Большая кринка для молока. Балалайка Русский народный струнный щипковый инструмент, появившийся в XVIII в. и постепенно сменивший домру. Сначала балалайка имела две, затем три струны. Изготовлялась кустарным способом, в т. ч. и самими балалаечниками из любого материала вплоть до высушенной тыквы-горлянки. Балалайка была непременной участницей деревенских «вечерок», спутницей щеголеватых деревенских парней, дворников, мастеровых. Балалаечники иногда соединялись в хоры, разъезжали по ярмаркам и плясали под игру балалайки и пение. Балахон Верхняя мужская и женская одежда туникообразного покроя. Шили из полотнища ткани, разрезанного спереди, между спинкой и полами вшивали клинья. Рукава балахона были прямые, ворот с воротником или без воротника. Балахон запахивали справа налево и подпоясывали кушаком или веревкой. Балахоны носили в северных и западных губерниях Европейской России, а также местами в Сибири. Чаще всего они использовались как рабочая одежда. Балыкинская Чудотворная икона Божией Матери. Явилась в 1711. Находилась в д. Балыкино Стародубского повета в Свято-Николаевской церкви. Лик Балыкинской иконы Богородицы написан на холсте, а холст наклеен на доску. На иконе имеется надпись: «1811 год, июня 24, на средства графини Анны Ивановны Безбородко переделана и вызолочена». Балыкинская святыня соединяет в себе 2 типа иконографии: «Млекопитательница» и «Взыграние». Икона празднуется 28 окт./10 нояб., 30 июня/13 июля, в 10-ю пятницу после Пасхи. Бандура Малороссийский народный щипковый многострунный (до 20 струн) музыкальный инструмент, игрой на котором сопровождали свое пение бандуристы, кобзари, бродячие певцы и сказители народных дум. Банник (байник, басник) По древним русским поверьям, злой мужской дух, обитатель бани, скрывается под полом или за каменкой. Вредит людям, кто приходит в баню после захода солнца или ночью, душит их, сдирает кожу, пугает. На святочных гаданиях девушки спрашивали банника о женихах. Чтобы задобрить его, приносили в новую баню хлеб и соль, хоронили под порогом задушенного черного петуха или курицу. Баня

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Организовано подсобное хозяйство в пос. Ивановка Орловского р-на с 2-этажным сестринским корпусом, в к-ром 4 окт. 2001 г. освящена домовая церковь во имя Новомучеников и исповедников Российских. В 2017 г. начато строительство каменной ц. Новомучеников и исповедников Российских с нижним приделом праведных Иоакима и Анны. Особая святыня О. В. м.- чудотворный список Балыкинской иконы Божией Матери, переданный в дар обители в 1712 г. архиеп. Черниговским свт. Иоанном (Максимовичем) 2 орловским монахиням, посетившим Чернигов. Чудеса, происходившие от иконы, записывались в мон-ре; первое зафиксировано в 1858 г., когда по молитвам перед этим образом исцелилась бесноватая девица-цыганка, затем последовали многочисленные случаи благодатной помощи ( Антония (Соколова). 1895). После 1858 г. икона была украшена драгоценной ризой и помещена в киот. С 1860 г. перед ней по понедельникам служили молебен с акафистом. При визитах в Орёл в 1914 г. августейших особ Балыкинскую икону переносили для поклонения в кафедральный собор. После 1923 г. икону захватили обновленцы, в 1926 г. по прошению игум. Алексии и др. сестер монастырская святыня была возвращена им по решению Орловского губсовета, и затем ее хранили сестры и прихожанки. 13 июля 1995 г., в день празднования Балыкинской иконе, образ торжественным крестным ходом перенесли в возрождавшийся мон-рь. По благословению архиеп. Орловского Паисия (Самчука) по средам на вечернем богослужении перед иконой поют акафист, по четвергам по окончании Божественной литургии совершают молебен с водоосвящением. В обители хранятся частица Древа Креста Господня (в изножии Распятия в Тихвинском храме), ковчег с копией даров волхвов (золотом, ладаном и смирной), освященный на Св. Горе Афон, 2 ковчега с частицами мощей Киево-Печерских преподобных, иконы с частицами мощей святителей Николая Чудотворца, Иоанна Златоуста, Иоасафа Белгородского, Игнатия (Брянчанинова), вмч. Пантелеимона, Сорока мучеников Севастийских, благоверных кн. Петра и кнг. Февронии Муромских. В храме Воскресения словущего находится киот с иконой Собора Оптинских старцев с частицами их мощей, а также исп. Сергия (Сребрянского). Всего в иконах и ковчегах помещены частицы мощей более 150 святых.

