В соответствии с п. 3, Высочайше утвержденного положения, в состав вновь образованного под покровительством ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА Барградского Комитета вошли: Председатель – член Государственного совета сенатор гофмейстер князь А.А. Ширинский, Шихматов – товарищ Председателя, сенатор П. И. Остроумов (†14 декабря 1913 г.),члены: товарищ министра иностранных дел камергер А.А. Нератов, председатель Училищного совета при Св. Синоде прот. П. И. Соколов , академик архитектуры М. Т. Преображенский, прот. И. И. Восторгов и князь Н.Д. Жевахов. Впоследствии состав Комитета был дополнен избранием нового члена – ген. майора Н. Н. Пешкова. Высочайше учрежденный Барградский Комитет, приступив к выполнению возложенного на него поручения по сооружению в Бари храма и странноприимного дома, прежде всего озаботился получением хранившегося в Конторе Двора великой княгини Елизаветы Федоровны мирликийского капитала, достигшего к 1 ноября 1911 г. вместе с процентными бумагами 253984 руб., принятием мер к производству церковного всероссийского сбора на строительство в Бари и, особенно, предварительной разработкой вопроса о будущих сооружениях. По мысли Комитета приглашенный им для этой последней работы академик архитектуры А.В. Щусев составил план храма и странноприимницы в образцах новгородско-псковских сооружений начала XV столетия, соединив оба здания особыми крытыми переходами. Главная западная часть здания странноприимницы, рассчитанная на два этажа с присоединением к ней с южной стороны третьего этажа и с общими чердачными помещениями, должна выходить лицевой стороной на улицу Карбонара, имея перед собою ограду со святыми вратами, отстоящими от линии дома на пять саженей. Непосредственно к северной части странноприимного дома примыкает небольших размеров храм с двухъярусной звонницей. Храм рассчитан на 200 человек, он находится на уровне второго этажа странноприимницы, имея в нижней своей части сводчатые помещения для ризницы и книгохранилища и на наружной западной стене – сень с иконой Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

После того как не удались упорные попытки российского правительства восстановить храм свт. Николая в Мирах Ликийских (ныне турецкий город Демре), руины которого были в 1853 куплены русским послом, Императорское Православное Палестинское общество, ведавшее паломничеством в Святую Землю, учредило в 1911 Барградский комитет. Высочайшим покровителем стал император Николай II. Он внес 10 тыс. руб. из личных средств в кассу комитета, который поставил цель — выстроить в Бари подворье Палестинского общества с церковью, достойно представляющей русское православное искусство. Средства собирала вся Россия: по Высочайшему повелению дважды в год, на Николу-вешнего и Николу-зимнего, во всех церквях страны устраивался тарелочный сбор на Барград. Кроме того, комитету передали 246,5 тыс. руб., собранные ранее на Миры Ликийские. 3 тыс. руб. пожертвовала св. вел. кн. Елизавета Феодоровна, председательница Палестинского общества. Барградский комитет в начале 1911 послал в Бари известного московского миссионера прот. Иоанна Восторгова, который 20 января купил у г-жи Скорча для подворья участок земли площадью 1,2 гектара. Весной того же года в город прибыли деятельный член комитета кн. Н. Д. Жевахов и архитектор В. А. Покровский, который провел экспертизу участка. Составить проект поручили, однако, не ему, а молодому А. В. Щусеву, вероятно, по протекции вел. кн. Елизаветы Феодоровны, для которой этот архитектор только что закончил в Москве постройку Марфо-Мариинской обители. Комитет задумал также создать при подворье Музей русской старины с иконами, фресками в стиле Дионисия, редкими изданиями и фотографиями всех Никольских церквей в России. К сожалению, этому плану не суждено было сбыться. Весной 1912 Щусев закончил общий проект ансамбля, избрав для него псковско-новгородский стиль начала XV века. 30 мая того же года проект был одобрен императором. При одноглавом храме на 200 человек с отдельной двухъярусной звонницей (не построена) было предусмотрено выстроить трехэтажный странноприимный дом и разбить сад «с русскими растениями». На возведение комплекса по смете назначалось 414 тыс. руб. В марте 1913 в Бари приехала строительная комиссия, в которую вошли: настоятель будущей церкви прот. Николай Федотов, служивший ранее в Эривани, архитектор В. А. Субботин и смотритель работ И. Д. Никольский. Возглавил комиссию священник римской посольской церкви о. Христофор Флеров, постоянно живший в Италии. Юридически Барградский храм подчинили Санкт-Петербургской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=09354

