«Большая башня строилась на водах из блестящих квадратных камней шестью юношами; им помогали десятки тысяч мужей, доставая камни, одни из воды, другие с земли и подавая их юношам. Камни из воды были гладки и ловко приходились к другим камням. Казалось, что вся башня построена из одного камня. Из других камней, доставаемых из земли, не все употреблялись в дело, а некоторые отбрасывались в сторону. Были камни и с трещинами, негодные для постройки» (III 2, 4). Старица объяснила и смысл виденного: «Строящаяся башня, которую ты видишь, это я — Церковь, явившаяся тебе, и теперь открою, чтобы ты радовался со святыми ... Тебе откроется то, что тебе нужно, да будет только твое сердце обращено к Богу, и не сомневайся о том, что ты увидишь» (III 3, 3). «Башня потому строится на водах, что ваша жизнь благодаря воде спасена и спасется. Основана башня глаголами Вседержителя и преславным именем, а держится невидимой силой Владыки» (III 3, 5). На вопрос Ерма, кто же эти шесть юношей, которые заняты постройкой, старица ответила: — « Это суть святые ангелы Божьи, первые творения, которым Господь передал всю свою тварь и поручил взращать, строить и владычествовать над всей тварью; благодаря им совершается построение башни.» — « А те другие, — спросил Ерм, — что приносят камни, кто они такие?» — «И это суть святые ангелы Божьи, но те шесть над ними суть. Когда закончится построение башни, тогда все они вместе возрадуются вокруг башни и прославят Бога за то, что закончилась постройка башни.» После этого дает старица объяснение насчет камней. «Камни четырехугольные, белые и отшлифованные — это суть апостолы, епископы, учители и диаконы, свято проходящие свое служение Богу ... одни из них почили, другие же еще живут. Они всегда были согласны друг с другом, имели между собой мир и слушали друг друга. Поэтому при постройке башни они согласованы между собой. Камни, извлекаемые из глубины реки, суть мученики за имя Господне. Другие камни, извлекаемые из сухого места, подходящие к постройке суть те, которых испытывает Господь и которые исполняют Его заповеди. Другие камни, идущие в здание — это новообращенные. Отложенные камни — это грешники, готовые каяться. Отбрасываемые далеко суть «сыны беззакония.» Лежащие во множестве и шероховатые, не идущие в кладку, это те, кто познали истину, но не остались в ней и не имеют общения со святыми; посему они не годны к употреблению. Потрескавшиеся камни — это люди, питающие в сердце вражду; попорченные камни — это не вполне праведные люди. За ними упоминаются и верующие, но имеющие богатство этого века. Они будут годны для кладки, когда обсечется их богатство (III 5,1). Другие оставшиеся камни суть:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3502...

Сторожевая Башня также упоминает об этом. Но что интересует Свидетелей Иеговы:«...в «Экзаплах» есть имя Бога на еврейском языке в форме четырех букв, называемых тетраграмматоном. Это служит важным доказательством, что первые христиане знали и употребляли личное имя Бога – Иегова " (стр. 31); «Экзаплы» Оригена указывают, что Божье имя использовалось в Христианских Греческих Писаниях».(стр. 31, подпись у фотокопии рукописи). В «Гекзаплах» имя Бога действительно встречается в еврейском написании , а также в греческом эквиваленте ΠΙΠΙ. Но очередной раз Сторожевая Башня выдает свои предположения за факты. Во-первых, «Гекзаплы» – это список Ветхого Завета, и к «Христианским Греческим Писаниям», как пишут Свидетели Иеговы, он не имеет никакого отношения. Во-вторых, Сторожевая Башня не уточняет годы, когда «первые христиане знали и употребляли личное имя Бога». Если Сторожевая Башня имеет в виду христиан, живущих вплоть до создания «Гекзаплов», что естественно вытекает из ее же контекста, то она противоречит сама себе. Получается, что имя Бога употребляли отступники в тот период (начало III-ro века), когда по утверждению Сторожевой Башни, это имя Бога другие отступники уже давно уничтожили из всех текстов Нового