http://pravenc.ru/text/2581557.html

Дальний (Илиодоровский) скит был основан в 1893 году схиархим. Иоанникием (Гомолко) в трех километрах от обители, на месте подвигов схиархим. Илиодора (Голованицкого) , при деревянном храме в честь Нерукотворного образа Спасителя (освящен 11 мая 1892 ). 4 августа 1893 г. Синод утвердил устав скита, составленный схиархим. Иоанникием (Гомолко) и одобренный свт. Феофаном Затворником , с которым переписывался настоятель. Вход в скит женщинам был воспрещен, миряне посещали скит только по благословению схиархим. Иоанникия. По совету свт. Феофана для духовных бесед с посетителями за оградой была построена особая часовня-приемная. Кельи скита отличались аскетической обстановкой, свт. Феофан писал, что там находились «столик, табурет или скамейка, койка, на коей рогожка или войлок, и все». На трапезе в понедельник, среду, пятницу было положено сухоядение, в прочие дни - щи и каша. Для приготовления такого стола было достаточно двух-трех послушников, которые успевали участвовать во всех богослужениях. Первоначально в скиту находилась Спасская церковь и несколько домиков, обнесенных плетнем. С увеличением числа братии в 1899 году была устроена деревянная домовая церковь во имя св. Иоанна Предтечи . Спасский храм был расширен, в 1894 г. пристроена деревянная колокольня с четырьмя кельями, в 1906 г.- каменная колокольня с двумя кельями. На средства благотворителей скит был обнесен каменной оградой. В Спасском храме был устроен одноярусный дубовый иконостас с иконами, написанными на цинке иноками Глинской пустыни. Над царскими вратами находилась икона Нерукотворного образа Спасителя, за правым клиросом - Коневская икона Божией Матери в позолоченном киоте, а за левым - икона вмч. Пантелеимона в киоте, переданная с Афона. В металлическом ковчеге хранился другой дар Св. Горы - часть Креста Господня и 12 частиц мощей святых. Святыни В Богородице-Рождественском соборе, над царскими вратами, в серебряном киоте хранилась чудотворная Глинская икона . За правым клиросом собора в киоте находилась почитаемая икона Нерукотворного образа Спасителя (XVIII в.) в серебряной ризе, перед которой по воскресеньям читался акафист. С 1833 г. в соборе находился кипарисовый ковчег с частицами Креста Господня, ризы Господней и Божией Матери и 67 частицами мощей различных святых. В Иверском храме, над царскими вратами, находилась Иверская икона Божией Матери , которой в 1817 г. прп. Феодосий (Маслов) благословил прп. Филарета при вступлении в должность строителя. Икону украшала серебряная позолоченная риза (1 фунт 60 золотников). В Крестовоздвиженской церкви особо почиталась Балыкинская икона Божией Матери .

http://drevo-info.ru/articles/13672332.h...

