В середине XVI века отношения между Казанским ханством и Русским государством ухудшаются. В 1547 - 1550 годах царь Иоанн Грозный безуспешно пытается захватить Казань. Тогда недалеко от города в 1551 году, на берегу Свияги, он строит крепость. После семинедельной осады, 2 октября 1552 года Казань штурмом была взята 150-тысячным войском. В 1555 году царь издает указ: " …городовому мастеру Постнику Яковлеву да каменщикам псковским Ивашку Ширяю со товарищи к весне новый город Казань делати, прибрати 200 человек псковских каменщиков, стенщиков да ломцев, сколько будет пригоже " . В 1556 - 1568 годах ими были построены южная часть Кремлёвских стен с тремя башнями (Юго-западная, Спасская, Юго-восточная), Преображенская башня, Тайницкая башня, Благовещенский собор и комплекс зданий Спасского монастыря . Постник Яковлев, имевший прозвище " Барма " , автор Покровского собора на рву - собора Василия Блаженного на Красной площади. Для управления Казанским царством в конце 1560-х годов в Москве был организован Приказ Казанского Дворца. Приказ также управлял Нижним Поволжьем, Приуральем и Западной Сибирью. После покорения началась массовая христианизация местного населения. Были разрушены мечети, начали строить церкви. 4 октября 1552 года Иоанн Грозный " своими руками царьскима " заложил храм Благовещения. В 1555 году создается Казанская епархия и в Казань прибывает архиепископ Гурий (Руготин) . Наиболее ярким просветителем земли Казанской стал свт. Герман (Садырев-Полевой) , митрополит Казанский (1564 - 1567). Казанская губерния образовалась в 1708 году, когда в результате реформ Петра I Российская империя была разделена на восемь губерний. Территория Казанской губернии была огромной и включала воеводства: Свияжское, Пензенское, Симбирское, Уфимское, Астраханское и другие. В дальнейшем многие из них стали отдельными губерниями. В начале XVIII века в Казани появляются мануфактуры: суконная, кожевенная и судоверфь. Изменяет свой вид Кремль. Обновляются стены, строится башня Сююмбике. По указу Петра I в 1718 году было учреждено Адмиралтейство. При адмиралтействе, для подготовки грамотных специалистов для строительства кораблей, в 1718 году начинает работать " цифирьная школа " , первое учебное заведение в Казани.

http://drevo-info.ru/articles/592.html

И поскольку раньше в Москве было принято указывать адрес, в первую  очередь называя местную церковь, в приходе которой находился дом,  то Пушкин последовал этому правилу в " Евгении Онегине " : У Харитонья в переулке Возок пред домом у ворот Остановился… Иногда даже считается, что именно с легкой руки Пушкина за этим переулком имя Харитоньевский утвердилось официально, ибо он действительно был назван так в середине  XIX столетия. Обращение поэта к этой местности не случайно - когда-то он сам был прихожанином Харитоньевской церкви и здесь, в старых московских Огородниках прошло его ранее детство. Все в этих краях соприкасалось с Пушкиным. Еще до его рождения,  в 1797 году,  бабушка Ольга Васильевна после смерти мужа приобрела усадьбу в Малом Харитоньевском, 7. Маленький Пушкин часто гостил здесь у родственников, которые прожили в Огородниках до 1808 года, а в 1812 году  эта усадьба сгорела. Главная пушкинская страница в летописи Огородной слободы - разумеется, знаменитый дом в Большом Харитоньевском, 21. " Палаты Волковых " или  московский дворец Юсуповых  - выдающаяся   достопримечательность прихода старого Харитония. В 1801 году   родители поэта сняли тут несохранившийся деревянный флигель (или среднюю часть дома)  - здесь и прошли первые три года жизни Пушкина. Настоящий, чудом сохранившийся старинный московский терем   переносит нас в допетровскую Москву. Когда-то его окружал роскошный сад с прудом. Великолепное красное крыльцо со львами вело в  богатые расписные хоромы, а над парадным входом   находился образ святых князей Бориса и Глеба: по старинному русскому обычаю полагалось всегда молиться на пороге дома, перед тем как войти в него или покинуть. История этого дома - целая   легенда. По старинному московскому преданию,   здесь в далекие средневековые времена стоял Охотничий дворец Ивана Грозного, соединенный подземным ходом с Кремлем: в те времена близ будущего " Харитония " рос густой лес, и царь любил охотиться, нередко оставаясь и на ночевки, или же вовсе отбывая на это развлечение на несколько дней. А его излюбленные подземные ходы иногда объясняют тем, что царь был подозрительным и боялся покушения, поэтому и обманывал потенциальных заговорщиков, появляясь и исчезая неожиданно. Феликс Юсупов, последний из этого рода, рассказывал семейное предание, будто и сам дворец построили зодчие Барма и Постник, легендарные архитекторы  собора Василий Блаженного. Может быть, и поэтому московский дом такой красивый, завораживающий… Ведь утверждали, что какая-то часть дворца Грозного уцелела при дальнейшей перестройке здания и составила его ядро. А в 1891 году в его  стенах обнаружили и " непременные " замурованные скелеты, что еще больше убедило в причастности здания ко времени Грозного, о чем гласили легенды.

