55. Откуда мы знаем, что Бог в трёх Лицах: Отец, Сын и Святой Дух? Что есть три Божеские Лица – Отец, Сын и Святой Дух – мы знаем из Божественного откровения, изложенного в Священном Писании. В Ветхом Завете уже говорится о св. Троице, только не так ясно, как в Новом Завете, где прямо поименованы все три Лица Пресвятой Троицы. 56. Что говорится в Ветхом Завете о трех Божеских Лицах? О трех Божеских Лицах в Ветхом Завете говорится: 1. в книге Бытия (1, 26) – что Бог , желая сотворить человека, сказал в множественном числе: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему»; 2. пророк Исаия отмечает песню ангелов: «Свят, свят, свят Господь Саваоф» (6, 3). 57. Какие имеются главные свидетельства Нового Завета о трех Божеских Лицах? Главные свидетельства Нового Завета о трёх Божеских Лицах следующие: 1. при крещении Господа Иисуса Христа Бог Отец свидетельствовал о Сыне Своем словами: «Ты Сын Мой возлюбленный», а Дух Святой появился в виде голубя, что и является доказательством троичности Божией ( Марк 1, 11 ; Лука 3, 21 и 22); 2. в евангелии св. Матфея приведены слова Иисуса Христа, сказанные апостолам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (28, 19); 3. в первом послании св. Иоанна сказано: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (5, 7). Пояснение : Второе Лицо Божества, Бог Сын, в Свящ. Писании часто именуется Словом: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоанн 1, 1). Или же: «И Слово стало плотию и обитало с нами... и мы видели славу Его, славу как единороднаго от Отца» (Иоанн 1, 14). 58. Каким общим именем поименованы три Лица Божества? Три Лица Божества поименованы общим именем «Пресвятая Троица» или «Триипостасный Бог». 59. Нужна ли нам вера р три Лица Божества? Вера в три Лица Божества нам крайне необходима, иначе Пресвятая Троица не открылась бы миру; а Бог открывает только то, что для спасения необходимо, а не то, что является лишним. 60. Кто учит веровать в Бога» но не в Пресвятую Троицу?

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

562. Как читается девятая заповедь Божия? Девятая заповедь Божия гласит: «Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна». 563. Что запрещается девятой заповедью? Девятой заповедью запрещается наносить ущерб чести ближнего и вообще лгать. 564. Чем мы наносим ущерб чести ближнего? Ущерб чести ближнего наносится: 1. лжесвидетельством, 2. клеветой, 3. злословием, 4. по дозреванием, 5. руганью и насмешками. 565. Кто лжесвидетельствует? Лжесвидетельствует тот, кто перед должностными лицами сознательно говорит неправду о ближнем. 566. Кто клевещет? Клевещет тот, кто о ближнем утверждает или распространяет неправду или преувеличивает его ошибки или недостатки. 567. Кто порочит? Порочит тот, кто излишне рассказывает о действительных ошибках ближнего или его недостатках. 568. Кто лжет? Лжет тот: 1. кто сознательно говорит неправду, 2. кто говорит иначе, чем думает, 3. кто старается казаться лучше, чем есть в действительности, т. е. кто лицемерит. 569. Что нам предписывает девятая заповедь? Девятая заповедь предписывает нам держать свой язык на узде и охранять честь и доброе имя ближнего своего. 570. Что должен сделать тот, кто повредил чести ближнего своего? Кто повредил чести ближнего своего, тот обязан: 1. кривду отстранить, 2. попросить прощения у потерпевшего и 3. материальные убытки, возникшие от этого, возместить. Пояснения: I. Христос сказал: «Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить! И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревно в твоем глазе не чувствуешь?» ( Матф. 7, 1–3 ). II. «Почему, отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» ( Ефес. 4, 25 ). III. «Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай, язык свой от зла и уста свои от лукавых речей» ( I Nempa 3, 10 ). IV. «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает (т. е. не удерживает) своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иоанн I, 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

