Ис.19:1, 3–4, 13 . «Молодые люди Она и Бубаста падут от меча, а прочие пойдут в плен». ( Иез.30:17 ; ср. Ис.20:4 ) и друг. Исследование вопроса об отношении хронологии библейской и ассиро- вавилонских памятников Вопрос об единстве книги пр. Исаии (как выше сказало) связан нередко с вопросом времени написания той или другой главы книги, потому что само понимание известной главы немало зависит от того, по поводу какого исторического события она написана. В виду этого следует так или иначе коснуться взаимного отношения между хронологией Библии и недавно открытых памятников ассирийского клинообразного письма; если, ведь, допустить, что иногда нет полного согласия между последними и Библией , то не следует ли в таких случаях относить известную главу книги к иному времени, чем как это представляется, судя по изображению современных событий в Библии? – Оказывается, что сообщения ассирийских надписей во многом подтверждают сообщения Библии об одних и тех же событиях, но вместе с тем возникает немало затруднений при соглашении тех и других. Как в Библии упоминаются современники пр. Исаии цари ассирийские – Феглаффелласар ( 4Цар.15:29; 16:7 и дал.), Салманассар ( 4Цар.17:3 и дал.), Саргон ( Ис.20:1 ), Сеннахерим ( Ис.36:1 и дал.; 4Цар.18:13 и дал.), Асаргаддон ( Ис.37:38 ; 4Цар.1937 и др.), – и вавилонский царь Меродах-Валадан ( Ис.39 гл. и парал. в 4Цар.): так в ассирийских надписях упоминаются цари израильские – Менаим, Факей, Осия и иудейские – Азария (или Озия, ср. 4Цар.15:1 и 32), Ахаз, Езекия. В частности Озия иудейский в ассирийских надписях представляется царем сильным (ср. 2Пар.26 гл. и Ис.2–5 гл.); против него не решался выступить сам царь ассирийский, хотя поразил союзников Азарии – жителей Емафа. (См. Die Keilinschriften and das Alte Testament, v. E. Schrader. Giessen 1872, S. 116). Азарии недостает в перечислении царей, которые платили дань Феглаффелласару (ibid. 143). О Менаиме израильском сообщается, что он в 8-м году царствования Феглаффелласара уплатил дань (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Так как Сеннахирим не называет его сыном Якина и ничего не говорит такого, что могло бы точнее определить его личность, то гипотеза эта, рассматриваемая сама в себе, возможна в области ассириологии; но так-как библия называет Меродаха-Валадана сыном Валадана, то это ведет к тому предположению, что побежденный Сеннахиримом Меродах-Валадан был не сыном, а внуком Якина. По смерти Саргона, сыну князя, низложенного Саргоном, естественно было снова домогаться престола. Во время своего короткого правление он и отправляет посольство к Езекии, чтобы, между прочим, выразить сочувствие ему по поводу его выздоровления, а главным образом с тем, чтобы в лице Езекии, уже свергнувшего ассирийское иго, найти себе союзника против общего врага 89 . Шрадер полагает, что союзников себе против Ассирии он искал также и между царями сиро-финикийских народов 90 . Как бы то ни было, но отказ Езекии в подчинении Ассирии и его сношение с Меродахом Вавилонским сильно раздражили грозного и могущественного завоевателя, Сеннахирима. Отмстить Мероаху-Валадану было целью его первого похода, а в 702 г. Сеннахирим решил наказать и Езекию. В это время Сеннахирим готовился к большому походу на берега Средиземного м.; по пути туда он и хотел произвести свои грозный суд над Езекией 91 . К указанному мотиву этого похода надписи присоединяют и другие. Из сообщения этих надписей открывается, что многие цари по берегу Средиземного м. (сидонский, аскалонский, а также и иудейский) свергли с себя ассирийское иго и вошли в союз не только между собой, но и с Египтом, чтобы общими силами противостать общему врагу 92 . Но, к несчастью для союзников, союз этот не быль обще-палестинским: аммонитяне, моавитяне и идумеяне остались нейтральными; Арад, Газа, Азот и Библос оставались на стороне Ассирии 93 ; к Сеннахириму же был расположен и аккаронский царь Пади 94 . В виду этой враждебной себе коалиции гордый завоеватель составил грандиозный план своего похода, который должен был служить увеличению его могущества и славы: разрушить составившийся против него союз, ослабить Египет и наказать Езекию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Теперь, когда