Разделы портала «Азбука веры» священника Константина Пархоменко Всенощное бдение Я не буду перегружать свой очерк историческими подробностями. История Всенощного бдения разобрана исключительно подробно в труде, например, М. Скабаллановича «Толковый Типикон» , в ряде других книг и статей. Мы сделаем акцент именно на визуальном рассказе, то есть на иллюстрировании хода Всенощного бдения фотографиями. В фотографиях мы представим наиболее значимые моменты Всенощного бдения и дадим небольшие пояснения. И еще. Как известно, праздничное Всенощное бдение отличается особой пышностью, некоторыми особенностями обряда. Но для иллюстрирования мы выбрали самое обычное Всенощное бдение, воскресное, то есть то, что совершается в приходских храмах в субботу вечером. Фотографии, с которыми вы познакомитесь в этом фотоочерке, были сделаны за Всенощным бдением в ноябре-декабре 2008 года (я использовал фотографии, сделанные на четырех Всенощных бдениях). Кого-то могут удивить некоторые предметы, которые оказались захвачены объективом фотоаппарата: лестницы, строительные леса, полиэтиленовая пленка и проч. Дело в том, что собор, в котором проводилась съемка, а это Свято-Троицкий Измайловский собор, восстанавливается. Здесь идут достаточно серьезные работы, и всем – и священнослужителям, и прихожанам – приходится с этим мириться. С одной стороны, это создает некоторые неудобства, с другой стороны, на наших глазах происходит чудо воссоздания поруганной и оскверненной в годы советского лихолетья святыни. Фотографии, представленные в этом фотоальбоме, уже сегодня становятся историей, потому что внутренний облик собора меняется каждый день. Через 5–10 лет в восстановленном благолепном соборе трудно будет поверить, что когда-то мы молились в такой «рабочей» обстановке. Всенощное бдение начинается вечером. По самому словоопределению этой службы видно, что она должна совершаться всю ночь. Так и происходит в некоторых монастырях (в России, на Святой горе Афон, в других местах). Но для удобства верующих людей, не имеющих ни возможности, ни сил всю ночь бдеть, на приходах употребляется сокращенный, приходской Устав совершения Всенощного бдения.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/bogosl...

Вечером служил Всенощное – один. 31 августа/13 сентября. Литургию сослужил митрополиту Николаю. Вечером в 4 1 / 2 ч. служил молебен Святой Живоначальной Троице и прочитал акафист. После молебна говорил беседу по изъяснению заповедей Блаженства, начав пояснение 1 3 заповеди. Народу было больше, чем на первой беседе. Слава Богу! 4/17 сентября. Праздник иконе Божией Матери «Неопалимой Купине». Служил накануне Всенощное и прочитал акафист пред иконою «Неопалимой Купины». Литургия была совершена с пением молебна пред иконою и водосвятием. Проповедь говорил о чудесной помощи, которую оказывает Пресвятая Богородица, когда мы с верою молимся пред Ее иконами. Народу было не очень много. 7/20 сентября. Воскресение. Всенощное бдение и Литургию совершал один. Проповедь говорил на слова Святого Апостола: Вы есте церкви Бога жива и т. д. ( 2Кор.6:16; 7:1 ). 8/21 сентября. Рождество Пресвятой Богородицы. Всенощное и Литургию совершал один. Проповедь говорил на слова акафиста: «Радуйся, афинейская плетения растерзающая, радуйся, рыбарския мрежи исполняющая». После Обедни служил молебен Богоматери с прибавлением прошений о победе. Вечером прочитал акафист Божией Матери и произнес 3 беседу, окончивши пояснение 1 заповеди Блаженства. Количество слушателей все увеличивается. 11/24 сентября. Накануне праздника Преподобных Сергия и Германа Валаамских Всенощное бдение отправлял дома, а Литургию служил в соборе. Проповедь говорил на слова евангелиста Марка в притче Господа о семени, брошенном в землю (4:26–29), и о безвестных для мира подвигах Преподобного Сергия и Германа, подвигов, за которые Господь прославил Валаамских чудотворцев, а Церковь величает их как истинных Евангелия Христова послушников. После Обедни служил молебен Преподобным и возгласил многолетие Блаженнейшему Сергию, носящему имя чудотворца Валаамского. 13/26 сентября. Накануне Воздвижения Креста Господня Всенощное бдение служил в церкви Ильи Пророка в Черкизове. Говорил поучение на слова Господа. «Аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе» ( Ин.12:32 ). После Славословия обычное для архиерейской службы воздвижение Креста; народу было в церкви много; вся церковь была прекрасно убрана зеленью и живыми цветами.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

