Статистика Василий Зиновьев, свящ. священник, регент, церковный композитор и педагог. Род. в семье диакона Николая Васильевича Зиновьева. Получил образование в Ростовском Димитриевском ДУ (1884 – 1888) и Ярославской ДС (1888 – 1894). Еще будучи воспитанником 6-го класса ЯДС был посвящен во стихарь в Успенском кафедральном соборе Ярославля. 18.09.1894 г. назначен учителем пения, законоучителем в церковно-приходскую школу при Югской Дорофеевой пустыни Рыбинского у. Ярославской губ. и регентом монастырского хора. Именно работа с детьми в школе, положила начало композиторской деятельности молодого регента. Авторитет о.Василия в Ярославле быстро рос, и 1 января 1906 г. его пригласили преподавать пение в Ярославскую женскую Мариинскую гимназию, где обучались его пять дочерей. А в апреле этого же года – по совместительству учителем Закона Божия и пения в Министерское двуклассное училище при станции «Ярославль» Северной железной дороги. Наиболее плодотворный период в творчестве свящ.В.Зиновьева пришелся на время управления Ярославской епархией архиепископом Тихоном (Белавиным) – 1907 – 1914 г.г. В 1907 г. по благословению Архипастыря, обратившего внимание на неудовлетворительное исполнение гласовых песнопений во всей Ярославской епархии, Зиновьев взял на себя труд гармонизации для хора церковных гласовых песнопений местного распева. Результатом этой работы стала книга «Воскресное всенощное бдение по напеву Ярославского архиерейского хора». В предисловии автор писал: «… Местный Ярославский распев не самобытен; он имеет много сходства с распевами: сокращенным Киевским («Господи воззвах»), с Греческим (тропари) и малым знаменным (ирмосы), являясь их вариантом… В предлагаемом труде за основной напев взят старинный напев архиерейского хора, который, местами поддаваясь влиянию обихода Львова и Бахметьева, вполне сохраняет черты местного колорита…».Вершиной творчества композитора явилось песнопение «С нами Бог!». В этой жемчужине русской церковной музыки отразились главные музыкально-художественные особенности его стиля. К изданной партитуре автором прилагалось пояснение, являющееся великолепным образцом авторской трактовки музыкального текста и помогающее певцам в правильном и осмысленном исполнении произведения. 26 декабря 1912 г. торжественный хор «С нами Бог!» был впервые исполнен архиерейским хором на молебном пении в Архиерейском доме в день Рождества Христова.

http://lib.cerkov.ru/authors/449

Разделы портала «Азбука веры» священника Константина Пархоменко Всенощное бдение Я не буду перегружать свой очерк историческими подробностями. История Всенощного бдения разобрана исключительно подробно в труде, например, М. Скабаллановича «Толковый Типикон» , в ряде других книг и статей. Мы сделаем акцент именно на визуальном рассказе, то есть на иллюстрировании хода Всенощного бдения фотографиями. В фотографиях мы представим наиболее значимые моменты Всенощного бдения и дадим небольшие пояснения. И еще. Как известно, праздничное Всенощное бдение отличается особой пышностью, некоторыми особенностями обряда. Но для иллюстрирования мы выбрали самое обычное Всенощное бдение, воскресное, то есть то, что совершается в приходских храмах в субботу вечером. Фотографии, с которыми вы познакомитесь в этом фотоочерке, были сделаны за Всенощным бдением в ноябре-декабре 2008 года (я использовал фотографии, сделанные на четырех Всенощных бдениях). Кого-то могут удивить некоторые предметы, которые оказались захвачены объективом фотоаппарата: лестницы, строительные леса, полиэтиленовая пленка и проч. Дело в том, что собор, в котором проводилась съемка, а это Свято-Троицкий Измайловский собор, восстанавливается. Здесь идут достаточно серьезные работы, и всем – и священнослужителям, и прихожанам – приходится с этим мириться. С одной стороны, это создает некоторые неудобства, с другой стороны, на наших глазах происходит чудо воссоздания поруганной и оскверненной в годы советского лихолетья святыни. Фотографии, представленные в этом фотоальбоме, уже сегодня становятся историей, потому что внутренний облик собора меняется каждый день. Через 5–10 лет в восстановленном благолепном соборе трудно будет поверить, что когда-то мы молились в такой «рабочей» обстановке. Всенощное бдение начинается вечером. По самому словоопределению этой службы видно, что она должна совершаться всю ночь. Так и происходит в некоторых монастырях (в России, на Святой горе Афон, в других местах). Но для удобства верующих людей, не имеющих ни возможности, ни сил всю ночь бдеть, на приходах употребляется сокращенный, приходской Устав совершения Всенощного бдения.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/bogosl...

