Одновременно вернули к рассмотрению и вопрос о паломниках в Бари. В 1910 году по инициативе Елизаветы Фёдоровны было решено купить в этом городе участок земли и построить на нём подворье Палестинского общества. Первоначальный капитал составили деньги (около 246 тысяч рублей), собранные ещё на «Мир Ликийский проект», а с учреждением специального Барградского комитета и возникшей идеей дополнить подворье русским храмом по всей России начался новый сбор средств. О выбранном в Бари месте Великая княгиня писала Государю: «Участок… очень удобный, рядом с вокзалом, в оливковой роще, и оттуда трамвай идёт прямо до базилики (с мощами святителя Николая. — Д. Г.) — наилучшее местоположение и замечательно дёшево. Этот участок даже сориентирован правильно на восток… да почиет на этом предприятии благословение св. Николая и да станет это изумительное дело благословением и божественной связью между ним и твоим народом, и ярким эпизодом твоего царствования — как утешение во многих скорбях, которые тебе приходится нести». Проектировать церковь и подворье поручили А. В. Щусеву, только что закончившему работы в Марфо-Мариинской обители. За образец архитектор вновь взял строения новгородско-псковских зодчих начала XV века, в итоге возведя рассчитанный на 200 человек храм с двухъярусной звонницей, ризницей и книгохранилищем. Пятиярусный иконостас должны были составить образа XVI—XVII столетий, такие же старинные иконы собирались для убранства храма, а его стены предполагалось расписать в стиле ферапонтовских фресок Дионисия. Война и революция помешают этим планам. После торжественной закладки подворья, состоявшейся в праздник перенесения мощей святителя Николая, 9 (22) мая 1913 года, началось и строительство странноприимного дома. Его трёхэтажное здание с полуподвалом должно было включать приёмную, палаты и комнаты паломников, кладовые, кухню и столовую. Ещё до завершения всех работ сюда стали прибывать богомольцы, и для ознакомления с их нуждами и внесения возможных поправок в проект Елизавета Фёдоровна отправила в Бари нового члена ИППО, Князя императорской крови Олега Константиновича.

http://azbyka.ru/fiction/elizaveta-fyodo...

«Невская Скоропослушница» была также написана на Святой Горе в русском Пантелеимоновом монастыре и привезена в Петербург в 1877 г. Прославилась после чудесного спасения из пожара в Александровской часовне, куда она была помещена вместе с другими афонскими святынями. В 1888 году заново отстроенная каменная часовня вместе с образом «Скоропослушницы» перешла в ведение Императорского православного палестинского общества. Председатель Общества великий князь Сергей Александрович стал почетным ктитором часовни. После мученической кончины Сергея Александровича (17 февраля 1905 г.) в память о нем на месте часовни был возведен так называемый Николо-Александровский («Барградский») храм, куда была помещена икона «Скоропослушница». Для нее был исполнен резной киот по образцу киота Владимирской иконы Божией Матери, одной из самых почитаемых русских святынь. Ризу и венец Богоматери украсили драгоценными камнями. Храм и находящийся в нем образ «Скоропослушницы» пользовались глубоким почитанием представителей императорской семьи. В начале 1920-х гг., когда была развязана компания по изъятию церковных ценностей, икону удалось спасти от передачи в музейный фонд. С 1938 по 1958 годы «Скоропослушница» пребывала в Князь-Владимирском соборе. В этом же соборе сохранялась и чудотворная Казанская икона Божией Матери. В дни блокады и всеобщего горя множество жителей города находили утешение у этих святынь. После войны по благословению митрополита Ленинг радского и Ладожского Елевферия чтимый образ был перенесен во вновь освященный Троицкий собор Александро-Невской лавры. Для Князь-Владимирского собора была изготовлена его точная копия. В 2005 году на заседании Синодальной комиссии по канонизации святых было определено переименовать чтимую в Санкт-Петербурге икону Божией Матери «Скоропослушница» в «Невскую». В настоящее время икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» бережно хранится в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры и является одной из самых почитаемых святынь монастыря и Санкт-Петербурга.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/02/13/ik...