Завета. В-третьих, «Гекзаплы» в 50 томах, не были так уж всем доступны и распространены, чтобы простые христиане там встречали имя Бога. Таким образом, «Гекзаплы» ничего не доказывают в отношении предвзятой теории Свидетелей Иеговы. В заключении Сторожевая Башня пишет: « Ориген мог бы прислушаться к призыву апостола Павла и не стать участником отступничества... »; « Ориген все же «уклонился от веры». (стр. 31). Но в чем же на самом деле заключалось отступничество Оригена ? Вне всяких сомнений, в отношении учения о Боге Отце и Боге Сыне Ориген в основе ничего не искажал, но некоторые его размышления были несколько двусмысленны, что в полемике о личности Христа аргументацией Оригена пользовались как представители Церкви, так и их противники ариане. Тем не менее, в полемике о Троице использовались не только аргументы Оригена, поэтому складывать «ответственность» на него – недопустимо. Церковью были отвергнуты некоторые толкования Оригена, например, учение о душе, впрочем, о чем он говорил иногда предположительно. Таким образом, Церкви не было необходимости перенимать учение о Троице, так как оно уже было. Но Церковь перенимала новые способы апологетики, в ответ на новые нападки арианской ереси. Евсевий Кесарийский. Отец церковной истории?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Ст. 15. И на всякую башню высокую, и на всякую стену укрепленную. Относящие это ко временам Веспасиана и Адриана говорят, что написанное исполнилось телесно, потому что ни башня высокая, ни крепчайшая стена, ни все множество кораблей и торговая промышленность не могли превозмочь силы Римского войска; но жители Иудеи пришли в такой ужас, что с женами и детьми, золотом и серебром, в котором полагали иметь помощь себе, укрывались в земляные рвы и бежали в глубочайшие пещеры. Ибо если для обжор и людей невоздержных чрево служит богом, то почему золото и серебро не назвать богом корыстолюбивого? Другие относят это к Вавилонским временам. Итак, я пробегу все в отдельности по правилам тропологического толкования. Башня строится или для укрепления города, или для наблюдения, чтобы видеть издали подходящего неприятеля. Таким образом, каждый из нас должен строить башню, наперед вычисливши издержки, чтобы, по евангельской притче ( Лк. 14 ), не быть осмеянным, если не будет в состоянии окончить дела. Эта башня, будучи хорошо устроена, стоит твердо. Если же, горделиво возвышаясь, она не имеет твердых оснований, то падет на того, кем построена, подобно тому как башня Силоамская, убившая восемнадцать человек. Поэтому и говорит Господь к слушающим: аще не покаетеся, такожде погибнете ( Лк. 13:3 ). И ниже мы будем читать, что Господь построил в винограднике Своем башню, и устроил точило и окружил стеною, но все это было разрушено и опустошено, потому что возгордились суетною напыщенностью высокомерия ( Ис. 5 ). И стены высокие устрояются для того, чтобы нельзя было скоро разрушить города, чтобы он не был открыт врагам; поскольку церкви окружаются мудрейшими мужами и всячески укрепляются, чтобы какое-либо превратное учение не превозмогло истины. О такого рода стенах Бог говорит к Иерусалиму: се на руках Моих написах стены твоя, и предо Мною еси присно ( Ис. 49:16 ). Если же те, которые прежде нападали на церковь , перейдут, познавши истину, к вере, и будут бороться за ту, на которую прежде нападали, тгда исполнится оное: вскоре возградишися, от нихже разорился еси (там же, ст. 17). Также в книге Левит читаем, что дом, находящийся в городах, огражденных стенами, если не будет выкуплен в течение года, то утверждается в вечное владение покупателя, если же находится в загородных селениях или деревнях, не имеющих стен, то всегда может выкупаться, и цена покупателя изменяться ( Лев. 25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Были отреставрированы четыре здания, входящие в комплекс Пушечного двора. В комплексе Архиерейского двора выполнена работа по реставрации уникального архитектурного памятника - кафедрального Благовещенского