Сеннахирим этим не удовольствовался и остался при прежнем требовании. Езекия и иудеи приведены были в трепет наглостью и угрозами посланников Сеннахирима. Среди трепещущих жителей Иерусалима один Исаия оставался бесстрашен. Он не только сам был спокоен, но и соотечественников утешал пророчествами об отступлении и истреблении ассирийских войск. Его пророчества исполнились. Часть войска Сеннахирима отступила навстречу войскам египетского фараона. Эти войска от голода и, по египетскому преданию, от мышей, погибли; другая часть, оставшаяся под Иерусалимом, чудесно была в одну ночь истреблена Господним ангелом. Так суждено было Сеннахириму ошибиться во взглядах на «ничтожный» Иерусалим. В своих надписях Сеннахирим умалчивает о своем поражении (это очень естественно), и говорит только о даре Езекии, присланном сему в Лахис. Когда Сеннахирим воевал в Сирии и Палестине, Меродах-Валадан снова, уже в третий раз, произвел восстание в Вавилоне. Сеннахирим с остатками войска сам явился в Вавилон, усмирил непокорных и поставил царем Вавилонским своего сына. Патриот Меродах-Валадан вскоре умер. Последующие года царствования Сеннахирима прошли также в борьбе с непокорным Вавилоном. Смерть наместника Вавилонского, сына Сеннахирима, послужила сигналом к новому восстанию Вавилона. Борцами за отечественную свободу выступили друзья и дети Меродах-Валадана. Они заключили союз с оламитянами и мидянами, и навели страх на старого Сеннахирима. Только новое предприятие его – сооружение флота – доставило ему победу над союзниками. С Вавилоном он поступил варварски: город отдал на грабеж своим солдатам, а драгоценности, статуи богов и печать, отнятую некогда Вавилонским царем у Ассирийского царя, увез в Ниневию. Вскоре Сеннахирим пал в Ниневии от руки своих детей, во время молитвы в храме ( Ис. 37:36–37 ) 10 . Вот исторический очерк состояния главной современной Исаии языческой монархии, господствовавшей в тогдашнем азиатско-африканском мире. Не напрасно пророк Исаия называет Ассирию бичом в руке Господней (10: 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Легко доставшаяся победа над Халдеями не могла прекратить войны Саргона. Главный виновник бунта оставался цел невредим. Из Вавилона следующей весной Саргон, поэтому, отправился за Меродах-Валаданом, в Бет-якин. Меродах-Валадан в сражении был разбит, но убежал и не мог быть захвачен в плен. В Вавилоне опять сделались смуты, и во время усмирения их сыном Саргона, Сеннахиримом, сам Саргон был убит, может быть, по тайному заговору Меродах-Валадана и его союзников. Борьба Ассирии и Вавилона продолжалась при преемнике Саргона, Сеннахириме (714–696 г. до Р. X.) Лишь только Сеннахирим вернулся в Ниневию для принятия царского правления, в Вавилоне сделалось возмущение: Меродах-Валадан перебил ассирийских наместников и сам захватил власть. Возмущение Халдеев ободрило и другие царства, подвластные Ассирии: Элули, царь тирский, цари: мидийский, финикийский и иудейский (Езекия) отказались платить дань Ассирии. Сеннахирим, с свойственною ему проницательностию, обратил свое оружие прежде всего на главного виновника смут, – Меродах-Валадана. Побежденный Меродах, по обычаю, бежал. Халдеи, в количестве 208 000 душ, были переселены в другие ассирийские провинция. За тем Сеннахирим снова подчинил своей власти Тир, Сидон, Финикию. Очередь дошла до Иудеи. Из ассирийских памятников видно, что неповиновение Езекии (Газакиу страны Яуда) Ассирии выразилось в принятии им под свое покровительство города Екрона, отпавшего от Ассирии. Книги царств замечают, что Езекия отложился от ассирийского царя и перестал платить дань, принятую Ахазом. К этому присоединились, обличаемые Исаией, тайные переговоры, или действительный союз, Езекии с Египтом. Гордый победитель Халдеи, Тира, Финикии и других могущественных стран, Сеннахирим, не хотел чернить своих рук осадою ничтожного Иерусалима и, еще из Лахиса (иудейского города, бывшего в 10-часовом расстоянии от Иерусалима), потребовал себе сдачи его. Езекия сначала послал дары Сеннахириму, может быть равные подати за предыдущие года, 30 талантов золота и 300 талантов серебра 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

