И в Новом Завете выражение «сын Божий» часто относится не к Единородному от Отца, а к людям, усыновленным Богу по благодати. Например: Блаженны миротворцы, ибо будут наречены сынами Божиими ( Мф. 5:9 ), или у Луки о сподобившихся воскресения из мертвых: ибо они равны ангелам и суть сыны Божии ( Лк. 20:36 ). Подлинно возвышенным, небесным, эсхатологическим смыслом было наполнено другое семитское выражение: (Бар Энаш) – Сын Человеческий. Как ни парадоксально для нас сейчас, но арамейское Бар Энаш или Сын Человеческий, – это гораздо выше и больше, чем Сын Божий. Сын Человеческий – это образ Мессии, грядущего совершить суд над народами и всем миром. При этом речь не идет о человеческой или Божественной природе Мессии. В этом плане вопрос у пророков вообще не ставится. Нельзя, конечно, отрицать, что выражение Сын Человеческий (Бар Энаш) позволяет думать о том, что он будет человеком. Но подчеркивается пророками как раз не то, что он будет человеком (об этом и речи не было, это было очевидно), а то, что он некий высший, неземной, даже небесный человек. Такое представление пророков о Сыне Человеческом не противоречит ни христианскому учению о Мессии-Христе, как об истинном человеке, ни учению о Его Божественной природе. Образ Сына Человеческого раскрыт в ветхозаветных апокалипсисах Даниила, Ездры и Еноха. 9.1. Пророчество Даниила о Сыне Человеческом В первый год Валтасара, царя Вавилонского, пророку Даниилу в пророческих видениях были явлены грядущие судьбы мира. Пророк видит последовательную смену четырех царств в виде четырех зверей: льва, медведя, барса и четвертого зверя страшного и ужасного: Видел я (Даниил) в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море, и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого. Первый – как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему. И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: «стань, ешь мяса много!»

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Знаменитая «Стена плача», протянувшаяся на двести метров — все, что осталось от величественного иерусалимского храма, разрушенного в 70 году н.э. римским императором Титом в наказание за мятеж евреев. Свое необычное название она получила поскольку, здесь иудеи уже две тысячи лет оплакивали гибель своей главной святыни. С. Путилов. Просите мира Иерусалиму. М., Благо, 2006 Знаменитая «Стена плача», протянувшаяся на двести метров — все, что осталось от величественного иерусалимского храма, разрушенного в 70 году н.э. римским императором Титом в наказание за мятеж евреев. Свое необычное название она получила поскольку, здесь иудеи уже две тысячи лет оплакивали гибель своей главной святыни. Причем даже плакать-то на этих руинах им и то разрешалось не всегда. Пол века спустя после гибели Иерусалима и храма, город был обращена в римскую колонию и переименован в «Colonia Aelia Capitolina». Вход иудеям сюда был строго запрещен. На месте иудейской святыни были воздвигнуты языческие капища. Что и вызвало новый взрыв негодования в народе. Едва император Адриан, направлявшийся в Афины, покинул город, в нем вспыхнуло восстание под предводительством Бар-Кохбы («сына звезды»), почитаемого среди восставших как Мессия. Поначалу восставшим сопутствовала удача, и им даже удалось одержать победу в нескольких столкновениях с римлянами. Однако после убийства Бар-Кохбы их дух сломался, и восстание было подавлено. В наказание иудеи были изгнаны из Иерусалима полностью и навсегда, а разрушенный до основания город римляне вспахали плугом, стирая его, таким образом, с лица земли. С тех пор у евреев при прощании друг с другом вошла в поговорку фраза: «в следующем году в Иерусалиме!». Ждать этой встречи пришлось долго – две тысячи лет. Гибель храма и Святого Города предсказал еще задолго до этих событий Господь. Как пишет евангелист: «и вышед Иисус шел от храма. И приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено». Пророчествовал Христос и о грядущей гибели Иерусалима от руки римлян. Вот что говорится об этом в Евангелии о Луки: «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем. И сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих; Ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя ото всюду, И разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк.19:41-44). Так и получилось в наказание за отвержение Сына Божия, Иерусалим был разрушен, а евреи рассеялись по свету.

http://pravmir.ru/vstretimsya-u-steny-pl...

