Пивная башня расположена в западной стене Троице-Сергиева монастыря, между угловой Водяной и Келарской башнями. Высота башни до карниза 26 м. В башне семь ярусов, в ее стенах была сделана 181 бойница. Сильно пострадавшая во время польско-литовской осады 1608–1610 г.г., башня была капитально перестроена до 1641 года. Свое название она получила по находившейся в ней пивной монастырской палате. Пивная башня имела самые крупные размеры и наибольшее число бойниц, так как всегда была боевой. В отличие от Келарской, она всем своим объемом выступает из-за крепостных стен, что создавало возможности эффективного прострела перед ними. Ее устройство отличается от других башен крепости. Внутреннее пространство разделено на семь ярусов, балки бревенчатых накатов опираются на каменный пилон, расположенный посередине, а между вторым и третьим ярусами проходит каменный свод. Пилон имеет два вертикальных канала, которые служили для подъема грузов в верхние ярусы. Перед башней за стенами крепости до XVIII в. сохранился обширный хозяйственный двор. В ее напольной стене размещались широкие ворота и две калитки, это создавало обманчивое впечатление, будто здесь имеется сквозной проезд в монастырь. Однако перепад земли у входа в башню и у восточной стены со стороны двора монастыря составляет более 10 м, и человек, вошедший в ворота, мог попасть внутрь крепости, только поднявшись на бревенчатый накат второго яруса, а затем по узкой лестнице в толще восточной стены. В башне размещались пивная и квасная палаты, производилось сычение меда, в глубоких каменных погребах, или ледниках, примыкающих к ней со стороны монастыря, хранились различные припасы, а перед башней на берегу реки находился бочаренный двор. При надстройке крепостных сооружений в середине XVII в. Пивная башня была вдвое увеличена по высоте, а 100 лет спустя ее верхний этаж приспособили под кельи для наместника лавры: бойницы растесали в огромные окна, сделали балкон, со стороны монастыря пристроили монументальную каменную лестницу. В 1789 г. был уничтожен также и пивной двор, а пивоварню из башни перевели в подклетный этаж трапезной. В 2013-2014 г.г. проведена реставрация фасадов, устройство горизонтальной отсечной и вертикальной гидроизоляции, устройство гранитной отмостки, усиление оснований и фундаментов, реставрация кровли.

http://sobory.ru/article/?object=00497

Закрыть Фестиваль на фоне трагедии Песни и пляски фестиваля «Спасская башня» на Красной площади в дни страданий 29.08.2022 1200 Время на чтение 4 минуты Фото: regnum.ru В последние дни Успенского поста, накануне Праздника Успения Пресвятой Богородицы на Красной площади в Москве открылся фестиваль «Спасская башня». Генеральный информационный партнёр фестиваля издание Правительства РФ «Российская газета» сообщает : «Военно-музыкальный фестиваль " Спасская башня " проходит в 15-й раз. И за все эти годы не было двух похожих. Формат давно сложился, многие коллективы стали постоянными участниками этого праздника, но каждый раз организаторы находят, чем удивить зрителя. Впрочем, есть одна нерушимая традиция…». О какой традиции речь? Неужели о традиции фестивалить и собирать масштабные международные форумы даже тогда, когда горе, смерть и потери близко? «Снимайте, записывайте на видео, делитесь атмосферой праздника с друзьями и близкими!» – цитирует «Российская газета» призыв фестиваля, звучащий на Красной площади. Странно, что, когда происходят столь тяжелые события на Донбассе, когда тысячи солдат и офицеров жертвуют собой, выполняя приказ, Россия гудит фестивалями, шоу и яркими развлечениями. Фестиваль «Спасская башня» на Красной площади. Вроде бы вполне традиционно. Но разве сегодня это уместно? Тысячи зрителей, фейерверки, восторг, веселье. Это у нас, в столице. И одновременно матери и жёны плачут над телами убитых воинов. Плачут везде, по всей земле Русской. Но кто-то радуется в это время, кто-то скачет и пляшет. Один из участников фестиваля – молодой певец в женственно-истеричном образе. Он с придыханиями и подвываниями исполняет с песню «Я русский». «Я – русский, я иду до конца, моя кровь от отца…». Ну, рифма такая простенькая: конца – отца – оп-ца-ца… Но какой же ты Русский, если ты себя называешь «Шаман»? Однако, похоже, теперь это традиция такая – псевдорусская, откровенно антирусская культура преподносится как нечто суперрейтинговое, популярное среди молодежи и очень патриотичное…

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/29/fe...

