Пречистенская башня Парадный вход в крепость пролегал со стороны Великого Волховского моста, через Пречистенскую башню. Поначалу она мало чем отличалась от других своих «сестриц», разве что висевшим на ней набатным колоколом и образом Богородицы на фасаде. Всё изменилось после перестройки 1660-х годов. Её сделали выше, установили на ней часы (вторые в городе). Вместо обычной невысокой кровли она обзавелась эффектным завершением. Теперь её венчали три высоких деревянных шатра высотой 19 метров посередине и 10 – по краям. Правда, всё это великолепие сгорело в 1686 году, но после ремонта башня стала выглядеть ещё внушительнее. Теперь над ней возвышался огромный каменный шатёр с караульной вышкой, а по углам рядом с ним – четыре маленьких. Золочёный двуглавый орёл на шпиле и куранты придавали ей немалое сходство со Спасской башней столичного Кремля. Всё бы хорошо, но тогда же приняли решение растесать воротный проезд. Башня недолго выдерживала увеличившуюся нагрузку и в 1745 году обрушилась. Под завалами погиб живший в ней часовщик со всей своей семьёй. Позднее на её месте появилась арка. В лучшие свои времена Пречистенская башня олицетворяла собой военную мощь Новгорода и всего Российского государства. Здесь дежурил один из самых многочисленных стрелецких караулов в городе и стояли два больших и красивых артиллерийских орудия – пищали «Скоропея» и «Свиток». Первую отлил мастер Андрей Чохов (ему мы обязаны и другим шедевром литейного дела – московской «Царь-пушкой»). Борисоглебская башня Пройдя дальше вдоль пляжа, мы увидим примостившуюся к кремлёвской стене площадку. Это всё, что осталось от Борисоглебской башни (одноимённый храм стоял рядом, на территории крепости). Она была перестроена при Иване Грозном, в верхней её части устроили восемнадцать выступающих за линию стен навесных бойниц. Борисоглебской башне не повезло с местом: частые паводки подмывали её, пока она не обрушилась в конце XVIII века. Остатки окончательно разобрали в следующем столетии. Сохранились лишь подземная часть, которая была изучена археологами и законсервирована.

http://sobory.ru/article/?object=17092

Манява. Манявский скит. Скит. Действует.   Год основания:не ранее 1612. Адрес: Украина, Ивано-Франковская область, Богородчанский район, с. Манява. Координаты: 48.65515, 24.393634 Проезд:из Богородчан общ. или личным транспортом; из Надворной дорога короче, но значительно хуже. Изменить описание объекта Храмы монастыря: Церковь Воздвижения Креста Господня Церковь Бориса и Глеба Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы Карта и ближайшие объекты В 1611 г. была срублена первая келья. В 1612 г. построена первая деревянная церковь. В скором времени срублено еще несколько келий и хозяйственных построек. В 1619 г. была построена более обширная Воздвиженская церковь. В 1676 г. монастырь разрушили турки. Новая отстройка проводилась по указу русского царя Федора Алексеевича. В 1681 г. построена новая крестовая в плане деревянная Воздвиженская церковь. В 1698 — 1706 гг. интерьер был украшен станковой живописью, выполненной артелью художников под руководством И. Кондзелевича. После закрытия монастыря Воздвиженскую церковь перенесли в Надворную (сгорела в 1914 г.). С конца XVIII в. монастырь запустел, начал разрушаться. Монастырь представляет собой ансамбль каменных и деревянных построек, обведенных высокой каменной стеной с башнями. Трехъярусная, квадратная в плане, въездная башня замыкает северо-западную стену. Третий ее ярус служил колокольней. Башня перекрыта крестовыми сводами, завершена четырехгранным шатром с заломом. Ниши на фасадах украшены фресками. В центре северо-восточной стены расположена квадратная в плане двухъярусная с шатровым завершением башня. Перекрытия первого яруса балочные, второго — сводчатые, крестовые. Башня Высокая (сокровищница) расположена почти в центре юго-восточной стены. Башня в плане почти квадратная, завершена четырехгранным шатром с заломом. Вероятно, третий и четвертый кирпичные ярусы надстроены позднее. Перекрытия ярусов балочные и сводчатые. С юго-востока территорию скита замыкает прямоугольная в плане двухъярусная трапезная. Перекрытия балочные. Рядом с трапезной находились въездные ворота с башней. Деревянная церковь стояла между оборонной и Высокой башнями. На территории скита на запад от Высокой башни при стене находилась теплая Благовещенская церковь.

