В XVI-XVII вв. отношения Г. с католич. Церковью складывались под влиянием Реформации . Религ. искания нем. реформаторов скорее всего не интересовали ни Карла, к-рый родился, вырос и большую часть жизни провел за пределами Германии, ни его младшего брата Фердинанда (1503-1564; с 1521 наместник в Германии, с 1556, коронован в 1558, имп. Фердинанд I). Г. остались верны католич. Церкви, приложив усилия к тому, чтобы восстановить ее позиции и авторитет. Карл V был увлечен идеей создания универсальной монархии (monarchia universalis) - системы власти, к-рая позволила бы преодолеть раздробленность Европы, полагая, что политическое господство единого монарха обеспечит мир внутри христ. сообщества и мобилизацию сил для борьбы с османской угрозой. Противоречия между интересами Г. и Франции, их борьба за доминирование в Европе привели к Итальянским войнам (1494-1559). Вместе с тем в религ. политике Карла V прослеживается стремление к подчинению Церкви монарху и меньшей ее зависимости от Рима. Карл V стремился к централизации составных частей империи и, вероятно, к установлению в Германии национальной Церкви на манер Франции (см. ст. Галликанизм ). Впервые столкнувшись с учением М. Лютера на Вормсском рейхстаге (1521) и принимая решение о запрещении нового учения и преследовании его адептов, император рассчитывал на поддержку папы Льва Х . Однако на территории Римско-Германской империи, в т. ч. и в Австрии, Вормсский эдикт, как правило, не выполнялся. В 1523 г. эрцгерц. Фердинанд издал указ против последователей Лютера и одновременно поручил Венскому еп. Иоганну Ревеллису возглавить судебную курию против еретиков. Одна из статей Мадридского мира с Францией (1526) предусматривала совместные действия франц. короля и императора по искоренению лютеранства . Но Франция, папа Климент VII , Англия, Венеция, Флоренция и Милан, опасавшиеся усиления императора, объединились в Коньякскую лигу (1526-1529) и не позволили приступить к реализации проекта. На Шпайерском рейхстаге (1526), наоборот, было принято решение о возможности свободно выбирать веру до решений буд. Собора. В 1527 г. император взял реванш, допустив, несмотря на формальное осуждение, захват и разграбление Рима наемными войсками (Sacco di Roma), заняв большую часть папских владений и нанеся поражение франц. войскам у Неаполя (1528). Были заключены мирные договоры с папой Римским (Барселонский мир, май 1529) и франц. кор. Франциском I (Камбре, авг. 1529), где также декларировались намерения совместной и решительной борьбы с ересью. Вернувшись в Германию, Карл V издал эдикт против лютеран, игнорируя компромисс, достигнутый в 1526 г. На Шпайерском рейхстаге (1529) лютеране заявили протест против попыток навязать им позиции католич. большинства рейхстага и отказались подчиниться императору; он был готов прибегнуть к силе. Но этому помешала осада турками Вены (1529).

http://pravenc.ru/text/161215.html

Зал заседаний Совета Ста. 1373 г. Фотография. ХХ в. Процесс политического обособления этих территорий от Западнофранкского королевства завершился лишь к кон. X в. Особую роль в нем сыграло опустошение графства и сожжение Б. при нашествии арабов аль-Мансура (985), когда франк. император не смог оказать помощь. С того момента графы Б., формально признававшие еще нек-рое время ленную зависимость от западнофранк. королей, фактически стали править самостоятельно. Переданные Вифридом Волосатым своим наследникам земли и города Б., Жерона, Аусона, Бесалу, Уржель, Серданья превратились в собственный домен основанного им графского рода. В XI-XII вв. графы Б. приняли активное участие в Реконкисте , результатом к-рой стало существенное увеличение территории графства. В 1010-1017 гг. его границы были расширены до Таррагоны. Экономические, культурные и церковные связи с южнофранц. землями были подкреплены династическим союзом барселонских графов с графами Каркассона. Гр. Беренгером Раймоном I (1017-1035) были установлены тесные связи с Кастилией (он женился на дочери кастильского графа) и Наваррой. В 1025 г. все жители Б. принесли ему клятву верности, а при его преемнике Раймоне Беренгере I (1035-1076) графы соседних областей Эмпурьяс, Бесалу, Серданья, Пальярс, Уржель признали свою вассальную зависимость от Б. и заключили соглашение, по к-рому их выморочные земли переходили к барселонским графам. После брака гр. Раймона Беренгера III (1096-1131) с Дульцией Провансской к Б. была присоединена юж. часть франц. графства Прованс. В 1-й пол. XII в. в его состав вошли завоеванные Таррагона (1128), Тортоса (1148), Лерида (1149). Наибольшее значение для дальнейшей истории графства имел брак гр. Раймона Беренгера IV (1131-1162) в 1137 г. с наследницей королевства Арагон Петрониллой, принесший ему титул «princeps» Арагона, а его наследникам арагонскую корону. Впосл. короли Арагона сохранили за собой титул графов Б., графство, сопоставимое по площади с Арагоном и экономически более развитое, на особом положении принципата вошло в состав этого королевства. В XVI в., при Габсбургах, Б., как и Каталония в целом, сохраняла значительные черты обособленности, в сер. XVII в. стала центром антигабсбургского движения.

