Семь храмов, которые могли бы выглядеть иначе Подборка самых знаменитых храмов, чей нынешний вид существенно отличается от первоначальной задумки 5 сентября, 2014 Подборка самых знаменитых храмов, чей нынешний вид существенно отличается от первоначальной задумки Эти храмы смотрят на нас с открыток. Они узнаваемы с первого взгляда, они – лицо городов, тысячи туристов приезжают взглянуть на них. Но…всё могло бы быть совсем по-другому. В этой статье Вы увидите проекты семи узнаваемых всеми храмов, которые при определённых обстоятельствах могли бы выглядеть иначе. При каких? Ответ в статье! Семь храмов, которые мы видим другими 1. Храм Покрова-на-Рву Разноцветные главки Собора Василия Блаженного знают все. Фото на его фоне стало обязательным сувениром для всех, кто в первый раз посещает Красную площадь. Храма Покрова на Рву. Миниатюра Лицевого летописного свода XVI век Храм был построен в 1555–1561 годах по приказу Ивана Грозного в память взятия Казани, а затем несколько раз перестраивался. Сначала в 1588 году к нему была пристроена церковь Василия Блаженного, давшая новое название всему комплексу. В конце XVI века после очередного пожара сильно обновился внешний вид. И, наконец, в XVII столетии открытую галерею-гульбище, которая окружала храм, накрыли шатрами. Легенда о том, что создатели храма – Барма и Постник – по окончании строительства были ослеплены, дабы не смогли ещё раз повторить такую красоту, действительности не соответствует. Во-первых, потому что сюжет об ослеплении – бродячий; то же самое вам охотно расскажут, например, о создателях некоторых миниатюрных печатных изданий. А, во-вторых… дальше сами поймёте. Сейчас сложно представить, но при создании стены храма имели естественный цвет – белокаменный, а купола были золотыми (по другой версии – зелёными). Именно в таком виде Покровская церковь запечатлёна на миниатюре из Лицевого летописного свода XVI столетия. Привычные нам цветные купола храм приобрёл при поновлении в конце XVI столетия. А вот декоративные росписи и изразцы на стенах появились ещё позже – в конце XVII.

http://pravmir.ru/sem-hramov-kotoryie-mo...

Покровский собор продолжает традицию владимирских князей возводить на лучших площадях своих стольных городов храмы, посвященные женскому божеству. Правление Ивана III также было отмечено строительством импозантного, многоглавого Успенского собора, расположенного на территории московского кремля. Благоговейное отношение к Покровам Пресвятой Богородицы со времен Андрея Боголюбского питало надежду русских князей на заступничество и поддержку небесных сфер во всех крупных начинаниях. Храм возводили не только талантливые зодчие (Барма и Постник), подмастерья и подсобники, но и жертвователи и молитвенники; возводил и монарх, ответственный за все провалы и достижения на подвластных ему землях. Участвовали в богоугодном деле ангелы и херувимы и сама Богородица, милосердно наделившая людей способностью к плодоношению и созиданию прекрасного. Характерно, что четыре угловые церковки ориентированные на все стороны света замыкают собой весь архитектурный ансамбль. Идея сплочения пестрого в этническом отношении народа православного под многоцветным куполом Московского государства была реализована самым убедительным образом. Казанский собор был возведен в честь знаменательной победы Ивана IV над крупнейшим ханством, возникшим вследствие распада Золотой Орды. Эта победа произошла в дни праздника Покрова, одного из самых любимых на Руси. Однако, Казань не являлась православным городом. Этот храм стал символом победы над татарами, которые на протяжении трех веков слыли непобедимыми воинами. Лишь в середине XVI века наступил перелом в расстановке сил. Но победитель ханства сам был наполовину татарином (по материнской линии) и не хотел противопоставлять московитов мусульманам с волжских берегов. Он дальновидно стремился вплетать всякое лыко в строку русской истории. Вот почему магометанские и христианские мотивы столь органично слились в каменной симфонии собора, который всем своим обликом настаивал на результативности сотрудничества двух рас и двух религий. Казани как бы предоставлялось лучшее место в Москве.

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/14/...