http://sobory.ru/article/?object=18208

Строил церковь зодчий Иван Петрович Зарудный, известный мастер петровского времени. В 1690 году И. Зарудного прислал в Москву гетман Иван Степанович Мазепа по делам церковного строительства на Украине, и зодчий остался в Москве. В 1701 году был определён на службу именным указом царя, работал в Москве и Петербурге, являясь как бы личным зодчим Петра I. Церковь Архангела Гавриила - одно из самых своеобразных произведений русского зодчества начала 18 века. Как считают, все её архитектурные мотивы навеяны красотой русского резного иконостаса. " Что такое её архитектура, как не поэтический дифирамб зодчего красоте русского иконостаса? Здесь всё - от иконостаса, начиная от тонких резных колонок портала и кончая малейшими деталями убора " , писал Игорь Эммануилович Грабарь. Меншикова башня, на первый взгляд имеющая мало общего с предшествующим русским зодчеством, на самом деле плоть от плоти его. По существу, это традиционный башенный храм " иже под колоколы " . Он, правда, в большей степени наделён чертами нового зодчества. Это прежде всего относится к его светскому, гражданскому облику. В этом выдающемся произведении, одном из самых замечательных памятников Москвы, западные влияния органически сплетены с чертами русского зодчества, старинные национальные традиции оживают в новых идеях. Меншикова башня оказала заметное влияние на зодчество Петропавловского собора в Петербурге. Первоначально башня была в четыре яруса и имела высоту 84,2 м. До пожара 1723 года башня завершалась высоким шпилем, увенчанным флюгером в виде фигуры парящего ангела с крестом в руке. Такой она изображена на гравюре Ивана Фёдоровича Зубова 1711 года, изображающей триумфальный въезд в Москву после Полтавской битвы Петра I с генералами, войском и многочисленными пленными шведами. Три верхних яруса были сквозными, и на них висели 50 колоколов. Тем самым церковь повторяла древний русский тип храма-колокольни. Для облегчения конструкции верхний ярус был сделан деревянным. На верхнем ярусе храма в 1708 году были поставлены часы с курантами. Куранты отбивали час, полтора и четверть часа, а в полдень все пятьдесят башенных колоколов в течение получаса звонили-переливались, теша слух горожан.

