Глава 39 (1) В то время прислал Меродах Валадан, сын Валадана, царь вавилонский 234 , письмо и подарок235 к Езекии, когда услышал, что он был болен и выздоровел. (2) И обрадовался им Езекия и показал им дом сокровищ своих, серебро, и золото, и ароматы, и масти дорогие, и весь дом сосудов своих, и все, что нашлось в сокровищницах его; не было вещи, которой бы не показал им Езекия в доме своём и во всем владении своём. (3) И пришёл Исаия пророк к царю Езекии и сказал ему: «что говорятъ люди эти, и откуда они пришли к тебе»? И сказал Езекия: «из земли далекой пришли они ко мне, из Вавилона». (4) И спросил он: «что видели они в доме твоём?» И сказал Езекия: «все, что есть в доме моем, видели они; нет вещи, которой бы я не показал им, в сокровищнице моей». (5) Тогда сказал Исаия к Езекии: выслушай слово Иеговы воинств: (6) «Вот идут дни, когда унесется все, что в доме твоём и что собрали отцы твои до дня сего, в Вавилон; не останется ничего, – говорит Иегова. (7) И детей твоих, которые произойдут от тебя, которых ты родишь, возьмут, и они будут евнухами в дворце царя вавилонского». (8) И сказал Езекия Исаии: «милостиво слово Иеговы, которое ты возвещаешь», и присовокупил: «потому что продлится мир и спокойствие во дни мои». XXXIII 236 234 Кажется, впрочем, что это не был самостоятельный царь, а скорей вице-король или вассал царя ассирийского. Около девяти лет прежде того события, о котором здесь идёт дело, Салманассар, царь ассирийский, переселил вавилонян в другие области ( 4Цар. 17, 24 ), что очевидно свидетельствует о подчинении государства вавилонского Салманассару. – Что касается посольства, о котором говорит эта глава, то нужно предположить, что Меродах Валадан, зная об экспедиции в Египет царя ассирийского, долженствовавшей ослабить его силы, задумывал тогда уже отложиться от Ассирии, и поддержку для себя надеялся найти в царе иудейском, стоявшем в подобном же отношению к Ассирии. Хитрый политик Меродах старается определить силы Иудеи посредством дружеского сближения. Между тем, когда Езекия весь сосредоточился на чести, оказанной ему посольством и дарами Меродаха, – пр. Исаия проникает в это лицемерное дружество и видит, что, если даже Ассирия будет лишена своего могущества общими усилиями Иудеи и Вавилона, то и тогда участь первой не безопасна, – что Вавилон, идя по следам Ассирии, не оставит иудеев в покое, – и даёт почувствовать это Езекии, хотя Езекия и не воспользовался его предостережениями ( 4Цар. 23, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Итак спаси меня, Господа, – и все мы, верующие в Тебя и освобожденные Твоею помощию, во все дни жизни нашей будем воспевать Тебя в храме. Стих. 21, 22. И повелел Исаия, чтобы они взяли пластырь из свежих смокв, и положили на рану, и чтобы он выздоровел. И сказал Езекия: какое будет знамение, что я взойду в дом Господень. Это должно читать прежде, нежели молитву или писание Езекии, которое мы теперь изъяснили. Ибо прежде был приложен пластырь к ране, и прежде было потребовано им знамение будущего здоровья, нежели он принес благодарения Господу, о чем говорится, как о сделанном им по выздоровлении. Евреи говорят, что слово siin , которое опустили LXX, значит веред , а не рана . Ибо и Акила, и Симмах и Феодотион перевели: λος [веред], под чем они хотят понимать царскую болезнь , для которой враждебным считается все сладкое, принятое ли в пище, или приложенное к телу. Следовательно для того, чтобы проявилось могущество Божие, здоровье восстановлено чрез вещи вредные и неблагоприятные. Другие предполагают, что siin есть не веред , а нарыв , когда вспухающее тело наполняется созревшим и разлагающимся гноем. А по искусству врачей всякий гной вызывается на поверхность кожи сухими и истолченными смоквами; и поэтому не следует пренебрегать врачебное искусство, когда оно основывается на практике и