1913 г. Св. Николай Чудотворец, ярославского письма XVIII в., в сребро-вызолоченной ризе. Воскресение Христово с двунадесятыми праздниками, современного палеховского письма. Св. Иоанн Воин, сверху Нерукотворенный Спас, письма XVIII в., в старинном серебряном окладе. Преп. Пафнутий Боровский, сверху Знамение Пресвятой Богородицы, Письмо конца XVI в., в старинном серебряном басменном окладе. Преп. Гурий, Самон и Авива, письма XVII в., в серебряном басменном окладе. Сошествие во ад, москов. письма XVII в., в серебряном басменном окладе. Иконы Божией Матери и св. Иоанна Богослова, на досках с вызолоченною резьбою, письма итало-греческого, начала XVII века. Иконы Спасителя и Божией Матери, под старинное письмо, в серебряных окладах. Преп. Сергий Чудотворец со Св. Троицею, письма XVIII в., в серебряном окладе. «Низложи сильных со престолов», палеховского письма XIX века. Богоматерь «Неопалимая купина», московского письма XVII века, в старинной серебряной басме того же времени. рядом с киотом, на той же южной стене, находится большая икона св. великомученика Георгия Победоносца, с чудесами, северных писем XVII в., в окладе. На стене к западу – икона с двумя Новгородскими Святителями Никитой и Моисеем и Знамением Божией Матери. На южном столпе – икона св. Николая Чудотворца, северного письма конца XVI века, и рядом с нею на арке – икона Знамения Божией Матери, старин. письма, в серебряной ризе XVIII века. На северном столпе – икона св. Иоанна Воина в рост с Нерукотворенным Спасом, ярославского письма XVII в.; рядом с нею на арке – икона Тихвинская Божией Матери, в серебряном окладе XIX в. На западной стене, около входной двери, икона Тихвинской Божией Матери на древе, с предстоящим св. Николаем Чудотворцем. Иконы Божией Матери и св. Иоанна Богослова, на досках с вызолоченною резьбою, письма итало-греческого, начала XVII века. Иконы Спасителя и Божией Матери, под старинное письмо, в серебряных окладах. Преп. Сергий Чудотворец с Св. Троицею, письма XVIII в., в серебряном окладе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