собора. Ярким примером воплощения многовековых традиций Казанского Кремля в современных формах является мечеть Кул-Шариф. Работы по ее воссозданию начались в 1995 году. Комплекс мечети был изначально запланирован в качестве не столько культового, сколько культурно-просветительского и мемориального центра. В нижнем этаже здания находится Музей Ислама. В 2000 году Казанский Кремль был включен в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. С официального сайта Казанского Кремля Надвратные церкви Кремля Проездные башни любого Кремля без церквей в те времена были просто немыслимы. Так и в Казанском кремле, все проездные башни имели свои церкви, а башни соответствующее храмам названия. Спасская Военная церковь Третьим «обыденным» храмом в Кремле , построенным сразу после взятия Казани войсками Ивана Грозного, стала церковь Спаса Нерукотворного Образа. Впоследствии ее перенесли на ворота новой Спасской башни, которую начали строить из белого камня в 1555 году. Эта башня стала первой проездной башней с надвратной церковью на территорию Кремля. Об этой церкви подробно рассказано на страничке каталога http://sobory.ru/article/?object=14833 Воскресенская церковь Писцовые книги 1566-1568 годов сообщают и о других давно исчезнувших, надвратных церквах. Со стороны Казанки и ул. Батурина долго стояла полузасыпанной квадратная башня со следами заложенной арки ворот, кирпичная, какая-то неуклюжая. На самом деле башня белокаменная, а кирпичную облицовку получила в XIX веке, так как сильно пострадала от обстрела повстанцев Е. Пугачева. На гравюре Казанской крепости Н. Вютзена 1696 года хорошо просматривается на этой башне псковская церковка. Здесь и находилась надвратная церковь Воскресения Христова, давшая названию и самой башни. Возле нее, по преданию, был похоронен св. мученик Казанский Петр, крещеный татарин, убитый своими соплеменниками. После реставрации в нынешнее время башня вновь стала проездной и белокаменной.

http://sobory.ru/article/?object=17090

В этом же русле и его рассуждения об именах дев - духовных сил Сына Божия. Недостаточно человеку принять только «имя Сына Божия», утверждает автор «Пастыря», ему необходимо принять и Его силы, облечься их именами, как одеждой. «Всякий, кто носит имя Сына Божия, должен также носить и их имена, потому что Сам Сын носит имена этих дев» (IX, 13, 3). Имя для Ерма - нечто большее, чем условный знак; он ощущает его глубинную, сакральную связь с сущностью именуемого и тем самым оказывается у истоков будущей православной философии имени, как и христианского символизма в целом. В «Пастыре» Ерма достаточно ясно вырисовывается еще один из наиболее значимых для православного сознания архетипов, получивший у русских религиозных мыслителей имя соборности. Помимо характерного для христианства обозначения одним словом церковь и здания для богослужения, и самой христианской общины, Ерму в видении Церковь предстает в образе башни (т. е. здания), составляемой из ее членов (верующих) - каменных блоков. При этом с помощью духовных сил (=имен) Сына Божия башня являет собой абсолютную целостность (μονλιθος) - «сделана как бы из одного камня». Это означает, что «те, которые уверовали в Господа чрез Сына Его и облечены этими духовными силами, будут один дух и одно тело (ες ν πνεμα, ες ν σμα), и будет один цвет одежд их» (IX, 13, 5; ср.: Vis. III, 2); принявшие имя Сына Божия «сошлись воедино и стали одно тело (ν σμα)» (Sim. IX, 17, 5). Для нас здесь, кроме того, важно, что это «тело», т. е. Башня-Церковь, было сооружено фактически по эстетическим законам, и все описание символической картины апокалиптического строительства дома Божия пронизано эстетическими интуициями. Башня - произведение мудрых строителей и оценивается, как мы видели, пастырем как «прекрасная». Она составлена из идеально подогнанных друг к другу блоков; сияет и сверкает своей белизной; радует всех, видящих ее, так что строители ликуют, прославляя ее пением, играми и хороводами. Сооружается башня в прекрасной местности прекрасными девами и юношами, камни для строительства используются только идеальные по своей форме и цвету; двенадцатая гора, символизирующая идеальных верующих, прекрасна и т.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

