Филарета, утверждается у пророка Исаии 660 , и также заключается из вопрошения послов Вавилонских о знамении, бывшем на земле 661 . «Что это за чудо случилось на земле?» – спрашивали послы Беродаха-Баладана, присланные приветствовать Езекию с облегчением от болезни и принесшие ему от царя своего письмо и подарок. «Значит, в Вавилоне известно было, – как замечает прот. Богословский, – что это сверхъестественное явление может быть разгадано только в Иерусалиме» 662 . В книге Иисуса, сына Сирахова, говорится так же прямо и решительно, что во дни Езекии солнце отступило назад 663 . Что касается способа, которым произвел Господь это солнечное отступление назад, то, судя по однородности этого чуда с бывшим при Иисусе Навине, можно полагать, что оба они произведены были одинаковым способом. Впрочем, мудрости Господней нельзя полагать пределов; ибо разума Его несть числа. Из естественных явлений, наиболее имеющих отношение к обоим солнечным затмениям – и при Иисусе, и при Езекии, – известно оптическое передвижение предметов, и даже целых городов и местностей, вследствие сильного преломления лучей солнечных в раскаленной атмосфере. Чудесность же обоих вышеозначенных библейских феноменов от этого нисколько не исчезает и даже не уменьшается. Она открывается из того, что Господь в обоих вышеозначенных случаях произвел необыкновенное и сверхъестественное разрежение атмосферы, а вседствие этого, и преломление лучей солнечных довел до необыкновенного напряжения некоторым сокровенным, и Ему единому известным способом. Но кто знает? Может быть, произошло некоторое изменение в самом движении нашей планеты, требовавшееся для порядка и равновесия остальных планет и светил? И, может быть, это событие в мироздании только совпало с вышеизложенным событием на земле, т. е. с болезнью и выздоровлением Езекии? Премудрость Божия, как известно, одними и теми же средствами достигает многоразличных целей. Ст. 12. …В то время послал Беродах Баладан, сын Баладана, царь Вавилонский, письма и подарок Езекии, ибо он слышал, что Езекия был болен… Выздоровление Езекии, сопровождавшееся чудесным солнечным знамением, было только внешним поводом для Вавилонского посольства; внутренняя же цель его состояла в том, чтобы у сильного царя Иудейского, с такою славою отразившего Ассириян, приобрести дружбу и потом заключить союз против алчных Ассирийских завоевателей, стремившихся к всемирному владычеству, и особенно страшных для соседственной Вавилонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

20:11. Тень на ступенях Ахазовых. Вероятно, «тень на ступенях Ахазовых» представляла собой некую разновидность солнечных часов. В кумранском свитке Ис. 38это выражение читается так: «на солнечных часах кровли горницы Ахазовой». Возможно, сходная идея заключается в образце дома, раскопанного в Египте, который имеет два лестничных марша, указывающих время. С другой стороны, это сооружение могло состоять из обычной лестницы, ведущей на крышу или верхний этаж, куда тень падала в определенное время дня. В тексте здесь не говорится, что сооружение использовалось для указания времени. Альтернативный вариант состоит в том, что это был объект, использовавшийся для поклонения астральным богам. Если эти «ступени» действительно представляют механизм для указания времени, то это единственное упоминание подобного приспособления в Ветхом Завете. Солнечные часы существовали в ветхозаветном мире в Вавилоне и Египте, о чем свидетельствуют археологические образцы, восходящие к XV в. до н. э. 20:12. Беродах Баладан. Беродах Баладан (или Меродах-Баладан) – это Мардук-аплаиддин II в ассирийских и вавилонских источниках. Он был халдейским вождем племени бит-якин, вступившим в союз с Тиглатпаласаром III Ассирийским против другого вавилонского правителя (ок. 731 г. до н. э.). Десять лет спустя Меродах-Баладан занял престол в Вавилоне, и Саргону II не удавалось справиться с ним вплоть до 710 г. до н. э. Он снова превратился в местного халдейского вождя и вассала ассирийского царя. После смерти Саргона в сражении (705 г. до н. э.) Меродах-Баладан возглавил восстание против ассирийского господства. Именно к этому времени можно отнести повествование в 4Цар. 20 . Принимая во внимание выступления Езекии против ассирийцев, можно сделать вывод, что он, вероятно, согласовывал свои действия со стратегией Меродах-Бал адана. Халдейский вождь свергнул ассирийского ставленника с вавилонского престола и правил из своей резиденции близ Борсиппы (703 г. до н. э.), пока не был в том же году низложен Сеннахиримом, новым царем Ассирии. Меродах-Баладан бежал в Элам, где вскоре умер. 21:1–26 Манассия Иудейский