апостол Иаков, св. Василий Великий , св. Иоанн Златоуст , св. Григорий Богослов , св. Григорий Двоеслов , св. Афанасий Александрийский , св. Спиридон Тримифундский и др. В куполе изображен Господь Вседержитель; там же между окон архангелы, еще ниже св. праотцы, в парусах (на углах) св. евангелисты, на преграде хор икона Знамения Божией Матери с ангелами, на западной стене – Страшный Суд; на полукружии, соединяющем западные столпы, написаны изображения: вверху – преп. Зосимы и преп. Марии Египетской и других Палестинских преподобных; под хорами на западной стене – притча о богаче и бедном Лазаре, на своде – Палестинские преподобные, а в углах изображение явления Бориса и Глеба воину, стоящему на страже, с предсказанием о победе св. Александра Невского над немцами в так называемом «Ледовом побоище», и кончина благоверного великого князя Александра Невского (северная часть). На малых полукружиях имеются изображения первоучителей славянских свв. Кирилла и Мефодия, св. Владимира и св. Ольги, св, Алексия митрополита Киевского, преп. Аникиты и преподобных Палестинцев. Вся эта роспись принадлежит кисти художника В. А. Плотникова. В жертвенном отделении, в самом его углублении, имеется изображение св. Иоанна Предтечи и жертвенника с его принадлежностями, а стенах заполнены изображениями св. диаконов. В храме на западных столпах изображены: вверху – св. Александр Невский, внизу – св. Димитрий Солунский; на западной стене: вверху – волхвы, «Боготечную звезду узревшие», внизу – благовещение Пресвятой Богородицы и еще ниже, в медальонах, – свв. Гурий и Кириак отшельник; на северной стене: наверху – «О тебе радуется обрадованная», ниже – «Рождество Христово» и «Поклонение волхвов» и еще ниже – «св. Николай останавливает казнь» и «Погребение св. Николая». В своде, на восточной стене – притчи о неключимом рабе и о лепте бедной вдовицы. В южном полукружии, в куполе, изображение благословляющего св. Николая, с Евангелием в руке, в крещёной ризе, а стены его заполнены изображениями преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В 1922 году власти закрыли лаврскую школу. Миша продолжал прислуживать в алтаре, читать и петь на клиросе в петроградских храмах: в Николо-Александровской Барградской церкви в Песках, где пребывала афонская икона Божией Матери «Скоропослушница», а затем в подворье староафонского Андреевского скита. Родители позаботились об образовании мальчика. До 12 лет он учился дома — его старались как можно дольше не отдавать в школьную среду, пропитанную советской идеологией. К тому времени, когда Миша поступил в шестой класс, он самостоятельно изучал латынь, прекрасно музицировал (одновременно со школой он закончил музыкальный техникум). Игра на фортепьяно была любимым увлечением владыки Михаила в течение всей его жизни. А скрипку он принялся осваивать, когда ему было уже за 70, и добился успехов. Окончив в 1933 году Высшие государственные курсы иностранных языков, он получил диплом преподавателя немецкого. Этим языком владыка владел в совершенстве; кроме того, он прекрасно знал латынь и французский, владел английским, польским, а также финским и древнегреческим языками. Вскоре после окончания школы 17-летний Михаил был арестован за руководство религиозным кружком. К тому времени советская власть уже запретила преподавание религии несовершеннолетним. Михаил и его друзья собирали и учили Священному Писанию подростков из христианских семей — православных, протестантских, католических. Тогда не знали вошедшего в употребление много позднее слова «экуменизм» (которого владыка, кстати сказать, никогда не любил), но несомненно, что уже юношеские годы Михаил Мудьюгин был приверженцем единения христиан, нужда в котором и святителю Тихону, и многим новомученикам послереволюционной эпохи представлялась такой очевидной перед лицом общей угрозы в лице воинствующего атеизма. Девять месяцев провел Михаил в тюремной камере, где было размещено еще 20 заключенных. Спать приходилось временами то на полу, то на столе. Приговор несовершеннолетнему преподавателю Закона Божия оказался сравнительно мягким: три года ссылки условно. В советские годы — по понятной осторожности, а позднее — скорее всего, по своей скромности владыка мало рассказывал об этом времени своей жизни. Однако одним воспоминанием делился неоднократно. Долгое время ни у кого из обитателей камеры не было Евангелия, и Михаил истосковался по слову Божию. Наконец долгожданную книгу как-то удалось получить с воли. Предвкушая радость любимого чтения, юноша улегся с нею на тюремные нары. Прежде чем успел углубиться в глаголы вечной жизни, он услышал голос соседа по камере, пожилого католического священника: «Молодой человек! Эту книгу надо читать, стоя на коленях…»

http://patriarchia.ru/db/text/2307176.ht...

