Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Сеннахирим Сеннахирим (в совр. литературе – Синаххериб), [аккад. «Син (Бог луны) заменил мне (умерших) братьев» ], сын и наследник престола Саргона II, царя ⇒ Ассирии . Несмотря на многочисл. трудности, которые выпали на период его правления (705–681 гг. до Р.Х.), С. удалось сохранить единым унаследов. от отца царство. Новых завоеваний он не совершил. После смерти Саргона его старый противник халдей ⇒ Меродах Валадан (Беродах Баладан), царь Вавилонии, по-видимому, опять стал искать союза с властителями Палестины, о чем говорит тот факт, что халдей направил посольство к Езекии ( 4Цар. 20:12 ). С. победил Меродаха Валадана и изгнал его из Вавилона, а затем, в 701 г. до Р.Х., предпринял поход на запад. Первыми пали финик. города на побережье, потом Ашкелон (библ. Аскалон) в Филистимской земле. Экрон, жители которого свергли своего царя Пади и выдали его Езекии, оказал ассирийцам ожесточ. сопротивление. В завоев. Лакише (библ. Лахисе), осада которого изображена на рельефе из Ниневии, С. принял посланную Езекией дань ( 4Цар. 18:14 ). Но отправл. на захват Иерусалима войска вынуждены были возвратиться. Не добившись успеха, они встретили царя уже под Ливной, куда он, видимо, отступил перед приближавшимся егип. войском ( 4Цар. 19:8 ). Под Елтеке произошло сражение, в котором союзные войска египтян и эфиопов были разбиты, но отошли без преследования. Экрон пал и был наказан. С. вновь назначил царем Пади, которого Езекии пришлось отпустить. Но занять Иерусалим С. так и не удалось, т.к. ангел Господень погубил в одну ночь 185 тыс. человек в стане ассирийцев, и войско С. отступило ( 4Цар. 19:35 ). (⇒ Езекия) С этих пор силы С. были направлены на подавление продолжавшегося восстания в Вавилонии, пока он наконец не разрушил Вавилон в 689 г. до Р.Х. С. покинул постр. ⇒ Саргоном г. Дур-Шаррукин, а свою столицу Ниневию укрепил новыми крепостными сооружениями, украсил дворцами, построил в ней водопровод, вероятно, первый в Месопотамии. В 681 г. до Р.Х. С. был убит двумя своими сыновьями ( 4Цар. 19:37 ). Его наследником стал ⇒ Асархаддон. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Кроме обширного введения и заключит. слова, он включает 282 статьи. В верхней части камня размером больше человеч. роста изображен Хаммурапи, стоящий перед богом солнца Шамаше. Множество новых подробностей его царствовании стало известно из клинописного архива г. Мари. Так, выяснилось, что Хаммурапи разбил эламитянина Рим-Сина из Ларсы и Зимри-Лима из Мари. Он объявил Мардука (⇒ Вил ), бога г. Вавилона, верховным вавил. божеством вместо Энлиля, назвав его «владыкой неба и земли». В области политики он добился более тесных связей между шумерами и аморреями. Главенствующим языком при нем стал аккадский; 3) уже во время правления преемников Хаммурапи могуществу Вавилона стали угрожать горные племена КАССИТОВ. Они захватили В. в XVI в. до Р.Х., после того как она была опустошена хеттами. На протяжении 450 лет правления кассит. царей в Месопотамии (ок. 1595–1174 гг. до Р.Х.) страна ни разу не достигла такого расцвета и могущества, как при Хаммурапи. Власть воинственных касситов пала с вторжением эламитов, которые, в свою очередь, были побеждены вавилонянином Навуходоносором I (ок. 1124 г. до Р.Х.). Но прошло еще немало времени, пока вавил. царям удалось вернуть себе былое могущество. В. пришлось пережить также возвышение ассирийцев, захвативших и разоривших страну. Для дальнейшего расцвета вавил. монархии большое значение имело то обстоятельство, что с 1000 г. до Р.Х. в Месопотамию стали проникать арам. племена халдеев, которые, обосновавшись в юж. В., постепенно распространяли свою власть и на другие тер. Так, напр., много хлопот Саргону II и Синаххерибу доставил халдейский царь Мардук-апла-иддин II (Беродах-Баладан ⇒ Валадан ) ( 4Цар. 20:12 ). В последние годы правления Ашшурбанипала (библ. Аснафара) и позже царем Вавилона, возм. под верховной властью Ассирии, был Кандалану; 4) НОВОВАВИЛОНСКОЕ (ХАЛДЕЙСКОЕ) ЦАРСТВО. В 626 г. до Р.Х. халд. царь Набопаласар основал нововавилонскую монархию. Отделившись от Ассирии, отражавшей нападение скифских племен, он вместе с мидийским царем Киаксаром в 612 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

