В Кизилташской скале есть две пещеры, в одной из которых устроена часовня, на ее стенах сохранились следы изображения неизвестного святого и источник названый в честь святого Стефана Сурожского. В водах этого источника в 1825 году местным пастухом-татарином была обнаружена древняя икона Божьей матери, пастух отдал ее греку-купцу, а купец отвез в Феодосию и передал икону протоиерею Иосифу. После осмотра феодосийским протоиереем Иосифом деревянная икона Пресвятой Богородицы передана в церковь святителя Стефана. После чего сюда стали стекаться верующие люди. В день успения Богоматери — 15 августа христиане стали совершать Богослужения в знаменитой пещере. В этой пещере так же молилась девушка из Болгарии, Константина, известная как Параскева, принявшая постриг и ставшая первой настоятельницей в Свято-Троице-Параскевиевском женском монастыре в урочище Топлы. Первыми поселенцами мужского общежительного монастыря стали странствующие богомольцы Андронник и Пантелеймон. Они построили первый молитвенный дом и скромное жилище. Архиепископ Иннокентий в 1856 году освятил эту скромную церковь во имя святого Стефана Сурожского. После чего к нему обратились граждане, соседствующих Судака и Феодосии с просьбой открытия киновии в Кизилташе. Просьба была удовлетворена по решению Святейшего Синода. Первым настоятелем стал игумен Арсений, переведенный из Балаклавского Свято-Георгиевского монастыря. В образованной киновии собралось 11 монахов, и началось обустройство монастыря. В 1859 году настоятель сменился. Его место занял Иеромонах Парфений, который был переведен в Кизилташскую обитель из Балаклавского Георгиевского монастыря. Во время Крымской войны, будучи помощником благочинного до конца осады Севастополя Парфений находился рядом с солдатами, исповедовал и причащал, не боясь обстрелов, отпевал погибших. За проявленное мужество после войны был награжден наперстным крестом на георгиевской ленте, за инженерное изобретение подъемника для затонувших грузов — наперстным крестом от святейшего Синода, а так же наперстным бронзовым крестом в память войны 1853-1856 гг. |
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь расположен юго-восточнее Севастополя, между Мраморной балкой и мысом Фиолент, на Гераклейском полуострове, на верхней террасе берега, отвесно обрывающегося с запада к морю. Монастырь Святого Георгия на мысе Фиолент - один из первых в Крыму объектов паломнического туризма. Существует предание об основании Балаклавского Георгиевского монастыря, гласящее из рода в род, что греки во время плавания по Черному морю, были застигнуты страшною бурею и гонимы волнами к огромным острым камням, видя свою неизбежную погибель, воззвали о спасении к великомученнику Георгию, и он, услышав вопль их сердечный, явился на большом камне, отстоящем от берега в десяти саженях, и буря в тот же час утихла. Греки, бывшие на краю гибели, спасенные покровительством великомученника, в знак благодарности близ того самого места, где погибали, устроили в скале, где ныне Георгиевская церковь, около 891 года, пещерную церковь и поставили чудотворную икону. Более других набожные стали жить при храме постоянно, и положили основание обители имени святого великомученика Георгия Победоносца. До присоединения Крыма к Росии, Свято-Георгиевский монастырь находился в зависимости от Константинопольского патриархата. В 1794 г. его подчинили святейшему синоду, и он стал официально именоваться Балаклавским Георгиевским монастырем. К 1854 г. в обители имелось три храма: святого Георгия (построен в 1816 г. на месте старинной одноименной церкви, домовой храм святого Дмитрия и церковь во имя Воздвижения Чесного Креста (сооружена в 1850 г). В 1810-15 годах на месте старого и уже обветшавшего был возведен новый Георгиевский храм (при расчистке места для постройки рабочие обнаружили пещеру - остатки древней пещерной церкви; к сожалению, эту пещеру вновь засыпали). Храм представлял собой здание с одним куполом, установленным на круглом световом барабане с широкими полукруглыми окнами. Вход был оформлен в виде портика с четырьмя колоннами дорического ордера и треугольным фронтоном. Храм представлял собой здание с одним куполом, установленным на круглый световой барабан с широкими полукруглыми окнами. Вход был оформлен в виде портика с четырьмя колоннами дорического ордера и треугольным фронтоном. Крышу покрыли железом, выкрашенным в зеленый цвет. Большие прямоугольные окна украсили подоконниками из белого мрамора. |