30 января/12 февраля. День 3-х Святителей. Всенощное бдение (с литией и пр.) и Литургию служил в кладбищенской церкви. Проповедь в похвалу Вселенских Учителей и молебен им же. Народу было довольно. 1/14 февраля. Неделя о Мытаре и Фарисее. Всенощное бдение и Литургию служил в кладбищенской церкви. За Всенощным бдением говорил проповедь общего характера о подготовительных седмицах к Великому посту. А за Литургией говорил проповедь о том, при каком настроении посещение храмов Божиих приносит человеку оправдание от Господа. 2/15 февраля. Сретение Господне. В виду слабости еще здоровья Блаженнейшего и Всенощное бдение, и Литургию служил в соборе. Проповедь за Литургией говорил о видении Исаии – указывал, как в Ветхом Завете приближение к Богу сопровождалось страхом и трепетом (Моисей, весь народ Еврейский у подошвы горы Синайской, пророк Исаия и пр.) – а здесь праведный Симеон берет Младенца Господа на руки, – и мы чрез Причастие и другие Таинства соединяемся с Богом, становимся причастниками Божеского естества. После Обедни молебен празднику. Народу было очень много. 8/21 февраля. Неделя о Блудном сыне. Служил в своей кладбищенской церкви. За Всенощным говорил беседу на слова: «На реках Вавилонских» и т.д. За Обедней на слова отца: «принесите одежду первую и перстень на руку, и сапоги на нозе» и т.д. Народу – церковь переполнена. 14/27 февраля. Суббота мясопустная. Поминовение усопших. Обедню служил в кладбищенской церкви. Церковь совершенно была переполнена. Проповедь говорил общего характера – о необходимости и пользе поминовения усопших. После Обедни – панихида вселенская обо всех усопших. 15/28 февраля. Неделя о Страшном суде. Всенощное бдение служил в кладбищенской церкви. За Всенощным я продолжал пояснение псалма «на реках Вавилонских». За Обедней проповедь говорил о необходимости и спасительности постоянного представления картины Страшного суда Господня и своей смерти. 22 февраля/7 марта. Неделя сыропустная. Служил в кладбищенской церкви. За Всенощным окончил изъяснение псалма «на реках Вавилонских». За Обедней говорил поучение на слова Апостольского чтения: «нощь прейде, а день приближися» ( Рим.13:12 ). Весь год во тьме; проведем пост, как светлое время, полное добродетелей. Вечером в тот же день служил Вечерню там же и пред прощанием произнес речь, выясняя смысл этого трогательного обряда. В этот же вечер Вечерню служил в соборе и Его Блаженство, почти выздоровевший.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

Типикон определял основные принципы внутренней монастырской жизни. Существовали еще внутренний распорядок жизни и богослужебный Устав Нило-Сорского скита. Само последование церковного пения и служб в скиту совершалось по Уставу Лавры преподобного Саввы Освященного, как сказано в каноннике Нилова скита (РНБ. Кир.-Бел., 489/746, л. 1). Каждое воскресенье полагалось служить «всенощное скитское, молебен и обедню», на «Владычни праздники» (двунадесятые) – всенощное скитское и обедню, также «преподобным многим» – всенощное скитское и обедню. Скитское всенощное бдение продолжалось всю ночь, по обычаю всех скитов и лавр. Накануне всенощной около шести вечера иноки собирались в храме и пели вечерню, после чего ставилась общая трапеза, если день был непостный. Те, кто хотел воздержаться от пищи (кому было по силам) ради всенощной, могли отказаться. После трапезы иноки проводили время в беседах духовных или в «прочитании» Святых Писаний – это было время духовного