467 Праздник Собственного Его Императорского Величества конвоя – 4 октября в день памяти священномученика Иерофея. 470 Великий князь Наследник Цесаревич Алексей был шефом (с 8 ноября 1910 г.) Лейб-гвардии Московского полка. Полк сформирован в 1811 г. Полковой праздник – 8 ноября в праздник Собора Святого Архистратига Михаила. 471 Лазарет в Зимнем дворце имени Царевича Алексея. Раненые поступали с Иорданского подъезда со стороны Невы. Приемная лазарета и сортировочная располагались в вестибюле. Там же подъемная машина для тяжело раненных. Лазарету были отданы аванзал, Николаевский зал с прилегающей к нему Восточной галереей, большой Фельдмаршальский, Петровский, Александровский, Гербовые залы. Военная галерея памяти героев Отечественной войны 1812 г. В Колонном зале расположилась грандиозная операционная, оснащенная самым современным оборудованием. В Помпейском садике установили ванны для водных процедур. Лазарет был рассчитан на тысячу раненых и больных воинов, которых обслуживали сто восемьдесят санитаров, 60 сестер милосердия и десять врачей. 473 Из дневника Императора Николая II: «28-го октября. Среда. В 9 ч. Прибыли в Ревель. На станции у почет. караула встретили: Григорович, адм. Канин и адм. Герасимов. Сел с Алексеем в мотор и начал объезжать часть Южного сухопутного фронта крепости Имп. Петра Великого. Видел много частей гарнизона. Был мороз до 8 и ветер с солнцем. Завтрак в 12 1/2 с военным начальством. В 2 часа поехали в порт и посетили две подводные лодки – нашу и английскую. Офицеры и команды их были собраны на «Европе». Наградил отличившихся Георгиевск. крест. Затем проехали за город и посетили два завода – Русско-Балт. и Беккера, и осмотрели турбинную мастерскую. По пути на станцию заехали во временный морской госпиталь. До 7 1/2 у меня был доклад адм. Канина. Обедали моряки и англ. командиры подв. лодок. Уехал в 9 ч. Под самым лучшим впечатлением...» 476 Император Николай II был награжден Георгиевским крестом 4-й степени. «Незабвенный для меня день получения креста».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После заключения Кючюк-Кайнарджийского мира власть Соломона I еще более укрепилась: он подчинил себе Гурию. В 1776-1777 гг. католикос-патриарх Зап. Грузии Максим II (Абашидзе) посетил Гурию и Мегрелию, упорядочив церковные дела и восстановив епархии, что способствовало усилению централизованной власти. В 1778 г. был раскрыт заговор азнауров и сына Соломона Александра. Александр был выслан из страны и умер в ссылке в 1780 г. В 1779 г. Соломон у Рухской крепости одержал победу над вторгшимся в Мегрелию объединенным турецко-абх. войском. Георгиевский трактат, заключенный между Россией и Грузией в 1783 г. (Кекел. Н 2073) Георгиевский трактат, заключенный между Россией и Грузией в 1783 г. (Кекел. Н 2073) В то же время Ираклий II наладил дипломатические отношения с Турцией и Ираном; в 1778-1779 гг. он нанес поражение владетелю Сев. Атрпатакана Фатали-хану, обложив данью Гянджинское и Ереванское ханства и посадив в них своих губернаторов. Внук Вахтанга VI Александр Бакарович (Бакарисдзе), родившийся и выросший в России, в сферу интересов к-рой в кон. 70-х гг. XVIII в. входили Крым и Закавказье, поднял восстание против Ираклия. В 1781-1782 гг. Ираклий II обратился к сенату Венеции, имп. Австрии и кор. Франции Людовику XVI с просьбой о денежном займе для реорганизации войска. Миссия потерпела крах, что ускорило оформление дружественного договора России с Картли-Кахети: 21 дек. 1782 г. Ираклий подал офиц. прошение о принятии Вост. Грузии под покровительство Российской империи. Россия воспрепятствовала Фатали-хану совершить поход на Г. и вынудила его выдать груз. властям Александра Бакаровича. 24 июля 1783 г. в крепости Георгиевск полномочные представители Ираклия II князья И. К. Мухранбатони и Г. Р. Чавчавадзе и представитель имп. Екатерины II командующий Кавказской линией ген.-поручик П. С. Потёмкин подписали трактат, получивший название Георгиевского. Трактат вошел в силу 24 янв. 1784 г., после обмена Екатериной II и Ираклием II ратификационными грамотами (груз. текст трактата: Архив МИД России.