620 Настоящее имя – Тахарка; его носили несколько эфиопских царей, но они жили на поколение позже. 622 Имя этого бога у Геродота – Сетос, созвучно имени египетского бога Сета, бога пустыни, бури и войны. 623 В условиях Египта ассирийцы широко применяли подвластные им воинские контингенты из аравийских стран. 627 В 682 или 681 г. до н.э. Синахериб определил своим наследником Асархаддона, одного из своих младших сыновей. Немалую роль при этом сыграла царица Закуту, сирийка по происхождению, любимая жена царя, мать Асархаддона. 628 Это Адармелик (Адармелех) и Шарру-уцур (Шарецер); недовольные решением царя и отца лишить их прав на престол, они сначала мирно воздействовали на Синахериба, но, не без колебаний, тот им отказал, и пролилась кровь. 633 В Четвертой книге Царств ( 4Цар 20.12 ) он назван «Беродах Баладан, царь вавилонский», тогда как у Исаии ( Ис 39.1 ) он упоминается под именем «Меродах Валадан». Это Мардук-апла-иддин II, первоначально халдейский вождь; захватил власть в Вавилоне и царствовал с 722 по 710 г. до н.э. Был низвергнут Саргоном Ассирийским в 710 г. до н.э. Вновь захватил верховную власть в Вавилоне в 703 г. до н.э. и сразу же послал упомянутое посольство к Езекии в Иерусалим. После египетского похода Синахериба, в 702 г. до н.э., разбил союзные вавилоно-эламские войска в битве при г. Кише, после чего Мардук-апла-иддин бежал в Элам, где вскоре скончался. 636 об этом во Второй книге Паралипоменон ( 2Пар 33.11 ) сказано: «И привел Господь на них военачальников царя Ассирийского, и заковали они Манассию в кандалы, и оковали его цепями, и отвели его в город Вавилон». По завещанию Асархаддона, его наследник Ашшурбанипал короновал своего младшего брата Шамаш-шум-укина вавилонским и халдейским царем. Пленение Манассии, вероятнее всего, связано с восстанием Шамаш-шум-укина в 653 – 647 гг. до н.э., создавшего в борьбе против верховной власти брата мощную коалицию, в которую входили и цари Восточного Средиземноморья. 638 В отличие от современного смысла этого слова в древнем Риме так именовали двух выборных должностных лиц, ведавших проведением ценза, т.е. оценки имущества граждан для налогообложения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме того, вся минувшая история человечества, отчуждение, озверение и отупение людей, возраставшие вместе с ростом технической цивилизации, дают мало поводов к излишнему оптимизму. Таким образом, библейская эсхатология сейчас, как и во дни Исайи, есть нечто идущее вразрез с внешней очевидностью. Царства Божия не знают ни наука, ни «естественная религия». Его перспектива отсутствовала и в верованиях классического Востока и Греции, и в индийских учениях. Только пророки, жившие в эпоху духовных и социальных катаклизмов, накануне гибели их отечества, перед лицом торжествующей тирании, узрели это Царство. Их проповедь была «безумием» в глазах мира, даже самих пророков изумляла открывшаяся им тайна. Но внутренняя достоверность побеждала очевидность внешнюю. И в наши дни, когда мир снова содрогается в кризисе, когда люди ищут смысла в хаосе обездушенной цивилизации, они должны обращаться не к искаженным отзвукам библейского профетизма, но к духовному видению самих пророков и к тому, что в окончательной полноте было раскрыто Божественным Пророком из Назарета. ПРИМЕЧАНИЯ Глава седьмая ИСПЫТАНИЕ ВЕРЫ 1. Ис 39; 4 Цар 20, 12 сл. В Книге пророка Исайи этот эпизод помещен после описания похода ассирийцев на Иерусалим. Но как мы знаем, составитель книги располагал материал не в хронологической последовательности. Посещение послов Мардук-Палиддина (в Библии Меродах Баладан) — самостоятельный эпизод. Это событие могло произойти только до 702 г., в котором Синахериб окончательно разбил силы халдейского властителя и тот больше не фигурировал как царь Вавилона (см.: Jesterly and Robinson. Hismory of Israe1. Oxford, 1932, I, р. 338). Иосиф Флавий прямо утверждает, что Мардук-Палиддин (у Иосифа — Валада) «отправил к Езекии посольство с дарами и предложением заключить с ним дружественный союз» (Древности, X, 2). См.: еп. Платон. Древний Восток при свете Божественного откровения. Киев, 1898, с. 236. 