Предстоятель Русской Церкви совершил всенощное бдение на площади у Михаило-Архангельского собора г. Архангельска 13 июня 2015 г. 19:28 13 июня 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение на площади у строящегося Михаило-Архангельского кафедрального собора г. Архангельска. Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков ; епископ Котласский и Вельский Василий ; протоиерей Владимир Кузив, духовник Архангельской епархии ; протоиерей Александр Козарик, благочинный г. Архангельска; духовенство епархии. На богослужении присутствовали временно исполняющий обязанности губернатора Архангельской области И.А. Орлов, губернатор Ненецкого автономного округа И.В. Кошин, председатель Архангельского областного совета депутатов В.Ф. Новожилов, мэр г. Архангельска В.Н. Павленко. Богослужебные песнопения исполнил хор Архангельской митрополии под управлением Валентины Ведерниковой. После полиелея Святейший Патриарх Кирилл совершил помазание верующих елеем. Богослужение транслировалось на региональном телевидении. По окончании всенощного бдения митрополит Даниил приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и преподнес Его Святейшеству икону святого праведного Иоанна Кронштадтского. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся на площади с Первосвятительским словом . Верующим были розданы иконки святого равноапостольного князя Владимира с Патриаршим благословением. Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ознакомился с ходом строительства Михаило-Архангельского собора. Пояснения давал главный архитектор области и автор проекта собора Д. Яскорский. В 2005 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II началось строительство нового кафедрального собора Архангельска в честь небесного покровителя города — Архистратига Божия Михаила. До настоящего времени статус главного храма епархии носит небольшая кладбищенская церковь в честь святого пророка Божия Илии.

http://patriarchia.ru/db/text/4117454.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВОСТАНИТЕ» [церковнослав.  ], возглашение параекклисиарха (в мон-рях) или диакона (в приходских храмах) в начале всенощного бдения , сразу после начального каждения (по Типикону (гл. 2) - после каждения алтаря и всего храма; на практике - после каждения алтаря и до каждения остального храма). Возглас произносится со свечой в руках, что является следом раннехрист. практики начинать вечернее богослужение с благословения светильника (см. ст. Вечерня ). Возглас «В.» является неправильным переводом греч. возгласа Κελεσατε (Повелите), к-рый кроме начала всенощного бдения употребляется при хиротониях во пресвитера и во диакона и за литургией Преждеосвященных Даров (в составе чинов хиротоний и литургии возглас Κελεσατε в рус. богослужебных книгах переведен правильно). Возглас «Повелите» заимствован из визант. придворного церемониала и указывает на особую торжественность момента. Перевод Κελεσατε как «В.», а не как «Повелите» характерен для слав. версий Иерусалимского устава начиная с древнейших рукописей XIV в.; нередко в рукописях Κελεσατε оставлено без перевода и передано слав. буквами как «келепсаите» или «келевсаите». Неточность перевода, видимо, связана с обычаем монахов сидеть перед началом службы (за возглашением «В.» в тексте уставов часто следует пояснение, что братия встает). В первых московских печатных изданиях Типикона 1610 и 1641 гг. несоответствие было замечено: «Келевсаните, сирчь Востаните, или искуству Повелите». Несмотря на это замечание, редакторы Типикона 1633 г. и всех послениконовских изданий сохранили вариант «В.». Рубрики: Ключевые слова: БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ в богослужении правосл. Церкви - особый комплекс служб суточного круга, к-рый совершается в определенные дни и должен, согласно уставным указаниям, продолжаться от захода солнца до рассвета ВХОД в правосл. богослужении торжественная процессия священнослужителей, центральным моментом к-рой является вход через св. врата в алтарь АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии

http://pravenc.ru/text/155358.html

После Христ познакомился с другими отцами-подвижниками, приходившими в монастырь, и, воспламеняемый желанием высочайшей жизни безмолвника, оставил многолюбезную Симонопетру, отправившись в скит Святой Анны, а именно – в каливу Усекновения главы Иоанна Предтечи. Там он стал послушником старца Азария, который и постриг его в рясофор с именем Хрисанф. Здесь начались испытания и тяготы монашеской жизни, которые соделали его опытным монахом, очистили и исполнили духовного ведения. Братия каливы состояла из пяти монахов. Старец каливы, отец Азария, был человеком, усвоившим себе молчание и терпение ради Бога. Старец любил ревностного Хрисанфа и подробно разъяснял ему смысл божественного трезвения. Но вскоре он был вынужден направить его совершать подвиг безмолвия в каливу Святой Троицы над скитом, чтобы избежать соблазна, сеемого завистником-диаволом среди людей, совершающих подвиг во спасение. Позже он постриг Хрисанфа и в великую схиму. Хрисанф проявил полное послушание старцу, но сердце его болело от преждевременной разлуки с наставником. Вот замечательное его признание. Когда он обернулся, чтобы последний раз взглянуть на каливу, и увидел через открытую калитку, как послушник изучает монашеские книги, а старец дает ему пояснения, он «заплакал горько». В каливе Святой Троицы Хрисанф жил один. Он очень тосковал. Но «святая Анна, – как говорил он сам, – послала мне соль осолившуюся – старца Онуфрия». Отец Онуфрий начинал как послушник знаменитого скитского духовника – отца Мины Черногорского. После кончины преподобного отца Мины Онуфрий остался один в каливе Преображения, расположенной неподалеку от каливы Святой Троицы. Их связывали крепчайшие духовные узы, которые и способствовали духовному росту Хрисанфа. Старец Онуфрий на всю жизнь стал наставником отца Хрисанфа. Он достиг высот ведения как безупречный послушник своего святого духовника – отца Мины. Обучившись у него совершенству монашеской жизни, он на опыте узнал высоту чистейшего подвига созерцаний и посвятил в искусство трезвения восприимчивого к этому будущего старца Хрисанфа. Со всей строгостью и в полном послушании Хрисанф исполнял все предписания в безмолвии каливы, – показав великий подвиг, трезвение, бдение, – одним словом, внутреннее делание умной молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Извиняюсь, чуть поясню — изначальный заголовок вопроса был про заповедь, где говорится “6 дней работай, 1 день Богу”. Хотелось бы получить пояснение именно в контексте этой заповеди — почему правила, на которые вы ссылаетесь, ей не соответствуют? Ведь получается, что нужно ходить в церковь дважды в неделю, а не один раз. П.С. извиняюсь за глупый вопрос, только пытаюсь начинать церковную жизнь… Есть такое понятие как суточный круг богослужения. Церковный день начинается с вечера и заканчивается вечером следующего дня. Соответственно воскресный день в плане богослужения начинается в субботу вечером и заканчивается в воскресенье вечером (в наших реалиях это где то 17 часов). Всенощное бдение — это часть этого суточного круга и подготовительная к литургии служба. Поэтому все происходит в рамках одного дня. В современной Греции в приходских храмах этот вопрос решили путем переноса части вечернего богослужения (утреня) на воскресное утро, вслед за которым сразу идёт литургия. В Русской Церкви сохраняется более древняя традиция. Здравствуйте, Юрий! Нужно учесть, что богослужение – одно целое, которое делится на составные части. В нашей практике таких составных частей две: вечернее богослужение (всенощное бдение) и утреннее богослужение (часы и литургия). Вообще же по церковному Уставу службы охватывают почти полные сутки: вечером совершается вечерня, затем после ужина – повечерие, утром после ночного сна – полунощница, утреня и 1й час, днем (примерно с 9 утра) часы и литургия. В церковной традиции, которая восприняла ветхозаветное измерение времени, день начинается с вечера. В Ветхом Завете суббота (седьмой день) начиналась с вечера пятницы и продолжалась до вечера субботы. Таким образом, заповедь о субботнем покое предполагает, что посвящаемое Богу время начинается с момента захода солнца в пятницу и заканчивается примерно перед заходом солнца в субботу субботы. Кстати, современные иудеи уже в пятницу вечером начинают соблюдать шаббат (например, можете прочитать на иудейском сайте ).

http://azbyka.ru/vopros/objazatelno-li-u...