http://pravoslavie.ru/59.html

Также Президент России осмотрел собор в честь иконы Божьей матери «Всех скорбящих радость». С 2010 года за счет средств федерального бюджета начались масштабные работы по реставрации храма. Выполнены ремонтно-строительные работы. Запланирована реставрация храма и консервация масляной живописи собора. Далее Владимир Путин посетил Успенский собор. Неподалеку от входа в собор его встретили местные жители, они поприветствовали главу государства, поблагодарив за поддержку, оказанную в восстановлении храмов в Свияжске. В их числе были и ученики лицея им.Пушкина г.Зеленодольска, на память они сфотографировались с почетными гостями. Собор строился с 1556 по 1560 гг. из белого тесаного камня. Автор – Постник Яковлев-Барма – выдающийся русский зодчий, создатель храма Василия Блаженного в Москве. В XVII в. к храму с западной стороны была пристроена трапезная, с северной стороны – придел во имя Святителя Германа (разобран в конце XVIII в.), в 1857 г. – крыльцо. В 1894 г. проведено калориферное отопление. В конце XVII - начале XVIII в. фасады собора частично приобрели архитектурные формы русского барокко. Главной достопримечательностью Успенского собора являются уникальные фресковые росписи – один из наиболее сохранившихся циклов монументальной живописи эпохи Ивана Грозного. Фрески собора не имеют полных аналогов по манере написания и цветовому колориту ни в одной из древнерусских школ фресковой росписи. Главе государства была представлена уникальная фреска Святого мученика Христофора – избавителя от эпидемий, принявшего христианство и обезглавленного в дальнейшем. Это уникальное изображение, где Христофор показан с лошадиной головой в отличие от других его изображений в храмах Западной Европы с песьей головой. Кроме того, это единственное сохранившееся изображение. В российских церквях изображения Христофора повсеместно уничтожены. С 2010 г. в храме начались ремонтно-реставрационные работы. Планируется реставрация внутренних помещений, восстановление фресок и приобретение церковной утвари.

http://pravoslavie.ru/55731.html

Священники: Михаил Никитин, у него собственный дом каменный сгорел, Даниил Иванов, у него дом собственный, каменный, сгорел; диакон Петр Михайлов, у него собственный каменный дом сгорел; дьячки Василий Ильин, Федор Егоров и пономарь Дмитрий Петров собственных домов не имеют, а проживали в церковной каменной палатке, которая сгорела. Скворцов Н.А. «Материалы для истории церквей Московской епархии в эпоху войны 1812 года». Выпуск 1. Москва, «Русская Печатня». Садово-Триумфальная, 1911 г. Покровский собор находится на Красной площади, близ Спасских ворот и Лобного места; называется также церковь Василия Блаженного. Первоначально здесь была построена каменная церковь св. Троицы, называвшаяся «Троицкой, что на Рву», потому что через всю площадь вдоль Кремлевской стены шел глубокий и широкий ров, засыпанный только в 1813 г. У этой каменной церкви был погребен скончавшийся 2 августа 1552 г. Блаженный Василий, Христа ради юродивый. В том же году 2 октября последовало взятие Казани Иоанном IV Грозным. В память дней казанских побед около Троицкой церкви было воздвигнуто семь деревянных храмов: Александра Свирского, Иоанна, Павла, Александра Константинопольских, Григория Армянского, Покрова Пресвятой Богородицы, Киприана и Иустины, Варлаама Хутынского и Входа Господа в Иерусалим. Митрополиту Макарию (1543 – 64 гг.) надо приписать мысль о замене деревянных храмов вместе с Троицким объединенною группою каменных, которая представляла бы собою прочный и величественный памятник взятия Казани. В качестве зодчих были приглашены русские мастера Барма и Постник Яковлев, которые составили план, включавший ради симметрии и девятый храм. Этому последнему решено было дать наименование Николая чудотворца вследствие тогдашнего пребывания в Москве иконы Николы Великорецкого, принесенной сюда на время из Вятки для поновления. Девятипрестольный храм строился с 1554 г., окончен в 1560 г. и стал выдающимся произведением русского искусства, своей оригинальностью приводящим в изумление и восхищение своих русских людей и чужеземцев.