http://sobory.ru/article/?object=02179

XVI. Ограда вокруг Монастыря каменная; стены её расположены в виде неправильного квадрата, имеющего северо-западный и юго-восточный углы округленные. На юго-восточном углу башня круглая невысокая с куполовидным кровом; северо-западный угол без башни. На остальных углах и посредине стен возвышаются пять четыреугольных больших башен, каждая в три яруса, с крышами деревянными пирамидальными и с каланчами над ними, имеющими крыши тоже пирамидального вида. Из них 1-я башня среди южной стены, именуемая Георгиевская и Знаменская, увенчана вверху над каланчой осьмиконечным крестом деревянным, обитым железом и окрашенным, водруженным в особое яблоко, обитое тоже железом. Под этой башней Святые ворота, с особым каменным всходом, устроенным с боковой восточной стороны; дверь в воротах одностворчатая деревянная. Лицевая сторона ворот обведена кирпичным валиком дугообразным. Над воротами вверху в нарочитом углублении Образ Печерской Божией Матери, писанный на дске. На южной лицевой стороне башни написано на стене изображение Св. Великомученика Георгия, а вверху над ним в углублении поставлена Икона Знамения Божией Матери, писанная на дске. 2-я башня на северо-восточном углу, именуемая Сторожевой, отличающаяся от прочих и обширностию, и высотой и возвышенностью самого местоположения, и 3-я на юго-западном углу, именуемая Входной; выше каланчей они увенчаны большими двуглавыми Орлами, утвержденными в яблоко, с знаками Царственной державы, – изображающими Государственный герб, кои напоминают, что Обитель Преподобного Пафнутия была в числе тех знаменитых Монастырей, кои пользовались особенными Царскими милостями; 4-я башня Оружейная, на средине восточной стены; 5-я башня, именуемая Тайницкая, среди западной стены ограды. Въезжие ворота в Монастырь одни с южной стороны и подле них малый вход для пешеходов, двери в них деревянные. Лицевая сторона ворот никаких украшений не имеет. Над воротами Образ Преподобного Пафнутия, в углублении стены, писанный на дске. Поверх крыши над оградой, малая глава, обитая железом, с шеей деревянной под ней; на главе в особое яблоко утвержден железный Крест, с малыми крестиками на концах и с полулунием в подножии. По ограде устроены вокруг всего Монастыря ходы, с деревянной крышей, поддерживаемой с внутренней стороны Монастыря пилястрами или столбами, утвержденными в арках; на этих галлереях устроены бойницы с осадными стоками. Ограда в окружности, с башнями, имеет 316 сажен. О первоначальном построении ограды записей не сохранилось. По книге вкладов, писанной после разорения Монастыря, бывшего около 1610 года, видны многие пожертвования от вкладчиков на возобновление как сей ограды, так и прочих зданий монастырских.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Оружейная башня Оружейная башня также почти квадратная по форме, высотой около 26 м. Толщина стен в нижнем этаже до 2,7 м. Вход в первый ярус сделан со двора, во второй – с крепостной стены, на третий ярус – по внутристенной кирпичной лестнице. Деревянная многосекционная лестница в середине шатра ведет наверх к дозорной башенке. Круглая башня Башня очень небольшая, высотою всего около 8,5 м, в диаметре 5,4 м. Толщина стен около 85 см. Фундаменты прилегающих к ней стен сложены на глине, что характерно для раннего периода – в остальных местах монастырские стены и башни имеют фундамент на известковом растворе. Вход в первый ярус сделан со двора, во второй – с кирпичной стены. По легкости конструкции и форме амбразур можно судить, что башня не обладала серьезной боевой мощью, но для того времени (начала XVI в.) вполне достаточной. Следует обратить внимание на такое декоративное устройство башни и прилегающих прясел, как наличие тонкой полоски поребрика (ряд кирпичей, уложенных под углом к плоскости стены и образующих пояс декоративной кладки). Этот элемент можно заметить на древних монастырских строениях – трапезной и погребном корпусе (время постройки – начало XVI в.), поэтому можно с известной долей уверенности отнести время постройки башни к этому периоду. В 1666 году в монастырь дважды ссылают протопопа Аввакума. Во время первой ссылки, которая длилась 9,5 недель, его заточили в Круглой башне. В помещении с окошком на улицу у протопопа Аввакума, известного своим красноречием, была возможность проповедовать. К нему стал стекаться народ, многие становились его единомышленниками, тогда протопопа Аввакума, заковав в цепи, перевели в изолированное помещение в колокольне под лестницей. Покои архимандрита Это единственное сохранившееся до нашего времени трехэтажное здание в архитектурном ансамбле монастыря. Построено оно в середине XVII века. С 1685 года корпус стал называться Архимандритчьими палатами (первым архимандритом был Феофан). Корпус многократно перестраивался и в настоящее время имеет вид николаевских казарм.

