К востоку, западу и югу от церкви сооружена платформа. Возможно, в какой-то ее части находилась гробница ксанских эриставов. Другие строения Крепостная стена мон-ря укреплена контрфорсами и неравномерна по высоте, что вызвано неоднородным рельефом местности. Наибольшие ширину и высоту она имеет с запада, в этой части на уровне 2-го яруса расположены бойницы, со стороны двора к ним ведет широкая ступень, т. н. тропа воинов. В ключевых для обороны местах возведены башни. В самой низкой точке комплекса близ слияния рек находится квадратная в плане башня-ворота; ее внешний фасад однороден с кладкой стены. По мнению прав. Евфимия Такаишвили , над 2-м этажом башни была надстроена колокольня; по мнению П. П. Закараи, она могла размещаться над 3-м этажом ( Закарая. 1956. С. 59; Он же. 1973. С. 113). Цитадель, построенная из сланцевого камня в сев.-зап. части комплекса, с внешней стороны примыкает к крепостной стене. Ее юж. фасад, выходящий во двор, является продолжением ограды. С внешней стороны башня имеет квадратную форму, центральное пространство ее интерьера - форму равностороннего креста; угловые комнаты - различные формы и размеры. Сохранились 3 этажа с карманами для балок межэтажных перекрытий. Юго-зап. комната 2-го этажа, по-видимому, предназначалась для знати; она крупнее остальных и имеет зальное перекрытие - уступчато-венчатый купол, т. н. гвиргвини. Широкие в интерьере 4-угольные окна сужаются к внешней стороне и превращаются в узкие бойницы. Их расположение, кажущееся бессистемным на фасаде, в интерьере свидетельствует о хорошо продуманном распределении. В сев.-вост. части внутренней крепости находится одноэтажное жилое строение продолговатой формы, к которому примыкает небольшая цилиндрическая башня. Снаружи крепостных стен, к юго-западу от центральных врат, у слияния рек, возведена квадратная башня, от которой сохранились 2 этажа. Очевидно, она имела функцию защиты врат и дозорное назначение. Святыни Единственный ряд деревянного иконостаса (не сохр.) был представлен 4 большими иконами с погрудным изображением святых, написанными одной рукой. Справа от царских врат были помещены иконы Спасителя и св. Иоанна Предтечи, слева - Пресв. Богородицы с Младенцем и св. ап. Иоанна Богослова. Под фигурой Богоматери - пространная надпись, выполненная нусхури, в к-рой упоминались дата создания иконы (1762) и имена ктиторов (по инициативе архимандрита Л. эристав Давид (III) и его мать Кетеван пожертвовали этот образ во спасение души сына эристава Шалвы) и иконописца Иоанна ( Евфимий Такаишвили. 1915. С. 89-91. Ил. 36-39). Царские врата украшала меньшая икона Спасителя (XIX в.) с выполненной мхедрули ктиторской надписью, указывающей имя жертвователя - Тамар Амилахвари (Там же. С. 91-92). Иконы живописные

http://pravenc.ru/text/2463127.html

Высота ее до 16 сажен и внутри ее такой же каменный столб (или мешок), как и в Московской. На юго-западном углу «малого Ивановского» монастыря стоит 16-ти гранная башня Кузнецкая, также в 16 сажен высоты и со столбом внутри, и не далеко от нее, на внутренней ограде, та небольшая башня Котельная 85 , которую принимают некоторые за темницу Никонову. Еще одна высокая башня, в 18 сажен, Мережная, на юго-западном углу ограды, служить твердым оплотом обители. Прочие не столь замечательны, потому что не превышают десяти сажен. Одна из них Косая, посреди западной ограды, теперь ниже всех, потому что обрушилась в 1786 году, но прежде не уступала Вологодской и Московской. Она служила главной защитой с этой стороны, где глубокое болото примыкает к монастырю. Трое внешних врат сохранились от прежних шести врат в обширной ограде. Это Казанские врата, которые служат главным въездом 86 , врата под церковью сего имени, с западной стороны, и Троицкие врата близ Мережной башни. Все башни покрыты железом и увенчаны железными же высокими шпилями. На них укреплены подвижные вертящиеся флюгера; исключение составляет в этом отношении только башня Казанская, у которой на верху высокого шпиля виден с трубой в руках ангел. Он как бы приветствует благочестивых богомольцев, входящих в святую обитель, библейскими словами: «Се дом Божий и сия