163 Легенды о святых приводят много примеров, когда животные слушались голоса благочестивых людей; жизнь св. Франциска дает очень много случаев этого рода. Св. Сергий Радонежский заклял змей в местах, где пас скот. Св. Серафим Саровский кормил из своих рук хищного медведя 164 Цитируется по Вульгате пророчество Исаии; в русском синодальном переводе: «Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь» ( Ис. 65,25 ). 165 Мартын Поляк в своей хронике (издана в Анвере в 1574 г.) приводит все необычайные обстоятельства бегства в Египет; он говорит, что драконов, вышедших из пещеры, было два; что лев, утратив всю свою свирепость, сопровождал беглецов до середины городов египетских; он не забывает и чуда склонившегося дерева. Созомен также рассказывает о нем в V книге своей Истории. По одной испанской легенде, деревом завладел демон, чтобы получать поклонение от народа; когда Иисус Христос приблизился, нечистый дух был изгнан и брошен в бездну; тогда дерево склонилось, чтобы принести благодарность Господу. В «Письмах об Исландии» Мармье есть следующая северная легенда: однажды Христос, окруженный облаками своей славы, проходил священные леса древних германцев, и все деревья склонялись перед Ним, чтобы воздать почесть Его Божественности. Один тополь в своей высокомерной гордыне остался прямым, и Христос сказал ему: «За то, что ты не хотел склониться передо Мной, ты будешь вечно нагибаться от утреннего и вечернего ветра». (Примеч. пер.) 167 Иногда есть указание на количество идолов: 355, 340 и 365; судя по числам, за ними стоят календарные подсчеты. Ср. об аналогичном событии Евангелие младенчества, гл. 10–12. 168 Пророчество пророка Исаии о Египте; в русском синодальном переводе: «Вот, Господь восседит на облаке легком, и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нем» ( Ис.19, 1 ). 169 С этой главы идет уже второй апокриф, составляющий как бы вторую часть и озаглавленный «О чудесах детства Господа нашего Иисуса Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