В том стихе, который мы цитировали выше ( Ис. 1:18 ), Иегова указал людям путь спасения, призвал их освободиться от греха. Бог не говорит, чтобы мы пытались исследовать Его божественную сущность, проникнуть в Его разум. Вот слова Апостола Павла: «Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки» ( Рим. 11:34–36 ). А теперь разберемся, какие еще выверты приберегает в своем арсенале «Сторожевая башня» и придерживается ли она теории разумности «пастора» Рассела на деле. В статье «Писание, разум и Троица» («Сторожевая башня», 1 января 1973 года) свидетели постоянно призывают к разумности как к способу определения того, что на самом деле думает Бог . Следующие цитаты подтверждают данное положение: 1. «Мнение, что Бог-Отец и Его Сын Христос предвечны, противоречит разуму» (с. 22). Заметим, что разум используется здесь в качестве рулетки, которой измеряется ценность библейского учения. 2. Иегова говорит: «Тогда придите, и рассудим» ( Ис. 1:18 ). Приверженцы Троицы утверждают, что она непостижима разумом или логикой, что она – тайна. Но в Библии нет божественных тайн. В ней есть только священные секреты. Когда перевод короля Якова говорит о тайне (mistery), в греческом оригинале стоит слово от глагола со значением «молчать о чем-то», то есть имеется в виду не тайна, а секрет. Между тайной и секретом большая разница. Секрет – это то, что неизвестно, тайна же – то, что нельзя познать». 26 Снова обратим внимание на любимую игру свидетелей – подтасовку терминов. «Сторожевая башня» говорит о разнице между словами «секрет» и «тайна» и утверждает, что в Библии нет божественных тайн. Секрет, заявляют свидетели, есть то, что неизвестно, тайна – то, что нельзя понять. Что ж, столь серьезное семантическое изыскание требует ответа. Найти его очень просто, надо только взять толковый словарь. Тайна определяется как «секрет, нечто сокрытое, неизвестное», а секрет определяется как «нечто сокрытое, тайна». Вот вам доказательство того, что Библия содержит божественные тайны. У свидетелей Иеговы нет оснований отрицать слово «тайна». Между двумя существительными нет большой разницы. Истина же в том, что, несмотря на свидетельство Библии, «Сторожевая башня» хочет свести Иисуса, Сына Божия, ко второстепенному существу, богу «второго сорта». Она по-прежнему следуют теории Рассела, и, чтобы в этом убедиться, не нужен словарь.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

Равным образом и относительно Израиля не наступило еще время, когда бы храмлющее и рассеянное было собрано и соединено в один сильный народ, хотя и теперь уже многие единичные члены Израиля древнего нашли для себя в лоне христианской церкви мир и спасение. Совершенное прекращение войны и вечный мир могут явиться только но уничтожении всех враждебных сил на земле, а это случится при втором пришествии Господа в Его славе для всеобщего и окончательного суда и для приведения в полноту совершенства своего царства. Но и тогда, когда, согласно с ап. Павлом ( Рим.11:25, 26 ), полнота язычников войдет в царство Божие, а Израиль весь, как народ (сп. 2, 12), обратится к своему Спасителю и чрез то соберется и спасется, не воспоследует никакого физического возвышения горы Сион, никакого восстановления храма во Иерусалиме и никакого возвращения рассеянного Израиля в Палестину. Царство славы на новой земле будет устроено в том воздвигнутом на некоторой великой и высокой горе Иерусалиме, который в духе был показан святому созерцателю на Патмосе (Ап.21:10). В этом небесном Иерусалиме не будет никакого храма: «ибо Господь Бог Вседержитель храм его и Агнец» (Ап. 21:22). Обетование продолжается возвещением, что с возвращением народа из плена и земли рассеяния, царственное владычество Давидово