врата небесная!» Известно, что еще в XII столетии город Вологда был главным складским местом между Москвой и Архангельским портом. Он вел обширную торговлю с Сибирью 88 . Поэтому долго еще тянулись здесь по широкой столбовой дороге купеческие караваны с товаром, как в центр Росси из Сибири, так и обратно в отдаленный северо-восточный край и за границу. А сколько в минувшее время проходило здесь с посохом в руках и с котомкой за плечами русских паломников? Ибо здесь был тракт великого богомолья от Киева до Троицкой Сергиевой лавры и от Сергиевой лавры до Соловецких Преподобных Зосимы и Савватия 89 . Благоговейно заходили они тогда по пути и в другие святые иноческие обители, сиявшие своим благочестием, словно звезды на северном небосклоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Таковы последние выводы по вопросу о линии второй стены близ св. мест Голгофы и Гроба Господня. Если бы и нашлись основания не соглашаться с некоторыми отдельными подробностями в этой реставрации древнего вида нашего места, то все же основные черты в ней останутся непоколебимыми: здесь во дни земной жизни Господа Иисуса Христа стояла воротная башня, а рядом с нею, к югу, красивый, глаголем расположенный, крытый проход, или галерея. Башня была построена вместе со второю стеною; проход явился незадолго до рождения Спасителя, может быть, при Ироде Великом. Около того же времени он сделался и единственным выходом за город в этом месте, когда главные западные ворота башни были заложены. Со времени своего построения башня была показателем ворот судных в полном смысле этого слова. У южной стены ее возвышенный, устланный каменными плитами, помост служил судебным форумом, с которым соединялась башня своими боковыми пролетами. Здесь разбирались и решались судьями все дела иудеев, приходивших со своими жалобами, по обычаю, увековеченному отцами, к городским воротам. Приговоренные к смертной казни выводились чрез главные ворота башни за город и здесь побивались камнями. Но вот иудейское судопроизводство развивается и осложняется; выделяются несколько инстанций суда, между которыми первое место занимает «великий синедрион Израиля». Вместе с этим теряют свое прежнее важное значение и ворота судные. Они уже не слышат прений тяжущихся сторон и авторитетных, непреложных постановлений престарелых судей: место суда отходит к дворам храма. Тем не менее, эти ворота не перестают быть воротами судными, потому что всякое роковое постановление суда, всякий смертный приговор приводится в исполнение по-прежнему у этой же самой башни, и каждый осужденный за несколько минут до казни непременно должен пройти под ее воротным сводом. Время Ирода принесло лишь ту перемену, что роль этого массивного древнееврейского свода стал исполнять теперь более легкий и изящный римский свод новопостроенной галереи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

Любопытство заставило меня посетить сих отшельников и в другой раз, но я узнал, что их перевели уже в другую, соседнюю темницу, в которой они и должны были оставаться впредь до нового о них распоряжения. Эта милость последовала им благодаря чьему-то ходатайству. Я начну с города Москвы, который я снял в эти дни с высоты дворца царского, называемого Воробьевским,– огромного деревянного здания в два яруса. В нижнем жилье этого дворца было сто двадцать четыре покоя, и я полагаю, что столько же было и в верхнем. Он обнесен был деревянною стеною, расположен же на высоте горы, против Девичьего монастыря, по другую сторону Москвы-реки, в трех верстах на запад от столицы. Я был и прежде за несколько дней до этого в этом дворце вместе со многими другими господами и некоторыми госпожами, и всех нас принимал здесь в то время шурин князя Александра. Сам царь выбрал это место, как наиболее пригодное для моей цели, и оно действительно было таково. Но так как сестра его величества занимала этот дворец на время лета, то я просил сказанного шурина князя Александра проехать со мною к ней и доложить ей о поручении, которое я получил от царя. Она отвечала, что я могу приезжать во дворец во всякое время, какое я найду удобным для себя, но пожелала, чтобы я не привозил туда с собою более одного служителя. Таким образом я отправлялся туда несколько дней сряду и исполнил свой снимок водяными красками на бумаге, из самых верхних окон... С этой высоты ясно видно все, что только находится в городе и в окрестностях его. На снимке все обозначено числами, а именно: 1. Новый Девичий монастырь. 