В храме сохранилась чудотворная икона " Балыкинская Богоматерь " , относящаяся, вероятно, к 17 в. Согласно рукописному преданию на рубеже 17-18 вв. икона находилась в Стародубе, в доме знатного товарища Стародубско-го полка Т. Дульского. Во время Северной войны, когда шведы находились в этих краях, икона начала источать слезы, в связи с чем Дульский дал обет отдать образ в какую-либо новосозданную церковь. Таким храмом оказалась церковь в Балыкине, однако Дульский медлил с передачей иконы. Лишь после того, как Богородица дважды являлась ему во сне, он 4 августа 1711 г. принес образ в храм. После этого в 1712 г. икона исцелила слепую девушку, в связи с чем и была объявлена чудотворной. На серебряной и вызолоченной ризе иконы существует надпись: " 1811 г. июня 24 д коштомъ графини Анны Ивановны Безбородковой переделана и вызолочена " . Прежняя риза была устроена в 1770 г. В.Г. Юркевичем, войсковым товарищем. Источник: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. - М., Наука, 1997 Поставленный в центре села на холме, крепостном земляном городище, храм господствует в окружающем пейзаже. Он широко известен чудотворной Балыкинской иконой Божией Матери, одной из самых почитаемых на Брянщине. Храм во имя Святителя Николая в селе Балыкино чудом был сохранён во время гонений на веру в советское время. Церковь, как многие селяне считают, уберегла и спасла именно святая икона. Старожилы до сих пор сказывают о том, что тогдашний председатель местного колхоза собрал церковную утварь в алтарь, а в помещении храма устроил сенохранилище. Во время Великой Отечественной войны он ушёл в партизаны и, став командиром партизанского отряда, попал в плен, но избежал расстрела. По преданию, эта икона, выполненная " малороссийским письмом " , первоначально находилась в Стародубе, в доме пана Дульского. Икона Богоматери стала известна в 1709 году. Накануне Полтавской битвы мимо Стародуба, где в хозяйском доме хранился образ Богоматери, шли войска шведов. И некто пан Дульский обнаружил, что из глаз Богородицы полились слёзы. Это настолько испугало его, что он дал обет передать икону первому вновь построенному храму. Таковым оказался храм в селе Балыкино тогдашней Черниговской губернии. Но произошло это не сразу, а только в 1711 году. Пан медлил до тех пор, пока дважды не увидел во сне Богородицу, пригрозившую ему наказанием за неисполнение святого обета. Так эту икону признала сама Божия Матерь, а чудотворения не заставили долго ждать. Считается, что первое исцеление произошло с девицей Юлианией, страдавшей болезнью глаз. Вместе с этим и другими исцелениями ширилась и слава чудотворной иконы; с неё массово стали писать списки (копии).

