Азовское море, имеющее до 340 верст длины и 150 в. ширины, омывает только северо-восточную часть Крыма, и чрез узкий Генический пролив соединяется с Сивашем, а чрез Керченский пролив – с Черным морем. Оно не глубоко, и замерзает, У Геродота называется limnh – залив, и носило различные название: Меотийское, или Меотисское или Меотида (у Страбона), Карполук, Темеринда; у коман, татар и турок – Кара-барук, Чабак, Балык и Азак-дениз. 103 Гнилое море (залив Азовского) или Сиваш имеет, при ничтожной глубине, 140 верст длины и 14 в. ширины, и содержит на 1000 гр. воды до 31 ¼ гр. соли, или 3,15 процента ее. Оно представляет узорчатое соединение озер и заливов. У греческих писателей называлось Сапранлимни (sapros гнилой и limnh залив), у монголо-татар – Улу-дениз (дениз – море), Чурук, Чуваш или Суваш, у Русских – Гнилое, потому что не имеет рыбы и летом издает сильный гнилой запах 104 Из заливов и бухт более известны: Каркинитский (в Евпаторийском уезде), очень большой между Кинбурнскою косою и Тарханкутским мысом. В него вдается длинная Джарылагачская коса. Он безжизнен, и оттого у греков назывался Некропил (necrov – мертвый и polh – ворота). По берегам были греческие колонии. Каркинитским назван от бывшего здесь города Каркинит или Коронитис, который, по мнению Бруна, был близ Евпатории, в урочище Юртлук, где и доселе находят остатки каменных построек, черепицы и древние греческие и римские монеты. Часть Каркинитского залива – Акмечетская бухта: не велика, но глубока. Евпаторийский, Джарлганский – в центре двух гнилых озер, называемых у татар сасых (вонючие). Феодосийский – очень большой, прикрытый от ветров. Судакский (лиман), не большой с юго-восточной стороны Судака. Ласпи, обильный рыбою и имеющий до 33 саж. глубины, в живописной, защищенной горами, местности; по берегам его – следы древних пещер, церквей и кладбищ. Лимены: имеет до 11 саж. глубины и удобен для купанья. Бухты: Алуштинская и Ялтинская, Севастопольская, имеет от 7 до 11 саж. глубины, до 7 верст длины и около 1 в. ширины. Извилистые берега образуют несколько меньших бухт. Северный и южный берег главной бухты высок, скалист и довольно крут. Татары называют ее Кады-лиман. Балаклавская: около 750 саж. длины, 250 ширины и 17 глубины; в древности у греков называлась она то Символом (sumbolwn limhn), то Стеностомом (от stenos – узкий и stoma – уста 105 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

В Крыму начинаются мероприятия, посвященные 150-летию Крымской войны Киев, 9 сентября 2004 г.   В Крыму в четверг и пятницу пройдут торжественные мероприятия, приуроченные к 150-летнию Крымской войны 1853-1856 годов. Центральным эпизодом Крымской войны стала героическая оборона Севастополя, продолжавшаяся 349 дней. По оценкам историков, потери России в войне составили полмиллиона человек, стран коалиции - 350 тысяч человек.   В мероприятиях, приуроченные к 150-летнию Крымской войны, принимают участие представители России, Украины, Италии, Франции, Великобритании и Турции, сообщает корреспондент Православия.Ru Сергей Степанов.   Как ожидается, на поле Альминского сражения под Бахчисараем состоится панихида по воинам, погибшим во время этой войны. По словам заместителя председателя Республиканского комитета по охране культурного наследия Крыма Вадима Мордашова, еще несколько лет назад мемориал на Альминском поле находился в запущенном состоянии и там паслись коровы. Теперь многие элементы комплекса, который начал создаваться сразу после Крымской кампании, восстановлены. Однако уже сейчас приходится реконструировать некоторые из них по второму разу. Недавно неизвестные вандалы повредили памятник Владимирскому полку – фигуру русского солдата, идущего в штыковую атаку. Это был первый памятник в России, главной фигурой которого являлся нижний чин.   В Симферополе руководство республики Крым возложит цветы к Долгоруковскому обелиску, в городе будет открыта мемориальная доска на здании бывшего госпиталя. На Симферопольском братском кладбище пройдет митинг-реквием. Юбилейные мероприятия продолжатся в Севастополе, где на Братском кладбище состоится митинг памяти и пройдет захоронение останков воинов, погибших во время Крымской войны. В Балаклавской долине запланировано открытие памятника гусарам Киевского полка.   В Севастополе члены иностранных делегаций прибудут к открытому в 1994 году символу-монументу " Памяти павших " . В юбилейных мероприятиях ожидается участие британского принца Майкла Кентского, командующего британским флотом адмирала Алана Уэста, командующего военно-морскими силами Турции Оздена Орнека, официального представителя начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Франции Алена Денвиля.   Напомним, что Крымская (Восточная) война России против коалиции в составе Великобритании, Франции, Турции и Сардинии продолжалась с 1853 по 1856 год. Кампания завершилась подписанием Венского мирного договора, в соответствии с которым Россия лишалась права иметь военный флот и военно-морские базы на Черном море, уступала Турции южную часть Бесарабии, обязалась не возводить укреплений на Аландских островах и признавала протекторат великих держав над Молдавией, Валахией и Сербией.   9 сентября 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/11008.html