12 июля отмечается 450-летие собора Покрова-на-рву на Красной площади в Москве, более известного как храм Василия Блаженного. 12 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года был освящен центральный придел храма. 12 июля отмечается 450-летие собора Покрова-на-рву на Красной площади в Москве, более известного как храм Василия Блаженного. 12 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года был освящен центральный придел храма. Божественную литургию в Покровском соборе сегодня возглавил Святейший Патриарх Кирилл. Также в храме пройдут бесплатные экскурсии, которые будут проводиться каждые полчаса. Сегодня же в соборе  откроется новая выставка «Московские юродивые эпохи средневековья в истории Покровского собора и Варварского крестца». На ней будут представлены уникальные экспонаты, среди которых — первый покров на раку Василий Блаженного, сшитый в мастерских Ирины Годуновой в 1589 году. Впервые за 90 лет будет экспонироваться большемерная икона XVIII века «Спас Нерукотворный с предстоящими Максимом Блаженным и Максимом Исповедником». В соборе сегодня откроется еще одна выставка: «Покровский собор в объективе фотокамеры», на которой будут представлены работы фотохудожника Государственного исторического музея, филиалом которого храм является с 1928 года, Георгия Сапожникова. Завершится праздник выступлением профессиональных звонарей Московского Кремля на колокольне Покровского собора, где находится одно из лучших в столице собраний колоколов XVI-XX веков. Существует несколько предположений об истории собора. Основная версия гласит, что в 1552 году после возвращения из Казанского похода по приказу царя Ивана Грозного на месте будущего храма Василия Блаженного была построена деревянная церковь Живоначальной Троицы с семью приделами. По совету святителя Московского Макария здесь стали строить каменную Покровскую церковь. Сначала был построен деревянный храм, но через полгода его разобрали и начали строить каменный. Строительство велось 6 лет в теплое время года. Архитекторы — Барма и Постник. Название «Покрова-на-рву» связано с тем, что вдоль Кремлевской стены в то время шел оборонительный ров. В 1813 году он был засыпан.

http://pravmir.ru/xramu-vasiliya-blazhen...

В эпоху Макария стремятся и стараются “строить культуру как систему”. Это было время собирания. Собирали старину Но нужно сразу отметить и еще одну особенность. Собирание началось в Новгороде, – не следует ли вести его уже от Геннадия? В известном смысле это “собирание” XVI века было обобщением и закреплением именно Новгородских навыков, обычаев и преданий С этим связано и то, что в начинаниях Макария и Сильвестра ясно чуствуется влияние Запада. Флоровский Г. Пути русского богословия. С. 24 К середине XVI в. новые черты художественного мышления ясно обозначились в искусстве Новгорода и Пскова. Частые контакты с католиками, а позже с лютеранами, близость Литвы и государств Северной Европы сказывались здесь неизмеримо сильнее, чем на остальном пространстве Московской Руси. Жизнь менялась, и изменения в языке и формах изобразительного искусства отвечали, как видно, новым духовным запросам новгородцев и псковичей. Именно здесь сложились в общих чертах воззрения митрополита Макария и священника Сильвестра, впоследствии привлекших местных живописцев и зодчих к осуществлению своих замыслов в Москве 138 . Утверждаясь в столице, новые идеи, наряду с выражающими их новшествами в иконописи и церковном зодчестве, распространяются и по периферии Московского государства. Иноземные мастера (преимущественно итальянцы) работали в Москве и до того, свидетельством чему остаются стены и соборы Московского Кремля. Влияние ренессансного искусства проникало в Московскую Русь и ранее – еще во время правления предшественников Ивана Грозного. Но эпоха свт. Макария и Сильвестра стало временем не столько количественных, сколько качественных изменений. Суть их в том, что русское религиозное искусство впервые оказалось поставлено на службу секулярным идеям. Новые явления в нем, наметившиеся преимущественно под влиянием западного Ренессанса, обретают теперь опору в воззрениях Макария и Сильвестра, полагавших, что у священства и царства общая цель. Среди самых известных художественных созданий этого периода наиболее выделяется храм Покрова Божией Матери, что на рву 139 (по словам Карамзина, “лучшее произведение так называемой готической архитектуры нашей древней столицы” 140 ). Некоторые особенности внешнего облика храма делают весьма вероятным предположение, что его создатель, псковский зодчий Барма Постник Яковлев 141 работал под влиянием северной деревянной готики. Но гораздо важнее общий замысел храма, выражающий торжество Московского царства. Примечателен отказ от традиционного византийского крестово-купольного плана. Покровский собор состоит из восьми небольших приделов, над которыми доминирует главный алтарь. Венчающий центральный объем шатер высоко вознесен над куполами приделов, как царь над подданными. Сходные мотивы преобладают и в других архитектурных памятниках того времени – соборе святых Бориса и Глеба в Старице, церкви Иоанна Предтечи в подмосковном селе Дьяково, в соборах Вологды и Ярославля 142 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Надо отдать должное создателям сериала, они показали, что задуман и создан знаменитый храм был Государем и митрополитом Макарием. Историки безуспешно пытаются найти легендарных зодчих Барму и Постника.  Митрополит Тихон Шевкунов высказал блестящую догадку, почему эти попытки не дают результатов. Барма – это псевдоним того, чьей волей встал на Красной площади храм Василия Блаженного. Царские бармы носил государь Иоанн Васильевич. Постник – святой митрополит Макарий, чьи молитвы сопровождали возведение чудесного храма. Показано в фильме и участие Государя и митрополита в поддержке трудов первопечатника Ивана Федорова.       Что  означало основание в царствование царя Иоанна Васильевича 155  новых городов и крепостей? После победы над Казанским и Астраханским ханствами Россия расширила свои пределы на восток и на юг. Чтобы люди могли спокойно жить и трудиться, границу прикрыли системы засек, валов, рвов, частоколов, острожков-крепостиц, сторожевых постов и караулов. Создание Большой засечной черты потребовало огромных усилий от всего народа. Но Засечная черта отодвинула границу далеко на юг. Около 100 тысяч кв. км могли теперь распахивать русские крестьяне, не опасаясь внезапных набегов степных хищников. За укреплениями Засечной черты строились города, крестьяне пахали землю и растили хлеб.  Территория России увеличилась почти вдвое, с 2,8 млн. до 5,4 млн. кв. км. По площади Русь стала крупнейшим государством Европы. Были присоединены Среднее и Нижнее Поволжье, Урал. В конце царствования государя Иоанна Васильевича Ермак громит сибирское ханство  Кучума, последний осколок Орды. И присоединяет к России Западную Сибирь. Ломоносов пророчески сказал: " Могущество России Сибирью прирастать будет " . Кстати, можно нередко слышать, что все планы Грозного пошли прахом, Ливонская война была проиграна и Царь Иоанн IV якобы оставил в конце своего правления разоренную и обезлюдевшую страну, народ разбежался от ужасов опричнины. Возникает закономерный вопрос, если Русь обезлюдела, то кто же тогда заселил 155 новых городов и крепостей, кто после того, как Засечная черта двинулась на юг, заселил и распахал земли бывшего Дикого поля?

