Росписи мундиров в «Уставе» указывают много раз, что золотые маниаки были почётным знаком спафариев и спафаро-кандидатов, притом одинаково (вероятно, уже в позднейшее время так стало) и евнухов и бородатых (т. е. варваров). По указаниям магистра Петра 162 , церемония производства в эти чины сопровождается именно тем, что магистр берёт «в обе руки» золотой маниак (стало быть воротник?) и подносить его царю, а тот уже даёт новому чину. Протоспафариям, по тому же уставу, знаком служил ошейник – 163 , также золотой, также украшенный драгоценными камнями, может быть, однако, бывший ранее эмблемою невольника, пленного варвара, тогда как маниак – отличие наемника. Но затем, на большие выходы, приёмы послов и пр., вместе с общим повышением всех чинов на одну степень, на один день, и протоспафарин также получают золотые маниаки, и дворцовые катепан и коноставл р. 584). При этом говорится, что маниаки кандидатов спускались на грудь 164 , были осыпаны жемчугом ( ), а в другом случае украшены гиацинтами ( – по догадке того же Рейске) или снабжены тремя комбами ( ). Это именно место, как оно ни темно, даже для самого Рейске, даёт ключ к разрешению запутанного дела. Маниак, спускающийся до сосцов, не может быть металлическою гривною, но был или шитым оплечьем, что наиболее вероятно, или тонким оплечьем металлическим, как в Египте, Перси, у варварских вождей в эпоху переселения народов. Выражение должно значить трехпетельный, три раза застежной, так как значит узел, петля, связь, фибула, застежка: у широкого и тяжёлого оплечья было недостаточно одной застежки у горла, а именно такое, усаженное сплошь жемчугом и камнями, было почётным. По свидетельству «Устава», царь «сам застёгивает маниак на шее» производимого в чин протоспафария 165 . Таковы почти все 166 тексты о маниаке, ставшие доселе известными. Что касается барм, то мы пришли к окончательному убеждению, что... ларчик открывался очень просто, сам собою. Слово барма происходит от сокращения слова бахрома, а это слово, которым называлась пурпурная тесьма, плетенка, вязанка с махрами, висячими прядками, обязательно по краю одежды, борту, подолу, вороту, в свою очередь происходит от багор , багровый , багряный.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Характерным дополнительным элементом некоторых крестов являются боковые ответвления 611 или, как их еще называют, кронштейны 612 , дугообразные " отростки» 613 . Иногда их принимают за побеги, из-за чего крест называют процветшим, коим он, конечно, не является. Ярким доказательством этого положения является процветший крест на новгородской барме XII – начала XIII века, имеющей не только побеги, но и ответвления (рис. 4). Этот дополнительный элемент обозначим греческой литерой ψ, попутно заметив, что имеющиеся термины неудобны для практического использования. Возможно, стоит присвоить ему название рога с обязательным заключением данного слова в кавычки, так как некоторые из монументальных крестов в обиходе уже именуются «рогатыми». Рис. 4. Новгородская барма XII – начала XIII века Гораздо более редким и, допускаю, спорным дополнительным элементом является якорь в основании креста (обозначим его литерой υ). Хорошо известно, что деревянный русский крест, особенно поморский 614 , часто имеет так называемую крышу, которая, кстати, встречается и в камне 615 . Как дополнительный конструктивный элемент обозначим ее литерой λ. Символическое изображение Голгофы с воздвигнутым на ней крестом встречается как в древнерусском, так и в позднесредневековом