«И цветы, и шмели, и трава, и колосья, 172 Поскольку первые книги Ветхого Завета появляются уже после того, как шумерские мифы сложились и были занесены на глиняные таблички, в них содержится неизбежная и очевидная полемика с предшествовавшей традицией, т. е. с этими самыми шумерскими мифами – порой весьма саркастическая. Вот пример такой библейской иронии: в вавилонском эпосе “Энума Элиш” повествуется, что была построена «башня высотою с Апсу» то есть с бога неба. В Библии также упоминается «башня высотою до небес». Вроде бы – сказано то же самое. Однако, башня, высотой с верховного вавилонского бога, при всей её огромности для Бога Библии, Ягве оказалось столь незначительна, что Ему пришлось «сойти», чтобы её рассмотреть (Быт. 11,5). Хоть башня и «равна Апсу» – супругу Тиамат и первобогу вавилонской теогонии – но Ягве неизмеримо выше. Люди продолжают штурмовать небеса, но только если Господь сходит – они встречаются лицом к лицу. 173 «В Пасху Господь „сокруши врата медные“ (Ис.65,2). Не сказано: отверз, но: сокруши, чтобы темница сделалась негодною. Итак, когда Христос сокрушил, кто другой будет в состоянии исправить? Что Бог разрушит, то кто потом восстановит?» – св. Иоанн Златоуст. Творения. т.2. кн.1. Спб., 1896, с. 433. 174 «В Пасху Господь „сокруши врата медные“ (Ис.65,2). Не сказано: отверз, но: сокруши, чтобы темница сделалась негодною. Итак, когда Христос сокрушил, кто другой будет в состоянии исправить? Что Бог разрушит, то кто потом восстановит?» – св. Иоанн Златоуст. Творения. т.2. кн.1. Спб., 1896, с. 433. 175 св. Иоанн Златоуст. Беседы о покаянии VII.//Творения. т.2. кн.1. Спб. 1896 с.365. 176 см. – свт. Иоанн Златоуст. Беседы о статуях IV.//Творения. т.2. кн.1. Спб. 1896 с.58. 177 Гвардини Р. Познание веры. Брюссель. 1955. с.16. 178 Гвардини Р. Познание веры. Брюссель. 1955. с.17. 179 «Когда еврейский народ стоял у подножия Синая, – говорит Талмуд, – Бог объявил ему, что если он откажется признать Его, то Он велит горе засыпать весь еврейский стан своей массой, и евреи из страха, вопреки своему желанию, притворно согласились служить Иегове. Закон Моисеев потому был великой неволей для израильтян» (Талмуд. Шаббат. 88,1 на слова исх. 19,17). Если бы нас потребовали на суд, говорит раввин Соломон Ярхи, и спросили, почему мы не держимся того, что сказано нам на Синае, то мы могли бы отвечать, что мы не хотим знать того, что навязано нам силою». Цит. по: Олесницкий. Из талмудической мифологии//Труды Киевской Духовной Академии. 1870, январь, с. 208-209. 180

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Правая сторона от Яффских ворот занята цитаделью (эль-Каляг), которую обыкновенно называют Давидовой башней, хотя цитадель составляет несколько башен различной величины и неправильного вида. Стены, окружающие ее со стороны города, весьма незначительной величины. Башни, обращенные к стороне рва, укреплены снизу косвенными контрфорсами приблизительно под углом в сорок пять градусов. Все они, по-видимому, римской постройки. Прежде всего обращает на себя внимание башня, находящаяся возле Яффских ворот. Она-то, собственно, и есть Давидова. Верхняя часть ее позднейшей постройки, но вся нижняя сложена из огромных камней, имеющих от пяти до шести аршин в длину, от четырех до пяти – в ширину и до полутора аршин в вышину. Эти камни, по-видимому, оставались неприкосновенными от самых древнейших времен и напоминают своим видом стены Соломонова храма. По свидетельству Портера, произведенные раскопки показали, что до известной высоты нижняя часть башни составляет часть скалы, из которой она высечена, и лишь по внешности обложена тесаным камнем. Цитадель есть, видимо, Давидова башня времен крестовых походов. Она служила, вероятно, резиденцией католическим