Еврейская и христианская традиции отождествляют этот источник с тем «Евфратом», рядом с которым пророк Иеремия спрятал свой льняной пояс: «Так сказал мне Господь: пойди, купи себе льняной пояс и положи его на чресла твои, но в воду не клади его. И я купил пояс, по слову Господню, и положил его на чресла мои. И было ко мне слово Господне в другой раз, и сказано: возьми пояс, который ты купил, который на чреслах твоих, и встань, пойди к Евфрату и спрячь его там в расселине скалы. Я пошел и спрятал его у Евфрата, как повелел мне Господь. По прошествии же многих дней сказал мне Господь: встань, пойди к Евфрату и возьми оттуда пояс, который Я велел тебе спрятать там. И я пришел к Евфрату, выкопал и взял пояс из того места, где спрятал его, и вот, пояс был испорчен, ни к чему стал не годен». (Иер., 13:1-7). Множество расселин скал, где Иеремия мог бы спрятать свой пояс, и поныне видно в округе ключа. Прямо над источником, в скальном утесе с южной стороны ущелья имеется рукотворная пещера, которая, согласно Патриху, вместе с несколькими менее крупными пещерами была высечена в скале для военных нужд за два с лишним века до Харитона, во время Иудейской войны 66-71 гг., и, по-видимому, служила полевым штабом повстанцев восточной части удела Вениаминова и тогда, и впоследствии – во время Великого восстания Бар-Кохбы 132-135 гг. По предположению Патриха, именно об этом урочище говорит Иосиф Флавий, описывая деятельность Симона Бар-Гиоры (казнен в 70 или 71 г.) в период, предшествовавший Иудейской войне: «...в одной ложбине, называющейся Фараном, он устроил много пещер, кроме еще тех, которые нашел здесь готовыми, и превратил их в казнохранилища и магазины [склады. – С.] для помещения добычи; в них он хранил награбленный хлеб, в них также помещалась значительная часть его шайки» (Иудейская война, IV, 9:4). (В некоторых списках вместо «Фаран» указывается «Феретай», под каковым названием, как предполагается, скрывается древнее и современное «Прат».) После завершения, как сказали бы сегодня, нескольких витков эскалации напряженности на Ближнем Востоке, в окрестностях пещеры не осталось ни еврейских инсургентов, ни евреев вообще, и пещера, ко времени путешествия Харитона, была облюбована греко-сирийскими разбойниками, «шалившими» на двух указанных дорогах в Иерусалим.

http://sobory.ru/article/?object=18570

п. В противоположность этому еще Феодор Мопсуетский отрицал существование Иова, считая книгу его имени собранием басен. Одинаковый с ним взгляд высказывали еврейские раввины Реш-Лакиш и Самуил бар-Нахман. «Иова, – замечает последний, – никогда не существовало; он не был тварным человеком, но притчею, подобною той, которую Нафан предложил Давиду» (Талмуд. Baba. Bathra, 15а). Крайность подобного взгляда, повторенного впоследствии Салмазием, Михаэлисом, Августи и Де-Ветте, сознавалась уже самими раввинами, из которых Хай-Гаон (1000 г. ) изменил слова Самуила бар-Нахмана следующим образом: «Иов существовал, но он был сотворен, чтобы стать притчею». И действительно, отрицание существования Иова не мирится со свидетельством Св. Писания Ветхого и Нового Завета «Сын человеческий, – говорит Господь пророку Иезекиилю, – если бы какая земля согрешила предо Мной... и Я послал (бы) на нее голод и стал губить на ней людей и скот; и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, – то они праведностью своею спасли бы только свои души... не спасли бы ни сыновей, ни дочерей, а они, только они, спаслись бы» ( Иез 14.13–16 ). Упоминание об Иове наравне с несомненно историческими лицами – Ноем и Даниилом – не допускает никакого сомнения в историческом характере его личности. Историческую достоверность страданий Иова, следовательно и его самого, признают и известные слова Ап. Иакова: «Вот мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа» ( Иак 5.11 ). Указывают еще на то, что имя Иова – символическое имя – «враждующий»; оно могло быть дано ему вследствие представления писателя, что он враждовал против Бога и друзей, следовательно, в соответствии с изображенным в книге его характером, т.