Е. Ф. возглавляла ИППО с 1905 до 1917 г. Нек-рые, особенно зарубежные, исследователи (напр., Ф. Г. Ставру) пытались найти различия в деятельности ИППО при правлении вел. кн. Сергея Александровича и под рук. Е. Ф. Они утверждали, что в 1-й период об-во более активно, чем при Е. Ф., внедрялось на Ближ. Восток, его деятельность отвечала идеям панславизма и характеризовалась, по их мнению, склонностью к грекофобии; 2-й период отмечен преобладанием идей грекофильства и космополитизма. Как свидетельствуют документы и источники, и при Сергее Александровиче не было агрессии в деятельности ИППО, и Е. Ф. активно руководила об-вом, в основном следуя той линии, которую наметил вел. кн. Сергей Александрович. После 1905 г. изменилась ситуация в России, и это отразилось на системе внешнеполитических приоритетов ИППО. Е. Ф. после гибели супруга больше внимания уделяла своей духовной жизни, Марфо-Мариинской обители, но по-прежнему решала главные проблемы деятельности возглавляемого ею ИППО и выполняла все обязательства, соответствующие ее должности. Став председателем ИППО, Е. Ф. унаследовала права на церковный участок в Мирах Ликийских, приобретенный в 50-х гг. XIX в. А. Н. Муравьёвым , но потом для России утраченный, и на капитал в 240 тыс. р., собранный благодаря многолетним народным пожертвованиям на восстановление мирликийского храма. В 1910 г. было принято решение купить на эти деньги участок земли в Бари, где почивают мощи свт. Николая Чудотворца, и приступить к строительству нового подворья ИППО. 7 янв. 1911 г. из Москвы в Италию выехала делегация, в составе к-рой был духовный писатель и проповедник, активный деятель Московского отдела ИППО прот. Иоанн Восторгов. Было найдено подходящее место для строительства. 2 февр. Е. Ф. обратилась к имп. Николаю II с просьбой произвести в 1911 г. во всех храмах и мон-рях империи тарелочный сбор на сооружаемый для подворья храм. 12 мая Николай II учредил Барградский комитет и стал 1-м жертвователем, пожаловав от своего имени и от имени имп. Александры Феодоровны 10 тыс. р. Е. Ф. принадлежала инициатива поручить работу над проектом архит. Щусеву, к-рый только что закончил строительство собора для Марфо-Мариинской обители в Москве. Для руководства строительством в Италии была учреждена Строительная комиссия. Закладка храма состоялась 9 мая 1913 г., в день праздника перенесения мощей свт. Николая из Мир Ликийских в Бари. 23 дек. того же года временная рус. церковь в Бари была освящена малым освящением прот. Николаем Федотовым, 24 дек. в ней была совершена 1-я литургия.

http://pravenc.ru/text/189843.html

Владыка Михаил (Мудьюгин): Епископ-интеллигент Незадолго до смерти владыка Михаил вспоминал, что в тюрьме в одной камере с ним были люди разных вероисповеданий, но все чувствовали с ними духовную общность гонимых за Христа. В камере никто не поднимал вопроса о конфессиональных разногласиях. 11 мая, 2012 Незадолго до смерти владыка Михаил вспоминал, что в тюрьме в одной камере с ним были люди разных вероисповеданий, но все чувствовали с ними духовную общность гонимых за Христа. В камере никто не поднимал вопроса о конфессиональных разногласиях. 12 мая исполняется 100 лет со дня рождения архиепископа Михаила (Мудьюгина), яркого служителя Русской Православной Церкви, профессора, доктора богословия, духовного писателя и доброго пастыря. Владыка Михаил прожил долгую жизнь и был свидетелем многих трагических событий ХХ столетия. И чем далее от нас становится этот век, тем более осознается масштаб этой личности, связавшей собой три России — дореволюционную, советскую и постперестроечную. Истоки Архиепископ Михаил (Мудьюгин) Владыка Михаил — в миру Михаил Николаевич Мудьюгин — родился 12 мая1912 г. в Петербурге, в дворянской семье. Его отец, Николай Алексеевич, был статским советником, при Столыпине служил в Главном управлении по делам местного хозяйства Министерства внутренних дел, затем работал в Экспедиции по заготовлению государственных бумаг. Мать, Вера Николаевна, занималась воспитанием детей. У Михаила было два брата: Владимир и Георгий (первый впоследствии стал инженером, второй — юристом-криминалистом). До 12 лет он учился дома – родители хотели как можно дольше не отдавать сына в советскую школу, и им удалось дать мальчику воспитание в классическом дореволюционном духе. К тому времени, когда Миша поступил все-таки в школу, в шестой класс, он самостоятельно изучал латынь, посещал музыкальную школу. Семья была верующая, поэтому Михаил был воспитан в православии. Еще ребенком вместе с матерью он посещал Александро-Невскую Лавру, храм святителя и чудотворца Николая на Песках (Барградское подворье в Петербурге).

http://pravmir.ru/aphiepiskop-mihail-mud...