Докладчики рассказали монашествующим о событиях прошлого, которые не могли не взволновать потомков людей, спасших нашу Отчизну и весь мир от фашизма. В Инкерманском монастыре в 1942 году располагался штаб 25-й Чапаевской стрелковой дивизии, которая держала оборону Севастополя, защищая каждый метр земли. Осталось военное кладбище на территории монастыря, и братия за ним ухаживает. В селении Лаки Бахчисарайского района, среди отвесных скал Качинского каньона есть мужской монастырь святого апостола и евангелиста Луки. Лаки – древнее место IV века в горах, где проживали греки. Весной 1942 года каратели сожгли это селение полностью и уничтожили его жителей за то, что они обеспечивали едой и одеждой партизан, активно их поддерживали. Там остались только руины храма. Но сейчас монастырь возрожден, возрождена в нем монашеская жизнь. В этой обители я начинал послушником, затем по благословению митрополита Лазаря занимался оформлением самого монастыря, его восстановлением. И вот уже 14 лет являюсь его наместником. Лаки еще называют «Крымской Хатынью». Это одна из известных трагических и героических страниц той войны. Ваше Преосвященство, а Вы одновременно возглавляете несколько обителей? На сегодняшний день я являюсь наместником четырех мужских монастырей. Двух севастопольских – Свято-Климентовского Инкерманского (где подвизается 30 человек братии) и Свято-Георгиевского Балаклавского на мысе Фиолент (там 20 насельников). Плюс два горных монастыря – Новоспасский в селе Терновка Балаклавского района и святого апостола Луки в селе Лаки Бахчисарайского района. В горных обителях братии немного, туда я стараюсь регулярно выбираться – живу в них какое-то время, служу. Сам принимаю монашествующих, послушников, трудников в эти обители. Кроме того, с 2010 года Вы несете послушание благочинного по делам монастырей Симферопольской и Крымской епархии. По какому принципу посещаете их? Бываю в них по графику. Раз в две недели «по кругу» посещаю каждый из них. Примером для меня и братии является наш владыка митрополит, который постоянно объезжает все монастыри – даже горные, куда сложно подняться. |
Еще в 1850 году монастырь возвели в первый класс. Для посетителей устроили гостиницу, а для офицеров Черноморского флота – флигеля. Лишь Крымская война и осада Севастополя, во время которой обитель оказалась плененной французами и англичанами, прервала мирную жизнь монахов. В монастырских постройках разместился ряд штабных офицеров союзников. По некоторым данным, обитель приглянулась и Флоренс Найтингейл (первой медсестре), прибывшей из Англии в Балаклаву в начале 1855 года. Через три месяца после заключения Парижского мирного договора, в июне 1856 года, английские суда с войсками вышли из Балаклавской бухты. В 1890 году отпраздновали 1000-летие обители. На скале Святого Явления, где, согласно легенде, спасшиеся греки обнаружили икону Георгия Победоносца, водрузили каменный крест с изображением святого, поражающего дракона, датами «891—1891» и памятной надписью. В скале вырубили ступени. Стали восстанавливать пещерную церковь во имя Рождества Христова. В дни празднования у монахов появилась мысль устроить в обители обширный соборный храм в память 1000-летия монастыря и в честь чудесного избавления цесаревича Николая Александровича от опасности в Японии. Но деньги собирали несколько лет, и только в октябре 1898 года Николай II вместе с императрицей Александрой Федоровной заложили первые камни соборного храма. В том же году у Святых ворот соорудили небольшую часовню во имя святого великомученика Георгия. В 1929 году Георгиевский монастырь был ликвидирован и передан курортному тресту. Еще в мае закрыли все церкви. Пещерную отдали музейному объединению, остальные – санаторию Осоавиахима. Уникальный храм святого Георгия просто снесли (от церкви остался фундамент, подвальная часть и ступени белого мрамора). Вскоре санаторий тоже закрыли. По некоторым данным, с 1930 по 1933 год на территории монастыря находился лагерь для лиц, которые чем-то не угодили Советской власти. В июне 1936 года монастырские постройки вновь отдали Осоавиахиму под дом отдыха на 400 мест. С конца 1939 до ноября 1941 года в бывшем монастыре находились Военно-политические курсы Черноморского флота. На монастырских землях расположились три совхоза. |