http://radonezh.ru/2020/12/04/serial-gro...

Интерьер собора Василия Блаженного Летопись сохранила нам имена строителей – это русские зодчие Постник и Барма. Они строили храм шесть лет. А потом Иван Грозный приказал ослепить их. Чтобы больше нигде и никогда они не смогли создать такое чудо. В народе Покровский храм чаще называют Собором Василия Блаженного. Именно здесь покоится прах знаменитого московского юродивого, святого и провидца. За многие века собор неоднократно страдал от пожаров, был разграблен французами. Первоначальный облик вернули ему лишь в ХХ-м веке. Выдающийся архитектор и реставратор Дмитрий Сухов посвятил этому более сорока лет. Он считал, что «Покровский Собор — такое же высокое произведение русского гения, как «Слово о полку Игореве» или как живопись Андрея Рублева. Ведущий – священник Алексий Уминский: — Я еще раз поздравляю Вас с праздником желаю, чтобы на протяжении всей своей жизни Вы ощущали над собой Покров Пресвятой Богородицы, Ее помощь, Ее заступничество. Всегда обращайтесь к Ней, — «теплой заступнице мира холодного». Наша программа подошла к концу. Ее электронную версию можно прочесть на нашем сайте «Седмица.Ru». Здесь же Вы узнаете много интересного о религиозной жизни всего мира. Я прощаюсь с вами. Увидимся через неделю. Всего Вам доброго. Храни Вас Господь! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 2 февраля, 2024 17 января, 2024 2 сентября, 2022 3 июня, 2022 30 мая, 2022 14 апреля, 2022 7 апреля, 2022 4 апреля, 2022 26 октября, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/pokrovskie-xramy-rusi/