Закрыть itemscope itemtype="" > «От этого образа Богородицы проистекает множество чудес» Икона «Невская Скоропослушница» впервые официально посетила столицу России 02.03.2015 2551 Время на чтение 6 минут Икона Божией Матери «Невская Скоропослушница», одна из самых почитаемых святынь Александро-Невской Лавры, в конце февраля впервые покинула Санкт-Петербург, чтобы принять участие в торжествах по случаю трагической кончины Великого Князя Сергея Александровича Романова в Москве . С 14 по 22 февраля икона пребывала в московском Новоспасском монастыре, где в семейной усыпальнице бояр Романовых погребен прах генерал-губернатора столицы Великого Князя Сергея Александровича, погибшего от взрыва бомбы, брошенной террористом. Чудотворный образ «Невская Скоропослушница» при жизни Великого Князя находился в петербургском Николо-Александровском (Барградском) храме Императорского православного палестинского общества, которому он покровительствовал. Сергей Александрович молился перед этим образом при жизни, и перед ним совершалось сугубое поминовение погибшего после его кончины. Посещение столицы петербургской святыней в год 110-летия со дня мученической гибели московского генерал-губернатора организовал руководитель благотворительного фонда «Памяти великого князя Сергея Александровича» при Новоспасском ставропигиальном монастыре Денис Борисович Солодовников. Икону в путешествии сопровождал эконом Александро-Невской лавры иеромонах Прокопий (Павлов), духовник санкт-петербургского отделения Александро-Невского братства. Мы предлагаем нашим читателям его рассказ о пребывании иконы в Москве. «14 февраля торжественно, как дорогую гостью, под колокольных звон, с хоругвями и песнопениями у святых врат Новоспасского монастыря икону Матери Божией " Невская Скоропослушница " встретил отец настоятель обители епископ Воскресенский Савва с монашествующей братией. У нашей маленькой делегации была представительская миссия – участвовать в мероприятиях в память 110-летия со дня гибели Великого Князя Сергея Александровича.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/03/4/ot_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Еп. Неофит (Коробов). Фотография. 30-е гг. ХХ в. (Коробов Николай Алексеевич; 15.01.1878, с. Новосёлка-Зюзина Ростовского у. Ярославской губ.- нояб. 1937, Горький (ныне Н. Новгород)), еп. Ветлужский. Род. в крестьянской семье. Получил домашнее образование. Позднее с семьей переехал в С.-Петербург, где его отец занялся торговлей мясом и зеленью. Работал в лавке отца продавцом. 29 дек. 1902 г. поступил трудником в Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь . После посещения мон-ря Финляндским и Выборгским архиеп. Николаем (Налимовым) Николай Коробов был определен в штат Финляндского Архиерейского дома. 23 февр. 1906 г. был принят в послушники Валаамского мон-ря. 11 марта 1906 г. игум. Пафнутий (Андреев) постриг Николая Коробова в монашество с именем Неофит. 3 апр. того же года в крестовой Михаило-Архангельской ц. в Выборге Финляндский и Выборгский архиеп. Сергий (Страгородский ; впоследствии патриарх Московский и всея Руси) рукоположил его во диакона. В мон-ре Н. находился на клиросном послушании. 20 февр. 1908 г. он приступил к исполнению обязанностей эконома в Финляндском Архиерейском доме, 1 апр. 1909 г. был утвержден в этой должности. 24 июня 1910 г. Н. рукоположен во иерея. 4 окт. 1911 г. освобожден от должности эконома по собственному прошению и возвращен в Валаамский мон-рь. В 1912 г. Н. стал 1-м священнослужителем, официально назначенным Палестинским православным обществом для сопровождения паломников на Св. землю. В поездках он вел дневник, к-рый впосл. был опубликован. За поездку, состоявшуюся в марте-мае 1912 г., он был особо отмечен Советом Палестинского об-ва. 29 апр. 1914 г. Н. назначен настоятелем Николо-Александровского Барградского храма в С.-Петербурге. 8 мая 1917 г. по рекомендации архиеп. Сергия (Страгородского) был включен в состав Комиссии при Синоде по делам мон-рей и монашества. В июне-июле 1917 г. принял участие в работе Предсоборного совета на заседаниях IX отдела «О монастырях и монашестве». В 1918 г. перешел в клир Владимирской епархии, по распоряжению митр. Владимирского и Шуйского Сергия (Страгородского) Н. был назначен на службу в братство епархиального Архиерейского дома. 15 июля 1918 г. определен на должность эконома.

