Возвратившись в Москву после взятия Казани, царь Иван Васильевич, обрадованный столь важной победой над исконными врагами и некогда грозными поработителями русского народа – татарами, решил для увековечения в памяти народной как этой, так и некоторых других раннейших побед над татарами построить в Москве по тогдашнему обычаю несколько церквей во имя тех святых, в день памяти которых по церковному календарю приходились числа, в кои были одержаны эти победы. К сожалению, то летописное сказание, по которому мы излагаем историю построения собора, не указывает определенно: сколько таких достопамятных событий из истории борьбы с татарами и какие именно царь приказал увековечить построением церквей, и только кратко замечает, ,,что об этом ясно рассказано в других» каких то летописях которые до нас не дошли или, по крайней мере,, доселе нам неизвестны 1 . Место для постройки было выбрано вне Кремля, близ главных ворот его – Фроловских (ныне называемых Спасскими) у моста надо рвом 2 . Стоявшие раньше здесь деревянные церкви, в том числе пришедшую в ветхость Троицкую, царь приказал снести, и на их месте воздвигнул восемь новых: семь деревянных, окружавших восьмую – каменную. – 1 Октября 1554 года они были освящены тогдашним митрополитом московским Макарием в присутствии царя и его брата Юрия. Таким образом, первоначально созданный в память взятия Казани храм представлял из себя не девятиверховой храм (девять церквей на одном общем для всех них основании), а восемь совершенно отдельных одна от друга церквей. Впрочем, семь деревянных церквей существовали весьма не долго: Грозный по совету митрополита Макария решил заменить их каменными. Нашлись два весьма искуссных зодчих русских, по прозвищу Постник и Барма 3 , которым царь и поручил это дело. Зодчие совершенно изменили первоначальный, лишенный всякого художественного вкуса, план постройки и составили свой: они не захотели окружать большой каменный храм по-прежнему семью совершенно отдельными от него храмами, а решились прибавить еще один храм – вместо семи построить вокруг большого храма восемь, – эти девять храмов обединить, поставив их на одном общем основании, так чтобы в центре находился главный – самый большой по размерам – храм, а его окружали в строгой симметрии восемь меньших и вся группа этих храмов в виде восьмиугольной звезды представляла бы собой стройное и художественное целое.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь Спаса Всемилостивого при московском работном доме Спас Всемилостивый Одна из старомосковских церквей во имя Спаса Всемилостивого была освящена в XIX веке при городском работном доме, находившегося в Большом Харитоньевском переулке. История же этого владения, овеянного легендами и тайнами, началась во времена Ивана Грозного.   Блеск и нищета дома Юсуповых Легенда гласит, что однажды Иван Грозный ехал на зимнюю охоту в свой излюбленный лес, что тянулся от нынешних Красных ворот к Сокольникам. Нечаянно царь задел собольей своей шапкой за ветку могучей сосны, и монарший головной убор упал в снег. Придя в ярость, Грозный повелел вырубить эти непокорные сосны и на том месте построить охотничий дворец (Большой Харитоньевский, 21). По преданию, его возвели те же знаменитые мастера Барма и Постник, что подарили Москве храм Покрова на Рву. Государь возлюбил свое новое владение и приказал провести из охотничьего дворца подземный ход в Кремль, где он соединялся с другими потайными лабиринтами. И будто бы царь, переодевшись в крестьянское платье, часто пробирался с фонарем по этому ходу в город и, никем не узнанный, слушал, что говорит о нем народ, или неожиданно появлялся в Кремле и заставал своих бояр врасплох. Потом в этих местах появилась дворцовая Огородная слобода, поставлявшая «всякий овощ» на государев стол. Царь Алексей Михайлович выстроил своим огородникам приходскую церковь во имя святого Харитония Исповедника, освященную по дню своего венчания на престол. Она и оставила имена Большого и Малого Харитоньевских переулков. Все изменилось во времена Петра I. При нем район Мясницкой улицы, ставшей главной государевой дорогой в Немецкую слободу, считался самым элитным, и здесь получали владения приближенные государя. Не миновала эта участь и бывший охотничий дворец Ивана Грозного, который был обращен в жилые палаты. Есть легенда, будто Петр подарил его князю А. Д. Меншикову, но на самом деле первым достоверно известным владельцем этих роскошных палат был дипломат и вице-канцлер П. П. Шафиров, которого Петр пожаловал этим владением за заслуги и преданность и навещал его здесь в январе 1723 года. В том же году по переменчивой царской воле Шафиров оказался в опале по обвинению в казнокрадстве, и терема перешли к П. А. Толстому, главе Тайной канцелярии, что вел следствие по делу царевича Алексея.