http://sobory.ru/article/?object=12403

Образ из орловского Введенского жен. мон-ря (до 1788 относился к Черниговской епархии) исполнен в размер оригинала, закрыт серебряным позолоченным окладом. Богородица изображена в венце, с 12 звездами вокруг нимба. По преданию, икона попала в обитель в 1712 г. как благословение свт. Иоанна (Максимовича) , архиеп. Черниговского. Заступничеством Божией Матери инокини и монастырское имущество не пострадали во время пожара 1843 г.; обитель была быстро отстроена на новом месте «без всяких денежных средств». Чудеса, происходившие от иконы, записывались в мон-ре (первое зафиксировано в 1858), среди них преобладают исцеления больных младенцев. Чудотворная Орловская Б. и., находившаяся в уездном городе, была более известна, чем первообраз из с. Балыкина. В наст. время она находится в алтаре монастырского собора. Особенностью Ростовской иконы Божией Матери «Умиление» (празд. 19 июля) (кон. XVIII - нач. XIX в.) является изображение венца на голове Богородицы, яблока и свитка в руках Младенца. Икона (размер 64 ´ 52 см) была выносной и имела специальную рукоять. Прославилась в 1910 г. в Ростове Вел. после чуда исцеления от эпилепсии и малокровия 10-летней Лизы Лепёшкиной. Известие о чуде быстро распространилось по всей России, и в Ростов стали стекаться паломники. Перед чудотворным образом неоднократно служил свт. Тихон (Белавин) , архиеп. Ярославский и Ростовский. 22-23 мая 1913 г., во время торжеств, посвященных 300-летию Дома Романовых, св. царь-страстотерпец и мч. Николай II с августейшей семьей молился в Ростове Вел. перед чудотворным образом; во время посещения ростовского Спасо-Иаковлевского мон-ря он беседовал с исцеленной девочкой. В 10-е гг. XX в. с чудотворной иконы сделали неск. списков (напр., 2 иконы и хоругвь с живописным изображением из ц. свт. Николая на Всполье в Ростове Вел., образ в Спасо-Иаковлевском мон-ре). Паломники разносили по России небольшие эмалевые образки (10-е гг. XX в. ГМЗРК, ЦМиАР) с наименованием иконы «Умиление» или «Умиление Ростовская». Был издан эстамп с изображением чудотворной иконы и молитвы к ней (предположительно написана еп. Угличским Иосифом (Петровых) ). Перед разрушением Благовещенского храма в 1930 г. икона в резном киоте (10-е гг. XX в.) была перенесена в ц. свт. Николая на Всполье, где хранится в наст. время.

http://pravenc.ru/text/77450.html

Где: Карачевский район, село Одрино, Николо-Одринский монастырь. Как добраться: от брянского автовокзала до Карачевской автостанции рейсовым автобусом или маршруткой. Затем пересесть на маршрутку, идущую до Николо-Одринского монастыря. Предание гласит, что в XV веке икона чудесным образом явилась утомленным косарям. Стояла сильная жара, мужчин мучила жажда. Вдруг они услышали журчание воды. И увидели икону Божией Матери, стоявшую на огромном дубовом пне, из-под которого бил родник чистой воды. Косари перенесли икону в храм святой Анны в селе Чубковичи, где она хранится до сих пор. Икона ни раз являла чудеса. Так, в 1824 году в селе началась эпидемия чумы и холеры. Жители обнесли чудотворный образ вокруг села, и болезнь прекратилась. Икона, по словам очевидцев, излечивала людей различных болезней, пьянства. Где: Стародубский район, село Чубковичи, храм в честь Зачатия Праведной Анной Пресвятой Богородицы. Как добраться: автобусом с брянской автостанции до Стародубской автостанции. Затем рейсовым автобусом до села Чубковичи. До самого села автобус ходит во вторник, пятницу и в воскресенье в 6.10, 13.00, 19.00. В остальные дни можно доехать автобусом, идущим до села Нижнее, до поворота на Чубковичи. Затем около 2 – 3 км пройти пешком. По преданию, святой образ находился в доме пана Дульского, служившего в Стародубском полку. Во время шведской войны, когда шведы шли мимо Стародуба, пан Дульский увидел на иконе слезы и дал обет поставить образ в храм, как только такой будет строиться. И 4 августа 1711 года он передал икону в Балыкинский храм. Святая икона не раз являла чудеса. В январе 1886 года, гласит легенда, заболела жена местного казака Евдокия Кончина. У нее было воспаление легких, тиф. Больная была безнадежна, не вставала. Икону принесли в дом, отслужили молебен. К вечеру того же дня женщине стало лучше, а через три дня она была совершенно здорова. Также святыня излечивала слепых и бесноватых. Где: Погарский район, село Балыкино, храм во имя Святителя и Чудотворца Николая.

http://azbyka.ru/palomnik/Брянская_облас...

