На второй ярус со стороны монастырской территории был устроен «взвоз» для подъёма оружия и боеприпасов: следы примыкания кирпичных конструкций, в виде пят сводов, хорошо просматривались на фасаде башни и сохранившихся фрагментах стен. В процессе исследования нижних частей прясел стен, южной и восточной, вблизи башни обнаружены остатки двух «вылазных» воротец-калиток с гнёздами для установки опускных решёток-герс. Таким образом, нашлось подтверждение справедливости старого наименования башни - Вылазная. Внутри башня разделялась тремя перекрытиями с настилом по круглым балкам. С яруса на ярус вели деревянные лестницы. Такие конструкции башен были традиционны, их и теперь ещё можно видеть в русских монастырях, окружённых мощными крепостными стенами. Следовательно, первоначальный облик Солевой башни был близок аналогичным башням Кирилло-Белозерского и Спасо-Прилуцкого (под Вологдой), Борисоглебского (под Ростовом), Макарьевского (под Нижним Новгородом), Саввино-Сторожевского (под Звенигородом) и других монастырей, близких по времени строительства и не надстроенных впоследствии шатрами. Предположительно, в 1680-х годах, когда строились вновь и перестраивались многие другие сооружения монастыря, Солевая башня, как и все другие, была надстроена каменным шатром, покрытым красной черепицей. С устройством шатра Солевая башня получила те архитектурные формы, в которых существует до сих пор. Исследователи считают, что, «возможно, уже к концу XVII в. боевая башня была превращена в соляной амбар (отсюда ее название)...». Как и по другим башням, точных данных о ветхостях, требующих починки, по Солевой баше нет ни в описи 1731-1733 годов, ни в описи 1741 года. В ноябре 1858 года архитектором С.Н. Шестаковым, в числе других смет, была составлена смета для покрытия черепицей «вылазной восьмигранной башни в Симоновом монастыре» (имеется в виду восьмигранный шатёр и его основание). В марте 1859 года Шестаков изложил необходимые указания по замене черепицы, заметив при этом, что старая черепица «не может быть употреблена в соединении с новою».

http://sobory.ru/article/?object=03108

3) на себе целое небо. Затем Ерм видел, что пришли шесть высоких и почтенных мужей и привели с собою множество других мужей, точно так же как и они, высоких, красивых и сильных. И все эти лица. т. е. 12 дев, шесть мужей и множество других мужей, стали строить башню. Главным основанием, на котором строилась башня, был тот громадный и древний камень, с новой блестящее дверью. На нем, тоже в основание башни, положены были четыре ряда других камней, взятых девами из некоторой глубины; в первом ряду были положены десять (гл. 4.) камней, во втором двадцать пять, в третьем тридцать пять и наконец в четвертом сорок камней. Дальнейшее строение башни производилось из камней, которые были приносимы с двенадцати гор, окружавших то поле, где все это происходило. Одни из этих камней, после осмотра их мужем высочайшего роста, превышавшим саму башню, оказались годными для строения и прямо клались в здание башни, а другие негодными, и откладывались, потом обтесывались, прилаживались, очищались и снова клались в здание башни; некоторые оказались совершенно негодными. Наконец, башня была построена: она была так прекрасна, что казалась сделанной как бы из одного камня, светлого и блестящего. Ангел объяснил это видение следующим образом. Башня это церковь Христова. Камень с дверью, положенный в ее основание, это Сын Божий!. «Каким же образом», спросил его Ерм, «камень древний, а дверь у него Новая»? «Сын Божий», отвечал ему пастырь, «древнее всякой твари, так что присутствовал на совете Отца Своего о создании твари. А дверь новая потому, что в последние дни Он явился на землю и сделался новой дверью для людей, чтобы желающие спастись могли войти через нее в царство Божие. Как в какой-нибудь город с одними воротами можно войти не иначе, как только через эти ворота, так и в царство Божие можно войти только, принявши имя Сына Божия; можно войти только той дверью, которая есть И. Христос, составляющий единственный доступ к Богу; никто иначе не войдет к Нему, как только через Сына Его». «А почему башня строится не просто на земле, а на камне с дверью», спрашивал Ерм; «потому что имя Сына Божия велико и неизмеримо», отвечал ему ангел, «и оно держит весь мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Gusev/...