2. Помещение для одного из пехотных полков. 3. Воротники, или дом заставного начальника. 4. Место, называемое Сущово. 5. Новинский монастырь. 6. Саввинский монастырь. 7 Церковь Николы на Щепах. 8. Церковь Благовещения. 9. Девичий Страстной монастырь. 10. Сретенская башня, или башня Сретенских ворот. 11. Петровский монастырь, или монастырь св. Петра. 12. Кремль, или замок. 13. Троицкая башня. Это название церковной колокольни, находящейся снаружи Кремля. 14. Собор, или главнейшая церковь города, где большая часть обретается мощей. 15. Иван Великий, или самая высокая башня (колокольня) в Кремле. 16. Церковь Филатова, или красивая церковь, построенная Филатовым. 17 Церковь Воскресения в Барашах 37 18. Кадаши – место жительства полотняных ткачей их величеств близ церкви. 19. Церковь св. Николая. 20. Церковь пророка Илии. 21. Таганка, т. е. церковь, названная по месту, где она построена. 22. Андрониев монастырь. 23. Красивый монастырь Спас Новый. 24. Палаты Крутицкого монастыря. 25. Донской монастырь, или монастырь Донской божией матери. 26. Спаса новый монастырь, или новый монастырь, посвященный нашему Спасу. 27 Андреевский монастырь. 28. Даниловский монастырь. 29. Река Москва. 30. Воробьева гора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На входе в Елецкий монастырь со стороны Детинца посетителей встречает очень интересная, удивительно оригинальная колокольня. Это одна из самых древних колоколен Надднепрянской Украины, сохранившаяся до нашего времени (наверное, только колокольня-башня Спасского монастыря в Новгороде-Северском была построена чуть раньше). Оригинальностью своей структуры она обязана тому, что строилась в два этапа: нижний ярус построен в 1670–1675 г.г. как оборонная надвратная башня и позднее надстроен верхний ярус, предназначенный для размещения колоколов. Когда-то, подражая Киево-Печерской лавре, проезд в колокольне назывался Святыми воротами монастыря. С обеих сторон ворот были изображены в полном архиерейском облачении два прежних игумена монастыря, которые здесь жили и работали, святые православной церкви Феодосий Углицкий – архиепископ черниговский и Димитрий Туптало, митрополит ростовский ( Добровольский П.М. Черниговский Елецкий монастырь. – Чернигов: Тип. губернского земства, 1900 г. ). Вход через эту башню был главным в монастырь. С двух сторон к ней примыкают оборонительные стены. Башня разделена на три этажа. В первом был проезд, находилась сторожа и маленькое помещение в массиве стены, темное и тесное, здесь была монастырская тюрьма для временного содержания – «передержка колодников». Наверх вела лестница. На втором и третьем этажах башни в случае нападения врагов могли размещаться военные – в стенах сделаны бойницы, позже здесь находился монастырский архив. В конце XVII в., когда строилась башня, каменные оборонительные сооружения уже были анахронизмом в связи с существованием в то время осадной артиллерии, поэтому через достаточно короткое время был надстроен второй ярус, завершенный большой грушевидной баней, кардинально изменивший облик сооружения, придал ей сугубо мирный характер. Колокольня в плане представляет собой чуть вытянутый восьмиугольник с размером в большую сторону – 13,5 м, а в меньшую – 10,5 м. Стены нижнего яруса украшены карнизом с небольшим выносом и лопатками по ребрам призмы, в стенах сделаны маленькие ромбовидные окна – бойницы. Верхний ярус, предназначенный для колоколов, в плане повторяет нижней, имеет большие арочные проемы во всех восьми гранях, на ребрах – профилированные пилястры, карниз этого яруса подражает профиль нижнего. Высота здания достигает 34 м ( Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР: В 4 т. – К.: Будивельник, 1986. – Т. 4 ). На колокольне было девять колоколов, самый большой, известный с 1786 г., имел массу около 160 пудов (1100 кг).