союзники Рецина были наказаны, он снова обратил свое внимание на покорение Дамаска. После продолжительной осады Дамаск был завоеван, Рецин был убит, а его подданные переселены в Кир ( 4Цар.16:9 ). Завоеванием Дамаска окончился этот поход, и гордый завоеватель пригласил в завоеванный город своего данника Ахаза, куда тот и отправился, чтобы благодарить Феглаффелассара за оказанную услугу и признать свою зависимость от Ассирии 85 . Смерть помешала Феглаффелассару окончить дело завоевание царства израильского; но тот удар, который он нанес этому царству, был ударом смертельным, и оно доживало теперь свои последние дни. Ближайший преемник его, Саламаннассар 4 положил начало осады Самарии 86 , а вместе с тем и начало падения царства; спустя два года пала Самария 87 , а семь лет спустя 88 , жители этого царства должны были оставить свою родину и пленниками переселиться в чуждые им провинции Ассирии ( 4Цар.18:11 ). С падением Дамаска и Самарии царство иудейское лишалось своего последнего прикрытия со стороны Ассирии; теперь доступ в его пределы был открыт и путь к границам его проложен. Библия не представляет определенных данных для решения вопроса как о личности этого царя вавилонского, так и о цели его посольства к Езекии. В виду этого Вигуру предлагает следующие догадки и соображения. По всей вероятности, говорит он, это Marduc-habal-Iddima надписей Феглаффелассара и Саргона. Упоминает о нем и Сеннахирим, рассказывая в своих клинообразных летописях, что он «в начале своего господства», след., на первом или втором году своего царствования, победил этого Меродаха-Валадана. Известно, продолжает названный исследователь, что по смерти Саргона в Вавилоне произошли большие беспорядки, и там в течение двух лет боролись с оружием в руках два претендента на царский престол. Можно было бы думать, что побежденный Сеннахиримом Меродах-Валадан и есть тот самый, которого Феглаффелассар обложил данью и которого затем лишил престола Саргон; освободившись из тюрьмы или плена, он снова стремится захватить престол в свои руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и мятеж против ассир. правления произошли после смены власти в ассир. империи, связанной со смертью Саргона II (705 г. до Р. Х.) и вступлением на царство Синаххериба. Временно успешное восстание против Ассирии возглавил царь Вавилона Меродах Валадан (4 Цар 20. 12-19) в союзе с егип. правителями 25-й династии, к-рые оказали поддержку мятежникам. К восставшим присоединилась большая часть филистимских городов и ряд арам. племен. Е. отказался платить дань, наложенную на его отца, и «...отложился... от царя Ассирийского, и не стал служить ему» (4 Цар 18. 7), вступив в военный союз с Египтом (Ис 30; 31; 36. 6-9). Е. заранее подготовился к ассир. вторжению и осаде Иерусалима, что наглядно проявилось в строительстве т. н. Силоамского туннеля. Чтобы обеспечить осажденный город питьевой водой и исключить к ней доступ врага, Е. засыпал источник Гихон, расположенный за городской стеной, и направил его воды к водоему Силоам , находившемуся в юж. части города (2 Пар 32. 30). Бассейн был обведен стеной, дававшей возможность собирать весенние воды (Ис 22. 11). Туннель длиною 533 м был обнаружен при археологических раскопках в 1880 г., там же была найдена т. н. Силоамская надпись, датируемая эпохой правления Е. Надпись на древнеевр. языке палеоеврейским алфавитом представляет собой один из древнейших памятников библейской эпиграфики. В тексте описано завершение строительства туннеля (Documents from Old Testament Times/Ed. D. W. Thomas. N. Y., 1961. P. 209-211, 214). Е. также укрепил городскую стену, достроив ее до уровня башни (2 Пар 32. 5). Синаххериб захватил укрепленные города Иудейского царства, в т. ч. и Лахиш (4 Цар 18. 13; 2 Пар 32. 1), осадил Иерусалим (Ис 33. 1; 2 Цар 18. 17; 2 Пар 32. 9). Текст ассир. анналов, повествующих о походе в Иудею, практически совпадает лишь с 1-й частью библейского рассказа, к-рая завершается уплатой дани Е. (4 Цар 18. 13-15). Синаххериб отмечает в монументальной надписи, т. н. Призме Синаххериба (ок. 689 г. до Р. Х.; ANET, N 287-288), что он захватил 46 городов и осадил Иерусалим, заперев Е.