удостоился Высочайшего одобрения. Располагая достаточными средствами для начала строительных работ и имея утвержденный ГОСУДАРЕМ ИМПЕРАТОРОМ план зданий и смету, Барградский Комитет в феврале 1913 г. признал благовременным отправить на место особую строительно-наблюдательную Комиссию в составе архитектора В.А. Субботина, настоятеля будущего храма прот. Н.В. Федотова, смотрителя приюта И.О. Никольского и псаломщика К.Н. Фаминского, возложив председательствование на священника церкви Русского посольства в Риме о. Х.А. Флерова. Все эти лица, за исключением о. Флерова, вместе с посланным Министерством иностранных дел для оказания содействия Строительной Комиссии вице-консулом В.В. Юрьевым, прибыли в Бари в середине марта месяца. На первое время Комиссии, снабженной особыми руководственными указаниями, было поручено вступить во владение приобретенным Палестинским Обществом на улице Карбонара земельным участком, ознакомиться с городом и местными условиями жизни, предложить подрядчикам подать цены на строительные работы и озаботиться приготовлениями к предстоящей закладке зданий. Когда в конце апреля 1913 г. все необходимые приготовления были закончены, Барградский Комитет назначил закладку на четверг 9 мая и просил своего сочлена князя Н.Д. Жевахова быть его представителем на предстоящем торжестве. При участии прибывшего в Бари вечером 5 мая князя Н.Д. Жевахова и местного вице-консула В.В. Юрьева Строительной Комиссией был выработан порядок торжества и составлен список почетных горожан и представителей местной власти, которым должны были быть посланы приглашения. Самая закладка по случаю выпавшего на 9 мая католического праздника Corpus Domini (Тела Христова) была назначена в 5 часов пополудни, так как выяснилось, что только к этому времени могли прибыть приглашенные на торжество представители города. Высшему католическому духовенству – архиепископу Барийскому, старшему капеллану базилики св. Николая и другим почетным лицам из местных жителей – пригласительные билеты на закладку были переданы лично князем Н.Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В 1888 году заново отстроенная каменная часовня вместе с образом «Скоропослушницы» перешла в ведение Императорского Православного Палестинского Общества (основано в 1883 г.). Председатель Общества великий князь Сергей Александрович стал почетным ктитором часовни. Средства, собранные на возрождение Мирликийского храма, были перенаправлены на строительство русского храма в г. Бари (Италия). После мученической кончины Сергея Александровича (17 февраля 1905 г.) в память о нем, часовня была расширена и преобразована в храм во имя свт. Ни­колая и блгв. кн. Александра Невского. В дальнейшем, одновременно с возведением храма в г. Бари, на месте этого храма был построен другой, так называемый Николо-Барградский, исполненный по образцу древних русских храмов. Почитаемый образ «Скоропослушницы» занял место слева от царских врат. Для иконы был исполнен резной киот по образцу киота Владимирской иконы Божией Матери, одной из самых почитаемых русских святынь. Ризу и венец Богоматери украсили драгоценными камнями. Храм и находящийся в нем образ «Скоропослуш­ницы» пользовались почитанием представителей императорской семьи и в особенности — вдовы великого князя Сергея Александровича, преподобномученицы великой княгини Елизаветы Фе­доровны. После убийства царской семьи в Екатеринбурге, в доме, где они жили, в числе других икон были обнаружены и три образка петербургской «Скоропослуш­ницы». В начале 1920-х гг., когда была развязана компания по изъятию церковных ценностей, будущему священномученику митрополиту Вениамину (Казанскому) удалось сохранить от поругания особо чтимые святыни Петербурга, среди которых находилась и икона «Скоропослушница». В Николо-Барградский храм был назначен настоятелем священник Владимир Шамонин, который спас «Скоропослушницу» от передачи в музейный фонд после закрытия и уничтожения храма в 1932 г. Икона была перенесена в храм свв. страстотерпцев Бориса и Глеба на Калашниковской набережной, где находилась до закрытия и этого храма. Затем в 1934 г. ее перенесли в Святодуховскую церковь Александро-Невской Лавры (закрыта в 1936 г.), и далее — в Троице-Измайловский собор (закрыт в 1938 г.).