http://sobory.ru/article/?object=00363

Следующий источник в Сторожевой Башне – это Климент Римский . «Позиция Климента совершенно ясна: Сын подчинен Отцу и является второстепенным по отношению к Нему. Климент нигде не выступает за взгляд, что Иисус образовывал с Отцом одно божество. Он показывает, что Сын зависим от Отца, то есть от Бога, и ясно говорит, что Отец есть «единственный» Бог, следовательно, Он ни с кем не разделяет Своего положения. Кроме того, Климент нигде не говорит, что святой дух равен Богу. Поэтому во всех писаниях Климента нет троицы». (Сторожевая Башня, 01.02.1992 г., стр. 20). Просто удивительно, как Сторожевая Башня бесцеремонно вкладывает в уста Климента свои выражения. Обратите внимание на слова: подчинен, второстепенным, зависим. Это прямая ложь! Таких слов нет ни в тех цитатах Климента, которые Сторожевая Башня приводит ранее в этой же статье, ни вообще в посланиях Климента. «Довольствуясь тем, что Бог дал вам на путь земной жизни, и тщательно внимая словам Его, вы хранили их в глубине сердца, и страдания Его были пред очами вашими». ( Климент Римский , 1-е послание к Коринфянам, глава II). [В другой греческой рукописи стоит «Христос " ]. В любом случае, хотя Климент Римский не говорит о Троице, он также никак не говорит, что Иисус является подчиненным творением или ангелом, также как нигде не отрицает Божество Иисуса и не говорит, что Святой Дух – это просто безличная энергия. Учение Игнатия Антиохийского еще более искажено Свидетелями Иеговы. «Ни в одном из его [Игнатия] Отец, Сын и святой дух не ставятся на одну ступень». (Сторожевая Башня, 01.02.1992 г., стр. 21). Далее в Сторожевой Башне делается странная оговорка:«Даже если бы Игнатий сказал, что Сын и Отец равны в вечности, в силе, в положении и в мудрости, это все еще не было бы троицей, потому что он нигде не сказал, что святой дух равен Богу в этих отношениях. Но Игнатий также нигде не сказал, что Сын равен Богу в том или ином отношении. Вместо этого он показывает, что Сын подчинен высшему, всемогущему Богу». (Сторожевая Башня, 01.02.1992 г., стр. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Малая больничная палата находится у восточного подножия холма рядом с Кузнечной башней Нового города поблизости от церквей Иоанна Предтечи и Сергия Радонежского на территории Ивановского монастыря. Домик келаря. Наиболее наглядное представление о внешнем облике древних монастырских келий можно составить по уцелевшему без больших переделок небольшому двухэтажному домику с воротами, расположенному между церквями Введения и Преображения, возведенному в последней четверти XVII века. Обычно его называют Келарским корпусом, но это название сравнительно позднее. В нижнем его этаже помещались келии, в верхнем – 6 маленьких кладовых палат. Входили на второй этаж через деревянное крыльцо с лестницей со стороны хозяйственного двора. Главный фасад домика, обращенный в сторону колокольни и церквей Преображения Господня и Архангела Гавриила, богато украшен. Наличники окон, расположенные в живописной асимметрии, создают эффектную игру света и тени. Прежде здание имело еще одно длинное крыло, пристроенное к южной стене трапезной палаты во всю ее длину. Пристройка существовала до середины XIX в. http://kirillov-monastyr.ru/architecture/3/ Стены и башни монастыря Хлебенная башня находится на берегу Сиверского озера, входит в систему Старого города. Построена она в XVII веке напротив хлебни, недалеко от поварни, на территории Большого Успенского монастыря. Хлебная башня по характеру своих безраструбных девятикосых и восемнадцати прямых стрелковых бойниц, по орнаментальной ленте на фасаде и всему облику выглядит довольно архаично и является упрощённым подражанием башням XVI в. Назначение башни было двояким: усилить фланговую защиту прибрежной стены и подпереть её как контрфорс. Свиточная башня - самая высокая башня крепости Старого города, возвышающаяся на мысу Сиверского озера. Название получила от существительного «свитки», что означало «монастырские одежды», которые стирали монастырские служки, жившие на первом ярусе этой башни. Стройная четырехугольная с шатровым завершением башня характеризуется хорошо найденными пропорциями.