Дамаскин (Цедрик) Дамаскин (Цедрик Дмитрий Дмитриевич), еп. Глуховский, вик. Черниговской епархии. Родился около 1880 года. Первоначальное образование получил в духовной семинарии. Окончил Владивостокский Восточный институт. К моменту хиротонии числился архимандритом Георгиевского Балаклавского монастыря. 14 сентября 1923 года хиротонисан в Москве Святейшим Патриархом Тихоном во епископа Глуховского, вик. Черниговской епархии. С 1923 по 1926 г. за отсутствием архиепископа Пахомия управлял Черниговской епархией. Придерживался правых группировок и Даниловцев. Вёл скитальческую жизнь. Назначения на кафедры не принимал. Отказывался от общения с митрополитом Сергием. Скончался 10 сентября 1943 года в Казахстане. Литература ФАМ I 84, стр. 7 Заметки и дополнения Е.М. 66 Исправл. и дополн. А.А. Er ist in Cherson als Sohn eines Postbeamten geboren, sein Bruder wurde als Priester zu Beginn der Oktoberrevolution von den Bolschewiki erschossen. Nach Abschluß der Mittelschule studierte er am Landwirtschaftsinstitut, das er als Agronom beendigte. Unter dem mönchischen Einfluß des Metropoliten Antonij (Chrapovickij) begann er an der GA Kazan’ orientalische Sprachen zu studieren, danach wurde er Mönch. Zunächst wirkte er als Missionar in Bej-Huan, in der orthodoxen Mission von Peking. Zu Beginn der Revolution kehrte er nach Rußland zurück. Im Gouv. Orel oder Tula wurde er von den Bolschewiki verhaftet und sollte wie sein Bruder ebenfalls erschossen werden. Vielleicht ist er von den Weißen befreit worden. 1919 kam er nach Kiev zu M Antonij und wurde von ihm zum Diözesanmissionar ernannt, zugleich setzte er seine Studien an der Kiever Akademie fort. Als die Weiße Armee sich zurückzog, kam er auf die Krim und begegnete hier EB Dimitrij Abašidze von Taurien, der ihn zum Archimandriten und Vorsteher des Georg-Klosters bei Balaklava (Krim) ernannte. Bei der Eroberung der Krim durch die Sowjets wurden beide verhaftet, doch bald wieder entlassen. 1923 erschien Archimandrit Damaskin in Moskau und wurde hier von Patriarch Tichon zum В von Gluchov (an der Grenze der obi. ernigov und Kursk) als Vertreter des EB Pachomij (Kedrov) von ernigov geweiht. Seine Tätigkeit hier war kurz, aber stürmisch. Mehrere Male wurde er verhaftet, doch immer wieder vor Feiertagen entlassen.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Разбор источников не оставляет сомнений, что мысль о «потемкинских деревнях» возникла за несколько месяцев до того, как Екатерина II ступила на новоприобретенные российские земли. Миф предварял реальность, и в этом нет никакого парадокса, если учитывать атмосферу соперничества, наговоров и взаимной ненависти, в которой жил петербургский высший свет. О том, что ее ожидает лицезрение размалеванных декораций, а не долговременных построек, царице твердили еще в Петербурге (об этом есть много тревожных помет в «Записках» М. А Гарновского [см. Гарновский], который управлял делами Потемкина в Петербурге). Еще оживленнее разговоры о непременной мистификации стали в Киеве, и Екатерина II вполне серьезно к ним прислушивалась. Не случайно в дневнике А. В. Храповицкого находим такую запись от 4 апреля 1787 г.: императрица порывается как можно скорее отбыть в Новороссию, «не взирая на неготовность к П , тот поход удерживающего»  [Храповицкий, 77]. Постоянная перлюстрация депеш европейских дипломатов, сопровождавших Екатерину II в путешествии на русский Юг, часто укрепляла и усиливала ее сомнения. Английский посланник Фиц–Герберт, например, отправлял донесения о непомерном, превосходящем все мыслимые границы честолюбии Потемкина, скептически замечая, что Потемкин ищет первенства только ради первенства. Фиц–Герберт даже придумал новороссийскому генерал–губернатору подходящий латинский девиз: «Nec viget quiquam simile aut secundum», т. e.: «Да не пребудет на кого–либо похож или после кого–либо вторым» [Храповицкий, 16]. Что же в действительности увидели в Новороссии императрица и ее великолепная свита? Что им показал Потемкин? Для них было приготовлено и им было преподнесено великолепное по разнообразию и пышности зрелище. Само собою разумеется, что многие ее частности следует трактовать как проявление того прихотливого самодурства, которым славился Потемкин. Такова, бесспорно, история с пресловутой амазонской ротой [см. Дуси, 226–268]. Согласно одному из тогдашних анекдотов (это слово я употребляю в его изначальном значении; анекдот — не вымысел, а рассказ о реальном и чем–либо замечательном происшествии), Потемкин незадолго до путешествия, еще в бытность в Петербурге, в разговоре с царицей «выхвалял храбрость греков и даже жен их». Екатерина выразила сомнение по этому поведу, и Потемкин обещался представить доказательства в Крыму. Тотчас (дело было в марте) в Балаклавский греческий полк поскакал курьер — с предписанием «непременно устроить амазонскую роту из вооруженных женщин». Ее командиром сделали Елену Сарданову, жену ротного капитана; «сто дам собрались под ее начальство».