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

20 от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей. См. ком. к 3Цар. 11,13 . 20 возьмите пласт смокв. Обещание Господа исцелить Езекию (ст. 5) отнюдь не исключало использования традиционных средств лечения. 20 Беродах Баладан. Это царь правил Вавилоном с 721 г. до Р.Х. В 710 г. до Р.Х. его подчинил себе царь ассирийский Саргон II. Воспользовавшись последовавшей в 705 г. до Р.Х. смертью Саргона, Беродах Баладан на короткое время вернул своей стране независимость, однако уже в 703 г. до Р.Х. был изгнан из Вавилона преемником Саргона II Сеннахиримом (см. ком. к ст. 1). послал... письма и подарок Езекии. По-видимому, Беродах Баладан стремился привлечь Езекию к союзу, заключенному Египтом и Вавилоном для совместной борьбы с Ассирией, которая в описываемый период безусловно доминировала в ближневосточном регионе. 20 весь оружейный дом свой и все, что находилось в сокровищницах его. Совершенно очевидно, что данный эпизод имел место до того, как Езекия отдал сокровища ассирийцам (см. ком. к ст. 1; 18,14–16). Показывая вавилонским посланникам богатства страны и средства ведения войны, которыми обладал его народ, он явно старался впечатлить их. Без сомнения, Езекия положительно относился к идее вступления в союз с Вавилоном и Египтом. Исаия же, подобно тому как раньше он воспротивился намерению Ахаза стать союзником Ассирии ( Ис. 7,1–17 ), теперь порицает попытку Езекии примкнуть к антиассирийской коалиции (ср. Ис. 30; 31 ). 20 взято будет все... в Вавилон. Езекия, по мнению Исаии, был слишком доверчив: те сокровища, с помощью которых он намеревался заключить с ними союз, в конечном счете приведут вавилонян в Иудею, но уже в роли захватчиков. В 598 и 587 гг. до Р.Х. вавилоняне дважды вторгнутся в ее земли, причем второе из этих вторжений окончится вавилонским пленением иудейского народа. Одним словом, Вавилон, у которого Езекия хотел искать защиты, в итоге принесет Иудее гибель. 20 сынов твоих, которые произойдут от тебя... возьмут. Сын Езекии Манассия был захвачен ассирийцами и содержался в плену в Вавилоне ( 2Пар. 33,11 ). Прочие его потомки оказались в плену несколько позже (24,15; 25,7).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

На юге Саргон должен был употребить много усилий для сохранения в своей власти Вавилона. Из-за него ему приходилось бороться с халдеями и Эламом, которые нередко соединялись против Ассирии. Воспользовавшись революцией, сделавшей Саргона царем, халдейский царь Бит-Якина Меродах-Баладан, в союзе с эламским царем Хумбанигашем, покорил Вавилон и даже в 721 г. при Дере разбил Саргона. Но для удовлетворения союзников и собственных войск Меродах-Баладану нужны были деньги: он грабил вавилонские храмы, а возмущавшихся этим вавилонян и граждан других привилегированных городов, вопреки договорам, ссылал или заключал в тюрьмы. Поэтому, когда Саргон в 710 г. двинулся против Меродах-Баладана, вавилоняне приняли его, как освободителя. Саргон стал царем Вавилона, но носил титул «наместника», частью по невозможности совершать ежегодную церемонию у идола Мардука, частью из угождения жрецам, а потому и не носил особого имени в Вавилоне. Меродах-Баладан бежал к халдеям в «Приморскую страну» «Дур-Якин», но был там разбит Саргоном, который наказал за союз с ним также и эламского наюя; поэтому, когда Меродах-Баладан бежал в Элам, то его там не приняли; куда он скрылся – неизвестно. Таким образом, Саргон справился со всеми своими врагами. К нему пришли даже послы с Кипра («Яданана», может быть, «остров Данаев») и с острова Дильмуна (в Персидском заливе) с почетными дарами; найдена на Кипре стела этого царя; она хранится в Берлине. Здесь Саргон в