798 Б же вн града церковь в женстем монастыри. Воэдвижение честнаго и животворящаго креста. – Никаких документальных известий о существовании муромского Крестовоздвиженского монастыря не сохранилось. В муромских источниках конца XVI–XVII вв. упоминается деревянная Крестовоздвиженская церковь , которая находилась в черте города на посаде. В краеведческой литературе считается, что в XIII в. на этом месте стоял монастырь, упоминаемый в «Повести». 799 ...юноша уклонися в весь, нарицающуся Ласково. – Деревня Ласково находится в Рязанской области в пяти километрах от села Солотчи и бывшего Солотчинского монастыря. До настоящего времени там сохраняется предание о том, как крестьянка этой деревни вышла замуж за муромского князя, однако оно, сохраняя те же имена и географические названия, которые упоминаются в «Повести о Петре и Февронии», имеет свое сюжетное построение, не зависящее от муромской легенды. 800 ...пред нею же скача заец... и видх заец пред тобою скача... – В славянском песенном и обрядовом фольклоре заяц является одним из атрибутов свадебной и любовной тематики. В фольклорном источнике «Повести» героиня, видимо, как и на свои иносказания, должна была дать пояснение о скачущем зайце. Автор «Повести» включил упоминание о зайце в недоуменную речь посланца от князя, в ответе же Февронии об этом не говорится. 801 ...снем з гряд полнце... – Здесь: «грядка» – две жерди над печью, предназначенные для сушки лучины. 802 Блаженный же князь Петръ... держашеся сих, якоже богогласный Матфй в своем Благовстии вещает. – В Евангелии от Матфея говорится, что Христос в ответ на вопросы фарисеев сказал: «Но я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует» ( Мф. 19:9 ). 803 Бста бо своему граду истинна пастыря, а не яко наимника. – Христос говорит о себе: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец и бежит, и волк расхищает овец и разгоняет их» ( Иоан. 10, 11 –12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7. Четвертая глава Книги Бытия: библейская философия истории А. Откровение о начале и течении человеческой истории Четвертая глава Книги Бытия служит связующим звеном между Откровением о метаистории человечества (вторая и третья главы Книги Бытия) и текущей историей в общепринятом смысле. Ее начало примыкает к концу третьей главы, где говорилось об изгнании человека из рая, и является как бы естественным ее продолжением. Конец ее примыкает к пятой, уже вполне исторической главе, где снова упоминается о сотворении человека и о продолжении человеческого рода. Этим она связывает две разные формы Откровения: праисторическую мифологему, изложенную символическим языком, и историю в ее хронологической структуре, указывающую на события, уже происходящие в конкретное время, в конкретном месте, с конкретными личностями. Этим определяется и сама форма речи Откровения, связующего вневременное с текущим в обычное время. Поэтому не удивительно, что мы встретим в этом тексте чередование языка мифологем с языком исторической легенды. Что же по существу, а не по форме представляет собой вся 4 глава? Несомненно, как и все в Откровении, она имеет некую конкретную цель, ради которой она и написана. Б. Авель и Каин Глава начинается со слов: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец» ( Быт. 4:1, 2 ). Далее повествуется о разных судьбах братьев, причем выясняется, что они различны по натуре. Священное Писание не открывает нам тайны о причинах рождения разных по натуре детей у одних родителей. Это указывается лишь как действительность, которую приходится принимать без доказательств. «Спустя несколько времени. Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их» (ст. 3 и 4). Здесь прежде всего указывается на религиозность, как характерную черту первобытных людей. «И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел» (ст. 4, 5). Почему? Никаких объяснений в тексте мы пока не находим. Мы ничего не можем узнать и о состоянии духа, настроениях братьев перед тем, как они принесли жертвы Богу. Однако мы знаем, что через все Писание красной нитью проходит мысль о том, что жертва, принесенная без любви к Богу и собратьям своим, не угодна Богу. «Милости хочу, а не жертвы», – напоминает Господь слова, сказанные пророком Осией ( Ос. 6:6 ; Мф. 9:13; 12; 7 ). О том же говорит и Апостол Павел ( 1Кор. 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации XXII (ХХ). Как с некоего узника спали оковы после отслуженной за него мессы В битве, где был убит король Элфвин, произошел знаменательный случай, о котором, как я думаю, не следует умолчать, поскольку рассказ о нем может послужить к спасению многих. Во время сражения один из воинов короля, юноша по имени Имма, был повержен вместе с другими; весь день и следующую ночь он пролежал как мертвый среди убитых, но наконец пришел в сознание, сел и кое-как перевязал свои раны. Посидев немного, он встал и пошел искать товарищей, которые могли бы оказать ему помощь. Но в это время он был застигнут и пленен воинами врага, которые отвели его к своему господину, комиту короля Эдильреда. Спрошенный, кто он такой, он побоялся признаться в том, что он воин, и назвался бедным обремененным семьей, который вместе с другими подобными ему принес воинам еду. Комит велел лечить его, но как только Имме стало лучше, его сковали, чтобы он не убежал ночью. Однако они никак не могли его заковать, поскольку цепи сразу спадали с него. У него был брат по имени Тунна, священник и аббат монастыря в городе, который в его честь до сих пор зовется Узнав, что его брат пал в битве, Тунна пошел искать его тело и, найдя похожее на него во всех отношениях, решил, что это и есть его брат. Поэтому он отвез тело к себе в монастырь, с честью похоронил его и отслужил множество месс за упокой его души. Именно из-за этого Имму, как уже говорилось, не могли сковать, потому что цепи спадали с него. Пленивший его комит очень удивился этому и стал допытываться, не знает ли он развязывающих о которых говорят легенды. Но Инна сказал, что ничего не знает о таких заклятиях. «Однако,-сказал он,-у меня в моей стране есть брат-священник, и я знаю, что он считает меня мертвым и творит по мне частые мессы; поэтому, если бы я был сейчас на том свете, моя душа благодаря его заступничеству избавилась бы от наказания». Когда он был в плену у комита, сторожившие его догадались по его обличью, одеянию и речи, что он не простого рода, как он сказал, а благородного. Тогда комит призвал его и велел открыть свое происхождение, обещая не причинять никакого вреда, если он честно расскажет, кто он. Пленник так и сделал и открыл, что он один из приближенных короля. Комит сказал: «Я по всем твоим ответам понял, что ты не крестьянин, и ты должен был умереть, потому что все мои братья и родичи погибли в той но я не убью тебя, чтобы не нарушать свое слово».