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

Тела японцев и китайцев лежали отдельно. Один ряд покойников оказался не отпетым еще, и я их отпел, остальные ожидали изготовлявшейся братской могилы, чтобы лечь в ней своими костьми, исполнив свой долго перед Богом, царем и Отечеством. Отслужив потом общую панихиду об упокоении в Бозе всех, там почивших, я ушел с грустью в душе из этого царства мертвых. В землянках уже готовились к эвакуации раненых. Сначала думали, что не хватит вагонов для перевозки всех раненых, и нашему госпиталю предложено было остаться в Мукдене с тем, чтобы добровольно предаться в руки японцев, которых ждали к утру следующего дня, но эта мера оказалась излишней, и мы благополучно вывезли всех своих больных и сами убрались подобру-поздорову. Что за картина была при отступлении от Мукдена! К общему благополучию, буря к ночи затихла, иначе досталось бы бедным раненым при переноске их из землянок в поезд. Сначала садили в вагон тяжело раненных, а потом и остальных. Появились зарева от зажженных складов. Невдалеке загорелась палатка с имуществом какого-то госпиталя, и публика бросилась из полного вагона смотреть пожарище. Оставшиеся в вагоне поспешили занять по силе возможно лучшие позиции, на которых поудобнее можно было бы улечься – о возможности принять горизонтальное положение никто и не мечтал. В этом вагоне, надпись на котором, что здесь можно 40 человек или 8 лошадей поместить, стали для нас воочию понятны даже обе эти комбинации вместе. Наш поезд ушел предпоследним, на следующем было еще тяжелее, там всюду были пассажиры, даже на крышах вагонов и буферах, не говоря уже о площадках. А что делалось по дороге, по которой отступали парки и обозы! Наша кухня, арбы и пролетка шли этим путем в сопровождении санитаров. Походную кухню и арбу пришлось им оставить в виду ломки колес, а на пролетку сели какие-то «светские» – и только их и видели… Лошадей же всех привели. Теперь мы в старом Харбине, приготовляемся к новому путешествию, но в какую сторону, еще не выяснено, все желают опять на юг. От брата из Шамраевки с ноября месяца минувшего года никаких вестей. Думаю, что виною всего скопление корреспонденции и утеря ее здесь. С своей стороны пишу ему насколько возможно часто. Простите великодушно, Высокопреосвященнейший, за нескорый ответ и благословите, владыко святый, меня грешного. Привет сердечный Вашему брату и иеромонаху Алексию . Вашего Преосвященства, милостивого архипастыря и отца, нижайший послушник и всегдашний богомолец игумен Феодосий Харбин, марта 31-го дня 1905 года .   Рейтинг: 8.8 Голосов: 7 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2 мая 1897 года предприниматель Григорий Иванович Апарин заключил с Балаклавским Георгиевским монастырем договор об аренде 200 десятин земли (позже монахи предложили ему половину своих угодий). Настоятелем этого монастыря какое-то время был игумен Феодосий. Видимо, там и состоялось знакомство.