Первоначально в скиту находилась Спасская ц. и неск. домиков, обнесенных плетнем. С увеличением числа братии в 1899 г. была устроена деревянная домовая ц. во имя св. Иоанна Предтечи. Спасский храм был расширен, в 1894 г. пристроена деревянная колокольня с 4 кельями, в 1906 г.- каменная колокольня с 2 кельями. На средства благотворителей скит был обнесен каменной оградой. В Спасском храме был устроен одноярусный дубовый иконостас с иконами, написанными на цинке иноками Г. п. Над царскими вратами находилась икона Нерукотворного образа Спасителя, за правым клиросом - Коневская икона Божией Матери в позолоченном киоте, а за левым - икона вмч. Пантелеимона в киоте, переданная с Афона. В металлическом ковчеге хранился др. дар Св. Горы - часть Креста Господня и 12 частиц мощей святых. Святыни В Богородице-Рождественском соборе, над царскими вратами, в серебряном киоте хранилась чудотворная Глинская икона. За правым клиросом собора в киоте находилась почитаемая икона Нерукотворного образа Спасителя (XVIII в.) в серебряной ризе, перед к-рой по воскресеньям читался акафист. С 1833 г. в соборе находился кипарисовый ковчег с частицами Креста Господня, ризы Господней и Божией Матери и 67 частицами мощей различных святых. В Иверском храме, над царскими вратами, находилась Иверская икона Божией Матери, к-рой в 1817 г. прп. Феодосий (Маслов) благословил прп. Филарета при вступлении в должность строителя. Икону украшала серебряная позолоченная риза (1 фунт 60 золотников). В Крестовоздвиженской ц. особо почиталась Балыкинская икона Божией Матери. В 1856 г. имп. Александр II утвердил совершение ежегодного (с 19 июля по 2 авг.) крестного хода с Глинской иконой из Г. п. в г. Глухов в память избавления горожан от холерной эпидемии 1848 г. После возведения в 1860 г. храма во имя праведных Иоакима и Анны в Ближнем скиту ежегодно 9 сент. стали совершать крестный ход с иконой в скит. Образ оставался там до окончания литургии. В 1891 г., после многочисленных просьб крестьян, был установлен ежегодный крестный ход с иконой 29 апр. из Г. п. в с. Шалыгино.Также в теплое время года по просьбе богомольцев совершались частные крестные ходы, иногда неск. раз в день. Благотворительная деятельность

http://pravenc.ru/text/165143.html

Молдавская-Румынская Сия икона, находящаяся на Афоне в Молдаванском скиту, прославилась в 1863 году. Этот скит находится в области лавры святого Афанасия. Иерусалимская Иерусалимская В 1825 году написана сия икона иеромонахом Нило-Сорской пустыни Никоном и препровождена им в монастырь св. Пантелеймона, где и находится над царскими вратами Покровского храма. Икона имеет 81/2 вершков вышины и 61/2 верш, ширины. Празднование в честь чудотворной иконы Иерусалимской совершается 12 октября очень торжественно. Находящаяся над вратами 144 На Афоне, над вратами Ватопедского монастыря, находится икона Божией Матери. На иконе и доныне видна рана от выстрела нечестивого агарянина в 1822 году. Балыкинская Явление сей иконы известно с 1711 года. Она явилась в селе Балыкине Стародубского уезда Черниговской епархии и на месте явления празднуется Великим постом в субботу акафиста. Икона малороссийского письма отличается некоторыми особенностями, которых нет на других известных изображениях Пресвятой Богородицы. Праздник в честь св. иконы совершается 30 июня и в 10-ю пятницу по Пасхе. Не сгоревшая во время пожара Не сгоревшая во время пожара В 1722 году страшный пожар истребил половину Хилендарской обители; много сгорело драгоценностей в ризнице; но святая икона осталась невредимою и доныне находится в дохиарной. Не сгоревшая в огне В Григориатском монастыре, на Афоне, находится сия чудотворная икона, которая два раза подвергалась опасности во время страшных пожаров и не сгорела. Вразумившая экклесиарха Вразумившая экклесиарха Сия икона находится на Афоне в Хилендарском монастыре. Экклесиарх старался затеплить пред нею лампаду, но не мог от сквозного ветра из притвора. Потеряв терпение, он возроптал и хотел уйти, не засветивши лампады. Братия нашла его без чувств. Придя в себя, он сам поведал своё безумие. Избавление от бед страждущих Избавление от бед страждущих Дектоурская Дектоурская Не рыдай Мене, Мати Не рыдай Мене, Мати Споручница грешных Сия икона находится в мужском монастыре Одрине в ловской епархии. О, Всепетая Мати