владыкам Иерусалима, ибо на монетах их встречается ее изображение. Во время разорения в 1219 году мусульманами укреплений башня эта осталась нетронутой и сохранила свое название до XVI века, когда была переименована в башню Пизанцев, вероятно, потому, что ее реставрировали уроженцы Пизы. Во всяком случае, почти несомненно, что башня эта весьма древнего происхождения и легко может быть, что нижняя часть ее существовала еще во времена израильских царей, судя по древности ее и по названию башни Давидовой, сохраняющемуся с весьма отдаленных времен. Робинсон, Шульц, Сольси и другие ученые путешественники отождествляют ее с башней Гиппика, по словам Иосифа, построенной Иродом и названной в память и по имени павшего в сражении друга Ирода. К цитадели примыкает здание казарм. Против цитадели, на востоке, находится английская церковь и дом протестантского духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В рядах Сторожевой Башни остаются люди, которые отказываются от самостоятельного мышления: «Теперь не время для независимого мышления...» (Организованы проводить наше служение, 1990 г., стр. 8). Они полагаются на организацию, вместо того, чтобы полагаться на Бога, на Сторожевую Башню, вместо Писания. Людям внушается, что все то, что говорит «верный и благоразумный раб» есть истина. «И как раньше Иисус задействовал «раба Своего Иоанна»... так и сегодня он задействует «верного и благоразумного раба», состоящего из его помазанных «братьев» на земле, чтобы давать своим слугам и их спутникам духовную «пищу вовремя» ( Мф. 24:4; 5:47; 25:40 ). Счастливы те, ...кто признает используемый Им канал». (Сторожевая Башня, 01.12.1999 г., стр. 15); «С помощью святого духа он [Иегова] наделил своих служителей способностью понимать, как сбываются библейские предсказания в наше время». (Сторожевая Башня, 01.04.2000 г., стр. 16).Подвергать все это сомнению, равносильно сомневаться в Иегове, и им запрещается выслушивать критику:«Отказываетесь ли вы слушать резкую критику в адрес организации Иеговы? Вам следует отказываться». (Сторожевая Башня, 15.05.1984 г., стр. 17). И Свидетелям приходится это принимать на веру, и соответственно, проверять все это, мало кому придет в голову.«Более того, некоторые из религиозных книг, которые люди могут убедить Свидетелей Иеговы прочесть, написаны людьми, отступившими от истины, или содержат их мысли. Истинным христианам заповедано отвращаться от таких отступников». (Сторожевая Башня, 01.05.1984 г., стр. 31). И основная задача в Обществе Сторожевой Башни – подготовка проповедников, все остальное второстепенно: " А тем, кому позволяют обстоятельства, стоит серьезно подумать насчет пионерскогослужения, благодаря которому проповедь у нас каждый день на первом месте». (НЦС, январь 1996 г., стр. 1); «У всех нас есть обязанность проповедовать благую весть о Царстве Бога» (Объединены в поклонении единому истинному Богу, 1989 г., гл. 1, стр. 9). Сейчас, когда я тщательно изучаю Библию, без влияния настойчивой пропаганды Общества Сторожевой Башни, когда имеется огромный доступ к разным переводам Священного Писания, оригинальным библейским текстам, и другим религиозным источникам, все более и лучше я узнаю истину, которая все более противоречит фальшивой истине Свидетелей Иеговы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Кузнечная башня (1640-е гг.). Одна из трех сохранившихся до наших дней башен Симонова монастыря. Башня имеет пятиугольную форму и расположена на южной единственной сохранившейся стене монастыря. Это самая малая башня монастыря была возведена в 1640-е гг., а ее высокий шатер достраивался в течение последующих 40 лет. Башня имеет одноярусный наблюдательный пункт, в отличие от других башен, где он двухярусный. Церкви Симонова