Икона написана на холсте, приклеенном на доску, в живописном стиле в XVII (?) в., закрыта стеклом и металлическим окладом с покрытием, имитирующим золочение (размер 90 ´ 66 см). Богородица изображена с молитвенно сложенными у груди руками, с немного склоненной головой к лежащему на Ее коленях Младенцу, волосы спускаются прядями на плечи, голову венчает украшение, напоминающее диадему, вокруг нимба - 7 шестиконечных звезд. Существует неск. иконографических вариантов Б. и.: Младенец держит в руках яблоко или державу, Его тело прикрыто на бедрах белой тканью или обнажено, правая ножка вытянута или подогнута. Иконография Б. и. восходит к зап. образцам, иконам «Рождество Христово» и «Поклонение волхвов» (Богородица нередко изображалась коленопреклоненной, с прижатыми к груди руками, перед лежащим в яслях Богомладенцем), изображениям Мадонны «del Umilta» (известны с XVI в. в живописи Сев. Италии), где Богоматерь также представлена с Младенцем на коленях, как правило с сомкнутыми на груди в молении руками. В 1770 г. В. Юркевич пожертвовал серебряный оклад на Б. и.; в 1811 г., согласно надписи, оклад переделан и позолочен «коштом» гр. А. И. Безбородко, 11 аметистов были вставлены в венец Богородицы и 3 - в венец Младенца. Нити жемчуга, золотые кольца, цепочки и др. ювелирные изделия, пожертвованные верующими, получившими благодатную помощь от иконы, дополняли украшения иконы. Весь драгоценный убор Б. и. после 1918 г. был утрачен. В наст. время Б. и. находится в алтаре ц. во имя свт. Николая в с. Балыкине за престолом в резном киоте и во время праздничных богослужений выносится на середину храма. Празднование Б. и. до 1917 г. совершалось (по чину праздника Казанской иконы Божией Матери на 8 июля) в с. Балыкине 24 июня, 29 июня и 1 сент. (в память последнего поновления ризы в сер. XIX в.); в Орле 30 июня; указывается также 10-я пятница по Пасхе. В наст. время местное празднование в с. Балыкине 1 сент., в Ростове 19 июля. Существует акафист Б. и., написанный в ХХ в. Чудотворные списки Б. и.

http://pravenc.ru/text/77450.html

В 1918 г. имение А. было национализировано, в усадебном доме вначале располагалась коммуна, затем жили беженцы из Белоруссии, позже располагалась больница. От прежней усадьбы сохранились каменный усадебный дом (пустует), каменная теплая церковь (в нем располагается школа), каменная сторожка (в ней магазин), Вознесенская церковь (в полуразрушенном состоянии), здание церковно-приходской школы (в нем школьный интернат). Сохранились остатки некогда большого парка и озера. Село А. известно и как родина первого русского авиатора М.Н. Ефимова (см.). В настоящее время в селе А. – основная школа, детский сад, больница сестринского ухода, медпункт, отделение связи, магазин, столовая, ПП МК «Роса». Лит.: Руммель В.В., Голубцов В.В. Родословный сборник русских дворянских фамилий. – СПб, 1886-1887; Смоленская старина, вып.3,ч.2. – Смоленск, 1916. Е.В. Евдокимова, А.Я. Трофимов В селе Аполье два храма, оба каменные; один из них холодный, в честь Воздвижения Честного Креста Господня, устроен в 1753 г. князем Иваном Андреевичем Друцким-Соколинским; второй храм теплый, устроен в 1880 г. из каменного дома на средства прихожан. Особенно чтимая икона«Балыкинской Божией Матери». Прихожан при церкви 1369 душ муж. пола и 1432 души жен. пола; расстоянием селения числом 29 - до 9 верст. Земли церковной 55 дес., из них усадебной 5 дес., пахотной 32 дес., сенокосной 15 дес. Церковного капитала 5200 руб., капитала причтового 4000 руб. Священнику положено жалование 144 руб., псаломщику 36 руб. Священник Иоанн Лукич Головкин, священник с 1874 г., имеет камилавку с 1897 г. Диакон Петр Нечаев в сане диакона с 1885 г. Псаломщик Иван Синявский, в должности с 1887 г. В селе церковно-приходская школа. «Адрес-календарь Смоленской епархии с историческими и церковно-практическими указаниями», г. Смоленск. Паровая типо-лит. Я.Н. Подземского, 1897 г. В 1745 году князь Иван Друцкий-Соколинский подал прошение о строительстве в своей усадьбе каменного храма. Через три года его сын уже попросил освятить храм, однако просьба по каким-то причинам оказалась неуслышанной. Долгожданное событие произошло только в 1761 году.