http://pravenc.ru/text/189581.html

Кроме того, археологические находки в Вавилонии проливают свет на еще одну важную личность времен Езекии. Ветхий Завет сообщает, что Мародах–Валадан, сын Валадана, царь Вавилона, послал письмо и дары к Езекии, ибо он слышал, что Езекия болен. Езекия принял посланных с большой радостью и показал им весь свой дворец ( 4Цар. 20, 12–13 ). Благодаря археологическим находкам мы знаем, что этот вавилонский царь был в свое время известной личностью. Сегодня имеются данные даже касательно его личных привычек. Этот человек был заклятым врагом Ниневии. Поэтому он использовал благоприятный момент убийства Сеннахирима для отправки дипломатического посольства к Езекии, целью которого было спровоцировать последнего восстать против Ассирии. Он побуждал раньше к этому и других, о чем стало известно из двух текстов Сеннахирима, найденных археологами. В одном из них описана победа над Мародах–Валаданом и войском Элама, союзника вавилонского царя, на равнине у города Киша. В другом сообщается, как Мародах–Валадану удалось составить заговор против этого ассирийского царя, после того как он заручился поддержкой царя Элама Сутур–Нахунту. 371 То, что посольство вавилонского царя к Езекии было дипломатического характера и имело своей целью заключение договора о союзе против Ассирии, 372 видно из того, что Езекия показал вавилонским посланникам свою сокровищницу и арсенал ( 4Цар. 20, 13 . Ис. 39, 2 ). Итак, археология подтвердила историчность личности Мародах–Валадана и пролила свет на его деятельность, то есть подтвердила, прояснила те места богодухновенного текста, которые в течение многих веков были загадкой для ученых и исследователей. Ветхий Завет сообщает об одном из величайших технических сооружений Езекии. Езекия после совещания со старейшинами города и другими знатными мужами на военном совете принял решение перекрыть воды источника Гион (слав. – Геон), который протекал вне Иерусалима и впадал в долину Енном, и направить его посредством подземного туннеля в западную часть города. Он и в самом деле перекрыл источник Гион, чтобы лишить врагов воды, которую направил под землей к юго–западу от Сиона в резервуар (акведук), находившийся внутри стен, несколько выше долины Кедрон. Так он провел обильную воду в тот район осажденного Иерусалима, который находился в безопасности от войска Сеннахирима ( 4Цар. 20, 20 . 2Пар. 32, 3–4, 30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Самым активным и влиятельным борцом за независимость был вождь халдейского племени Бит-Якин Мардук-апла-иддин, упоминаемый в Библии под именем Меродах Валадан (Ис 39. 1). В 721 г. до Р. Х., воспользовавшись тем, что новый ассир. царь Саргон II был занят улаживанием внутренних проблем гос-ва, Мардук-апла-иддин короновался в Вавилоне и правил здесь ок. 10 лет. В 710 г. до Р. Х. армия Саргона II нанесла сокрушительное поражение халдеям и Мардук-апла-иддин бежал на юг В., где нашел убежище на территории своего племени. После смерти Саргона в 704 г. до Р. Х. Мардук-апла-иддин снова захватил власть в В. и попытался заключить союз против Ассирии с царем Иудеи Езекией (4 Цар 20. 12-21). Однако не прошло и года, как сын и преемник Саргона Синаххериб изгнал Мардук-апла-иддина из Вавилона. В В. росли антиассир. настроения, Синаххериб предпринял ряд мер, направленных на поддержание порядка, но они не принесли никакого результата. В конце концов он провозгласил царем В. своего сына, но в политическую игру включился Элам: в то время как армия Синаххериба сражалась на юге В., эламитяне обошли ассир. армию с севера и, заняв Вавилон, захватили в плен и казнили сына и наследника Синаххериба. Разгневанный царь Ассирии жестоко отомстил и вавилонянам, и