2. Ис 22, 15-19. По-видимому, гробница, найденная Клермоном-Ганно в Иерусалиме, принадлежала Шебне. Имя владельца в надписи не сохранилось, но можно прочесть титул, совпадающий с тем, который носил Шебна до 701 г. (см.: J. E. Wright. Biblica1 Archaeology, р. 171).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Различные формы солнечных часов в древности изображены у Philippson " a, D. Israelitische Bibel II, s. 679). Чудесное возвращение солнечной тени до солнечного зенита было самым выразительным символом того, что неблизок еще для Езекии вечер жизни с его тенью ( Пс.101:12 ; Еккл.12:2 ; Иер.6:4 ). О делении дня на часы здесь не могло быть речи, так как оно явилось у евреев лишь после. 4Цар.20:12 .  В то время послал Беродах Баладан, сын Баладана, царь Вавилонский, письма и подарок Езекии, ибо он слышал, что Езекия был болен. 4Цар.20:13 .  Езекия, выслушав посланных, показал им кладовые свои, серебро и золото, и ароматы, и масти дорогие, и весь оружейный дом свой и все, что находилось в сокровищницах его; не оставалось ни одной вещи, которой не показал бы им Езекия в доме своем и во всем владении своем. Рассказ о посольстве к Езекии вавилонского царя по всем трем параллельным повествованиям (4 книга Царств , Книга Пророка Исаии , 2 книга Паралипоменон) имеет непосредственную связь с болезнью Езекии, его чудесным выздоровлением и астрономическим чудом, имевшим место при этом. Конечно, эти цели – поздравление Езекии с выздоровлением ( Ис.39:1 ) и осведомление об астрономическом чуде ( 2Пар.32:31 ) служили лишь благовидным прикрытием истинной цели посольства – желания вавилонского царя вовлечь Иудею в коалицию с Вавилонией и другими государствами против Ассирии. Написание имени вавилонского царя в 4 книге Царств – «Беродах» (евр. Бродах), вероятно, произошло вследствие смешения евр. букв мем и бет: в ( Ис.39 ) это имя читается Меродах, так стоит в разночтениях к ( 4Цар.20:12 ) (кодексы 93, 115, 145, 154, 172, 174, 240, 418, 476, 531 у Кенникота, 701 у Росси). Имени Беродах нельзя объяснить ни этимологически, ни исторически. Между тем Меродах или Мардук был известным богом древних вавилонян ( Иер.50:2 , согласно LXX – 27:2), особенно почитавшийся Навуходоносором (О Меродахе см. у М. Пальмова, Идолопоклонство у древних евреев, с. 362–364), но, конечно, и другими царями. В Библии встречаются имена двух царей вавилонских с именем Меродаха в составе этих имен: 1) Меродах-Валодан ( Ис.39:1 ) – по надписям Mardukhabal-Iddina («Меродах дал сына») и 2) Евильмеродах в надписях Avil Marduk («человек Меродаха»).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Эти соединённые свидетельства, данные без всякого намека на предсказание, представляют пояснение, которое лучше всякого другого, основанного на догадках. Между тем как от Вавилона во многих местах ничего уже не осталось, мы видим, однако ж, что с сожженной горы, которая составляет накопление развалин, достаточных, по их многочисленности для постройки целого города, люди не берут ни единого камня для построек. Подвергшись действию самого сильного огня и обратившись как бы в вещество совершенно литое, массы на вершине Вила, над которыми десница Господня была простерта, не могут быть ни приведены в какую-либо другую форму, ни употреблены для возведения новой постройки рукой человека. А столп вавилонский, впоследствии храм Ваала, который был свидетелем первого рассеяния человеческого рода, должен, в