материале. В этих случаях Голгофа выступает и как важный сакральный символ, и как яркий конструктивный элемент. Если она представлена не в художественном виде, а в виде схематического изображения, ее наиболее распространенными символами обычно выступают либо ступенчатое основание, образ которого восходит к монументу, построенному Константином на форуме Византия 616 , либо основание с уступами – более привычная для нас форма, представляющая скалистые уступы реальной Голгофы. Менее часто Голгофа изображается в виде круга, полукружия (дуги) или треугольника. В соответствии с этим хотелось бы предложить для этих типов Голгофы особые термины: ступенчатая, уступчатая, округлая, полукруглая, треугольная – и обозначить их по порядку малыми латинскими литерами (a, b, c, d, e). Другие типы Голгофы, заведомо более редкие, можно добавить к списку в любой момент. В позднем средневековье появляются претенциозные изображения Голгофы, которые иначе как аморфными назвать трудно, предлагаю обозначить их литерой х.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

  Инамлы ва англавлу къул 45 – Оьзге къулларына заманында аш-сув берип къарасын деп, оланы уьстюнде еси къоюп гетген инамлы ва англавлу къул йимик болугъуз. 46 Еси уьюне къайтгъанда, шолай ишлей туруп табулгъан къул насиплидир. 47 Гертисин сёйлеймен сизге: еси ону оьзюню бютюн малыны-мюлкюню уьстюне салажакъ. 48 Эгер о, яман хыяллы бир къул болуп чыгъып, оьз-оьзюне: «Есим тез гелмежек», – деп, 49 башгъа къулланы тюймеге, ичкичилер булан ашама-ичме башласа, 50 о къулну еси гёзлемейген бир гюн, билмейген бир сагьатда гелип къалажакъ. 51 Ону къатты кюйде жазалажакъ, экиюзлюлер булан бир къысматгъа тарытажакъ. Онда йылав-яс болажакъ, тишлер къыжыражакъ.     25   Он къызны гьакъындагъы масал 1 Иса булай дей: – Шо заман Аллагьны гьакимлиги дагъы да негер ошай? Он къыз, чыракъларын да алып, гиевню къаршылама чыгъа. 2 Олардан бешевю гьакъыллы, бешевю де авлия. 3 Авлиялары чыракълар алгъанда, оьзлер булан олагъа тёкмеге май алмайлар. 4 Гьакъыллылары буса чыракълар булан бирге савутлагъа май да алалар. 5 Гиев гелип битмейгенде, къызланы юху басып, юхлап къалалар. 6 Гечортада: «Гиев геле тура, ону къаршылама чыгъыгъыз!» – деп къавгъа гётерилип гете. 7 Шо заман шо он къыз туруп, чыракълары яхшы ялласын деп, мелтелерин онгаралар. 8 Авлиялары гьакъыллыларына: «Бизге майыгъыздан беригиз хари, чыракъларыбыз сёнюп бара», – деп тилейлер. 9 Гьакъыллылары буса: «Сизге берсек, май бизге де, сизге де етишмежек. Барып сатывчулардан алыгъыз», – деп жавап берелер. 10 Олар май сатып алмагъа гетгенде, гиев гелип къала. Гиевню къаршылама гьазир болгъан къызлар, ону булан той-йыбавгъа барып, гирип эшиклени бегите. 11 Сонг о бириси къызлар да гелип: «Есибиз! Есибиз! Бизге эшикни ач!» – деп тилейлер. 12 О буса олагъа: «Гертисин сёйлеймен сизге: мен сизин танымайман», – деп жавап бере. 13 Гьасили, айыкъ туругъуз, неге тюгюл сиз Инсанны Уланы гелеген я гюнню, я сагьатны билмейсиз.   Уьй къуллукъчуну гъакъындагъы масал 14 – Аллагьны гьакимлиги ят уьлкеге барма ёл чыкъгъанда, къулларын чакъырып, олагъа малын-мюлкюн аманат этген бир гиши йимик болмагъа бола. 15 Шо гиши, къулларыны гьарисини бажарывлугъуна гёре, бирине беш минг, башгъасына эки минг, оьзгесине де минг алтын акъча да берип, оьзю ёлгъа чыгъа. 16 Беш минг алтын акъча алгъаны, барып оланы пайдаландырып, дагъы да беш минг алтын акъча къазана. 17 Эки минг алтын акъча алгъаны да, лап шолай этип, дагъы да эки минг алтын акъча къазана. 18 Минг алтын акъча алгъаны буса, барып, еси оьзюне берген акъчасын къазып ерге басдырып яшыра.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