общения монахов скита. Кому «требовалось вкусити сна», мог немного отдохнуть до «съмрака». В первом или во втором часу ночи начиналось всенощное бдение (ГИМ. Епарх., 349/509, л. 2 об. – 4). Скитская служба отличалась от служб общежительных монастырей не только продолжительностью, но и своим составом. Во время скитской всенощной вычитывалось полпсалтири (в киновиях обычно читали три кафизмы), большее число канонов – четыре. В начале службы, по прочтении первых трех кафизм и канона Богородицы, все садились в молчании и со вниманием слушали «прочитаемое» из Святых Писаний и житий. Читать Писания полагалось не торопясь – «якобы разказуя, не како простою речию», слушающие могли спрашивать пояснения и толкования на непонятные тексты: «чтение седим послушающе со вниманием, аще кто требует просити во упознание прочитаемых святых писаний, да вопрошает», – сказано в правиле всенощного бдения Нилова скита (РНБ. Соф. собр., 1519, л. 20 об. – 21). Сохранился «ветхий соборничек» (РНБ. Соф. собр., 1469) Сорской пустыни, в котором находятся избранные жития и Слова святых отцов, обычно читавшиеся на службах. Здесь – «жития и подвиги» преподобных Димитрия Прилуцкого, Варлаама Хутынского, Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, преподобной Марии Египетской, святителя Николая чудотворца, повесть о иконе Владимирской Божией Матери, Слова Андрея Критского и Иоанна Богослова на праздники Рождества и Успения Богоматери и другие. По содержанию «Соборничка» видно, что в основном в его состав входят тексты из житий северных русских святых. В дни их памяти в Ниловом скиту служилось всенощное скитское бдение. «Соборничек» датируется первой половиной XVI в., и вряд ли после смерти преподобного Нила Сорского за такое короткое время мог измениться порядок служб Нило-Сорской пустыни. Таким образом, предположение, существующее в историографии, что преподобный старец «хулил русских чудотворцев» и противопоставлял себя русской традиции подвижничества, представляется малообоснованным 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви совершил всенощное бдение на площади у Михаило-Архангельского собора г. Архангельска 13 июня 2015 г. 19:28 13 июня 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение на площади у строящегося Михаило-Архангельского кафедрального собора г. Архангельска. Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков ; епископ Котласский и Вельский Василий ; протоиерей Владимир Кузив, духовник Архангельской епархии ; протоиерей Александр Козарик, благочинный г. Архангельска; духовенство епархии. На богослужении присутствовали временно исполняющий обязанности губернатора Архангельской области И.А. Орлов, губернатор Ненецкого автономного округа И.В. Кошин, председатель Архангельского областного совета депутатов В.Ф. Новожилов, мэр г. Архангельска В.Н. Павленко. Богослужебные песнопения исполнил хор Архангельской митрополии под управлением Валентины Ведерниковой. После полиелея Святейший Патриарх Кирилл совершил помазание верующих елеем. Богослужение транслировалось на региональном телевидении. По окончании всенощного бдения митрополит Даниил приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и преподнес Его Святейшеству икону святого праведного Иоанна Кронштадтского. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся на площади с Первосвятительским словом . Верующим были розданы иконки святого равноапостольного князя Владимира с Патриаршим благословением. Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ознакомился с ходом строительства Михаило-Архангельского собора. Пояснения давал главный архитектор области и автор проекта собора Д. Яскорский. В 2005 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II началось строительство нового кафедрального собора Архангельска в честь небесного покровителя города — Архистратига Божия Михаила. До настоящего времени статус главного храма епархии носит небольшая кладбищенская церковь в честь святого пророка Божия Илии.

