61. Может быть христианином тот, кто не верует в три Лица Божества? Кто не верует в три Лица Божества, тот не может быть христианином. Пояснения: I. Человеческий разум не постигает многих вещей ни в природе, ни во вселенной, а Бог, сотворивший вселенную и природу, гораздо больше природы; Он бесконечно возвышен над человеческим умом. В своем Послании к Римлянам апостол Павел пишет: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень?» ( Рим.11:33–34 ). II. Троичность Бога мы можем себе до некоторой степени, хотя и не вполне совершенно, представить в виде солнца: круг, видимый глазом, является источником света и тепла; далее в виде воды в трех ее состояниях – жидком, твердом (лед) и газообразном (пар). III. Пресвятую Троицу мы прославляем, когда осеняем себя крестным знамением, одновременно освящая при этом и себя. в) О невидимом и видимом мирах 62. Кто сотворил небо и землю? Небо и землю сотворил, создал Бог, а поэтому мы называем Его Творцом и Создателем. 63. Из чего сотворил Бог небо и землю? Бог сотворил небо и землю из ничего. 64. Как мы называем то, что Бог сотворил? То, что Бог сотворил, мы называем созданием или творением. 65. Как называется коротко небо и земля и все, что на небе и на земле? Небо и земля и все, что на небе и на земле, называется коротко миром, или вселенной. 66. Что мы знаем о мире? О мире мы знаем, что есть мир невидимый, или духовный, нетленный, и мир видимый, или материальный, тленный. 67. Для чего сотворил Бог мир? Бог сотворил мир для того, чтобы все, живущее в нем, Его прославляло и исполняло Его волю. 68. Как заботится Бог о мире? Бог заботится о мире таким образом, что им управляет. 69. Как мы называем попечение Божие о мире? Божие попечение о мире мы называем Божиим Промыслом, или Провидением. Пояснения: I. О сотворении мира говорится в первой фразе Священного Писания: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ). II. Будем уповать на Божие Провидение; по словам апостола Павла, «Бог недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живем и движемся и существуем» ( Деян.17:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

    561. Что должен сделать тот, кто нанес ущерб чужому имуществу?    Кто нанес ущерб чужому имуществу, должен ущерб по возможности возместить.     Пояснения:    Мытарь Закхей, несправедливым путем обогатившийся и при посещении Господа Иисуса Христа осознавший, что несправедливым обогащением он очень согрешил, при своем обращении сказал: «Господи! половину имения моего я отдам нищим и если кого чем обидел, воздам вчетверо». На это Христос сказал: «Ныне пришло спасение дому сему» (Лк.19:8—9). 9. Девятая заповедь Божия     562. Как читается девятая заповедь Божия?    Девятая заповедь Божия гласит: «Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна».     563. Что запрещается девятой заповедью?    Девятой заповедью запрещается наносить ущерб чести ближнего и вообще лгать.     564. Чем мы наносим ущерб чести ближнего?    Ущерб чести ближнего наносится:    1) лжесвидетельством;    2) клеветой;    3) злословием;    4) подозреванием;    5) руганью и насмешками.     565. Кто лжесвидетельствует?    Лжесвидетельствует тот, кто перед должностными лицами сознательно говорит неправду о ближнем.     566. Кто клевещет?    Клевещет тот, кто о ближнем утверждает или распространяет неправду или преувеличивает его ошибки или недостатки.     567. Кто порочит?    Порочит тот, кто излишне рассказывает о действительных ошибках ближнего или его недостатках.     568. Кто лжет?    Лжет тот:    1) кто сознательно говорит неправду;    2) кто говорит иначе, чем думает;    3) кто старается казаться лучше, чем есть в действительности, т. е. кто лицемерит.     569. Что нам предписывает девятая заповедь?    Девятая заповедь предписывает нам держать свой язык на узде и охранять честь и доброе имя ближнего своего.     570. Что должен сделать тот, кто повредил чести ближнего своего?    Кто повредил чести ближнего своего, тот обязан:    1) кривду отстранить;    2) попросить прощения у потерпевшего;    3) материальные убытки, возникшие от этого, возместить.     