32 Слава об Езекии распространилась не только среди соседей, но и среди отдаленных государств. Окрестные народы обращались к нему как к судье для решения своих распрей, и обиженные искали у него защиты. 33 Вавилонский царь Меродах-Валадан присылал к нему посольство с богатыми дарами. 34 Особенно счастливо текла в последние 15 лет правления Езекии внутренняя жизнь избранного народа. Слова Исаии исполнилась: действительно в это время подданные увидели своего царя во всей «красоте его». Не встречая более помехи со стороны аристократии, Езекия мог теперь успешно приводить в исполнение свои предначертания, чтобы верные земли и ходящие путем непорочным находились в его доме и служили ему. Он приблизил к себе пророческих учеников, так что они стали называться «людьми Езекииными», 35 и роздал им многие важные должности, в особенности места судей в городах и деревнях. Таким образом в стране воцарились правосудие и справедливость, а вместе с ними мир и спокойствие. Разумеется дурные люди не исчезли окончательно, но по крайней мере они были приведены в должные границы. Рука об руку с торжеством нравственных начал расцвела и священная национальная письменность. Лучшие по форме пророческие речи, многие возвышенные псалмы и поучительные притчи по своему происхождению принадлежат этой эпохе. До конца своей жизни Езекия наслаждался миром; страшные треволнения при нем не повторялись более. Неудачный поход Санхериба настолько ослабил Ассирию, что прошло около 50 лет прежде, чем она оказалась в состоянии снова взяться за исполнение своей заветной задачи – покорения Египта. Езекия, как кажется, пережил своего могучего противника. Вероятно в последние годы его царствования в Иудею пришло известие, что Санхериб во время жертвоприношения убит своими сыновьями и в Ассирии наступили смуты. Я оканчиваю свое чтение. Представленный мною очерк наглядно показывает, какое важное политическое значение, не смотря на ничтожность своих владений и малочисленность населения, имела Иудея в древнем мире. Находясь на дороге из Азии в Африку посреди могучих соперников – Египта с одной стороны и преемственно возвышавшихся народов Месопотамии с другой, она так или иначе постоянно должна была принимать участие в мировых событиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pohozh-...

В Италии Нума особенно покровительствовал изгнанным из Трои богам и дал им храмы, жрецов, праздники, жертвы. В конце сего периода процветали в Греции мудрецы, которые заслужили уважение не столько дерзкими умозрениями, сколько строгою добродетелью и поучительными правилами. Таковы были, по исчислению Платона: Фалес, Питтак, Виант, Солон, Клеовул, Мисок и Хилон 734 . Некоторые их мнения могли служить врачевством против суеверия. Но разум, оставленный сам себе, стараясь преодолеть оное, нечувствительно пролагал путь к безбожию. Современность языческих народов Из Египетских царей сего периода Вафрес, союзник Соломона, по – видимому, есть Синкеллон Веннефрес, последний в двадцатой династии, а Сусаким, покровитель Иеровоама, Африканов Сезонхис, первый в двадцать второй. Соа, в славянском переводе названный Сигором, одни почитают Геродотовым Сефоном, а другие принимают за Вохориса мудрого, в двадцать четвертой династии. Нехао, второй сего имени, победитель Иосии, побежденный Навуходоносором первым, был преемник Псаммитиха, победителя двенадцати царей египетских. За ним следовали Псамис и Вафрий, по Геродоту Априй. Последний есть тот, к которому иудеи убежали после последнего переселения вавилонского. Ассирийская монархия возвысилась на краткое время и пала с Сарданапалом, дав бытие мидийской, во времена Иоаса царя иудейского. Но через несколько времени Ниневия восстановлена, и преемственно управляема была Фулом, Феилаффалассаром, Салманассаром, Сеннахиримом, Асорданом. Вавилон подпал игу мидян, но освобожден Набонассаром, от чего начинается славная эра Набонассарова, которая отстоит от христианской 747 – ю годами 735 . Меродах – Валадан, союзник Езекии, есть один из преемников оного, названный у Птоломея Мардокемпадом. После Вавилонское царство покорено Асорданом, но снова освобождено Набоналассаром или Навуходоносором первым, который на двадцатом году царствования разделил власть с сыном своим Навуходоносором вторым, разрушителем Иерусалима. Между финикийскими царями достоин примечания Итобал, царь из жреца астарты, убийца предшественника, который, вероятно, есть Иефваал, отец Иезавели. При Пигмалионе, современнике Иоаса иудейскаго, случилось переселение Дидоны в Карфаген. Древний Тир, наконец, разрушен Навуходоносором через несколько лет после Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