http://sobory.ru/article/?object=13084

Свято-Введенский монастырь посещали многие царственные особы. В 1744 году — императрица Елизавета Петровна, в 1787 году — Екатерина Великая, а в 1837 году — Александра Федоровна. Почтили его своим посещением святой праведный Иоанн Кронштадтский, Сергей Нилус. Интересен и такой исторический факт, что схимонахиня затворница Макария (Коротнева) многими литературоведами считается прототипом Лизы Калитиной романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо». Скорбные испытания, обрушившиеся на церковь, не обошли стороной монастырь. В 1923 год он был разорен и закрыт. Духовную помощь сестрам обители в эти тяжелые годы оказывал священномученик епископ Серафим (Остроумов). В 1932 последняя игумения монастыря Алексия (Тимашева-Беринг) была выслана из города, и в возрасте 75 лет после повторного ареста скончалась в вологодской тюремной больнице в 1941 году. Через 5 лет, в 1937 аресту и высылке в лагеря подверглись более ста сестер обители, которые малыми монашескими общинами жили в Орле, во главе с монахиней Кирой (Нарышкиной), расстрелянной в ноябре 1937 года. Последний духовник монастыря протоиерей Павел Святицкий также был расстрелян. На территории монастыря разместились артель «Коопремонт», валяльный обувной цех со складом, а с 1965 года — Орловский завод резинотехнических изделий, который полностью освободил монастырскую территорию только в 2000 году. По благословению епископа Орловского и Ливенского преосвященного Паисия, Введенский монастырь в 1993 году начал свое возрождение, и уже в декабре 1994 года была отремонтирована и освящена надвратная Тихвинская церковь. 27 мая 1995 года в обители состоялся первый постриг. Современное состояние [ править править код ] Монастырь сегодня активно развивается и строится. Возрождены церковь Воскресения Словущего, Тихвинский храм, часовня прмц. Елисаветы. Построен новый трехэтажный корпус для сестер, воскресная школа, где размещена трапезная для детей, а также гостевые кельи для паломниц. Постоянно благоустраивается территория монастыря. В обители действуют детская воскресная школа с музыкальным классом, просфорня, библиотека, мастерские — издательская, иконописная и швейная, а в деревне Ивановка обустроено подсобное хозяйство монастыря. Духовник обители — схиигумен Илий (духовник Свято-Введенской Оптиной пустыни). Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Чудотворная Балыкинская икона Божией Матери [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Введенский_жен...