  Финикиялы къатынны иманы 24 Ондан чыгъып, Иса Сур ва Сайдан деген топуракълагъа бара. Мунда О бир уьйде токътай ва онда Оьзюн гиши таныгъанны сюймей, амма яшынмагъа бажарылмай. 25 Оьзюню гиччи бир къызъяшыны ичине жин гирген бир къатын, Исаны гелгенин эшитип, шоссагьат гелип Ону аякъларына баш ура. 26 О Сурия Финикиясында тувгъан бир ят къатын болгъан. О къызындан жинни къуваласын деп, Исагъа ялбарып тилей. 27 Иса огъар: – Бир алдын яшланы ашдан тоймагъа къой. Яшланы ашын алып, итлеге бермек тюз тюгюл, – дей. 28 – Я Раббим! Итлер де тепсини тюбюнде яшлардан къалгъан аш увакъланы ашай чы, – деп жавап бере къатын. 29 – Сёйлеген бу сёзюнг учун парахатынга уьюнге барма боласан, сени къызынгдан жин чыкъды, – дей Иса огъар. 30 Къатын уьюне гелгенде, къызны жинден къутулуп, тёшекде ятып турагъанын гёре.   Къыйынлача сёйлейген сангыравну сав этив 31 Сур топурагъындан чыгъып, Иса Сайданны ичинден Оншагьар деген ерни ортасындан таба дагъы да Галилея кёлню ягъасына геле. 32 Ону янына сангырав ва къыйынлача сёйлейген бир адамны гелтирелер ва огъар къолун тийдирсин деп тилейлер. 33 Ону адамлардан ари тайышдырып, Иса бармакъларын бу адамны къулакъларына сугъа ва тюкюрюп ону тилине тие. 34 Сонг кёкге багъып къарап, кюстюнюп, огъар: «Эффата!» Демек, «Ачыл!» – дей. 35 Шоссагьат ону къулакълары эшитеген болуп къала ва къыйынлача сёйлейгени тайып, тап-таза сёйлемеге башлай. 36 Иса олагъа шуну гьакъында биревге де айтмасын деп бувара. Амма бек буваргъан чакъы, бу хабарны дагъы да бек яялар. 37 Адамлар бу ишге оьтесиз бек тамаша болалар ва: – О бары да затны яхшы эте. Гьатта сангыравланы эшитеген эте, сёйлеп болмайгъанланы буса сёйлете! – дейлер.     8   Дёрт минг адамны тойдурув 1 Шо гюнлерде дагъы да бир кёп халкъ жыйыла ва олагъа ашама зат болмай. Иса, якъчыларын янына чакъырып, олагъа булай дей: 2 – Адамлагъа языкъсынаман. Мени янымда турагъаны муна уьч гюн бола, олагъа ашама зат ёкъ. 3 Оланы ашамагъан кююнде уьйлерине йиберсем, олар ёлда гьалсыз болурлар. Оланы бирлери буса йыракъдан гелген.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

  Иса Оьзю азап чегежегин ва оьлежегин алданокъ айта 21 Шо замандан тутуп Иса якъчыларына Оьзю Ерусалимге барма, тамазаланы , баш дин къуллукъчуланы ва дин алимлени къолундан кёп азап чекмеге, оьлтюрюлмеге, сонг уьчюнчю гюн къайтып тирилмеге гереги гьакъында сёйлемеге башлай. 22 Петер, Ону бир якъгъа чакъырып: – Аллагь гёрсетмесин, я Раббим! Сени башынга бу балагьлар къопмасын! – деп, Огъар къаршы чыгъып сёйлемеге башлай. 23 О заман Иса, Петерге бурулуп: – Менден ари тай, иблис! Сен Мени ёлумну къыркъып токътагъансан. Сени Аллагь сюеген затлар тюгюл, инсан сюеген затлар ойлашдыра! – дей. 24 Сонг Иса якъчыларына булай дей: – Ким Мени булан гелмеге сюе буса, оьзюню хыялларын гери урсун, хачын да гётерип, Мени артыма тюшсюн. 25 Ким жанын къутгъармагъа сюе буса, о шону тас этер. Амма ким жанын Мени учун тас этсе, о шону къутгъарар. 26 Инсан, бютюн дюньяны къазанып, жанын тас этсе, шондан огъар не пайда бар? Инсан жанын не берип къайтарып бола? 27 Мен, Инсанны Уланы, Атасыны макътавуну шавласында Ону малайиклери де булан гелип, шо заман гьар кимге ишлерине гёре бережекмен. 28 Гертисин сёйлеймен сизге: мунда токътагъанланы арасында Инсанны Уланы нечик гьакимлик этежегин гёрмей туруп оьлмежеклер бар.     17   Исаны тюрленивю 1 Алты гюнден сонг, Иса Петерни, Якъубну ва ону иниси Югьанны да Оьзю булан алып, оланы бир бийик тавгъа чыгъара. 