http://patriarchia.ru/db/text/4117454.ht...

Извиняюсь, чуть поясню — изначальный заголовок вопроса был про заповедь, где говорится “6 дней работай, 1 день Богу”. Хотелось бы получить пояснение именно в контексте этой заповеди — почему правила, на которые вы ссылаетесь, ей не соответствуют? Ведь получается, что нужно ходить в церковь дважды в неделю, а не один раз. П.С. извиняюсь за глупый вопрос, только пытаюсь начинать церковную жизнь… Есть такое понятие как суточный круг богослужения. Церковный день начинается с вечера и заканчивается вечером следующего дня. Соответственно воскресный день в плане богослужения начинается в субботу вечером и заканчивается в воскресенье вечером (в наших реалиях это где то 17 часов). Всенощное бдение — это часть этого суточного круга и подготовительная к литургии служба. Поэтому все происходит в рамках одного дня. В современной Греции в приходских храмах этот вопрос решили путем переноса части вечернего богослужения (утреня) на воскресное утро, вслед за которым сразу идёт литургия. В Русской Церкви сохраняется более древняя традиция. Здравствуйте, Юрий! Нужно учесть, что богослужение – одно целое, которое делится на составные части. В нашей практике таких составных частей две: вечернее богослужение (всенощное бдение) и утреннее богослужение (часы и литургия). Вообще же по церковному Уставу службы охватывают почти полные сутки: вечером совершается вечерня, затем после ужина – повечерие, утром после ночного сна – полунощница, утреня и 1й час, днем (примерно с 9 утра) часы и литургия. В церковной традиции, которая восприняла ветхозаветное измерение времени, день начинается с вечера. В Ветхом Завете суббота (седьмой день) начиналась с вечера пятницы и продолжалась до вечера субботы. Таким образом, заповедь о субботнем покое предполагает, что посвящаемое Богу время начинается с момента захода солнца в пятницу и заканчивается примерно перед заходом солнца в субботу субботы. Кстати, современные иудеи уже в пятницу вечером начинают соблюдать шаббат (например, можете прочитать на иудейском сайте ).

http://azbyka.ru/vopros/objazatelno-li-u...

Учитывая особенности данного издания, некоторые пояснения составителя даны в угловых скобках. Для улучшения восприятия текста современным читателем раскрыты некоторые сокращения. В отдельных томах Собрания писем старца Макария 1862—1863 годов, на которые дается ссылка в тексте, нарушена нумерация писем (в частности, в 4 и 5 томах). В настоящем издании они даются в соответствии с правильной нумерацией. авраам   Аврааму. приносящему сына своего в жертву Богу, уподобляются родители, отпускающие в монашество детей своих   Вы знаете, когда Бог потребовал от патриарха Авраама прннесть в жертву единородного сына, и он нимало не усумнился сие исполнить; за то получил великое воздаяние, и здесь и в будущей жизни, и наречен отцом верующих. Вы, хотя и не единородного, но любимого сына принесли в служение Ему, то не лишитесь воздаяния от Бога (I, 136, 282—283).     ад   Буря и смущение в душе — состояние ада   Бог нам заповедал мир и любовь, а враг влагает вражду, подозрение и смущение… где Божие дело, там мир и спокойствие, а где вражье — прилоги и наущения; и по принятии их что бывает в душе? Какая буря и смущение? Просто ад! (IV, 40, 84—85).     