эламитянам. Сначала ассир. армия опустошила Элам, а затем двинулась на В. В 689 г. до Р. Х. г. Вавилон был захвачен ассирийцами, разграблен и полностью разрушен. Немногие уцелевшие жители разбежались. Статую бога Мардука отправили в Ассирию. Преемник Синаххериба Асархаддон (680-669 гг. до Р. Х.) одной из важнейших задач своего царствования считал примирение с В. Эта политика обеспечила ему мир на юж. границах Ассирии. Часть огромных материальных ресурсов, к-рые приносили Ассирии ее завоевания, были направлены на восстановление Вавилона и строительство храмового комплекса Эсагилу, хотя статуя бога Мардука была возвращена в Вавилон уже после смерти Асархаддона. В своем завещании Асархаддон распорядился разделить после его смерти управление страной между 2 сыновьями. Старшему, Ашшурбанипалу , он оставил Ассирию, а младшему, Шамашшумукину , В., что вскоре привело к войне между братьями.

http://pravenc.ru/text/153803.html

При Саргоне II Иудея платила дань Ассирии, что зафиксировано в ассир. документах (ANET. P. 287a). Однако по смерти Саргона в 705 г., когда его сын и преемник Синаххериб (705-681; в синодальном переводе - Сеннахирим) вынужден был подавлять восстания, вспыхнувшие в различных ассир. провинциях и вассальных гос-вах по соседству с Иудеей, Езекия усмотрел в этом благоприятный момент, чтобы сбросить ассир. ярмо, и вступил в антиассир. союз с 25-й (Нубийской) егип. династией. Он также поддерживал отношения с Мардук-апал-иддином (библ. Меродах Валадан,     - Ис 39. 1) - самопровозглашенным царем Вавилона. Против этих антиассир. союзов резко выступал прор. Исаия, говоря об их бесперспективности. В 702 г. Синаххериб разорил земли юж. арам. племен, а в 701 г. выступил против восставших гос-в на западе Ассирийской империи. Он покорил Тир, завоевал Яффу с ее окрестностями. Сражение с пришедшей на помощь восставшим егип. армией не дало перевеса ни одной из сторон; египтяне отступили, а Синаххериб обрушился на Иудею, уничтожая все на своем пути. Ассир. войску удалось взять крупнейший и хорошо укрепленный город Юж. Иудеи Лахиш. В серии рельефов, украшавших стены одного из залов дворца Синаххериба в Ниневии (ныне хранятся в Британском музее), изображены жестокие сцены осады города, сдача Лахиша, страшная казнь руководителей обороны города, захват добычи, пленные горожане, босыми идущие в изгнание. Следы битвы за Лахиш обнаруживают и археологические раскопки; в частности, был открыт сооруженный горожанами противоосадный вал. После падения Лахиша Езекия резко изменил свою позицию и послал Синаххерибу огромную дань (4 Цар 18. 14-16), о чем говорится и в ассир. анналах. Но это не удовлетворило Синаххериба - он потребовал сдачи Езекии, что было неприемлемо для иудейского царя. Разрушив ряд городов Юж. и Центр. Иудеи, ассир. войска осадили Иерусалим. Однако, как и предсказывал прор. Исаия, столица Иудеи не пала. Согласно 4 Цар 19. 35 и Ис 37. 36, произошло чудо: в одну ночь в стане ассирийцев было поражено 185 тыс. чел. (ср.: 2 Пар 32. 21). Цифра представляется слишком большой - численность самого большого из известных ассир. войск, войска Салманасара III в походе против Дамаска, составляла 120 тыс. чел. (ANET. P. 287a - 288b); возможно и др. прочтение надписи - 5180 (ср.: ANET. P. 280a). Гибель большого количества воинов произвела устрашающее впечатление на ассирийцев; осада Иерусалима была снята, и войско Синаххериба ушло. Анналы Синаххериба также подтверждают тот факт, что Иерусалим не был взят. В частности, здесь говорится, что Езекия стал «заключенным в Иерусалиме... как птица в клетке», но нет ни слова о том, что Синаххерибу удалось захватить столицу Иудеи или ее царя. Войско ассирийцев могла поразить холера или бубонная чума.