562. Как читается девятая заповедь Божия? Девятая заповедь Божия гласит: «Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна». 563. Что запрещается девятой заповедью? Девятой заповедью запрещается наносить ущерб чести ближнего и вообще лгать. 564. Чем мы наносим ущерб чести ближнего? Ущерб чести ближнего наносится: 1) лжесвидетельством; 2) клеветой; 3) злословием; 4) подозреванием; 5) руганью и насмешками. 565. Кто лжесвидетельствует? Лжесвидетельствует тот, кто перед должностными лицами сознательно говорит неправду о ближнем. 566. Кто клевещет? Клевещет тот, кто о ближнем утверждает или распространяет неправду или преувеличивает его ошибки или недостатки. 567. Кто порочит? Порочит тот, кто излишне рассказывает о действительных ошибках ближнего или его недостатках. 568. Кто лжет? Лжет тот: 1) кто сознательно говорит неправду; 2) кто говорит иначе, чем думает; 3) кто старается казаться лучше, чем есть в действительности, т. е. кто лицемерит. 569. Что нам предписывает девятая заповедь? Девятая заповедь предписывает нам держать свой язык на узде и охранять честь и доброе имя ближнего своего. 570. Что должен сделать тот, кто повредил чести ближнего своего? Кто повредил чести ближнего своего, тот обязан: 1) кривду отстранить; 2) попросить прощения у потерпевшего; 3) материальные убытки, возникшие от этого, возместить. Пояснения: I. Христос сказал: «Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» ( Мф.7:1–3 ). II. «Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» ( Еф.4:25 ). III. «Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей» ( 1Пет.3:10 ). IV. «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает (т. е. не удерживает) своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» ( Иак.1:26 ). V. Честь имеет большую цену, чем имущество.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

595. Кто такие – милостивые? «Милостивые» это те, которые сочувствуют страждущим и помогают им как могут. 596. Кто такие – чистые сердцем? «Чистые сердцем» это те, которые оберегают свое сердце от греховных мыслей и желаний и избегают бесстыдных слов и поступков. 597. Кто такие – миротворцы? «Миротворцы» это те, которые сами стараются жить с каждым человеком в покое и мире и других взаимно примиряют. 598. Кто такие – изгнанные за правду? «Изгнанные за правду» это те, кто любят справедливость и готовы ради нее переносить и страдания. 599. Что подчеркнул Господь Иисус Христос в девятой заповеди блаженства? В девятой заповеди блаженства Господь Иисус Христос подчеркнул основную мысль, что мы должны быть Ему преданы. 600. Почему истинные христиане преданы Богу? Истинные христиане преданы Богу потому, что Господь Своих верных не оставит, что Он поможет преодолеть грехи, а сверх того в вечной жизни обратит их страдания в радость. Пояснения: I. Кто по смыслу заповедей блаженства нищ духом, тот убежден, что без Бога он ничего доброго совершить не может. Нищими духом могут быть и люди, обладающие большими материальными средствами, если они только сознают, что материальное богатство преходяще, и если его употребляют согласно воле Божией на добрые дела, а не на чванливое самовозвышение. Также и люди весьма образованные могут быть нищими духом в смысле заповедей блаженства, если они не возгордятся, а наоборот, поймут, что и самая большая образованность по сравнению с всеведением и мудростью Божьими является ничем. II. Христос сказал: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» ( Мф.16:26 ). III. Многие люди из-за любви к Богу и стремления к совершенству пожертвовали все свое имущество на благотворительные, религиозные или патриотические цели и жили в добровольной бедности. Этим они исполнили слова Господа Иисуса Христа: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» ( Мф.19:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