монастыря: преподобного Александра Свирского 1700 г., Честных Древ 1593 г. – над западными вратами; Николая Чудотворца – над восточными и во имя Иоанна, патриарха Царьградского, и Александра Невского – во втором ярусе пятиярусной колокольни, построенной Тоном в 1839 г. По материалам Дворец культуры ЗИЛ, сооруженный в 1930-х гг. на месте разрушенной части монастыря - крупнейший и заключительный памятник архитектуры советского конструктивизма работы братьев Весниных. Расположен в Москве на Восточной улице, 4. Строительство 1930-1937 гг. Построен на территории некрополя Симонова монастыря, в 1930-х гг. разорённого большевиками. На этом месте были похоронены многочисленные представители старинных русских дворянских фамилий, в том числе Вадбольские, Головины, Дурасовы, Загряжские, Исленьевы, Муравьёвы, Нарышкины, Оленины, Соймоновы, Татищевы, Шаховские и многие другие. Захоронения не сохранились, поскольку были снесены на рабочих субботниках. Чтобы посодействовать забвению истории России, на месте некрополя Симонова монастыря большевиками был сооружен дворец культуры ЗИЛа. Древний Симонов монастырь основан в 1730 году по благословению Сергия Радонежского (Варфоломей) (между1314-1322 - 1392) его учеником и племянником - преподобным Фёдором (Иван) (ок. 1340-1394), уроженцем Радонежа, принявшим постриг в Покровском Хотьковом монастыре. Во главе Симонова монастыря преподобный Фёдор прославился как духовный наставник, он был личным духовником Дмитрия Ивановича Донского. В 1338 году преподобный Фёдор стал Ростовским архиепископом. Умер он 28 ноября 1394 года и похоронен в Успенском соборе Ростова Великого.

http://sobory.ru/article/?object=03108

290 Келарь – монастырский инок, заведующий монастырскими припасами или вообще светскими делами монастыря. Келарница, келарня, келарская – кладовая для разных монастырских припасов. Келарская башня расположена на западной стороне Троице-Сергиева монастыря, между Пивной и угловой Плотничьей башнями. Башня была выстроена после осады Лавры в 1643 г. и имеет высоту 20 м. Из описаний Лавры Е. Голубинского : " Келарская башня не была построена вместе с самой стеной, а была пристроена к ней, именно к находившимся в ней (стене) келарским, или гостиным, палатам позднее. Со всею вероятностию должно думать, что она была пристроена к келарским палатам при перестройке этих последних, которая имела место в 1643 г. Башня прямо и складена была с тем, чтобы служить жилым помещением, именно стать частью келарских палат». 291 Очевидно, имеется в виду иеромонах Иларий, который во времена наместничества архим. Антония был библиотекарем Лаврского книгохранилища. 292 Добросердов имеет в виду Митрополичьи покои. Митрополичьи (ныне – Патриаршие) покои расположены вблизи юго-западного угла монастыря, южнее Троицкого собора, и являются резиденцией настоятеля монастыря, Патриарха Московского и всея Руси, во время его пребывания в обители. Здание расположено на крутом южном склоне холма Маковец и имеет с северной стороны два этажа, а с южной три. На верхнем этаже располагается домовая церковь покоев, престол которой был освящен в 1949 г. во имя праведного Филарета Милостивого. Здание Митрополичьих покоев, примыкающее к Трапезному храму, было построено одновременно с ним, в 1687– 1692 гг. Его парадный фасад, выполненный в 1778 г. в стиле барокко, оформил южную сторону небольшой уютной площади между Никоновской церковью и Трапезным храмом. Главный вход в Митрополичьи покои украшен колоннами, капители которых поддерживают балкон с изящной кованой решеткой. В убранстве интерьеров парадных комнат верхнего этажа следует особо отметить богатую лепнину и роспись на сводах, выполненные в 1777–1778 гг. в стиле барокко, и старинные изразцовые печи с растительным орнаментом.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