http://sobory.ru/article/?object=00500

«Большая башня строилась на водах из блестящих квадратных камней шестью юношами; им помогали десятки тысяч мужей, доставая камни, одни из воды, другие с земли и подавая их юношам. Камни из воды были гладки и ловко приходились к другим камням. Казалось, что вся башня построена из одного камня. Из других камней, доставаемых из земли, не все употреблялись в дело, а некоторые отбрасывались в сторону. Были камни и с трещинами, негодные для постройки» (III 2, 4). Старица объяснила и смысл виденного: «Строящаяся башня, которую ты видишь, это я — Церковь, явившаяся тебе, и теперь открою, чтобы ты радовался со святыми … Тебе откроется то, что тебе нужно, да будет только твое сердце обращено к Богу, и не сомневайся о том, что ты увидишь» (III 3, 3). «Башня потому строится на водах, что ваша жизнь благодаря воде спасена и спасется. Основана башня глаголами Вседержителя и преславным именем, а держится невидимой силой Владыки» (III 3, 5). На вопрос Ерма, кто же эти шесть юношей, которые заняты постройкой, старица ответила: — " Это суть святые ангелы Божьи, первые творения, которым Господь передал всю свою тварь и поручил взращать, строить и владычествовать над всей тварью; благодаря им совершается построение башни.» — " А те другие, — спросил Ерм, — что приносят камни, кто они такие?» — «И это суть святые ангелы Божьи, но те шесть над ними суть. Когда закончится построение башни, тогда все они вместе возрадуются вокруг башни и прославят Бога за то, что закончилась постройка башни.» После этого дает старица объяснение насчет камней. «Камни четырехугольные, белые и отшлифованные — это суть апостолы, епископы, учители и диаконы, свято проходящие свое служение Богу … одни из них почили, другие же еще живут. Они всегда были согласны друг с другом, имели между собой мир и слушали друг друга. Поэтому при постройке башни они согласованы между собой. Камни, извлекаемые из глубины реки, суть мученики за имя Господне. Другие камни, извлекаемые из сухого места, подходящие к постройке суть те, которых испытывает Господь и которые исполняют Его заповеди. Другие камни, идущие в здание — это новообращенные. Отложенные камни — это грешники, готовые каяться. Отбрасываемые далеко суть «сыны беззакония.» Лежащие во множестве и шероховатые, не идущие в кладку, это те, кто познали истину, но не остались в ней и не имеют общения со святыми; посему они не годны к употреблению. Потрескавшиеся камни — это люди, питающие в сердце вражду; попорченные камни — это не вполне праведные люди. За ними упоминаются и верующие, но имеющие богатство этого века. Они будут годны для кладки, когда обсечется их богатство (III 5,1). Другие оставшиеся камни суть:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Москва. Церковь Гавриила Архангела ( " Меншикова башня " ). Меншикова башня Карта и ближайшие объекты Церковь Архангела Гавриила впервые упомянута в 1551 г. и называлась тогда церковью Гавриила Архангела в Мясниках. В 1620 г. храм именовался «Гавриила Великого, что на Поганом пруде»; он был центром Гаврииловой Патриаршей слободы. В 1657 г. значится уже как каменный. За несколько лет до закладки Петропавловского собора церковь была заново построена. По давней традиции москвичи именуют её Меншиковой башней из-за того, что стояла она во владениях друга и соратника Петра I князя А.Д. Меншикова, который купил в 1699 г. внутри города рядом с Мясницкими воротами усадьбу. Меншиков приказал очистить Поганый пруд, который с тех пор стали называть Чистым, да ещё и во множественном числе, пригласил архитектора Ивана Петровича Зарудного перестроить трехшатровую церковь Архангела Гавриила. В постройке принимали участие  известные архитекторы Д. Трезини, Г. Пандо, Б. Скала, скульпторы Д. и Ж. Фонтана, Г. Квадро, К. Феррара. По своему типу Меншикова башня — традиционный в древнерусском зодчестве столпообразный храм. Состоит из «четверика» и последовательно уменьшающихся кверху, поставленных один на другой «восьмериков», и увенчанный высоким тонким шпилем с фигурой ангела и крестом на высоте 84 м. По замыслу Меншикова, он должен был превышать на несколько метров «Ивана Великого» в Московском Кремле (храм-колокольню Иоанна Лествичника). На башне были часы с курантами, специально купленные Меншиковым в Англии. Первоначально это сооружение было построено по древнему типу «иже под колоколы», когда церковь и колокольня объединены в одном объёме. Задумывая постройку, Зарудный увенчал её высоким деревянным шпилем. Но в 1723 г. в башню ударила молния и сожгла шпиль, колокола рухнули, пробив своды. Много десятилетий стояла церковь в руинах. Отреставрирован храм был только в 1773-1779 гг. масоном Г.З. Измайловым и с 1773 г. использовался для масонских собраний. При достройке башни верхний деревянный ярус не был возобновлен, высота церкви уменьшилась. Оставшиеся два восьмиугольных яруса в 1773 г. были завершены шаровидной главой и шпилем. Белокаменные фигуры ангелов с орудиями Страстей Христовых, стоявшие по углам нижнего восьмигранного яруса, были заменены вазами. В 1863 г. здание было восстановлено как храм и по благословению Филарета, митрополита Московского, со стен были счищены многочисленные масонские символы и изречения. Представить как выглядела колокольня первоначально, можно, вспомнив внешний вид колокольни Петропавловского собора Санкт-Петербурга, т.к. Меньшикова башня является ее прототипом.

