Михаил регулярно посещал храм Николая Чудотворца, который также называли Барградским подворьем или храмом Скоропослушницы в честь почитаемой иконы, имевшейся в храме. Он начал в нем пономарить, а затем читать примерно с восьми-девяти летнего возраста. «Очень скоро меня стали отпускать в нее без сопровождения взрослых. Помню, как эта возможность была предметом серьезного обсуждения между мамой и бабусей, закончившегося указанием мне, чтобы, прежде чем ступить с тротуара на мостовую, я попросил бы кого-либо из прохожих взять меня за руку и перевести через проезжую часть площади до входа в церковь . Я попытался раз добросовестно выполнить это указание, но женщина, к которой я обратился, даже не смогла понять, чего я от нее хочу. “Да вот же церковь -то, здесь два шага. Перейди улицу, да входи, кто тебе мешает?” Переход самостоятельно совершался мною впервые в жизни, и, благополучно завершив его, я с удовольствием убедился, что опасения моих домашних были явно преувеличены» – вспоминал архиепископ. В литературе часто встречается упоминание о том, что здесь в 1920 году Михаил Мудьюгин был посвящен в стихарь митрополитом Вениамином (Казанским), будущим священномучеником. В пользу правдивости этой легенды служит личное близкое знакомство Веры Николаевны Мудьюгиной с митрополитом Вениамином. В воспоминаниях владыки об этом не сказано ни слова. Поскольку твердых доказательств этому факту нет, можно считать сведения об этой встрече с замечательным петроградским архипастырем благочестивым преданием, пока не будет получено документального его подтверждения или опровержения. Такие благочестивые предания, как это часто бывает, встречаются в жизнеописаниях архиепископа Михаила, написанных ранее. В этом же храме у Михаила Мудьюгина появился первый духовник – отец Гавриил, «молодой сирийский араб», впоследствии нашедший возможность уехать из России на родину и ставший митрополитом Лаодикийским. С ним связан один из эпизодов, часто вспоминавшийся владыкой Михаилом в разговорах с близкими людьми и также записанный им в воспоминаниях: «Отец Гавриил совершал будничную литургию... Я стоял на коленях и рассеянно играл с позументом своего стихаря. Вдруг отец Гавриил на мгновение замолчал, а затем я услышал: “Сейчас здесь Ангелы! А ты чем занимаешься?”». Впоследствии их едва снова не свела судьба – владыка Михаил в 1967 году ездил в Сирию, но митрополит Гавриил скончался за несколько недель до приезда ректора Ленинградской духовной академии, которым в то время был епископ Михаил.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Неофита регентом стал М. А. Лагунов, предпочитавший исполнять произведения новых композиторов, а иногда и собственные. Награждение же Лагунова званием члена-сотрудника Палестинского об-ва 9 нояб. 1918 г., в день празднования иконы Божией Матери «Скоропослушница», вызвало протест Д. Новым стилем пения не были довольны и мн. прихожане храма. В письме о. Неофита, отправленном Д. к празднику, говорилось, что теперь в их церкви, как «в каждом храме Петрограда, нет художественности, нет стиля, нет благодати в богослужении. Шаблон, однотонность мертвят, душат молящихся, и их не нужно просить, чтобы они уходили, сами уходят…» (Там же). По-видимому, в нояб.- нач. дек. 1918 г. Д. составил пространную записку в совет ППО, в к-рой подробно излагал все события, происшедшие в храме за истекшие 1,5 года. Д. рассматривал Барградскую ц. как принадлежащую Палестинскому об-ву и надеялся, что об-во примет меры к восстановлению порядка. Он сознавал, что самоволие низшего клира и членов попечительства происходит не в последнюю очередь оттого, что храм перестал подчиняться об-ву, но не понимал того, что само об-во было на грани закрытия и уже не имело реальной власти. Скорее всего эта записка, хранящаяся в его архиве в рукописном варианте и в 2 неполных машинописных копиях, так и не была отправлена. С осени 1918 г., после эмиграции Ширинского-Шихматова, усилилась тенденция превращения Палестинского об-ва в сугубо научную организацию. В нач. 1919 г. Д. специально ездил для обсуждения изменений в уставе в Москву и пытался противиться такому направлению. Вскоре он отошел от дел об-ва и воспользовался приглашением Астраханского ун-та занять кафедру греч. языка. По возвращении из Астрахани в 1922 г. он застал разгром архива и б-ки Палестинского об-ва, осуществленный после ареста Юшманова в 1921 г. Тогда же погибли и документы Николо-Александровского храма до 1919 г., хранившиеся у Юшманова как у исполняющего должность председателя церковного совета. К деятельности в храме Д. больше не возвращался (по крайней мере в списках двадцатки он не числился; Архив Николо-Александровской Барградской ц.