ангелы   В письме вашем… вы описываете свое положение и расположение идти в монастырь… Отец ваш, видя вашу наклонность более к миру, опасается дозволить вам вступить на сие поприще и говорит, что надо быть Ангелом, чтобы жить в монастыре, и видит противное в оных… Мы не можем быть Ангелами, но, при сознании своих немощей, можем иметь смиренное мудрование, считая себя хуже всей твари, и это есть наш долг и подвиг (I, 132, 273—274). БДЕНИЕ   …Понуждая себя на пост, бдение и молитву, думаете, будто бы делаете это сами не знаете для чего; а надобно делать сие из любви к Богу, которой в себе не ощущаете… Когда же мысль сия отходит, занимает место ее другая, и страсти одна другой передают бедное ваше сердце… Исполняемые вами телесные делания нельзя сказать, чтоб вы делали сами не зная для чего; а точно от любви к Богу, но несовершенной, а как зародыш малый в сердце имея, от веры происходящий (I, 7, 30, 31).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Флоренский П. А., свящ. Философия культа/«Богословские труды», Сб. 17. М., 1977. С. 85–248. Новое дополн. изд.: Флоренскии П. А., свящ . Собрание сочинений. Философия культа (Опыт православной антроподицеи)/Сост. игумен Андроник (Трубачев) ; ред. игумен Андроник (Трубачев). М., 2004. – (Филос. наследие). Шмеман А. , протопресв. Евхаристия: Таинство Царства. Париж, 1984 (несколько переизданий). Общедоступные переводы и объяснения литургических текстов Собрание древних литургий восточных и западных. Вып. 1–5/Сост и пер. А. Л. Катанского , И. Мансветова , Е. Ловягина /«Христианское чтение» 1874–1878 и отд. (СПб.) Репринт: М. Вып. 1. 1997; Вып. 2. 1998; Вып. 3. 1998; Вып. 4–5. 1999. Молитвы и песнопения православного молитвослова (для мирян)/Пер. на рус., объясн. и примеч. Нахимов Н. СПб., 1912. Изд. испр. и доп. Киев, 2003. Вениамин (Румовский-Краснопевков), архиеп. Новая Скрижаль, или Объяснение о церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных. М., 1803; 1999 (19-е изд.). Гоголь Н. В. Размышления о Божественной Литургии/Подгот. текста, вступ. ст., коммент. Ю. Барабаша. – М., 1990. Дмитревский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии... С приложением «Книги о храме» Симеона, Митрополита Солунского. Издательский отдел Московского Патриархата, 1993 [репринт с изд. 2-го: СПб., 1897]. Свято-Троице-Серафимо-Дивеев монастырь [репринт с изд.: СПб., 1884 г. Из репринта изъята «Книга о храме» Симеона Солунского ]. Рахманов Ф. И. Изложение Божественной Литургии св. Иоанна Златоуста . М., 1882. Михайловский В., прот. Всенощное воскресное бдение с русским переводом шестопсалмия, стихир, тропарей, богородичное, воскресных ирмосов всех восьми гласов и с необходимыми пояснениями. СПб., 1880. Святоотеческие толкования Литургии Переводы Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Ч. 1–3. СПб., 1855–1857. Герман Константинопольский , св. Последовательное изложение церковных служб и обрядов и таинственное умозрение об их значении/Писания св. отцев и учителей Церкви... Ч. 1. СПб., 1855. С. 375–426 [интерполированный текст по РС]; Он же , Сказание о Церкви и рассмотрение таинств. М., 1995 [реконстр. греч. текст параллельно с рус. пер.].