692. Почему Святые Дары именуются источником бессмертия? Святые Дары именуются источником бессмертия потому, что являются для нас залогом воскресения и вечной жизни в небесной блаженности, так как Господь Иисус Христос сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:54 ). 693. Как часто приступали к Святому Причащению первые христиане? Первые христиане приступали к Св. Причащению во время каждой Литургии, и было бы желательно, чтобы и мы, с чистой совестью, без принуждения, по доброй воле, часто принимали Святые Дары. Пояснения: I. Господь наш Иисус Христос хочет, чтобы в Таинстве Св. Евхаристии мы с Ним соединялись столь же тесно и органически, как соединены ветви со стволом. Христос сказал: «Я есмь Лоза, а вы ветви: кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» ( Ин.15:5–6 ). Это внутреннее соединение осуществляется лучше всего принятием внутрь себя. Поэтому Христос решил дать нам в пищу Свое Тело и Свою Кровь, чтобы мы Ими жили подобно тому, как мы живем пищей и как ветви живут от ствола. Кто достойно принимает Святые Таины, соединяется так тесно со Христом, что может сказать вместе с апостолом Павлом: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ). II. Действие достойного принятия Св. Таин на человека ярко выражено в молитве, помещенной в Литургии св. Василия Великого перед «Отче наш». Там говорится: «Научи нас совершать освящение в страхе Твоем, дабы с чистым свидетельством совести своей, принимая часть Святых Таин Твоих, мы соединились со Святым Телом и Кровью Христа Твоего, и достойно Их принимая, имели Христа, живущего в сердцах своих, и стали храмом Духа Твоего Святого» (Сб., с. 197). III. О необходимости принимать Святые Дары с чистой совестью апостол Павел пишет: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» ( 1Кор.11:27–29 ). Недостойное принятие Св. Таин относится к тем грехам, которые называются святотатственными.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

6 Даруй ми зрети – даруй мне видеть (ибо это дар Божий – видеть свои грехи).   Молитва перед вкушением пищи Отче наш... (см. пояснения на стр. 10). Или: Очи всех на Тя, Го€споди, упова€ют, и Ты дае€ши им пи€щу во благовре€мении, отверза€еши Ты ще€друю ру€ку Твою€ и исполня€еши вся€кое живо€тно благоволе€ния 1 . 1 Молитва взята из Пс. 144, 15–16 (с добавлением слов «Господи» и «щедрую»): Очи всех уповают на Тебя (Господи) , и Ты даешь им пищу их в свое время; открываешь (щедрую) руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению. Здесь по благоволению – по (Твоей) любви и милости, по благому расположению (к нам).   Молитва после вкушения пищи Благодари€м Тя, Христе€ Бо€же наш, я€ко насы€тил еси€ нас земны€х Твои€х благ; не лиши€ нас и Небе€снаго Твоего€ Ца€рствия, но я€ко посреде€ ученико€в Твои€х прише€л еси€, Спа€се, мир дая€й им 1 , прии€ди к нам и спаси€ нас. 1 Но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им – ср. Ин. 20, 19: В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!   Молитва идущего в церковь Возвесели€хся о ре€кших мне: в дом Госпо€день по€йдем 1 . Аз же мно€жеством ми€лости Твоея€, Го€споди, вни€ду в дом Твой, поклоню€ся ко хра€му свято€му Твоему€ в стра€се Твое€м 2 . Го€споди, наста€ви мя пра€вдою Твое€ю, враг мои€х ра€ди испра€ви пред Тобо€ю путь мой 3 ; да без преткнове€ния просла€влю Еди€но Божество€, Отца€ и Сы€на и Свята€го Ду€ха, ны€не и при€сно и во ве€ки веко€в. Ами€нь. 1 Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем – это 1-й стих Пс. 121. Этот псалом – третий из 15-ти псалмов (Пс. 119–133), называемых степенными и озаглавленых песнь степеней, т. е. ступеней (в рус. переводе – песнь восхождения). Эти псалмы исполнялись евреями, возвращающимися из вавилонского плена в Палестину, а также паломниками, идущими на праздник Пасхи в Иерусалим. Также, возможно, их пели священнослужители на ступенях Иерусалимского храма.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