http://pravenc.ru/text/178601.html

Ф. 253. Д. 61). Этот проект, как и мн. др., так и не был осуществлен по причине последовавших политических событий. В 10-х гг. Д. активно продолжал заниматься сбором материалов по истории ИППО и о рус. деятелях в Палестине. К 1918 г. им был написан «Очерк жизни и деятельности архим. Леонида Кавелина, третьего начальника русской духовной миссии в Иерусалиме, и его научные труды по изучению православного Востока. 5 марта 1918 г.» (Там же. Д. 175, 176; опубл. в 2000). Изучение биографий рус. ученых и церковно-политических деятелей на Востоке привело к созданию очерка «Наши коллекционеры рукописей... 1994). Д. продолжал работать в ИППО до 2-й пол. 1918 г., надеясь на восстановление об-ва; однако, судя по переписке ученого, он, подобно др. современникам, не мог вполне адекватно оценивать быстро изменявшиеся политические обстоятельства. Последним его делом в ИППО была поездка в янв. 1919 г. в Москву для обсуждения устава об-ва. После возвращения в 1922 г. в Петроград Д. больше не работал в Палестинском об-ве, хотя и поддерживал контакты с его членами (в архиве хранится отчет о деятельности РПО с 1 окт. 1927 по 1 окт. 1928, к-рый Д. передал И. И. Соколову - РНБ ОР. Ф. 253. Д. 67). Деятельность Д. при Николо-Александровской Мирликийской (Барградской) церкви в С.-Петербурге В 1907-1918 гг. Д. состоял членом попечительства при храме с 1916 г. был старостой. Храм построен на месте часовни, первоначально освященной в память о чудесном избавлении от смерти имп. Александра II во время покушения на него в 1867 г. в Париже. Впосл. часовня была приписана к рус. мон-рю в Мирах Ликийских, к-рый предполагалось построить, а после передачи Мирликийского дела в ведение ИППО находилась на совместном попечении купцов-ктиторов и Палестинского об-ва. Д. регулярно произносил в храме проповеди, собиравшие большое число слушателей. Попечительство при храме состояло из председателя ген.-майора Н. И. Цытовича и членов И. А. Печкина, архит. Н. Н. Никонова, полковника Д. Н. Ломана и Д., представителя от ИППО.

http://pravenc.ru/text/178601.html

Работа попечительства началась со строительства нового храма на месте старого. Храм, заложенный 8 сент. 1913 г., был построен по проекту архит. С. С. Кричинского в новгородско-псковском стиле; консультантом выступал археолог В. Т. Георгиевский. Строительство и особенно работы по росписи храма велись под наблюдением Д. и Георгиевского. «Подыскивание оригиналов, размещение сюжетов по стенам храма, надписи к ликам святых, на свитках, имеющихся у них в руках, надписи в паперти на свободных местах от живописи - все это давалось мною и требовало от меня много труда и времени»,- писал впосл. Д. 15 дек. 1915 г. состоялось торжественное освящение храма в присутствии вел. кнг. Елисаветы Феодоровны, М. И. Степанова, министра народного просвещения П. Н. Игнатьева, министра юстиции А. А. Хвостова, обер-прокурора Синода А. Н. Волжина, товарища министра иностранных дел А. А. Нератова, Цытовича и профессоров Д. и Соколова. В речи на освящении храма Д. подробно рассказал о настенных росписях, созданных по образцу древних фресок Ферапонтова мон-ря. Ничто в храме не было случайным: расположение изображений святых говорило о преемственности визант. церковных традиций, об истории России и Русской Церкви. Оклад главной святыни церкви - иконы Божией Матери «Скоропослушница» - был выполнен по образцу ризы иконы Владимирской Божией Матери из Успенского собора Московского Кремля. Предметом особой гордости был 4-ярусный иконостас. По словам Д., в нем было только 4 иконы нового письма; все остальные, XV - нач. XVII в., были собраны в рус. провинции Ширинским-Шихматовым, вице-председателем ИППО, специально для храма (Речь, произнесенная А. А. Дмитриевским на освящении Николо-Александровской Барградской церкви//РНБ ОР. Ф. 253. Оп. 1. Д. 87). Ширинский-Шихматов собирал древние иконы и для храма в г. Бари, однако эта коллекция не была отправлена, впосл. ее передали в Московскую синодальную ризницу; дальнейшая судьба икон неизвестна ( Лисовой Н. Н. Русское духовное и полит. присутствие в Св. Земле и на Ближ. Востоке в XIX - нач. XX в. М., 2006. С. 301). Богослужебная утварь также была старинной, найденной в отдаленных церквах России. За труды по воссозданию храма и др. заслуги перед ИППО Д. был удостоен звания почетного члена об-ва.