торжественной надписи говорит, что семь царей кипрских, обитающие за 7 дней пути среди моря, неизвестные даже по именам его предкам, услыхав об его подвигах, ужаснулись и принесли в Вавилон ему дары: золото, серебро, мебель из дорогих пород деревьев. На стеле было помещено изображение Саргона и символы божеств. Столицей Саргон сделал себе новый город к северу от Ниневии – Дур-Шаррукин, описанию построения и освящения которого отведено много места в царских летописях. Между прочим, характерно признание царя: «сообразно значению моего имени охранять право и справедливость, руководить слабыми и не давать в обиду беззащитных, я давал плату за участки в этом городе их владельцам по нормальной цене, а чтобы не обидеть тех, которые не брали денег, давал им участок, расположенный против их прежнего участка». В качестве строителей и художников были привлечены «люди стран, от востока до запада, покоренных владыке Ассуру». В Хор-сабаде найдены развалины этого великолепного дворца и барельефы доставлены в Лувр. Долго наслаждаться пребыванием в нем и плодами побед, однако, Саргону не пришлось; он был убит при неясных для нас обстоятельствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Такой благополучный для Иерусалима исход объясняется тем, что Синахериб должен был возвратиться домой, где тем временем произошли осложнения. Синахериб всячески старался подорвать значение Вавилона, историческая слава и привилегированное положение которого препятствовали последовательному проведению провинциальной системы и даже угрожали безопасности государства, в виду постоянных эламских вмешательств и союзов, поддерживаемых из Египта; далее, его желание завоевать Египет объясняется тем, что он хотел направить через эту страну торговый путь на восток, лишив таким образом Вавилон значения торгового центра древнего мира. Конечно, вавилонские патриоты ответили возмущением. Белибни под их влиянием должен был отложиться от Ассирии, вступив в союз с халдеями. В 700 г. союзники были разбиты Синахерибом, который затем взял Вавилон. Понимая, что Белибни был лишь орудием в руках вавилонских патриотов, он не казнил его, а отправил обратно в Ассирию; в Вавилоне царем он посадил своего старшего сына Ассурнадиншума, а сам пошел против Меродах-Баладана в Бит-Якин, который был: еще раз опустошен. Меродах-Баладан бежал в Элам и получил на вассальных правах г. Нагиту на Персидском заливе. Синахериб решил докапать его здесь и в 694 г. выстроил для этой цели на Тигре флот, заставив работать пленных финикиян. Флот этот был спущен и через канал Арахту переведен на Евфрат, а затем в залив, и прибыл к устью Евлея, где уже ждали враги. Несмотря на трудности необычного путешествия, неприятель был побежден, но Меродах-Баладан опять ускользнул из рук. Область его снова была опустошена и город разрушен. Сам Меродах-Баладан скоро умер. Мстителем за него явился его сюзерен, эламский царь Халлудаш. Он вторгся в Вавилонию, взял Сиппар, пленил посаженного Синахерибом его сына, посадил на его место вавилонянина Нергалушезиба и даже осмелился вторгнуться в Ассирию. Синахериб скоро прогнал его, затем двинулся против Нергалушезиба, который тем. временем присоединил к себе Эрех и Ниппур. У последнего произошла битва. Вавилонский царь был разбит и взят в плен. Однако, лишь только Синахериб удалился, в Вавилоне появился новый претендент, халдей Мушезиб-Мардук. Синахериб решил предупредить его союз с Эламом и наказать последний за вторжения. В 693 г. он пошел на Элам. Царь Кудурнахунди даже не пытался сопротивляться, бежал из своей резиденции Мадакты, которая была разграблена. Сам он также был свергнут, и на престол возвели Умманменану, который немедленно вошел в соглашение с Мушезиб-Мардуком вавилонским. К ним присоединились еще различные иранские и халдейские племена. Синахериб выступил в поход, и в 691 г. при Халулэ на Тигре произошло сражение, хотя и окончившееся победой ассириян, но причинившее им такой урон, что от похода против Вавилона пришлось пока отказаться, и Мушезиб-Мардук еще год оставался царем.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