http://pravoslavie.ru/563.html

В храме Василия Блаженного в день 455-летия подготовлена специальная программа 12 июля, 2016. Новостная служба 12 июля вход в собор будет осуществляться с 50% скидкой 12 июля. ПРАВМИР. Специальную программу мероприятий и экскурсий подготовили в Покровском соборе в Москве в честь 455-летия. Сегодня Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный как Храм Василия Блаженного, отмечает 455-летие. С 10.00 до 12.00 проходит богослужение в центральной церкви Покровского собора, сообщается на официальном сайте. С 13.30 до 19.00 пройдут бесплатные обзорные экскурсии для сборных групп по Покровскому собору, с 14.00 до 18.00 — мастер-классы на территории собора. Храм Василия Блаженного С 16.30 до 17.15 запланировано выступление Президентского оркестра Российской Федерации на территории собора. В 19.00-21.00 — соборные звоны на колокольне храма. 12 июля в связи с празднованием 455-летнего юбилея Покровского собора с 13.30 до 19.00 вход в собор будет осуществляться с 50% скидкой. Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву расположен в южной части Красной площади в Москве близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке. Собор был возведен в 1555-1561 годы по велению царя Ивана Васильевича Грозного в честь покорения Казанского царства. Многопрестольный храм посвящен Богоматери и воплотил образ Священного града Иерусалима. Точная дата окончания строительства и освящения собора стала известна в середине 20 века, когда в процессе реставрации вскрыли текст «летописи» строительства храма, скрытый на стене под более поздними слоями краски. Текст гласил, что церковь была освящена 12 июля 1561 года, в день памяти апостолов Петра и Павла. Первоначально здесь на возвышенности рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль и засыпанным в XIX веке, стоял храм во имя Живоначальной Троицы, где был погребен самый чтимый на Руси юродивый Василий Блаженный. Покровский собор возводили русские зодчие Барма и Постник (есть версия о том, что Постник и Барма — имена одного человека). По легенде, чтобы зодчие не смогли создать нового лучшего творения, царь Иван IV по завершении строительства выдающегося шедевра архитектуры велел их ослепить. Впоследствии была доказана несостоятельность этого вымысла. Храм Василия Блаженного — один из самых известных и популярных памятников древнерусской архитектуры. В 1923 году в Покровском соборе создан историко-архитектурный музей, который впоследствии вошел в комплекс Государственного исторического музея. В 1990 году собор был включен в Список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в России. С 1991 года он находится в совместном пользовании с Русской Православной Церковью.

http://pravmir.ru/v-hrame-vasiliya-blazh...