http://pravenc.ru/text/178601.html

Совет города Бари утвердил передачу Никольского Подворья в собственность России 17 апреля 2008 г. 16:44 В среду 16 апреля в Бари (Италия) на специальном заседании городского совета была утверждена передача всего комплекса храма святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, и прилегающего к храму подворья в собственность России. «Это историческое событие, когда Италия отдает другой стране свою собственность, являющуюся к тому же памятником ЮНЕСКО», — прокомментировал Службе коммуникации ОВЦС событие настоятель храма святителя Николая Чудотворца в Бари священник Владимир Кучумов. На заседании присутствовали мэр города Бари Микеле Эмилиано, депутаты Городского совета, а также на постоянной связи по телефону находился Посол России в Италии А.Ю. Мешков. Работа заседания проходила вечером 16 апреля и в течение ночи. Городским советом было принято решение о передаче всего комплекса на баланс центрального правительства Италии, и затем — в собственность России. Инициатива создания храмового комплекса для русских паломников, приезжающих в Бари поклониться мощам святителя Николая, одного из самых почитаемых на Руси святых, принадлежала святой преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне. Комплекс строился по проекту архитектора Щусева на пожертвования верующих, в том числе императора Николая II. Из-за Первой мировой войны и революции работы не были завершены, а в 1937 году все здания храмового комплекса вместе с землей были переданы муниципалитету города. Часть построек в конце 1990-х годов власти Бари передали в пользование Московскому Патриархату. Но комплекс оставался в ведении муниципалитета, что затрудняло развитие паломничества и исполнение воли людей, некогда построивших этот храм. Акт о передаче России храмового комплекса будет составлен в ближайшее время между Италией, мэрией города Бари, Россией и Русской Православной Церковью. «С сегодняшнего дня Барградское подворье уже не собственность Бари, а нашей страны», — подчеркнул настоятель подворья. На следующей неделе мэр города Бари приедет в Москву и представит соответствующие документы для передачи. Решение вернуть России весь комплекс православного храма святителя Николая и прилегающего к нему подворья было принято в марте прошлого года. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/392807.htm...

13 октября 1908 года, по благословению митрополита Антония, в С.-Петербургской епархии был учрежден епархиальный миссионерский совет. В его состав с самого открытия вошел о. Вениамин 313 . В столице, как и ранее в Самаре, о. архимандрит стремился шире заинтересовать миссионерским делом семинаристов. Так, на диспуте синодального миссионера протоиерея Ксенофонта Крючкова († 5 мая 1909) со старообрядцами 30 ноября 1908 года среди многочисленных слушателей находились и воспитанники VI класса семинарии во главе с о. ректором 314 . В воскресенье 19 октября 1908 года архимандрит Вениамин участвовал в многолюдном торжестве перенесения святынь, доставленных в Россию из Палестины. Крест с частицей древа креста Господня и икона Воскресения с частицей гроба Господня были присланы патриархом Иерусалимским Дамианом в дар Николо-Барградской церкви, принадлежавшей Православному Палестинскому обществу. Для встречи святынь прибыли оркестр лейб-гвардии Измайловского полка и все районные отделы Александро-Невского общества трезвости со своими хоругвями и образами. Крестный ход от Варшавского вокзала по Обводному каналу и Лиговке направился к скромной церкви Палестинского общества. Во главе его следовали епископ Холмский Евлогий (Георгиевский) и три архимандрита – ректор семинарии Вениамин, настоятель Троице-Сергиевой Приморской пустыни Михаил (Горелышев) и настоятель греческой посольской церкви Софроний (Дука) 315 . Этот крестный ход был одним из первых общих шествий петербургских трезвенников с участием архиерея. С самого начала своего епископского служения святитель Вениамин придаст подобным процессиям прежде невиданный, поистине общегородской масштаб 316 . 20 декабря 1908 года почил настоятель Андреевского собора Кронштадта протоиерей Иоанн Сергиев (св. Иоанн Кронштадтский ). 22 декабря гроб с телом покойного пастыря был торжественно встречен на Балтийском вокзале С.-Петербурга. Среди многочисленного духовенства, сопровождавшего погребальную колесницу от вокзала до Иоанновского монастыря, шел крестным ходом и архимандрит Вениамин. На другой день он участвовал в заупокойной литургии и отпевании о. Иоанна, которое возглавил митрополит Антоний 317 . На могиле всероссийски чтимого пастыря о. Вениамин много раз молился и впоследствии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