ЦИКЛ ПРОРОКА ИСАИИ 4ЦАР. 18, 13 – 19, 37. В описание времени самостоятельного правления Езекии в 4Цар. 18 – 20 включен литературный цикл, посвященный пророку Исаие, с целью показать значение и эффективность вмешательства великого пророка в решающие моменты ветхозаветной иудейской истории, к числу которых относятся события 705–701 гг. до Р.Х.. Три рассказа этого цикла передают об отношениях Езекии и Исайи в контексте исторических событий: а/в период нашествия Сеннахирима: 18, 13 – 19, 37; б/во время болезни Езекии: 20, 1–11; в/по случаю посольства вавилонского царя: 20, 12–19. Хронологически события, описанные в 20, 1–11 и 20, 12–19, относятся к 705–704 гг. до Р.Х. и, следовательно, предшествуют повествованию 18, 13 – 19, 37 о вторжении Сеннахирима в Иудею в 701 г. до Р. Х., что следует учитывать при изучении этих рассказов. 18, 13–16. Антиассирийское восстание и его последствия. В первые годы самостоятельного царствования Езекии изменившаяся международная обстановка на древнем Востоке как будто благоприятствовала антиассирийскому восстанию. Древний Вавилон, Урарту и Египет снова стали центрами сопротивления Ассирии и поощряли создание антиассирийских союзов. В 711 г. антиассирийскую коалицию на западе возглавил филистимский Азот, но она была разбита карательной армией Саргона. Езекия, находившийся под влиянием пророка Исайи, активно готовился к возможной осаде Иерусалима. Под старым городом был вырыт подземный канал, по которому вода из пригородного источника Гихон доставлялась в Силоамский бассейн внутри города. После смерти Саргона II в 705 г. многие страны, изнывавшие под ассирийским игом, вновь попытались возвратить независимость прежде, чем новый царь Ассирии укрепит свою власть. В Вавилоне Меродах-Валадан вторично, хотя и не надолго, захватил власть (705 г.; первый раз в 721 – 710 гг). На этот раз Езекия вступил в переговоры с прибывшим в Иерусалим посольством Меродах-Валадана, вавилонского царя (20, 12–15) и присоединился к всеобщему восстанию. В новую коалицию вошли также Египет и малые страны восточного Средиземноморья.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

4Цар.20:5–6 ). Это, очевидно, воспроизведение тех же слов, которые пророк говорил, именно, во время нашествия Сеннахерима, ср. Ис.37:35 ; особ. ср. с 4Цар.20:5 ; в тех и других словах совершенно одинаковый тон, одинаковая мысль и слововыражение; сходны эти слова и с другими речами из времени близкого к нашествию Сеннахерима, напр. с 31:5, 4. – Равным образом посольство царя Вавилонского (случившееся в 14-й год Езекии) было по смыслу библейского повествования, по-видимому, непосредственно вскоре после нашествия или во время самого нашествия Сеннахерима. После нашествия (см. 2Пар.32:32 ) «Езекия возвеличился в глазах всех народов, и многие тогда приносили дары Господу в Иерусалим и дорогие вещи Езекии, царю Иудейскому». Тогда же было всего естественнее и царю вавилонскому со своей стороны послать Езекии дары с письмами: Меродах-Валадан надеялся, вероятно, найти в Езекии союзника в своей постоянной борьбе за независимость с царем ассирийским (в то время потерпевшим в Иудее сильное поражение) 216 . – Следует обратить еще внимание на то, что у царя во время болезни (как можно заключать из слов его молитвы: «отец возвестит своим детям истину твою» – 38:19; не потому ли Езекия так сильно опечалился, когда Исаия сказал ему: «сделай завещание о доме твоем», что он еще не имел детей? – ср. 12-й стих) и во время посольства царя Вавилонского (ср. слова пр. Исаии к Езекии: «возьмут из твоих сыновей, которые произойдут от тебя, которых ты родишь», – 39:7), по-видимому, еще не было детей; по 4Цар.21:1 действительно Манассия воцарился, будучи 12 лет от роду, т. е. родился уже спустя года три после 14 года Езекии. Как согласить означенное свидетельство книги Царств, подтверждаемое Езекией в молитве и словами пророка Исаии (38:19, 5–6; 39:7), если посольство Меродаха-Валадана и поход Сеннахерима были уже в 27 году царя Езекии? – Если отнести поход Сеннахерима к 27-му году Езекии, то выйдет еще та несообразность, что в течение целых 21 года от падения Самарии до нашествия Сеннахерима пророк почти ничего не записал в свою книгу, напротив, в последние два года Езекии написал большую часть своей книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Но смирением и