Несли службу иеромонахи и на Кавказе: во флотских экипажах, на военных судах, в крепостях Сухум-кале и Геленджик, фортах Лазарева, Раевского, Вельяминова, в укреплениях Гагры, Святого Духа, Бомборы, Пицунды, Наваринского, в гарнизонах Шапсухо, Новороссийское и других. Служба на Кавказе для иеромонахов была далеко не безопасна. Несмотря на тесные связи с Черноморским флотом монастырь не был богатым: маленькая тесная церковь во имя святого Георгия, полуразрушенные кельи, грозящий рухнуть в любую минуту контрфорс, подпиравший склон горы, на террасе которой находились постройки обители. Средств на возведение нового храма монастырь не имел. Тогда монахи обратились за помощью к пастве. Три тысячи рублей пожертвовал адмирал Ф.Ф. Ушаков, по сто рублей севастопольский купец Казн и великий князь Николай Павлович – будущий император Николай При подготовке места для храма и расчистке склона горы рабочие наткнулись на засыпанную пещеру – остатки древней пещерной церкви. Только в 1814 году храм святого Георгия принял верующих. Помимо храма были построены в монастыре братские кельи, фонтан и трапезная. В 1838 году на месте обветшавшей трапезной была построена новая. В июне 1869 года ее обновили. Под зданием проходил источник, оформленный в виде арки (в этом виде трапезная сохранилась до наших дней; ныне ее отремонтировали, приспособив под кельи монахов). В середине XIX b. был сооружен новый храм. Церковь святого Георгия стала тесна и в большие праздники уже не вмещала богомольцев. Освятили храм Воздвижения Честного Креста в 1850 году. В октябре 1846 года облагородили источник святого Георгия (в том же виде сохранился и доныне). Стена источника выложена серо-зеленым гранитом. Из этого же материала сделан бассейн, в который стекает монастырская водица. Над источником вмонтировано мраморное изображение покровителя монастыря – Георгия Победоносца на коне, поражающего копьем змия. Монастырь имел свой хутор (в одной версте восточнее обители), лесную дачу и подворья – в Екатеринодаре и Севастополе. |
Преподобномученик Софроний родился в 1870 году в селе Хрущевка 2-го округа Донской области в семье донского казака Харитона Несмеянова. Когда ему исполнился 21 год, он был призван на военную службу. По окончании службы Софроний Харитонович устроился на машиностроительный завод, где проработал девять лет. Ему исполнилось тридцать восемь лет, когда он, оставив мир, поступил послушником в Свято-Духовский монастырь в городе Царицыне Саратовской губернии. Здесь он принял монашеский постриг с оставлением того же имени, в 1910 году – был рукоположен во иеродиакона, а в 1915 году – иеромонаха. В 1917 году он прожил несколько месяцев в Хвалынском монастыре и затем был командирован в миссионерскую школу в село Подлесное к иеромонаху Антонию, где подвизался до середины 1918 года. В годы Гражданской войны отец Софроний не пожелал остаться в стороне от этих событий и в январе 1919 года стал полковым священником в Добровольческой армии генерала Деникина, где прослужил до разгрома белого движения, но с белыми не эмигрировал. В 1920 году он поступил на подворье Георгиевского Балаклавского монастыря в Екатеринодаре, где настоятелем в то время был архимандрит Дамаскин (Цедрик). После закрытия подворья в 1922 году иеромонах Софроний служил в приходских храмах и в 1924 году вернулся в Саратовскую епархию. Казанская церковь села Большие Озерки, находившаяся неподалеку от села Юрьевка, где в храме Рождества Богородицы служил отец Софроний, была захвачена в то время обновленцами. Они обратились к властям с клеветническими обвинениями в адрес иеромонаха Софрония. 11 февраля 1928 года он был арестован, но 16 августа того же года освобожден из-под стражи. Было учтено, что в 1926 году священник был уже судим за преподавание Закона Божия. 29 декабря 1930 был вновь арестован по обвинению в антисоветской агитации и 14 февраля 1931 года приговорен к ссылке в Северный край на три года. В 1933 году по отбытии срока ссылки по распоряжению архиепископа Тверского стал служить в храме села Рождественское Кашинского района. Через год переведен в храм села Ульянова Гора, а в феврале 1937 года - села Лозьево Бежецкого района. 22 сентября 1937 священник был арестован. Во время следствия держался с завидным мужеством, терпением и смирением. Виновным в выдвинутых против него обвинениях себя не признал, подписывать лживые протоколы отказывался. 1 ноября 1937 года иеромонах Софоний был приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение 3 ноября 1937 года. Погребен в общей безвестной могиле. |