529 Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, устроена на четвертом этаже здания школы, построенного по проекту архитектора Н.Е. Лансере в стиле Петровского барокко. Храм расписан в новгородском стиле самими учениками, выполнившими копии новгородских фресок. Иконы в иконостасе также написаны ученицами иконописной мастерской, возглавляемой П.И. Нерадовским и Н.И. Брягиным. Они же сделали облачения и хоругви. Храм просуществовал всего лишь полтора года. Ныне здание занято коммерческой фирмой. Набережная канала Грибоедова, 2а 530 Икона Божией Матери Скоропослушница, находилась в храме Святых Николая Чудотворца и Благоверного князя Александра Невского (Николо – Барградский) при Императорском Палестинском обществе, на Рождественской улице в Петербурге. Построен по проекту архитектора С.С. Кричинского в Новгородско-Псковском стиле. Заложен храм митрополитом Владимиром 8 сентября 1913 г., на мощах св. Алексея Митрополита Московского в присутствии Великой княгини Елизаветы Федоровны, которая после гибели Великого князя Сергея Александровича являлась председательницей Палестинского общества. 15/XII 1915 г., он же освятил его. Наружные стены храма были декорированы орнаментом и крестами из белого камня, крыша покрыта зеленой поливной черепицей. Росписи, подражавшие фрескам Дионисия в Феропонтовом монастыре. В иконостасе находились ценнейшие иконы XVI – XVII вв., Царские врата XVI в., золотые сосуды, евангелие и утварь XVI – XVII вв. Икона «Скоропослушница», наиболее чтимая, написанная на св. Горе Афон, находилась в киоте, вырезанном по образцу киота Владимирской Божией Матери в Успенском соборе Кремля. 20 мая 1932 г. храм был взорван. Икона «Скоропослушница» находится ныне в Троицком соборе Александро-Невской лавры 531 Казанский собор на Невском проспекте, заложен Императором Александром I. 27 августа 1801 г., освящен митрополитом Амвросием 15 сентября 1811 г. В нем хранилась особо почитаемая икона Божией Матери Казанской, конца XVI в. 534 5 апреля 1916 г. войска русской Кавказской армии взяли город Трапезунд (современный Трабзон).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О Барградском проекте ИППО и паломничестве к мощам святителя Николая участникам конференции рассказал пресс-секретарь Шахтинской епархии, старший преподаватель кафедры «Православная культура и теология» Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиала) ДГТУ в г. Шахты, действительный член ИППО И.Г. Шарков. В своем выступлении старший преподаватель кафедры «Конструирование, технологии и дизайн» Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиала) ДГТУ в г. Шахты Л.Б. Томилина представила материалы по теме «Пасхальные сувениры К. Фаберже». В продолжение пасхальной тематики студентка ИСОиП (филиала) ДГТУ в г. Шахты Дарья Слатвицкая рассказала о традициях декорирования пасхальных яиц. Участникам просветительского проекта было предложено принять участие в мастер-классе по оформлению пасхальных деревянных яиц. Кроме того, на конференции прозвучал доклад «Гроб Господень и Россия: история русского паломничества на Святую Землю» доктора философских наук, профессора Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М.И. Платова К.В. Воденко, а также выступления студенток ИСОиП Лилит Симонян («Пасха русских паломников в Святой Земле») и Нины Матюшенко («Вклад архимандрита Антонина (Капустина) в дело созидания Русской Палестины»). Настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» г. Ростова-на-Дону, действительный член ИППО протоиерей Вадим Толмачев поделился с собравшимися своим впечатлениями о принесении Благодатного огня из Иерусалима. Преподаватель кафедры истории русской философии и теоретического россиеведения Южного федерального университета В.Н. Климентов выступил с докладом «Сакральный аспект истории». В выступлении студентки ИСОиП Анастасии Илларионовой была рассмотрена роль Русской Православной Церкви в созидании Русского мира. На конференции выступили преподаватели и студенты Шахтинского музыкального колледжа. Студенты читали стихи о Святой Земле  прозвучали поэтические произведения И.А. Бунина, С.Я. Маршака, протоиерея Николая Уварова, Е.С. Камышной. Перед собравшимися выступила член Союза журналистов России, действительный член ИППО Е.С. Камышная. Участники просветительского проекта получили в подарок сборники поэтических произведений донской поэтессы.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Будем надеяться, что все, здесь недостающее, и все неудовлетворительное – все восполнит и все усовершенствует, в свою очередь, будущее время – новыми силами и новыми средствами. Приложения Приложение 1 Бари Сегодняшний Бари – небольшой город-порт в Италии. Даже в наше время, когда суета и дух мира сего с особенной силой захватывают сознание людей, горожане продолжают чтить память святителя Николая. День города празднуется 9 мая, устраивается пышный карнавал, наподобие средневековых. Местные жители заняты в сфере транспорта, туризма (в Бари находится один из главных портов Италии и крупный аэропорт) и торговли (ежегодно здесь проходят ярмарки и выставки). Бари является столицей региона Пулия, в котором развито сельское хозяйство и рыболовство, производится оливковое масло и вино. В целом, Бари – типичный итальянский город, тихий, солнечный, пахнущий морем. В обычные дни туристов тут немного. Боль шая часть – паломники из России. С особой радостью русские богомольцы входят в русский храм-подворье святителя Николая в Ба ри. Каждый четверг клириками подворья служится православная литургия у мощей Чудотворца, а во все дни, кроме четверга и воскресенья – молебны и панихиды. Настоятель католической базилики свт. Николая, о. Джованни Матера, питает самые теплые чувства к Русской Православной Церкви. Именно с его разрешения часть мира от святых мощей великого угодника Божия пе редается русскому подворью для последующе го распространения в России. Читатели наверняка видели небольшие подарочные наборы «Барградское приношение», включающие в себя бумажную копию чудотворной иконы святителя, находящейся на подворье, и два пузырька – с миром от мощей и освященным маслом с добавлением елея из лампады святителя. Так по сей день святитель не оставляет Русскую Церковь своими посещениями. Приложение 2 Демре В небольшом турецком городке Демре (официальное название – Кале) сохранилось множество древних строений: величественные развалины греко-римского театра, мрачноватые скальные гробницы и, конечно, церковь святителя Николая.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