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

В храме сохранилась чудотворная икона " Балыкинская Богоматерь " , относящаяся, вероятно, к 17 в. Согласно рукописному преданию на рубеже 17-18 вв. икона находилась в Стародубе, в доме знатного товарища Стародубско-го полка Т. Дульского. Во время Северной войны, когда шведы находились в этих краях, икона начала источать слезы, в связи с чем Дульский дал обет отдать образ в какую-либо новосозданную церковь. Таким храмом оказалась церковь в Балыкине, однако Дульский медлил с передачей иконы. Лишь после того, как Богородица дважды являлась ему во сне, он 4 августа 1711 г. принес образ в храм. После этого в 1712 г. икона исцелила слепую девушку, в связи с чем и была объявлена чудотворной. На серебряной и вызолоченной ризе иконы существует надпись: " 1811 г. июня 24 д коштомъ графини Анны Ивановны Безбородковой переделана и вызолочена " . Прежняя риза была устроена в 1770 г. В.Г. Юркевичем, войсковым товарищем. Источник: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. - М., Наука, 1997 Поставленный в центре села на холме, крепостном земляном городище, храм господствует в окружающем пейзаже. Он широко известен чудотворной Балыкинской иконой Божией Матери, одной из самых почитаемых на Брянщине. Храм во имя Святителя Николая в селе Балыкино чудом был сохранён во время гонений на веру в советское время. Церковь, как многие селяне считают, уберегла и спасла именно святая икона. Старожилы до сих пор сказывают о том, что тогдашний председатель местного колхоза собрал церковную утварь в алтарь, а в помещении храма устроил сенохранилище. Во время Великой Отечественной войны он ушёл в партизаны и, став командиром партизанского отряда, попал в плен, но избежал расстрела. По преданию, эта икона, выполненная " малороссийским письмом " , первоначально находилась в Стародубе, в доме пана Дульского. Икона Богоматери стала известна в 1709 году. Накануне Полтавской битвы мимо Стародуба, где в хозяйском доме хранился образ Богоматери, шли войска шведов. И некто пан Дульский обнаружил, что из глаз Богородицы полились слёзы. Это настолько испугало его, что он дал обет передать икону первому вновь построенному храму. Таковым оказался храм в селе Балыкино тогдашней Черниговской губернии. Но произошло это не сразу, а только в 1711 году. Пан медлил до тех пор, пока дважды не увидел во сне Богородицу, пригрозившую ему наказанием за неисполнение святого обета. Так эту икону признала сама Божия Матерь, а чудотворения не заставили долго ждать. Считается, что первое исцеление произошло с девицей Юлианией, страдавшей болезнью глаз. Вместе с этим и другими исцелениями ширилась и слава чудотворной иконы; с неё массово стали писать списки (копии).