Учитывая особенности данного издания, некоторые пояснения составителя даны в угловых скобках. Для улучшения восприятия текста современным читателем раскрыты некоторые сокращения. В отдельных томах Собрания писем старца Макария 1862—1863 годов, на которые дается ссылка в тексте, нарушена нумерация писем (в частности, в 4 и 5 томах). В настоящем издании они даются в соответствии с правильной нумерацией. авраам   Аврааму. приносящему сына своего в жертву Богу, уподобляются родители, отпускающие в монашество детей своих   Вы знаете, когда Бог потребовал от патриарха Авраама прннесть в жертву единородного сына, и он нимало не усумнился сие исполнить; за то получил великое воздаяние, и здесь и в будущей жизни, и наречен отцом верующих. Вы, хотя и не единородного, но любимого сына принесли в служение Ему, то не лишитесь воздаяния от Бога (I, 136, 282—283).     ад   Буря и смущение в душе — состояние ада   Бог нам заповедал мир и любовь, а враг влагает вражду, подозрение и смущение… где Божие дело, там мир и спокойствие, а где вражье — прилоги и наущения; и по принятии их что бывает в душе? Какая буря и смущение? Просто ад! (IV, 40, 84—85).     ангелы   В письме вашем… вы описываете свое положение и расположение идти в монастырь… Отец ваш, видя вашу наклонность более к миру, опасается дозволить вам вступить на сие поприще и говорит, что надо быть Ангелом, чтобы жить в монастыре, и видит противное в оных… Мы не можем быть Ангелами, но, при сознании своих немощей, можем иметь смиренное мудрование, считая себя хуже всей твари, и это есть наш долг и подвиг (I, 132, 273—274). БДЕНИЕ   …Понуждая себя на пост, бдение и молитву, думаете, будто бы делаете это сами не знаете для чего; а надобно делать сие из любви к Богу, которой в себе не ощущаете… Когда же мысль сия отходит, занимает место ее другая, и страсти одна другой передают бедное ваше сердце… Исполняемые вами телесные делания нельзя сказать, чтоб вы делали сами не зная для чего; а точно от любви к Богу, но несовершенной, а как зародыш малый в сердце имея, от веры происходящий (I, 7, 30, 31).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

К каким источникам прибегать для уяснения смысла? Книг с объяснениями и подстрочным переводом трудных мест в богослужении сегодня издается немало. Неоднократно переиздавался сборник «Молитвы и песнопения православного молитвослова с переводом, пояснениями и примечаниями Николая Нахимова». Нахимов — это псевдоним товарища обер-прокурора Святейшего Синода Н.Ч. Заиончковского, который издал эту книгу в 1912 году. В нем все молитвы келейного правила и основные молитвословия церковного богослужения напечатаны с параллельным переводом на русский язык, объяснениями и примечаниями. Серия учебных молитвословов вышла в Издательстве Московской Патриархии, среди них два особенно удачных издания: «Молитвы утренние и на сон грядущим» и «Правило ко Святому Причащению», в которых не только подробно объясняются молитвы и каноны, но и приводятся сведения о разных жанровых формах церковной гимнографии, краткая церковнославянская азбука, словарь. Составитель этих изданий — Е.В. Тростникова. Другая ее книга, «Как научиться понимать молитвы», в которую вошел и материал двух вышеупомянутых изданий, с моей точки зрения, одна из лучших на сегодня среди изданий подобного рода. Неоднократно издавалась и Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. Да, не во всех магазинах и не всегда можно найти эти книги, но, вероятно, можно заказать их по почте или через Интернет. — Следует ли нам изучать церковнославянский «отдельно», по каким-то учебникам, как учим мы английский, к примеру, или достаточно разобраться в текстах молитв и псалмов — минимально необходимое знание будет таким образом приобретено? Может быть, достаточно усвоить основные отличия церковнославянского от русского (в падежах, спряжениях, предлогах), чтобы в дальнейшем все понимать? — Все люди разные: кому-то легче шаг за шагом усваивать материал учебника. Но все-таки церковнославянский язык — это не английский, т.е. не чужой нам, не далекий от нашего язык. Да, он иной, но он и родной нам. С церковнославянским словом сопряжено все самое дорогое для многих поколений наших предков. И нам лучше было бы поступить по их примеру. Раньше обучение грамоте детей и чтецов в храме начинали с Часослова и Псалтири. Это очень разумно. Ведь Часослов содержит неизменяемые молитвословия последований дневного круга: часов, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, изобразительных, да еще и тропари, кондаки, богородичны, прокимны для богослужений всей седмицы. Эти молитвы ежедневно звучат в храме. А Псалтирь — первоисточник большей части молитвословий всех церковных последований, утренних и вечерних молитв, ее образы пронизывают все наше богослужение. Чтобы лучше понять смысл молитвословий Часослова, можно пользоваться как теми книгами, которые я уже назвала, так и изданиями, в которых объясняются отдельные церковные последования, например, книгой «Всенощное бдение и Литургия. Разъяснение церковного богослужения» (рекомендую 3-е издание 2006 года, переработанное и дополненное).