http://pravenc.ru/text/2564992.html

– Что предстоит сделать на подворье? – Необходимо превратить здание, использовавшееся под офисы, в гостиницу для паломников. Уже отреставрирована кровля в той части, где будут устроены комнаты для приезжих, скоро приступим к их внутренней отделке. Особая задача – провести работы по благоукрашению храма. Дело в том, что Барградская церковь Николая Чудотворца так и не была расписана, в ней и сегодня белые стены, временный иконостас. Хотя автор проекта Алексей Щусев предусматривал фрески в стиле Ферапонтова монастыря. Но из-за революционных событий всё сорвалось. Перед освящением в 1955 году в храме выполнили роспись в алтаре и написали иконы для временного иконостаса, но очень низкого художественного уровня. Сейчас идёт работа над проектом внутренней отделки. Он включит в себя мозаику в алтарной апсиде, мраморный иконостас и престол, а также фресковую роспись. Даст Бог, нам удастся осуществить то, что не удалось сделать нашим предшественникам. – Как решается вопрос с финансированием? – Для этого создаётся попечительский совет под эгидой Святейшего Патриарха. Некоторые благотворители уже выразили желание принять участие в восстановлении. Дом паломника планируется подготовить уже к началу ближайшего летнего сезона. А на благоукрашение храма потребуется около двух лет. – Сколько мест предусмотрено в гостинице? – По проекту в Доме паломника будет около ста мест, в нём смогут одновременно разместиться две стандартные группы по 50 человек. – А какие будут цены? – Ещё до революции создатели комплекса ставили цель: снизить стоимость паломничества к мощам святителя Николая для небогатых россиян. Эта же задача поставлена сегодня Святейшим Патриархом. После того как мы рассчитаем расходы на содержание здания (налоги, коммунальные услуги, персонал), можно будет назвать цены. Но уже сейчас могу сказать: стоимость проживания в Доме паломника будет сравнительно низкой. Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024

http://religare.ru/2_92537.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Архиепископ Михаил (Мудьюгин) (1912-2000) - пастырь, богослов, духовный писатель 23.02.2004 391 Время на чтение 28 минут 28 февраля 2000 г., на 88 году жизни скончался старейший иерарх Русской Православной Церкви архиепископ Михаил (Мудьюгин). Его жизненный путь интересен и сложен; владыка стал свидетелем почти всех трагических событий ХХ века. Он целиком " уложился в ХХ-е столетие, со всеми его драмами и трагедиями. Ведь это был " век - волкодав " ... Юные годы. Архиепископ Михаил - в миру Михаил Николаевич Мудьюгин - родился в благочестивой семье служащего 12 мая 1912 года в Петербурге. Семья была верующая, и поэтому он с ранних лет приобщился к Церкви: пел и читал на клиросе, прислуживал в алтаре. Воцерковление будущего архипастыря началось уже в раннем детстве, когда его мать Вера Николаевна посещала вместе с ним Александро-Невскую Лавру. Оно продолжилось при храме Святителя и Чудотворца Николая на Песках (Барградское подворье в Петербурге), а затем в Свято-Андреевском Старо-Афонском подворье в Петербурге. Он принимал активное участие в жизни Афонского Андреевского подворья. В течение ряда лет он вел на подворье фактически жизнь послушника, правда, ночевал он дома. Потом, будучи уже взрослым, мечтал о том, чтобы служить Богу в Церкви. Основы веры будущий архиепископ постигал в воскресной школе при Александро-Невской Лавре. Он был посвящен в стихарь еще митрополитом Вениамином (Казанским), впоследствии расстрелянным большевиками (1922). И еще с детских времен ему постоянно напоминали, что он должен читать так, чтобы смысл прочитанного доходил до слуха и сознания молящихся людей, подавляющее большинство которых для этого не подготовлено, - ведь многие из них не знали славянского языка или были недостаточно воцерковленными людьми. В детстве он впитал семейный уклад жизни дореволюционной России и до последних дней сохранял яркие впечатления, под воздействием которых формировалась его верующая душа. Будущий владыка чувствовал, что Господь посылал ему навстречу людей, которые могли способствовать его духовному развитию. " Один из таких людей был мой первый, с моих семи лет, духовник, отец Гавриил, который был священником в церкви иконы Божий Матери Скоропослушницы на Песках, - вспоминал владыка. - Пески - это старинное название района Петербурга, в котором я жил. А совсем рядом с домом была церковь, в которой служил отец Гавриил, сириец, кстати, по национальности. Этот человек сыграл громадную роль в моем духовном становлении. Он обращался со мной совершенно как со взрослым, воспитывающе воздействовал на меня в самом возвышенном смысле этого слова. Большое влияние на меня оказали монахи Афонского подворья. Они были люди простые, но духовные. И сами они, и весь строй монашеской жизни меня духовно формировали " .

http://ruskline.ru/analitika/2004/02/23/...