е. оно – имя вымышленное. Если же вымышлено самое имя, то нет препятствий думать, что вымышлено и самое лице. Но, как видно из Библии , у евреев многие имена – Авраам, Израиль – имели символический характер, поскольку ими обозначались известные обстоятельства, а потому из символизма имени нельзя заключать о неисторичности лица.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге. И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа? Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок. Этот текст был изначально переведен следующим образом на башкирский язык (указание на участников диалога снова подчеркнуты, дан их буквальный перевод на русский): айса шкерттрен саырып алды (Иисус, учеников позвав, сказал): – Кешелре йллйем. Улар с кн буйы инде Мине янымда, ашарарына бер нмлре л ю. Улары ас килеш айтарып ебргем килмй: юлда хлдре бтр. – Был тиклем халыты туйындырырлы икмкте бынау кеше йшмгн ер бе айан алайы? – тине Уа шкерттре (сказали Ему ученики). – ее нис икмгеге бар? – тип нораны айса (сказав, ответил Иисус). – Ете икмк нм бер нис ва балы, – тине улар (сказали они). Как нетрудно понять, сохранены все указания на говорящих, хотя, в соответствии с нормами башкирского языка, во всех репликах, кроме первой, они стоят после прямой речи. Это вполне понятно и грамматически верно, но... крайне неестественно. В результате возникло предложение убрать те указания на говорящих, которые уже ясны из контекста. С самого начала дается указание на Иисуса, затем маркируется речь Его учеников, но следующий за тем обмен репликами уже не содержит новых участников беседы и принадлежность реплик понятна по умолчанию. В результате текст стал выглядеть так: айса шкерттрен саырып алды (Иисус, учеников позвав, сказал): – Кешелре йллйем. Улар с кн буйы инде Мине янымда, ашарарына бер нмлре л ю. Улары ас килеш айтарып ебргем килмй: юлда хлдре бтр. – Был тиклем халыты туйындырырлы икмкте бынау кеше йшмгн ер бе айан алайы? – тине Уа шкерттре (сказали Ему ученики). – еен нис икмгеге бар? – Ете икмк нм бер нис ва балы. Пожалуй, это вариант достаточно смелый и он не получил широкого распространения (перевод выглядит так, как будто переводчик по ошибке пропустил некоторые слова), но ничего принципиально недопустимого в нем явно нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

И а к о в. Сорок дней! И о а н н К р е с т и т е л ь. Он провел их в пустыне, а я ждал, и дивился, и учил. Сегодня, когда я проповедовал, я увидел Его, и Дух Господень сиял сквозь Его тело, как Слава Божия — сквозь ковчег. Я крикнул: " Вот Он, вот Тот, о Ком я говорил!.. Тот, Кто придет вслед за мной! " Они смотрели на нас, но не видели того, что я видел. Мне ли винить их? Я знал Его столько лет — и не знал. Тогда я побежал к вам, чтобы вы, мои ученики, увидели Его и узнали… И всю дорогу Он следовал за мной, всю дорогу Он вел меня. Он стал впереди меня, потому что был прежде меня. А н д р е й. Я тебя не понимаю. И о а н н. Принесите свиток! Читайте, что говорит Исайя о Том, Кто искупит Израиля. А н д р е й. Ты у нас самый ученый, Иоанн бар–Зеведей. И о а н н. С чего начать? И о а н н К р е с т и т е л ь. Отсюда: " Он был презрен и умален перед людьми, муж скорбей и изведавший болезни " . И о а н н (удивлен). О! " Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом " . Иоанн, разве это о Мессии? Я всегда думал, это — о нашем народе. И о а н н К р е с т и т е л ь. Весь Израиль — в своем Помазаннике. Читай. И о а н н. " Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем и ранами Его мы исцелились " . И у д а. Иоанн, кажется, я понял! И о а н н К р е с т и т е л ь. Что ты понял, Иуда? И у д а. Почему ты зовешь к покаянию. Почему нужно взломать ложное спокойствие сердца. Я представлял все иначе… но теперь… теперь… Да, так лучше, выше, удивительней. Прости, что перебил. И о а н н. " Как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен… " И о а н н К р е с т и т е л ь. Смотрите! В с е. Что? Где? Кто там? И о а н н К р е с т и т е л ь. Вот Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира. И а к о в. Кто же это? А н д р е й. Не разгляжу, солнце слепит. И у д а. А я его узнал. Это Иисус бар–Иосиф. И а к о в. Идет к нам! А н д р е й. Нет, проходит мимо. И а к о в. Посмотрел сюда, но нас не увидел.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=983...

Даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных ( Мф. 26:63–64 ). Эти слова Иисуса очень перекликаются с образами видения Даниила и, особенно, с Эфиопской книгой Еноха. Сила у Иисуса – явно Ветхий днями Даниила, а Сын Человеческий (Бар Энаш), как и у пророков, грядет с ангелами, с облаками, или воинствами небесными. Вот этих слов Назарянина было достаточно для обвинения осуждения Его в богохульстве. Услышав это, первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует... вот теперь вы слышали богохульство Его. Свидетели больше не нужны, общее решение синедриона: повинен смерти! В чем богохульство Назарянина? Убогий странник с последовавшими Ему галилейскими рыбаками объявляет, что Он и есть тот загадочный Сын Человеческий в обиталищах небесных, Который придет в свое время на облаках небесных во славе судить мир. Так понимали иудеи, с таким пониманием и распяли Иисуса Христа. Однако в образе и словах Иисуса из Назарета происходит еще нечто необычное и как бы неожиданное даже для самих ветхозаветных пророчеств. В Иисусе парадоксально соединяются в один образ и одну личность Небесный Человек и Судья – Сын Человеческий (Бар Энаш), и смиренный и презренный Раб Ягве (Эвед Ягве)! У самих пророков эти два образа едва ли пересекаются, речь, как правило, идет или об одном, или о другом. И не без оснований в те времена мог возникнуть вопрос: А один ли и тот же Сын Человеческий и Раб Ягве? Иудеи, имея Писание, так не думали и не думают сейчас. 89 И вдруг Иисус говорит как будто несуразное: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мф. 20:28 ). А другой раз Тот, Кто должен был прийти с облаками небесными, говорит: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову ( Мф. 8:20 ). Имеющий прийти во славе Сын Человеческий рабски склонился пред людьми и унизился ниже лисиц и птиц. Трижды Иисус, беседуя с учениками, предупреждал их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену... и быть убиту ( Мк. 8:31 ). А это даже не отсутствие нор и гнезд! Это – быть убиту! Но Иисус говорил и о воскресении, и о том, что кто постыдится Его и слов Его, постыдится того, что участь Его – участь страждущего Раба Ягве, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми ангелами ( Мк. 8:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В этом соединении воедино, в одну личность страждущего Раба Ягве (Эвед Ягве) и славного на небесах Сына Человеческого (Бар Энаш) тайна и благовестие Нового Завета! Что было как будто разведено в разные стороны пророчествами, то соединилось в Евангелии, в Радостной Вести. Эллины осмыслят эту тайну и это благовестие, как Боговоплощение, возвестив об этом всему миру в Халкидонском догмате – одна ипостась и два естества. По Новому Завету встает еще один интересный вопрос – о возвещенном в ветхозаветных Апокалипсисах Сыне Человеческом многократно говорится евангелистами, говорит Сам Христос. А что говорится в Апостольских Посланиях? И вот оказывается, что словосочетания Сын Человеческий у апостолов нет вообще! Ни разу они таким образом не называют Христа. Почему? Едва ли можно найти другой ответ, как тот, что иудейско-семитское понятие Сына Человеческого совершенно отсутствовало в эллинизированном языческом мире. Апостолы писали христианам Римской эйкумены (вселенной) и во многом сделали первый шаг, отходя от понятий семитских, иудейских к понятиям эллинистическим; во главе с Павлом они становились эллинами для эллинов, начиная возвещать евангельские истины уже не в понятиях Танаха, а в понятиях, терминах и образах эллинской культуры. На арамейском языке Бар Энаш (Сын Человеческий) означает просто «человек». В Апокалипсисах в это словосочетание вкладывается тот высокий смысл, о котором нами уже достаточно было сказано. Для эллинов апостол Павел находит подобное понятие – «Человек» (Адам), человек вообще, человек в глубинном богословском и философском понимании. Благовестив о сыне Человеческом апостол Павел облекает в учение о втором, последнем, или даже небесном, Адаме-человеке. Вот текст из апостола Павла: Так и написано: «первый человек Адам стал душею живущею»; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (1