http://sedmitza.ru/lib/text/440814/

  Не случайно ходили и ходят легенды о знаменитом честном купеческом слове , которое скрепляло сделку лучше всяких бумажных , нотариально заверенных договоров и расписок . А никакого чуда , ничего сверхфеноменального в этом честном слове нет . Достаточно только помнить , что даётся оно перед очами Божьими , и Бог ему свидетель , и следовательно , нарушитель честного слова обманывает не только партнёров по делу , но и Самого Всевышнего , предаёт себя и свою совесть . Купец , опирающийся в своей деловой этике на Православие , готов был скорее разориться и потерпеть убытки , чем нарушить данное слово . К слову относились с глубоким уважением . И такое отношение к слову рождало именно православное мировоззрение . Пример. Однажды русский купец Пётр Павлович Капырин после смерти отца вознамерился продать своё имение в Малоярославце. Покупатель нашёлся, залог был получен, правда, сделка была заключена на словах. Сразу после этого выяснилось, что по территории имения пройдет Киево-Печерская железная дорога, это увеличивало стоимость имения в несколько раз. Тут же нашлись новые покупатели, они предложили задаток в тройном размере, но Петр Павлович не аннулировал словесную сделку, сославшись на данное им купеческое слово.   Евангелие от Иоанна так и начинается утверждением : « В начале было Слово , и Слово было у Бога , и Слово было Бог » ( Ин . 1, 1) . Как же можно было относиться к слову без должного благоговения и уважения , если Сам Бог назывался Словом ? Как же можно было , зная всё это , не уважать собственное слово ? По Библии , слово имеет вес само по себе : « Но да будет слово ваше : да , да ; нет , нет ; а что сверх этого , то от лукавого » ( Мф . 5, 37) . « ... За всякое праздное слово , какое скажут люди , дадут они ответ в день суда , ибо от слов своих оправдаешься , и от слов своих осудишься » ( Мф . 12, 36–37) . Вот поэтому каждый православный христианин с особым вниманием относился к сказанному . « Некто сказал о себе : девять помышлений ублажих в сердце моём , а десятое изреку языком ( Сир . 25, 9) . Так берегут слово знающие цену его », — говорил святитель Филарет , митрополит Московский . В этом отношении у русских купцов деловая культура была настолько развита , что во многих случаях письменное договорное право стало ненужным , стали излишними любые письменные расписки . Прежде чем произнести слово , его взвешивали не один раз . И всё это было не где - нибудь , это было у нас в нашей России .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

А в Капернауме Иисус учил по субботам в синагоге, и привлекал внимание тем, что «слово Его было со властью». Вот и одержимый закричал (закричал-то бес, это так и бывает), прося оставить его, жалуясь на предстоящую гибель и называя Христа Божиим Святым. И было ему сказано сурово: «замолчи и выйди из него». Бес вышел, оставив несчастного невредимым. Важно нам понять, что то, что бесовское «славословие» отвергается, входит в целостное христианское воззрение и подкрепляется как минимум двумя моментами: апостол Иаков Брат Господень заметил, что бесы веруют - и трепещут, и тем более трепещут, что знают о своей грядущей гибели. Здесь не место рассуждать о том, могут ли они покаяться, хотя мне нравятся легенды об их покаянии, но что есть, то есть: Господь отвергает бесовское исповедание. И представляется, что и этот случай подпадает под сказанное достаточно жестко: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю отца Моего Небесного» (Мф 7:21). То есть никакая ложь, никакое лицемерие, никакая неискренность не могут вынести свет истины Христовой. Но еще гораздо важнее нам увидеть, какой ужас напал на свидетелей изгнания беса. Спрашивается, почему? Ведь всё время требовали от Христа знамений и чудес, и вот вам - изгнание беса, да еще и человеку никакого вреда! А вот не зря Господь говорил о том, что знамений ищет «род лукавый и прелюбодейный» (Мф 12:39; 16:4). Дело в том, что в требовании чуда кроется не только нежелание постигать, стремление получить «чего попроще», но и тенденция навязать свою волю: не говорите мне вашу Нагорную проповедь, а лучше покажите что-нибудь эффектное, такое, чтобы мне понравилось. И в этом всё и дело: желающие чуда желают в конечном итоге творить чудеса сами, как хочется, но чужими руками, потому что своих силенок нету. То есть это тот же магизм. Чудо же, явленное Богом для их просвещения и вразумления, их не устраивает, потому что не хотят ни просвещаться, ни вразумляться. Именно поэтому Божье знамение, выказывающее власть и силу, которой люди управлять не могут, вызывает страх и ярость. Ведь в этом вся суть отвержения Богочеловека человечеством: ну, допустим, это Мессия, но это не такой Мессия, который нам нужен. Поэтому мы сделаем все возможное и невозможное, чтобы обличить Его «неправильность», а если это не удастся - остается Голгофа...

http://foma.ru/znaki-budushhego-lk-416-4...