http://pravenc.ru/text/77596.html

Запрещение, сформулированное в этом правиле, связано с самой целью рукоположения, смысл которого заключается в соблюдении исполнения церковного служения. Посвящать в духовный сан и игнорировать эту цель было немыслимым. Кроме того, нельзя быть клириком «вообще»: пресвитер, диакон или церковнослужитель обязательно принадлежат к определенной местной Церкви и находятся под властью епископа, который осуществляет руководство над ней. Сам факт необходимости издания подобного постановления показывает, насколько было утеряно у некоторых епископов понимание неотъемлемой связи между принятием духовного сана и вполне определенным служением в какой-либо Церкви. Само представление о служении в Церкви первых трех веков христианства не давало возможности помыслить о возможности «абсолютных» рукоположений, однако позднейшее развитие не могло не оказать влияния на практику. Иногда священство рассматривали скорее как честь, а не как служение. Нам доподлинно известны случаи, когда совершались рукоположения без точного назначения в том смысле, в каком оно предусматривается правилом: св. Павлин Ноланский в 394 г. принял пресвитерское рукоположение от епископа Барселонского при условии, что он не получит никакого особого назначения, как он сам о том ясно заявил 1147 . Несколько ранее блж. Иероним согласился принять священство, видимо, на тех же условиях 1148 . Кроме того, особенно часто рукополагали в такое «почетное» священство известных подвижников. Каниве считает, и не без основания, что это правило было издано со специальной целью упорядочить поставления монахов 1149 . Действительно, помимо упомянутого выше рукоположения блж. Иеронима , странными кажутся и поставления некоторых иноков, если рассматривать их с этой точки зрения. Так, отшельник Акепсима принял пресвитерское рукоположение, которое предлагалось ему как отличие за его добродетель, только потому, что он знал – жить ему осталось всего несколько дней 1150 . Поставление другого подвижника, Македония, совершенное без его ведома и против его воли, также не соответствовало никакой пастырской необходимости 1151 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