http://elitsy.ru/holy/temple/7141/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «БЛАЖЕННОЕ ЧРЕВО» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Икона Божией Матери “Блаженное чрево”. Кон. XVI в. (Оружейная палата ГММК) Икона Божией Матери “Блаженное чрево”. Кон. XVI в. (Оружейная палата ГММК) [Барградская, Барловская, Барбарская] (празд. 26 дек.), чудотворный образ из Благовещенского собора Московского Кремля (не сохр.). Названием иконы послужили начальные строки евангельского текста: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк 11. 27), отражающие иконографию образа. Согласно сказанию из рукописного сборника 1714-1716 гг., икона была принесена в Москву в 1392 г. из «Бара града Римския области», где она стояла при гробе свт. Николая, архиеп. Мирликийского; ее доска была сделана из «чудных разных многих древес». В Переписной книге Благовещенского собора Московского Кремля 1680 г., более поздних описях собора и лит-ре XIX - нач. XX в. икона называется «Барловская». Это наименование, как и «Барбарская», является искаженной формой от «Барградская», т. е. происходящая из города Бари. В нек-рых изданиях XIX - нач. XX в. различные наименования «Б. Ч.» описывались как самостоятельные чудотворные иконы. Икона Божией Матери “Блаженное чрево”. 2-я пол. XVI в. - нач. XVII в. (ГММК) Икона Божией Матери “Блаженное чрево”. 2-я пол. XVI в. - нач. XVII в. (ГММК) В кон. XIV в. «Б. Ч.» была украшена драгоценным окладом (в наст. время на списке иконы кон. XVI в.- Оружейная палата ГММК). В Переписной книге Благовещенского собора 1680 г. подробно описан золотой оклад (кон. XVI - нач. XVII в.; утрачен в 1812), к-рый был заменен новым серебряным, сохранявшимся на иконе до нач. 20-х гг. XX в. (изъят в комитет Помгола). «Б. Ч.» находилась в Благовещенском соборе до 1924 г.; дальнейшая ее судьба неизвестна. «Б. Ч.» представляет собой вариант иконографии «Млекопитательница», его отличительная особенность - изображение Богоматери, сидящей на подушке на земле. Младенец Христос возлежит на руках Богоматери (справа), прильнув к Ее груди; кисть Его правой руки придерживает грудь Матери. Н. П. Кондаков и Н. П. Лихачёв отмечали связь иконы с итало-греч. живописью. Иконографическая особенность и характер орнамента свидетельствуют о воспроизведении либо итал., либо далматинского оригинала 1-й трети XIV в.

http://pravenc.ru/text/149357.html

– он преобразится, вспыхнет облаченным в золотую ризу. Чтобы поделиться красками моего Петербурга предложу небольшое путешествие. Пусть начнётся оно именно из Александро-Невской лавры с поклона Пресвятой Богородице перед Её образом «Невская Скоропослушница». Ранее утро. В Троицком соборе лик Пречистой озарён сиянием свечей, стоящих перед Её иконой на большом напольном подсвечнике. Этот свет невольно перетекает в душу, усмиряя, смягчая сердце, заставляя забыть о суетливом мире за порогом храма. Мой город дарует встречу с удивительной святыней. В 1878 году этот образ Богоматери был перенесён на берега Невы иеромонахами Афонского Русского Пантелеимонова монастыря Афанасием и Варсонофием, прибывшими в Россию для сбора средств на восстановление храма святителя Николая в Мирах Ликийских. Икона отличалась от известного образа «Скоропослушницы». Здесь Божия Матерь изображена без Младенца – оглавно. Александро-Невская лавра первой встретила икону в Санкт-Петербурге. И век спустя именно эта обитель станет местом её постоянного нахождения. После прибытия в Петербург икона была помещена в Александровскую часовню и прославилась тем, что уцелела после внезапного пожара. Её нашли на пепелище сохранной, лишь немного опалённой. Чудесное спасение иконы повлекло к «Скоропослушнице» множество людей. Почитали её и бедные, и состоятельные люди, и члены императорской семьи. Следующим ковчегом для «Невской Скоропослушницы» становится построенный и освященный в 1915 году Николо- Барградский храм, который, по словам духовного писателя Евгения Поселянина, стал «Русскому Богу – свечой в древнерусском светильнике». Во время безбожного разгула советской власти икону удалось спасти от поругания будущему священномученику митрополиту Вениамину (Казанскому), митрополиту Петроградскому и Гдовскому. Прекрасный Николо- Барградский храм был взорван, а «Скоропослушница» продолжила утешать православных вначале в Борисо- Глебском храме, а с 1932 года после его закрытия – в Духовской церкви Александро-Невской лавры. Оттуда она была перенесена в Свято-Троицкий собор на Измайловском проспекте, а с 1938 года пребывала уже в Князь- Владимирском соборе.

http://azbyka.ru/fiction/blizhnie-moi-oc...