http://pravoslavie.ru/29091.html

По отбытии моем из Вашей обители, чувствуя мое расположение и конечное старание на просьбу Вашу, нашел я людей соответственных житию по монашескому званию, и по голосам Вашей обители. И как Ваше мне известное сострадательное сердце о несчастных, находящихся в угнетениях по особенным обстоятельствам, что Вам самим небезызвестно случающихся в перемещениях монашеских, ибо как оные люди по состоящимся указам Святейшего Синода на требование для служения в Черноморский флот изъявили свое согласие и поступили: иеромонахи Нафанаил, Феодосий и Пимен Ярославской губернии. Первый в 1833 году, а последние два в 1836, которые по слабости своего здоровья всеусердно паки желают, обходя всех морских награждений, избавить себя из жительства крымской стороны, и переселиться в российские места. А как не могут найти способа к перемещению или к избавлению от жительства крымского острова, милосердие же Ваше мне известно, то всепокорнейше прошу Ваше Высокопреподобие оных несчастных людей избавить, за что они всегда будут находиться благодарными пред Вами. И как не имеют у себя наличного достатка для проезда до С.-Петербурга, то в таком случае тоже надеюсь, что Вы не оставите своим милосердием на путевые издержки для их проездов. Если Вашему Высокопреподобию благоугодно будет принять их под свое покровительство, то прикажите кому-либо меня уведомить об оном; и я надеюсь, что оные люди собою могут Вам заслужить: первый из них голос имеет басовой, а два теноровые, и знают партесную ноту. Мое теперешнее положение, положа всю свою судьбу на Всевышнего Создателя, по видимости должно быть надежным; по состоящемуся Высочайшему указу от 22 мая сего года, велено для Богослужения заместить вместо белого духовенства монашествующими в укреплениях по восточному берегу Черного моря. То по силе оного указа избираемы были с хорошими поведениями и с нравственностию из Московских Ставропигиальных монастырей трое, и два епаршеских; почему я по выборке и отправлен. Теперь нас семь человек, пять из Москвы, а прочие из Орла и Курска, и пребываем все до требования в крепости в Георгиевском Балаклавском монастыре, близ города Севастополя. Жалования положено каждому по тысяче рублей. За сим препоручив себя в Ваши святые молитвы, честь имею пребыть навсегда