http://pravenc.ru/text/168205.html

  Исидора, Митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского. 7 апреля 1867 года   Преосвященный Исидор (в миру Я. С. Никольский; 1799–1892) — с 1844 по 1858 г. экзарх Грузии, 1858–1860 гг. — Митрополит Киевский; с 1 июля 1860 г. Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. Летом 1858 г. епископ Игнатий предпринял объезд восточной половины своей епархии. В первых числах августа он из Кисловодска прибыл в Георгиевск, чтобы встретить там Митрополита Исидора, перемещенного из Тбилиси в Киев. В жизнеописании Святителя приведена его собственная дневниковая запись под 5, 6, 7 и 8 августа: «До двух часов ночи беседовал Митрополит со мною и гражданским губернатором генерал-лейтенантом Волоцким [ 52 ]. Говорил почти один Митрополит и единственно о предметах светских, говорил с большою охотою. 8-го он встал утром, в шесть часов, занялся со мною около десяти минут наедине разговором о предметах, касающихся Кавказской епархии и вообще Церкви. В это кратчайшее время он коснулся многих предметов, выказал по многим из них познания самые рядовые и даже самые недостаточные, направление ума с поверхностным взглядом и кавказскую самоуверенность. Ему лет шестьдесят — много с годом или двумя. Росту он менее, нежели среднего, но и не самого малого. Голова его сидит в плечах, шея очень коротка. В обращении мужиковат, но весьма сметлив — глаза так и бегают. Сметливостью своею он отличался постоянно на поприще своего служения. Силами еще очень свеж, хотя молва и провозгласила его повсюду весьма болезненным. Митрополит выразил свое неудовольствие на дворянство русское за медленность в увольнении крестьян» [ 53 ]. Епископ Игнатий рассказал митрополиту Исидору, между прочим, что он, в целях поощрения преподавателей семинарии и наиболее достойных учащихся, приглашал их по вечерам в праздники для духовно-назидательных бесед. При этом им предлагался чай, фрукты или что-либо сладкое. Митрополит посчитал такое обращение с подчиненными слишком фамильярным и не постеснялся выговорить Епископу раздраженным тоном свои укоризны. Его тон был настолько неприличным, что присутствовавший при разговоре генерал-лейтенант Волоцкой вынужден был его успокаивать. Свое раздражение против епископа Игнатия Исидор сохранил и тогда, когда занял место Митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского, что, конечно, усугубило желание Святителя уйти на покой. Однако литературные труды святителя Игнатия Митрополит Исидор, судя по его письму, принял очень благосклонно. Но узнал об этом Святитель за шесть дней до кончины. VI Письмо святителя Игнатия к епископу Венедикту (Григоровичу) [ 54 ]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Сестры милосердия у них все в чистых платьях, офицеры благородны, солдаты преданны, студенты побросали университеты и ушли охотниками на войну. А здесь читают и смеются. Здесь ничему и никому не верят. Да, правду о войне сказать никто не желает. Боятся, не умеют, не знают… Да и то сказать, горькая правда выходит. В прошлом году, когда заняли Галицию, потянулись к нам православные галичане, встречали нас как родных — столько лет под австрийским игом… Мы их обнадежили: кончилось ваше пленение, будете отныне открыто веру исповедовать, а когда в мае Перемышль сдали — что с ними делать было? Если дома останутся — перестреляют их австрияки. Пришлось с собой забирать. А ведь это тысячи людей — женщины, дети, старики, представьте себе этот табор: кто-то умирает, кто-то рожает, а еще пить-есть, кормить скот надо. Местные крестьяне их на свои поля не пускают. Лето, жара, мухи, холера среди них началась, сколько померло… И кто за это ответит? — Он вздохнул и привычным движением скрутил папироску. — Уже который месяц отступаем. Варшаву оставили, Ковно оставили, Ново-Георгиевск, Брест-Литовск, и все это меньше чем за месяц. Вот-вот Вильну сдадим. — Ну уж этому-то не бывать, — сказал Павел Матвеевич жестко: представить, что его возлюбленная станет ходить с немецкими офицерами, а то и солдатами было еще мучительней, чем видеть ее со своими. — Не бывать? — вздохнул священник. — Я ведь, знаете, зачем сюда приехал? Святыню вывозить — мощи мучеников виленских Антония, Иоанна и Евстафия. А раз так — не удержим город. Без мучеников не будет на то Божьей воли. «Поп, а хуже интеллигента, — неприязненно подумал Павел Матвеевич. — И при чем тут какие-то мученики?» — Ведь вот какое дело, — продолжал рассуждать отец Мирослав, — немцев по количеству нигде не больше наших, а они нас бьют. А почему? Потому что у них не в пример все лучше налажено. Я разговаривал с одним из наших штабных. Оказывается, они из немецких газет больше правды узнают, чем из своих донесений. Три дня назад на станции Молодечно двухтысячная толпа наших солдат обезоружила и избила охрану винного склада.

http://azbyka.ru/fiction/myslennyj-volk-...

