Вышеприведенное пророчество указывает, что Мессия выйдет из еврейского народа. 6. Сын Иакова Пророчество: «Вижу Его, но ныне ещё нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстаёт жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» ( Чис. 24:17 ); ( Быт. 35:10–12 ). Исполнение: «Иисус... сын Иаковлев...» ( Лук. 3:23,34 ); ( Матф. 1:2 ) В древнееврейских пересказах Библии, таргумах, мы находим следующий вариант стихов 35:11, 12 из книги Бытия: «И Господь сказал ему: Я Повелитель: расселяйся и размножайся; святой народ, и множество пророков и священников произойдёт от твоих сыновей, зачатых тобой, и два царя произойдут от тебя. И землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, отдам Я тебе и твоим сыновьям после тебя дам Я землю» (Таргум Ионафана). Обнаружен и такой перифраз Чис. 24:17 : «Я вижу его, но не сейчас, узрел его, но не близко. Будет время, и восстанет царь из Иакова, и Мессия из народа Израиля...» (Таргум Онкелос). По этим источникам мы видим, что евреи придавали данным отрывкам мессианское значение. Можно было бы процитировать в доказательство и документ, известный под названием «Мидраш Бамидбар Рабба». Пол Хайниш пишет, что «во времена Адриана (132 г. от Р.Х.) евреи восстали против римского ига. Своего предводителя они называли Бар-Кохба, «Сын звезды», так как верили, что в нём исполняется пророчество Валаама о звезде Иакова, и что через это восстание римляне будут окончательно разбиты Богом». В своей «Христологии Ветхого Завета» Хенгстенберг указывает, что «под этим Правителем евреи с древнейших времён имели в виду Мессию, либо исключительно, либо главным образом, так что Давид играл вспомогательную роль. Говорили либо о его исключительном отношении к Мессии, либо о том, что речь идёт о Давиде, однако при этом и сам он, и его исторические победы рассматривались как нечто характеризующее Христа и его духовные победы, которые и имел в виду пророк». У Исаака было два сына, Иаков и Исав. Здесь Господь устраняет из родословной Мессии линию Исава. 7. Племя Иудино

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

Это была серьезная победа апостола Павла и его единомышленников, но, как мы увидим, еще не окончательная. В Сирию были направлены два авторитетных представителя иерусалимской общины: Иуда Бар-Саба и Сила. Эти люди считались пророками и должны были при всех засвидетельствовать в Антиохии решения собора. Иуда вскоре вернулся в Иерусалим, а вот Сила остался в Антиохии — именно ему будет суждено отправиться с Павлом во второе миссионерское путешествие. Как и в первый раз, Варнава предложил взять с собой племянника, но Павел отказался: возможно, он все еще не мог простить Марку, что тот покинул их во время первой миссии. Варнава встал на защиту Марка, а Павел очень не любил, чтобы ему перечили... С этого момента пути друзей снова надолго разошлись. Варнава и Марк отправились с проповедью на Кипр, а Павел с Силой — в Галатию и оттуда — на запад Малой Азии. Пройдет время, и Павел с Варнавой по-братски обнимутся в Антиохии. Да и Марк станет апостолу Павлу верным помощником, если во Втором Послании к Тимофею он напишет: Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения (2 Тим. 4: 11). Но пока что Павел отправился в путь вместе с Силой (апостолы редко путешествовали поодиночке, это было слишком опасно), который ко всему прочему представлял голос «материнской» Иерусалимской Церкви. Во время последнего визита в Иерусалим апостол Павел во всех подробностях изложил «знаменитейшим» апостолам, а именно Петру, Иоанну и Иакову, брату Господню, свое понимание Евангелия так, как он проповедовал его язычникам. И они все полностью его одобрили: не нашли ничего ни прибавить, ни возразить. Узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа (Петр) и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным, — писал апостол Павел в Послании к Галатам (Гал. 2: 9). Он все чаще будет называть себя «апостолом язычников», сознавая в этом свою особую миссию. Первым делом они с Силой обошли существующие галатийские церкви в Дервии, Листре, Иконии и Антиохии Писидийской.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