свою очередь, сам служить позднейшему поколению, и притом в настоящем его навеки опустошенном виде,– неразрушимым памятником человеческой гордости и неразумия и Божьего суда. Величайшая из развалин, бывшая некогда и величайшим из зданий вавилонских, низвергнута и лежит громадной, неразличимой, бесполезной и опаленной массой, с которой обломки могут быть сброшены как с боков обнаженной, скалистой горы. Таково торжество глагола живого Бога над самым гордым из храмов Вила. «Повержен Меродах». Меродах был имя или титул общий князьям и царям вавилонским, о которых в кратких ссылках Св. Писания на их историю, рассказываются следующие два случая. Меродах Баладан, сын Баладана, царя вавилонского, занимался делами правления, и Ивиль-Меродах жил в дни Иеремии. Из обстоятельства, что о Меродахе упоминается здесь в связи с Вилом или храмом Ваала и из сходственного суда над ними, и что про одного из них сказано – «пал и посрамлен», а про другого – «повержен», можно не без основания вывести заключение, что здесь говорится также о каком-нибудь другом знаменитом вавилонском строении; между тем, как в то же время несомненная тождественность этого имени с именем царей вавилонских и даже с Ивилем-Меродахом, дает повод к равно основательному заключению, что под именем Меродаха пророк разумеет дворец. И легко себе вообразить, что непосредственно за языческим храмом, местом ложного поклонения, которое развратило и погубило народы, и царская резиденция деспота, угнетавшего народ израильский и заставлявшего землю трепетать, была избрана как отмеченный предмет справедливого суда Господня. Уступая первенство только Гирс-Нимроду, относительно огромности своих развалин, Муджилибе или Маклубе обыкновенно описывается путешественниками как остатки главного дворца вавилонского.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

20:11. Тень на ступенях Ахазовых. Вероятно, «тень на ступенях Ахазовых» представляла собой некую разновидность солнечных часов. В кумранском свитке Ис. 38это выражение читается так: «на солнечных часах кровли горницы Ахазовой». Возможно, сходная идея заключается в образце дома, раскопанного в Египте, который имеет два лестничных марша, указывающих время. С другой стороны, это сооружение могло состоять из обычной лестницы, ведущей на крышу или верхний этаж, куда тень падала в определенное время дня. В тексте здесь не говорится, что сооружение использовалось для указания времени. Альтернативный вариант состоит в том, что это был объект, использовавшийся для поклонения астральным богам. Если эти «ступени» действительно представляют механизм для указания времени, то это единственное упоминание подобного приспособления в Ветхом Завете. Солнечные часы существовали в ветхозаветном мире в Вавилоне и Египте, о чем свидетельствуют археологические образцы, восходящие к XV в. до н. э. 20:12. Беродах Баладан. Беродах Баладан (или Меродах-Баладан) – это Мардук-аплаиддин II в ассирийских и вавилонских источниках. Он был халдейским вождем племени бит-якин, вступившим в союз с Тиглатпаласаром III Ассирийским против другого вавилонского правителя (ок. 731 г. до н. э.). Десять лет спустя Меродах-Баладан занял престол в Вавилоне, и Саргону II не удавалось справиться с ним вплоть до 710 г. до н. э. Он снова превратился в местного халдейского вождя и вассала ассирийского царя. После смерти Саргона в сражении (705 г. до н. э.) Меродах-Баладан возглавил восстание против ассирийского господства. Именно к этому времени можно отнести повествование в 4Цар. 20 . Принимая во внимание выступления Езекии против ассирийцев, можно сделать вывод, что он, вероятно, согласовывал свои действия со стратегией Меродах-Бал адана. Халдейский вождь свергнул ассирийского ставленника с вавилонского престола и правил из своей резиденции близ Борсиппы (703 г. до н. э.), пока не был в том же году низложен Сеннахиримом, новым царем Ассирии. Меродах-Баладан бежал в Элам, где вскоре умер. 21:1–26 Манассия Иудейский

