Иконография великомученика Георгия в Новое время повторяет уже сложившиеся схемы. Одним из излюбленных сюжетов, в частности старообрядческого литья XVIII–XIX веков, является «Чудо о змии». Известны памятники краткого и распространенного изводов. В XIX веке в старообрядческой среде были широко распространены медные складни с изображением как «Чуда о змии» в среднике, так и пешего Георгия-воина в молении, представленного среди избранных святых в деисусной композиции. Великомученик Георгий остается одним из самых почитаемых святых, его изображение часто включается в число избранных святых. Чудотворные иконы святого великомученика Георгия Победоносца БАЛАКЛАВСКАЯ Явление этой иконы связано с чудом, давшим начало Свято-Георгиевскому Балаклавскому монастырю. Она была обретена терпящими бедствие моряками на скале, получившей название Скалы святого Явления. Впоследствии рядом с этим местом на берегу была основана обитель. Сегодня обретенный на скале чудесный образ святого Георгия находится в Государственном музее изобразительных искусств Украины, в Киеве. (Подробнее см. раздел «Чудеса: Спасение мореплавателей у побережья Крыма»; раздел «Храмы и монастыри: Балаклавский Свято-Георгиевский мужской монастырь»). ФАНУИЛЕВА Эта икона – главная святыня Зографского Афонского монастыря. Изображенный на ней лик святого Георгия чудесным образом «перешел» на эту икону с иконы Палестинского монастыря Фануэль. (Подробнее см. раздел «Чудеса: Чудесное перенесение образа святого Георгия на Афон»; раздел «Храмы и монастыри: Афонский монастырь Зограф»). АРАВИЙСКАЯ Аравийская икона святого Георгия Победоносца – еще одна святыня Афонского Зографского монастыря. Согласно преданию, эта икона была написана в Аравии, откуда она и прибыла на Афон. Это произошло следующим образом. Божией силою она приплыла на волнах Эгейского моря, остановившись недалеко от пристани греческого монастыря Ватопед. Не только этот монастырь, но все афонские обители желали иметь чудотворную икону святого Георгия. Монахи даже вступили в спор, чьей обители должна принадлежать чудесная находка, но поддержали мнение старцев, решивших, пусть свершится воля Божия: обретенную икону возложили на спину молодого дикого мула и пустили его с ней по афонским тропам, чтобы видеть, около какого именно монастыря изволит он оставить свою бесценную поклажу. Мул миновал Ватопед и пошел по каменным тропам в гору, в лесные дебри. Через некоторое время его нашли с иконой на холме напротив Зографа. С сердечной радостью иноки этой обители приняли к себе вторую икону святителя Георгия. В память об этом чудесном событии на том самом месте, где когда-то остановился мул с чудотворной иконой, иноки построили келью с маленькой церковью во имя святого Георгия Победоносца. МОЛДАВСКАЯ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Находившиеся в обители 12 монахов с настоятелем архимандритом Геронтием 11 месяцев пробыли в плену, все это время в Балаклавском монастыре возносились молитвы о победе русского оружия. Служившие на кораблях Черноморского флота иеромонахи, приписанные к Балаклавскому монастырю, принимали участие в защите Севастополя, за что после снятия осады удостоились наград «За защиту Севастополя», «В память войны 1853–1856 годов». 5 августа 1861 года монастырь посетил император Александр II с императрицей Марией Александровной и детьми. В ходе осмотра обители государь пожертвовал 500 рублей на устройство нового настоятельского дома с мезонином. 