н. корпусу ветхозаветных псевдоэпиграфов, созданных в период 200 г. до н.э. – 200 г. н.э., т.е. в период времени, когда каноны книг Ветхого и Нового Заветов еще формировались и не были закрыты. Псевдоэпиграфическая ветхозаветная литература проникнута влиянием Ветхого Завета, что указывает на его значение в формировании богословских идей и понятий этих текстов и, вообще, иудаизма I-ro в. по Р.Х. Полный список псевдоэпиграфов (всего 65 книг) можно найти в издании Charlesworth J. The Old Testament Pseudeipgrapha/Ed. by Charlesworth J. H., NY–L–Toronto–Sydney–Auckland, 1983, 2 vols. Корпус ветхозаветной псевдоэпиграфической литературы не включает в себя рукописи Мертвого моря (за исключением тех текстов из списка указанного издания, которые были найдены в пещерах Кумрана), писания Филона Александрийского, Иосифа Флавия и раввинистические тексты. 212 Charlesworth J.H. The Portrayal of the Righteous as an Angel//Ideal Figures in Ancient Judaism: Profiles and Paradigms/ed. by J.J. Collins and G.W.E. Nickelsburg. Chico, CA, 1980, p. 135–51. 216 Согласно 2 Бар умерший праведник воскреснет в том образе, котором он был похоронен (гл. 50), затем его слава изменится и он преобразиться в величие ангелов (51:1,5), в тот образ, который пожелает, в том числе и как-бы в ангельский (51:10) или даже выше ангельского: «и господство праведного будет больше ангельского» (51:12). 217 После обращения Асенеф и бесед с небесным мужем, в тексте следует описание преображения Асенеф в небесную красоту (Иосиф и Асенеф 18:1–11), ср. также: «И увидели Асенеф, будто облик света, и была красота ее, как красота небесная» (Иосиф и Асенеф 20:6). 218 «На шестой день Я заповедал Моей премудрости создать человека из семи составляющих… и на земле Я назначил ему быть вторым ангелом, почитаемым, великим и славным» (2Ен.30:8–11а), ср. «когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими» ( Притч.8:29–31 ) и «Премудростию Твоею устроивший человека, чтобы он владычествовал над созданными Тобою тварями и управлял миром свято и справедливо, и в правоте души производил суд!» ( Прем.9:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

Он, как новый Моисей, выводит народ Божий из плена бесовского, спасает от «фараона мысленного» – диавола. О самом исцелении глухонемого и бесноватого сказано: Мф.9:33 . «И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле». Здесь обращает на себя внимание то обстоятельство, что от глухонемого бесноватого Господь не требует веры. На это обстоятельство обращает внимание и блаженный Феофилакт, который пишет: «…Христос не требует у него веры, но тотчас врачует его, изгнав отнявшего у него язык демона» . То есть Христос исцеляет не только его тело, но и его душу, освобождая его от власти диавола и тем самым сообщая ему здоровье телесное. Итак, получается, что многие недуги тела связаны с недугами нашей души. Решая вопрос с нашим духовным здоровьем, мы решаем вопрос и с нашим здоровьем физическим. Если бы все люди это знали, то многие болезни, в том числе и самые жестокие, покинули бы этот мир раз и навсегда. Впрочем, существуют болезни и недуги, которые нам посылает Сам Бог, для нашего блага, но об этом мы уже говорили выше. Итак, мы видим радость народа по случаю исцеления глухонемого: «И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле» ( Мф.9:33 ). Действительно, за всю историю еврейского народа ни один из пророков или тех, в ком предполагали видеть Мессию, не сотворил такого количества чудес, какое сотворил Истинный Мессия Израиля, Господь Иисус Христос. И, несмотря на это, иудеи продолжают отвергать Иисуса из Назарета как Истинного Мессию. За всю историю существования еврейского народа, после вознесения Сына Божия на Небо, кого только не называли иудеи Мессией! Это были и разные самозванцы, и шарлатаны, и обманщики, которые своими делами даже приблизиться не могли к тому, что сотворил Истинный Мессия Господь Иисус Христос! Но, что поразительно, всех этих самозванцев, типа Бар-Кохбы или Луцаты, иудеи продолжают почитать и чествовать, однако Того, Который действительно был из дома Давида, Который творил реальные чудеса (об этом записано и в Талмуде), в Котором исполнились все пророчества о Первом Пришествии Мессии, они с дикою последовательностью продолжают отвергать! Сказано об этом их духовном нечувствии: «Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И согнутся мужи ратные – «и смутятся все самые крепкие в войске твоём» [ блж. Иероним, там же]. И перестанут молоть мелющие – «когда умолкнут слова