6) «Кто учит, говорит ап. Павел, иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения» ( 1Тим. 6:3–4 ). 6) Во времена св. Апостолов учили иному и не следовали здравым словам Господа нашего Иисуса Христа еретики, особенно гностики, гордившиеся своими знаниями и любившие всякие словопрения ( Деян. 17:21 ); а в наше время им подражают сектанты, ибо слово Божие ясно велит нам сохранять св. Предание: «стойте и держите Предания» ( 2Фес. 2:15 ), – «хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите Предания» ( 1Кор. 11:1–2 ), «завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по Преданию, которое приняли от нас» ( 2Фес. 3:6 ), – так учит св. апостол о св. Предании, а сектанты учат, что св. Предания не нужно, следовательно, именно они учат иному и не следуют здравым словам св. Писания, которое и будет судить их в день оный. 7) Господь запрещает прибавлять к св. Писанию какое бы то ни было учение, следовательно, и всякие предания: а) «Не прибавляйте к тому, что Я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа Бога вашего, которые Я вам сегодня заповедую» ( Втор. 4:2 ) 7) а) Приводимое сектантами место из 22–й главы Второзакония запрещает не св. Предание, а языческое учение и в частности – поклонение Ваал–Фегору, что видно из пояснений следующего, 3–го, и дальнейших стихов этой же главы: «глаза ваши видели, что сделал Господь Бог наш с Ваал–Фегором: всякого человека, последовавшего Ваал–Фегору, истребил Господь, Бог твой, из среды тебя, а вы, прилепившиеся к Господу Богу вашему, живы все доныне» (ст. 3–4). К постановлениям и законам, о которых говорится во всей книге Второзакония святые пророки и ветхозаветные праведники прибавили очень многое, но не были за это наказаны Богом. Так, напр., пророки Гад, Нафан и Давид ввели при богослужении в доме Господнем игру на цитрах и кимвалах ( 2Пар. 29:25 ); Соломон поставил в выстроенном им храме много такого, чего не было в скинии Моисея, напр., изображения пальм, гранатовых яблок, львов и волов ( 3Цар. 7:29,36 и 42), и Господь освятил этот храм (гл. 9:1–3). Гораздо позже Моисея установлены некоторые посты и праздники (Есфирь 9:22,24–28; Неем. 10:34 ; Зах. 8:19 ; 1Мак. 4:59  см. Иоан. 10:22  и др.), о которых нет и помину в Моисеевом Законе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

6. Что такое логическая и моральная проблемы исламского детерминизма? 7. Что такое богословская и метафизическая проблемы исламского детерминизма? 8. Каким образом мы можем выразить свое христианское учение о Святой Троице посредством схем и пояснений к ним? 9. Что такое ваххабизм и в чем его вероучительные особенности? 10. На какие несколько групп условно можно разделить ваххабизм? Литература: 1. Хризостом Селахварзи. Мы будем утешены: исход от ислама к Православию. – М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2005. 2. Уайтбрехт Стантон Г. У. Учение Корана. Пер. с англ. Нью-Йорк, 1969. 3. Тор Андре. Мухаммад: Человек и его вера/Перев. Теофил Мендель. Нью-Йорк, 1955. 4. Гайслер Норман, Салиб Абдул. Сын свободной. Полумесяц в свете креста. – Казань: Изд. Заман., 2002. 5. Игнац Гольдциер. Введение в исламское богословие и закон/Пер. Андрее Хамари. 1981. 6. Пфандер С.Г. Весы истины. Пер. и доп. Клэр-Тисдал. Австрия, 1989. 7. Ислам классический. Энциклопедия. – М.: ЭКСМО, СПБ «Мидгард», 2005. 8. Может ли Коран претендовать на то, что он – слово Бога?// Даниил Сысоев . Прогулка протестанта по православному храму (диалоги с иноверцами в защиту Православия). – М., 2003. 9. Климович Л. И. Книга о Коране. М., 1986. 10. Мец Адам. Мусульманский ренессанс. М., 1996. 11. Крачковский И. Ю. Изучение избранных отрывков Корана в подлиннике./Коран., М., 1990. 12. Рацингер Джозеф. Введение в христианство. Брюссель. 1988. 13. Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М., 1998. Особенности миссионерского служения в пенитенциарных учреждениях «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев, для подзаконных был как подзаконный, что бы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти хотя бы некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтоб быть соучастником его».