Пояснения:    I. Христос сказал: «Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф.7:1—3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    Пояснение:    Царство Божие на земле превыше всего, но на том свете оно тем более должно воссиять. Апостол Павел говорит, что «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17). Несправедливость, угнетение, рабство и иные утеснения от диавола — противны Царству Божьему.     819. Как читается третье прошение молитвы Господней?    Третье прошение молитвы Господней читается так: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли».     820. О чем мы просим, когда говорим «да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли»?    Мы просим:    1) чтобы Господь помог нам исполнять Его святую волю на земле так, как исполняют ее на небе Ангелы;    2) чтобы Господь дал нам силу всегда и в напастях исполнять Его святую волю.     821. Как читается четвертое прошение молитвы Господней?    Четвертое прошение читается так: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь».     822. О чем мы просим, говоря: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь»?    Мы просим, чтобы каждый день Господь даровал нам хлеб и все необходимое для тела и души.     823. Какие главные потребности нашего тела?    Главные потребности нашего тела следующие: пища, одежда, жилище.     824. Что является насущным хлебом нашей души? Насущный хлеб нашей души это:    1) слово Божие;    2) Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа;    3) каждая искренняя молитва.     Пояснение:    Спаситель сказал: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4:4), и дальше — «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин.6:55).     825. Как читается пятое прошение молитвы Господней?    Пятое прошение читается так: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».     826. О чем нам напоминает пятое прошение молитвы Господней?    Пятое прошение нас обязывает просить Бога простить нам наши грехи, как мы, в свою очередь, должны прощать всем, кто нас обидел.     827. Необходимо ли прощать обидевших нас, чтобы получить от Бога прощение наших согрешений?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   В своем указании, по которому можно отличить лжепророков, Иисус Христос говорит о том, что лжепророки имеют очень характерный признак. Их слова расходятся с делом. В Ветхом завете сказано о том, что их предсказания не сбываются. “Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей” (Втор.18:22). Поэтому не следует слушать их лицемерные слова, а нужно посмотреть на их поступки. И как бы не были красивы слова лжепророков, их поступки выдадут их грязные намерения и их греховную суть. Лжепророки ложно объявляют себя праведниками. Прикрываясь именем Иисуса Христа, они на самом деле творят беззаконие и грех. “Они в устах своих делают из этого (из слова Божьего) забаву, сердце их увлекается за корыстью их” (Иез.33:31). Возвещающий слово Божие “для них — как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их” (Иез.33:32). Лжепророки прикрываются именем Спасителя, хвалят Его учение, а сами его не выполняют, приучая людей, таким образом, на словах чтить Бога, но на деле попирать Его заповеди. “Кто говорит: “я познал Его”, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины” (1Иоан.2:4). Такие лжепроповедники и лжеучителя на словах могут быть за Бога и утверждать, что только одни они на свете правильно трактуют учение Божье, а на деле при пояснении Божьего слова искажают его. Например, ложно говоря людям: “верьте, и вы спасетесь и вам не зачем делами подтверждать заповеди Божии”. Когда вопреки этому ложному утверждению сказано в Писании: “Вера без дел мертва” (Иак.2:26). Или утверждают, что посты не нужны, когда Иисус Христос соблюдал пост и Своим примером показал необходимость поста. “Иисус ... постившись сорок дней и сорок ночей” (Матф.4:1-2). Такие проповедники также являются лжепророками, потому что на словах хвалят Бога и охотно берутся пояснять Его учение. А на деле сами нарушают заповеди Божьи и при пояснении фальсифицируют Божьи истины.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Сие необходимо. Сам Господь Иисус Христос сказал: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:15).     