учителей» Раши добавляет при этом о более поздних временах: «Это учения великих – раби Акибы, и учение раби Хии, и учение бар Капары» И померкнут смотрящие – «и померкнут пророки, обычно получавшие с неба свет видений своих» Еккл. 12:4 И запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику петуха и замолкнут дщери пения; И заперты двери на улицу – «когда заключатся двери храма» Когда замолкнет звук жернова – «из-за того, что не занимались Торой достаточно. Сказал раби Шмуэль: Сынов Израиля сравнивают с работающими жерновами. Подобно тому, как жернова не останавливаются ни днём, ни ночью, так и здесь: И размышляй над ним день и ночь ( Нав. 1:8 )» И подниматься он будет от голоса птичьего . Кто будет подниматься? – Навуходоносор со своими халдейскими полчищами. Какая птица поднимает его? Блж. Иероним приводит мнение, что это пророк Иеремия: «И придёт халдей, накликанный голосом Иеремии, как бы пением птицы» Раши приводит слова некоего раби Леви: «На протяжении восемнадцати лет раздавался глас с неба и грозно взывал он во дворце Навуходоносора: «Нерадивый слуга! Иди, разрушь дом твоего Господа, потому что сыновья твоего Господа Ему не внемлют!» Голос, который, согласно преданию, слышал Навуходоносор, говорит то же самое, к чему сводилось пророческое слово Иеремии, обращённое к иерусалимлянам. И замолкнут дщери пения – «хоры поющих в храме» Ещё Давидом установленное пение умолкло. В разрушенном Иерусалиме уже никто не слышал хоры поющих. Не слышно их было и в земле Халдейской. Там пленившие нас требовали от нас слов песней и притеснители наши – веселья: «Пропойте нам из песней Сионских». Как нам петь песнь Ягве на земле чужой?.. ( Пс. 136:3–4 ). Еккл. 12:5 И высоты будут им страшны, и на дороге ужасы; и зацветёт миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Третий день по возвращении из пустыни по-видимому проведен быль Иисусом Христом в беседе с своими новыми уче­никами. На четвертый день Он хотел отправиться в обрат­ный путь в Галилею, но на пути встретился с другим молодым рыбаком, Филиппом из Вифсаиды. Филипп носил гре­ческое имя, которое быть может дано было ему по имени четвертовластника Филиппа, так как обычай называть детей по имени царствующих государей был всегда распространенным в народе. Если так, то ему было в это время около трид­цати лет. Возможно также, что его греческое имя указывало на его близкие отношения с каким-нибудь по-гречески говорящим населением, смешанно жившим с галилеянами по берегам Геннисаретского озера, и этим легко объясняется то, по­чему к нему именно, а не к кому-нибудь другому из апостолов, обращались греки, которые в последнюю неделю жизни Христа хотели видеться с Ним. По одному властному слову «следуй за мной» Филипп последовал за Христом и сделался Его постоянным учеником. На следующий день к этому священному обществу приба­вился пятый член. Желая подлиться своею радостью, Филипп отыскал своего друга Нафанаила. Нафанаил в списка апостолов вообще и почти несомненно отождествляется с Варфоломеем, потому что Варфоломей скорее есть отчество, чем имя («Бар-Толмай – сын Толмая»); и притом Нафанаил только еще в одном месте упоминается под этим именем ( Ин. 21:2 ), Варфоломей же (о котором иначе мы не знали бы ничего) в списке апостолов постоянно помещается рядом с Филиппом. Живя в Кане Галилейской, Варфоломей легко мог познакомиться с молодым рыбаком геннисаретским. Просто­душный Филипп по-видимому с особенным удовольствием сопоставлял с величаем служения Христа Его низкое происхождение. «Мы нашли Того, о котором писали Моисей в законе и пророки», сказал он своему другу; именно «Иисуса, сына Иосифова из Назарета». На первый раз Нафанаил не придал никакого значения этому свидетельству и даже пренебрежительно заметил: «из Назарета может ли быть что доброе?» – но это предубеждение тотчас же рассеялось, когда лично явился Христос, не только сразу определил его искреннее сердце, сказав: «вот израильтянин, в котором нет лукавства», но и проник в его сокровенные думы, которыми Нафанаил занят был пред тем под смоковницею. Это всеведение Иисуса вы­звало полную перемну во мнении Нафанаила, и он восторженно воскликнул: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!» И это исповедание Нафанаила было награждено обетованием ему, что впоследствии он увидеть еще и больше того, и все они «отныне будут видеть небо отверстым, и ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну человеческому». Им как истинным и начитанным в св. Писании израильтянам слова эти должны были напомнить о чудесном видней лествицы их праотца Иакова. Тот, который в этом видении, стоял наверху лествицы, теперь сошел на землю и соприсутствует с ними как Сын человеческий, и в этом им скоро предстояло убедиться из тех дел, которые стал совершать Он.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