слезною молитвою Езекия смягчил гнев Божий, и чрез пророка же Исаию получил откровение, что болезнь его минует благополучно и он еще будет царствовать 15 лет. За исполнение пророчества Исаии ручалось чудо с солнцем: согласно его предсказанию, солнечная тень возвратилась на 10 ступеней по ступеням, вероятно, солнечных часов Ахаза. Исаия приложил плат из смокв к больному месту, и царь, выздоровел ( Ис. 38 гл.). Чудесный возврат солнечной тени был замечен вне Палестины. Вавилонский царь, Меродах-Валадан, узнав о причине этого чудесного события, прислал своих послов поздравить Езекию с благополучным выздоровлением. В радости от выздоровления и чести, Езекия показал посольству богатства своей царской сокровищницы. По удалении посольства, Исаия, в своей пророческой речи, раскрыл пред Езекией будущее политическое отношение Иудеи к Вавилону. Он предсказал, что показанные Езекией сокровища унесены будут в Вавилон, будущие сыновья и внуки Езекии будут служить при вавилонском дворе, хотя сам Езекия не доживет до этого печального времени ( Ис. 39 гл.). Упоминанием об этом событии заканчивают ветхозаветные канонические и неканонические книги описание жизни пророка Исаии. Они умалчивают о событиях в его последующем служении при Езекии; они умалчивают и о смерти пророка. В позднейших иудейских произведениях встречается подробное описание смерти пророка Исаии. В мишне было кратко упомянуто, что раввин Симеон бен Азаи нашел свиток, в котором разрешался спорный между иудеями вопрос о браке (Iebamot. IV fin.). Это короткое известие в гемаре пополнено замечанием, что в том же свитке заключались и сведения о смерти пророка Исаии. По сказанию этого таинственного свитка, (экземпляр коего, конечно, не найден), Манассия велел умертвить Исаию за следующие богохульства: в законе сказано, что никто не может видеть Господа и оставаться живым ( Исх. 33:20 ), а Исаия говорил, что он видел Господа Саваофа ( Ис. 6:1 ); в законе сказано, что никто не может приближаться к Богу, чтобы призывать Его ( Лев. 4:7 ), а Исаия велел искать и призывать Бога, потому что Он недалеко ( Ис. 55:6 ), и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Мы знаем, напр., что Ахаз, царь иудейский, добровольно подчинился царю ассирийскому Тиглатпелассару, у которого искал помощи против сирийцев и израильтян, что он называл себя даже «рабом» Тиглатпелассара и посылал ему богатые дары 617 ; нет ничего невозможного, если мы скажем, что еще в то время, вследствие довольно затруднительных политических обстоятельств, единичные семейства могли переселяться в Ассирию, на берега Тигра и Евфрата, где они могли найти для себя более внешних удобств; предположение это вообще вероятно, хотя прямых исторических данных в свою пользу оно не имеет. Затем, вавилонский царь Меродах-Валадан сам уже посылал посольство к иудейскому царю Езекии с богатыми дарами 618 и, по-видимому, находился в дружественных отношениях с ним; возможно и здесь предположить переселение единичных личностей по тем или иным частным побуждениям в Вавилон. Конечно, число таких добровольных переселенцев было весьма незначительно. Гораздо большее значение имеют для нас насильственные переселения целых масс иудейского народа в вавилонские области; и эти переселения начались сравнительно рано. При том же Езекии Сеннахирим, царь ассирийский, как сам он говорит в одной своей надписи, напал на 46 больших укрепленных иудейских городов, овладел ими и увел в плен 200 150 человек разного возраста мужчин и женщин 619 . В правление одного из преемников Сеннахирима был взят в плен царь иудейский Манассия; весьма возможно, что вместе с ним увели и партию близких к нему людей. Таким образом, есть все данные думать, что еще до Навуходоносора в пределах вавилонских (а раньше – ассирийских) владений были иудейские переселенцы, двинувшиеся сюда отчасти добровольно, а отчасти переведенные насильно, в качестве пленников; и если принять во внимание громадное число иудеев, взятых в плен при Езекии (более 200 тысяч), тогда поймем, что еще до Навуходоносора была в Вавилоне громадная иудейская колония и что к этой колонии, по всей вероятности, впоследствии стали примыкать все новые и новые иудейские поселенцы и сообща заводить новую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Итак, если нашествие Вавилонского царя при Иоакиме, по мнению критиков, могло служить поводом для речи Аввакума, то отведение в Вавилон Манассии могло быть не менее резонным и естественным поводом для тех же речей. Для