14 сентября 1891 года при изобильном стечении богомольцев в Свято-Георгиевском монастыре состоялось торжественное богослужение в честь 1000-летия обители, которое возглавил епископ Симферопольский и Таврический Мартиниан. В связи с этим событием в 1891–1893 годах в обители проводились археологические исследования, в ходе которых были открыты несколько древних пещерных храмов. На месте одного из них в 1893 году по проекту архитекторов Н. М. Чагина и В. А. Фельдмана была устроена церковь Рождества Христова, алтарь которой находился в пещере. В этом храме игуменом Никандром было установлено неусыпное чтение Псалтири. Оно осуществлялось в пещерном храме Рождества Христова. Также в связи с 1000-летним юбилеем Балаклавского монастыря на скале Святого Явления (Георгиевской), где, по преданию, была обретена икона великомученика Георгия, водрузили каменный крест с изображением святого. К началу XX века помимо храмов на территории монастыря находились свечной завод, братский корпус, двухэтажная гостиница, домик настоятеля, летний дачный дом адмирала М. П. Лазарева. Монастырь имел подворье в Екатеринодаре, при храме великомученика Георгия Победоносца. Обитель владела 904 десятин земли, большая часть которой (кручи, утесы, каменистая степь) была непригодна для использования, а также лесным участком близ Алтаузской дачи. На содержание обители в год выделялось 3 тысячи рублей, 593 рублей в год монастырь получал за сданную в аренду землю. В Севастопольском отделении Госбанка монастырь имел капитал 22 615 рублей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

И вот из Риги через Лиепаи, Гданьск, Кобленц и Прагу, через лагеря беженцев и тяготы изгнанничества, с риском для жизни и сохранности святыни икону сохранил и вывез в США тогдашний рижский епископ и будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн (ум. 1982). Все годы вынужденного изгнания святыня бережно хранилась владыкой, завещавшим вернуть ее на Родину, когда Россия освободится от власти истребителей христианства. Хранитель иконы, приемный сын владыки Иоанна протоиерей Сергий Гарклавс, бывший во время войны еще юношей, на своих плечах нес чудотворный образ буквально через огонь и воду. В 2003 году он принял окончательное решение о возврате образа в восстанавливаемую Тихвинскую обитель. В апреле 1995 года жители города Тихвина обратились с открытым письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой благословить открытие Богородичного Успенского мужского монастыря. Уже через месяц было зарегистрировано религиозное объединение «Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь». В том же году в монастырь въехали первые насельники, которые вместе с паломниками начали реставрационные и строительные работы. Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери вернулась на Родину 23 июня 2004 года. Балаклавский Свято-Георгиевский мужской монастырь Украина, Крым, г. Севастополь, н/п Балаклава. В море у Севастополя, увенчанная крестом, возвышается темная Георгиевская скала, с которой связано распространенное предание о греках и об их чудесном спасении во время бури в 890 году. Бушующее море утихло после молитвы, обращенной к великомученику Георгию. Благодарные греки на следующий год устроили здесь небольшую пещерную церковь и тем самым положили основание обители. Некоторые исследователи датируют пещерную церковь VIII веком, другие считают, что она возникла гораздо позже. В XV веке турки разместили гарнизон по соседству с пещерными храмами. Поэтому монахи были вынуждены уйти из обжитого веками монастыря и нашли уединенное и довольно безопасное место в районе мыса Фиолент.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В 1926 году в Балаклавском Свято-Георгиевском монастыре жили 12 насельников, последний известный настоятель – игумен Нафанаил. По ходатайству президиума Севастопольского райисполкома, 29 ноября 1929 года монастырь был закрыт и передан курортному тресту. В Крестовоздвиженском храме службы продолжались до мая 1930 года. Храм во имя святого великомученика Георгия был бульдозером сброшен в море – на его месте были поставлены парковые скульптуры. Рождественский храм был передан Севастопольскому музейному объединению, остальные здания – санаторию ОСОАВИАХИМ. На бывших монастырских землях располагались совхоз «Безбожник», совхоз Военпорта и молочная ферма. Через территорию монастыря была проложена канализация, которая быстро пришла в негодность и засорила святой источник и весь склон. В 1939–1941 годах в корпусах Балаклавского монастыря размещались военно-политические курсы Черноморского флота, во время Великой Отечественной войны – курсы для сержантов и офицеров 109-й стрелковой дивизии Приморской армии, несколько медсанбатов. 