До середины декабря Иисус беспрепятственно приходил из Вифании в Храм, окруженный толпой учеников. Обычным местом, где они собирались, был притвор Соломонов у восточной стены. Однако в праздник Ханука произошло новое столкновение. День этот всегда пробуждал воинственный дух народа, напоминая о победах Маккавея над язычниками. Героические подвиги освободителей давали пищу мечтам, если не о Мессии, то по крайней мере о могучем вожде, который опрокинет власть Рима. Вот почему внимание опять было привлечено к Иисусу [ 18 ]. Его настойчиво стали спрашивать: — Доколе будешь Ты томить душу нашу? Если Ты — Мессия, скажи нам открыто. — Я сказал вам, — ответил Он, — но вы не верите. Дела, которые Я творю во имя Отца Моего, свидетельствуют о Мне. Однако они ждали от Него других «дел». Если бы Он поднял мятеж, как Иисус бар–Абба (Варавва), если бы Он собрал вооруженных людей и двинулся на гарнизон Пилата, они бы пошли за Ним. А вместо этого Он говорит им о вещах малопонятных и трудноисполнимых: Вы не верите, — сказал Иисус, — потому что вы не из овец Моих… Овцы Мои голос Мой слышат, и Я знаю их, и они следуют за Мной, и Я даю им жизнь вечную, и не погибнут они вовек, и не похитит их никто из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне дар, — больше всех; и из руки Отца не может похищать никто. Я и Отец — одно.   Ропот ужаса прошел по толпе. Он делает Себя Сыном Божиим! Нужно немедленно покарать Его за богохульство. Напрасно Иисус указывал им на слова Писания, где все верующие названы «сынами Божиими». Фанатики не хотели входить в рассуждения. Аргументом их были только камни. На этот раз Иисус, лишь чудом избежав смерти, ушел на Елеон. Его прощание с городом было печальным: Иерусалим, Иерусалим, убивающий пророков и камнями побивающий посланных к нему! Сколько раз Я хотел собрать детей твоих, как птица свой выводок под крылья, и вы не захотели. Вот оставляется дом ваш пуст. Говорю вам: не увидите Меня, доколе не скажете: Благословен Грядущий во имя Господне! [ 19 ]   Глава двенадцатая. ЧАС БЛИЗИТСЯ Декабрь 29 г. — 2 апреля 30 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

11, 12:13). Потом, в последней части видения (15–17) Захария представляет всех ложных Мессий, которые являлись до Иисуса Христа и в особенности после него, и из которых самым значительным был Бар-Кохеба, предавший своих сограждан мечу Адриана. Так говорит Господь Бог мой: паси овец, обреченных на заклание, народ еврейский, который с настоящего времени (1, 2–6; VII) носит в себе зародыши своей окончательной гибели, и который должен быть некогда истреблен внешним врагом, народом Римским (V, 1–4). И здесь пророчество прибавляет еще подробность к картине социального и политического состояния Иудейского народа перед временем его погибели: Иудеи будут процветать, но находиться под властью иноплеменников. Паси это стадо, которое продавцы его (Римляне) избивают и не становятся по этому виновными, ибо Всевечный не хочет иметь более жалости к нему (5) и предал его в их руки в наказание за его преступление ( Uep. L, 6, 7 в сопоставлении с II, 3; сравн. XXV, 9; XXII, 7); а купившие его (Ироды например) говорят: благословен Господь; я разбогател! И сами их туземные пастыри, их собственные священники и сановники (Фарисеи, Саддукеи, не жалеют о них более; ибо Я не буду более миловать жителей земли сей, говорит Господь; и вот, Я предам людей, каждого в руки ближняго его (угнетения, внутренние раздоры, междоусобные войны) и в руки царя его иноземного (Иоанн. XIX, 15), который займет место персидского царя, владычествовавшего во время Захарии над Иудеями; и эти иноземцы будут поражать землю, и Я не избавлю от рук их. Эти две причины гибели: внутренние разногласия и междоусобные войны указаны равным образом VIII, 10; Uep. XIX, 9 ; Uc. IX, 7, 18, 19; III, 4 , и история Иозефия доказывает вполне достаточно, что это двойное пророчество исполнилось действительно. 