Описание иконы Балыкинская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " В селе Балыкине Стародубского уезда Черниговской губернии, в церкви святителя Николая находится святочтимая икона Божией Матери, которая по месту своего постоянного пребывания называется Балыкинской. Сия икона писана на холсте, приклеенном к доске, малороссийским письмом. На голове Богоматери вместо покрова украшение, напоминающее собой диадему. Матерь Божия изображена взирающей на Предвечного Младенца, Который лежит на Ее коленях. Икона украшена серебряной вызолоченной ризой. Явление этой чудотворной иконы последовало в селе Балыкино 30 июня 1711 года. Она прославилась многими исцелениями больных, которые стекаются сюда не только из Черниговской, но и из соседних губерний. Размеры иконы — один с четвертью аршин длины и 15 вершков ширины. Кроме 30-го числа июня, ей еще совершается празднование в 10-ую пятницу после Пасхи. Точный список с чудотворной Балыкинской иконы находится в орловском Введенском женском монастыре. Эта икона прославилась в 1858 году исцелением бесноватой же[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) Молитва Пресвятой Богородице перед иконой Балыкинская Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Балыкинской " Некогда от шведов град Твой защитившая, о, Мати Божия, милосердие нам явила еси, праведный гнев и прещение Божие от земли Российския отвративши, и тако во области северстей Твоего [...] Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой Балыкинская Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Балыкинской " Тропарь, глас 4 Заступнице земли Российския от нашествия Свейскаго и непрестан-ная за нас Молитвеннице, мир земли и душам нашим у Господа испроси, да святится в нас Имя Божие во в[...] Акафист Пресвятой Богородице В Честь Ее Иконы «Балыкинская» Источник: Православный сайт " Акафистник " АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ЕЕ ИКОНЫ «БАЛЫКИНСКАЯ» Не утвержден для общецерковного использования. Празднование 13 июля (н.ст.) Кондак 1 Взбранней Воеводе, Заступнице рода христианскаго дарованней Богом на спасение рода человеческаг[...]

http://pravicon.com/icon-16

Икона Виленская-Остробрамская Время явления сей иконы неизвестно. Находится она в Вильне, над городскими воротами, называемыми Острой Брамой, отчего так названа и сама икона. Все жители Вильны и окрестных мест, как православные, так и католики, имеют благоговейное почитание к сей чудотворной иконе. Икона, называемая Милостивой О сей иконе см. под 12 ноября. Икона, именуемая Байбузской Она находится в Киево-Печерской лавре. Прославилась сия икона в 1832 году в селе Байбузе Черкасского уезда. Оттуда перенесена в лавру. Икона, именуемая Блаженное чрево, или Барловская О сей иконе известно только то, что явление её последовало в 1392 году. Она находится в московском Благовещенском соборе. Сей иконе празднуется ещё 6 октября. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы, из которых одним празднуется не в одни и те же числа месяцев, а празднование других не вполне известно Икона, именуемая Ахренская-Шахматица Она явилась в 1491 году, 17 октября преподобному Косьме, игумену Ах ренскому, на реке Валусе, в 15 вёрстах от Юрьева-Польского. Косьма тогда ещё не был иноком и шёл со своим господином во Владимир. От иконы был ему голос, повелевавший идти в иноки и построить монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Он так и сделал. Явленную икону поставил в монастырь, и от неё стали происходить чудотворения. Балыкинская икона Она явилась в селе Балыкине Стародубского уезда Черниговской епархии в 1711 году. Икона – малороссийского письма и отличается некоторыми особенностями пред прочими иконами Божией Матери. На месте явления празднуется ей в Субботу акафиста. Молитва пред иконой, именуемой «Балыкинская» Некогда от шведов град Твой защитившая, о, Мати Божия, милосердие нам явила еси, праведный гнев и прещение Божие от земли Российския отвративши, и тако во области северстей Твоего всечестнаго лика образ прославила еси, видимыя слезы о прадедах наших, от супостат воюемых, изливающи. Таже здравие слепым и бесным от сея иконы многажди подавала еси, и предстательством Твоим мор на человеки бывший и язю на скоты пришедшую прекратила еси. Ты и ныне струи милосердия всем с несумненной верой во Твой всесильную помощь прибегающым изливаеши. Вонми убо молению нашему, и путь нашего земнаго скитания управи, в жизнь вечную сей приводящи. Темже и люди церковныя от сетей лжепророков и лжеучителей, вземлющихся на разум Божий, сохрани, и всем нам чистоту помышлений подаждь. Аше бо слезы и моления наша не довлеют прегрешений наших очистити, но к сим да приложится Твое всесильное предстательство, на неже уповающе, воспеваем Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Чудотворная Балыкинская икона Божией Матери является главной святыней Свято-Введенского монастыря. Этот образ Богородицы очень редкой иконографии и название получил от села Балыкино в Черниговской губернии. Там икона находилась в храме во имя свт. Николая Мирликийского. Предположительно в Россию она была принесена православными беженцами из Галиции в XVII веке, и от нее было много чудесных исцелений. В монастыре находится точный ее список, в свое время принадлежащий святителю Иоанну (Максимовичу), впоследствии — митрополиту Тобольскому. Будучи правящим архиереем Черниговской епархии, он благословил вновь созданную Введенскую обитель своей келейной иконой. Благодатная сила первообраза была воспринята орловским списком. Много раз Пресвятая Богородица подавала верующим помощь Свою и избавление от недугов, прежде всего — нервных заболеваний и болезнях детей. В 1858 году чудотворная Балыкинская икона Божией Матери была прославлена исцелением бесноватой женщины. Празднование Балыкинской иконы Божией Матери в монастыре совершается каждый год 13 июля, а накануне вечером проходит всенощное бдение и крестный ход. Службы перед Балыкинской иконой Божией Матери совершаются каждую среду. На вечернем богослужение читается акафист и молебен обо всех больных и страждущих, после которого по старинной традиции, чудотворную икону поднимают на руки и верующие проходят под нею с молитвами ко Пречистой Богородице. В четверг совершается Литургия и после нее — водосвятный молебен. Другие святыни [ править править код ] В монастыре есть частичка Древа Животворящего Креста Господня в изножии Распятия в Тихвинском храме, ковчег с золотом, ладаном и смирной, привезенный из Вифлеема и освященный на Дарах Волхвов на Афоне. Иконы с частицами святых мощей – святителя Николая Чудотворца, благоверных Петра и Февронии Муромских, святителя Иосаафа Белгородского, великомученика целителя Пантелеймона, сорока Севастийских мучеников. В храме Воскресения Словущего — напольный киот с иконой собора Оптинских старцев с частицами их мощей.