Здесь же струится водой милосердия чистый источник И обновленной волной пятна смывает грехов. Всякий, кто жаждет взойти в небесное вечное царство, Тот да приидет сюда, на уготованный путь. Прежде была высота лишь свидетелям славным доступна, Ныне доступна она душам, омытым водой. Дух, привычным путем нисходящий с неба на землю, Пальмою прежде венчал, ныне прощенье дарит. Капли священные пьет земля – росы или крови, И изобильный поток к Богу струит своему. Он этих мест Господин, из Его пронзенного бока Некогда кровь излилась и вместе с нею вода. 213 Каждый по силе своей да приимет раны Христовы: Кто-то возвышен мечом будет, а кто-то водой. 124 Впервые перевод был опубликован в издании: Поэты имперского Рима/Сост., автор статей и переводчик Т.Л. Александрова. M.: Изд-во ПСТГУ, 2013. С.80–105. 125 Это были солдаты. отказавшиеся продолжать службу в римской армии. Точное время их мученичества неясно (см. ст. 73–78). 126 126  Размер – трохаический каталектический тетраметр. называемый также трохаическим септенарием или «квадратным стихом». Схема: (после первых двух стоп может быть еще одна цезура). Это был размер шутливых народных и военных строевых песен – не случайно страдание мучеников-воинов налисано именно этим размером с его бравым ритмом. Интересно и то. что этот ритм и поныне используется в строевых маршах. 130 Мц. Евлалия Меридская. пострадала в 304 г., святая. Память ее празднуется 10 декабря (в католической традиции). Часто смешивается с мц. Евлалией Барселонской, пострадавшей в те же годы. Житийные традиции пересекаются, что порой приводило к отождествлению двух этих мучениц. 132  Каноп – город в Египте. «Канопский» можно понимать как синоним «египетского», и тогда здесь видится традиционное библейское и святоотеческое представление о Египте как об олицетворении царства греха. 134  Марк Аврелий Валерий Максимиан (285–310). римский император. соправитель Диоклетиана. при разделении империи получивший Африку. Испанию и Италию. 139  Слово ungula, имеющее также значения «копыто» и «коготь», в данном случае обозначает орудие пытки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К сожалению, содержание его нам неизвестно, так как сохранилось от него до нас только одно заглавие, как мы уже упоминали. Но можно думать, что ревностный сторонник мира и единения Церквей и христиан, св. Ириней убеждал в нем Власта и его последователей не производить раскола в Римской церкви из-за вопроса о времени празднования Пасхи, а может быть, касался также и монтанизма, к которому Власт имел тяготение. Привела ли к каким-либо положительным результатам посылка этого письма, мы не знаем точно. Но судя по тому, что уже Епифаний и Филастрий, писавшие под влиянием Ипполитовой «Синтагмы», как и Псевдо- Тертуллиан , не упоминают о Власте, и Пациан Барселонский знает только его (без последователей), можно заключить, что раскол этот широкого распространения и долголетия не имел. И может быть, в этом немалую роль сыграло настоящее письмо св. Иринея. 9. Пастырско-проповедническая деятельность св. Иринея Евсевий, перечисляя сочинения Иринея, называет, между прочим, «Книгу разных проповедей ( Βιβλον διαλξεων διαφρων)», в которой св. отец, по его словам, упоминает о Послании к Евреям и так называемой книге Премудрости Соломоновой, приводя из них также некоторые изречения. 1256 Слово διαλξεις на языке историка означает то, что мы называем церковными проповедями, т. е. беседы или речи, произносимые перед собранием народа в особых предназначенных для этого местах и время. 1257 Таким образом, в сообщении Евсевия можно видеть указание на проповедническую деятельность св. Иринея. Множественное число ( διαλξεων) и самое заглавие – «Книга разных проповедей» говорят, что мы имеем дело со сборником, содержавшим в себе несколько таких слов. A διαφρων оттеняет, вероятно, разнообразие их по содержанию. Чего касались они в частности, Евсевий не определяет. Но можно думать, что, живя в городе, обитатели которого в большинстве были, еще язычниками, Ириней, прежде всего, обращался к ним с миссионерскими беседами. Подтверждение этому можно видеть 1258 также в предисловии к первой книге Contra haereses, где св. отец говорит о знании им кельтского языка. 1259 Очевидно, ему много приходилось вращаться и часто объясняться на местном наречии, если природный язык его, по собственному замечанию, как бы испортился несколько.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Неск. веков спустя молитвы 10-й гл. «Дидахе» уже не воспринимались как анафора - в 26-й гл. VII кн. «Апостольских постановлений» (ок. 380) приводятся рубрика «Μετ δ τν μετληψιν οτως εχαριστσατε» (После Причащения благодарите так) и Б. м. (нач.: «Εχαριστομν σοι, Θες κα Πατρ Ιησο το σωτρος μν, πρ το γου νματς σου» - Благодарим Тебя, Бог и Отец Иисуса Спасителя нашего, за святое имя Твое - SC. 336. P. 54-56); они являются переработкой текста 10-й гл. «Дидахе» (см. сравнение молитв в кн.: Giraudo C. La struttura letteraria della preghiera eucaristica: Saggia sulla genesi letteraria di una forma. R., 1981. (AnBib; 92). P. 249-253). В «Апостольских постановлениях», в составе изложенного в VIII кн. чинопоследования литургии (гл. 14-15), приводится еще одна Б. м. (нач.: «Δσποτα Θες παντοκρτωρ, Πατρ το Χριστο σου το ελογημνος Παιδς» - Владыка Бог Вседержитель, Отец Христа, Твоего благословенного Отрока), предваряемая диаконским прошением (нач.: «Μεταλαβντες το τιμου σματος κα το τιμου αματος το Χριστο εχαριστσωμεν» - Причастившись честного Тела и честной Крови Христовых, возблагодарим). Молитва начинается с испрашивания у Бога того, чтобы Причащение принесло духовную пользу причастникам, а затем переходит в ряд прошений общего характера (о священниках, о царях, о внешних врагах империи, о народе и проч.), напоминающих intercessio (ходатайственную часть) анафоры (SC; 336. P. 212). Согласно Барселонскому папирусу сер. IV в., древнейшей сохранившейся рукописи, содержащей чин Евхаристии, чинопоследование литургии состоит всего из 2 молитв - анафоры (к-рая на основании внутренних данных может быть датирована III-IV вв.) и Б. м. (нач.: «ρδβλθυοτεΕτι δεμεθ σου, Δσποτα Θε παντοκρτωρ, κα εχαριστομν σοι π τ μεταλ [ μ ]ψ ι το ρτου τς ζως κα το ποτηρου το γιασμο» - Снова молимся Тебе, Владыко Боже Вседержитель, и благодарим Тебя о Причащении Хлеба жизни и Чаши освящения), парафразирующей 2-ю эnukлeзy-inmercessio анафоры ( Желтов М. Греч. литургия IV в. в папирусе Barcelon. Papyr. 154b - 157b//Богословский сб. М., 2002. Вып. 9. С. 251-253).