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_11947.html 16 ноября 2004 Анна Гальперина Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 8-15 ноября Источник:  http://www.pravoslavie.ru/Православие.Ru Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 8-15 ноября. – Праздничные вопросы. – Защита от сект. – Платное образование и история религий. – Украинские выборы: религиозный фактор. – Провокация от Ющенко. – 150 лет Балаклавскому сражению. – Чудеса на войне. – Косово – территория конфликта. – Виртуальное интервью. Прошлая неделя прошла под знаком " октябрьско-ноябрьских праздников " . В  этом году они приобрели особенное – вопросительное – звучание: будет ли в России праздноваться и дальше 7 ноября – день революции – или же в истории  России появится новый праздник? Этот вопрос заинтересовал и иностранных журналистов. Так, корреспондент " The New York Times " Стивен Ли Майерс написал по этому поводу статью " День, который перевернул мир, до сих пор будоражит Россию " . Материал републикован сайтом " Религия и СМИ " . Автор рассказывает о новом законопроекте, который предусматривает отмену празднования 7 ноября: " Вместо него 4 ноября должен появиться новый праздник – День национального единства. Эту дату – когда в 1612 году под руководством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского восставший народ изгнал польских оккупантов из столицы – трудно вспомнить даже русским " . Однако, отмечает Стивен Ли Майерс, " мало найдется в мире стран, у которых существует столь противоречивое отношение к тому и другому, как в России. Отсюда и столь запутанный календарь праздников " , так как, по мнению автора, большинство из них связано с теми или иными политическими и идеологическими событиями и фактами. Так, автор считает, что " тот факт, что 7 ноября вообще остался в качестве праздничного дня, отражает хрупкое равновесие между прошлым и настоящим, сохраняющееся после развала Советского Союза " , а введение нового праздника 4 ноября это равновесие нарушит, считает автор и те комментаторы – в большинстве своем из стана коммунистов, – которых так активно цитирует автор.

http://religare.ru/2_11947_1_21.html

На минутку сделался было модным мотив кекуока, и даже какой-то случайный, заколобродивший купчик, не снимая енотовой шубы, высоких калош и лисьей шапки, протанцевал его однажды между бочками. Однако этот негритянский танец был вскорости позабыт. Но вот наступила великая японская война. Посетители Гамбринуса зажили ускоренною жизнью. На бочонках появились газеты, по вечерам спорили о войне. Самые мирные, простые люди обратились в политиков и стратегов, но каждый из них в глубине души трепетал если не за себя, то за брата или, что еще вернее, за близкого товарища: в эти дни ясно сказалась та незаметная и крепкая связь, которая спаивает людей, долго разделявших труд, опасность и ежедневную близость к смерти. Вначале никто не сомневался в нашей победе. Сашка раздобыл где-то «Куропаткин-марш» и вечеров двадцать подряд играл его с некоторым успехом. Но как-то в один вечер «Куропаткин-марш» был навсегда вытеснен песней, которую привезли с собой балаклавские рыбаки, «соленые греки», или «пиндосы», как их здесь называли. Ах, зачем нас отдали в солдаты, Посылают на Дальний Восток? Неужели же мы в том виноваты, Что вышли ростом на лишний вершок? С тех пор в Гамбринусе ничего другого не хотели слушать. Целыми вечерами только и было слышно требование: – Саша, страдательную! Балаклавскую! Запасную! Пели и плакали и пили вдвое больше обыкновенного, как, впрочем, пила тогда поголовно вся Россия. Каждый вечер приходил кто-нибудь прощаться, храбрился, ходил петухом, бросал шапку об землю, грозился один разбить всех япошек и кончал страдательной песней со слезами. Однажды Сашка явился в пивную раньше, чем всегда. Буфетчица, налив ему кружку, сказала по обыкновению: – Саша, сыграйте что-нибудь свое… У него вдруг закривилась губа и кружка заходила в руке. – Знаете что, мадам Иванова? – сказал он точно в недоумении. – Ведь меня же в солдаты забирают. На войну. Мадам Иванова всплеснула руками. – Да не может быть, Саша! Шутите? – Нет, – уныло и покорно покачал головой Сашка, – не шучу. – Но ведь вам лета вышли, Саша? Сколько вам лет?

http://azbyka.ru/fiction/gambrinus-kupri...