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

На юге Саргон должен был употребить много усилий для сохранения в своей власти Вавилона. Из-за него ему приходилось бороться с халдеями и Эламом, которые нередко соединялись против Ассирии. Воспользовавшись революцией, сделавшей Саргона царем, халдейский царь Бит-Якина Меродах-Баладан, в союзе с эламским царем Хумбанигашем, покорил Вавилон и даже в 721 г. при Дере разбил Саргона. Но для удовлетворения союзников и собственных войск Меродах-Баладану нужны были деньги: он грабил вавилонские храмы, а возмущавшихся этим вавилонян и граждан других привилегированных городов, вопреки договорам, ссылал или заключал в тюрьмы. Поэтому, когда Саргон в 710 г. двинулся против Меродах-Баладана, вавилоняне приняли его, как освободителя. Саргон стал царем Вавилона, но носил титул «наместника», частью по невозможности совершать ежегодную церемонию у идола Мардука, частью из угождения жрецам, а потому и не носил особого имени в Вавилоне. Меродах-Баладан бежал к халдеям в «Приморскую страну» «Дур-Якин», но был там разбит Саргоном, который наказал за союз с ним также и эламского наюя; поэтому, когда Меродах-Баладан бежал в Элам, то его там не приняли; куда он скрылся – неизвестно. Таким образом, Саргон справился со всеми своими врагами. К нему пришли даже послы с Кипра («Яданана», может быть, «остров Данаев») и с острова Дильмуна (в Персидском заливе) с почетными дарами; найдена на Кипре стела этого царя; она хранится в Берлине. Здесь Саргон в торжественной надписи говорит, что семь царей кипрских, обитающие за 7 дней пути среди моря, неизвестные даже по именам его предкам, услыхав об его подвигах, ужаснулись и принесли в Вавилон ему дары: золото, серебро, мебель из дорогих пород деревьев. На стеле было помещено изображение Саргона и символы божеств. Столицей Саргон сделал себе новый город к северу от Ниневии – Дур-Шаррукин, описанию построения и освящения которого отведено много места в царских летописях. Между прочим, характерно признание царя: «сообразно значению моего имени охранять право и справедливость, руководить слабыми и не давать в обиду беззащитных, я давал плату за участки в этом городе их владельцам по нормальной цене, а чтобы не обидеть тех, которые не брали денег, давал им участок, расположенный против их прежнего участка». В качестве строителей и художников были привлечены «люди стран, от востока до запада, покоренных владыке Ассуру». В Хор-сабаде найдены развалины этого великолепного дворца и барельефы доставлены в Лувр. Долго наслаждаться пребыванием в нем и плодами побед, однако, Саргону не пришлось; он был убит при неясных для нас обстоятельствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Такой благополучный для Иерусалима исход объясняется тем, что Синахериб должен был возвратиться домой, где тем временем произошли осложнения. Синахериб всячески старался подорвать значение Вавилона, историческая слава и привилегированное положение которого препятствовали последовательному проведению провинциальной системы и даже угрожали безопасности государства, в виду постоянных эламских вмешательств и союзов, поддерживаемых из Египта; далее, его желание завоевать Египет объясняется тем, что он хотел направить через эту страну торговый путь на восток, лишив таким образом Вавилон значения торгового центра древнего мира. Конечно, вавилонские патриоты ответили возмущением. Белибни под их влиянием должен был отложиться от Ассирии, вступив в союз с халдеями. В 700 г. союзники были разбиты Синахерибом, который затем взял Вавилон. Понимая, что Белибни был лишь орудием в руках вавилонских патриотов, он не казнил его, а отправил обратно в Ассирию; в Вавилоне царем он посадил своего старшего сына Ассурнадиншума, а сам пошел против Меродах-Баладана в Бит-Якин, который был: еще раз опустошен. Меродах-Баладан бежал в Элам и получил на вассальных правах г. Нагиту на Персидском заливе. Синахериб