2 Оланы гёз алдында бирден Исаны гёрюнюшю тюрленип йибере: юзю гюнеш йимик шавлалана, опуракълары гёз къамашдырагъан кюйде акъ бола. 3 Бирден олагъа Иса булан сёйлеп турагъан Муса ва Илияс гёрюнелер. 4 Шонда Петер Исагъа булай дей: – Я Раббим! Бизин мунда болмакълыгъыбыз не яхшыдыр! Сен сюе бусанг, мен мунда уьч чатыр къурайым: бирин – Сагъа, бирин – Мусагъа, бирин де – Илиясгъа. 5 О бу сёзлени сёйлеп турагъанда, кёкден нюрлю бир булут гелип, оланы уьстюнде салкъынлыкъ болдура. Булутдан таба: – Бу Мени Сююмлю Уланымдыр, Бу Мени къуванчымдыр! Бугъар тынглагъыз, – деген бир сес чалына. 6 Сесни эшитгенде, якъчылары бек къоркъалар ва ерге бёттёбен багъып яталар. 7 Иса гелип, олагъа тийип:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Если Барма и не убедил меня во всем, что проповедовал, то над многим заставил задуматься… Мне тяжело было смотреть, как однажды становой пристав Фонкштокорич при следствии, допрашивая обвиняемого в лесопорубке, задал ему такую затрещину, что у бедняги появилась кровь в носу. Возмутил также меня поступок рыбинского исправника Кузьмина на следствии о покраже денег в копринской церкви (около 1846–1847 года). По этому делу была в Коприне следственная комиссия из исправника, стряпчего и еще кого-то, а мой старшина А. Иванов командирован за депутата в нее со стороны казенных крестьян, я же был вызван для письмоводства с диктовки следователей. Приказано было нам вызвать некоторых людей, мы и разослали приказы с рассыльными накануне следствия, но некоторые вызываемые запоздали. «Да когда же старшина доставит нам людей-то?» — обратился к нему исправник. Старшина ответил, что вчера еще вечером посланы приказы. «Приказы посланы», — говорит, да как задаст ему пощечину, от которой старшина едва на ногах удержался. «Вот, — говорит, — как надобно людей-то собирать, когда начальство требует». Старшина заплакал и взмолился, а я, понимавший уже тогда кой-что, советовал потихоньку старшине заявить это свидетелям, коих было до 20 человек, да отказаться при них от кандидатства и донести обо всем окружному начальнику, тем более что следствием ничего не выяснилось, виновных не находилось. Но старшина махнул рукой говоря: «Бог с ним». Был я еще очевидцем вот какого случая. В Рыбинске на Крестовой площади какой-то барин разговаривал с толпой мужичков и более всего с одним белокурым, стоявшим без шляпы. Я был возле. В конце разговора барин спросил его: «Какой ты губернии?» — «Олонецкой», — отвечал мужик. «А какого помещика?» — «Что вы, Ваше благородие, да у нас такой-то погани и в слухах не слыхано». Барин задал ему леща по щеке, повернулся и ушел, а мужик остолбенел, но не жаловался, а только проговорил товарищам: «Слава Богу, что у нас нет этих безобразников бар». Так как подобных безобразий было не только, слухами о них полна была вся наша земля, то в связи со слышанным мною от Бармы я не мог не задумываться и не добираться собственным умом, что порядки у нас и в самом деле неказисты. Раз попалась мне на рынке книжка под названием «Утопия» . Так был назван остров, на котором происходило описываемое. Я заплатил за нее 5 копеек ассигнациями и, малоопытный тогда, увлекался ею, сожалея, что у нас не такие порядки, да удивлялся, как же это не христиане, а живут лучше нашего? Попасть бы, думалось, на этот остров и остаться там для просвещения честных, добрых и умных его обитателей светом Христовой веры, по старинным книгам (в то же время я был еще наклонен к расколу).