Екатериноградская. Церковь Евфимия Нового. Карта и ближайшие объекты Расположена станица Екатеринодарская на левом берегу реки Малки, немного выше слияния ее с Тереком. Основание ей положил генерал Якоби еще при императрице Екатерине II Великой, в 1777 году, и назвал ее Екатерининской. В 1781 году Потемкиным из Астрахани в нее была перенесена резиденция главнокомандующего на Кавказе, и станица была переименована в город Екатериноград; но городом она называлась лишь до 1790 года, до того момента, когда резиденция была перенесена из нее в Георгиевск. В то время, когда, около десяти лет, она была главным городом края, в ней насчитывалось 900 жителей, включая всё взрослое население и детей. Первым екатерининским атаманом и станичным начальником стал опытный и боевой волжский казак майор Василий Лучкин, получивший через несколько лет чин полковника и назначенный командиром Волжского полка. Его верными помощниками были есаул Леонтий Венеровский и сотник Иван Атарщиков. В 1783 году в честь славных побед русской армии над турками, крымцами и в память открытия дороги в Грузию генерал Потемкин приказал поставить в Екатеринограде особый памятник - Триумфальную арку. На ее фасаде со стороны парадного подъезда, слева и справа, установлены по две колонны древнеримского типа. Выше карниза на аттике красовалась надпись: «Дорога в Грузию», - составленная из полуметровых медных букв. Одной из достопримечательностей станицы Екатеринодарская является собор во имя Святого Евфимия, находящийся почти в центре нее, - старейший православный храм в республике. Для постройки собора императрицей Екатериной было отпущено 40000 рублей. Собор заложен 24 ноября 1786 года, но к постройке его не приступили. Тогда в Екатериноград привезли от императрицы серебряную доску с длинной надписью, призванной увековечить это «благодеяние Великия Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны». На доске была надпись: «Во имя Святыя Екатерины, угодницы Божией, заложена ноября 24-го дня от Рождества Христова - 1786».

http://sobory.ru/article/?object=07083

459 . Таким образом, из этих показаний очевидно, что Селиванов имел сношения с своими последователями, но были-ли эти сношения непосредственными – трудно что либо определенное сказать. Во всяком случае то несомненно, что Селиванов поддерживал свои сношения с обществом скопцов чрез посредство других лиц, имевших к нему постоянный доступ. Такими лицами были Матрена и Ирина Биркины– суздальские мещанки. О них, как о посредниках между Селивановым и приходившими в Суздаль скопцами, упоминает Андреянов под именем „двух девиц“ 460 , и Будылин 461 . К Биркиным нужно присоединить еще и монахиню Покровского монастыря Паисию, скопческую „мироносицу“. Основатель скопческой секты умер в 1832 г. 20-го февраля. Между монастырскою братиею остался слух, что он пред смертию „оказал раскаяние в своих заблуждениях и грехах и, по долгу христианина православной Церкви, исповедан и сподоблен причастия Св. Таин“ 462 . Скопцы, однако, твердо убеждены, что искупитель их не умер, но еще до сих пор жив и находится, но мнению одних, в Суздале 463 , по мнению других– „в одном из городов российской империи, куда он вывезен секретно из Суздаля“ 464 , по мнению третьих– „в землях иркутских“ 465 . О внутреннем и внешнем состоянии скопческой секты, в рассматриваемое нами время ее существования, весьма красноречиво свидетельствуют похождения скопца дезертира Василия Будылина. Будылин происходил из крестьян нижегородской губернии, арзамасского уезда, села Выездной Слободы. В 1816 году он сдан был в рекруты и поступил в отдельный корпус. Перешедши затем в г. Георгиевск (кавказской области, ныне терской), Будылин сошелся с рядовым скопцом Никитою Калмыковым. Последний соблазнил Будылина на оскопление и сам совершил над ним эту операцию. Узнав о преступлении, совершенном Будылиным, начальство отправило последнего в Тобольск. Дошедши до Тамбова, Будылин дальше не отправился. В Тамбове он остановился в доме скопца Онисима Николаева. Благодаря стараниям последнего и особенно другого скопца крестьянина Фомы Гаврилова, Будылин скрылся от конвойных солдат и с этого времени начались его замечательные похождения, продолжавшиеся три года, от 1825 по 1828 год.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