14 сентября 1991 года, когда отмечалось 1100-летие монастыря, епископом Симферопольским Василием (Златолинским) на скале Святого Явления при помощи вертолетчиков Черноморского ВМФ был установлен крест, владыка отслужил молебен. 22 июля 1993 года Балаклавский монастырь был возвращен РПЦ. Благодаря усилиям первого наместника архимандрита Августина (Половецкого) был отреставрирован пещерный Рождественский храм обители. Первые насельники возрожденной обители жили в палатках. За лето также частично восстановили старую монастырскую трапезную, в которой зимовали. 29 октября 2000 года начались работы по воссозданию уничтоженного собора во имя великомученика Георгия Победоносца. Также в 2000 году была восстановлена часовня Иверской иконы Божией Матери по проекту покойного архимандрита Августина (Половецкого) как памятник в честь 2000-летия Рождества Христова. В часовне покоятся останки ктитора монастыря князя А. Н. Голицына, генерала от инфантерии графа Ивана Осиповича Витте, дочери севастопольского купца Иванова и двоих неизвестных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Также в старопечатном воскресном с толкованием Евангелии в неделю 16 в 37 Слове. Также в старопечатной книге под названием: «О правой вере» в 7 главе на стр. 59, и в предисловии на означенную книгу. Также в Откр.с толк. на стихи 13 и 14-й; в Кормчей в толк. 52 и 55 правила Св. Апостолов: « Церковь есть образ будущих, сего ради и совершаемая в ней небесна суть и духовна; зане якоже девять чинов суть на небеси, сиречь: Престолы, Херувимы, Серафимы, Господствия, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы; тако и в Церкви Патриархи, Митрополиты, Епископы, Иереи, Дьяконы, Поддьяконы, Чтецы, Певцы, Иноки». Взято из книги Петра Дамаскина . См. в Доброт. в 3. ч. в конце 1-й книги. 20 Все сие происходило со мною в вышеупомянутом Высоковском ските в 1806 году, месяца Декабря 2 дня. 22 Означенный Корсунский монастырь состоит в Екатеринославской Епархии, в Губернии Таврической, от уездного города Алешек вверх против течения реки Днепра в 40 верстах. 23 Объявляю благосклонному читателю по совести, что с самого вступления моего в Георгиевский Балаклавский монастырь дух мой соделался гораздо спокойнее, нежели когда я находился в Корсунском монастыре; и это потому, что тогда, по благости Премилосердого Бога, я совершенно сверг с себя раскольническое иго, тяготившее душу мою от юности моей боле тридцати лет. И ныне, живя в соединении и повиновении Православной Восточной Кафолической Церкви, яко матери своей, и все ее установления и обряды почитая за свято, молю Всевышнего Бога, да коснется Он благодатью Пресвятого Духа Своего сердец и прочих, подобно мне, погрешающих по невежеству своему отступлением от Святой Церкви, и да исправит их, якоже и меня, обращением к оной. Мф.3:9 . 24 Раскольники говорят, что триперстное сложение возымело свое начало в России от Никона, бывшего Московского Патриарха, а до того времени будто бы нигде во всем свете и ни в какой Церкви оно в употреблении не было; и потому, ради сего, якобы новоизобретенного пункта учения на присоединение церковное более всего мы, говорят они, согласиться не можем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