458 Болезнь Езекии одни считают случившейся перед нашествием Сеннахирима, другие – во время этого нашествия, третьи – после нашествия. Известно только то, что Езекия был болен в 14-м году своего царствования, потому что после болезни жил 15 лет, а всего царствовал 29 лет 459 Догадываются, что солнечные часы состояли из каменного столба со ступенями, на которые падала солнечная тень 460 Из того, что у Езекии был нарыв, на который пророк Исаия велел наложить пласт смоквы, заключают, что Езекия был болен чумою, против которой и ныне арабские врачи употребляют пластырь из смоквы 461 Беродах-Баладан был царем Вавилона, подвластным ассирийскому царю, но вышел из подчинения ему и за это лишился царского престола. Пользуясь походом Сеннахирима против Иудеи и Египта, Беродах-Баладан снова предпринял освободить Вавилон от власти царя ассирийского, поэтому и послал послов к Езекии, чтобы склонить его вступить с ним в союз против царя ассирийского 462 В XIII веке до Р. X. царь ассирийский Туклад-Адар I покорил Вавилон. С тех пор Вавилон хотя имел своих царей и по временам освобождался от ассирийцев, но большей частью был под властью ассирийских царей до самого разрушения ассирийского царства. Полагают, что Манассия за восстание против царя ассирийского был отведен в плен в Вавилон или в царствование царя ассирийского Ассаргаддона, который, думая личным пребыванием легче удерживать Вавилон в покорности, часто жил в нем, или в царствование сына его Ассурбанипала, против которого было восстание Египта и Палестины, и который египетского фараона Нехао I, взятого в плен ассирийскими военачальниками, также возвратил на царство 465 Терафимы – человекоподобные идолы различной величины, считавшиеся хранителями, покровителями дома, помощниками в трудных обстоятельствах и оракулами, открывавшими будущее 467 Фараон Нехао II был сын и наследник Псаметика, основателя 26-й египетской династии, освободившего от ассирийцев и покорившего под свою власть весь Египет, отличался предприимчивостью и хотел доставить Египту господство на море и на суше и обогатить его торговлей. Он шел взять город Кархемис, стоявший при переправе через Евфрат и бывший главным городом хеттов, с которыми египтяне вели жестокие войны, и занять правый берег Евфрата, чтобы таким образом запереть заевфратским завоевателям дорогу в Египет

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Ему наследовал его сын Синахериб (705–681). Предыдущее царствование завещало ему решение вавилонско-эламского вопроса. Положение его, однако, было более трудно, так как на горизонте мировой политики появился Египет, вновь объединенный эфиопской династией, которая, хотя и не была достаточно сильна, все же имела возможность внести в азиатские дела серьезные осложнения. Узнав о гибели Саргона, Меродах-Баладан немедленно приступил к действиям. Он возвратился в Вавилон, склонил на свою сторону Элам и западных семитов; в коалицию c ним вступили: Арад, Тир, некоторые из филистимских городов, напр., Аскалон, и иудейский царь Езекия. Последний был душой западной коалиции; граждане Экрона низложили своего царя Пади, державшегося Ассирии, и выдали его Езекии. Египет также стал на их сторону. Синахериб обратился прежде всего против юга. При Кише, недалеко от Вавилона, он в 703 г. разбил Меродах-Баладана и его эламских союзников и овладел Вавилоном; затем был совершен победоносный поход по стране халдеев и по вавилонской области. Было сожжено и разграблено много городов Меродах-Баладана; уведено множество пленных. Халдеи, поселенные в древних городах, к ущербу вавилонян, были прогнаны, и земли отданы прежним владельцам. Меродах-Баладан бежал в приморские болота; на его место был посажен в Вавилоне царем Белибни, воспитывавшийся при ассирийском дворе. В 701 г. Синахериб обратился против западной коалиции. При его приближении тиро-сидонский царь Элулай бежал в море (на Кипр). Тир был осажден ассириянами, но не был ими взят; зато Синахериб постарался возвысить вечного врага Тира, город Сидон, где он посадил царем Ито-баала. Прочие финикияне и частью филистимляне покорились Ассирии. Цидка аскалонский, за попытку сопротивляться, потерял престол и был уведен в плен. Еще худшая участь ожидала Экрон, оскорбивший ассирийского царя низложением