Пояснение:    О необходимости прощения Спаситель сказал еще так: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5:23—24).     828. Как читается шестое прошение молитвы Господней?    Шестое прошение читается так: «И не введи нас во искушение».     829. О чем мы просим в шестом прошении молитвы Господней?    В шестом прошении мы просим, чтобы Бог предохранил нас от соблазнов и помог нам их преодолеть.     830. Что такое искушение?    Искушение есть греховная мысль или желание, которое нас вводит в грех.     831. Кто нам внушает греховные мысли и желания?    Такие мысли и желания нам внушают:    1) дьявол;    2) дурные, плохие люди;    3) наша собственная наклонность к греху.     Пояснение:    Апостол Петр нам говорит: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире» (1Пет.5:8—9). Апостол Павел говорит: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти» (Гал.5:16—17).     832. Как читается седьмое прошение молитвы Господней?    Седьмое прошение читается так: «Но избави нас от лукаваго».     833. О чем просим мы в седьмом прошении молитвы Господней?    В седьмом прошении мы просим, чтобы Бог предостерег нас от всякого зла, особенно же от грехов.     834. Почему Бог допускает зло на земле?    Бог допускает зло на земле или как следствие грехов, совершенных людьми, или как испытание для нашей веры — насколько она тверда.     835. Как читается славословие в молитве Господней?    Славословие читается так: «Твое есть царство, и сила, и слава во веки. Аминь».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf Пояснение восьмой Заповеди Блаженства Восьмая заповедь блаженства гласит: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» ( Матф.5,10 ). В этой заповеди говорится о людях, которые в своей жизни во всем живут по правде, придерживаясь справедливости. Под правдой в этой заповеди понимается исполнение Закона Божьего. Правдолюбцы, то есть люди, которые выше всего на свете чтят Слово Божие и исполняют Божий Закон во всем, согласны добровольно переносить лишения, бедствия, страдания и даже быть гонимыми, но не отступать от соблюдения правды, (то есть от Закона Божьего) будут блаженны, счастливы и получат Царство Небесное. Иисус Христос предвидел, что многие Его ученики и последователи из-за того, что они стали приверженцами и распространителями Его Учения, будут подвергаться гонениям, испытают много лишений и страданий. Но тем не менее люди не должны пугаться страданий, так как ничто не может повредить человеку если он любит Иисуса Христа и следует Его учению. Иисус Христос будет с таким человеком во всякое время и во всяком месте, и увенчает его за подвижнический подвиг неувядаемым венцом славы. «Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают пославшего Меня» ( Иоан.15:20–21 ). Истинные христиане, живущие по Христу (то есть соблюдающие учение Христово), всегда будут преследоваться темными естественными и сверхъестественными силами, также как преследовался Иисус Христос. Истинные христиане за правду Христову, которую они исповедуют, и за добрые дела, которые они делают во имя Христово, будут подвергаться преследованиям и страданиям. «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» ( 2Тим.3:12 ). Однако христиан не должны пугать муки и страдания. Так как тот человек, который за правду Христову подвергается гонениям и страдает, будет охраняем и утешаем Христом, как три верных отрока в Вавилоне. «Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» ( 2Кор.1:5 ). То есть, видя наши страдания, Христос воздаст нам за них утешением. И тот, кто станет участником страданий Христовых, тот станет участником победы и славы Христовой. «Кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» ( 2Кор.4:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf Пояснение второй Заповеди Блаженства В этой заповеди говорится следующее: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» ( Матф.5:4 ) . Плачущие, о которых говорится в этой заповеди, это те обычные люди, которые искренне раскаиваются и чистосердечно скорбят о своем грехе. Известно, что если человек страдает и плачет из-за гордости, страстей или самолюбия, то такие страдания приносят мучение душе и не дают