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

12 Бира удай Билама: – Олар менен бирге барма! Сол халыты нлетлеме, себеби олар алан халы, – деди. 13 Азанда Билам Балаты жиберген басшыларына: – Елиизге айта бери. Себеби Жаратан Ийе сизлер менен бирге рухсат бермеди, – деди. 14 Моаб басшылары изине айтып, Балаа: «Билам бизлер менен бирге ыразы болмады», – деди. 15 Сонда Бала алдыны жибергенлеринен кбирек м олардан басшыларын жиберди. 16 Олар Биламны алдына барып, былай деп айтты: – Сиппор улы Бала былай деп айтып жиберди: «тинемен, мени алдыма еш бир нрсе тосынлы жол ойма. 17 йткени сизге айрыша рмет крсетемен, не лесеиз, соны ислеймен. Не болса да, кели, мен ушын бул халыты нлетле». 18 Билам Балаты хабаршыларына мынадай айтарды: «Бала сарайындаы барлы алтын м гмисти маан берсе де, удайым Жаратан Ийени буйрыысыз еш нрсе ылмайман. 19 Мрмат, бгин тнде усы жерде сизлер де онып алы, Жаратан Ийени маан баса не айтатуынын билип алайын». 20 Сол тни удай Билама келип: – Бул адамлар сени ушын келген екен, олар менен бирге бар, бира Мен саан не айтсам, соны ислейсе, – деди.   Биламны ешеги   21 Солай етип, азанда Билам ешегин ертледи де, Моаб басшылары менен бирге кетти. 22 Билам жола шыанда, удай оан зепленди. Жаратан Ийени периштеси оан арсылы ушын, оны жолында турып алды. Сонда Билам ешегине минип, кетип баратыр еди. Оны асында еки хызметкери бар еди. 23 Ешек ылышын жалаашлап туран Жаратан Ийени периштесин кргенде, жолдан шыынып, атызды ишине кирип кетти. Ал Билам болса, ешегин жола ушын, оны сабай баслады. 24 Соннан со, Жаратан Ийени периштеси жзимзарларды арасындаы тар сопата турып алды. Сопаты еки трепи де менен оршалан еди. 25 Ешек Жаратан Ийени периштесин крип, тыылып, Биламны аяын ысып таслады. Билам ешегин жне сабай баслады. 26 Жаратан Ийени периштеси алдыа жылжып, тар жерде турып алды. Енди ешек оа да, сола да бурылып кете алмайтуын еди. 27 Жаратан Ийени периштесин крген ешек Биламны астына жатып алды. Биламны буан зеби айнап, таяы менен ешекти жне сабай баслады. 28 Сонда Жаратан Ийени дирети менен ешекке тил питип, Билама:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Объяснительный словарь А Адамашка – сорт камки, которая, как видно из названия, привозилась первоначально в Европу из г. Дамаска 2095 . Аксамит – дорогая ткань, приготовлявшаяся в шесть ниток, от чего получила свое назваше «ξμιτος». Это была золотная или серебреная материя, плотная, ворсистая, похожая на бархат, с травами, разводами и узорами разных цветов, как парча, шитая золотыми и серебреными петлями. Аксамит добывался русскими преимущественно в Византии и по своей высокой ценности не был в большом употреблении 2096 . Алтабас – ткань на золотой или серебреной земле, с серебреными или золотными узорами 2097 . Алтын – монета XVII в., стоимостью в три копейки 2098 . Аспид – мрамор, преимущественно темного цвета. Работа «аспидом», т. е. под мрамор 2099 . Атлас – шелковая, глянцевитая, гладкая ткань. Атласы были: виницейские, т. е. привезенные из Венеции, кизыльбашеские, т. е. из Персии, турецкие и немецкие 2100 . Цвета атласа были: синий и серый – с изображениями, зеленый в цветах, с звериною охотою и с цветами по серебряному полю, а также – просто – белый, синий, желтый, серый, красный и коричневый 2101 . Архивольт – красивая резьба на сводах или лепная работа 2102 . Б Багрец – сорт сукна 2103 . Байберек – ткань из крученого шелка, гладкая, или с золотыми и серебряными узорами 2104 . Бакан – краска из кошенили 2105 . Барма – драгоценная, украшенная священными изображениями широкое оплечье, которое до времен Петра I возлагали на себя при венчании на царство и в других торжественных случаях русские государи 2106 . Бархат – шелковая, с лица ворсистая ткань 2107 . Басма – отсюда басемный – слово татарское, означающее оттиск, отпечаток. Басемными изображениями назывались кожаные, когда на них были оттиснуты изображения, слова или фигуры. Басемными также называли металлические оклады иконостасов с оттисками 2108 . Бахрома – снур или тесьма с обращенными в одну сторону мохрами из нитей или прядей, золотых, серебряных, шелковых и гарусных и пришивалась для украшения к краям одежд и уборов, с кружевом или без оного 2109 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