Пади. При Альтаку (около Экрона) Синахериб разбил египетские и аравийские войска, состоявшие из пехоты, конницы и колесниц и пришедшие к Экрону на помощь; были взяты в плен сыновья египетского царя. Виновники свержения Пади были частью перебиты, частью уведены в рабство. Иерусалим был осажден, но не был взят; иудейский царь заплатил Ассирии богатый выкуп в 30 тал. золота и 300 серебра. В Куюнджике, в развалинах дворца Синахериба, сохранился барельеф, изображающий этого царя перед иудейским городом Лахишем, где, как известно из библии, велись переговоры с послами Езекии. Здесь был найден обломок глиняной печати с именами Шабаки и Синахериба, указывающий на установление между ними дипломатических сношений.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Личность временного владыки Вавилона,-Меродах Валадана (или Баладана),-очень интересна. Он очень хорошо изображен Роулинсоном в его „Истории восточных монархий“, Assyria, ch. IX; еще полнее очерчена его деятельность Ленорманом в особой статье под назв. „Un patriote Babylonien du VIII Siecle av. J. Chr. (dans les Premières Civilisations). Настоящая форма имени Меродах Баладана есть: „Мардук-бел-иддина“, т. е. Мардук даровал сына“ 1295 . Отец его носил имя Улулаи, которое занесено в так называемый Птоломеев канон, под именем Ilulaeus; он был владетельным князем маленького царства, лежавшего на юго-востоке от Вавилона близь Персидского залива. Сын его Меродах Баладан восстает против власти Ассирии в то время, говорит Ленорман 1296 , когда после смерти Салманассара, до восшествия первого царя новой династии Саргона, в Ниневии и царстве было несколько месяцев смут и междуусобий. И надписи Саргона и канон Птоломея, – как говорит Ленорман, – сходятся в том, что (между 721 и 709 год. до Р. Хр.) – в течение двенадцати лет Вавилон был подчинен Меродах Баладану и Ассирия по бессилию ничего не могла предпринять против этого царька, овладевшего Вавилоном и перенесшего туда свою столицу. К этому времени и относят Ассириологи посольство его к царю Езекии 1297 . Очевидно, что он ищет союзников посреди царств передней Азии. Это – время начала царствования в Ассирии Саргона; но мы имеем указания, что изгнанный из Вавилона при Саргоне, Меродах Баладан, царствовал второй раз в Вавилоне, уже во время царствования в Ассирии Сеннахериба, сына Саргона 1298 . Он был, впрочем, опять скоро изгнан, и, судя по Ассирийским надписям, второе его царствование не продолжалось более шести месяцев. Очевидно, что это время было слишком кратко, чтобы к нему отнести посольство к Езекии и надо отнести его к двенадцати годам его власти. Если мы сравним с указаниями Ассириологов хронологию, принятую Отцом Михаилом Богословским , то получаются следующие указания. Царствование Меродах Баладана, первое, должно было иметь место между 721 и 709 года до Р. Хр. Первый указанный год соответствует восьмому году царствования Езекии, и к этому приблизительно времени, или годом позже, послы должны были быть в Иерусалиме. Заметим здесь, что стих 2Пар. 32нисколько не противоречит этому взгляду. В нем говорится, что после гибели армии Сеннахерима „Многие приносили дары Господу в Иерусалим и дорогия вещи Езекии, царю Иудейскому. И он возвеличился после сего в глазах народов“. Это величие Езекии, после спасения Иерусалима, очень понятно, но оно не имеет ничего общего с посольством Меродаха Баладана за много лет тому назад, и о нем и не говорится ни слова. А говорится о послах вавилонских в 31 стихе не в связи с нашествием Сеннахерима, а только с указанием на грех, совершенный Езекией.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