III. Показав мне это, старица хотела удалиться. Я говорю ей: «Госпожа, что пользы мне видеть, и не знать, что значит это строение?» Она отвечала мне: «Любопытный ты человек, если желаешь узнать значение башни». «Действительно, госпожа, – говорю я, желаю узнать, чтобы возвестить братьям, и они возрадовались, и услыша это, прославили Господа». И она говорит: «Услышат многие; и услышав некоторые возрадуются, а другие восплачут; впрочем, и последние, если услышав принесут покаяние, также будут радоваться. Выслушай теперь объяснение башни, я открою все и не докучай мне более об откровении. Откровения эти имеют предел, ибо закончились. А ты не перестаешь требовать откровений, потому что настойчив. Итак, башня, которую видишь строящеюся, это я, Церковь 480 , которая явилась тебе теперь и являлась прежде. Спрашивай же, что хочешь, о башне, и я открою тебе, чтобы возрадовался ты со святыми». Я говорю ей: «Госпожа, если однажды сочла ты меня достойным того, чтобы все открыть мне, то открой». Она говорит мне: «Все, что следует открыть тебе, откроется, только бы сердце твое было ко Господу, и ты не сомневался, что бы ни увидал». Я спросил ее: «Госпожа, почему башня построена на водах?» Она отвечала: «И прежде я говорила тебе, что ты любопытен, и тщательно изыскиваешь: ища найдешь истину. Слушай же, почему башня строится на водах; потому, что жизнь ваша через воду 481 спасена и спасется. А башня основана словом всемогущего и преславного имени, и держится невидимою силою Господа». IV. Я в ответ говорю ей: «Величественное и дивное дело. А кто, госпожа, те шесть юношей, которые строят?» «Это первозданные ангелы Божии, которым Господь вверил все Свое творение для того, чтобы они умножали; благоустраивали и управляли Его творением: посредством их будет окончено и строение башни». «А кто прочие, которые приносят камни?» «И это святые ангелы Господа: но первые выше последних. Когда будет окончено строение башни, они все вместе будут ликовать около башни, и прославлять Господа за то, что совершилось строение башни». Я спросил ее: «Желал бы я знать, какое различие и значение камней». И она отвечала мне: «Разве ты лучше всех, чтобы тебе это было открыто? Иные выше и лучше тебя, которым следовало бы открыть эти видения; но чтобы прославлялось имя Божие, тебе это открыто и еще откроется ради сомневающихся, которые помышляют в сердцах своих, будет ли это, или нет 482 . Скажи им, что все это истинно, и что ничего нет ложного, но все твердо и крепко основано».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Волосы твои – как стадо коз, сходящих с горы Галаадской . По наименованию горы Галаад означает «холм, свидетель», а волос – знак и покрывало целомудрия, нечувственность (волос ничего не чувствует) к суете и страстям мира сего. Так отрешенность и нечувствие к суете мира, приснодевство Пречистой Девы – это «холм свидетельства» в этом мире о жизни иной, которая, как стадо коз , через Деву входит в эту жизнь. 3 . Глаза твои голубиные под кудрями твоими. Глаза твои – озерки Есевонские, что у ворот Батраббима. Глаза твои , Пречистая, голубиные , или точнее – голуби. Это потому, что голубица Духа Святого, по извещению архангела, осенила Ее ( Лк. 1:35 ), освятила, уцеломудрила (голубь – птица целомудрия, ибо живет только парно) и Саму соделала Голубицей Христовой. Голубям уподоблены глаза Ее – ибо чисто и целомудренно взирает Она, как на тайны Неба, так и на тленность и скоропреходящую суету мира земного. Глаза твои – озерки Есевонские, что у ворот Батраббима. Есевон – город высоко в горах. У ворот Батраббима («дщерей многих») этого города были высеченные в скалах цистерны, озерки Есевонские – рыбные пруды, отражавшие