Покровский собор " на Рву " выглядит так же, как и во второй половине XVII века 18 июля 2011 г. 17:35 Автор идеи девятиглавого Покровского собора- митрополит Макарий Храм Покрова Божией Матери на Рву, известный как собор святого Василия Блаженного отметил 450-летие. К юбилею в соборе открылась новая музейная экспозиция, посвященная известным московским чудотворцам: Василию, Иоанну и Максиму юродивым. Между тем, в вопросе, сколько архитекторов было у собора, до сих пор существуют разные мнения. На этот и другие вопросы мы попросили ответить заведующую филиалом Исторического музея «Покровский собор» Татьяну Сарачеву. У Покровского собора было два архитектора – Барма и Постник, именно они упоминаются в летописи лучше в письменных источниках. Сегодня ученые – историки придерживаются этой версии. Версия, что архитектор был один – Иван Яковлевич Барма, по прозвищу Постник, появилась в 50-е годы, но филологи пришли к другому мнению. По последним научным данным, сама идея многопридельного храма принадлежала митрополиту Макарию, задумавшему воссоздать в центре Москвы образ святого града Иерусалима, города в городе, что отвечало идее Третьего Рима. Распространенное мнение, что к основной Троицкой церкви последовательно пристраивались придел за приделом после каждой победы Ивана Грозного в Казанском походе – маловероятно. Во-первых, достоверно известно, что сначала на этом месте стоял деревянный храм, который просуществовал менее года. Его разобрали и возвели новый каменный, девятиглавый. Считается, что деревянный храм имел только семь приделов, а не восемь вокруг девятой центральной церкви Покрова Пресвятой Богородицы, как каменный. Во-вторых, пристраивать приделы к центральному храму невозможно по архитектурным соображениям. Подклет первого яруса своим мощным основанием держит 9 церквей верхнего яруса. Восемь из них расположены симметрично вокруг центральной церкви. Такую композицию можно рассчитать только всю целиком. Однако сегодня собор выглядит так, как это было во второй половине XVII века. В это время к нему для защиты от климатических воздействий пристроили с юга и запада два крыльца, и сделали своды над внешней галереей. Храм потерял свою воздушность и легкость, но стал защищен.

http://e-vestnik.ru/news/avtor_idei_devy...

12 июля отмечается 450-летие собора Покрова-на-рву на Красной площади в Москве, более известного как храм Василия Блаженного. 12 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года был освящен центральный придел храма. 12 июля отмечается 450-летие собора Покрова-на-рву на Красной площади в Москве, более известного как храм Василия Блаженного. 12 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года был освящен центральный придел храма. Божественную литургию в Покровском соборе сегодня возглавил Святейший Патриарх Кирилл. Также в храме пройдут бесплатные экскурсии, которые будут проводиться каждые полчаса. Сегодня же в соборе  откроется новая выставка «Московские юродивые эпохи средневековья в истории Покровского собора и Варварского крестца». На ней будут представлены уникальные экспонаты, среди которых — первый покров на раку Василий Блаженного, сшитый в мастерских Ирины Годуновой в 1589 году. Впервые за 90 лет будет экспонироваться большемерная икона XVIII века «Спас Нерукотворный с предстоящими Максимом Блаженным и Максимом Исповедником». В соборе сегодня откроется еще одна выставка: «Покровский собор в объективе фотокамеры», на которой будут представлены работы фотохудожника Государственного исторического музея, филиалом которого храм является с 1928 года, Георгия Сапожникова. Завершится праздник выступлением профессиональных звонарей Московского Кремля на колокольне Покровского собора, где находится одно из лучших в столице собраний колоколов XVI-XX веков. Существует несколько предположений об истории собора. Основная версия гласит, что в 1552 году после возвращения из Казанского похода по приказу царя Ивана Грозного на месте будущего храма Василия Блаженного была построена деревянная церковь Живоначальной Троицы с семью приделами. По совету святителя Московского Макария здесь стали строить каменную Покровскую церковь. Сначала был построен деревянный храм, но через полгода его разобрали и начали строить каменный. Строительство велось 6 лет в теплое время года. Архитекторы — Барма и Постник. Название «Покрова-на-рву» связано с тем, что вдоль Кремлевской стены в то время шел оборонительный ров. В 1813 году он был засыпан.

http://pravmir.ru/xramu-vasiliya-blazhen...

