В 1897 году вышло седьмое издание книги Пантелеимоновского Афонского монастыря: Сказания о земной жизни Пресв. Богородицы. В ней есть пространный список икон Богоматери, много восполненный сравнительно со списком в 1889 г. в «Паломнике» перепечатанном. В нем мы насчитали 423 наименованияикон, курсивом напечатанных, то есть, главных, и 237 списков с икон чудотворных или чтимых в тексте, всего 660 икон, но есть повторения одних и тех же икон, под разными названиями до 35, следовательно всех икон в этом списке до 625. Здесь помещены разные списки одной и той же иконы не только чудотворные и чтимые, но и вообще известные в том или другом храме в России. Конечно, таких списков с разных икон в России могут найтись десятки тысяч. Дело взято очень широко и разобраться в нем очень трудно. Но автору неизвестна была капитальная по этому предмету книга: Благодеяния Богоматери роду христианскому, изд. 1891 года. Поэтому в его списке нет довольного числа икон чудотворных, чудеса которых описаны в этой книге. В списки его не внесены еще многие местно чтимые иконы, находящиеся в месяцеслове преосв. Димитрия, например, у преосвященного показано 22 октября 39 списков Казанские чудотворных и местно чтимых, а в Пантелеимоновском издании 1897 года 32 списка икон и между ними довольно таких, которых нет у преосвящ. Димитрия. Таким образом насчитывается до 700 икон и разных списков икон Богоматери в разобранных нами изданиях об иконах со включением Пантелеимоновского 1897 года. В список Пантелеимоновского издания внесено более 50 икон греческой церкви не только Афонских, но и других в разных местах Востока находящихся. В этом списке оказались и западные иконы, неподлежаще в число православных внесенные, хотя и немногие, например: Не рыдай Мене, Барградская, Трижды дивная Матерь.     Икон Богородицы, которым празднование показано в богослужебных книгах или в Месяцеслове всех святых, издаваемом по благословению Св. Синода, очень немного, всего только 28 икон. Они перечислены в первом указателе II тома сего Полного Месяцеслова Востока. Прочие же иконы следует считать местно чтимыми. В Русской литературе об иконах Богоматери видятся два направления. В некоторых изданиях, по примеру Григория Свешникова, сообщаются только краткие сведения об иконах Богоматери с изображением самых икон или без изображений, таковы книжки: Изображения икон Пресв. Богородицы 1848 и 1853 г., Списки икон С. И. Пономарева 1889 и 1897 г. Другое направление видится в книге: Слава Пресвятой Владычицы 1853 г. Здесь более или менее полно описываются самые чудеса от икон Богоматери. Это направление продолжено книгою: Блогодеяния Богоматери роду христианскому чрез Ее святой иконы 1891 г. В книге Снессоревой соединены оба направления. В ней сообщаются краткие сведения и об малоизвестных иконах и более или менее полные о чудотворных иконах известных с описанием чудес их.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Тоже самое показали и другие исцелившиеся. Отсюда несомненно надобно верить, что это был ангел святого исповедника, ежедневно стерегущий святое тело. Также исцелела одна девица из Бара, страдавшая чрезмерной болью в коленах, и другие, которых долго было бы перечислять. На пятый день сам исповедник Божий открыл себя в видении одному почтенному монаху, приказав ему сказать всем, чтобы не отчаивались относительно исцелений, ибо он по манию Бога всемогущего отправится в Грецию. Впрочем, прежде чем отправиться, все увидели великое от него чудо. Ибо в тот же самый день, еще прежде солнечного восхода, исцелился один юноша, пять лет одержимый бесом глухим, и немым, и слепым. На шестой день пришел к св. телу епископ битунтийский Ернульф с большою процессию, моля Господа и святого исповедника Николя. В тот же день епископ барийский с архиепископом ориентанским и епископом Куперсана Львом Гвидонием, и другими тремя епископами, со всем клиром и несчетным народом смиренно приходили на поклонение святому телу. В субботу в десятом часу, по возвращении св. Николая, исцелилось 11 недужих. 15. Дражайшие братья! Как свято и благочестиво должны мы любить и следовать заповедям такого и толикого Бога и Господа, который после краткого пришельствия сей жизни делает святых своих обладателями неба. Их останки такими великими и светлыми просвещает дарованиями чудес Иисус Христос Бог и Господь наш, который с Богом Отцом и Святым Дуновением живет и царствует в бесконечные веки веков аминь. Познакомив читателей с барградским сказанием 40 о перенесении мощей святителя Николая из Ликии в Италию, мы считаем долгом своим передать им и то, что рассказывает о том же, или подобном, предмет один венецианский писатель Иордан, монах францисканского (миноритов) ордена, живший в первой половине XIV столетия 41 . Рассказ его взят из того же Фалькониева сочинения о св. Николае. (Acta Primigenia et c. pag. 140). Вот он: О перенесении Св. Николая 1) Под XXXI годом Сигеберт говорит: «В то время, как венециане рассуждали о том, чтобы взять тело блаженного Николая из Миры Ликийской, разоренной турками, барыне в числе 47 человек идя из Антюхии к Мире предупредили их.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