В осажденном Севастополе о. Иоанникий с тщанием окормлял солдат на батареях и бастионах. Особенно он отличился в ночь со 2 на 3 марта 1855 года, когда, оказавшись в цепи 1-го батальона Камчатского полка, по свидетельству «Вестника военного духовенства», «с крестом в руках ободрял своим примером солдат, причем тут же на месте боя напутствовал умирающих и утешал раненых». Тогда им был взят в плен вражеский офицер. Иеромонах Иоанникий 2-й остался в анналах Крымской кампании за личное мужество во время четвертой бомбардировки и первого генерального штурма Севастополя 5–6 июня 1855 года. Об иеромонахе Вениамине 1-ом оставил воспоминания журналист и художник, участник Восточной войны Н. Берг: «Он был человек самой строгой жизни и по-своему довольно образованный… был чрезвычайно усерден в исполнении обязанностей. Он ходил по бастионам с каким-то увлечением, и мы всегда боялись, если он долго не возвращался. Но Бог хранил его до конца. Мне известно, что во всю осаду он исповедал и приобщил с лишком 11 тысяч человек». До перехода на бастионы о. Вениамин служил на фрегате «Коварна». Во время Чернореченского сражения он не только совершал требы, но и выносил раненых с поля боя. Не щадил себя, окормляя воинов, духовный пастырь иеромонах Арсений. Он служил на героическом Малаховом кургане. Там, на Корниловском бастионе, по сообщению «Морского сборника», «2 февраля 1855 года он был тяжело контужен ядром в голову с левой стороны, оглушен на левое ухо, лишен зрения левого глаза и страдает головной болью». Имена балаклавских иеромонахов – героев Севастопольской обороны находим в приказе от 22 июня 1855 года: «По представительству главнокомандующего Южной армией и военными сухопутными и морскими силами в Крыму о награждении некоторых священнослужителей за отличные подвиги и непоколебимое усердие при исполнении своих обязанностей во время геройской обороны Севастополя, государь император по всеподданнейшему докладу положения о сем Святейшего Синода всемилостивейше изволил удостоить ниже поименованных лиц следующих наград.

http://pravoslavie.ru/4022.html

– 1999. – Вып. 10. – С. 370–371; Алексеенко H.A. Догенуэзская нумизматика на территории крепости Чембало//VII Боспорские чтения: Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Oikos. – Керчь, 2006. – С. 7–10). Со слов В.Л. Мыца, среди обнаруженного в ходе раскопок Чембало в 2002 г. были медные монеты Ираклия и Василия I. Особенно любопытны находки фоллиса Феофила и литой херсонской монеты Романа I в барбакане у воротного проема около башни крепости Чембало, что может свидетельствовать d пользу возможности использования византийцами имевшегося здесь удобного прохода на балаклавский мыс (Алексеенко H.A. Догенуэзская нумизматика... – С. 9). 711 Саееля О.Я., Филиппенко A.A. Раскопки в Кадыковке//Отчет Севастопольской археологической экспедиции о полевых исследованиях в г. Севастополе в 1992 г.//Архив НЗХТ. – Д. – Л.12–13. 712 Ср.: Савеля О.Я. Некоторые результаты работ Севастопольской археологической экспедиции в округе Херсонеса в 1990–1995 гг.//X сб. – 1997. – Вып. 8. – С. 89–95; Зубарь В. М. Про так званий Tabpicьkuй Лiмec//Kiebcьka старовина. – 1997. – (315). – С. 168–171, рис. 5; Зубарь В.М. Новая римская вексилляция в Таврике//Военная археология: Оружие и военное дело в исторической и социальной перспективе: Материалы Междунар. конф. – СПб., 1998. – С. 98–100; Сорочан С.Б., Зубарь В.М., Марченко A.B. Жизнь и гибель Херсонеса. – С. 104–118; Sarnowski Т., Savelja О. Ja. Balaklava. Romische Militarstation und Heiligtum des Iupiter Dolichenus. – Warschau, 2000. – S. 13–34. 713 Чичурое И.С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора: Тексты, пер., коммент. – М., 1980. – С. 39,155. 714 Отчет Заведующего раскопками в Херсонесе за 1893 год//ОАК за 1893 г. – СПб., 1895. – С. 54; Бертье-Делагард А. Л. Древности южной России: Раскопки Херсонеса//МАР. – СПб., 1893. – – С. 31; Отчет за 1902 год//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 5. 715 Шестаков С. П. Очерки по истории Херсонеса в VI–X вв. по Р.Х.//Памятники христианского Херсонеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010