Подобного храма не было впоследствии, но почти не было и прежде. В некоторой степени храмами-предшественниками, которые имели в виду Барма и Постник, можно считать церковь Вознесения в селе Коломенском 1532 г. и церковь Иоанна Предтечи в селе Дьякове 1529 г., первую для среднего Покровского шатра, вторую для восьми столпообразных приделов. В свою очередь Вознесенская и Предтечевская церкви построены под влиянием стиля деревянных храмов, издревле отличавшихся от каменных чисто русским и общим характером постройки и отдельными архитектурными подробностями. Собор сохранился и имеет тот же вид, какой дали ему зодчие XVI ст. Но некоторые изменения с течением времени все-таки произведены. В 1588 г. были обретены мощи Василия Блаженного, вследствие чего внизу встроена десятая церковь имени этого святого, которая снаружи по своему стилю не нарушает общей гармонии всего здания, а внутри замечательна своими крещатыми сводами. Около 1640 г. внизу же устроили одиннадцатый алтарь, над местом погребения Блаженного Иоанна, скончавшегося в 1589 г. Придел этот сначала назывался «Риз положения», а в конце XVII ст. переименован в «Рождества Богородицы»; здесь почивают мощи св. Иоанна, приобретенные в 1672 г. В XVII ст. покрыто сводами и крышею все пространство между девятью верхними храмами и над галереей; пристроены два изящных двушатровых западных крыльца и вход в нижнюю церковь; надстроена палатка на северной стороне нижней церкви, ныне служащая ризницей; выстроена колокольня вместо прежней звонницы; устроена сплошная стена кругом нижнего этажа, вместо прежних открытых арок. В XVIII ст. перестроен алтарь Васильевской церкви; переименован придел Киприана и Иустины в Адриана и Наталии, а вместо престола Иоанна, Павла и Александра устроен престол Иоанна Милостивого; в главный Покровский храм перенесен иконостас из разобранного в 1770 г. собора Черниговских чудотворцев, а в придел Входа в Иерусалим – из разобранной в том же году кремлевской церкви Александра Невского. В 1784 г. впервые расписаны внутри стены Покровского храма и сняты восемь главок, стоявших по углам звездчатого главного храма. Поновления были также в XIX и XX вв., но менее важные. В соборе ежегодно 1 октября совершается крестный ход в память взятия Казани. Когда в Москве были всероссийские митрополиты, потом патриархи, совершался и другой крестный ход, так называемый «шествие на осляти». Оно состояло в том, что в Вербное воскресенье митрополит, позднее патриарх, ехал от Успенского собора на осле, которого обыкновенно вел сам царь. При громадном стечении народа шествие направлялось к Входоиерусалимскому приделу, где совершался молебен, а затем возвращалось в Успенский собор. Остаток древнего торжества сохранился теперь только в виде многолюдства на базаре, бывающем на Красной площади в Вербное воскресенье.

http://sobory.ru/article/?object=02934

В XVI в. многоглавие развивалось в связи с идеей многопрестольного храма (существовали и до этого: напр., Троицкий собор Пскова, 1365-1367, имел как минимум 7 глав над 7 престолами), к-рая в правление Иоанна Грозного обрела новый идеологический смысл - освящение исторических событий через небесное покровительство святых ( Баталов. 1993). Так, царский придворный Благовещенский собор Московского Кремля (1484-1489, псковские мастера), первоначально 3-главый (одна глава - над амвоном и 2 - над алтарем), при перестройке по велению царя в 1564-1566 гг. получил еще 2 главки на глухих барабанах с запада и 4 главки над палатками приделов; 9 луковичных глав и кровли храма целиком покрыли позолотой. Собор Покрова на Рву. 1555–1561 гг. Собор Покрова на Рву. 1555–1561 гг. Ярче всего воплотил образ многоглавого многопрестольного храма собор Покрова на Рву (1555-1561, архитекторы Барма и Постник Яковлев). Храм-памятник победам рус. войск над Казанским и Астраханским ханствами возник на месте древней ц. Св. Троицы. Во время боевых действий вокруг этого храма возвели 7 деревянных храмов, каждый из к-рых отмечал день очередной победы. После окончания войны решено было построить большой каменный центрический собор с планом в форме квадрифолия, составленный из 9 башнеобразных столбов. Центральный столб под высоким шатром с золоченой маковкой вверху (общая высота 65 м, внутреннее пространство 46 м, пролет 8 м) окружен 8 церквами: по углам - четверики с мощными луковичными главами на цилиндрических барабанах, а по странам света - более высокие 8-гранные башни, также с крупными луковичными главами. Железные полихромные главы 8 придельных церквей имеют причудливые разнообразные формы со спиральными полосами, «городчатыми» фризами или «брильянтовыми» гранями. В основании центрального шатра были 8 малых золоченых декоративных главок, позднее утраченных; т. о., первоначально собор венчали 17 глав (ныне 10). Покровский собор неоднократно перестраивался и приобрел живописные черты асимметрии. В 1588 г.