http://pravenc.ru/text/149307.html

Основными и наиболее ранними источниками сведений о жизни и деятельности Н. являются письма его современников - сщмч. Киприана , еп. Карфагенского (см.: Cypr. Carth. Ep. 8, 27-28, 37, 41, 44-60, 52, 55, 59-60, 68-69, 72-73; здесь и далее нумерация писем по крит. изд. в сериях CSEL и CCSL), св. Дионисия Великого , еп. Александрийского, и св. Корнелия , еп. Римского (сохр. только в составе «Церковной истории» Евсевия , еп. Кесарии Палестинской: Euseb. Hist. eccl. VI 43, 45; VII 8). В число др. важных источников входят (подробнее см.: Hirschmann. 2015. S. 24-74): 1) анонимный трактат «К Новациану» (Ad Novatianum; CPL, N 76; текст см.: PL. 3. Col. 1205-1218; крит. изд.: S. Thasci Caecili Cypriani Opera omnia/Ed. G. Hartel. W., 1871. Pt. 3. P. 52-69. (CSEL; 3/3)), который датируется сер. III в. (см.: Saxer. 2006. P. 3550); трактат приписывался разным авторам - сщмч. Киприану Карфагенскому, Римским епископам Корнелию и Сиксту II и др. (см.: Diercks. 1971. P. 121-130); 2) трактат «Против Новациана» (Contra Novatianum; текст см.: PL. 35. Col. 2303-2312; крит. изд.: Pseudo-Augustini Quaestiones Veteris et Novi Testamenti/Ed. A. Souter. 1908. P. 199-224. (CSEL; 50)), который сохранился в составе корпуса «Вопросы по Ветхому и Новому Завету» (Quaestiones Veteris et Novi Testamenti; CPL, N 185; вопрос 102); этот корпус был создан между 370 и 380 гг. и, вероятнее всего, принадлежит рим. пресвитеру, обозначаемому условным именем Амвросиаст (см. Амброзиастер ), однако неизвестно, входил ли трактат «Против Новациана» в корпус изначально или был создан неким др. автором и присоединен к корпусу позднее (см.: Gregory. 1899); 3) письма Пациана , еп. Барселонского (Epistulae III ad Sympronianum; CPL, N 561); в последнем критическом издании 3-е письмо выделено как соч. «Против трактата новациан» (Contra tractatus Novatianorum; см.: Pacianus Barcinonensis. Opera quae extant/Ed. A. Anglada-Anfruns. Turnhout, 2012. (CCSL; 69B)); 4) ряд мест в трактате «О покаянии» (De paenitentia; CPL, N 156) свт. Амвросия , еп. Медиоланского (см., напр.: Ambros. Mediol. De poenit. I 3. 10-14); 5) посвященная Н. 70-я гл. соч. «О знаменитых мужах» блж. Иеронима Стридонского (см.: Hieron. De vir. illustr. 70); 6) сообщения в трудах греч. церковных историков V в.- Сократа Схоластика ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 28), Созомена ( Sozom. Hist. eccl. I 22; II 32) и Филосторгия ( Philost. Hist. eccl. VIII 15); 7) трактат «Против новациан» (Contra Novatianos; см.: CPG, N 6976) свт. Евлогия I , патриарха Александрийского (сохр. только отрывки в «Библиотеке» свт. Фотия I , патриарха К-польского; см.: Phot. Bibl. 182, 208, 280). Происхождение и ранние годы