Проект иконостаса выполнил В. А. Фельдман. Он был одноярусный деревянный, резной, покрытый позолотой, с одними створчатыми дверями. Царские врата - в виде полуциркульной арки, увенчаны крестом. Справа имелось изображение Христа Спасителя, слева - Св. Девы Марии. Фасад нижнего яруса пещерного храма представляли собой глухую стену с входным проёмом, обрамлённым небольшим порталом в центре. Слева и справа на перекрытие первого яруса вели пологие пандусы. Престол и кафедра вырублены в скале. Второй ярус - в виде прижатой к скале небольшой часовни - состоит из трёх сомкнутых полуциркульных арок, опирающихся на столбы. Центральная арка, в виде притвора, увенчанная крестом, в свою очередь, заполнена лёгкой трёхчастной византийской аркадой. С двух сторон к ней примыкали по бокам сходы. В мозаичном полу второго яруса были обозначены даты " 891-1891 " . Несмотря на значительные утраты, фасад этой церкви и сейчас поражает красотой, изяществом и тщательностью отделки. В 1929 году здания обители были переданы санаторию ОСОАВИАХИМа (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству), а храм Рождества Христова - Севастопольскому музейному объединению. 30 августа 1994 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь назначил наместником обители игумена Августина (Половецкого). 27 декабря 1994 года Священный Синод УПЦ благословил открытие Свято-Георгиевской обители. Приступив к своим обязанностям, настоятель организовал реставрацию пещерной церкви Рождества Христова. Через несколько лет этот отреставрированный пещерный храм стал неотъемлемым украшением Свято-Георгивского монастыря на мысе Фиолент. С сайтов: www.pravoslavie.ru/put/080219112817/Балаклавский монастырь святого Георгия Победоносца и www.krimoved-library.ru/books/В. Г. Шавшин/" Балаклава. Исторические очерки " Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог. |
Иеромонах Никандр в апреле 1853 года был послан в Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь «для служения флоту» и 26 мая назначен на корабль «Чесма» эскадры под командованием П.С.Нахимова. 18 ноября 1853 года произошло Синопское сражение, в ходе которого эскадра под командованием вице-адмирала П.С. Нахимова разгромила турецкую эскадру адмирала Осман-Паши. Иеромонаха Георгиевского монастыря Никандра, служившего на линейном корабле «Чесма», Нахимов особо отметил за храбрость и героизм. Указом от 28 ноября 6 монахов из 18-ти «за примерное благочестие, с которым ободряли раненых на кораблях во время боя при Синопе», были награждены золотыми наперсными крестами на Георгиевской ленте с денежной премией в размере годового жалования. После поражения в Альминском сражении Севастополь готовился к обороне, было принято решение преградить неприятелю вход в город путем затопления части флота в Севастопольской бухте и укрепить экипажами оставленных кораблей гарнизон. «Все священники фрегатов и кораблей, стоявших тогда на рейде и далее затопленных, обязаны были посещать те бастионы, где находились команды их экипажей, освящать батареи, исповедать умирающих и совершать различные церковные службы». По утверждению свидетелей, о. Никандр «постоянно подавал пример самоотвержения и помощи». Указом Александра II от 22 июня 1855 о. Никандр был награжден орденом святой Анны III степени. Иеромонах Никандр жил при храме св. Архангела Михаила в Севастополе в митрополичьих покоях. На его долю выпала честь сослужения с замечательным архипастырем св. Иннокентием (Борисовым). В честь отражения штурма преосвященный Иннокентий совершил Литургию перед этим храмом. И в этом же храме им был отпет флотоводец Нахимов, смертельно раненный на Малаховом кургане. С сентября 1854-го по август 1855 года иеромонах Никандр находился на I и II бастионах. 14 декабря 1856 года о. Никандр был награжден орденом святой Анны II степени и в том же году получил «светло-бронзовую медаль» на Георгиевской ленте. В конце 1850-х годов флотский иеромонах Никандр был назначен настоятелем храма святого Архистратига Божия Михаила в Алупке, который был построен в виде древнегреческой базилики в 1841 году графом Воронцовым для служащих его имения. Церковь посещали несколько сотен алупкинских прихожан, в том числе прикрепленные крестьяне из окрестных поселков Симеиз и Мухалатка. По окончании Крымской войны этот храм, некоторое время оставался единственным местом в южном Крыму, где не прекращались богослужения. Среди прихожан наряду с бедными простыми людьми были те, чьи имена вошли в историю России: философ Данилевский, военный министр Милютин, по словам которого, о. Никандр «пользовался общим уважением и любовью прихожан за честную жизнь и чистосердечие». |