Храм Василия Блаженного на Красной площади отмечает 455-летие Москва, 12 июля 2016 г.      Ряд мероприятий в честь 455-летия знаменитого Покровского собора, известного также как храм Василия Блаженного, пройдет сегодня в Москве, сообщает РИА-Новости , со ссылкой на официальный сайт Государственного исторического музея (ГИМ). МЕРОПРИЯТИЯ начались с праздничного богослужения. Затем, с 13 до 19 часов будут проходить бесплатные обзорные экскурсии. Помимо этого, в течение всего дня на территории собора будут проходить различные мастер-классы. Ближе к вечеру посетители смогут услышать выступление Президентского оркестра Российской Федерации. История собора Первое достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 года. Считают, что это был деревянный собор. Он простоял немногим более полугода. Покровский собор возводили русские зодчие Барма и Постник (есть версия о том, что Постник и Барма – имена одного человека). Строительство храма велось всего шесть лет и только в теплое время года. 12 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года Покровский собор был освящен, что ознаменовало завершение его строительства. Эту дату удалось определить только в ходе проведения реставрационных работ в 1957–1961 годах, когда реставраторы обнаружили сохранившийся под поздней штукатуркой текст храмозданной " летописи " , выполненной в основании главного шатра. Надпись гласит: «…в день апостолов Петра и Павла был освящен Покровский собор…» В конце XVI века появились фигурные главы собора – взамен первоначального сгоревшего покрытия. В 1672 году с юго-восточной стороны к собору пристроили одиннадцатую церковь: небольшой храм над могилой Иоанна Блаженного – чтимого московского юродивого, похороненного у собора. Во время грандиозного пожара в 1737 году храм Василия Блаженного сильно пострадал, особенно его южная церковь. В 1812 году был отдан приказ французским артиллеристам взорвать собор. Однако он был лишь разграблен войсками Наполеона, но сразу же после войны отремонтирован и освящен. В конце XIX века впервые встала задача возвращения собору первоначального облика. Однако отсутствие средств, Октябрьская революция и последующий за ней период разрухи в истории России не позволили осуществить задуманную программу.

http://pravoslavie.ru/95301.html

Семь храмов, которые могли бы выглядеть иначе Подборка самых знаменитых храмов, чей нынешний вид существенно отличается от первоначальной задумки 5 сентября, 2014 Подборка самых знаменитых храмов, чей нынешний вид существенно отличается от первоначальной задумки Эти храмы смотрят на нас с открыток. Они узнаваемы с первого взгляда, они – лицо городов, тысячи туристов приезжают взглянуть на них. Но…всё могло бы быть совсем по-другому. В этой статье Вы увидите проекты семи узнаваемых всеми храмов, которые при определённых обстоятельствах могли бы выглядеть иначе. При каких? Ответ в статье! Семь храмов, которые мы видим другими 1. Храм Покрова-на-Рву Разноцветные главки Собора Василия Блаженного знают все. Фото на его фоне стало обязательным сувениром для всех, кто в первый раз посещает Красную площадь. Храма Покрова на Рву. Миниатюра Лицевого летописного свода XVI век Храм был построен в 1555–1561 годах по приказу Ивана Грозного в память взятия Казани, а затем несколько раз перестраивался. Сначала в 1588 году к нему была пристроена церковь Василия Блаженного, давшая новое название всему комплексу. В конце XVI века после очередного пожара сильно обновился внешний вид. И, наконец, в XVII столетии открытую галерею-гульбище, которая окружала храм, накрыли шатрами. Легенда о том, что создатели храма – Барма и Постник – по окончании строительства были ослеплены, дабы не смогли ещё раз повторить такую красоту, действительности не соответствует. Во-первых, потому что сюжет об ослеплении – бродячий; то же самое вам охотно расскажут, например, о создателях некоторых миниатюрных печатных изданий. А, во-вторых… дальше сами поймёте. Сейчас сложно представить, но при создании стены храма имели естественный цвет – белокаменный, а купола были золотыми (по другой версии – зелёными). Именно в таком виде Покровская церковь запечатлёна на миниатюре из Лицевого летописного свода XVI столетия. Привычные нам цветные купола храм приобрёл при поновлении в конце XVI столетия. А вот декоративные росписи и изразцы на стенах появились ещё позже – в конце XVII.

http://pravmir.ru/sem-hramov-kotoryie-mo...