в Сионе, прекратившееся было с разрушением Иерусалима, снова будет восстановлено, и дочь Сиона приведена будет в такое же славное состояние, в каком она была при Давиде и Соломоне. «II ты башня стада, говорит пророк, холм дщери Сиона» (холм, Евр. Ophel сн. Ис.32:14 ; 2Цар. 27:3; 33:14 , – это окруженная стеною возвышенность на юго-восточном краю Сиона, укрепление которой было особенно важно для защищения Сиона города от нападения врагов. Башня стада – это высокая башня, которая находилась на дворе темницы, при царском дворце, в Давидовом городе, или собственно – Сионе – сн. Heeм.3:25, 26; II. II. 4, 4 . Так как эта башня возвышалась над всем городом; то она служит здесь символом господства Давидова дома над Иерусалимом и всем Израилем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

«Здесь Гермас говорит, что, когда Бог (не только Отец) желает, чтобы дух говорил, он говорит, чем он показывает превосходство Бога над духом. И он сказал, что Бог дал виноградник Своему Сыну, показыва превосходство Бога над Сыном». (Сторожевая Башня, 01.02.1992 г., стр. 22). Логика Свидетелей Иеговы конечно страдает: если кто-нибудь просит, дает или посылает другого, то это не делает их различными в положении, силе, славе, возрасту или мудрости. В конце Свидетели Иеговы для подтверждения делают попытку истолковать отрывок из Деяний апостолов: «Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». ( Деян.7:55,56 ). «Стефан видет в видении Бога в небе, причем Иисус стоял рядом с Ним. который в Своей личности был полностью отделен от Иисуса. Стефан не видел никакой третьей личности. Святой дух не был виден в небе с Иисусом и Его Отцом». (Сторожевая Башня, 01.02.1992 г., стр. 23). Странное толкование, поскольку Стефан видел только Иисуса, взывал к Нему: «Господи Иисусе! приими дух мой». ( Деян.7:59 ). Святой Дух и Отец – невидимы. Если он видел и Отца, как подразумевают Свидетели Иеговы, то почему он предпочел обратиться только к Иисусу? Это доказывает, что Отца он не видел: «Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл». ( Ин.1:18 , ПЕК). Поэтому этот фрагмент ничего в отношении Свидетелей Иеговы не доказывает. Свидетели Иеговы делают заключение: «Они все не говорили о Боге как о троице. О Сыне Бога они говорили, как об отдельном, меньшем, подчиненном духовном создании, которое создал Бог, чтобы Он служил в согласии с Его волей. И о святом Духе нигде не говорится как о равном Богу. Поэтому в возникших в конце первого и в начале второго века писаниях апостольских отцов нет никакой поддержки для троицы номинального христианства». (Сторожевая Башня, 01.02.1992 г., стр. 23); «И ни в одном месте во всей Библии не говорится о Боге как о триедином. Писания апостольских отцов отражали это. Они определенно не учили о троице номинального христианства». (Сторожевая Башня, 01.02.1992 г., стр. 23).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Церковь представлена в «Пастыре» в ряде видений Ерма, точнее – явлений ему во сне. Сначала Она предстает пред ним в образе старой женщины, причем явившийся прекрасный юноша объясняет Ерму , что эта старица есть Церковь Божия и «так как сотворена Она прежде всего, то и стара; и для Нее сотворен мир». Сама старица, далее, показала Ерму другой образ Церкви. Великая башня воздвигалась на водах. Много народа участвовало в ее построении. Одни подавали камни из глубины вод: эти камни гладкие, все как один. Другие подавали из земли: одни камни были годные, другие откладывались или откатывались. Старица объяснила Ерму. Башня, говорит она, это я, Церковь. Строится на водах, ибо ваше спасение совершается через воду. Строящие башню шесть юношей – первозданные ангелы-строители; прочие тоже ангелы, но они ниже первых. Камни квадратные и белые – апостолы, учители, епископы, диаконы, непорочно ходившие в святом учении Божием. А камни, извлекаемые из глубины и полагаемые в здание, аккуратно входящие в стройку, это суть те, которые уже умерли и пострадали за имя