Другие же видели в этих «пристройках» «чисто крепостные сооружения», даже не допуская их первоначального назначения для обеих целей (21, с. 122, 123-124). Из двух последних башен Илимского острога Никольская сгоре­ла до основания при пожаре в Илимске в 1905 году. С того времени от острога осталась лишь одна Спасская башня. В 1908 году из нее была убрана икона Спаса Нерукотворного, находившаяся в ча­совне с восточной, то есть с внутриострожной, стороны башни. Об этом сообщал в своей статье в «Иркутских епархиальных ведомо­стях» священник Н. Савватеев: «В 1908 году генерал-губернатор Селиванов, проездом чрез город Илимск, посетил башню и заме­тил на иконе непристойные надписи карандашом; вследствие этого велел икону снять с башни, опечатать и поставить на хранение. В настоящее время образ сей хранится в кладовой при здании быв­шей церковно-приходской школы» (18, с. 476). С начала ХХ века судьбой находившихся в крайне запущен­ном состоянии памятников архитектуры в Илимске, в том числе и Спасской башни, озаботились члены иркутских научных об­ществ. До начала ХХ века не только не существовало их охра­ны, но и не ставился вопрос об их описании, фотографировании, элементарных обмерах и зарисовках. Побывавший в Илимске в 1914 году член ВСОИРГО и Иркутской ученой архивной комиссии М.П. Овчинников писал о Спасской башне: «Башня, стоящая по­средине улицы, ничем не огорожена и служит сортиром для обы­вателя В 3-м этаже я заметил экскременты, бревна некото­рые сгнили, во 2 этаже имеется дерев[янная] рама, грубо резан­ная; в ней по объяснению городского старосты, в ведении которо­го находится и башня, была икона Спасителя, принесенная сюда первыми казаками, в этом году передана в церковь для хранения, но и в церкви эта икона небезопасна от порчи. Башню ремонти­ровать еще вполне можно, но дело без указания архитектора не обойдется» (10, с. 349). На заседании Иркутской ученой архивной комиссии 15 марта 1914 года обсуждался вопрос о необходимости безотлагательно­го ремонта четырех древних храмов Илимска и острожной Спас­ской башни. Ремонтировать их предлагалось «очень осторожно», предварительно не только сфотографировав, но и детально за­рисовав сооружения во всех деталях. По поводу Спасской башни приглашенными специалистами (архитектор и инженер) было вы­сказано мнение, что «при современных усовершенствованиях в области строительного искусства» ее не придется разбирать до основания, а будет возможно заменить лишь пришедшие в негод­ность части (15, с. 2).

http://sobory.ru/article/?object=40267

Меншикова башня-вид с Кривоколенного переулка Однако московское предание оказалось сильнее меншиковской дерзости. В 1723 году башня загорелась от удара молнии, деревянный шпиль слетел, колокола попадали, проломив своды; с тех пор богослужения в основном храме прекратились (служили в Введенском приделе). Лишь в середине 1770-х церковь начнут ремонтировать; шпиль восстанавливать не стали (зачем повторять ошибки), башню завершили витиеватым барочным куполом. По преданию, кочующему из путеводителя в путеводитель, в недействующем храме обосновались московские масоны со своим предводителем — Новиковым, вроде бы Московский митрополит Филарет повелел уничтожить масонские символы, начертанные на стенах храма. Проверить это сегодня невозможно. Но вот что точно, храм был закрыт в 1930-х годах, но на совсем короткое время и снова стал действующим в 1947-м. Храм стал подворьем Антиохийского Патриархата. Помните фильм «Я иду, шагаю по Москве»? Герои идут по Чистопрудному бульвару? и тут собачка… За хозяйкой собачки герою Никиты Михалкова приходится заходить в церковь — это и есть Меншикова башня. И мы вернемся на бульвар, шагая по Москве. Дом у воды На бульваре хорошо, тенисто и спокойно. Так, размышляя о Меншикове и Петре, быстро можно дойти до самого пруда, перед ним советский новострой 1982 года — бывший индийский ресторан «Джалтаранг» (поющая вода). На Чистых катались на лодках летом и на коньках зимой. Перед глазами всплывают сцены из «Покровских ворот» (хотя снимали их почему-то на Патриарших прудах). Чистые пруды имеют большую литературную историю, столькими упоминаниями в русской литературе не может блистать ни один бульвар Бульварного кольца. Лесков, Пушкин, Куприн, Писемский, Боборыкин — это лишь краткий перечень отметивших в своих произведениях Чистый пруд. Заканчивается бульвар Покровскими воротами со зданием гостиницы начала XIX века. Но мы не заканчиваем нашу прогулку, остался последний аккорд. В конце бульвара, справа через проезжую часть стоит необычное здание, оно во втором и третьем этажах, как сказочным ковром, покрыто лепниной, имитирующей белокаменную резьбу владимиро-суздальских соборов XII — XIII веков.