265), и что осаду Самарии вел Салманассар, о котором одном только упоминает Библия ( 4Цар.17:3 ). Что Саргон говорит о военных действиях Феглаффелласара, как о своих собственных, это, по-видимому, подтверждается близким сходством между рассказом Саргона о походах, которые относятся к первым годам его царствования, и между рассказом Феглаффелласара о походах, относящихся к 732–1 годам. В том и другом упоминаются Меродах-Валадан (см. Keilinschr. 129, 261), Hanno Газский, убежавший в Египет (ibid. 145, 258), Samsieh, царица Аравии (ibid. 146, 258, ср. еще 264 стр.). – Если затем под 11-м годом Саргона упоминается о взятии Азота (ibid. 265, 260), то и здесь, вероятно, принимается 11-й год от начала управления Вавилоном, т. е. приблизительно 722 год. Взятие Азота, следовательно, стояло в связи с походом Саргона на Египет (как можно видеть и из Ис.20 гл.), окончившимся поражением Фараона Сабакона при Рафии (ок. 721 г.): прежде чем идти на Египет, для Саргона было весьма важно взять по пути такие сильные крепости, как Газа, Азот. О Hanno, царе Газском, Саргон говорит, как о союзнике Сабакона. Но можно предполагать, что около того же времени был и поход против Азота. По крайней мере в рассказе Саргона относительно взятия Азота упоминается о том, что Яман, которого жители Азота поставили царем вместо Ахимита, поставленного Саргоном, бежал в Ефиопию, что после того Саргон осадил и взял Азот, что царь Мероё (Ефиопии), «которого отцы с давнего времени к моим царственным предкам не посылали послов просить о мире»,... теперь просил мира и выдал Ямана (см. Keilinschr. 260–1). Очень вероятным представляется, что в этом отрывочном месте надписи Саргон разумеет поражение Фараона при Рафии и что, следовательно, поход на Азот был в одно время с походом на Египет. Если рассмотреть имена вавилонских царей в т. н. каноне Птоломея, то он представляется с первого взгляда в полном противоречии с высказанным предположением: там начало царствования ρκεανου или, что тоже, Саргона над Вавилоном относится как будто к 709 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Но в действительности в каноне можно найти не противоречие, а согласие с этим предположением. Имена: Χινζιρου και Πωρου под годом 732–727 едва ли суть что-либо иное, чем имена Саргона и Феглаффелласара. Тожественность Πωρου с Феглаффелласаром обстоятельно доказывается Шрадером 222 . Что касается Χινζιρου, то стоит лишь сделать перестановку слогов, и получится близкое сходство имени Χινζιρου с именем Sarrukiu – Саргона: ζιρ – sar, – χιν (ουχιν) – κιν или ukin (как в имени Ζαορδουχιν-ος. Samul – Sum – ukin; см. κανων βασιλεων Птоломея у Шрадера, 332 стр.) 223 . Замечательно, что Πωρος начинает царствовать в Вавилоне по канону с 732–1 года: по ассирийским надписям в этот именно год Феглаффелласар победил и получил дань с Меродаха-Валадана (ibid. 129). Далее, под 727–722 годами, т. е. годами царствования Салманассара, в каноне Птоломея стоит: ,λουλαιου. Но сам Саргон называет себя в одной надписи (ibid. 4) I – lu – bi – ‘ – di, что может соответствовать λουλαιου птоломеева канона. Если так, то Саргон с 732–722 г. царствовал в Вавилоне. Остальные пять лет его царствования в каноне Птоломея следуют за 12-летним царствованием Μαρδοκεμπαδου, т. е. Marduk-habal-iddin, Меродаха-Валадана. В действительности же в то время случился, вероятно, не перерыв царствования Саргона, а отнятие последним у первого господства над Вавилоном, и 12 лет Меродаха-Валадана следует считать не с 722 года, а с 733–2 по 722–1. Феглаффелласар, хотя и считался после 732 года царем верховным владыкой Вавилона, но может быть, не лишил Меродаха-Валадана достоинства и только наложил дань на последнего: по надписи «Меродах-Валадан, сын Якина, царь моря (Вавилонии), который во время моего царствования не давал мне дани,... сильный ужас Ассура, моего Владыки, объял его; он явился предо мною в городе Sapiya и целовал мои ноги... взял я с него дань» (Keilinschr. 130). Саргон же около 11–12 года своего царствования отнял у Меродаха-Валадана и власть над Вавилоном (ibid. 265); этот 11 или 12 год Саргона падает на 722–1 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