опыте, потому что и оно создано Богом (Сир. гл. 38). Итак до этого места записана молитва и изъявление благодарности. О прочем же, и именно о том, какое было дано знамение, – рассказано по порядку предшествующего повествования. Глава XXXIX. – Стих. 1, 2. В то время послал Меродах Валадан, сын Валадана, царь вавилонский, письма и дары к Езекии: ибо слышал, что он был болен и выздоровел. И обрадовался им Езекия, и показал им дом ароматов, и серебра, и золота, и благовоний, и масти наилучшей, и все хранилища утвари своей и все, что нашлось в сокровищницах его: не было слова, которого не показал бы им Езекия в доме своем и во всем владении своем. Выше мы читали, что в четырнадцатый год даря Езекии Сеннахирим, царь ассирийский, напал на все укрепленные города иудейские и взял их, и потом осадил Лахис, перешел в Ловну, послал в Иерусалим часть своего войска, и, по поражении чрез ангела ста восьмидесяти пяти тысяч войска его, убежал и сам в Ниневию, и был умерщвлен сыновьями в капище бога своего, и воцарился вместо него сын его Ассарадон; что Езекия был болен, и опять получил по вести Пророка, здоровье; что произошло неимоверное знамение, так что солнце на десять часовых пространств времени возвратилось к своему восходу, и день сделался почти вдвое большим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Теперь мы читаем, что в то время, то есть, в тот же год, в который все это совершилось, послал к Езекии письма и дары Меродах Валадан, сын Валадана, царь вавилонский, а не Ассарадон, вступивший после отца – Сеннахирима у ассириян на царство, о смерти или жизни которого Писание умолчало. Из этого очевидно, что иное было тогда царство ассирийское, и иное – вавилонское. Наконец, Самариею, то есть десятью коленами овладели ассирияне, а об Иудее и Иерусалиме после того читаем, что они были завоеваны халдеями, царем которых был Навуходоносор. И так как у них существует наблюдение светил небесных, и от долгого занятия и упражнения известно течение звезд, на что и при рождении Господа указывается: то они поняли, что возвратившееся назад солнце, в продолжение удвоенного времени дня, служило Тому, которого одного они почитали Богом. И когда они разведывали о причинах и значении этого чуда, то, с распространением по всем народам молвы, узнали, что, по причине болезни царя иудейского, даже течение самого яркого светила было изменено. Что это есть не мнение мое, но уверение Священного Писания, об этом свидетельствуют «Слова Дней», которые между прочим говорят: «Он же, Езекия, заградил верхний проток вод Геона, и отвел их вниз к западной стороне города Давидова. Во всех предприятиях своих он делал успешно, что хотел; но при посольстве князей вавилонских, которые посланы были к нему, чтобы спросить о знамении, бывшем на земле, оставил его Бог, чтобы испытать его, и сделать известным все, что было у него на сердце» ( 2Пар. 32:30, 31 ). Испытанию же он был подвергнут за то, что, после столь великой победы, и возвращения солнца, и поздравления со стороны весьма могущественного царства, превознеслось сердце его. В той же книге пишется: Мнози приношаху дары Господу во Иерусалим, и даяния Езекии царю Иудину, и возвышен бысть пред очесы всех языков по сих. Во днех оных разболеся Езекия даже до смерти, и помолися ко Господу: и услыша его, и даде ему знамение. И не по воздаянию, еже даде ему, воздаде Езекия, но вознесеся сердце его, и бысть на него гнев, и на Иуду, и на Иерусалим ( 2Пар. 32:23–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