5–6. И буду пасти овец, обреченных на заклание, овец по истине бедных, вас, истинные Израильтяне, которые чувствуете ваше бедственное положение, призываете в ваших мольбах доброго пастыря и одни заслуживаете еще для вашего народа милосердие Бога, свидетельствующего это милосердие тем, что посылает меня к нему (II; Ueз. XXXIV, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Читается в день Сретения на утрени и на литургии. Лк.2:25 . И сé, бе человек во Иерусалиме, емýже имя Симеóн: и человек сéй прáведен и благочестив, чáя утехи Изрáилевы: и Дýх бе свят в нéм. Лк.2:26 . И бе емý обещано Дýхом святым, не видети смéрти, прéжде дáже не видитъ Христá Госпóдня. (Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.) Предание говорит, что св. Симеон был одним из семидесяти переводчиков Библии с еврейского языка на греческий за 271 г. до Р. Христова при Египетском царе Птоломее Филадельфе. Ему пришлось переводить книгу пророка Исаии, и он усомнился в том, что Спаситель родится от Девы ( Ис.7:14 ), и даже хотел заменить слово дева словом замужняя женщина. Тогда явился ему Ангел и сказал, что он не умрет до тех пор, пока не увидит своими глазами исполнения пророчества. Св. Симеон жил очень долго, полагают, что он умер 360 лет. Не видети смерти – не умереть ( Евр.11:5 ; Пс.88:48 ). Основываясь на том, что Симеон принял Младенца Иисуса на руки свои (ст. 28), как думают, для совершения обряда посвящения Его Богу, и после благословил Марию и Иосифа (34 ст.), полагают, что он был одним из священников в Иерусалимском храме (Бар.). Христа Господня, т. е. Мессию, Которого пошлет Бог (Ср. 9:20). Чит. в объясн. 11 ст. Он был муж (человек сей) праведный и благочестивый, т. е. исполнял все должные обязанности в отношении к Богу и людям. Чая утехи (чающий утешения) Израилевы. Так назывался у иудеев Мессия, потому что явление Его и открытие Его царства должно было принести утешение Израильскому народу, во исполнение всех предсказаний пророков о Нем. Это название дано было Мессии пред пришествием Его, вероятно, в соответствие начальным словам пророчества Исаии о явлении Его: утешайте, утешайте люди моя, глаголет Господь (40:1. Мих.). Лк.2:27 . И прииде дýхом в цéрков. И егдá введóста родителя отрочá Иисýса, сотворити има по обычаю закóнному о нéм,

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Итак, здесь о Творце говорится во множественном числе. В то же время Писание категорично утверждает, что «Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его» ( Быт. 5, 1 ). Возникает звучание некоего единства во множестве. В самой же полноте человеческой природы это единство раскрывается в троичном множестве начал единой человеческой жизни: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Фес. 5, 23 ). То же самое мы видим и в следующем тексте: «…Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь» ( Быт. 11, 7–8 ). Здесь глагол «сойдем» во множественном числе, а слово «Господь» (Янве) в единственном числе. Опять мы слышим о некоем единстве во множестве. Более того, первый стих Библии тоже свидетельствует о единстве во множестве: «бэрешит бара элоним эт нашамайим веэт наарец» – дословный перевод данного стиха следующий: «Прежде сотворил БОГИ небеса и землю». Как мы видим, еврейский глагол (бара – «сотворил») в единственном числе, а само первое имя Бога в Библии Элоним – во множественном числе. Хотя здесь можно спорить. Например, есть мнение, что окончание -м («и» без «матерей чтения» еще не было) в слове Элоним – это так называемая мимация. Оно пережиточно сохранилось со второго тысячелетия до н. э., когда играло роль определенного артикля, ставившегося в конце слова. Плюс – со словом «Элоним» встречаются и глаголы множественного числа: «Ибо твой Творец есть супруг твой ( – супруги (хозяева) твои создатели твои); Господь Саваоф (Яхве Ц’баот) – имя Его» ( Ис. 54, 5 ); «Итак, есть Бог (Элоним), судящий ( – судящие, судьи) на земле!» ( Пс. 57, 12 =Thillîm. 58:12); «Помни Создателя твоего ( – творцов твоих)» ( Еккл. 12, 1 ) и др. Кстати, разгадка может заключаться и в глаголе бара – (сотворил). Арамейское слово бар означает «сын», то есть Бог Отец сотворил мир Сыном Своим. Это не противоречит учению Нового Завета о Господе Иисусе Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010