http://pravenc.ru/text/2462267.html

Возвратившись в Москву после взятия Казани, царь Иван Васильевич, обрадованный столь важной победой над исконными врагами и некогда грозными поработителями русского народа – татарами, решил для увековечения в памяти народной как этой, так и некоторых других раннейших побед над татарами построить в Москве по тогдашнему обычаю несколько церквей во имя тех святых, в день памяти которых по церковному календарю приходились числа, в кои были одержаны эти победы. К сожалению, то летописное сказание, по которому мы излагаем историю построения собора, не указывает определенно: сколько таких достопамятных событий из истории борьбы с татарами и какие именно царь приказал увековечить построением церквей, и только кратко замечает, ,,что об этом ясно рассказано в других» каких то летописях которые до нас не дошли или, по крайней мере,, доселе нам неизвестны 1 . Место для постройки было выбрано вне Кремля, близ главных ворот его – Фроловских (ныне называемых Спасскими) у моста надо рвом 2 . Стоявшие раньше здесь деревянные церкви, в том числе пришедшую в ветхость Троицкую, царь приказал снести, и на их месте воздвигнул восемь новых: семь деревянных, окружавших восьмую – каменную. – 1 Октября 1554 года они были освящены тогдашним митрополитом московским Макарием в присутствии царя и его брата Юрия. Таким образом, первоначально созданный в память взятия Казани храм представлял из себя не девятиверховой храм (девять церквей на одном общем для всех них основании), а восемь совершенно отдельных одна от друга церквей. Впрочем, семь деревянных церквей существовали весьма не долго: Грозный по совету митрополита Макария решил заменить их каменными. Нашлись два весьма искуссных зодчих русских, по прозвищу Постник и Барма 3 , которым царь и поручил это дело. Зодчие совершенно изменили первоначальный, лишенный всякого художественного вкуса, план постройки и составили свой: они не захотели окружать большой каменный храм по-прежнему семью совершенно отдельными от него храмами, а решились прибавить еще один храм – вместо семи построить вокруг большого храма восемь, – эти девять храмов обединить, поставив их на одном общем основании, так чтобы в центре находился главный – самый большой по размерам – храм, а его окружали в строгой симметрии восемь меньших и вся группа этих храмов в виде восьмиугольной звезды представляла бы собой стройное и художественное целое.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Только девятый престол был посвящен событию, не связанному с «Казанским взятием». 29 июня 1555 года в Москву из Вятки был принесен образ Николы Великорецкого. Многочисленные чудеса и исцеления от этого образа происходили как по дороге в столицу, так и в Москве, в Успенском соборе. В ознаменование такого проявления Божией благодати девятый престол строящегося храма был освящен в память Николы Великорецкого, позже в нем находился список с чудотворной иконы, сделанный самим митрополитом Макарием. Начатое не позднее весны 1555 года строительство каменного Покровского собора продолжалось пять с половиной лет. 1 октября 1559 года, по сообщению Никоновской летописи, были освящены все церкви, кроме центральной церкви Покрова, строительство которой еще не было завершено. Дату завершения строительства и освящения — 29 июня 1561 года (12 июля по новому стилю) — удалось определить только в ходе проведения реставрационных работ 1957-1961 гг., когда реставраторы обнаружили сохранившийся под поздней штукатуркой текст храмозданной «летописи», выполненной в основании главного шатра. Покровский собор является национальным символом России: как памятник славе русского оружия и как уникальный по архитектуре храм, признанный шедевр древнерусского зодчества. Долгое время, на основании мемуарных источников западного происхождения, считалось, что создателями храма были иностранные архитекторы. Честь открытия имен русских зодчих, воплотивших в камне идею царя и митрополита, принадлежит протоиерею Покровского собора Иоанну Кузнецову, который в конце XIX — начале XX века в летописных источниках XVII века обнаружил имена строителей — Барма и Постник «с товарищи». Новая страница в истории храма связана с прославлением в 1588 году московского юродивого Василия Блаженного, скончавшегося 2 августа 1557 года и погребенного под аркой у стен строившегося тогда собора. В ней, над мощами святого, между северным приделом Святой Троицы и северо-восточным приделом трех Патриархов, соорудили каменную палатку. В 1588 году арку разобрали и по повелению сына Ивана Грозного, Федора Иоанновича, возвели церковь (мортириум) Василия Блаженного. В 1672 году на месте его захоронения построили церковь Иоанна Блаженного.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Василия_...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010