24. Собор Покровский, что на Рву, или церковь Василия Блаженного. Построен при митрополите Макарии в память покорения Казани, освящен 29 июля 1557 года; зодчими были Барма и Постник Яковлев. В верхней церкви девять престолов: 1) Покрова Пресвятой Богородицы, 2) Св. Троицы, 3) Входа в Иерусалим, 4) Григория Армянского, 5) Александра Свирского , 6) Варлаама Хутынского, 7) Иоанна Милостивого, 8) Николая Чудотворца, 9) Адриана и Наталии. Внизу в 1588 году устроена церковь Василия Блаженного, а в 1680 году придел Рождества Богородицы. Нынешняя колокольня, а также два крыльца при верхнем храме и третье при нижнем пристроены в XVII веке. В XVIII веке надстроена палатка в северовосточной части нижней церкви. Главный храм имеет иконостас, перенесенный из разобранного в 1770 году собора Черниговских Чудотворцев, а придел Входа в Иерусалим из разобранной в том же году кремлевской церкви Александра Невского. 25. Рождества Христова, что в Палашах. Тверская, Палашевский переулок. Главная церковь построена в 1573 году, но значительно переделана в XVII веке и после 1812 года. Колокольня XVII века, трапезная 1836 года. Приделы: 1) «Взыскания погибших», 2) Николая Чудотворца. 26. Гребневской Божией Матери, на Лубянской площади. Построена неизвестно когда, обновлена в 1711 и 1850 годах. Колокольня упоминается под 1619 годом. Главный престол Успения Пресвятой Богородицы. Придел Иоанна Нового Белградского устроен в 1635 году. Другой придел Преподобного Сергия. 27. Вознесения Господня. Никитская, угол Чернышевского переулка. Обыкновенно называется «Малое Вознесение». Построена в 1584 году. Купол церкви – XVIII века. Приделы: 1) Иоанна Крестителя, 2) Прокопия Устюжского. 28. Трифона Мученика, что в Напрудной. Трифоновская улица, угол 3-ей Мещанской. Главная церковь построена неизвестно когда; сложена из тесаного камня. В 1895 г. выстроена нынешняя обширная трапезная с куполом и двумя приделами: 1 ) Николая Чудотворца, 2) Филарета Милостивого. Нынешняя колокольня построена в 1890 г. архитектором П.П. Зыковым.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