http://pravenc.ru/text/293912.html

Уже Саргон, нанёсший последний удар Самарии, не мог в два похода подавить восстание вавилонских царей против Ассирии, и только Сеннахериму удалось нанести серьёзное поражение Меродаху Валадану, и то не в один раз. Только после похода Сеннахерима в Иудею и против Египта, удалось ассирийскому царю выгнать Меродаха Валадана из Вавилонии (по памятникам клинообразного письма, в 700 г. до Р. Хр.); но халдеи и после того не переставали отстаивать свою независимость против Ассирии, и во время энергической борьбы, которую они в течение трёх-четырёх лет в союзе с Эламом вели против Ассирии, к ним возвратился Меродах-Валадан. Полного поражения халдеям не мог Сеннахерим нанести и этот раз, и в 692 году вавилоняне, опять в союзе с Эламом, возобновили враждебные против Ассирии действия; но теперь Сеннахерим нанёс союзным войскам решительное поражение. (См. Smith, Assyria, стр. 94, 105 и сл. 110 и сл. 117, 120–124). Следовавшие за Сеннахеримом на ассирийском престоле Асаргаддон и Асурбанипал, особенно последний, довели Ассирию до высокой степени могущества. Асурбанипал простирал свою власть к западу на Египет, остров Кипр и Лидию, на востоке на Элам и часть Мидии, на юге на Вавилонию и Аравию (см. там же, историю царствования Асурбанипала). Победы и могущество Асурбанинала были, однако же, последней вспышкой ассирийской силы, которая затем быстро направилась к своему упадку. Через 20 лет после смерти Асурбанипала, в 606 году, с падением Ниневии, Ассирия перестала существовать в качестве самостоятельного государства, будучи раздавлена соединёнными силами Вавилонии и Мидии. Преобладание в передней Азии перешло в Вавилонию, – событие, которое довольно заметно, как мы видели, подготовлялось уже издавна, – событие, тем более понятное, что Вавилония, как стало в последнее время известно по памятникам клинообразного письма, гораздо ранее Ассирии была весьма сильной державой и отличалась высоким умственным и государственным развитием своего народа (См. Schrader, Die Keilinschriften und das Alte Testament 2 Aufl.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

38:14–15 тесно мне... горесть души моей. Вера Езекии тверда, и царь без колебаний предает себя в руки непостижимой для него воли Божией, каких бы мучений не стоила ему эта решимость. 38 исцелишь... жизнь. Исцеление от болезни полностью зависит от Бога. 38 от рва погибели. От могилы (ср. ст. 18). грехи. Езекия сознает, что выздоровление и прощение грехов тесно связаны между собой (53,5; Пс. 31,3–5; 102,12 ; Мих. 7,19 ; Мф. 8,14–17 ; Лк. 5,17–26 ). 38 отец возвестит детям. Рассказ о спасительных деяниях Божиих будет передаваться из поколения в поколение. 38 спасет меня... во все дни жизни нашей. Ср. Пс. 6,9; 22,22–24 . струн. Пение псалмов сопровождалось аккомпанементом струнных инструментов (ср. Пс. 32,1–3; 149 ). в доме Господнем. В иерусалимском храме. 38 пласт смокв. Господь дарует людям исцеление, и всякое лечение действенно, если только оно согласно с Его волей ( 2Пар. 16,12 ). Глава 39 39:1–8 В этих стихах Исаия повествует о самоуверенности Езекии и будущем пленении Иудеи (ср. 4Цар. 20,12–19 ). 39 В то время. Т.е. после болезни Езекии. Меродах Валадан. Царь Вавилона, правивший с 721 по 710 и с 705 по 703 г. до Р.Х. 39 серебро... в сокровищницах. Есть основания предполагать, что Езекия намеревался доказать свою способность возместить потери Вавилона в войне с Ассирией. 