народа, опечалившегося погибелью царя, эти речи могли послужить утешением и поддержкой. (Что и признано уже в русской литературе. Христ. Чт. 1867 г. 2 ч., 685–687 стр.). Но и ранее, еще во времена Исаии и Михея, т. е. при царе Езекии, мог быть повод для пророчеств против Халдеев. Достаточным поводом для них могло быть посольство к Езекии Вавилонского царя, Меродах Валадана ( Ис. 39 гл.). По поводу этого посольства и черезчур радушного приема, оказанного ему в Иерусалиме, Исаия предсказал будущее подчинение Иудеи Вавилонскому игу и отведение Иудеев в Вавилонский плен ( Ис. 39:4–11; 49:17–18 ; 2Пар. 32:31 ). Современник пророка Исаии, пр. Михей, предсказал, что Иудеи будут страдать, подобно родильнице, выйдут из своего города и дойдут до Вавилона, – там они будут искуплены и спасены Богом ( Мих. 4:9–10 ). Пророк Михей не ставил своего пророчества в связь с частным историческим событием, как Исаия. Вероятно, основания для него находились в общих политических отношениях Вавилона к Иудеям и другим народам. С другой стороны, едва ли можно думать, что посольство Меродах Валадана вызывалось личной дружбой монархов и уважением к благочестию Езекии. В таком случае, странна была бы речь Исаии. С большей вероятностью можно предполагать, что Езекия, обманувшийся, в надежде на Египет, начал вести переговоры о союзе против Ассирии с сильными Халдеями. Такому союзу сочувствовал Меродах Валадан и, при удобном поводе, послал дары и посольство. При таких политических планах понятно и некоторое, может быть, вынужденное дипломатами-послами, самохвальство Езекии (им, конечно, нужно было знать, силен ли, и надежен ли союзник). Еще понятнее, при таких политических планах, грозная речь Исаии. «Настоящий коварный союзник употребит Иудею для победы над своим врагом, Ассирией, а потом сам ограбит и поработит ее» – вот смысл речи Исаии. При предположении таких же политических комбинаций, понятна речь пр. Михея. Она, может быть, имела целью поколебать распространившуюся и в Иудейском народе симпатию к сильным Халдеям.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В самом деле, имя Валаам прямо напоминает подобным ему имена Валтасар Bil-sar-usur, Бельбалат Bîl-ba-lat, Bil-ma-lik 120 , Валадан из чтитель Бела ( 4Цар.20:12 ) 121 . Все эти имена в первой своей части состоять из простого имени Bel, Бел (вавил. божество Bî-lu) господин, st-constr. Bî-lu 122 . Слово Bîl или Bîlu, как иноземное, у масоретов передавалось различно, смотря по тому, известно ли было им происхождение носителя такого имени из Месопотамии или неизвестно. Так, имена известных вавилонских царей Валадана и Валтасара они прочитали, как и с сохранением транскрипции имени господин, а имена ( Иов.2:11; 8:1; 18:1; 25:1 ) и прочитали с некоторым изменением, как не известным по их значению. А что можно было прочитать и это свидетельствует чтение Иосифа Флавия – Βλαμος и тот факт, что LXX толковников читали как и слово сходное по первой составной части с именно читали как Βαλδαδ. Отсюда ясно, что первая составная часть имени Валаам есть несколько измененное имя месопотамского бога Bilu, еврейского господин Косвенное подтверждение такого понимания дается в следующем обстоятельстве. Бел считался покровителем астрологии и мантики. Это видно из того, что Еа , бог мудрости, иногда отожествляется с Белом. Бел называется пророк и одно из найденных произведений прорицательного искусства называется Namar-Bel «просвещение Бела» 123 . Между тем Валаам был прорицатель. Как таковой он несомненно первоначально считался под покровительством Бела и в знак этого покровительства мог присвоить себе его имя, как это и делали известные ассирийско-вавилонские цари. Вторая же составная часть по общему признанию гебраистов значить «народ». Таким образом Валаам собственно значить буквально «господин народа». Такое понимание не ново: оно уже встречается у Витринги (в Observ. ss. IV. С. 9. Г. 2. р. 1002) 124 . Но раз мы предположили, что имя «Валаам» месопотамское, мы должны и ко второй составной части его найти соответствующее в клинообразных надписях. Прежде всего известно, что народ по-ассирийски amamu 125 , um-ma-nu, следовательно, Валаам по-ассирийски может быть Bîl-um-ma-nu.