А между тем если собрать самые откровенные пушкинские признания и самые суровые самобичевания и честно сопоставить получившуюся картину с нашим собственным, нелицеприятным по всей совести, портретом, с нашими духовными падениями - порой в такие бездны, какие, может быть, и не снились Александру Сергеевичу, - то, сравнивая, не поразимся ли мы чистоте человека, с таким " отвращением " взирающего на свои - в общем обычные, нам знакомые, едва ли не " рутинные " в условиях суетного мирского бытия - грехи; и не угадаем ли в этой совестливости, в непоколебимой иерархичности требовательного сознания - источник того очевидного для всех света, который излучается пушкинским словом невзирая на все падения и блуждания автора? Но довольно об этом. Оборотной - и как бы компенсирующей - стороной подозрений относительно степени личной религиозности поэта являются усилия противоположного рода, воплощающиеся в ряде легенд, которые наносят не меньший вред истине, чем названные подозрения. 2. Легенды У одного человека было два сына; и он, подошед к первому, сказал: сын! пойди, сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подошед к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь; и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? (Мф.21,28-31) Некоторые публикации последних лет, знакомя читателей с высказываниями церковных деятелей о Пушкине, напоминают об одной полузабытой мистификации, скорее всего невольной, получившей хождение в 80-х годах прошлого века. Речь идет о приписываемом Пушкину стихотворении " Я слышал, в келий простой " , где в уста некоего " старика " вложено стихотворное переложение молитвы " Отче наш " : Отец людей, Отец Небесный, Да имя вечное Твое Святится нашими устами, Да придет Царствие Твое, Твоя да будет воля с нами, Как в небесах, так на земли, Насущный хлеб нам ниспосли Твоею щедрою рукою. И как прощаем мы людей, Так нас, ничтожных пред Тобою, Прости, Отец, Твоих детей. Не ввергни нас во искушенье, И от лукавого прельщенья

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/434/...

А следствием этого поступка была вспышка страшной ненависти против Христа: «И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу». С личностью этого исцеленного человека (имя которого осталось для нас неизвестным) связаны некоторые предания и легенды недостоверного, апокрифического характера. Так, существует сказание, что этот именно человек и был тем служителем, который «ударил Иисуса по щеке» ( Ин.18:22 ) на допросе у первосвященника Анны, в ночь Его предания, на что, по другой легенде, – кроме приводимого Евангелием кроткого ответа Христа: «если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» ( Ин.18:23 ), – Христос, яко бы, тихо еще добавил ему: «за это будешь жить на земле вечно» и связывают с именем «Вечного Жида» – Агасфера, который ищет смерти, устав жить на земле, но от которого смерть бежит, и он мучается во все века среди народов, так как не может умереть, пока не придет снова Христос... Суть же достоверно описанного в Евангелии чуда заключается именно в неожиданности исцеления и в том, что последствием этого чудодействия явилось злобное преследование Христа Его врагами. НАСЫЩЕНИЕ ПЯТЬЮ ХЛЕБАМИ ПЯТИ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК В ПУСТЫНЕ ( Мф.14:15–21 ; Мк.6. 35–44 ; Лк.9:12–17 ; Ин.6:5–14 ) Согласно повествованию евангелистов, чудо насыщения малым количеством хлеба и рыбы, огромной массы людей, Христос совершил два раза. Сперва Он насытил пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек, а в другой раз семью хлебами и немногими рыбками – четыре тысячи мужчин, не считая в обоих случаях женщин и детей, которых всегда шло за Христом множество. Оба чуда, по своему символическому смыслу и значению, очень близки между собою, но различаются в деталях и в обстановке их совершения, а потому опишем их отдельно. Насыщение пятью хлебами отмечено всеми четырьмя евангелистами. Это чудо Христос сотворил вскоре после усекновения Иродом Иоанна Крестителя, и после возвращения своих учеников, посланных на проповедь. «И собрались апостолы к Иисусу», – повествует ев. Марк, – и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили. Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного. Ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда. И отправились в пустынное место в лодке одни...» ( Мк.6:30–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