http://pravenc.ru/text/2577751.html

Hist. eccl. VII 1; VII. 10. 1-11. 5; DeSimone. 1970. P. 34; Papandrea. 2008. P. 34-35; Mattei. 2003. P. 125). Все написанные Н. в этот период сочинения - «О благе целомудрия», «О зрелищах» и «О пище иудейской» - имеют форму посланий. В них Н. говорит, что находится в отдалении (absens) от своей паствы и сохраняет с ней связь лишь посредством переписки (см.: Novat. De bono pud. 1. 2; Idem. De spect. 1. 1; Idem. De cib. jud. 1. 2). В 258 г. имп. Валериан издал новый указ о том, что те христ. священнослужители, к-рые откажутся принести жертвы богам, должны быть казнены (см.: Euseb. Hist. eccl. VII 11. 4; Cypr. Carth. Ep. 80. 1). В связи с этим тех клириков, к-рые были ранее отправлены в ссылку, было приказано вернуть для нового суда и наказания. Так были преданы казни мн. ссыльные епископы, в частности сщмч. Киприан Карфагенский и св. Сикст II, еп. Римский. Возможно, та же участь постигла и Н. (см.: Papandrea. 2008. P. 36-38), однако большинство ученых полагают, что Н. умер своей смертью в ссылке ок. 257/8 г. В глазах его последователей это было равнозначно мученической кончине, а его тело впосл. было перенесено в Рим и там захоронено (см.: Eynde. 1937. P. 794; Mohlberg. 1937. P. 248; DeSimone. 1970. P. 35; Mattei. 2003. P. 124; Idem. 2006. P. 3553; Idem. 2013. Sp. 1150). Вероятно, это объясняет противоречивость свидетельств о кончине Н. Так, по словам Сократа Схоластика, Н. принял мученическую кончину (μαρτρησεν) во время гонения имп. Валериана ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 28. 44-46). Пациан, еп. Барселонский, сообщает, что, по утверждению некоего новацианина, сщмч. Киприан Карфагенский в одном из писем писал о Н., имея в виду его мученическую кончину: «Мой противник опередил меня» ( Pacian. Ep. 2. 7). Однако еп. Пациан оспаривает принадлежность этих слов сщмч. Киприану и утверждает, что Н. не претерпел никакого мученичества (Ibidem). По свидетельству Евлогия I, патриарха Александрийского, в VI в. в распоряжении егип. новациан было «Мученичество епископа Новациана», к-рое сам патриарх Евлогий считал подложным - сфабрикованным последователями Н.