http://sobory.ru/article/?object=12403

Спасо-Преображенский , в Могилеве; ныне архиерейский дом. Стал известным со 2-й пол. XVI в. Основан могилевскими мещанами при Спасской церкви, начало которой восходит к XIII в. С 1618 до 1650 г. находился во владении униат. С 1632 г. стал местом пребывания Могилевских епископов. Здесь погребен архиеп. Георгий Конисский († 13 февр. 1795 г,). великий борец за православие в Белоруссии (см. выше). Женские: Буйничский Свято-Духовский, 2 кл., в 7 в. от Могилева, при р. Днепре. Основан в 1633 г. и сначала был мужским; в 1835 г. преобразован в женский. При нем двухклассная школа, приют для девиц духовного звания и свечной завод. Борколабовский Иоанно-Предтеченский , зашт., в 12 в. от г. Быхова, на прав. бер. р. Днепра. Основан в 1623 г. Стал женским с 1839 г. Приписан к Буйничскому мон. В мон. находится чудотворная празднуемая 11 июля Борколабовская икона Божией Матери, подаренная 11 июля 1659 г. кн. Пожарским, при возвращении его из Польши; Богоматерь на этой св. иконе изображена с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем. При мон. школа. Кутеинский Успенский , 1 кл., в 3 в. от г. Орши. Основан в 1631 г. При нем школа. Мозоловский Вознесенский , 3 кл., в с. Мозоловщине, в 12 в. от уез. г. Мстиславля. Основан в 1665 г. В 1743 г. он был передан униатам; возвращен в православие в 1795 г. Святыню мон. составляет чтимая Балыкинская икона Божией Матери, принесенная сюда графиней Чернышевой из Черниговской губ. 77 . При мон. 2 школы: мужская и женская. Тупичевский Свято-Духов , 2 кл., в г. Мстиславле. Основан в 1641 г. на месте явления иконы Божией Матери в урочище Тупичевщине. Сначала был мужским; с 1885 г. стал женским. Во время борьбы с унией мон. служил оплотом православия и остался верен ему. Здесь находится чудотворная икона Божией Матери, называемая Тупичевской, а также и Седмигородной, коей празднество совершается 15 авг. и в день Сошествия Святого Духа; Богоматерь на этой иконе изображена с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, благословляющим правою рукою; главы Их увенчаны коронами. В мон. хранится также Корсунская икона Божией Матери – дар монастырю патр. Никона. С 8 мая и до 14 авг. обе иконы носятся с крестным ходом в собор и другие монастыри города, а накануне Вознесения в Мозоловский мон. При мон. школа с рукодельными классами, больница и амбулатория для бедных больных.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Святители Афанасий и Кирилл Александрийские. Икона. 1777 г. (ц. свт. Николая Чудотворца на Песках, Орёл). Фото: М. А. Комова Святители Афанасий и Кирилл Александрийские. Икона. 1777 г. (ц. свт. Николая Чудотворца на Песках, Орёл). Фото: М. А. Комова Несмотря на то что в 1-й пол. XIX в. в Орле иконы в центральных храмах выполняли местные живописцы в академической традиции («Распятие Христово», живописец Н. Озеров, ц. Св. Троицы (Троицы на Кладбище) в Орле), в целом в провинциальном иконном примитиве преобладает прежний принцип копирования - варьирование до неузнаваемости гармонично-торжественных академических произведений, создававшихся под эгидой барокко фольклорного типа, что характерно для «пограничного» искусства, когда «наличествует разница между художественной системой образца и выучкой мастера» («Образ Воскресения Христова и 12 праздников и всех находящихся во граде Болхове 20 храмах с их престолами и праздниками числом 77», иконописец Н. М. Срохан, 1852, Введенская ц. в Болхове). Особенности стиля второго барокко проявлялись более активно в группе живописных икон сер. XIX в. на юж. и юго-зап. землях региона. Эти образы отличаются монументальным характером, динамичной композицией; напряженность колорита создается контрастным сочетанием синих и красных тонов. Сохранение подобной манеры объясняется сознательным следованием основным характеристикам письма икон XVII-XVIII вв., к-рые в регионе снова стали почитать. В то же время стиль написания местночтимых икон Богоматери, несмотря на то что последние выполнялись часто с образцов XVIII в., приобретает классические черты (напр., чтимая Балыкинская икона Божией Матери в орловском Введенском мон-ре, 1-я пол. XIX в., и икона Божией Матери «Споручница грешных» в Ахтырской ц., Орёл, сер. XIX в.). Оригинальным явлением местной иконописной культуры XIX в. стала иконопись «фольклорного» типа, т. н. иконный примитив, в манере исполнения к-рого при следовании традиц. иконописным композициям заметно влияние светской живописи (напр., чтимая икона «Ап. Иоанн Богослов на Патмосе» в Иоанно-Богословской ц. с. Платонова Орловского р-на, 1-я пол. XIX в.). Академическая эстетика оригинала в этих произведениях трансформировалась в духе народного искусства, а вольная трактовка композиции придавала ей иное звучание. К кон. XIX в. в этих работах колорит становится ярким, декоративным, что сближает их с лубочными картинками.