Высочайше учрежденный Барградский Комитет, поставивший себе целью стремиться во что бы то ни стало закончить постройку русского Барийского храма и странноприимного дома к тому счастливому для всех европейских народов времени, когда Святая Русь, изгнав дерзкого и лютого врага из пределов своей страны и восстановив вместе с союзниками свободу и право угнетенных и слабых народностей, в порыве благодарного чувства прильнет чрез своих паломников к мощам своего молитвенника и помощника святителя Николая – в первом же заседании после выступления Италии, состоявшемся 18 мая сего года, единодушно решил предоставить свою новую обширную Барградскую странноприимницу в распоряжение Итальянского Красного Креста под лазарет для раненых воинов. Да послужит же и эта скромная услуга благородному итальянскому народу показателем братского сочувствия со стороны народа русского! IV Сооружение нового Св. Николо-Александровского храма в Петрограде Глубокое благоговейное почитание святителя Христова Николая, присущее русскому боголюбивому народу, выдвинуло на очередь в прошлом столетии «вопрос мирликийский», который, как мы уже сообщили выше, по условиям международным и бытовым естественным путем в наши дни превратился в «вопрос барградский». По тем же причинами для возможно быстрого и полного осуществления давнего горячего желания всего русского народа – возвеличить чтимого угодника Христова и создать ему достойный памятник в итальянском г. Бари, где почивают его мироточивые мощи – Николо-Александровская часовня в Петрограде 97 , превращенная в 1905 г. в храм с Высочайшего ЕГО ИМПЕРАТОРСКОРО ВЕЛИЧЕСТВА соизволения, была передана Св. Синодом в 1911 г. в ведение Императорского Православного Палестинского Общества с обращением церковных доходов ее в распоряжение, находящегося при Обществе Высочайше учрежденного Барградского Комитета, на который волею ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА возложено ныне выполнение всеобщего народного желания – сооружение в Бари православного храма и при нем странноприимницы для русских паломников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Летом 1914 года подворье открыло временный приют для паломников на 20–30 человек. Однако своему назначению оно служило считанные дни. В августе того же года странноприимница превратилась в беженский пункт: русские путешественники по Италии не смогли вернуться домой обычным путем через Германию и ждали отправки в Россию морем (скопилось около 200 человек). Несмотря на войну, строительные работы успешно продолжались и к январю 1915 года были вчерне завершены. Барградский комитет в Петербурге собрал утварь и иконы, которые должны были быть доставлены туда по окончанию войны. Вскоре была освящена нижняя церковь святителя Спиридона Тримифунтского, особенно чтимого среди православных греков Бари. Когда 24 мая (сразу после Николы вешнего, что в России было воспринято провиденциально) Италия объявила себя союзницей русских «против жестоких и коварных угнетателей народов — немцев и швабов», Барградский комитет передал подворье в пользование итальянскому Красному Кресту. Председатель Комитета кн. А.А. Ширинский-Шихматов приготовил для храма старинные иконы и стилизованное убранство, но начавшаяся революция помешала доставить их из России. Не смог выехать в Бари и художник К.С. Петров-Водкин, который должен был расписать новый храм. Революция и Гражданская война в России поставили подворье в тяжелые условия. Закончился его «дореволюционный» период истории и начался эмигрантский. Местной общины у Барийской церкви, в отличие от русских церквей в Риме, Флоренции и Сан-Ремо, никогда не существовало, а поток пилигримов, естественно, прервался. После разных перипетий вся гигантская русская постройка попала в собственность барийского муниципалитета. Однако в 2008 году православный мир облетела радостная весть: решением итальянского правительства храм и подворье вернули России. В 2011 году подворье в Баграде наконец-то открыло свои двери для паломников – спустя почти век после своей постройки. Архитектура и внутреннее убранство [ править править код ] Барградское русское подворье является уникальным для Западной Европы памятником. В XIX–XX веках за пределами России было создано немало произведений национального зодчества, однако подавляющее их большинство выдержано в московско-ярославском стиле, а не в редком псковско-новгородском, как в Бари, где, кроме непосредственно церковного здания, появился и колоссальный комплекс странноприимницы, напоминающий древнерусский терем.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_свт._Н...