19 остаток. См. ком. к ст. 4. Этот остаток не только останется в живых, но и умножится. 19 Я буду охранять город сей. Исаия возвращается к тому, с чего он начал свою речь: по милости Господа Иерусалим будет спасен (ст. 21). ради Давида, раба Моего. См. ком. к 3Цар. 11,36 . 19 пошел Ангел Господень и поразил... сто восемьдесят пять тысяч. См. Быт. 19,15 ; Исх. 12,12 ; 2Цар. 24,16 . Тяжелые потери, понесенные ассирийским войском явились исполнением пророчеств, содержащихся в ст. 21,32–34. 19 в Ниневии. Ниневия была столицей Ассирийской империи. 19 в доме Нисроха, бога своего. В ассирийских письменных источниках имя этого божества не встречается. сыновья его, убили его мечом. Согласно ассирийским письменным источникам, в 681 г. до Р.Х. Сеннахирим был убит собственным сыном, жаждавшим занять отцовский престол. в землю Араратскую. Так иногда называли государство Урарту, занимавшее территорию нынешней Армении (ср. Быт. 8,4 ). воцарился Асардан. Асардан правил Ассирией с 681 по 669 г. до Р.Х. Глава 20 20 В те дни. Есть основания полагать, что болезнь Езекии и эпизод с посланниками царя вавилонского (ст. 12–19) относятся ко времени, предшествовавшему ассирийскому вторжению в Иудею 701 г. С одной стороны, как сообщают вавилонские источники, Беродах Баладан, царь, от которого приходили к Езекии посланники, умер в 703 г. до Р.Х., т.е. за два года до этого вторжения. С другой стороны известно, что Езекия умер в 686 г. до Р.Х. Прибавив к этому числу те пятнадцать лет жизни, которые ему даровал Господь (ст. 6), мы получим, что болезнь Езекии относится самое позднее к 702 г. до Р.Х., а то и к более раннему времени. Повествование здесь организовано по тематическому, а не хронологическому принципу. заболел Езекия. Что это была за болезнь и что явилось ее причиной, неизвестно. 20 Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Бог проявил сострадание к Езекии и прибавил ему пятнадцать лет жизни (ст. 6). Проведенные Езекией преобразования (18,4.5) и его твердое упование на Господа во время ассирийского нашествия (18,7.22.30.32.35; 19,4.10) свидетельствуют о цельности его характера и последовательности поступков, благодаря которым он считается образцовым правителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Но скоро Ассирия опять становится могущественною и сын царя Саргона, Сеннахерим идет в Палестину довершать переселение Израиля, начатое Салманассаром предыдущей династии. Езекия ожидает его нашествия, и, как мы думаем, в 14-й год своего царствования откупается серебром и золотом, взятым не только в сокровищницах царских, но даже и в доме Господнем. Посылает он для переговоров в Лахис 4Цар. 18:14 , где находился тогда царь Ассирии, который вероятно был сам Саргон, который и удовлетворяется данью, ему предложенною. По всей вероятности, Саргон потом уходит из Палестины, оставив там своего военачальника (Тартана 86 ). Очевидно, что политикой Ассирии главнейше руководило желание попытаться подчинить своей власти Египет, который был прежде под властью Бубастидов Ассирийского происхождения, а теперь был под властью жреческой (так называемой Ефиопской) династии, представлявшей собою коренную национальную партию, питавшую ненависть к иностранцам и пришлой династии. Поэтому неудивительно, что как прежняя династия в лице Салманассара ( 4Цар. 17:4 ), так и два монарха новой династии питали к Египту враждебные чувства, а потому мы и можем предположить два разные движения к Лахису, т. е. к границе Египта и первое в 14-й год Езекии (4Цар. 18и Ис. 20:1 ) войск Саргона, хотя бы под начальством сына его Сеннахерима и позднейшее, Сеннахерима как царя, через несколько лет после этого, и в этом случае надо отделить упоминание о Лахисе ст. 14, от упоминания о том же городе в ст. 17. В первом случае Езекия откупается от царя Саргона, и войска Саргона уходят из Палестины, вероятно вследствие тревожных известий из Вавилона, где укрепляется и царствует Меродах Баладан. В этот период времени Езекия заболевает и выздоравливает (о чем ниже) и принимает послов Меродах Баладана. Но потом воцаряется Сеннахерим, и опять идет против Египта на Лахис, и вот он (ст. 17) посылает к Иерусалиму Рабсака с отрядом. Эта схема событий имеет ту правдоподобную сторону, что она уничтожает недоумение, возникающее по поводу вопроса, почему получив дань, которую он требовал с Езекии, царь Ассирийский вслед за сим требует, чтобы Иерусалим ему сдался; кроме того обстоятельства, что (как мы говорили выше) времена позднейшие не дают места возвышению Меродах Баладана, который уже скитается как изгнанник во время обложения Иерусалима Сеннахеримом по исследованиям Ленормана, Роулинсона, Масперо и других историков.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009