В июле 1914 г. (это был последний предвоенный месяц; мировая война начнется 19 июля) по желанию великой княгини Елизаветы Федоровны в Бари был командирован князь Олег Константинович, сын великого князя Константина Константиновича, с целью «ознакомиться на месте с ходом русских сооружений, а также с насущными нуждами и потребностями налаживания паломничества». При встрече в храме настоятель приветствовал Олега Константиновича краткой речью: «Русская, небольшая пока, колония с восторгом и радостью встречает Вас как посланника обожаемого нами Государя Императора и как молодого, полного сил и духовной зрелости ближайшего сотрудника Августейшего Председателя ИППО великой княгини Елизаветы Федоровны. Мы счастливы видеть Вас в этом пока еще скромном православном храме – предтече будущего святилища, сооружаемого на средства всей России». Князь Олег в течение двух дней осматривал постройку, а затем собрал заседание Строительной комиссии в квартире настоятеля. Когда необходимо было знакомиться с чертежами и планами, заседание переносилось в контору, где все было под рукой. Так продолжалось до самого его отъезда, 15 июля. Покидая Бари, Олег взял с собой некоторые документы, намереваясь лично доложить о результатах своей ревизии великой княгине Елизавете Федоровне. 7 августа 1914 г. стало знаменательной датой в строительстве церкви: священник Василий Кулаков заложил по обычаю последний камень в церковном своде. А последний документ в барградском архивном деле – телеграмма Ширинского-Шихматова – датируется 10 сентября 1915 г.: «Барградский комитет выражает членам Строительной комиссии глубокую благодарность за успешное окончание каменных работ» 178 . После Февральской революции и отречения от престола императора Николая II Елизавета Федоровна сочла необходимым сложить с себя звание Председателя, чтобы ни в чем не повредить в сложившейся ситуации дальнейшей деятельности Палестинского Общества. 6 апреля 1917 г. Совет уже не «императорского» Православного Палестинского Общества принял отставку великой княгини.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Икона Божией Матери " Невская Скоропослушница " будет принесена в Новоспасский монастырь Москвы февраля 2015 Одна из самых почитаемых святынь Александро-Невской лавры - чудотворная икона Божией Матери " Невская Скоропослушница " прибудет 14 февраля, в канун праздника Сретения Господня, в Новоспасский монастырь Москвы. Чтимый образ впервые покидает пределы Санкт-Петербургской митрополии.  Встреча иконы состоится у святых врат столичного монастыря, в котором она пробудет до 21 февраля. Образ сопровождает эконом невской обители иеромонах Прокопий (Павлов) . Принесение святыни в Новоспасский монастырь приурочено к 110-летию со дня трагической гибели великого князя Сергея Александровича Романова, чью жизнь оборвала бомба террориста 17 февраля 1905 года. В Новоспасской обители находится могила великого князя. Судьба иконы " Невская Скоропослушница " тесно связана с историей Императорского православного палестинского общества (ИППО), основанного в 1883 году, председателем которого был великий князь Сергей Александрович. Образ пользовался глубоким почитанием  его вдовы, впоследствии преподобномученицы Елисаветы, а также семьи императора Николая II. В Ипатьевском доме Екатеринбурга, где трагически оборвалась жизнь Романовых, было найдено несколько образков с изображением " Скоропослушницы " . Икона Божией Матери " Невская Скоропослушница " - список чудотворной афонской " Скоропослушницы " . Первообраз находится в греческом монастыре Дохиар. Петербургский список отличается от него по иконографии. Он изображает Божию Матерь с молитвенно простертой десницей без Богомладенца. " Невская Скоропослушница " была также написана на Святой горе Афон в русском Пантелеимоновом монастыре и привезена в Санкт-Петербург в 1877 году. Она прославилась после чудесного спасения из пожара в Александровской часовне. В 1888 году заново отстроенная часовня вместе с образом " Скоропослушницы " перешла в ведение ИППО. Его председатель великий князь Сергей Александрович стал почетным ктитором часовни. После его мученической кончины в память о нем на месте часовни был возведен Николо-Александровский ( " Барградский " ) храм, куда была помещена икона " Скоропослушница " . Это место  глубоко почиталось Романовыми. Во время кампании 1920-х годов по изъятию церковных ценностей икону удалось спасти от передачи в музей. С 1938-го по 1958 год она пребывала в Князь-Владимирском соборе. Там же сохранялась чудотворная Казанская икона Матери. В дни блокады многие жители города находили утешение у этих святынь. После войны чтимый образ был перенесен во вновь освященный Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. В 2005 году на заседании Синодальной комиссии по канонизации за иконой было закреплено название " Невская Скоропослушница " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010