Санкт-Петербург. Церковь Николая Чудотворца и Александра Невского при Императорском Палестинском обществе. Николо-Барградская /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В начале 1870-х гг. было удовлетворено ходатайство купцов, торговавших на Александровском рынке, о строительстве часовни в память счастливого спасения Александа II при покушении на него 25 мая 1867 г. в Париже. Проект часовни был утвержден в 1872 г., однако освящение состоялось лишь 6 декабря 1879 г. Чин совершил митрополит Исидор. Часовня находилась на пересечении Полтавской и Мытнинской улиц с Малоохтинским проспектом (этот проспект в 1871 г. был переименован в Калашниковский, ныне - пр. Бакунина) напротив последних домов 2-й Рождествеской ул. Ее приписали к Сионскому храму в Мирах Ликийских, где некогда хранились мощи св. Николая. Осенью 1885 г. часовня сгорела. После восстановления ее передали Императорскому Палестинскому обществу, основанному в 1882 г. Основными направлениями его деятельности были поддержка православия в Святой земле, научное изучение истории, археологии, филологии Палестины и других стран Библейского региона, помощь русским паломникам. В новую каменную часовню поместили обретенную нетленной " в мусоре пепелища " икону Божией Матери " Скоропослушница " - она была писана на толстом картоне и несла следы явного " огненного опаления " , но не сгорела. Весть быстро облетела всю округу, еще до постройки часовни после пожара к временному пристанищу иконы на Калашниковском пр. потянулись богомольцы. Икона эта была привезена в часовню монахами русского Пантелеймоновского монастыря на Афоне, когда приехали собирать деньги на восстановление Сионского храма, руины которого в 1873 г. купил русский посол в Оттоманской империи гр. Н.П. Игнатьев. На углу Старо-Невского пр. и Полтавской улицы рыночные торговцы в 1903 г. поставили двухъярусный, с четырьмя иконами мраморный киот, сделанный в мастерской Гвиди. После гибели от руки террориста председателя Палестинского общества великого князя Сергея Александровича, часовню по проекту гражд. инж. П.Д. Мегорского окружили стенами, возвели главки и 30 ноября 1905 г. епископ Нарвский Антонин освятил Барградский Николо-Александровский храм. В 1907 г. возвели небольшую звонницу. Этот храм простоял до 1913 г.

http://sobory.ru/article/?object=34597

Лит.: Макаревский М. И. Храм-памятник в С.-Петербурге 300-летия царствования Дома Романовых. СПб., 1911; История Феодоровского Городецкого мон-ря (Нижегородской губ.) и построение в С.-Петербурге храма в память 300-летия юбилея царствования Императорского Дома Романовых. СПб., 1913; Юшманов В. Д. Закладка храма во имя Св. Николая Чудотворца и Св. благоверного вел. кн. Александра Невского в С.-Петербурге. СПб., 1913; Лукомский Г. К. Храм в память 300-летия царствования Дома Романовых//Аполлон. СПб., 1914. 5. С. 47-49; Отчет строительного комитета по сооружению в С.-Петербурге храма-памятника 300-летия Дома Романовых. Пг., 1914-1916. 3 ч.; Дмитриевский А. А., Юшманов В. Д. Святая Русь и Италия у мироточивой гробницы Свт. Николая Мирликийского в Барграде. Пг.; М., 1915; Общество возрождения художественной Руси. М., Поселянин Е. [Погожев Е. Н.]. Краткое описание Барградского Николо-Александровского храма в Петрограде. Пг., 1916; Отчет Строительного комитета по сооружению в Петрограде Соборного храма Феодоровской иконы Божьей Матери и св. блгв. вел. кн. Александра Невского на 1 янв. 1917 г. Пг., 1917; С. С. Кричинский: (Некр.)//Зодчий. 1924. 1. С. 43-46; Бадялов А. В. Петербургский зодчий С. С. Кричинский//Вопросы истории, теории и практики архитектуры. Л., 1985. С. 88-92; Синей Л. И. Из истории Федоровского городка (1913-1918)//Малые города России: Культура, традиции: Мат-лы науч.-практ. конф. «Да возвеличится Россия!» (С.-Петербург, янв. 1994 г.). М.; СПб., 1994. С. 20-22; Кутейникова Н. С. К истории Об-ва возрождения художественной Руси: «Памятная записка» архит. С. С. Кричинского//Там же. С. 22-24; Ломан Ю. Д. Воспоминания крестника императрицы. СПб., 1994. С. 65, 161-164; Яковлева Е. Б. Соборный храм Федоровской иконы Божьей Матери//Памятники истории и культуры Петербурга. СПб., 1994. Вып. 3. С. 62-69; Саблин И. Д. Степан Кричинский//Зодчие Санкт-Петербурга, XIX - нач. ХХ в. СПб., 1998. С. 826-841; Лисовский В. Г. «Национальный стиль» в архитектуре России. М., 2000; он же. Архитектура России XVIII - нач. XX в.: Поиски национального стиля. М., 2009; Берташ А. В. Собор в память 300-летия Дома Романовых в Петрограде//Династия Романовых в истории и культуре России. Екатеринбург, 2002. С. 203-221; Новиков П. Ф. Архитектор Кричинский//Нева. 2002. 12. С. 212-215; Памятники архитектуры и истории С.-Петербурга: Петроградский р-н/Ред.: Б. М. Кириков. СПб., 2004; Мещанинов М. Ю. Храмы Царского Села, Павловска и их ближайших окрестностей. СПб., 20072. С. 208-213; Семенова Г. В. Царское Село: знакомое и незнакомое. М.; СПб., 2009. С. 92-95; Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга. СПб., 20103.