39 Исаия... Езекии. Господь вопрошает Езекию через Своего пророка. 39 будет унесено. Исаия предсказывает вавилонский плен. 39 благо... во дни мои. Последние слова Езекии характеризуют его не с лучшей стороны, ибо из них видно, что царя нисколько не заботит участь его потомков и народа. Несмотря на то, что вавилонский плен со временем окончится, «нечестивым нет мира» (48,22; 57,21), как об этом ясно говорит пророк, и только дети Сиона получат его в награду (66,12). Глава 40 4055,13 Пророчества, составляющие эту часть книги Исаии, обращены непосредственно к иудеям, томящимся в вавилонском плену, дабы укрепить силы пленников, жаждущих избавления, и упрочить их упования на возвращение в землю обетованную (см., напр., 48,20.21).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Главным местом почитания М. был упоминавшийся с XIX в. до Р. Х. храмовый комплекс Эсагилу («дом (с высоко) поднятой головой») в Вавилоне. На протяжении почти 2 тыс. лет существования храм подвергался перестройкам, наиболее существенная из которых была проведена в период правления Навуходоносора II (605 г. до Р. Х.- 562 г. до Р. Х.). В то время Вавилон стал самым крупным и богатым городом Ближ. Востока. Комплекс включал в себя десятки небольших храмов и культовых строений др. месопотамских богов, а также зиккурат - многоступенчатую башню с храмом наверху. Некоторые исследователи считают, что это сооружение стало прообразом библейской Вавилонской башни. В ходе ежегодной церемонии празднования Нового года в храме Эсагилу читали поэму «Энума элиш», кульминацией было торжественное шествие, во время которого статую М. вместе со статуями др. богов несли по дороге процессий через ворота Иштар, украшенные рельефами из глазурованных кирпичей, изображавшими единорога и дракона-змею, символы Иштар и М. В 539 г. до Р. Х., после завоевания персами, Вавилония потеряла свою независимость, однако культовый центр М. просуществовал еще ок. 800 лет, когда Вавилон находился под властью Александра Великого, а затем селевкидских и парфянских правителей. Сохранились письменные свидетельства того, что даже в III в., после того как Вавилон был оставлен жителями, храм М. еще функционировал. Имя Мардук неск. раз встречается в тексте Библии. Оно входит в состав имени вождя халдейского племени и правителя Вавилона кон. VIII в. до Р. Х. Мардук-апла-иддина (библ. Меродах Валадан, ср.: 4 Цар 20. 12-21), а также имени воспитателя Есфири Мардохея (евр. Мордехай) (ср.: Есф 2. 5 и далее). Верховный бог Вавилона М. (Вил) упоминается в книгах пророков Исаии и Иеремии: «Вавилон взят, Вил посрамлен, Меродах сокрушен»; «посещу Вила в Вавилоне… даже и стены Вавилонские падут» (Иер 50. 2; 51. 44); «Пал Вил, низвергся Нево» (Ис 46. 1). Лит.: Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М., 1983; George A. R. House Most High: The Temples of Ancient Mesopotamia. Winona Lake, 1993; Якобсен Т. Сокровища тьмы. М., 1995; Abusch T. Marduk//Dictionary of Deities and Demons in the Bible/Ed. K. van der Troon e. a. Leiden etc., 1995. Col. 1014-1026; Dalley S . Statues of Marduk and the Date of Enûma eliš//Altorientalische Forschungen. B., 1997. Bd. 24. N 1. S. 163-171; Oshima T. The Babylonian God Marduk//The Babylonian World/Ed. C. Leick. N. Y.; L., 2007. P. 348-360; idem. Babylonian Poems of Pious Sufferers: Ludlul Bel Nemeqi and the Babylonian Theodicy. Tüb., 2014.

http://pravenc.ru/text/2561984.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009