http://sobory.ru/article/?object=02934

88 Яблоков А., прот. Кафедральный Благовещенский собор в г. Казани. Казань, 1909. С.5; Калинин Н.Ф. Постник Барма – строитель собора Василия Блаженного в Москве и Казанского кремля//Советская археология. М., 1957. С.264; Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. М.; Л., 1948. Т.2. С.1106. 91 Никольский К., прот. Об антиминсах Православной Русской Церкви. СПб., 1872. С.148; Яблоков А., прот. Кафедральный Благовещенский собор... С. 36. Имя названного игумена Мартирия в труде П. Строева не указано. Подобным образом изучение актового материала позволило С.М. Каштанову выявить имя игумена казанского Троице-Сергиева монастыря Иллариона, неизвестного П. Строеву (Каштанов С.М. Возникновение русского землевладения в Казанском крае (Документы)//Из истории Татарии. Казань, 1973. Сб.5. С.11). 92 Каргер М.К. Успенский собор Свияжского монастыря как архитектурный памятник. Казань, 1928. С.2. 96 Амвросий (Орнатский) , архимандрит. История Российской иерархии. М., 1815. Ч.6. С.529; Продолжение древней российской вивлиофики. СПб., 1789. Ч.5. С.242; Татищев В.Н. История Российская в 7 томах/Под ред. С.Н. Валка. М.; Л., 1968. Т.7. С.369, 386. 98 Амвросий, архимандрит. История российской иерархии. М., 1815. Ч.6. С.531; Продолжение древней российской вивлиофики. М. 1788. Ч.3. С.244; Гавриил (Воскресенский) , архимандрит. Историческое описание памятника, сооруженного в воспоминание убиенных при взятии Казани. С.50; Татищев В.Н. История российская. Л., 1968. Т.7. С.369, 387. 99 Кочетков И.А. Росписи Успенского собора Свияжска: Реставрация и исследование//Древнерусское искусство: Монументальная живопись XI-XVII вв. М., 1980. С.373. 102 Годом ранее скончался митрополичий ключник, старец Севастиан. 28 апреля 1563 года скончался митрополичий казначей архимандрит Кассиан, который был погребен в Можайском Лужецком монастыре (Дионисий, архимандрит. Краткая летопись Можайского Лужецкого второклассного монастыря с 1408 года по 1832 год. М., 1892. С.17:19). В конце мая 1563 года скончался митрополичий дьяк В. Воробьев, служивший у святителя Макария более 30 лет (Макарий, архимандрит. Заметки о Митрополите Макарии//Альфа и Омега. М., 1999. С.198).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– А в чем проблема? Утрачена традиция? – Да, традиция утеряна. Уже когда учились мои родители, все это было загублено – шла борьба с архитектурными излишествами: студентов уже не учили работать с деталями так, как этим занимались раньше. Поэтому если бы у нас были традиции, существовавшие 50-60 лет назад, когда работали архитекторы Жолтовский, Щусев, Фомин, которые действительно восприняли архитектурную традицию – другое дело. А сейчас, на мой взгляд, хотя и есть хорошие архитекторы, но в общем – много неудачного. Петр Налич - предлагает поддержать дело сохранения деревянных памятников России. – Современный храм, выходит, не получится сегодня построить? – Мне кажется, вполне можно было бы построить здание церкви во вполне современном виде, просто, к сожалению, не получается. По правилу, архитектор должен быть человеком православным, если я не ошибаюсь. Я не говорю, что это должно быть полем для реализации амбиций, хотя, например, Барма и Постник, построившие храм Василия Блаженного, я уверен, реализовывали очень много своих амбиций. И что, это плохо, что ли? Поэтому если какой-то талантливый человек построит вещь, ни на что не похожую, и она будет все-таки храмом, будет здорово. Правда, я не видел убедительных проектов современных. Возможно, они есть, но не реализованы... Храм Воскресения Христова в Кадашах Вообще мне кажется, что РПЦ надо сосредоточить свою активность на реконструкции старых храмов. Я думаю, все знают, что если уехать куда-то в Подмосковье, там огромное количество храмов, нуждающихся в восстановлении! И нам почему-то именно Исаакиевского собора не хватало… И здесь, в округе, в старой Москве, огромное количество совершенно восхитительных старых церквей! В частности, Кадашевский храм – старый, барочный, удивительной красоты. Его собираются реконструировать. И я очень надеюсь, что к этому подойдут с умом – не будут «спрямлять углы», например: в старых зданиях огромное значение имеет фактура стены. А у нас сегодня, к сожалению, принято делать немножко по-военному – все отштукатурить, чтоб ровно было, и покрыть кроющей краской. Старые краски с возрастом меняют цвет, и это очень красиво, а когда кроют фасады более современными акриловыми красками, они цвет не меняют, а просто со временем начинают слезать…