При норманнах Б. (с сер. XI в.) перешел под прямую юрисдикцию папы Римского, выйдя из подчинения Патриарху К-польскому. В 1069 г. папа Александр II признал архиепископский ранг кафедры Б. Прибытие св. мощей свт. Николая в Бари. Фрагмент алтаря. Мастера Д. Маринелли и Э. Авитабиле. 1684 г. Прибытие св. мощей свт. Николая в Бари. Фрагмент алтаря. Мастера Д. Маринелли и Э. Авитабиле. 1684 г. 9 мая 1087 г. в Б. из Мир Ликийских (совр. г. Демре, Турция) были вывезены мощи свт. Николая, для к-рых аббат бенедиктинского мон-ря Илия (позже епископ Б.), возможно, вдохновитель увоза, заложил храм, тесно связанный с правившими в Б. династиями: он стоял на подаренной герц. Рожером I (1085-1111) земле, считался придворной капеллой имп. Фридриха II, получил статус дворцового при Анжуйской династии. В 1089 г. крипта была освящена, в 1095 г. Петр Амьенский выступил в базилике с проповедью 1-го крестового похода. В 1098 г. папа Урбан II , даровавший в 1089 г. епископам Б. титул примаса Апулии, созвал здесь не увенчавшийся успехом Собор для объединения Зап. и Вост. Церквей. После взятия Иерусалима (1099) и увеличения потока паломников в Св. землю базилика свт. Николая стала обязательным местом поклонения. Хранителями мощей свт. Николая являются монахи доминиканского ордена, находящиеся в юрисдикции Римского Первосвященника. 9 мая совершается крестный ход, во время к-рого воспроизводятся события перенесения мощей свт. Николая. В крипте, в сев.-вост. углу, устроен правосл. придел. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в мае 2002 г. в дар базилике свт. Николая в Б. передан 70-килограммовый малахитовый крест, инкрустированный серебром и драгоценными камнями, к-рый был изготовлен уральскими мастерами по заказу итало-российского Фонда свт. Николая Чудотворца. Крипта базилики, где покоятся св. мощи свт. Николая. Гравюра. XIX в. (ГМИИ) Для возросшего потока рус. паломников, лишенных правосл. богослужений, в 1911 г. руководство ИППО приняло решение о строительстве странноприимного дома и учредило для этой цели Барградский комитет.

http://pravenc.ru/text/77546.html

Первоначальные средства были образованы за счет т. н. мирликийского капитала, предназначенного для строительства подворья в Мирах, к-рое было сорвано из-за жесткой позиции тур. администрации. Вдохновителем и первым жертвователем был имп. св. Николай II , председательницей и активной участницей Строительного комитета - прмц. вел. кнг. Елисавета (сохранились ее письма к царю), первым правящим архиереем - сщмч. митр. Петроградский Вениамин. Для покупки земли под подворье ИППО командировало в Б. сщмч. прот. Иоанна Восторгова. В 1913-1915 гг. в псковско-новгородском стиле были построены двухэтажный храм во имя свт. Николая с гостиницей для паломников (архит. А. В. Щусев). В те же годы ИППО возвело в С.-Петербурге Барградскую ц. (архит. С. С. Кричинский), доходы от к-рой шли на строительство в Б. и к-рая представляла собой почти точную копию храма в Б. (снесена в 1930). В 1937 г. с согласия правительства СССР и в результате ряда судебных разбирательств произошло отторжение принадлежавшего ИППО недвижимого имущества в пользу муниципальных властей Б. В мае 1998 г. для окормления местной русскоязычной общины, многочисленных паломников и для поддержания рабочих контактов с религ., гос. и общественными кругами Италии в Б. было образовано представительство МП (настоятель храма-подворья свящ. Владимир Кучумов). По благословению архиеп. Екатеринбургского и Верхотурского Викентия в мае 2002 г. в Екатеринбурге начато строительство ц. во имя свт. Николая, к-рая будет точной копией правосл. храма в Б. Проект храма в Б., построенного в нач. ХХ в. Щусевым, в 1998 г. был передан настоятелем католич. базилики свт. Николая екатеринбургскому архит. К. Ефремову. В храме планируется сделать 3 придела: во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского, новомучеников и исповедников Российских, среди них - имп. Николая II, принявшего мученическую кончину в Екатеринбурге, и всех святых (Православная газета (Екатеринбург). 2002. 15 мая). В 1986 г. в Б. был открыт экуменическо-патрологический ин-т «Св. Николай», где также находится центр изучения наследия святителя (Centro Studi Nicoliani).