И поскольку раньше в Москве было принято указывать адрес, в первую  очередь называя местную церковь, в приходе которой находился дом,  то Пушкин последовал этому правилу в " Евгении Онегине " : У Харитонья в переулке Возок пред домом у ворот Остановился… Иногда даже считается, что именно с легкой руки Пушкина за этим переулком имя Харитоньевский утвердилось официально, ибо он действительно был назван так в середине  XIX столетия. Обращение поэта к этой местности не случайно - когда-то он сам был прихожанином Харитоньевской церкви и здесь, в старых московских Огородниках прошло его ранее детство. Все в этих краях соприкасалось с Пушкиным. Еще до его рождения,  в 1797 году,  бабушка Ольга Васильевна после смерти мужа приобрела усадьбу в Малом Харитоньевском, 7. Маленький Пушкин часто гостил здесь у родственников, которые прожили в Огородниках до 1808 года, а в 1812 году  эта усадьба сгорела. Главная пушкинская страница в летописи Огородной слободы - разумеется, знаменитый дом в Большом Харитоньевском, 21. " Палаты Волковых " или  московский дворец Юсуповых  - выдающаяся   достопримечательность прихода старого Харитония. В 1801 году   родители поэта сняли тут несохранившийся деревянный флигель (или среднюю часть дома)  - здесь и прошли первые три года жизни Пушкина. Настоящий, чудом сохранившийся старинный московский терем   переносит нас в допетровскую Москву. Когда-то его окружал роскошный сад с прудом. Великолепное красное крыльцо со львами вело в  богатые расписные хоромы, а над парадным входом   находился образ святых князей Бориса и Глеба: по старинному русскому обычаю полагалось всегда молиться на пороге дома, перед тем как войти в него или покинуть. История этого дома - целая   легенда. По старинному московскому преданию,   здесь в далекие средневековые времена стоял Охотничий дворец Ивана Грозного, соединенный подземным ходом с Кремлем: в те времена близ будущего " Харитония " рос густой лес, и царь любил охотиться, нередко оставаясь и на ночевки, или же вовсе отбывая на это развлечение на несколько дней. А его излюбленные подземные ходы иногда объясняют тем, что царь был подозрительным и боялся покушения, поэтому и обманывал потенциальных заговорщиков, появляясь и исчезая неожиданно. Феликс Юсупов, последний из этого рода, рассказывал семейное предание, будто и сам дворец построили зодчие Барма и Постник, легендарные архитекторы  собора Василий Блаженного. Может быть, и поэтому московский дом такой красивый, завораживающий… Ведь утверждали, что какая-то часть дворца Грозного уцелела при дальнейшей перестройке здания и составила его ядро. А в 1891 году в его  стенах обнаружили и " непременные " замурованные скелеты, что еще больше убедило в причастности здания ко времени Грозного, о чем гласили легенды.

http://pravoslavie.ru/59.html

Он мог появиться в память венчания Иоанна Васильевича на престол в 1547 году, хотя в честь этого события в Москве была выстроена Петроверигская церковь на Маросейке, (венчание состоялось в праздник Поклонения веригам апостола Петра), от которой ныне осталось лишь название Петроверигского переулка. В числе других поводов к возведению Предтеченского храма в Коломенском называют и взятие Казани в 1552 году, и моление о даровании наследника – царевича Иоанна Иоанновича, и благодарение за его рождение, и даже покаяние за его убийство. Еще одно древнее предание гласит, будто Предтеченский храм выстроили те же зодчие Барма и Постник, которые возвели собор Покрова на Рву, что не только опровергает знаменитую легенду об ослеплении мастеров, но и придает ей иное звучание: на вопрос царя, могут ли они выстроить храм лучше, они ответили, что могут – и выстроили новое чудо в Коломенском. (Если только Предтеченский храм действительно был возведен в 1550-х годах.) Но все же большинство ученых склоняется к традиционной версии о временном приоритете Предтеченской церкви над Вознесенской и о том, что она стала предшественницей Покровского собора, своего рода архитектурным экспериментом, где впервые вокруг центрального храма были объединены несколько придельных церквей. Если же правы сторонники поздней версии, то Предтеченская церковь была домовым храмом семьи Иоанна Грозного, рождение которого столь благодарно ознаменовали храмом Вознесения в Коломенском. Такие же споры ведутся и о причине возведения Вознесенской церкви. Иные считают, что именно она могла быть возведена Василием III не как благодарственный, а как обетный храм (если Предтеченский храм был построен позднее). Другие даже полагают, что Вознесенский храм и вовсе не имел отношения к рождению наследника, а был построен Василием III в благодарность за победу над крымским царевичем Ислам-Гиреем, одержанную в 1528 году. Большинство же склоняется к общепринятой версии, что Вознесенский храм – благодарственный, воздвигнутый после рождения будущего царя, которое сопровождалось знамениями, сильно испугавшими москвичей – грозой с молниями и даже землетрясением.

http://pravoslavie.ru/523.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010