27–28 августа 1855 года, после второго генерального штурма Севастополя, взятия французами Малахова кургана и перехода русских войск по понтонному мосту на Северную сторону, оборона города была свернута и, как следствие, активные боевые действия в Крыму завершились. 30 марта 1856 года состоялось подписание Парижского мирного договора. Восточная война стала достоянием истории. Последние войска союзников покидали Крым. Георгиевский монастырь освобождался от присутствия неприятеля. Предчувствие скорой встречи с возвращающейся в родную обитель братией, сражавшейся в Севастополе, ощущается даже в том, что монастырские запасы пополнились 80 литрами рома, закупленными у французов. В день, когда английский флот оставил Балаклавскую бухту, в монастыре отслужили молебен двенадцати апостолам и помянули всех, погибших на поле брани. Наступила мирная жизнь со своими духовными радостями и будничными хлопотами. «Драгоценное напоминание глубокой старины…» Чтение Псалтири в пещерном храме «Вся экономия вверенного мне монастыря разорена неприятелем: лес в 17 десятин, большей частью дровяной, уничтожен с корнями: виноградный сал в 3 десятины истреблен; до 100 деревьев фруктовых и небольшая дубовая рощица в 1 десятину искорежены. 36 голов рогатого скота и 25 лошадей угнали. Кроме того, все хозяйственные заведения на хуторе уничтожены, не говоря уже о том, что в самом начале прибытия они воспользовались шестью стогами сена, приготовленного на зиму, и стогом пшеницы, которой не успели смолотить», – писал архимандрит Геронтий в Херсонскую духовную консисторию. По мнению настоятеля, монастырь понес убытков на 20370 рублей серебром. Но с Божией помощью жизнь обители налаживалась. Братия возобновила виноградники, фруктовый сад, обзавелась домашним скотом, занялась пчеловодством. После того как в 1860 году о. Геронтия назначили настоятелем Новгородского Юрьева монастыря, на его место был поставлен архимандрит Никон – «протоиерейский сын», управлявший Георгиевским монастырем до 1867 года. Монашеский постриг он принял от епископа Тамбовского и Шацкого Афанасия (Телятьева) в 1829 году. Был настоятелем Лебедянского Свято-Троицкого Яблонового и Шацкого Черниева Николаевского монастырей, а также Черноморской Екатеринино-Лебежской Николаевской пустыни. Отец Никон пережил «зверские меры к разрушению Соловецкой святыни» от англичан.

http://pravoslavie.ru/4022.html

диакон Никольского собора Георгиевска Димитрий Мозжухин и участники спортивных состязаний в колонии для несовершеннолетних ЦВ 11 (384) июнь 2008 /  13 июня 2008 г. Диакон, тренер, миссионер Диакон Димитрий Мозжухин служит на Северном Кавказе в городе Георгиевске и занимается духовным попечительством местной воспитательной колонии для несовершеннолетних. Используя свою прежнюю, мирскую профессию преподавателя физкультуры, он пытается с помощью спорта сплотить малолетних осужденных, наладить между ними отношения взаимовыручки, внести в их жизнь христианский смысл. Диакон Владимир Шалманов родом с Урала, Дмитрий в детстве переехал с родителями в Георгиевск. Мама его была католичкой и здесь впервые пришла в православный храм. Это был Никольский собор, настоятелем которого, а также благочинным Георгиевского округа Ставропольской и Бакинской епархии в то время был протоиерей Владимир Терюшов, ныне покойный. Вскоре отец Владимир присоединил ее к Православной Церкви, тогда же принял крещение и двенадцатилетний Дима. Жизнь шла своим чередом. Мальчишка учился в школе, по праздникам ходил с мамой в храм, а все свободное время отдавал спорту. Тренировался в секции дзюдо, пока в начале 1990-х не посмотрел фильм «Терминатор». Гора мускулов Арнольда Шварценеггера так поразила Диму, что он начал заниматься бодибилдингом. После школы он окончил Георгиевский гуманитарно-техническом колледж по специальности «преподаватель физкультуры», в 1997–1999 годах служил в армии. 20 января 1999 года Мозжухиных постигла тяжелая утрата — умер глава семьи. В один из майских дней того же 1999-го Дмитрий, демобилизовавшись, вернулся в Георгиевск и сразу же пошел в собор, чтобы заказать панихиду по своему отцу. Там состоялся его разговор с протоиереем Владимиром Терюшовым, определивший дальнейший ход событий. Батюшка, зная что юноша обладает красивым голосом, благословил его ходить на клирос. Вскоре Дмитрий женился, принял священный сан (это произошло 20 января 2000-го), был назначен штатным диаконом в Никольский собор, поступил в семинарию. Служил, учился, воспитывал сына — но и спорт не забывал.