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но и помимо этого, братие, наружная молитва имеет для нас свое значение и потому, что может способствовать возбуждению в нас духа молитвенного, молитвы внутренней. Так учат нас и св. подвижники. Св. Иоанн Лествичник говорит «тем, которые не приобрели еще истинной сердечной молитвы, помогает утомление в телесной молитве, разумею же воздеяше рук, биение в перси, искреннее возведение очей к небу, глубокие вздыхания, частое преклонение колен» (Сл. 15, 82). Подвижник Афанасий в пояснение слова о молитве того же Иоанна Лествичника говорит «принудительною молитвою можем мы достигнуть и той, которая совершается самоохотно, не парительно, чистым умом и теплым сердцем. Кто усердствует в молитве и, трудя себя, долго стоит на ней, тот по времени получает от Бога благодать чистой молитвы, в которой сосредоточивается весь ум и все сердце; ум не парит, а сердце горит. И Писание говорит, что Бог дает молитву молящемуся ( 1Цар.2:9 ), – т. е. не навыкшему еще настоящей молитве, но усердно трудящемуся в ней, ищущему ее, Бог дает настоящую молитву, в коей молятся с чистым сердцем и умом светлым» (Святоот. наст. 139 стр.) Подобно сему и св. Исаак Сирин учит «всегдашнее бдение вместе с чтением, в вслед за оным частые поклоны, не замедлят рачительным подать благо духовного преуспеяния (сладость сердечную). Телесное делание предшествует душевному, как персть предшествовала душе, вдунутой в Адама. Кто не снискал телесного делания, тот не может иметь и душевного; потому что последнее рождается от первого, как колос из голого пшеничного зерна» (292, 299 стр.) Указывая на такое же значение внешней молитвы, один из подвижников говорит «иные совсем хотят отнять у молитвы все внешнее, оставаясь при одном внутреннем. Это заблуждение древнее. Оно в самом начале было замечено и отвергнуто святыми отцами. Плоду предшествует цвет, цвету лист, листу почка и оживление ветвей. В вещественном необходима постепенность, необходима она и в духовном. Внутренняя молитва есть плод, надо много трудиться, пока он зародится.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

После «своих» владыка делал визиты местным должностным и общественным деятелям, которые сочли своим долгом присутствовать при встрече своего архипастыря в храме. Посещения владыки были непродолжительными. Владыка спешил в местный лазарет Красного Креста, в котором пробыл довольно долго. Всех раненых в лазарете было 23 человека. Многие из них на пути к выздоровлению. С каждым из больных владыка участливо беседовал о родине, о сражениях, в которых находился больной, о характере и значении полученных ран. Объяснения последних давал владыке сопутствующий военный врач. Каждого больного владыка благословил и оставил на память о своей встрече серебряный крест. Администрация лазарета во главе с председательницей г-жой Дунаевой ни на минуту не оставляла преосвященного, давая те или иные пояснения. Видимо, все были довольны сердечностью и благорасположением дорогого почетного редкого гостя. В 3 часа его преосвященство отбыл в Тургояк. Село Тургояк В 5 час. 30 мин. вечера владыка прибыл в Тургояк. Колокольный звон давно созывал православных ко храму для встречи своего архипастыря. И добрые поселяне не остались глухи к призыву церкви. Храм, стоящий на высоком холме села, утопал в море обнаженных мужских и покрытых разноцветными платками женских голов. При входе его преосвященства в ограду храма волостной старшина встретил владыку хлебом-солью. Высказал от лица всех собравшихся чувства глубокой благодарности и искренней радости по поводу приезда его преосвященства в тургоякский приход, который уже 21 год не видел архиерея. «Целое поколение выросло, не имея понятия ни об архиерее, ни об архиерейском служении. Будучи заброшенным в дремучем лесу, тургоякское население привыкло к мысли, что оно забыто совершенно. С приездом его преосвященства мы видим, что Господь помнит нас и, послав вас к нам, желает нашего спасения». Владыка милостиво выслушал бесхитростное приветствие представителя общества, преподал архипастырское благословение, приняв хлеб-соль, проследовал в самый храм, где настоятель храма со святым крестом и святой водой ожидал владыку. Около 6 часов началось всенощное бдение. Пел приглашенный миасский хор. Давно тургоякский храм не видел такого стечения молящихся. Не только в храме, но и вокруг храма стояла чуть ли не больше, чем в храме, толпа молящихся. Просторный в обычное время, храм теперь не мог вместить молящихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010