http://pravenc.ru/text/77546.html

Именно в указанном смысле мы назвали предлагаемую читателям серию «Библиотекой Русской Палестины», а третий том выходящих в этой серии работ А.А. Дмитриевского – «Люди Русской Палестины». Алексей Афанасьевич Дмитриевский (11 марта 1856–10 августа 1929) вошел в историю как выдающийся исследователь-византинист, создатель школы русской исторической литургики, один из величайших знатоков греческой рукописной книжности 1 . Интерес к Православному Востоку, его святыням и памятникам, углубленная работа с монастырскими древлехранилищами Греции, Афона, Палестины, Синая способствовали тому, что рано или поздно его жизненный и творческий путь должен был привести его к сотрудничеству с Императорским Православным Палестинским Обществом. С большим уважением относился к научным трудам киевского профессора основатель и руководитель Палестинского Общества В.Н. Хитрово , который первым привлек его к участию в совместной работе. Именно Алексею Афанасьевичу было поручено написать историю Общества в преддверии его четверть векового юбилея. Результатом стала единственная доныне монография о Палестинском Обществе, переизданием которой мы открыли настоящую серию 2 . С 1906 по 1918 г.г. Дмитриевский занимал пост Секретаря ИППО. Большинство его работ, написанных в эти годы, так или иначе связаны с историей Общества. Обладая большим литературным даром и получив возможность пользоваться богатым архивом и библиотекой Общества, историк сумел создать целую галерею портретов светских и церковных деятелей Русской Палестины. Настоящий том включает публикации, которые могут быть объединены по содержанию в два больших, хотя и взаимосвязанных, раздела: (1) биографические статьи и некрологи, посвященные деятелям Церкви, культуры и науки, оставившим тот или иной вклад в истории русско-иерусалимских духовных и политических связей, и (2) очерки из истории русского паломничества – не только в Св. Землю, но и связанного с ней паломничества к святыням Италии в Бари, к мощам святителя Николая Чудотворца. Ведь Барградская эпопея – строительство Никольского храма и подворья в г. Бари – одна из серьезных страниц деятельности Императорского Православного Палестинского Общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

3-го июня 2020 года исполнилось 140 лет со дня её кончины. 8-го июня в Святодуховском центре Александро-Невской Лавры пройдёт вечер, посвящённый Государыне Марии Александровне и её сыну, Великому Князю Сергею Александровичу — герою Русско-турецкой войны, московскому генерал-губернатору, первому председателю Императорского Православного Палестинского Общества, попечителю возведения храма Марии Магдалины и Александровского подворья в Иерусалиме, ктитору Николо-Барградского и других храмов, деятельному покровителю наук и искусств. Этим двум редкостно чистым людям, бескорыстным и горячим радетелям о земле Русской, искренним чадам Православной Церкви мы столь многим обязаны, что этот вечер – лишь бесконечно скромная дань нашей благодарности и любви. Гости вечера смогут поклониться особым реликвиям: частице погребальной пелены прпмц. Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, привезённой недавно в Россию из Баварии и специально доставленной в Петербург. А также портрету Великого Князя Сергея Александровича с частицей мундира, в котором он принял мученическую кончину. Также будет представлен новый портрет Императрицы Марии Александровны, работы Палатовой Ольги. Особенность вечера в том, что помимо заслуженных и известных музыкантов, выступят юные талантливые исполнители — воспитанники Церковно-Певческой школы и хора им. прп. Иоанна Дамаскина. Будет представлен и видеосюжет, посвящённый Императрице Марии Александровне, сделанный ими. Вести вечер приедет из Москвы писатель и историк Дмитрий Борисович Гришин, внесший большой вклад в исследование жизни Великокняжеской четы Сергия Александровича и Елизаветы Феодоровны и их эпохи. Начало вечера – в 19 часов, что позволит вам прежде помолиться на вечернем богослужении праздника отдания Пасхи в Троицком соборе Лавры и приложиться к чудотворной иконе Царя мученика Николая , привезенной из Сербии. Вход на вечер свободный, но организаторы будут признательны за пожертвование на аренду зала. В связи с памятью Императрицы Марии Александровны в соборе Петропавловской крепости 4 июня была отслужена ПАНИХИДА.