3 Читатели знают уже из предисловия причину разности лет, показываемых в графах и тексте. В тексте – годы по книге Судей, а в графах – годы нами принимаемые 4 По библейским сказаниям давление Ассирии на Израильское царство начинается с Манаима, а на Иудейское – с Ахаза; но по открытым недавно памятникам, о которых мы уже говорили в предисловии, оно началось гораздо ранее. Первые столкновения Ассирийцев с Евреями относятся ко временам Самуила. 8 Салманассар, пленивший Осию Израильского, по Ассирийским памятникам, есть Салманассар IV, сын и преемник Тиглат-Пилезара II. По памятникам, он не брал Самарии, а только пленил Осию. Взял же Самарию и разрушил Израильское царство Саргон, сын Салманассара IV 9 Валадан, по надписям, был только наместник в Вавилоне, находившемся в зависимости от Ассирии, и после смерти Саргона отложился от Ассирии. В течение 6 месяцев он удерживал свою власть и в это время посылал посольство к Езекии, рассчитывая на его союз. Он был низложен Саихерибом или Сеннахиримом, сыном и преемником Саргона. 10 По сказанию св. Писания, Манассию увел в плен Ассаргадон, а по Ассирийским памятникам – Асурбанипал или Сарданапал, сын и приемник Ассаргадона. В пояснение того обстоятельства, что в плен не в Ниневию, а в Вавилон говорят, что Саммугес, брат Асурбанипала и его наместник в Вавилоне, задумал, подобно Валладану, сделаться самостоятельным и по этому поводу вошел в сношения с Манаимом. Асурбанипал, для усмирения своего брата, пришел в Вавилон, и, временно находясь в этом городе, вызвал сюда Манаима для наказания. 12 Последним царем Ассирии был не Асурбанипал, или Сарданапал, как его обыкновенно называют, а Суридил – или, сын Асурбанипала. – Вот общий результат. По Ассирийским памятникам царствовали: Тиглат Пилезар II – 18 л, Салманассар IV – 4 г., Саргон – 18 л., Санхериб – 24 г., Ассаргадон – 13 л., Асурбанипал – 42 г., и наконец Асуридил, покоренный Навуходоносором и Циксаром, – 20 л. Всего от начала царствования Пилезара II до покорения Ассирии, по подписям, прошло 139 л., а по хронологии М.И.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

1. Какие особенности пророчества Исаии о Вавилоне и какое значение этого пророчества для Евреев? – Первая особенность этого и других (см. 21:1–10 и 47) пророчеств Исаии о Вавилоне та, что пророк прежде всякого враждебного столкновения Вавилонского царства с Иудеями изображает ясно и определенно эту будущую враждебность и разрушение Иудейского царства Вавилонским царем. Посему, когда Вавилонский царь Меродах Валадан в первый раз вошел в мирные сношения с царем Иудейским Езекиею, то Исаия решительно восстал против союза с Вавилоном и именем Божиим объявил царю Езекии, что сокровища царей Иудейских отнесены будут в Вавилон и потомки Езекии будут рабами-евнухами во дворце царя Вавилонского ( Ис.39 ). Обыкновенно же пророки изрекали грозные пророчества против языческих народов уже после враждебного столкновения их с Израилем. Вторая особенность пророчеств Исаиных о Вавилоне состоит в том, что враждебность царства Вавилонского и царей его к Иудейскому царству представляется постоянно-неизменною и решительно-непримиримою, и именно враждою к царству Божию и против самого Бога; Вавилон, город исполина Нимврода и столица первых язычников Хамитов, является у пророков центром царства зла и диавола на земле, так что прочие языческие царства свою враждебность к царству Божию ведут и заимствуют от Вавилона. Посему-то Вавилон сделался у священных писателей символом всякого крайнего враждебного направления в людях против церкви Божией, символом царства антихриста, воющего против Церкви Христа (см. Ап.14:8, 16:19, 17:5 и дал. 18:2 и до конца). Отсюда, наконец, и третья особенность пророчества Исаии о Вавилоне, состоящая в том, что суд Божий на Вавилон изображается конечным судом, подобным суду над Содомом, без возможности какого бы то ни было спасения и сохранения для Вавилона и особенно для его царей. – Для тогдашних Иудеев пророчества Исаии о Вавилоне имели значение поучительного утешения в предстоящих страшных бедствиях разрушения царства и плена Вавилонского; в этих бедствиях они должны были видеть карающую руку Иеговы, а Халдеев считать только орудиями гнева Божия, такими орудиями, которые сами ответственны пред Богом за свои жестокости к Иудеям ( Ис.67:6 ), а за свое нечестие потерпят тягчайшую кару от Господа. Руководимые советом этих пророчеств, Иудеи с нетерпением ожидали потом гибели Вавилона, чтобы получить избавление от плена и начать новую жизнь в земле обетования; пророчество Исаии «о Вавилоне» есть вместе и пророчество об избавлении Иудеев из плена Вавилонского (14:1–8).