http://pravenc.ru/text/2462019.html

Первый шаг к спасению России сделан Самим Богом, даровавшим Зарубежной Руси Песчанский Образ Матери Божией, второй шаг должен быть сделан каждым, кто в Бога верует. Для сего нужно: 1. Учредить повсеместно комитеты для сбора пожертвований на отпечатание снимков и изготовление икон с чудодейственного обретенного Песчанского Образа в количестве достаточном для того, чтобы каждый русский смог бы за минимальную плату приобрести икону и молиться пред ней. 2. В соответствии с разосланными епархиальной властью циркулярами совершить повсеместно коленопреклоненные молебные пения Песчанскому Образу Богоматери и тем выполнить повеление св. Иоасафа, остающееся и поныне невыполненным. 3. Вырученные от продажи снимков и икон суммы, за покрытием расходов по их изготовлению, направлять в качестве пожертвования Барградскому Подворью Св. Николая , Защитника и Покровителя России. Подворье в Бари, где почивает величайшая святыня русского народа – мощи Святителя Николая, не только не закончено постройкой и переобременено угрожающими ему долгами , но не имеет даже постоянного священника, вследствие чего не совершается богослужение там, где денно и нощно должна была бы возноситься молитва о спасении России. Этот грех нужно загладить. 4. Каждому верующему русскому православному христианину нужно дать обет Богу откликнуться на призыв, когда он последует, о постройке в благодарность за спасение России величественного храма во имя Матери Божией, Песчанский Образ Которой займет в России место равное Ее Казанскому Образу. Теперь же надлежит открыть прием пожертвований на сооружение в Барградском храме Св. Николая киотов для Песчанской иконы Царицы Небесной, Св. Иоасафа Белгородского и Преп. Серафима Саровского . Вот реальные пути спасения России! Будем не только помнить, но откликнемся хотя бы теперь на глас, прозвучавший устами святителя Иоасафа с неба: “Теперь только одна Матерь Божия может спасти Россию!” Имеющие уши слышать, да слышат! Во все концы Европы я разослал приведенную выписку из первого тома своих “Воспоминаний”, умоляя издать ее отдельной брошюрой и распространить среди русского беженства, но только один о. архимандрит Ювеналий откликнулся на мой зов, исполнил мою просьбу и снабдил изданную мной брошюрку своими дополнениями, какие мы и приводим.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