http://pravenc.ru/text/2577751.html

А его переводчик и, вероятно, авторское альтер эго Александр Каур – деталь очень точная и символичная, Грин тоже осознавал себя переводчиком между этими двумя мирами, да и в литературном сообществе не зря имел репутацию толмача убитого им же английского капитана, у которого он похитил манускрипты, – так вот полиглот Александр Каур, как некогда Ассоль, как некогда Тави Тум, получает приглашение посетить волшебную страну, из которой прибыл в революционный город маэстро Бам-Гран. Грин пишет не просто феерию. Он обнажает и эстетизирует свой метод. Окном в страну Бам-Грана оказывается картина, которая фигурировала в начале рассказа, через нее герой попадает в весенний Зурбаган, когда в нем цветут апельсины. «Я дышал веселым воздухом юга. Было тепло, как в полдень в июне. Молчание прекратилось. Я слышал звуки, городской шум. За уступами крыш, разбросанных ниже этого дома, до судовых мачт и моря, блестящего чеканной синевой волн, стучали колеса, пели петухи, нестройно голосили прохожие. Ниже галереи, выступая из-под нее, лежала терраса, окруженная садом, вершины которого зеленели наравне с окнами. Я был в подлинно живом, но неизвестном месте и в такое время года или под такой широтой, где в январе палит зной. Стая голубей перелетела с крыши на крышу. Пальнула пушка, и медленный удар колокола возвестил двенадцать часов. Тогда я все понял. Мое понимание не было ни расчетом, ни доказательством, и мозг в нем не участвовал. Оно явилось подобно горячему рукопожатию и потрясло меня не меньше, чем прежнее изумление. Это понимание охватывало такую сложную сущность, что могло быть ясным только одно мгновение, как чувство гармонии, предшествующее эпилептическому припадку. В то время я мог бы рассказать о своем состоянии лишь сбитые и косноязычные вещи. Но само по себе, внутри, понимание возникло без недочетов, в резких и ярких линиях, характером невиданного узора». Это тоже пейзаж, но психологический, отражающий состояние человеческой души, отблеск того мира, в котором спасался и Грин, и его герои. Этот мир противопоставлен миру реальному, как «да» и «нет». В Питере декабрь, темно и холодно, в Зурбагане май, тепло и солнечный свет. Там играет музыка барселонского оркестра Ван-Герда и цветут апельсиновые деревья – ни в одном из посвященных описанию Гринландии произведений страна Александра Грина не показана в таком щемящем, волшебном, ирреальном свете.

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-grin-...

была захвачена войсками арагонского кор. Педро III. Как и папа Мартин IV, Г. был сторонником восстановления прав Анжуйской династии, в поддержку к-рой он издал 2 буллы (17 сент. 1285), касавшиеся взаимоотношений между светской и церковной властями в Сицилийском королевстве и управления его континентальной частью. Для оказания военной поддержки Анжуйской династии Г. подтвердил распоряжение папы Мартина IV о сборе десятины в течение 3 лет на всей территории Италии, а также на Сардинии и Корсике. С кончиной кор. Карла I Анжуйского (6 янв. 1285) под предлогом того, что в плену у арагонцев находился его наследник Карл II (с 1284), папа объявил об управлении континентальной частью Сицилийского королевства и отлучил от Церкви младшего сына Педро III Иакова, провозглашенного в апр. 1286 г. королем Сицилии. 4 марта 1287 г. Г. объявил недействительным Барселонское соглашение (27 февр. 1287), по к-рому Карл II Анжуйский отказывался от прав на островную часть Сицилийского королевства в обмен на свое освобождение. Как и его предшественники, Г. пытался решить вопрос об имп. коронации герм. кор. Рудольфа I, направив к нему в мае 1286 г. легатом a latere кард. Джованни Боккамацца и определив дату коронации - 2 февр. 1287 г. Однако из-за отсутствия средств герм. король в Рим не приехал. Г. обратился к нем. епископату с просьбой оплатить поездку Рудольфа на коронацию, но курфюрсты, не желая усиления власти короля, на Соборе в Вюрцбурге (март 1287) отказали папе в этой просьбе. Г. оказывал поддержку и предоставлял значительные привилегии нищенствующим монашеским орденам доминиканцев, францисканцев и кармелитов, уставы к-рых, принятые при папе Гонории III, были окончательно им утверждены в нояб. 1285 г. 11 марта 1286 г. Г. подтвердил осуждение активно действовавшей на территории Сев. Италии секты апостоликов и отлучил от Церкви ее основателя бывш. францисканского мон. Герардо Сегарелли. По инициативе Г. в Парижском ун-те была учреждена кафедра вост. языков, одной из задач к-рой была подготовка миссионеров, способных проповедовать христианство среди мусульман и христиан-некатоликов.

http://pravenc.ru/text/166151.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010