http://ruskline.ru/anonsy/2021/06/03/v_s...

Виду седой древности этого псково-новгородского храма соответствует и великолепная отделка и утварь. Эти бессменные рамы и украшения всего. иконостаса, глубокий киот для чтимой иконы Скоропослушницы, – копия киота, где в Успенском соборе в Москве стоит знаменитая «Владимирская», Царские двери со столбиками, дивный, серебряный семилампадник перед Престолом, обронной работы (чеканка), словно опрокинутые малые венцы, разные подлинные ковши, подсвечники, тарелки, аналойчики, древние пелены перед иконами,– все это шепчет ласково и умиленно: «Старая Русь вам кланяется!» Посмотрели бы вы на выносные подсвечники невиданной четырехгранной формы, или на зеркальце для духовенства с рамою, крытою оловянным кружевом. И ходишь-ходишь среди этой восставшей в тихом сеянии, трогающей и зовущей старины. Подымешься по узкой лестнице на хоры и оттуда смотришь на игру празднующих красок. По еще более узкой лесенке винтом сбежишь вниз в «Палату» для заседаний Попечительства. Любуешься подлинною печью светлозеленых изразцов, стульями, ларцами... Сейчас войдет в высокой горлатной шапке старый спесивый боярин и заговорит… Всякая мелочь тут обдумана, пролюблена, выношена в душе тем энтузиастом старой русской красоты, каким является князь А. А. Ширинский-Шихматов. Это первый радостный крик здесь, в северной столице, старой Руси к бледной подражательности. Русскому Богу – свеча в древнерусском светильнике. Е. Поселянин § I. В 1867 году в Париже произошло злодейское покушение на драгоценную жизнь Царя-Освободителя АЛЕКСАНДРА II. Движимые чувствами радости по поводу милости Божией, явленной России сохранением жизни народолюбивого ее Царя, и преданностью своею. Богом хранимому венценосному Монарху, торговцы Старо-Александровского рынка на Калашниковском проспекте решились, в память этого события, воздвигнуть часовню во имя небесного покровителя сего ГОСУДАРЯ – св. благоверного великого князя Александра Невского и глубоко чтимого на Руси св. великого угодника и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Знамение Пресвятой Богородицы с св. пророком Амосом и Святителем, северного письма XVII в. 4 иконы «Достойно есть», ярославского письма XVII в., в серебряном окладе. Знамение Пресвятой Богородицы с праведною Елизаветою, северного письма XVI века. Св. пророк Илия, сидящий на камне в пещере, северного письма XVII века. Над киотом, посредине, помещена икона «София Премудрость Божия», с избранными святыми, ярославского письма XVII в., в басменном окладе. Рядом с киотом, непосредственно примыкая к северному концу нижнего тябла иконостаса, находится большая икона св. мученика патриарха московского Гермогена в рост, с частицею его мощей. Писана в старинном стиле художником наших дней. В с.-в. углу, пред иконостасом, против иконы Покрова богоматери поставлен Крест из масличного дерева, с частицею» Животворящего Древа Господня, пожертвованный Иерусалимским патриархом Дамианом. Хоругви северного письма XVII века, украшения старинною парчою и железными прорезными орнаментами (редкой сохранности). На одной хоругви изображен Спас Нерукотворенный, а на оборотной стороне – Церковь Христова, на другой хоругви имеется изображение Святителя Николая в крещеной ризе, а на обороте – Спасителя с припадающими святыми. В алтаре размещены следующие иконы; Запрестольный крест северного письма начала XVII века, обложен басмою. На передней стороне Креста, в кругах, изображения: в средине Деисус, вверху Архангел Михаил и снизу Архангел Гавриил; сзади Креста: в средине св. Николай Чудотворец, по сторонам апостолы Петр и Павел, вверху евангелист Иоанн Богослов и внизу св. евангелист Лука. Две запрестольные иконы богоматери: I) Знамения, на тыльной стороне- св. апостолы Петр и Павел и Святитель Николай Чудотворец, северного письма XVII века и 2) Владимирская, на тыльной стороне – св. Николай Чудотворец. Обе запрестольные иконы, северного письма XVI в., обложены басмою. Поставцы к Кресту и двум иконам богоматери сооружения наподобие так называемых «тощих свещей». На стене за престолом, над горним местом,– большая икона Спаса Вседержителя, сидящего на троне в архиерейских одеяниях, окруженного силами херувимов и серафимов, ярославского письма начала XVII века, в современном басменном окладе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Сергия Радонежского и Киевских