http://sobory.ru/article/?object=01653

Вот тогда, в конце XV века, и появились привычные нам стены и башни новгородского Детинца (некоторые, правда, обрели свой нынешний облик позже, другие и вовсе не сохранились). На основе старой крепости по повелению великого князя построили новую. Похоже, при этом не обошлось без «итальянского следа» – некоторые архитектурные элементы Детинца до боли напоминают такие же у его далёких европейских собратьев. Например, двурогие зубцы на стенах в виде «ласточкиных хвостов». Давайте пройдёмся от башни к башне и узнаем, что было интересного в их истории и чем они отличались друг от друга. Начнём с Воскресенской арки, через которую сейчас можно попасть в кремль с площади. Воскресенская арка Когда-то этот вход в крепость выглядел совсем иначе. Нетрудно догадаться, что на месте нынешней арки стояла башня. Правда, сначала в 1296 году над воротами построили церковь Воскресения Христова. Практичные новгородцы надеялись, что их благочестивый поступок будет вознаграждён Небесами – храм они возвели, чтобы «Бог пособил немец новгородцам побить и город Корелу разграбить». Позднее рядом с церковью появилась башня, построенная заново на старом основании при Иване III. Внешне она походила на нынешнюю Спасскую, но была больше. Меньше чем через век Воскресенская башня уже находилась в аварийном состоянии, а в 1745 году её и вовсе разобрали из-за угрозы обрушения. На месте появившегося пролома в стене в 1820 году появилась знакомая нам арка. В стене рядом с аркой (чуть севернее неё) сохранилась ещё одна «достопримечательность» – древний туалет. «Удобства» представляют собой небольшое помещение размерами примерно полтора на два метра с каменным рундуком, сливом и вентиляцией. Располагается туалет примерно на двухметровой высоте, и попасть в него можно было по деревянному крыльцу. Митрополичья башня Две следующие башни внешне выбиваются из общего ряда – они «круглые». И обе примыкали к резиденции новгородских архиепископов и митрополитов (Владычному двору). Вероятно, поэтому с лёгкой руки новгородских краеведов одна из «круглых» башен в XIX веке стала называться Митрополичьей. В XVII веке она именовалась «круглой», «красной круглой» (в отличие от других башен, её никогда не белили), «круглой против митрополичьего двора».

http://sobory.ru/article/?object=17092

Писал староста Унженской купец Иван Савин». Такая же надпись находилась на внутрен­ней стене храма, воспроизведенная И. М. Снегиревым . Сухарева башня была построена в царствование Иоанна V-ro и Петра I-ro. Башня построена на одной из высот города Москвы, на прежней ее границе у Земляного вала. Сретенская улица начиналась воротами в земляном городе; у этих ворот стояла часовня с древ- ним образом Николая чудотворца (сейчас находится у ворот башни). Здесь имел свое пребывание Сухарев полк, названный по имени своего полковника Лаврентия Сухарева (полк Сухарева охранял Петра во время Стрелецкого бунта и сопровождал в село Преображенское и в Сергиеву Лавру); по имени этого полковника построенная здесь башня стала называться Сухаревой. Здание его, план для коего начерчен самим Государем, состоит из 3 частей: ворот, над ними палат и осьмигранной башни, в четыре пояса, с четырьмя вокруг нее башенками; верх ее пирамидального шатра увенчан двуглавым орлом. В средине нижнего яруса проезд соединяет Сретенскую улицу с 1-й Мещанской. В толстых стенах про­езда железные крюки обозначают существование двух ворот. С лицевой стороны в нижнем ярусе четыре, а с обратной пять кружал, или глухих арок, которые, по-видимому, прежде были пролет­ными и проезжими. Над воротами палаты в два яруса: первый ярус под ними окружен крытой галереей, над которой с восточной и западной стороны двойные порталы с кокошниками; с восточной сто­роны в галерею ведет каменная лестница с рампом, в виде на­клонной плоскости, для втаскивания и спуска разных тяжестей. В этом ярусе находятся две обширный залы под сводами, разделенный кори­дорами, так же как и в третьем ярусе: до 1806 года здесь помеща­лось присутствие конторы Адмиралтейской