http://e-vestnik.ru/analytics/diakon_tre...

      К 16 июня в Церкви беженцев приняли на проживание в церковный приют в станице Манычской, приют в Воронежской епархии, Свято-Иверский женский монастырь Ростовской епархии, Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь Тверской епархии, Марфо-Мариинский монастырь Белгородской епархии, епархиальный центр матери и ребенка в Белгороде, Ковалевский детский дом в Костромской епархии, епархиальный приют в Ставрополе, Крымский дом для мамы Симферопольской епархии, Святогорская лавра Донецкой епархии, Свято-Иоанно-Предтеченский мужской монастырь Луганской епархии в Чугинке, Сергиевский женский монастырь Горловской епархии в Сергеевке, Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь, Иоанно-Богословский мужской монастырь и Крестовоздвиженский храм Винницкой епархии, Троицкий кафедральный собор и Успенский Елецкий монастырь Черниговской епархии, Галайковский Свято-Преображенский монастырь Могилев-Подольской епархии, Банченский монастырь Черновицко-Буковинской епархии, Кирилло-Мефодиевский Свалявский, Николаевский, Покровский Ракошинский и Успенский Домбокский монастыри Мукачевской епархии, Свято-Успенская Почаевская Лавра, Ольшанский женский монастырь и Нещеровский Свято-Преображенский монастырь Киевской епархии, храм мученицы Татианы в селе Выгода и Свято-Никольский храм Первомайского Одесской епархии, Архангельско-Михайловский монастырь и Свято-Пантелеимоновский мужской монастырь в Одесской епархии, Свято-Елизаветинский монастырь и Свято-Успенский храм Кировоградской епархии, Городокский, Дерманский, Беловский и Гощанский монастыри Ровенской епархии, Киево-Печерская Лавра, Свято-Покровская Голосеевская пустынь, Свято-Введенский монастырь, Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь, Свято-Пантелеимоновский монастырь в Киеве, Киевская духовная академия и семинария, Свято-Благовещенский храм Краснограда, Свято-Владимирский храм Харькова, Свято-Духовский храм Богодухова Харьковской епархии, Полтавская миссионерская духовная семинария, Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь, Свято-Покровский храм в Днепре Святогорский Зимненский женский монастырь Владимир-Волынской епархии.  Также при поддержке Церкви беженцы размещены в Новочеркасске Ростовской епархии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

5  Троице-Сергиева лавра (1993 г.); Смольный институт и монастырь, Санкт-Петербург (1994 г.); Свято-Введенский монастырь, Ярославль, монастырь Курской Коренной Рождество-Богородицкой пустыни, Соловецкий монастырь (1997 г.); Нило-Столобенская пустынь, Саввино-Сторожевский монастырь (1998 г.); Юрьев монастырь, Новгород (1999 г.); Николо-Угрешский монастырь (2000 г.); Свято-Иоанновский женский монастырь в Санкт-Петербурге, Иверский монастырь на Валдае (2002 г.); Свято-Данилов монастырь, Москва, Ипатьевский монастырь, Кострома, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь (2003 г.); Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев Посад, Спасо-Преображенский монастырь, о. Валаам (2004 г.); Раифский Богородицкий монастырь, Республика Татарстан (2005 г.); Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, Коневский Рождество-Богородичный монастырь (2006 г.); Веркольский Артемиев монастырь, Архангельская обл., Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь, Печоры, Вятский Успенский Трифонов монастырь, Киров (2007 г.); Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, Псков, Владимирский собор Задонского Рождество-Богородицкого монастыря, Липецкая область (2008 г.); Свято-Троицкий Сканов монастырь, Пензенская обл., Никольский монастырь, с. Старая Ладога, Ленинградская область (2009 г.); Александро-Свирский монастырь, Ленинградская обл., Санаксарский монастырь, Мордовия, Кирилло-Белозерский монастырь, Вологодская обл. (2010 г.); Казанский Богородицкий монастырь, Свято-Введенский монастырь «Оптина пустынь», Калужская обл., Свято-Троицкий монастырь, Муром, Владимирской обл. (2011 г.); Успенский Колоцкий монастырь, Можайский район Московской обл., Ферапонтов Лужецкий монастырь, г. Можайск, Алексеево-Акатов монастырь, Воронеж (2012 г.); Иосифо-Волоцкий монастырь, с. Теряево Московской обл., Свято-Успенский монастырь, г. Старица Тверской обл., Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, г. С.