никакой пользы. Но если человек переносит страдания, как испытание, посланное Богом, то слезы его очищают душу, и после страданий Господь обязательно ниспошлет ему радость и утешение. Но если человек отказывается каяться и страдать во имя Господне и не оплакивает грехов своих, а только готов радоваться и веселиться, то такой человек не получит Божьей поддержки и защиты при жизни, и не войдет в Царствие Божье. О таких людях Господь сказал: «Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лука.6:25). Таким образом под плачущими Христос имел ввиду людей, истинно скорбящих о своих грехах и просящих со слезами прощение у Бога. Таким людям Господь говорит: «Изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их» ( Иер.31:13 ). Человек, ставший «нищим духом», то есть человек, освободившийся от душевных и физических вожделений, не может также не оплакивать греховное состояние падшего человечества. Такого человека ужасает и заставляет возрыдать безбожие греховного мира, плененного собственной гордыней и тщеславием. Такой человек плачет из сострадания над грешным миром заблудших людей, как Господь над Иерусалимом. Такие люди блаженны, то есть счастливы, так как они плачут со Христом из чувств сострадания к грешному миру. Благословенная скорбь о грешниках и слезы сострадания к ним, являются неотъемлемой частью духовного развития человека и его нравственной жизни. Но такая скорбь не окрашена мраком и безысходностью, а пронизана светом надежды и веры в то, что Христос поможет людям избавиться от грехов их, и принесет им утешение. «Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» ( 2Кор.1:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf Пояснение первой Заповеди Блаженства В этой заповеди говорится следующее: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» ( Матф.5:3 ). Эти слова нужно понимать так. Нищие люди – это те, кто ничего не имеет. Обычно нищие не стесняются просить помощи у других и признают то, что свою пищу и одежду получают как дар. Нищие духом в отличии от обычных нищих сознают, что ничего своего они в своей духовности (в душе) не имеют, так как все их духовные богатства (включая таланты и способности) они получили от Господа Бога. Эти люди ничем не хвалятся и не гордятся перед Богом и перед людьми, а проявляют смирение и кротость, доброту и любовь к Богу и ближним. Такие люди просят у Бога духовной пищи и Господь Бог питает их плодами Святого Духа. К таким плодам относятся: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал.5:22 ). То есть нищие духом – это такие люди, которые не «осуетились в умствованиях своих» ( Рим.1:21 ), осознали свою греховность и недостатки и отказавшись от эгоистических побуждений и гордыни, поняли, что без Бога они ничего не значат и не достигнут. Такая блаженная нищета Господом названа духовной. Она представляет собой определенное состояние человеческого ума и сердца, и характеризуется тем, что человек «упорству своего сердца» ( Иер.23:17 ) противопоставляет открытость своей души перед Богом, когда человек свободен от тщеславных мыслей и злых дел. Только такой человек, который способен жить с Богом в сердце, сможет принять Благодать Божью и стать блаженным. Сам Иисус Христос был образцом нищеты духовной. Он не только был нищим в прямом смысле слова, так как не обладал никакой собственностью, кроме одежды, и не имел места «где приклонить голову» ( Матф.8:20 ), но и ничего не творил от Себя, исполняя Волю Отца Своего Небесного. «Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего» ( Иоан.5:19 ). Во времена Христа религиозные руководители народа израильского считали себя людьми, наделенными богатыми духовными дарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf Пояснение пятой Заповеди Блаженства В этой заповеди говорится следующее: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ( Матф.5:7 ). Милостивыми называют тех людей, которые милосердно и сострадательно относятся ко всем остальным людям. Милостивые люди имеют доброе сердце, и они всегда готовы помочь нуждающимся людям по мере возможности. За это милостивые люди сами будут удостоены у Бога великой милости, они будут помилованы. С позиции христианского