http://pravoslavie.ru/38009.html

Ни о Православии, ни о Церкви я ничего толком не знала, а уж о молитве вообще понятия не имела. Загадка Евангелия Тогда, на Пасху, вернувшись со службы, мы с подругой до утра проговорили. Первый раз в жизни я взяла в руки молитвослов. Открыла — и зачиталась. Просто оторваться не могла: схватила какую-то школьную тетрадку, начала переписывать… Славянские слова молитв и псалмов сразу и навсегда пробили меня насквозь своей красотой. Как когда-то в юности прекрасные чужие стихи, они запоминались сами, потому что лучше и полнее выражали мои чувства, чем если бы я пыталась сделать это сама. Но эмоции, даже самые сильные, недолговечны. А что дальше? Я решила: проживу год, стараясь делать все, что положено, а там разберемся. Сказано читать утренние и вечерние молитвы — буду читать, сказано ходить в церковь по субботам и воскресеньям — буду ходить, сказано раз в месяц исповедоваться и причащаться — буду, сказано поститься — буду… Но как же все это оказалось трудно! Церковнославянского языка я не знала, на службах стояла на одних эмоциях: слова три поймешь — уже хорошо. Это сейчас на любом свечном ящике можно купить толкования, пояснения, поучения, молитвословы на любой вкус. А тридцать лет назад тоненькую брошюрку «Всенощное бдение и Божественная литургия» я выпросила у знакомых почитать только через несколько месяцев после крещения. Но труднее всего было с утренними и вечерними молитвами. Мало того, что при всей красоте текстов больше половины слов непонятны, так еще попробуй встрой их чтение в ежедневную рутину, в которой им ну никак не находится места… А Евангелие? Не то чтобы я была какая-то особенно тупая, но продиралась я к его пониманию, спотыкаясь на каждом шагу. Нет, в целом-то мне, вроде, все было понятно. Но там же сказано: Чтó вы зовете меня: «Господи! Господи!» и не делаете того, чтó Я говорю? (Лк 6:46). Значит, нужно делать. А для этого мало понять, даже с помощью святых отцов и богословов. Нужно как-то пропустить это все через себя, переварить, сделать своим, неотъемлемым. Помните? И я пошел к Ангелу и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед (Откр 10:9).

http://zavet.ru/a/rss_1330259808.html

Самое существенное влияние на формирование вечерни оказал преподобный Савва Освященный (+ 532 г.) основатель «Великой лавры» — известного мужского монастыря в Иудейской пустыне и создатель Иерусалимского устава, используемого по настоящее время в Православных церквях. Именно Иерусалимский устав был положен в основу современного чинопоследования православной вечерни. Читайте также: Всенощное бдение с пояснением Вечерня в Ветхом Завете Ветхозаветное богослужение сводилось в своей основе к совершению жертвоприношений. Как уже говорилось выше, вечернее жертвоприношение предусматривало вдобавок ко всему зажигание светильника, поддержание его горения в течение всей ночи и воскурение фимиама. Запись об этом мы можем найти в книге Исход 30:8: «И когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: это — всегдашнее курение пред Господом в роды ваши» . Упоминание о вечерней молитве встречается и в книге Левит 24:1-4: «И сказал Господь Моисею, говоря: прикажи сынам Израилевым, чтобы они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровения в скинии собрания Аарон и сыны его должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда: это — вечное постановление в роды ваши. На подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда». Сегодня мы не совершаем жертвоприношений в том виде, как это было принято в Ветхом завете. Однако в привычной нам вечерне сохранились элементы ветхозаветной службы: каждение и возжжение светильников. Такое родство с ветхозаветной практикой неудивительно. Апостолы происходили из иудейской среды и несли проповедь о Христе в первую очередь своим соотечественникам. Именно поэтому некоторые аспекты новозаветного богослужения напоминают элементы из практики ветхозаветной молитвы. Вечерня в Новом Завете Есть мнение, что основой вечерни в новозаветную эпоху стала агапа — вечернее собрание христиан для молитвы и вкушения пищи. Об обычае совершать агапу писал христианский апологет Тертуллиан, живший в конце II — нач. III века в Северной Африке. Тертуллиан упоминает о возжжении светильников, каждении, пении гимнов и традиции присоединять к богослужению трапезу.

http://foma.ru/vechernja-chto-jeto.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010