6 Смышляев Д.Д. Синай и Палестина. Из путевых заметок 1865 года. М., 2008; Адлерберг НВ. Из Рима в Иерусалим. М., 2008. 7 Базили К.М. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношении/Изд. подг. И.М. Смилянская. М.; Иерусалим, 2007. 10 Мерцалов Евгений, свящ. От Петрозаводска до Иерусалима и обратно. Путевые заметки и впечатления паломника/Ист. подг. К. Балдин. М., 2014. 12 Великий князь Константин Николаевич на Святой Земле в 1859 г./Сост., подг. текста, вступ. ст. и комм. К. А. Ваха. М., 2009; Великая княгиня Александра Иосифовна. Письма с Востока к моим родным./Подг. текста, вступ. ст. и комм. К.А. Ваха. 1859 г. М., 2009. 15 Великий князь Сергей Александрович Романов. Биографические материалы. Т. 1–4/Сост., вступ. статья и коммент. И.В. Плотниковой. М., 2006–2011. 16 Письма великой княгини Елизаветы Феодоровны/Сост. Т.В. Коршунова, Е.Н. Панкратова, О.С. Трофимова. М., 2011. 17 На службе у России. Великий князь Сергей Александрович. Материалы научных конференций 2011–2012 гг. М., 2013; «Наш долг служить и сеять...». Материалы выставок: «Великая княгиня Елизавета Федоровна и Святая Земля», «Почитание Святителя Николая в России и Италии. К 100-летию основания Барградского комитета ИППО». М., 2011. 18 Россия в Святой Земле. К 130-летию сотрудничества Императорского Православного Палестинского Общества с народами Ближнего Востока. Каталог Международной юбилейной выставки. М. 2012. 19 От Перми до Иерусалима: путь и подвиг Д.Д. Смышляева. К 180-летию со дня рождения. Материалы церковно-научной конференции. Пермь, 26 марта 2008 г. Пермь, 2012; Путевые записки во святый град Иерусалим и в окрестности оного Калужской губернии дворян Вешняковых и мядынского купца Новикова в 1804 и 1805 годах. Путешествие к святым местам, находящимся в Европе, Азии и Африке, совершенное в 1820 и 1821 годах села Павлова жителем Киром Бронниковым/Сост., вступ. статья и примеч. О.Н. Александровой-Осокиной и П.В. Герасимова. Хабаровск, 2013; Его императорское высочество великий князь Сергей Александрович/Рук. проекта: архимандрит Тихон (Затекин), А.Н. Панин. Нижний Новгород, 2013.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010