Ариосто Лодовико (1474–1533) — знаменитый итальянский поэт. 169 Святая Екатерина Сиенская (1347–1380) — монахиня доминиканского ордена, прославилась подвигами милосердия и мистическими видениями. 170 Клепем — пригород Лондона. 171 Уимблдон — пригород Лондона. 172 Бриен Готье де (ум. 1205 г .) — брат короля Иерусалима, зять Танкреда, короля Сицилии. После смерти Танкреда папа поддержал права Бриена на Сицилийское королевство. 173 Карл Великий (742–814) — франкский король, объединивший под своей властью большую часть Западной Европы. В 800 г . папа провозгласил Карла императором. Это было попыткой возрождения на христианской основе Римской империи. Империя Карла Великого превратилась в Священную Римскую империю. Позднейшие легенды рисовали его седобородым старцем, прожившим триста лет. Карл прославился войнами с испанскими маврами. 174 Символ Веры — краткое изложение христианских догматов, впервые сформулированное Вселенским собором 325 г . в Никее. 175 Труверы — французские придворные поэты XII–XIII вв. Рима. 176 Не так, как мир дает — цитата евангельского текста: «…мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. XIV, 27). 177 «Что Мне и Тебе?» — Ин. II, 4; «Кто Матерь Моя?» — Мф. XII, 48. 178 Нищий, который просит камень вместо хлеба — аллюзия на текст: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?» (Мф. VII, 9) 179 А Церковь всегда можно построить заново… — парафраза обетования Христа о Церкви: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. XVI, 18). 180 Клара — Святая Клара Ассизская (1194–1253), последовательница святого Франциска, основательница монашеского ордена кларисс, прославилась мистическими видениями. 181 …а видел он, как верблюд во славе проходит сквозь игольное ушко — в Евангелии рассказано, что Христос заповедал богатому юноше раздать все имущество бедным, и тот ушел в печали, потому что жалел свое богатство. Тогда Христос сказал ученикам: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. XIX, 24). Честертон говорит о поступке Бернарда, раздавшего, в отличие от юноши из притчи, свои богатства. 182

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=710...

В книге упомянут некий Ахиакар, названный племянником Товита. Он был оклеветан при дворе, но потом снова возвышен. Как показал православный библеист Н. Дроздов, сказание об Ахиакаре (точнее Ахикаре) принадлежит к числу так называемых странствующих сюжетов. Варианты этого сказания есть на сирийском, арабском, армянском, коптском и других языках. Наиболее ранний текст его относится к V веку до Р.Х. Суть его совпадает с тем, что кратко пересказано в Товите (14,10). Истоки легенды об Ахикаре находятся в древней Месопотамии. Тем самым мы получаем свидетельство в пользу подлинности первоначального предания, из которого исходил автор Кн. Товита. 3. Содержание Кн. Товита. Товит, от лица которого ведется рассказ, был израильтянином из колена Неффалимова. После раскола он продолжал ходить в Иерусалим на богомолье. В 722 году Товит с женой и сыном Товией был переселен ассирийцами в Ниневию. Там он продолжал жить по Закону Божию, погребал людей, казненных царем, помогал бедным. Исполняя свой долг, Товит рисковал жизнью, но это не останавливало его. Но вот Господь посетил праведника суровым испытанием… Он ослеп. В глубокой печали он стал просить у Бога смерти. В тот же самый день еще одна благочестивая душа, охваченная скорбью, взывала к Создателю. В Мидии жила семья израильских переселенцев, которая попала под власть демона Асмодея. Он погубил уже семь женихов дочери Рагуила Сарры. Они умирали в первую же брачную ночь. Не в силах более сносить позор и насмешки, девушка стала молиться, прося себе у Бога смерти. «И услышана была молитва обоих пред Славою великого Бога, и послан был Рафаил исцелить обоих» (3,16). В то самое время ослепший Товит решил отправить сына в Мидию, чтобы взять серебро, оставленное там на хранение. Прощаясь с сыном, старец дал ему наставления. По духу они очень близки к текстам других Учительных книг и Закону. «Во все дни жизни твоей делай правду и не ходи путями беззакония… Из имения твоего подавай милостыню. Ни от какого нищего не отвращай лица твоего, тогда и от тебя не отвратится лице Божие. Когда у тебя будет много, твори из того милостыню, и, когда у тебя будет мало, не бойся творить милостыню и понемногу; ты запасешь себя богатое сокровище на день нужды… Плата наемника, который будет работать у тебя, да не переночует у тебя, а отдавай ее тотчас… Что ненавистно тебе самому, того не делай никому. Вина до опьянения не пей… Благословляй Господа Бога во всякое время» (4,5 сл.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010