учения, быть милостивым – это значит, к другим людям относиться лучше, чем они это заслужили. Именно так к людям относится Бог , проявляя Свою великую милость к нечестивым и неблагодарным. Об этом и говорит Апостол Павел: «Будьте друг к другу добры, сострадательны, прощайте друг друга как и Бог во Христе простил вас» ( Еф.4:32 ). Быть милостивым – это значит быть подобным Богу. «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» ( Пс.102:8 ). Господь является источником милосердия. В Ветхом Завете Бог говорил Моисею так: «Господь, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех» ( Исх. 34,6–7 ). Эти же качества милосердия и доброты провозглашает и Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди : «Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лука 6:35–36). Однако проявление милосердия не сводится к оправданию всех видов греха, не сводится к выявлению терпимости к глупости и злу, не сводится к подчинению несправедливости и беззаконию. Быть милосердным – это значит в первую очередь сострадать заблудшим людям и помогать им избавиться от греха, и уметь прощать людям, делающим неправду. И как сказано в Библии: «У Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою» ( Пс.129:3–4 ). Господь не спрашивает у людей, достойны ли они Его любви, а изливает на грешное человечество богатство Своей любви. Поэтому «будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» ( 1Иоан.4:19 ). Будем подражать Господу в милосердном отношении к ближним. Милостивые и милосердные сопричастны Богу и через таких людей проявляется Божественная любовь. Поэтому милосердные стремятся не судить ближнего, а помочь ему и спасти его. Истинно милосердные – это те люди, которые проявляют сострадание, сочувствие к бедным, страдающим и угнетенным людям. В сострадающей душе присутствует мир и покой. А Святой Дух, пребывающий в такой душе, проявляет себя в добрых делах, смягчает ожесточившиеся души и вызывает взаимное примирение и милосердие. Милостивые будут помилованы, то есть пожнут (получат) то, что сеют.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

В следующем шестом стихе той же главы читаем слова Моисея: «Господь Бог наш говорил нам в горе Хориве и сказал: полно вам жить на горе сей»... И это «воспоминание» без всяких пояснений понятно при предыдущем более подробном повествовании о пребывании израильтян у Хорива и удалении оттуда (Исх.19:1—2; 33:6; Числ.10:11—12). Далее в 8 стихе читаем слова Господни к Моисею: «вот Я даю вам землю сию, которую с клятвой обещал дать отцам вашим Аврааму, Исааку и Иакову, им и их потомству.» Объяснение и этого обетования и «клятв» находится также лишь в предыдущих книгах (особ. Быт.12:1—7; 15:18; 17:8 и др.). Такие же нужные «пояснения,» существующие в предыдущих книгах, предполагаются и дальнейшей речью Моисея в первой главе. Опуская частности, укажем, для примера, хотя на 30 стих: «Господь Бог будет сражаться за вас, как Он сделал с вами в Египте пред глазами вашими.» Очевидно, в этом «воспоминании» предполагается известным читателям и слушателям Моисея повествование книги Исход (5—12 глл.) об исходе из Египта. Такими «воспоминаниями» с очевидными «пропусками» необходимых пояснений, заключающихся в предыдущих книгах, наполнен весь исторический отдел Второзакония. Они, например, видны в повествованиях о Ваал-Фегоре (4:3: «глаза ваши видели, что сделал Господь с Ваал-Фегором: всякого человека, последовавшего ему, истребил»... ­ Числ.25 гл.), о Синайском законодательстве (5:2—23 ­­ Исх.19—20 глл.), о манне (8— причем этот своеобразный термин употребляется здесь без пояснения: «питал тебя манною,» - очевидно в виду указания на него в Исх.16:14—31), о золотом тельце (9­­ Исх.32:7—20; причем одними и теми же еврейскими словами обозначается в обоих параллельных местах преступление еврейского народа), о Дафане и Авироне (11­­ Числ.16 гл.), о проказе Мариами (24:9: «помни, что Господь Бог твой сделал Мариами на пути, когда вы шли из Египта.» А ответ на вопрос: что сделал? — заключается лишь в Числ.12:1—15), о нападении амаликитян (25:17—18: «помни, как поступил с тобою Амалик, когда вы шли из Египта»...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010