http://pravmir.ru/kolco-kotorogo-net/

Нарушения, допущенные в ходе строительства, привели к тому, что уже в сер. 10-х гг. XIX в. собор начал разрушаться, что было зафиксировано особой комиссией во главе с черниговским губ. архит. А. И. Карташевским. В 1818-1821 гг. по его плану были проведены работы по укреплению конструкции собора путем установки внутри него дополнительных пристенных и 16 отдельно стоящих колонн. В 1853 г. в соборе освятили 2 боковых престола: правый - в честь Успения Пресв. Богородицы и левый - во имя свт. Димитрия Ростовского. Ремонт собора проводился в 1858 и 1910 гг. Интерьер собора отличается насыщенностью декоративно-художественного убранства. Центральное место занимает подкупольное пространство, очерченное спаренными колоннами ионического ордера, несущими антаблемент с карнизом с модульонами, на к-рые опираются подпружные арки. Свод купола расписан под кессоны. Храм сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, в 1968 г. реставрирован. В 1983 г. разработан проект реставрации памятника и приспособления его под музей «Слово о полку Игореве» (архит. Е. И. Лопушинская), осуществленный в кон. 80-х гг. XX в. В 90-х гг. XX в.- нач. 2000-х гг. проведен еще один этап реставрационных работ, связанный с возвращением мон-ря Церкви и возобновлением в соборе богослужений. Одной из древнейших построек Н.-С. м. является колокольня, ее первоначальный объем в виде въездной башни входил в систему укреплений мон-ря XVI-XVII вв. В 1605 г. башня была разрушена (первоначальная кладка осталась целой в основании стен 1-го этажа), восстановлена в XVII в. с сохранением первоначальной планировки (были оставлены бойницы в стенах 1-го яруса). Башня завершалась шатром (в 30-х гг. XIX в. заменен шлемовидным куполом), имела подъемный мост через ров (засыпан в 1850) на цепях, кованые блоки которого сохранились в кладке стены; верхний ярус был опоясан боевой галереей на консолях. К 2018 г. с напольной стороны башня представляла собой 3-ярусный граненый объем, увенчанный небольшой главой и шпилем. С внутренней стороны восьмерик башни заключен в 2-этажный прямоугольный в плане объем, вост. фасад к-рого имеет вид 2-ярусной галереи-аркады, на 2-м этаже - гульбище, перекрытое пологой скатной крышей.

http://pravenc.ru/text/2577761.html

3 . По своей литературной форме «Пастырь» отличается апокалипсическим характером, а в лице его автора перед нами выступает первохристианский пророк, носитель пророческой харизмы. Иллюстрацией для литературной формы сочинения может служить третье видение. После продолжительной молитвы и поста ночью Ерму явилась старица и обещала на другой день показать видение в поле. Утром следующего дня Ерм пришел на указанное место и нашел там скамью со льняной подушкой и парусиной, натянутой над нею. Он стал молиться и исповедовать грехи свои. Немного спустя явилась старица в сопровождении шести юношей. Посадивши Ерма на скамью, она приказала юношам строить башню. Башня строилась на водах из блестящих квадратных камней шестью юношами. Им помогали тысячи мужей, которые доставали камни для постройки из воды или из земли. Камни, доставаемые из воды, были гладки и так хорошо приходились друг к другу, что башня казалась построенной как бы из одного камня. Из прочих камней, доставаемых из земли, некоторые употреблялись в дело, другие откладывались в сторону, третьи далеко отбрасывались от башни. Около постройки лежало много камней шероховатых, с трещинами и круглых, непригодных для постройки. Показавши Ерму это видение, старица объяснила ему и его смысл. Башня, говорила она, это я – Церковь . Она строится на водах крещения высшими Ангелами, которым помогают низшие. Камни квадратные и белые – это апостолы, епископы, учители и диаконы, свято проходящие свое служение. Камни, извлекаемые из глубины, – христианские мученики. Камни, доставаемые из земли и идущие в здание, суть новообращенные верные. Камни, оставленные около башни, означают грешников, готовых покаяться. Шероховатые камни – это люди, которые не находятся в общении со святыми. Потрескавшиеся – те, которые питают в сердце своем вражду. Круглые камни нужно обсечь, чтобы они годились для постройки; так и богатые, которых они символизируют, не годны для Господа, если не будут обсечены их богатства. Во второй части сочинения откровения сообщаются Ерму в форме притчей и подобий, которые от простых образов восходят к пространным аллегориям и заканчиваются почти видениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/ko...