Божие. Откладываемые это те, которые согрешили и желают покаяться. Падающие около воды, но не скатывающиеся в воду, – те, которые желали креститься и не исполнили желания из-за привязанности к земным благам. Крестившись, они, если и пострадают, пойдут в иное, низшее место. В одном из многих других видений Ерм видит двенадцать гор (обозначающих народы на земле) и среди них на площади поля камень огромный, белый, выше этих гор, квадратный, такой, что мог бы держать всю землю, древний. Прекрасные строители, между ними двенадцать прекрасных дев, строят башню на большом камне; в самом камне, ниже постройки, есть дверь, как бы недавно сделанная и сияющая светлее солнца. Пастырь говорит ему: «чего не можешь понять, за то не берись как будто бы был мудр; но проси у Господа, чтобы, получивши смысл, понять это». И далее объясняет видение. Камень и дверь – это Сын Божий. Он древнее всякой твари и присутствовал на совете Отца Своего о создании твари. А дверь в Нем новая потому, что Он явился в последние дни и стал дверью для желающих спастись и войти в Царствие Божие. Башня – Церковь . Строители – ангелы. Девы – силы Сына Божия. Башня строится не самой земле, а на камне: «имя Сына Божия велико и неизмеримо, оно держит весь мир». Камни, взятые из глубины в здание, – первые десять, положенные в основание, обозначают первый век (по мнению толкователей, это десять допотопных патриархов, по Бытия 5-й гл.), следующие 25 – второй век мужей праведных (очевидно, ветхозаветных); 35 следующих обозначают пророков и учителей благовестия Сына Божия. Почему камни эти были извлечены из глубины? Им необходимо было пройти через воду, чтобы оживотвориться (т. е. получить дары благодати Крещения без телесного погружения). Зачем в построении сделана остановка? Чтобы соблазнившиеся покаялись; к ним послан ангел покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

В центре сев. фасада расположена большая профилированная арка (включает 2 малые арки с помещенной над ними круглой розеткой) с венчающим ее богато украшенным крестом. Барабан обильно декорирован в соответствии с особенностями груз. зодчества развитого средневековья и напоминает оформление Успенского храма в мон-ре Гелати. Основой декора является опирающаяся на полуколонки аркатура, базисы и капители полуколонн выделены сферами и квадратами. В конхе алтарной апсиды сохранились фрагменты росписи XIV-XVI вв.: Деисус представлен фигурами Христа, Пресв. Богородицы, св. Иоанна Предтечи, серафимов и херувимов ( Гагошидзе. 2009. С. 8). Некоторые части храма (вима, купол, сев. и юж. стены) были расписаны после восстановления комплекса в 2009-2011 гг. Другие строения Колокольня (1846) находится приблизительно в 2 м к западу от кафоликона. Облицована аккуратно тесанными одинаковыми квадрами известняка (эклара). Нижний этаж в плане представляет прямоугольник; 2-й ярус имеет в плане форму круга, состоит из 6 арок, увенчанных конусовидным перекрытием. Вход расположен в вост. стене. Въездные ворота и башня Въездные ворота и башня Двухэтажная башня находится у моста при входе в М., выстроена из рваного камня; углы, дверные проемы и окна выложены сравнительно лучше тесанным камнем. На 1-м этаже устроен сквозной проход (по оси север-юг), через к-рый можно попасть в мон-рь, помещение перекрыто опирающимся на паруса плоским сводом. На 2-й этаж башни со двора мон-ря по лестнице ведет отдельный вход (в зап. стене). Здесь расположена квадратной формы жилая комната с 2 окнами - на север и юг, кладка стен отличается от кладки 1-го этажа и, видимо, была переделана позднее. В сев. части на обоих этажах устроены камины. Перекрытие двускатное. Гагошидзе датирует башню XVI-XVII вв.; по его мнению, она возведена на более раннем фундаменте. До 2009 г. сохранялась длинная крытая галерея (очевидно, кон. XIX в.), примыкавшая к башне с северо-запада. Еще одна башня, 3-этажная, находится в центральной части М.

http://pravenc.ru/text/2564254.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010