http://sobory.ru/article/?object=02179

XVI. Ограда вокруг монастыря каменная: стены её расположены в виде неправильного квадрата, имеющего северо-западный и юго-восточный углы округленные. – На юго-восточном углу башня круглая невысокая с куполовидным кровом; северо-западный угол без башни. На остальных углах и по середине стен возвышаются пять четырехугольных больших башен, каждая в три яруса, с крышами деревянными пирамидальными, и с каланчами над ними, имеющими крыши тоже пирамидального вида. – Из них: 1-я башня среди южной стены, именуемая Георгиевская и Знаменская, увенчана, вверху над каланчей, восьмиконечным крестом деревянным, обитым железом и окрашенным, водруженным в особое яблоко, обитое тоже железом. Под этою башней святые ворота, с особым каменным всходом, устроенным с боковой восточной стороны; дверь в воротах одностворчатая деревянная. Лицевая сторона ворот обведена кирпичным валиком дугообразным. Над воротами вверху в нарочитом углублении образ Печерской Божией Матери, писанный на доске. На южной лицевой стороне бани написано на стене изображение св. Великомученика Георгия, а вверху над ними в углублении поставлена икона Знамения Божьей Матери, писанная на доске . – 2-я башня на северо-восточном углу, именуемая Сторожевой, отличающаяся от прочих и обширностью, и высотой и возвышенностью самого местоположения, – и 3-я на юго-западном углу, именуемая Входной; выше каланчей, они увенчаны большими двуглавыми орлами, утвержденными в яблоко, с знаками царственной державы, – изображающими государственный герб, – кои напоминают, что обитель преподобного Пафнутия была в числе тех знаменитых монастырей, кои пользовались особенными царскими милостями; – 4-я башня, оружейная, на средине восточной стены; – 5-я башня, именуемая Тайницкая, среди западной стены ограды. – Въездные ворота в монастырь одни с южной стороны и подле них малый вход для пешеходов, двери в них деревянные. Лицевая сторона ворот, никаких украшений не имеет. – Над воротами образ преподобного Пафнутия в углублении стены, писанный на доске. Поверх крыши над оградой малая глава обитая железом, с шеей деревянной под нею, на глав в особое яблоко утвержден железный крест, с малыми крестиками на концах, и с полулунием в подножии. – По ограде устроены вокруг всего монастыря ходы, с деревянной крышей, поддерживаемой с внутренней стороны монастыря пилястрами или столбами, утвержденными в арках; на этих галереях устроены бойницы с осадными стоками. – Ограда в окружности, с башнями, имеет 316 сажень. – О первоначальном построении ограды записей не сохранилось. – По книге вкладов, писанной после разорения монастыря, бывшего около 1610 года, видны многие пожертвования от вкладчиков на возобновление как сей ограды, так и прочих зданий монастырских.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010