9 мая 1913, в день перенесения святых мощей в Барград, состоялась — при участии местных властей — торжественная закладка подворья. Николай II и вел. кн. Елизавета Федоровна прислали в этот же день поздравительные телеграммы. Строительные работы были доверены местному инженеру Н. Рикко, и шли они очень быстро. Уже 24 декабря 1913 на участке была освящена временная деревянная церковь, а к марту 1914 подворье подвели под крышу. Той же весной прот. Николай уехал в Россию и его место занял новый настоятель о. Василий Кулаков. В июне–июле 1914 Бари посетил вел. кн. Олег Константинович, который, глубоко вникнув в дело, по возвращении в Россию предложил Палестинскому обществу внести некоторые поправки в утвержденный проект. Тем же летом подворье открыло временный приют для паломников, вмещавший 20–30 человек. Однако действовать ему пришлось считанные дни. В августе 1914 странноприимницу пришлось превратить в беженский пункт: около 200 русских путешественников не смогли вернуться домой из Италии через Германию и здесь ждали отправки в Россию морем. Освятить, как предполагалось, храм к зимнему Николе не удалось. Несмотря на войну, строительные работы продолжались и к январю 1915 были вчерне завершены, хотя нижняя, «зимняя» церковь свт. Спиридона Тримифунтского, особенно чтимого местными православными греками, была освящена только 25 июля 1921 года. В ней находится икона свт. Николая с частицей его мощей и большая модель подворья. Деревянную церковь при этом разобрали. Когда 24 мая 1915 (сразу после Николы-вешнего, что в России было воспринято провиденциально), Италия объявила себя союзницей русских «против жестоких и коварных угнетателей народов — немцев и швабов», Барградский комитет на время передал подворье итальянскому Красному кресту. К этому моменту председатель Комитета кн. А. А. Ширинский-Шихматов уже приготовил для храма старинные иконы и стилизованное убранство, однако начавшаяся революция помешала доставить их из России. Не смог выехать в Бари и художник К. С. Петров-Водкин, который должен был расписать новый храм. В Москве остался каркас иконостаса, сделанный фирмой Хлебникова.

http://sobory.ru/article/?object=09354

На иконе также помещен один из тропарей молебного канона к Богоматери. На месте сгоревшей часовни была вскоре отстроена новая, каменная, в которой и был помещен чудесно сохранившийся образ. Отныне эту часовню называли «Часовней Скоропослушницы». К сожалению, дело строительства храма в Мирах отложилось из-за политических обстоятельств (противостояния России и Турции), а часовня с находящимся в ней списком иконы «Скоропослушницы» перешла в ведение Санкт-Петербургской епархии. В 1888 г. Николо-Александровская часовня передается Св. Синодом в ведение Православного Палестинского Общества, и председатель Общества Великий Князь Сергей Александрович становится ее почетным ктитором. Средства, собираемые на восстановление храма в Мирах, при невозможности их употребить, были переназначены на строительство русского храма в Бари в Италии – в месте пребывания с XI в. святых мощей святителя Николая. В начале XX в. часовня была расширена и преобразована в храм во имя свт. Николая и блгв. кн. Александра Невского. Освящение состоялось в ноябре 1905 г. В дальнейшем, одновременно с возведением храма в Бари, на месте этого храма был построен другой, замечательный по архитектуре и убранству – так называемый Николо-Барградский, исполненный по образцу древних русских храмов. Заложен он был в 1913 г. и освящен в декабре 1915 г., став своим благолепием и стройностью украшением этой части города. Почитаемый образ «Скоропослушницы» занял место в киоте слева от царских врат новопостроенного храма. Киот для иконы был исполнен по образцу киота Владимирской иконы Божией Матери в Успенском соборе в Кремле. Попечением ктиторов и покровителей Палестинского Общества в храме были собраны и другие древние иконы и святыни. Храм и находящийся в нем образ «Скоропослушницы» пользовались почитанием представителей семьи страстотерпца Государя Императора Николая Александровича, в особенности – вдовы Великого Князя Сергея Александровича, преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны. После убийства царской семьи в Екатеринбурге, в доме, где они жили, в числе других икон были обнаружены и три образка петербургской «Скоропослушницы».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первый шаг к спасению России сделан Самим Богом, даровавшим Зарубежной Руси Песчанский Образ Матери Божией, второй шаг должен быть сделан каждым, кто в Бога верует. Для сего нужно: 1. Учредить повсеместно комитеты для сбора пожертвований на отпечатание снимков и изготовление икон с чудодейственного обретенного Песчанского Образа в количестве достаточном для того, чтобы каждый русский смог бы за минимальную плату приобрести икону и молиться пред ней. 2. В соответствии с разосланными епархиальной властью циркулярами совершить повсеместно коленопреклоненные молебные пения Песчанскому Образу Богоматери и тем выполнить повеление св. Иоасафа, остающееся и поныне невыполненным. 3. Вырученные от продажи снимков и икон суммы, за покрытием расходов по их изготовлению, направлять в качестве пожертвования Барградскому Подворью Св. Николая , Защитника и Покровителя России. Подворье в Бари, где почивает величайшая святыня русского народа – мощи Святителя Николая, не только не закончено постройкой и переобременено угрожающими ему долгами , но не имеет даже постоянного священника, вследствие чего не совершается богослужение там, где денно и нощно должна была бы возноситься молитва о спасении России. Этот грех нужно загладить. 4. Каждому верующему русскому православному христианину нужно дать обет Богу откликнуться на призыв, когда он последует, о постройке в благодарность за спасение России величественного храма во имя Матери Божией, Песчанский Образ Которой займет в России место равное Ее Казанскому Образу. Теперь же надлежит открыть прием пожертвований на сооружение в Барградском храме Св. Николая киотов для Песчанской иконы Царицы Небесной, Св. Иоасафа Белгородского и Преп. Серафима Саровского . Вот реальные пути спасения России! Будем не только помнить, но откликнемся хотя бы теперь на глас, прозвучавший устами святителя Иоасафа с неба: «Теперь только одна Матерь Божия может спасти Россию!» Имеющие уши слышать, да слышат! Во все концы Европы я разослал приведенную выписку из первого тома своих «Воспоминаний», умоляя издать ее отдельной брошюрой и распространить среди русского беженства, но только один о. архимандрит Ювеналий откликнулся на мой зов, исполнил мою просьбу и снабдил изданную мной брошюрку своими дополнениями, какие мы и приводим.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

