей ко Христу Иисусу, Спасителю мира… Светлая бдительность есть любовь христианская. Любовью Господь создал Церковь , но не «партию апостолов», не «партию христиан». Мать бдит над ребенком, храня его. Дух Божий бдит над душой человеческой, спасая ее. Христианин бдит над волей Божией в себе и в других. Это есть явление любви и истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

А так как все творение есть отображение божественных свойств и содержит в себе изобилие сил и явлений, то духовное питание заимствуется нами и из окружающего нас мира: людей и физической природы. Второго рода средства освящения, чисто нравственные, есть: самоиспытание, бдительность, сомообуздание и самоупражнение. Самоиспытание есть рассмотрение христианином при свете божественного закона внутренней жизни и внешнего своего поведения, с целью познания слабостей и недостатков и с намерением их устранить. Ап. Павел призывает нас к самоиспытанию, когда говорит: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей... Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы ( 1Кор. 11:28–31 ). Самоиспытание не должно быть случайным; необходимо испытывать себя ежедневно. Лучшее время для того есть вечер. Самоиспытанию содействует уединение. Евангелисты говорят, что Сам Господь Спаситель часто уединялся. Но чтобы не впасть в обольщение при самоиспытании, необходимо прислушиваться и к суждению о нас других людей, как друзей, так и врагов. Бдительность, соединенная с трезвостью, есть постоянная внимательность христианина к своему нравственному состоянию и к окружающим обстоятельствам его жизни, в особенности к угрожающим искушениям и соблазнам, с целью не ослабевая управлять собой, предотвращать соблазны и пользоваться случаями совершать добро. К бдительности призывает нас Сам Господь Спаситель, говоря: бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.... не знаете, когда господин дома придет ( Матф. 26:41 ). И ап. Петр тоже призывает к бдительности, сам испытав опасность ее недостатка: трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить ( 1Пет. 5:8 ). Противоположность бдительности и трезвости представляют нравственное нерадение и беспечность, уподобляемые сну ап. Павлом: Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться ( 1Фес. 5:6 ), встань, спящий и воскресни из мертвых ( Еф. 5:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010