в чистых водах своих горнее небо. А название города Есевон означает «размышление». Духовные очи Пречистой всегда взирали на Небо, созерцали в богомыслии и размышлении тайны Царствия Небесного. Пречистая Дева, как горнее озерко , отражает чисто, неискаженно всю красоту Неба. Сие озерко было рыбным прудом, ибо от Девы явилась миру эта «божественная Рыба» – ΙΧΘΥΣ (= Иисус Христос Божий Сын Спаситель). Первые буквы этих слов на греческом языке дают слово «рыба». Рыба как знак Христа была символом первых христиан. И сие озерко – у ворот Батраббима («дщерей многих»). От Девы, озерка , в утробе Своей девственно имевшей сию Рыбу-Христа и девственно даровавшей Ее миру, теперь – «дщери многие», великий и славный сонм девственниц Христовых. 4 . Нос твой – башня Ливанская, обращенная к Дамаску; и запах от ноздрей твоих, как от яблоков. Ливан , воскуряемый Богу ладан, означает Божественное начало. Нос Пречистой Девы – башня Ливанская . Это означает, что Она, родившая миру Сына Божия, есть истинная Богородица, есть благоухание Христово ( 2Кор. 2:15 ). Сама, обоняя благоухание Духа Божия, Она и Сама источает его в этот мир. Башня означает также мощь и силу. Молитвы Богородицы и благоуханны, и непобедимо сильны. Эта башня обращена к Дамаску . Дамаск символизирует языческое идолопоклонческое начало. Родив Сына Божия, Богородица разрушает всякое идолопоклонство.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Прощайте, дети, и служите Господу, ибо благ Господь! 2440 Книга 5 18 (Maur. 70). Амвросий Оронциану 2441 1. Действительно, пророки возвестили грядущее объединение народов и утверждение Церкви. Но однако, в Церкви не только происходит неуклонное восхождение сильных душ, но и падение немощных, и новое их обращение, и из пророческих книг мы можем узнать, и как прекрасная и сильная душа шествует без какого–либо преткновения, и как более немощная оступается, и как, оступившись, возобновляет и восстанавливает шаг. 2. Поэтому в Песни песней мы читаем о непрерывном продвижении такой блаженной души, 2442 а у Михея, пророка, с которого началась наша беседа, рассмотрим обращение павшей души. 2443 Ведь не случайно тебя взволновали слова: И ты, Вифлеем, дом Ефрафы (Мих. 5. 2), сказанные этим пророком. Как же может быть дом ярости 2444 там, где родился Христос? Ведь названия мест обозначают, а объясняют таинства деяний. 3. Но вначале посмотрим, как переводится имя Михей. Оно означает «тот, кто от Бога», или как в другом месте мы находим «именно он, сын Морасфы, 2445 то есть наследника». 2446 Кто же наследник, как не Сын Божий, Который говорит: Все предано Мне Отцом (Мф. 11. 27) и Который, Сам будучи Наследником, желает, чтобы мы были сонаследниками Ему? В самом деле, именно он — не один из народа, но избранный по благодати Божией, в ком говорит Святой Дух, тот, кто начал пророчествовать во дни царей Иоафама, Ахаза и Езекии (Мих. 1. 1 ). В таком порядке указано следование видений: от дурных царей до времен благого царя. 4. И так как страждущая душа 2447 прежде несла тяготы под гнетом дурных царей, кажется необходимым рассмотреть, как происходит ее обращение. Сокрушена была она словно немощная, и вся твердыня ее 2448 сделалась дорогою мимоходящих (Ис. 51. 23) и нападением страстей, она была ослаблена роскошью и истощена удовольствиями — и удалилась от лица Господа. Башня ее пребывала в запустении, та башня, что была возведена, как читаем мы в пророчестве Исаии, посреди цветущего виноградника. 2449 Башня приходит в запустение, когда лоза усыхает и овца сбивается с пути. Когда же вновь зеленеет лоза или овца возвращается, башня сияет, ведь нет ничего более нечистого, чем беззаконие, и ничего более сияющего, чем праведность.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010