Уже впоследствии при расширении монастыря была возведена церковь Богородицы. Интересно, что монастырь территориально был разделен на две части, которые отделялись друг от друга кирпичной стеной. В западной, большей по размерам части жило большинство монахов по киновиальным правилам, в восточной находилась пещера Павла Нового и кельи его учеников-отшельников p. 67–69]. Можно согласиться с мнением С. Попович, что «киновиальное ядро, будучи большим и лучше организованным, имело важную, если не главную роль в монастырской общине. С другой стороны, анахореты были почитаемыми, даже исключительными членами братии» p. 171]. Таким образом, монастырь Богородицы Столпной на горе Латрос, по определению С. Попович, являлся полукиновиальной общиной, в которой практика отшельничества находилась под строгим контролем. Тем не менее, будучи столпником, Павел Новый имел возможность исполнять функции игумена. Он сам определял, кто из монахов будет жить в общине, а кто станет анахоретом p. 67–68]. Здесь следует заметить, что гора Латрос в послеиконоборческий период являлась важным монашеским центром. Там же, среди большого количества пещер отшельников, находится небольшой скит, сейчас известный только как Sobran Kalesi и не имеющий точной датировки. Скит состоял из башни, церкви, здания неизвестного назначения и пещеры. От однонефной церкви сохранилась только восточная часть. Башня дошла до настоящего времени в лучшем состоянии. Вход в нее осуществлялся только через второй этаж. Таким образом, для того чтобы попасть в комнату с коробовым сводом, находящуюся там, была необходима лестница. Возможно, башня служила местом убежища монахов в случае опасности, но, как предполагают Кирби и Меркангез, она могла быть и кельей для одного из монахов скита p. 59–60]. Вероятно, данная башня могла бы помочь в реконструкции столпов, построенных для еще одного знаменитого столпника — Лазаря Галесиота. Согласно сохранившемуся житию, Лазарь являлся игуменом сразу трех монастырей, основанных им на горе Галесий, находившейся рядом с Эфесом.

http://azbyka.ru/monastyrskaja-arhitektu...

V. Досточтимые святыни Из древностей и досточтимых святынь, сохранившихся в Алатырском Свято-Троицком монастыре, достойны благоговейного внимания две святые иконы: Нерукотворенного Спаса и Казанская икона Божией Матери. В отдалённые времена, т. е. до 1613 г., г. Алатырь был обнесен деревянною оградою (забором или частоколом), служившею оплотом против нападения мордвы, поселившейся в соседстве, которая, вместе с татарами, несколько раз разоряла заграждения, но жители города Алатыря постоянно возобновляли эти стены. На южной стороне города, в деревянной стене, были устроены крепостные ворота, над которыми возвышалась деревянная башня, а в башне, для охраны города, по вере жителей, поставлен был образ Нерукотворенного Спаса. В 1754 году, в царствование Императрицы Елизаветы Петровны, вследствие ли набегов татар и мордвы, или от какой другой причины, случился в г. Алатыре пожар, истребивший южную часть города и стену с башнею. Вскоре после пожара город начал обстраиваться, и вблизи того места, где была башня и крепостные ворота, выстроен был питейный дом. Прошло после того несколько лет. Продолжая строиться, местные жители вздумали на месте пожарища башни раскапывать и под пеплом и строительным мусором обрели образ Нерукотворенного Спаса в полной сохранности, целым и невредимым. Пораженные таким необычайным явлением, так как по естественному порядку иконе должно было неминуемо сгореть, как сгорели и обратились в прах и ворота, и башня, – жители признали это чудом и с тех пор стали особенно чтить образ и в крайних случаях жизни, в бедах и несчастиях, болезни и скорбях, прибегали с молитвою к Спасителю пред Его святою иконою, и, по вере, каждому подавалась благодатная помощь от Милосердого Господа. В виду того, что местность, где обретен образ, принадлежит к питейному дому, образ Нерукотворенного Спаса был взят в этот дом, где он и находился до 1843 года, приблизительно около 80 лет. Прибегая с молитвою и верою к Спасителю, жители сознали, наконец, что почитаемой ими иконе не место в питейном доме, где зачастую творятся и дела неподобные, и обратились с просьбою к духовному начальству о разрешении перенести икону Нерукотворенного Спаса в Свято-Троицкий монастырь, на что и было получено от Симбирской духовной консистории разрешение 20 августа 1843 года, с тем, чтобы в питейном доме, в память долговременного пребывания в нем иконы, была поставлена точная копия с неё.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Бывший городской голова Ростова Великого М.И. Маракуев приехал в Москву 24 (ст. стиль — авт.) декабря 1812 г. За эти несколько месяцев мало что изменилось. «В Кремль и тогда еще не пускали, Спасские ворота были перерыты неприятелем в арке, срубом деревянным и землею, в него насыпанною, так и остались; Никольские повреждены были от взрыва арсенала, и удивительное дело: крепкая башня над воротами не могла устоять от силы удара, и сняло ее как по черте по самую икону Св. Николая, у которой между тем самое стекло осталось цело, — истинное чудо, которое угодно было Богу показать во славу великого Своего угодника. Взорванный Арсенал представлял картину совершенного ужаса; на великое около него пространство кирпичи и камни покрывают улицы, особенно Моховую и Неглинную. Между грудами камней торчат огромные бревна концами вверх; все это более чем на полвершка было покрыто седой пылью. Боровицкая башня взорвана до самой подошвы, так что и следа ее не осталось; Кремлевская стена от Москвы-реки также взорвана в двух местах, и от чрезмерной силы взрыва каменная мостовая и набережная дрогнули, часть плит и решетка скинуты в реку. Кремлевский дворец и Грановитая палата стояли обгорелые и представляли болезненную для сердца картину; а Иван Великий стоял как сирота, лишенный подпор своих. В каком виде тогда остались и были кремлевские соборы, я не видал; но рассказывают ужасы ужасов, от которых сердце обливается кровью» . Очевидец событий писал в феврале 1813 г.: «Колокольня Ивана Великого, или, лучше сказать, пристройка к высокой башне, на коей висели самые большие колокола и под коею находилась насупротив Грановитой палаты гауптвахта, вся взорвана на воздух и представляет печальный остаток разрушения. Башня хотя и устояла, но повреждена, почему ее надо сломать. Арсенал до самых Никольских ворот и до половины собственно своих с угловой башней, что к Тверской, и с частью Никольской башни, также подорван, причем вся железная крыша арсенала до самых Троицких ворот сорвана; а пушки, стоявшие вокруг оного, и в том числе самая большая у самых ворот его, по причине тяжести остались на местах. От Никольских ворот и до Арсенальных все завалено взрывом.