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Friedrich Delitzsch в прибавлении к Chald. Genesis и Wo lag das Paradies? стр. 225). Халдейский Таргум вместо Кално ставит здесь имя: Ктезифон (Κτησιφν), принадлежавшее городу, лежавшему на восточном берегу реки Тигра к югу от Багдада, на 38º сев. широты и почти на одном меридиане с Вавилоном. Древнейший Кално отожествляют с позднейшим Ктезифоном и Евсевий, и блаж. Иероним. Слово Кул-уну, по Фридр. Дэличу, не семитское (по-семитски оно значит: субат-зири=жилище племени или народа), а относится к остаткам языка того народа, который населял в древнейшие времена южную часть Месопотамии и с которым родствен был Элам, живший на восток от нижнего течения Тигра. Из истории Ассирии, насколько она разъяснена в последнее время путём изучения памятников клинообразного письма, известно, что Саргон, взявший Самарию и выселивший израильтян в далёкие страны ( 4Цар.17 гл.), во второй же год своего царствования (721 г.) отразил нападение эламского царя Гумбанигаса и покорил некоторые из племён, живших к югу от Ассирии и находившихся до тех пор в союзе с халдейским царём. Халдейским царём в то время только что утвердился Меродах – Валадан, воспользовавшийся смутным временем, наступившим в Ассирии после смерти Салманассара, и овладевший Вавилонией, несколько лет пред тем находившейся под властью Ассирии. Не успевши теперь окончательно сломить силу Вавилона и Элама, заключивших между собою союз, отвлечённый со своими силами на север и восток, Саргон уже только в двенадцатом году своего царствования (710 г.) направился на юг и овладел восточным берегом Тигра, дотоле находившимся во владении, вероятно, аланского царя (Сатур [Сутрак] – нангунди), и теперь заключившего союз с Меродахом-Валаданом. Местность, отошедшая таким образом во владение ассирийского царя, была та самая, в которой доныне сохранились развалины Ктезифона. Smith, в своей истории Ассирии (стр. 79), город Кално отожествляет с Куллани, городом, по-видимому, входившем в состав владений Хамата (Енаф, Епифания) и взятым в 738 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Благодарный Езекия воспел песнь Богу, его исцелившему: «Я говорил: в высоте дней моих, сойду во врата адовы, лишаюсь остатка лет моих; я говорил: не увижу спасения Божия на земле живых, не смотреть уже мне на человека, с живущими в мире; кущу мою снимают и переносят от меня, как шатер пастуха. Как ткань, дух мой во мне, когда ткательница приближается, чтобы отрезать; рыканью льва равнялись стоны мои до утра; так сокрушал Он все кости мои; днем до ночи Ты докончишь меня. Как ласточка щебетал я, стенал, как голубь; утомились очи мои, взирая на высоту. Господи! Тяжко мне; избавь меня. Не ад исповедается Тебе; не смерть восхвалит Тебя; не нисходящие в могилу будут уповать на истину Твою! Живый, живый, – он исповедается Тебе, как я ныне; отец детям возвестит истину Твою. Господь во спасение мне и песнями нашими звучать будем, во все дни жизни нашей, в доме Господнем.» Услышав чудное исцеление Езекии, Царь Вавилонский, Меродах-Валадан, послал к нему дары с дружелюбной грамотой, и обрадованный Езекия показал послам все сокровища дома своего, превознесясь сердцем о своих богатствах. Тогда предстал ему Пророк исаия и сказал: «что показал ты в доме своем пришельцам Вавилонским? Внемли словам Господним: наступят дни, в которые все, что собрал ты и отец твой, в доме царском, перейдет в Вавилон, и ничего здесь не останется от всех сих сокровищ, даже сами дети ваши отведутся в плен и будут евнухами царя Вавилонского.» Смирился Езекия и отвечал Пророку: «благо слово Господне, да будет мир хотя во время моей жизни!» Испонилось моление благочестивого Царя, мир и обилие стад, вина и пшеницы, не оскудевали в земле его, до конца царствования; он умножил сокровища палат своих и укрепил города, успевая во всех делах своих. С миром преставился Езекия и с великой славой погребен был, на почетном месте, между гробами своих предков; так воздали ему жители Иуды и Иерусалима, за его благочестие и славное царствование. Читать далее Источник: Священная история/[А.Н. Муравьёв]. - Санкт-Петербург : тип. А. Бородина и К°, 1842. - IV, 516 с. (Авт. установлен по изд.: Межов. Систематический каталог русским книгам... с 1825 вплоть до 1869 года... 87). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Негельсбах, как выше сказано, старается избегнуть этой трудности, допустив изменения со стороны позднейшего читателя. 216 Затем в Ис.39:8 приводятся слова Езекии: «благо слово Господне, которое ты (т. е. Исаия) изрек, потому что мир и благосостояние, будут в дни мои». Как мог Езекия сказать эти слова, если поход Сеннахерима был не прошедшим уже событием, а должен был случиться в 27 г Езекии? – 219 Howard. Beitrage zum Ausgleich zwischen alttestamentlicher Geschichtserzahlung Zeitrechnung und Prophetie. 1887, s. 142. 220 Нельзя ли видеть подобного же тщеславного отнесения к себе действии предшественников в надписи Асаргаддона: «(я), Nabu-zir, сына Меродаха-Валадана победил... Nahid-Merodach, его брат, убежал из Элама, чтобы изъявить мне покорность, пришел в мой главный город Ниневию и целовал мои ноги. Ему передал я страну моря (Вавилонию) по всему ее протяжению, господство его брата» (Keilinschr. 227). Об указанных здесь царях вавилонских, современниках Асаргаддона, в каноне Птоломея, по-видимому, не упоминается. Но затруднение, как кажется, может быть устранено тем предположением, что под Nabu-zir нужно разуметь Nabu-nazir (тем более, что, кроме двух частей: Nabu-zir в имени царя, упомянутого Асаргаддоном, была 3-я, только не прочитанная учеными), т. е. Набонассара (ibid, см. примеч. на 227 стр.), – что затем под Nahid-Merodach разуметь следует Nahid (Ναδιου – в каноне Птоломея), преемника Набонассара, В таком случае Асаргаддон говорил бы, как о своих собственных, о действиях Феглаффелласара: «я победил», т. е. «я, царь ассирийский, в лиц своих предшественников». Кроме того, может быть, не следует ли изменить чтение Шрадера так: «Меродаха-Валадана, сына Nabu-nazir?» В таком случае цари Феглаффелласар, Саргон, Сеннахерим и Асаргаддон, все хвалились бы победою над Меродахом-Валаданом. В последний раз победил Меродаха-Валадана, может быть, Сеннахерим (в начале своего правления, когда Меродах-Валадан снова захватил – было власть на 6 месяцев; по словам Полигистора у Евсевия; см.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

стр. 137). 4 Для объяснения названия южной Месопотамии «морем» можно указать на Свидетельства: а) Геродота (I,184), по словам которого Евфрат, прежде чем Семирамида устроила плотины, «затоплял обыкновенно всю равнину, подобно морю»; – б) Абидена (у Евсевия в Praeparatio evangelica IX, 41), который о равнине, орошаемой Евфратом, говорит, что «она, по рассказам, сначала вся была в воде и называлась морем». Меродах Валадан, о котором упомянуто здесь, был отцом того Меродаха Валадана, о котором речь в 4Цар. 20:12 ; Ис. 39:1 (см. Schrader, Die Keilinschriften und d. A. T., S. 216 и след.). 5 Вавилон, по евр. называемый , в вавилонско-ассирийских памятниках клинообразного письма называется Бабилу. Тождество имен и Бабилу очевидно. Относительно в Быт. 11:9 сказано, что это имя напоминает о смешении языков, и потому его нарицательный смысл обыкновенно определяли, сопоставляя его с сирийским bablo=лепет, неясная речь, или с арабским balbala=неясно говорить. Относительно Бабилу ассириологи считают теперь решённым, что оно составлено из двух слов: баб – ворота (значение, принадлежащее слову и в арабском языке) и илу – бог (ср. евр. ). Бабилу (=ворота Божии) считают буквальным вавилонско-ассирийско-семитским переводом несемитского слова Ка-дингира. Это последнее название иногда встречается и в семитских текстах в качестве идеограммы, которая в таком случае произносится: Бабилу. Иногда в семитских текстах клинообразного письма пишется также Баб-дингир или Баби-дингир, – что однако же следует произносить опять Бабилу. Эти данные несомненно показывают, что вавилоняне-семиты имя Бабилу понимали в смысле: ворота Божии. Но замечательно, что Ка-дингира в несемитских текстах менее употребительно, чем другое шумерско-аккадское имя Тинтир(а), которое значит: роща или сад жизни. Ка-дингира, может быть, само было переводом с вавилонского-семитского языка и более позднего происхождения именем, чем «Тинтир». Бабилу могло быть только позднейшим перетолкованием первоначального Бабель, – перетолкованием столь естественным вследствие того непонимания друг друга, которое разделило людей после смешения языков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/g...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009