Через месяц здесь побывала и великая княгиня Елена Павловна, влиятельная супруга великого князя Михаила Павловича. Был объявлен сбор средств по подписке для строительства будущей церкви в Свято-Георгиевском монастыре. В 1845 году от жертвователей поступило 3797 рублей. Значительным прибавлением к этой сумме стали взносы от митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова), светлейшего князя М.С. Воронцова, глав различных губерний. Всего набралось 10685 рублей. Храм возводился на монастырском кладбище по проекту архитектора Василия Александровича Рулёва, инженера-поручика морской строительной части. С одобрения Святейшего Синода митрополит Агафангел отправился в паломничество по святым местам Воронежа, Киева, Москвы и Петербурга. Эта поездка, длившаяся с 19 мая по 11 сентября 1846 года, имела ещё целью существенно пополнить монастырскую казну пожертвованиями для строительства Крестовоздвиженского храма. Новый каменный храм возвели " со всевозможным вкусом и благолепием " . Резьбу деревянного иконостаса исполнил мастер Рыбаков из Охты. Утварь заказали благолепную. Образа написал Н.М. Алексеев, академик живописи из Петербурга, известный своими работами в Исаакиевском соборе. Иконы же и стенные росписи доверили академическому живописцу Силину, которого рекомендовал вице-президент Императорской Академии художеств граф Ф. П. Толстой - прославленный автор эскизов к декору врат храма Христа Спасителя. Под церковью была устроена усыпальница-склеп со сводами, где нашли упокоение граф В.А. Перовский и княжна А.А. Оболенская. Вокруг храма соорудили ограду, которая с одной стороны была глухой каменной стеной, а с другой - чугунной решёткой художественного литья. Монастырская летопись не сохранила точной даты освящения Крестовоздвиженской церкви. Впрочем, резонно предположить, что торжество состоялось 21 мая 1850 года, в день прославления святых равноапостольных " первого царя во христианех " Константина и его благочестивой матери царицы Елены, обретшей в Иерусалиме Крест Христов, и праздник сретения чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Владимирской. |
«О юный странник, твой гонитель – Безжалостный, жестокий мир; Беги его в сию обитель, В Георгиевский монастырь! Туда, туда свой взор унылый, Печальный юноша, простри: Тебя так вечность за могилу Зовет – здесь слезы ты сотри!» Составитель исторического описания обители Е. Ливанов утверждал, что это – «лучшее в мире место для молитвы, для созерцания Бога… Тут, действительно, в святом уединении поклонишься Творцу со страхом и трепетом ». «Могущественное и грозное великолепие» прославленного монастыря даже публициста либерально-западнического толка и русофоба Е.Л. Маркова привело в восторг. Георгиевский Балаклавский монастырь. Современный вид. Фото: Юрий Данилевский Драматург А.Н. Островский и его товарищ замечательный актер А.Е. Мартынов летом 1860 года молились в монастыре. И представляется, будто слова Катерины из трагедии «Гроза» – «Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…» – по-особому зазвучали для Островского именно в этой поистине горней Георгиевской обители. Все мирское здесь отфильтровывается чрез духовную, нравственную константу жизни. Основателю киевского Свято-Троицкого монастыря архимандриту Ионе, в схиме Петру (Мирошниченко), дивно явившийся во младенчестве старец толковал: «Тебе нравится то, что птицы летают; имеют бо они от Бога данные им крылья, вот и парят по воздуху. И тебе хотелось бы так же летать свободно, как и они, но ты человек и сих видимых крыльев не имеешь, а потому тебе о сем скорбеть и не советую, а проси и моли Господа Бога, создавшего тебя, люби Его, благоугождай Ему и всего себя Ему предай; верою, правдою, любовью послужи Ему истинно; в надежде истинной уверившись, несомненно обрящешь и получишь желаемое; даст тебе Господь крылья не временные плотские и тленные, но истинные крылья, возносящие горé и горé к Богу, и тогда будешь парить». Подвигами духовного делания воспарил старец Иона ко Господу и сподобился быть свидетелем чудесного посещения Богородицей Севастополя во время Крымской войны 1953–1856 годов и милости сослужить Ей. Молился он тогда и о монахах, плененных в Георгиевском монастыре союзническими войсками. |
| |