XVIII в., преимущественно волжскими казаками. В 1770 году сюда была переселена часть волжских и донских казаков, к ним переселились горцы разных племен, принявшие христианскую веру. На Моздокскую линию в 1777 г. перешли на жительство калмыки, принявшие православие, в числе около 300 кибиток. Однако преобладающим населением Моздокской линии, по-прежнему, оставались волжские казаки. Они в 1774 г. были высланы против Пугачева. Когда большая часть их перешла на сторону Пугачева, екатерининское правительство упразднило волжское казачье войско, как самостоятельное установление, переведя казаков в 1777 г. на Терек. Здесь они населили несколько крепостей и станиц. Так возникли крепости Екатеринодарская, основанная наместником Кавказа П. С. Потемкиным в 1778 г., Георгиевская (г. Георгиевск), основанная в 1777 г., Константиноградская (Пятигорск) и Александровская, Павлодольская и Марьинская. Около того же времени (в 1776 или 1777 г.) построена Ставропольская крепость (Ставрополь-Кавказский). В 1780 г. в ней уже была церковь . В Ставропольской крепости, вместе с драгунами Владимирского полка, поселились хоперские казаки, а затем явились туда выходцы из внутренних губерний. Тогда же образовались станицы Северная, Московская с церковью св. Николая – 1788 г., Донская также с православной церковью – в 1790 г. и др. станицы. Всего, таким образом, образовалось 10 станиц. Как видно из названий станиц, их населили выходцы из разных мест коренной России. К переселенцам были приписаны отставные служилые люди и все, случайно оказавшиеся на р. Тереке. Все эти станичники вошли в состав, так называемого, «Аграханского казацкого войска». Земли, освободившиеся после выселения волжских казаков по р. Волге, заселились экономическими крестьянами. Оставшиеся на Волге волжские казаки сосредоточились в станицах Александровской, Пичуженской и посаде Дубовке. С развитием русской колонизации на Северном Кавказе при Екатерине II, на Кавказскую линию стали назначаться особые командующие. Из них особенно много сделал для усиления русского влияния на Северном Кавказе генерал-поручик Павел Сергеевич Потемкин, управлявший с 1782 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Принесенное с Афона, из русского Свято-Ильинского скита духовное наследие, через учеников и последователей преп. Паисия, было с благодарностью воспринято и впитано русским обществом. Поэтому без преувеличения можно сказать, что русский Афонский Свято-Ильинский скит, хоть и опосредованно, через духоносных старцев и их учеников, оказал решающее влияние на то, что мировой культуре были явлены такие имена, как Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, братья Аксаковы, К.Н. Леонтьев (в монашестве Климент), В.А. Жуковский, Ф.И. Тютчев, И.С. Тургенев, В.С. Соловьев, П.И. Чайковский, М.А. Максимович, П.Д. Юркевич, Н.Н. Страхов, Е.Н. Погожев (Поселянин), К.Э. Циолковский, Л.В. Чижевский и многие-многие другие. Все они в той или иной мере испытали на себе духовное влияние учеников школы преп. Паисия, а потому тоже являются теми «семенами», что были щедро засеяны из далекого русского на Афоне Свято-Ильинского скита. Имела эта обитель и прямое отношение к возрождению русского монашества на самом Афоне. Поскольку к XVIII веку древний русский Свято-Пантелеимонов монастырь («Русик») на Святой Горе был заселен греками и русские иноки больше не имели собственной обители на Афоне, то Свято-Ильинский скит и был основан преп. Паисием (Величковским) в 1757 г. в качестве временной замены утерянному Нагорному Русику. Прозорливость и промыслительность такого поступка преп. Паисия раскрылись лишь в XIX веке, когда часть братии из Свято-Ильинского скита стали вновь селиться в бывшей русской обители святого Пантелеимона («Русике»), а позже основали на Афоне еще и русский Свято-Андреевский скит. Так было положено начало возрождению Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря и в целом русского монашества на Святой Горе. Плоды такого возрождения не заставили себя долго ждать. Если на момент прибытия на Афон преп. Паисия здесь пребывало не более нескольких десятков русских монахов, то уже к 1912 г. в возрожденном Свято-Пантелеимоновом монастыре, Свято-Андреевском и Свято-Ильинском скитах, а также 82 келлиях и 187 каливах подвизалось около 5000 русских насельников, что составляло более половины всех монахов Афона (для сравнения, в это время на Святой Горе пребывало 3900 греков, 340 болгар, 288 румын, 120 сербов и 53 грузина). В самом Свято-Ильинском скиту на тот момент подвизалось около 500 русских монахов.