http://pravenc.ru/text/2581553.html

Образ из орловского Введенского жен. мон-ря (до 1788 относился к Черниговской епархии) исполнен в размер оригинала, закрыт серебряным позолоченным окладом. Богородица изображена в венце, с 12 звездами вокруг нимба. По преданию, икона попала в обитель в 1712 г. как благословение свт. Иоанна (Максимовича) , архиеп. Черниговского. Заступничеством Божией Матери инокини и монастырское имущество не пострадали во время пожара 1843 г.; обитель была быстро отстроена на новом месте «без всяких денежных средств». Чудеса, происходившие от иконы, записывались в мон-ре (первое зафиксировано в 1858), среди них преобладают исцеления больных младенцев. Чудотворная Орловская Б. и., находившаяся в уездном городе, была более известна, чем первообраз из с. Балыкина. В наст. время она находится в алтаре монастырского собора. Особенностью Ростовской иконы Божией Матери «Умиление» (празд. 19 июля) (кон. XVIII - нач. XIX в.) является изображение венца на голове Богородицы, яблока и свитка в руках Младенца. Икона (размер 64 ´ 52 см) была выносной и имела специальную рукоять. Прославилась в 1910 г. в Ростове Вел. после чуда исцеления от эпилепсии и малокровия 10-летней Лизы Лепёшкиной. Известие о чуде быстро распространилось по всей России, и в Ростов стали стекаться паломники. Перед чудотворным образом неоднократно служил свт. Тихон (Белавин) , архиеп. Ярославский и Ростовский. 22-23 мая 1913 г., во время торжеств, посвященных 300-летию Дома Романовых, св. царь-страстотерпец и мч. Николай II с августейшей семьей молился в Ростове Вел. перед чудотворным образом; во время посещения ростовского Спасо-Иаковлевского мон-ря он беседовал с исцеленной девочкой. В 10-е гг. XX в. с чудотворной иконы сделали неск. списков (напр., 2 иконы и хоругвь с живописным изображением из ц. свт. Николая на Всполье в Ростове Вел., образ в Спасо-Иаковлевском мон-ре). Паломники разносили по России небольшие эмалевые образки (10-е гг. XX в. ГМЗРК, ЦМиАР) с наименованием иконы «Умиление» или «Умиление Ростовская». Был издан эстамп с изображением чудотворной иконы и молитвы к ней (предположительно написана еп. Угличским Иосифом (Петровых) ). Перед разрушением Благовещенского храма в 1930 г. икона в резном киоте (10-е гг. XX в.) была перенесена в ц. свт. Николая на Всполье, где хранится в наст. время.

http://pravenc.ru/text/77450.html

Празднество чудотворной Балыкинской иконы совершается 30 июня и в 10-ю пятницу по Пасхе. 30.06. Горбаневская Чудотворная Горбаневская икона Божией Матери есть копия Корсунской иконы, писанной евангелистом Лукою и принесённой великим князем Владимиром из Херсона в Киев в 988 г.; называется же икона Горбаневской от фамилии казака Горбань; от того же и село получило своё название Горбаневки. По историческим сведениям, явление Горбаневской иконы относится к первой половине XVШ столетия. В то время село Горбаневка было не заселено и окружено лесом. В этой пустыни жил один казак Горбань. Однажды он отправился на пасеку косить траву, и вдруг коса его переломилась. Наклонившись к траве, он увидел икону Пресвятой Богородицы и тут же заметил, что конец косы ранил лик Божией Матери под правым глазом, из которого покатилась слеза. С благоговейным трепетом Горбань преклонился пред найденною иконою и с горячими слезами вознёс молитву к Премилостивой Заступнице рода христианского. Икону отнёс он в свой дом и заявил о случившемся духовному начальству. Вскоре усердием благочестивых людей выстроен был деревянный храм в честь Пресвятой Богородицы, в котором была поставлена найденная икона; а в 1818 году устроен был каменный храм, куда и перенесена Горбаневская икона. В Полтавской губернии и в других местностях южного края весьма почитается эта икона; множество богомольцев стекаются со всех сторон для поклонения Пресвятой Богородице. Начиная с 1850 года ежегодно 30 июня Горбаневская икона, в сопровождении многотысячной толпы богомольцев, переносится в Полтаву, на пять вёрст расстояния от Горбаневки, и остаётся в Успенском соборе 40 дней, до 10 августа, когда тем же порядком опять переносится в Горбаневку. Неисчислимые чудеса исцелений и утешений совершались и теперь совершаются при чудотворной иконе над прибегающими к Пресвятой Богородице с искреннею верою и молитвою. Горбаневская икона написана на железном листе и украшена серебряно-позлащённою ризою с драгоценными камнями. Икона помещена в киоте и поставлена близ местного образа Богородице-Рождественской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009