7 января 1911 г. из Москвы в Италию выехал известный духовный писатель и проповедник, активный деятель Московского отдела ИППО протоиерей Иоанн Восторгов . Было найдено подходящее место для строительства. 20 января вице-председатель ИППО кн. А.А. Ширинский-Шихматов телеграфировал Степанову: «Совет постановил одобрить предположение Восторгова приобрести 20 тысяч метров. Благоволите доложить решение ». Из Петербурга тотчас пошла телеграмма в Бари: «Sowet postanovil Welikaia Knagina outverdila pokoupkou sta chestidesati metrov na chestdesat piat как wi predpolagali» (Там же. Л. 26). 2 февраля 1911 г. Елизавета Федоровна обратилась к императору Николаю II с просьбой произвести в 1911 г. во всех храмах и монастырях империи тарелочный сбор на сооружаемый храм, приурочив это к 9 мая – празднику перенесения мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в Бари (АВП РИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 681. Л. 5). Доклад удостоился высочайшего одобрения и собственноручной приписки государя: «и в 1912 г.». Николай II учредил 12 мая 1911 г. Барградский комитет и стал первым жертвователем, пожаловав от своего имени и от имени императрицы Александры Федоровны на Барградский проект 10 тыс. рублей. Великой княгине принадлежала инициатива поручить проект А.В. Щусеву, который только что закончил строительство собора для Марфо-Мариинской обители в Москве. В апреле состоялась первая поездка зодчего в Бари. Лето ушло на разработку проекта. В последний день сентября А.В. Щусев направляет в Совет ИППО через администрацию Сергиевского дворца проект-эскиз и два плана для Барийского храма, выполненные с учетом замечаний Совета. 30 мая 1912 г. император Николай II утвердил представленный А.В. Щусевым в первоначальных эскизах проект храма и подворья. Для непосредственного руководства ходом работ в Италии была учреждена специальная Строительная комиссия. Перед отъездом из России, 20 февраля 1913 г., члены комиссии представлялись в Петербурге Елизавете Федоровне. Великая княгиня сказала: «Постройка большого дома и церкви потребует много времени, а как до того будут паломники без приюта, и вы без церкви? Озаботьтесь открытием того и другого временно» 177 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Николай Жевахов: «Новая жизнь за границей» Вышел новый том воспоминаний товарища обер-прокурора Святейшего Синода 09.11.2022 1282 Время на чтение 5 минут Фото: indrik.ru В московском издательстве «Индрик» вышла новая книга: Жевахов Н.Д. «Новая жизнь за границей. Воспоминания товарища обер-прокурора Святейшего Синода». Публикация и составление М.Г. Талалая и М.А. Бирюковой. Научная редакция М.Г. Талалая. М.: изд. «Индрик», 2022. (280 с., ил.). ISBN 978-5-91674-680-8, сообщает наш корреспондент. Первые два тома «Воспоминаний товарища Обер-Прокурора Святейшего Синода» князя Николая Давидовича Жевахова (1874–1945), впервые опубликованные в Мюнхене в 1923 г. (том 1) и в Новом Саде в 1928 г. (том 2), неоднократно переиздавались в России после падения советского режима (вот только полные переиздания: 1) М.: Родник: Изд. отд. Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря, 1993 (серия: Царский Архив); 2) СПб.: Царское Дело, 2007; 3) СПб.: Царское Дело, 2014). Они охватывают период с сентября 1915 года по январь 1920 года и вызывают у читателей неослабевающий интерес. Третий том воспоминаний, в которых автор описывал свои злоключения в эмиграции, так и не был им издан из-за отсутствия средств, и до последнего времени его местонахождение не было известно. И вот наконец рукопись найдена, и продолжение воспоминаний выходит в свет! В книге: Жевахов Н.Д. «Новая жизнь за границей. Воспоминания товарища обер-прокурора Святейшего Синода» - в первые публикуется продолжение (3-й том) воспоминаний князя Н.Д. Жевахова. Это детальное и пристрастное повествование о прощании с Родинои, первых месяцах беженскои жизни в Сербии и прибытии в Италию ради главного дела жизни - устроиства паломнического подворья в Бари, близ мощеи святителя Николая Чудотворца. Вновь обнаруженные мемуары, обнимающие период с февраля по ноябрь 1920 года, дополнены редкими текстами Жевахова – очерками, заметками, воззваниями, касающимися Барградского дела. Особую часть (Приложение) составляют архивные материалы Императорского Православного Палестинского общества (впервые публикуются материалы, найденные в Архиве внешней политики Российской Империи и в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки, за период 1910-1913 гг., в том числе письма Н.Д. Жевахова, выдержки из Журналов Заседания Совета Императорского Православного Палестинского Общества, касающиеся покупки земли и строительства православного храма во имя Святителя Николая Чудотворца Мирликийского в городе Бари, и странноприимного дома при нём ), курировавшего возведение подворья в Италии при непосредственном участии мемуариста. В книге собраны материалы, крайние даты которых помечены 1910 и 1944 гг., в совокупности они отражают не только жизнь и личность самого князя Жевахова, но и проливают ясный свет на историю Барградского православного храма и подворья.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/09/ni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010