— Танимсан менеке (знаешь ли меня?). — Бельмейма (не знаю), — отвечал я. Тогда кумык, указав мне на табуретку, сказал: — Ултар (Садись). Я исполнил это приказание. Кумык вынул из кармана нож и начал его оттачивать на бруске. У меня волосы на голове становились дыбом; сердце мое так сильно забилось, что, полагаю, и кумык мог слышать это биение моего сердца. Я мысленно прощался со своими родными и со всем светом, полагая, что настали последние минуты моей жизни… Кумык кончил точить нож, подошел ко мне, прижал к себе мою голову и, сказав: «Коркма» (не бойся), — принялся мылить мне голову. Я догадался, что он будет брить мои волосы. Сердце мое стало отходить. Кумык обрил мои волосы, подстриг бороду, надел на меня шапку, завязал тем же башлыком, отвел меня в прежний чулан и безмолвно затворил за мною дверь. Эту ночь я проводил очень беспокойно; от холода не мог сомкнуть глаз. Пропели в ауле петухи. 9 февраля Вот я слышу: люди загалдели, буйволы заревели, арбы заскрипели, залаяли собаки. Должно быть, рассветало. Я то разминал свои коченевшие члены, то, сидя или стоя, прислонялся к стене и дремал. Какой-то человек отворил дверь и сказал: «Аман, Мекелей» (Здравствуй, Николай). Я очень обрадовался, что меня назвали по имени, и ждал с нетерпением, что пришедший будет говорить мне; но этого я не дождался: дверь захлопнулась. Вероятно, уже вечером меня опять привели в ту саклю, где вчера кумык обрил мне голову. Когда меня развязали, я увидел того же кумыка, который меня спросил: — Ахча барма сенике (Есть ли у тебя деньги)? — Иок ахча (Нет денег), — отвечал я. Тогда кумык всего обыскал меня, но денег не нашел; только вынул из кармана в бешмете мою записную книжку с карандашом и сказал: — Зжяс Осип кагас (Пиши Осипу записку). — Не зжяздым (Что напишу)? — Мень чебердым саган, берь ахча чус тюмень кумыш (Я отпущу тебя; дай десять десятков серебряных рублей). Я вырвал из книжки чистенький листок и Фавишевичу (Осипу) написал: «Нахожусь в плену и не знаю где; а выкупу за меня просят 300 рублей. Ради Бога, выручи несчастного Н. Шилова». Кумык взял эту записку и снова запер меня в чулан. Эту ночь я провел как и прошлую. 10 февраля

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Наконец я послал вожака отыскивать воду, а сами медленно подвигались вперед. Скоро бывшие при нас собаки, должно быть, почуяли воду и побежали; мы за ними. Спустя немного времени мы действительно увидели воду. Но что это была за вода? — темно-белого цвета, густая, негодная к употреблению не только для людей, но и для животных. Я велел вскипятить эту воду к чаю; но, устоявшись в чае, она превратилась в тесто и чай нельзя было пить. Тогда я приказал залить воды в котлы и насыпать туда соли; вода приняла обыкновенный цвет и хотя стала соленою, но годною для питья. Мы утолили жажду и отправились далее по назначенной вожатым дороге. Отъехавши верст 10, мы встретили нашего вожака, который объявил, что в недалеком расстоянии находится колодезь с хорошей водой. При нашей усталости и истощении лошадей, мы едва достигли до этого колодезя. Здесь мы отдохнули с истинным удовольствием, дав волю и скоту насытиться кормом и водою. Вода нам показалась особенно вкусною и прекрасною, хотя на самом деле она, быть может, вовсе не была такою. При дальнейшем отсюда путешествии в воде мы не нуждались; но у нас истощались съестные припасы. Дорога стала твердая, жесткая, и мы ехали скорее. Чрез несколько времени мы увидели калмыцкие аулы. Я послал вожака купить в этих аулах муки и крупы; сами же расположились на удобном месте отдыхать. Это был 14й день нашего странствия. Солнце склонялось к западу; наступил и вечер, а вожак не возвращался. Я подумал, что одно из двух: или калмыки взяли его в плен, или же он изменил нам и решился предать нас в руки калмыков. Поэтому на ночь я приказал рабочим взять ружья и пистолеты и не спать. Около полуночи послышался топот лошадей и голос каких-то песен. То были калмыки, которые скоро прискакали к нашему табору. Я спросил по-киргизски: «Кто едет?» Один из них отвечал: «Калмык, толмач барма», то есть калмыки, есть ли переводчик? Я сказал, что нет, и просил их не подъезжать к нашему табору близко, так как в противном случае мы будем стрелять из ружей и пистолетов; если же что им нужно, то они могут переговорить с нами завтра днем, а не ночью, когда ездят одни разбойники.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010