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Отчего возникает описанная в соответствующих символах утрата связи с Богом? Для ответа на этот вопрос необходимо еще раз воспринять уже истолкованный текст как метафору. Мы говорили о невесте, как будто бы она была землей обетованной. Но земля не отступает от Бога и не наказывается Им; она – сторона пострадавшая, и бедствия народа, при которых она «отдыхает», служат ей компенсацией за нарушение заповедных субботних лет: «Когда вы будете в земле врагов ваших, тогда будет покоиться земля и удовлетворит себя за субботы свои; во все дни запустения [своего] будет она покоиться» ( Лев 26:34–35 ). Отступление всегда совершается человеком, а именно, тем, кто состоит в Завете, – Израилем, выступающим в качестве индивидуальной или коллективной личности. Следовательно, если земля в образе невесты на самом деле представляет собой Израиль и вообще всякого возможного верующего, то все отмеченные выше образы зрелости относятся к Израилю и вообще ко всякому верующему 834 . Именно с этой точки зрения становится понятно, что ночной драматический эпизод неизбежен, так как он связан по смыслу с метафорикой взросления и потому является не «провалом» в сюжете, а его необходимым структурным элементом. Понять это позволяет обращение к древней экзегезе, о которой рассказывает со слов своего современника блж. Иероним: «Когда мы читали Екклесиаста, мой иудей... поведал мне слова Бар-Акивы, которым они восхищаются: “Лучше внутренний человек, который пробуждается в нас после достижения совершеннолетия в тринадцать лет, чем внешний человек, происходящий из чрева своей матери. Истинно, внешний человек не знает, как воздерживаться от греха”...» 835 Апостол Павел описывает, по-видимому, то же самое, но с несколько иной точки зрения, в знаменитых строках послания к Римлянам: «Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер; и таким образом заповедь, [данная] для жизни, послужила мне к смерти, потому что грех , взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею» ( Рим 7:9–11 ). Речь идет о вхождении молодого человека в состояния бар-мицва (досл.: сын заповеди) или бат-мицва (досл.: дочь заповеди), о рубеже, после которого личность начинает отвечать за свои поступки перед Законом. Время этого жизненного события совпадает с достижением гражданской зрелости, около того возраста, когда становится возможным осуществление брака (12–14 лет). Предшествующее этому или совпадающее с этим физическое созревание традиционно ассоциируется с весной и первым плодоношением земли, что и составляет метафорический строй Песни песней.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Свидетельство таргума дополняет важный факт: в мидрашах периода до разрушения Иерусалима Царь-Мессия обозначался именем Бар-Кохба («сын звезды») в связи с пророчеством Валаама из книги Чисел 24:17 (где – «звезда»). Это имя стало популярным среди зелотов, выступивших войной против Рима 73 . Поэтому Симеон бен Козеба, возглавивший второе иудейское антиримское восстание (132–135 год) и официально признанный влиятельным раввином Акибой как мессия (Иерус. талмуд, Táan, 4:8, 68d), стал называться повстанцами знаковым именем Бар-Кохба 74 . Третий абзац «Мессианского сборника» гласит, что Левий соблюдает слова и заповеди Господни без малейшего лицеприятия. Поэтому он и его потомки и достойны быть священнослужителями – воскуривать фимиам и приносить жертвы на алтаре Господнем. В контексте предыдущих цитат можно утверждать, что служение Левия и его потомков мыслится как прообраз будущего священнического служения Мессии. Рукопись 4Q175 интересна тем, что представленная в ней подборка мессианских цитат по тематике абсолютно точно соответствует чертам деятельности Мессии, изображенным в книге Исаии. Совместное рассмотрение кумранской рукописи и книги Исаии позволяет осознать наличие различных даров Духа у одного Мессии (выведенного у Исаии под образом Отрасли от корня Иессеева) и избежать искусственного усмотрения в «Мессианском сборнике» нескольких «мессий», каждый из которых исполняет «свой» вид служения. 10. Священническое служение Мессии в 109 псалме, послании к Евреям и в рукописи с Небесный князь Мелхиседек» (11Q13) Образ Мелхиседека ( Быт.14:16–20 ) является одним из центральных в рассуждениях автора послания к Евреям об Иисусе Христе как Первосвященнике. Приведя в Евр.5:6 свидетельство Псалма 109:4 о Мессии («Ты священник вовек по чину Мелхиседека»), автор новозаветного послания толкует личность иерусалимского царя и первосвященника как прообраз личности Иисуса Христа, а превосходство Мелхиседека-священника над Авраамом – как превосходство Первосвященника Христа над ветхозаветным Аароновым священством. «Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, – во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» ( Евр.7:1–3 ). Здесь апостол приводит основные черты своего толкования, которые можно обозначить следующим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010