коллегии, заготовлявшей материалы для Балтийского и Черноморского флотов. С 1829 года уст­роена в зале, посредством паровой машины, водохранилище из чугунных плит свинченных и спаянных. Оно вмещает в себе до семи тысяч ведер воды, которую, принимая в себя из водопровода Больших Мытищ, проводит через чугунные трубы в Московские бассейны и фонтаны для продовольствия жителей; вода же посреди бас­сейна бьет из металлического сосуда, осененного Российским гербом. Сухарева башня до сего времени остается замечательным произведением архитектуры, а во время Петра это ужо было чудо из чудес, и простой народ прозвал ее невестой Ивана Великого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Источник: Справочник-путеводитель " Подмосковье. Монастыри. Храмы. Источники " . М., УКИНО " Духовное преображение " , 2008 г., с.28-30. Монастырь " Вознесенская Свято-Давидова пустынь " по адресу: Чеховский район, пос.Новый Быт, Молодежная ул., является объектом культурного наследия федерального значения (ранее памятником истории и культуры республиканского значения) (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. 176). В его составе отмечены лишь Вознесенский собор и Успенская надвратная церковь. Остальные строения в составе монастырского ансамбля являются выявленными объектами культурного наследия (Распоряжение Министерства Культуры МО от 12.07.2005 г. 237-р). В его составе: богадельня; гостиница; каретный сарай; колокольня с северной сторожкой; конный двор; больничный корпус; корпус жилой " А " ; флигель жилой юго-восточный; корпус жилой " Б " ; корпус настоятельский; корпус старцев; просфорня; собор Спасский; ограда; флигель гостиницы; церковь Всех Святых, с новой трапезной и братским корпусом; часовня надкладезная; башня северо-восточная; башня северо-западная; башня юго-восточная; башня юго-западная; ограда южной части монастыря. Кирилл Аминов, 17 мая 2015 г. Уже вскоре после праведной кончины игумен Давид назван в синодике преподобным (запись 1602г.), а через несколько десятилетий – чудотворцем (запись 1657 г.). Это говорит о его местном почитании. Над гробом преподобного игумена была сооружена деревянная часовня образа Божьей Матери «Знамение». Там же и поместили икону, с которой Давид пришёл из Боровской обители: его келейный молитвенный образ. На нём изображена Матерь Божия так же, как и на иконе «Знамение» - простирающей руки в молитве, младенец Иисус писан во чреве: Пресвятой Владычице предстоят святые пророки Аввакум и Даниил и преподобные Пётр и Онуфрий Афонские. Позднее часовня была разобрана, а на этом месте построена колокольня (1740 г.), на первом этаже которой находилась Знаменский храм (позднее колокольня была разобрана, а вместо неё построена новая, служащая сейчас вратами в обитель). В XIX в. почитание преподобного Давида расширилось. Велись записи его чудотворений.

http://sobory.ru/article/?object=02624

К л. 124 об. ...дом Иоакима и Анны... – Речь идет о доме, где жили родители Марии, матери Иисуса Христа. По библейскому преданию, Иоаким происходил из Назарета, от колена Иудина, племени царского, а Анна – из Вифлеема, колена Левина, племени Ааронова. ...вийде ангел Господень ко Анне благовестити зачатие... – Анна – мать Девы Марии, была дочерью священника, после двадцати лет брака с Иоакимом оставалась бесплодной. Уже в зрелом возрасте, после усердной молитвы и явления архангела с «благой вестью», она родила дочь. В католической церкви существует догмат о непорочном зачатии и рождении Богородицы, которого не знала христианская церковь в древности и отвергает православная церковь. Память о зачатии Богородицы отмечается 9 декабря. ...древо дофиново... – лавр. Сведения о том, что во время молитвы Анна увидела на лавровом дереве птичье гнездо, восходят к апокрифической литературе (Первоевангелие Иакова, Сказание о рождестве Богородицы). ...