«В то время посла Меродах Валадан сын Валаданов, царь Вавилонский, писания... и дары Езекии: слыша бо, яко болел есть до смерти и воста» ( Ис.39:1 ). Валадан, сын Валаданов, отправил к Езекии послов, во-первых, чтобы выразить ему свою радость о выздоровлении его, потому что скорбел о болезни его; а во-вторых, хотел узнать причину возвращения солнца, ибо поклонялся он солнцу четыре раза в день, и когда воздавал поклонение утром, в час шестый и девятый, и ожидал вечера, чтобы еще поклониться, вдруг увидел, что солнце все еще среди неба, как бы в половине дня. И поэтому захотел узнать, что было этому причиной. Когда же он от бывших при нем Иудеев, которые знали о происшедшем в Иудее, услышал, что это знамение от Господа было дано Езекии в подтверждение того, что сказал ему пророк Исаия, тогда Валадан послал к Езекии дары с письмом и с поздравлением, чтобы обстоятельно узнать от него о чуде с солнцем. Этот Меродах Валадан, сын Валаданов, – не тот царь, который дал свободу Иехонии, потому что от посольства к Езекии до плена Иехонии прошло сто тринадцать лет. Недолго жил Асардан, царь Ассирийский, сын Сеннахинима, вскоре царством его овладели Вавилоняне, а Евильмеродах, который освободил Иехонию, был царем Вавилонским. «И обрадовася о них Езекия... и показа им дом сокровищ своих... и дом ароматов и мира многоценнаго, и всю утварь свою» ( Ис.39:2 ). Из этого видно, что Езекии было весьма приятно посольство, но вместо того, чтобы убедить их в истинности события, из-за которого они были присланы, Езекия стал показывать им свое богатство и сокровищницы царского дома. Поэтому посланный к Езекии Исаия, сын Амоса, остановил его и сказал: «За то, что ты показал Вавилонянам то, что находилось в сокровищницах, «вся, яже в дому твоем... в Вавилон прейдут» ( Ис.39:6 ). «Туда отведены будут сыновья твои, и будут каженики (евнухами) в дому царя Вавилонска» ( Ис.39:7 ). Поскольку Езекия из гордости показал послам Вавилонским одно вместо другого, а то, что следовало открыть, того не рассказал, то от Исаии услышал не прежние слова: «защищу град сей» ( Ис.37:35 ), но слова угрозы и строгого суда: «вся, яже в дому твоем... в Вавилон прейдут... и сыны твои, – отведенные в плен, – будут каженики в дому царя Вавилонска».

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

В то время посла Меродах Валадан сын Валаданов, царь Вавилонский, писания… и дары Езекии: слыша бо, яко болел есть до смерти и воста (Ис. 39:1). Валадан, сын Валаданов, отправил к Езекии послов, во-первых, чтобы выразить ему свою радость о выздоровлении его, потому что скорбел о болезни его; а во-вторых, хотел узнать причину возвращения солнца, ибо поклонялся он солнцу четыре раза в день, и когда воздавал поклонение утром, в час шестый и девятый, и ожидал вечера, чтобы еще поклониться, вдруг увидел, что солнце все еще среди неба, как бы в половине дня. И поэтому захотел узнать, что было этому причиной. Когда же он от бывших при нем Иудеев, которые знали о происшедшем в Иудее, услышал, что это знамение от Господа было дано Езекии в подтверждение того, что сказал ему пророк Исаия, тогда Валадан послал к Езекии дары с письмом и с поздравлением, чтобы обстоятельно узнать от него о чуде с солнцем. Этот Меродах Валадан, сын Валаданов, — не тот царь, который дал свободу Иехонии, потому что от посольства к Езекии до плена Иехонии прошло сто тринадцать лет. Недолго жил Асардан, царь Ассирийский, сын Сеннахинима, вскоре царством его овладели Вавилоняне, а Евильмеродах, который освободил Иехонию, был царем Вавилонским. И обрадовася о них Езекия… и показа им дом сокровищ своих… и дом ароматов и мира многоценнаго, и всю утварь свою (Ис. 39:2). Из этого видно, что Езекии было весьма приятно посольство, но вместо того, чтобы убедить их в истинности события, из-за которого они были присланы, Езекия стал показывать им свое богатство и сокровищницы царского дома. Поэтому посланный к Езекии Исаия, сын Амоса, остановил его и сказал: «За то, что ты показал Вавилонянам то, что находилось в сокровищницах, вся, яже в дому твоем… в Вавилон прейдут (Ис. 39:6). Туда отведены будут сыновья твои, и будут каженики (евнухами) в дому царя Вавилонска (Ис. 39:7). Поскольку Езекия из гордости показал послам Вавилонским одно вместо другого, а то, что следовало открыть, того не рассказал, то от Исаии услышал не прежние слова: защищу град сей (Ис. 37:35), но слова угрозы и строгого суда: вся, яже в дому твоем… в Вавилон прейдут… и сыны твои, отведенные в плен, будут каженики в дому царя Вавилонска .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