-Петербург (2013 г.); Спасо-Елизаровский монастырь Псковская обл., Старо-Голутвинский монастырь, г. Коломна Московской обл. (2014 г.); Крестовоздвиженский собор Белогорского Свято-Николаевского монастыря, Пермский край, Храм иконы Божьей Матери Всех скорбящих Радость Свято-Успенского Далматовского монастыря, Курганская обл. (2015 г.); Свято-Иоанно-Богословский монастырь, с. Пощупово Рязанской обл. (2016 г.); Монастырь Сурб Хач, Республика Крым, Новоспасский монастырь, г. Москва, Церковь Спаса Преображения Свенского монастыря, с. Супонево Брянского района Брянской обл., Житенный монастырь, г. Осташков Тверской области (2017 г.); Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь,  с. Макарьево   Нижегородской обл.  (2019 г.); Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, Архангельская обл. (2020 г.); Богородице-рождественский Бобренев мужской монастырь, Московская обл. (2021 г.); Свято-Троицкий Холковский монастырь, Белгородская обл. (2022 г.).

http://pravoslavie.ru/155352.html

ПОСТАНОВИЛИ: Освободить архимандрита Петра (Кучера) от обязанностей наместника Свято-Боголюбского мужского монастыря поселка Боголюбово Суздальского района Владимирской области. СЛУШАЛИ: 4. Прошение Преосвященного Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия о преобразовании Константино-Еленинского прихода г. Владимира в Свято-Боголюбский Алексиевский мужской монастырь, о переводе в него Свято-Боголюбского мужского монастыря из поселка Боголюбово Суздальского района и о назначении настоятеля обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование Константино-Еленинского прихода г. Владимира в Свято-Боголюбский Алексиевский мужской монастырь. 2. Перевести Свято-Боголюбский мужской монастырь поселка Боголюбово Суздальского района в Свято-Боголюбский Алексиевский мужской монастырь г. Владимира. 3. Утвердить настоятелем Свято-Боголюбского Алексиевского мужского монастыря г. Владимира игумена Авраамия (Павличенко), освободив его от должности настоятеля Свято-Васильевского мужского монастыря г. Суздаля Владимирской области. СЛУШАЛИ: 5. Прошение Преосвященного Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия об утверждении иеромонаха Гавриила (Крускопа) настоятелем Свято-Троице-Никольского мужского монастыря г. Гороховца Владимирской области. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить иеромонаха Гавриила (Крускопа) настоятелем Свято-Троице-Никольского мужского монастыря г. Гороховца Владимирской области. СЛУШАЛИ: 6. Прошение Преосвященного Епископа Кагульского и Лапушнянского Анатолия о благословении на открытие Свято-Владимирского женского монастыря г. Кагул Республики Молдова. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Свято-Владимирского женского монастыря г. Кагул Республики Молдова для возрождения в нем монашеской жизни. 2. Утвердить духовником-администратором Свято-Владимирского женского монастыря г. Кагул Республики Молдова протоиерея Михаила Урсаки, клирика Кагульско-Лапушнянской епархии. СЛУШАЛИ: 7. Прошение Преосвященного Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония о благословении на открытие Свято-Вознесенского женского монастыря п. Кочергино Курагинского района Красноярского края и о назначении настоятельницы обители.

http://sedmitza.ru/lib/text/429517/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010