http://azbyka.ru/palomnik/Введенский_жен...

Особенно почитаемою приходом иконою в сем храме считается Балыкинская икона Божьей Матери, находящаяся на левом клиросе. Кроме того, замечательно находящееся на престольном приделе большое Евангелие в серебряном окладе лучшей чеканки Сазикова и древний серебряный позолочёный крест. Церковной земли для причта обычное количество, но от неё отрезано в 1865 г. 4 десятины под Московско-Курскую железную дорогу, за что вознаграждения причту не было, но было обещано (?). И причт терпит нужду из-за недостатка земли. Приходское кладбище расположено по дороге на село Хряпино с правой стороны от дороги. Старое кладбище находится в полуверсте от нового, оно упразднено по «неповместительности». Замечательных памятников на кладбище нет. Причту сначала было положено три лица: священник, дьячок и пономарь, но перед построением каменной церкви был определён и диакон. Содержать причт предполагалось «от земли и от доходов с прихода и за отходной означенной части земли под линию железной дороги». Дома у причта собственные, устроенные после пожара, а потому скудные. Училище сельское в приходе есть, оно впервые было открыто в крепостное время помещиком Руцыном, и помещалось при его доме на его содержание. Потом, с отменою крепостного состояния, оно располагалось в здании волостного управления. С переводом же последнего в село Яковлево, и по настоящее время помещается в доме помещицы Татариновой – сестры господина Руцына – и ею поддерживается. С начала открытия училища до 1871 г. в нём обучалось более ста детей. Село Хотетово получило своё название от владетеля помещика, князя Хотетова, от которого постепенно переходила к Мацневу, затем – к Кавалинскому, потом – к Бестужеву-Рюмину, после того – к Потёмкину и Юсупову и т.д. Первоначальное название села было Верховье Вишневец, и тогда оно было деревнею Мценского уезда. С начала построения церкви приход состоял из одного села. В настоящее время он состоит из села Хотетово, сельца Гостиного, хуторов Оловенниково и Редькино и выселок Седых. Прихожане все чисто русские, между ними есть помещики, немного мещан, гос.

http://sobory.ru/article/?object=55820

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010