http://pravoslavie.ru/100017.html

Никольская церковь (охранный 1757 г. кирпичная тетраконховая, одноглавая. Полусферический купол на высоком барабане увенчан главкой. Поверхность стен разнообразят пилястры, окна обрамляют декоративные наличники. В храме сохранились росписи в барабане, на сводах и на стенах. Местами сквозь них проступает более ранняя живопись XVIII века. Характерная для барокко мягкость и плавность линий проявилась в форме плана, в лепке фигурных наличников, в общих пропорциях. Варваринская церковь (охранный 153/3) 1756 г. В XIX веке к западному фасаду был пристроен четырех колонный портик. Кирпичная, трехчастная, с квадратной частью, полукруглой апсиды, прямоугольным притвором. Над массивным развитым центром высится восьмигранная, в плане двухъярусная, завершенная граненым куполом. Колокольня, повторяющая характерный для народного зодчества принцип — восьмерка на четверке. Первый ярус колокольни глухой, второй с большими арочными проемами. Углы здания подчеркнуты пилястрами». Свято-Успенский храм является уникальным памятником архитектуры. По мнению специалистов, ничего подобного нет во всем мире. Здесь нашим предкам удалось синтезировать достояние украинской, российской и польской архитектур, и ныне это – единственное связующее звено в эволюции архитектуры. В ее образе синтезированы влияния разных национальных традиций. Объемно-пространная структура – неповторима. Ей нет аналогов ни в украинской, ни в русской архитектуре. Для истории и архитектурной науки, Успенский храм (как памятник архитектуры) представляет огромный интерес как необходимое и единственное звено в эволюции архитектурных типов. Редчайшим и необыкновенным сооружением является Свято-Варваринский храм. Он уникален по-своему. Здесь в одном сооружении органично сочетаются несколько функций – культовое здание, звонница и оборонная башня. В отечественной архитектуре таких памятников больше нет. По плану видно, что это трехчастная с прямоугольным барабаном, квадратным нефом и полукруглой апсидой алтаря. Над нефом поднимается массивная двухъярусная восьмигранная башня, увенчанная полусферической башней со шпилем, которая имеет на втором ярусе восемь арочных отверстий. Ход на башню расположен в стене, которая отделяет неф от барабана. Возможно по замыслу автора проекта, башня была призвана выполнять и оборонительные функции.

http://sobory.ru/article/?object=22678

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010