решил докапать его здесь и в 694 г. выстроил для этой цели на Тигре флот, заставив работать пленных финикиян. Флот этот был спущен и через канал Арахту переведен на Евфрат, а затем в залив, и прибыл к устью Евлея, где уже ждали враги. Несмотря на трудности необычного путешествия, неприятель был побежден, но Меродах-Баладан опять ускользнул из рук. Область его снова была опустошена и город разрушен. Сам Меродах-Баладан скоро умер. Мстителем за него явился его сюзерен, эламский царь Халлудаш. Он вторгся в Вавилонию, взял Сиппар, пленил посаженного Синахерибом его сына, посадил на его место вавилонянина Нергалушезиба и даже осмелился вторгнуться в Ассирию. Синахериб скоро прогнал его, затем двинулся против Нергалушезиба, который тем. временем присоединил к себе Эрех и Ниппур. У последнего произошла битва. Вавилонский царь был разбит и взят в плен. Однако, лишь только Синахериб удалился, в Вавилоне появился новый претендент, халдей Мушезиб-Мардук. Синахериб решил предупредить его союз с Эламом и наказать последний за вторжения. В 693 г. он пошел на Элам. Царь Кудурнахунди даже не пытался сопротивляться, бежал из своей резиденции Мадакты, которая была разграблена. Сам он также был свергнут, и на престол возвели Умманменану, который немедленно вошел в соглашение с Мушезиб-Мардуком вавилонским. К ним присоединились еще различные иранские и халдейские племена. Синахериб выступил в поход, и в 691 г. при Халулэ на Тигре произошло сражение, хотя и окончившееся победой ассириян, но причинившее им такой урон, что от похода против Вавилона пришлось пока отказаться, и Мушезиб-Мардук еще год оставался царем.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

20 от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей. См. ком. к 3Цар. 11,13 . 20 возьмите пласт смокв. Обещание Господа исцелить Езекию (ст. 5) отнюдь не исключало использования традиционных средств лечения. 20 Беродах Баладан. Это царь правил Вавилоном с 721 г. до Р.Х. В 710 г. до Р.Х. его подчинил себе царь ассирийский Саргон II. Воспользовавшись последовавшей в 705 г. до Р.Х. смертью Саргона, Беродах Баладан на короткое время вернул своей стране независимость, однако уже в 703 г. до Р.Х. был изгнан из Вавилона преемником Саргона II Сеннахиримом (см. ком. к ст. 1). послал... письма и подарок Езекии. По-видимому, Беродах Баладан стремился привлечь Езекию к союзу, заключенному Египтом и Вавилоном для совместной борьбы с Ассирией, которая в описываемый период безусловно доминировала в ближневосточном регионе. 20 весь оружейный дом свой и все, что находилось в сокровищницах его. Совершенно очевидно, что данный эпизод имел место до того, как Езекия отдал сокровища ассирийцам (см. ком. к ст. 1; 18,14–16). Показывая вавилонским посланникам богатства страны и средства ведения войны, которыми обладал его народ, он явно старался впечатлить их. Без сомнения, Езекия положительно относился к идее вступления в союз с Вавилоном и Египтом. Исаия же, подобно тому как раньше он воспротивился намерению Ахаза стать союзником Ассирии ( Ис. 7,1–17 ), теперь порицает попытку Езекии примкнуть к антиассирийской коалиции (ср. Ис. 30; 31 ). 20 взято будет все... в Вавилон. Езекия, по мнению Исаии, был слишком доверчив: те сокровища, с помощью которых он намеревался заключить с ними союз, в конечном счете приведут вавилонян в Иудею, но уже в роли захватчиков. В 598 и 587 гг. до Р.Х. вавилоняне дважды вторгнутся в ее земли, причем второе из этих вторжений окончится вавилонским пленением иудейского народа. Одним словом, Вавилон, у которого Езекия хотел искать защиты, в итоге принесет Иудее гибель. 20 сынов твоих, которые произойдут от тебя... возьмут. Сын Езекии Манассия был захвачен ассирийцами и содержался в плену в Вавилоне ( 2Пар. 33,11 ). Прочие его потомки оказались в плену несколько позже (24,15; 25,7).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

  001     002    003    004    005    006    007    008