http://pravmir.ru/creative/petr-nalich-t...

Соборы Москвы - Собор Покрова Божией Матери (церковь Василия Блаженного) Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Собор Покрова Божией Матери (церковь Василия Блаженного) на рву Округ: Центральный, Район: Китай-город, Адрес: Красная пл. . Состояние: Действующий. Датировка: 16 век (1555-1561). Обновление: 1672 - 11 церковь в ю-в.углу собора, 1680 - в аркадах подклета размещают 13 престолов церквей, стоявших ранее вдоль рва на Красной площади. Архитектор: Барма и Постник Яковлев. Вернуться к списку храмов Москвы Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/hram-h94

Соборы Москвы - Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в с. Дьяково на р. Москве близ с. Коломенского Округ: Южный, Район: Нагатинский затон, Адрес: просп. Андропова, 39, стр. 7 . Состояние: Действующий. Датировка: 16 век (1554-1554). Архитектор: Барма и Постник (приписывается). Примечание: по др. данным - 1547. Вернуться к списку храмов Москвы Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/hram-h473

Отсутствие дополнительных сведений о Б. поставило под сомнение его историческое существование. По мнению Н. Ф. Калинина, в «Сказании» («по реклу Посника и Барму») речь идет о псковском мастере Поснике Яковлеве, называемом Посник Барма. Текстологические аргументы Калинина были отвергнуты Серебряковой, а затем А. Л. Баталовым (Доклад на Лазаревских чтениях. МГУ. 2000), показавшими, что выражение «по реклу» встречается лишь во фрагменте жития из сборника Румянцевского музея и не повторяется ни в списках Жития митр. Ионы кон. XVI в., ни в списках сер. XVII в.: «И потом дарова Бог дву мастеров руских Посника и Барму...» (Житие митрополита Ионы по рукописному сборнику 1596 г. из собрания Ф. Ф. Мазурина//РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. Ед. хр. 521. Л. 302об.). В то же время исследования деятельности псковской артели в Казани и Свияжске в 50-60-х гг. XVI в. исключили возможность идентификации псковича Посника Яковлева с московским Посником ( Вл. В. Седов. С. 198-199). В наст. время можно достаточно точно датировать появление известия о Б. временем создания 3-й редакции Жития митр. Ионы - не ранее 1560-1563 гг. (когда была создана 2-я редакция Жития митр. Ионы, вошедшая в Степенную книгу) и не позже 80-х гг. XVI в. (когда появились первые списки 3-й редакции). Откуда составитель жития заимствовал их имена, установить не удается. Характер сообщений о строительстве собора говорит о знакомстве составителя жития с «Летописцем начала царства» по Патриаршему списку. Но в последнем отсутствуют упоминания о мастерах. Сведения о существовании в 60-70-х гг. XVI в. т. н. частных летописцев делают проблему происхождения известия о мастерах еще более запутанной и малоразрешимой. Арх.: РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. Ед. хр. 521. Л. 302об. Ист.: Кузнецов И. О построении московского Покровского (Василия Блаженного) собора: Новые летописные данные//ЧОИДР. 