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Очевидно, мы имеем здесь аллегорическую передачу этого ужасного бедствия, постигшего войско Санхериба ночью, следствием чего было утром поспешное бегство солдат, оставшихся в живых. Особенная аллегорическая форма здесь выражена в характере произведения искусства, воздвигнуто-го по этому случаю, – где мышь в руке была, вероятно, символом падения и разрушения. – Убийство Санхериба двумя его сыновьями, – хотя Ассирийские архивы не говорят о нем ясно, – подтверждается тем состоянием, в котором находилась Ассирия в начале царствования Эсар- Гаддона. Надписи этого монарха показывают, что вскоре по своем восшествии на престол, он занят был в течение нескольких месяцев войной против своих единоутробных братьев, которые, после убийства своего отца, употребляли все свои усилия, чтобы сесть на его престол. Греческий историк Абиден тоже делает намек на эту борьбу, и Армянские списки сообщают, что два убийцы, скрывшись с места своего преступления, нашли для себя убежище в Армении, где царствовавший тогда монарх дал им земли, долгое время потом принадлежавшие их потомкам. История Езекии, – как ее передает четвертая книга Царств, – говорит нам, кроме Санхериба и Эсар-Гаддона, еще о двух других царях, о которых мы также имеем сведения из светской истории ( 4Цар.19:9 ). Это „Тирак (Фарак), царь Эфиопский» и „Мородах-Валадан, царь Вавилонский (Там же 20:12–13; ср. 2Пар.32:31 ). Тирак царь Эфиопский, – без сомнения есть Терак египетских памятни-ков, монарх, царствовавший в Египте от 690 по 667 г. до P. X., и который равно мог царствовать и в Эфиопии около десяти лет до принятия титула царя Египетского. Это третий царь двадцать пятой, по Манефону, или эфиопской династии; при его отношениях к Египту, для него было очень естественно волноваться при приближении армии Санхериба к пределам Египта, и заявить себя покровителем этой страны. Имя Меродах-Валадана встречается как в ассирийских надписях, так и в знаменитом документе, так называемом „Птоломеевым каноном». Этот царь был два раза на Вавилонском престоле через известный промежуток времени. Враг Ассирии, ведя войны последовательно с Саргоном и с Санхерибом, он вступил в сношения с Езекией, который тогда стряхнул Ассирийское иго и был счастлив заключить с ним договор. Здесь, разумеется, вероятно, то его посольство к Езе- кии, которое было по Библии в 713 г. (до P. X.), и относится к его первому царствованию, когда он был современником Саргона, занимая Вавилонский престол с 721 до 709 года. Второе его царствование падает на 703 год.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/bibl...

Итак, во всей второй половине книги Исаии можно находить некоторые подробности, которые с точки зрения вавилонского плена не находят удовлетворительного изъяснения и побуждают критику выделять их при помощи искусственных, часто произвольных приемов и относить к более раннему времени. Правда, эти подробности мелки, незначительны количеством и не могут служить доказательством неопровержимым принадлежности этого отдела Исаии, но они имеют силу, как отрицательные инстанции по отношению к мнению тех, которые относят происхождение рассматриваемых глав ко времени плена. Если же период плена не оставляет несомненной исторической ситуации для пророчества, то нет принудительной необходимости отрицать его принадлежность Исаии 316 . 2) В современных пророку Исаии исторических обстоятельствах были и поводы к написанию пророчества; пророк мог видеть возрастающее могущество Вавилона; знать об его отчаянной борьбе против ассирийских владык, которая совершалась в его время. Ассирийский царь Саргон, имя которого упоминается в 20-й главе книги, после смерти Салманассара, принужден вести упорную войну с самостоятельным владыкою Вавилона Меродахом Валаданом I-м (Мардук-балиддин клинообразных надписей), после победы над ним в уважение к могуществу Вавилона усвояет себе почетный титул «царь Вавилона», и годом завоевания Вавилона начинает свое летосчисление. В царствование Сеннахирима Меродах Валадан II-й снова вооружается против Ассирии и в видах приобретения союзников отправляет посольство к Езекии под предлогом поздравить его с исцелением от болезни. По поводу этого посольства пророк Исаия дает понять Езекии, какое значение будет иметь Вавилон в последующей Истории Израильского народа. Что необходимый пункт отправления для пророческого созерцания будущего существовал в настоящем пр. Исаии, – свидетельствует пророчество его современника Михея; в 10-м стихе 4-й главы Михей говорит: «страдай и мучься болями, дщерь Сиона, как рождающая; ибо ныне ты выйдешь из города и будешь жить в поле, и дойдешь до Вавилона; там будешь спасена; там искупит тебя Господь от руки врагов твоих».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009