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

798 Б же вн града церковь в женстем монастыри. Воэдвижение честнаго и животворящаго креста. – Никаких документальных известий о существовании муромского Крестовоздвиженского монастыря не сохранилось. В муромских источниках конца XVI–XVII вв. упоминается деревянная Крестовоздвиженская церковь , которая находилась в черте города на посаде. В краеведческой литературе считается, что в XIII в. на этом месте стоял монастырь, упоминаемый в «Повести». 799 ...юноша уклонися в весь, нарицающуся Ласково. – Деревня Ласково находится в Рязанской области в пяти километрах от села Солотчи и бывшего Солотчинского монастыря. До настоящего времени там сохраняется предание о том, как крестьянка этой деревни вышла замуж за муромского князя, однако оно, сохраняя те же имена и географические названия, которые упоминаются в «Повести о Петре и Февронии», имеет свое сюжетное построение, не зависящее от муромской легенды. 800 ...пред нею же скача заец... и видх заец пред тобою скача... – В славянском песенном и обрядовом фольклоре заяц является одним из атрибутов свадебной и любовной тематики. В фольклорном источнике «Повести» героиня, видимо, как и на свои иносказания, должна была дать пояснение о скачущем зайце. Автор «Повести» включил упоминание о зайце в недоуменную речь посланца от князя, в ответе же Февронии об этом не говорится. 801 ...снем з гряд полнце... – Здесь: «грядка» – две жерди над печью, предназначенные для сушки лучины. 802 Блаженный же князь Петръ... держашеся сих, якоже богогласный Матфй в своем Благовстии вещает. – В Евангелии от Матфея говорится, что Христос в ответ на вопросы фарисеев сказал: «Но я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует» ( Мф. 19:9 ). 803 Бста бо своему граду истинна пастыря, а не яко наимника. – Христос говорит о себе: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец и бежит, и волк расхищает овец и разгоняет их» ( Иоан. 10, 11 –12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7 . Дух Святой научает истинной молитве. Никто, пока не получит Духа Святого, не может молиться такою молитвою, которая истинно приятна Богу, потому что ежели кто, не имея в себе Духа Святого, начинает молиться, то душа его рассеивается в разные стороны, от одной вещи к другой, и он никак не может удержать свои мысли на одном; и притом он не знает должным образом ни самого себя, ни своих нужд, ни того, как просить и чего просить у Бога, – да и не знает, кто такой Бог. Но человек, в котором обитает Дух Святой, знает Бога, и видит, что Он есть Отец его, и знает, как приступить к Нему, и как просить, и чего просить от Него. Мысли его в молитве стройны, чисты и устремлены к одному предмету – Богу, и молитвою своею он может сделать все – даже переставить горы с места на место. Вот краткое сказание о том, что дарует Дух Святой тому, кто имеет Его в себе. И вы видите, что без помощи и содействия Духа Святого невозможно не только войти в Царство Небесное, но даже сделать шагу на пути к нему. И потому необходимо искать и просить Духа Святого и иметь Его в себе и просить Духа Святого, чтобы Он не удалялся от нас. Как можно получить или приобрести Духа Святого, посмотрим далее: Иисус Христос сказал, что «Дух Святой дышит, где хочет, и глас Его слышишь, но не знаешь, откуда приходит и куда уходит». Слова сии значат, что присутствие Святого Духа в сердце или прикосновение Его к сердцу нашему можно слышать, чувствовать и ощущать, но нельзя определить время и случаев, когда может быть Его посещение. Мы также видим, что святые апостолы получали Святого Духа от Иисуса Христа, и получали неоднократно, и во время, Им не предсказанное, которое не они сами определяли или назначали, но во время, в которое угодно было Иисусу Христу. Только торжественное Сошествие Святого Духа было им предсказано и последовало в назначенное время и в назначенном месте. Но и здесь они получили Его не за какие-либо особенные заслуги свои, недаром, чрез веру и надежду. Единодушная молитва , в которой они пребывали после Вознесения Господня до Сошествия Святого Духа, была не столько средством для получения Святого Духа, сколько приготовлением к тому. Следовательно, никто не может сказать определенно, что ты получишь Святого Духа именно тогда-то и таким-то образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010