1896. Кн. 1. С. 19-20; он же. Еще новые данные о построении московского Покровского (Василия Блаженного) собора//Там же. Кн. 2. С. 23-27. Лит.: Забелин И. Е. История города Москвы. М., 1905. Ч. 1. С. 157; Романов К. К. Псков, Новгород и Москва в их культурно-художественных взаимоотношениях//Изв. РАИМК. 1925. Т. 4. С. 240-244; Воронин Н. Н. К истории русского зодчества XVI в.//Сб. по делам аспирантов ГАИМК. Л., 1929; Снегирев В. Л. Памятник архитектуры храм Василия Блаженного. М., 1953; Калинин Н. Ф. Посник Барма - строитель собора Василия Блаженного в Москве и Казанского собора//Сов. Арх. 1957. 3. С. 261-262; Седов В. В. Псковская архитектура XVI в. М., 1996; Баталов А. Л. О ранней истории собора Покрова на Рву и обретении «лишнего» престола//Сакральная топография средневекового города. М., 1998. С. 51-63.

http://pravenc.ru/text/77556.html

Все сломалось, когда началась война. Потоком пошли на фронт из деревни молодые ребята, а затем и взрослые мужики. Пришли первые «похоронки», стал переливаться со двора во двор бабий вой по погибшим мужьям, по сыновьям. Силантия повестки обходили. Но с каждым днем зрела, росла в нем злость на самого себя: почему он не на войне? Почему он, здоровый и умелый старый солдат отсиживается за спинами колхозных женок, да пацанов в тихой деревне, а земляки и одногодки гибнут на войне! По ночам все чаще приходили к нему картины лихих налетов на врага, снился верный и надежный пулемет «Максим», который не подвел его ни разу в отчаянные минуты смертельных стычек, ставший родным, знакомый до винтика. Снились ему кровавые, но славные сабельные бои, лица однополчан, живых и убитых... И Батагов стал проситься на фронт. Одно за другим послал в Приморский военкомат четыре письма с просьбой отправить его в действующую армию. Писал, что имеет боевой опыт и награды. Узнал потом, что военкомат запрашивал в отношении его мнение председателя их колхоза, но тот возражал категорически. Потом все вышло само собой. В какой-то поздний вечер возвращался он домой с работы и у самого дома повстречал соседа Веньку Барму. Тот был крепко выпивши, а потому вел себя нахально и язык у него был развязан. - Ты, пулеметчик, чего по врагу не строчишь? - спросил у него Венька. - Я вижу, ты тоже не в окопе сидишь, а ходишь по деревне с пьяной рожей. - Дак я-то, Сила, народу нашему пользу несу, зверя добываю, мясо да сало, а ты посиживаешь в конторе на стульчике, задницу трешь. А народ наш на фронте погибает. Не стыднова тебе, а Сила? И Силантий не удержался. Дал соседу в морду. А потом еще дал и еще... Когда поднимался на крылечко слышал за спиной кровавые всхлипы Вени Бармы: - Посчитаюсь я с тобой, Сила, посчитаюсь. Попомнишь ты у меня... Барма был давним врагом Силантия Батагова. С молодых годов он пытался ухлестывать за первой красавицей деревни Феклистой Воронихиной. Но та его отвергла и вышла замуж за не шибко красивого, но крепкого, надежного и работящего парня Силантия. И Барма не любил Батагова смертельно, неотвязно, навечно. Он был злопамятен, сосед Веня Барма, и где только мог, как только мог, гадил Силантию. Тому это крепко досаждало, но он старался не обращать внимания на соседские козни.

http://ruskline.ru/analitika/2016/07/04/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010