ред. А.И. Плюснин Заключение Такова жизнь и слава святителя Николая. И сколько нужно еще и времени, и сил, чтобы собрать все, что православным известно о великом Чудотворце, чтобы упомянуть о всех святынях его имени и рассказать о всех чудесах святителя Николая, явленных народу русскому и всему православному миру?.. Будем надеяться, что все, здесь недостающее, и все неудовлетворительное – все восполнит и все усовершенствует, в свою очередь, будущее время – новыми силами и новыми средствами. Приложение 1. Бари Сегодняшний Бари – небольшой город-порт в Италии. Даже в наше время, когда суета и дух мира сего с особенной силой захватывают сознание людей, горожане продолжают чтить память святителя Николая. День города празднуется 9 мая, устраивается пышный карнавал, наподобие средневековых. Местные жители заняты в сфере транспорта, туризма (в Бари находится один из главных портов Италии и крупный аэропорт) и торговли (ежегодно здесь проходят ярмарки и выставки). Бари является столицей региона Пулия, в котором развито сельское хозяйство и рыболовство, производится оливковое масло и вино. В целом, Бари – типичный итальянский город, тихий, солнечный, пахнущий морем. В обычные дни туристов тут немного. Большая часть – паломники из России. С особой радостью русские богомольцы входят в русский храм-подворье святителя Николая в Бари. Каждый четверг клириками подворья служится православная литургия у мощей Чудотворца, а во все дни, кроме четверга и воскресенья – молебны и панихиды. Настоятель католической базилики свт. Николая, о. Джованни Матера, питает самые теплые чувства к Русской Православной Церкви. Именно с его разрешения часть мира от святых мощей великого угодника Божия передается русскому подворью для последующего распространения в России. Читатели наверняка видели небольшие подарочные наборы «Барградское приношение», включающие в себя бумажную копию чудотворной иконы святителя, находящейся на подворье, и два пузырька – с миром от мощей и освященным маслом с добавлением елея из лампады святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010