угодников свв. Антония и Феодосия, Алимпия иконописца, Кукши, преп. Нестора Летописца  и других. На южной стене: вверху – Похвала Пресв. Богородицы, жизнь Божией Матери, рождество и ласкание родителями; еще ниже – посвящение св. Николая во епископа и явление его некоему князю; на западной стене: бегство в Египет, ниже – Введение во храм богоматери, еще ниже, в кругах – св. Герман и св. Елисавета, на столпе: св. великомученик Георгий Победоносец и св. Иоанн Воин. В своде над ними – брак в Кане Галилейской и Христос на вечери в доме Симона и грешница с алавастром мира; в полукружиях, по шести на каждом, изображены св. Апостолы и Палестинские святые. Лестница, ведущая на хоры, занята изображениями жития и чудес св. Николая: рождение Святителя Христова, обучение грамоте, освобождение колодников, спасение утопающего, спасение корабля, чудо с ковром, спасение ребенка, утонувшего в Днепре (Никола Мокрый) и чудо у колодца. На лестнице, ведущей с улицы в храм, у дверей изображены: ангелы, записывающие входящих и выходящих богомольцев, и из жизни св. Николая – тайная милостыня отцу бедняку, решившемуся предать своих трех дочерей гнусному пороку. Против входной с улицы двери ктиторская икона: св. Николай, архиепископ Мирликийский, и св. благоверный великий князь Александр Невский в воинских доспехах, держащий в руках изображение Николо-Александровского храма. На станах и в кругах размещены северно-русские святые: св. Никита, арх. Новгородский, св. Иоанн, арх. Новгородский, преп. Зосима и Савватий Соловецкие, Герман и Сергий Валаамские, Арсений Коневский, Довмонт, князь Псковский, Евфросим Псковский, Нил Сорский , епископ Леонтий ростовский и друг. Живопись боковых кораблей и обеих лестниц принадлежите кисти художника В. С. Щербакова. Оба названные художника пользовались услугами и сотрудничеством товарищей, чем и объясняется надпись на окне в западной стене паперти: «Храм сей сооружен иждивением и тщанием Императорского Православного Палестинского Общества в лето от Рождества Христова 1915-е.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Новгородско-Псковской области. Незначительные размеры места, отведенного городом под постройку, и положение храма между высокими домами трех пересекающихся улиц, привели С. С. Кричинского к мысли разработать внешний вид церкви значительной высоты при небольшой площади, дабы окружающие здания не заслоняли и не подавляли бы церковного строения. § III. В соответствии с внешним видом храма решено было украсить и внутренние стены росписью. За образец были указаны открытые знатоком иконописи В. Т. Георгиевским стенные росписи, сохранившиеся доселе в Новгородском ферапонтовом женском монастыре и принадлежащие кисти выдающегося художника времени великого князя Uoahha III Васильевича (1462–1505 гг.) Дионисия, который, как известно, трудился над росписями стен Московского успенского собора и Иосиф-волоколамского монастыря. Исполнение стенной росписи нового храма было поручено двум художникам В. А. Плотникову и В. С. Щербакову, работа которых, по обоюдному согласию, распределилась таким образом: вся средняя часть храма и иконы снаружи его предоставлены В. А. Плотникову, а правая и левая стороны храма, лестницы на хоры и входная паперть В. С. Щербакову, при чем каждый из них предварительно обязан был представить свои предположения на одобрение вице-председателя Императорского Православного Палестинского Общества князя А. А. Ширинского-Шихматова и особого наблюдательного совещания, в составе которого входили профессор А. А. Дмитриевский и историк искусства В. Т. Георгиевский . Святыня храма – св. икона божией Матери «Скоропослушница» побудила названное выше совещание предоставить главное алтарное полукружие изображению богоматери с коленопреклоненными ангелами, наподобие существующего в Ферапонтовом монастыре. Под нею написана Св. трапеза с восьмиконечным крестом, а на стены над углублением – Покров Пресвятой Богородицы; на полукружии, соединяющем восточные выступные откосы, изображены Св. пророки, предсказывавшие о рождении Спасителя от Девы Марии. На стенах северной и южной в алтаре имеются изображения евхаристии, или преподание Иисусом Христом шести апостолам Пречистого Тела, а другим шести апостолам (на другой стороне) Пречистой Крови; в нижнем поясе святителей- составители литургии: св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010