на Москве у Спаских ворот у Кремля... – В древности московский Кремль имел 20 башен, из которых 6 были проездными. Спасская башня – главные ворота Кремля и по традиции, и в силу своего топографического положения. Проездная башня построена на месте Фроловской стрелницы белокаменной крепости 1367 г. Пьетро Антонио Солари, воздвигая башню парадного въезда в Кремль, придал ей суровый облик крепостного сооружения: башня имела двойные стены, между которыми находилась лестница, соединяющая все пять ярусов; ворота защищала отводная стрельница с двумя боковыми бастионами. Спасской башня была названа в 1658 г. в честь икон Спаса Смоленского и Спаса Нерукотворного, помещенных над воротами со стороны Красной площади и со стороны Кремля. Оборонное значение Кремля увеличилось, когда князь Василий III повелел «вокруг града... ров делати каменем и кирпичем и пруды чинити... Алевизу Фрязину». Ров шириной 32 м и глубиной около 12 м перерезал территорию Красной площади и соединялся с Неглинной и Москвой-рекой. Вода в нем удерживалась благодаря системе шлюзов. С обеих сторон рва были поставлены невысокие зубчатые стены. В XVII в. через ров, проходивший вдоль кремлевской стены, был построен мост, на котором стали торговать книгами. В 1625 г. на верху Спасской башни под руководством Христофора Головея русские кузнецы-часовщики Ждан, его сын и внук установили часы, а тридцать колоколов для перечасья отлил литейщик Кирилл Самойлов. Отбивание часов начиналось с восхода солнца, а с его заходом часы переводились на ночной счет времени. В начале XVIII в., когда по указу Петра I в стране был введен суточный счет времени, на Спасской башне поставили голландские часы с музыкой. Знаменитые кремлевские куранты появились на башне только в 1851–1852 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Сторожевая башня» и баптисты — я бы их не ставил вместе, потому что всё-таки баптисты — это баптисты, а «Сторожевая башня» — это совершенно другое. «Сторожевая башня», кстати, имеет такую генеалогическую связь с адвентистами: иеговисты отпочковались от адвентистов, пошли ещё дальше по пути ветхозаветного сознания и отказа от христианской догматики. А баптисты всё-таки ближе к нам в той части, что они исповедуют Бога в Троице, славимого Отца и Сына и Святого Духа. И вообще, они из всего протестантского мира по образу благочестия — отдавая должное правде мы должны с вами признать, что они находятся гораздо ближе к нам, чем ранее упомянутые адвентисты, иеговисты или другие представители далёких протестантских течений. Например, баптисты отрицают новую Пятидесятницу: неопятидесятники считают, что есть в мире новое излияние Духа Святого, а баптисты смиренно считают, что это излияние снизу, из подземелья, от сатаны. Так что с баптистами там всё по-другому, с ними можно говорить и к ним можно присматриваться. «Сторожевая башня» и адвентисты — это совершенно другого поля ягоды. Баптисты отрицают Образ по недоразумению, потому что Христос Господь есть Слово Божие, и нужно, безусловно, читать Божие Слово, чтобы питаться Этим Словом через Христа. Но Христос также и Образ Бога невидимого. «Перворожден всея твари», — как говорится в Послании к колоссянам апостола Павла. Поэтому Христос насколько Он Логос, настолько Он и Эйкон: Он — Слово и Он — Икона. Бог воплотился во Христе и во Христе явлена вся полнота Бога, данная телесно — тоже говорит апостол Павел. Т.е. «Бога никто же виде нигде же: Единородный Сын, Сый в Лоне Отчи, Той исповеда». Христос являет нам Бога: «Видевший Меня, видел Отца». Эти слова, видимо, пропускают протестанты и не дают им должного внимания, и не хотят изображать на различного рода предметах, одеждах, церковных облачениях, чашах, сосудах, досках и стенах храмов Пречистый Лик Господа Иисуса Христа, Который достоин почитания. Бог достоин поклонения, а образ — почитания. Но с баптистами это недоразумение, а со «Сторожевой башней» и адвентистами это некая закономерность, потому что они сознательно совершают откат вглубь, назад, в сторону ветхозаветного сознания, которое отрицает всякий образ именно потому, что в Ветхом Завете Бог не являет Лица Своего. До Воплощения Он абсолютно невидим. В Воплощении мы видим Бога в Лице Господа Иисуса Христа.

http://radonezh.ru/text/verkhovny-sud-ss...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010