http://bogoslov.ru/article/4162969

Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь (Никольское) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырьмонастырь Украинской Православной Церкви. Основан в 1998 году схиархимандритом Зосимой (Сокуром) в селе Никольское Волновахского района Донецкой области. Монастырь объединяет в себе две обители — мужской Свято-Васильевский (зарегистрирован в 2002 году) и женский Свято-Николаевский (зарегистрирован в 2001 году) монастыри. Является самым большим из вновь основанных монастырей на Украине. При обители есть гостиница. Содержание История [ править править код ] Свято-Васильевский мужской и Свято-Николаевский женский монастыри расположены в селе Никольское Волновахского района Донецкой области на месте бывшего сельского Свято-Васильевского прихода, в котором в 1912 году на средства прихожан и благодетелей вместо старой деревянной церкви был построен каменный храм, освященный в честь Святителя Василия Великого. В 1954 году храм, сильно пострадавший от безбожников, был восстановлен в нынешнем его виде с одной главой и колокольней и с тех пор больше не закрывался. Еще после октябрьского переворота в селе Никольское зародилось предание: когда в Свято-Васильевский храм приедет служить монах, здесь откроются две обители. Иеромонах Савватий (будущий схиархимандрит Зосима) приехал в Никольское в 1986 году в полуразрушенный храм без иконостаса и в обгоревший сарай вместо священнического домика. Трудами игумена Савватия храм был отреставрирован, построена крестилка с настоятельскими покоями и паломническая гостиница с трапезной. В 1990 году игумен Савватий был возведен в сан архимандрита, а в 1992 году - пострижен в схиму с именем Зосима. Со временем количество людей, желавших послужить Богу под духовным окормлением схиархимандрита Зосимы, увеличивалось. Был построен братский корпус, устроена богадельня ( Дом милосердия по уходу за немощными и престарелыми). А в 2001 году Свято-Николаевской сестринской общине села Никольское был дан статус монастыря, в 2002 году - зарегистрирован Свято-Васильевский мужской монастырь. Наместником монастыря до своей кончины (в августе 2002 г.) был схиархимандрит Зосима. В настоящее время священноархимандритом и настоятелем обители является Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион. 7 мая 2005 года Митрополит Иларион возвел наместника монастыря схиигумена Алипия (Бондаренко) в сан схиархимандрита.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

ПОСТАНОВИЛИ: Благословить: 1) образовать Свято-Духовский мужской монастырь Днепропетровской епархии Украинской Православной Церкви (г. Днепр, поселок Краснополье). 2) принять и зарегистрировать Устав Свято-Духовского мужского монастыря Днепропетровской епархии Украинской Православной Церкви (г. Днепр, поселок Краснополье). 3) утвердить архимандрита Иеронима (Ермоленко Игоря Владимировича) на должности наместника (игумена) Свято-Духовского мужского монастыря Днепропетровской епархии Украинской Православной Церкви (г. Днепр, поселок Краснополье). Ж У Р Н А Л 38 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Горловского и Славянского Митрофана о создании Свято-Покровского женского монастыря Горловской епархии Украинской Православной Церкви на месте Свято-Покровского скита Свято-Сергиевского женского монастыря (г. Лиман Донецкой области) и утверждении монахини Ионы (Федоровой Светланы Павловны) в должности настоятельницы указанного монастыря с возведением ее в сан игуменьи и возложением наперсного креста по должности. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить: 1) образовать Свято-Покровский женский монастырь Горловской епархии Украинской Православной Церкви на месте Свято-Покровского скита Свято-Сергиевского женского монастыря (г. Лиман Донецкой области). 2) принять и зарегистрировать Устав Свято-Покровского женского монастыря Горловской епархии Украинской Православной Церкви (г. Лиман Донецкой области). 3) утвердить монахиню Иону (Федорову Светлану Павловну) в должности настоятельницы Свято-Покровского женского монастыря Горловской епархии Украинской Православной Церкви (г. Лиман Донецкой области) с возведением ее в сан игуменьи и возложением наперсного креста по должности. Ж У Р Н А Л 39 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Черновицкого и Буковинского Мелетия о создании женского монастыря в честь блаженной Ксении Петербургской Черновицко-Буковинской епархии Украинской Православной Церкви на месте скита в честь блаженной Ксении Петербургской при Свято-Вознесенском Банченском монастыре (с. Молница Герцаевского района Черновицкой области) и утверждении монахини Феодоры (Игнат Анжелы Ивановны) в должности настоятельницы указанного монастыря с возведением ее в сан игуменьи и возложением наперсного креста по должности.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010