X. Но Ассирия не довольствовалась равноправностью и делала попытки, хотя иногда и неудачно, подчинить Халдею. В XIII в. до Р. X. Вавилонский царь, после победы над царем Ассирийским (Бел-Кудур-Ассур), увез в Вавилон, в качестве трофея, ассирийскую царскую печать. С течением времени, впрочем, на ассирийских памятниках чаще и чаще появляются известия о победах Ассирии над Вавилоном и Вавилон, несомненно, подчиняется Ассирии. Вавилонские цари сделались вассалами и наместниками Ассирии. Но помня прежнюю славу, Халдеи не могли мириться с ассирийским игом и ежегодно, или, по крайней мере, в начале каждого нового царствования, возмущались против Ассирии. О результатах этих возмущений ассирийские памятники по обычаю умалчивают. Вместо них, греческие историки передают, что вавилонский царь Балезис вместе с мидийским царем взяли Ниневию при Сарданапале, и разрушили город (ок. 788 г. до Р.Х.) Преемники Сарданапала: Феглаффелласар и Саргон возвратили власть Ассирии над Вавилоном, но должны были вести постоянную борьбу для ее сохранения. Еще при Феглаффелласаре на вавилонский престол возведен был Беть-якинский (в Нижней Халдее) владетель, воинственный патриот, Меродах Валадан. Он мирно подчинился Феглаффелласару и показывал, в течение 12 лет, полную покорность Ассирии. Лицемерная преданность не мешала Меродах-Валадану в тоже время готовить силы для борьбы с своим покровителем. Он заключил союз с соседними царствами: Эламским, Ятбурским и, может быть, Иудейским. При Саргоне Меродах-Валадан возмутился против Ассирии. Саргон, после взятия Самарии и победы при Кархаре и Рафии, должен был позаботиться о Вавилоне. Он с своими утомленными войсками подступил к Вавилону. Меродах-Валадан, не надеясь на победу, с войсками бежал на родину – в Беть-якин. Вавилон, потеряв вождя, сдался без сопротивления и по чужой вине должен был пострадать. Халдеи потеряли свою вассальную полузависимость и природных царей, и подчинились ассирийским наместникам. Чтобы увековечить свою победу над Вавилоном, Саргон присоединил к своему титулу звание вавилонского царя и повел двойное летосчисление своего царствования: как царя ассирийского и вавилонского.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

По объяснению ориенталистов, слово Меродах, по коренному своему значению, означало божество губительное, воинственное, соответствующее римскому Mars (проф. Гуляев, с. 366). По ассиро-вавилонским памятникам, Меродах-Валадан, «сын Якина», халдейский полководец, овладел Вавилоном при Саргоне в 720 году и царствовал до 710 года, когда снова был изгнан Саргоном, и затем еще раз, уже при Сеннахириме в 702 году занял было Вавилон, но продержался здесь лишь 9 месяцев. «Сын Якина» – вероятно, название династии, к которой принадлежал Меродах-Валадан. Посольство его к Езекии обычно относят к первому периоду его царствования в Вавилоне (720–710), что согласовалось бы и с Библией (713–712: за 15 лет до смерти Езекии), только по Библии, как мы знаем, в это время царем ассирийским был Сеннахирим, а по ассирийским памятникам Саргон. Затруднение это, по-видимому, устраняется при том предположении, что Меродах-Валадан отправил данное посольство к Езекии уже во второе, кратковременное царствование свое в Вавилоне, при Сеннахириме (ок. 703 года); но зато тогда событие это будет отодвинуто на лет 10 от времени болезни Езекии, что противоречит тем трем рецензиям библейского рассказа о Езекии (ср. Schrader в Riehm, Handwörtwrbuch des biblischen Alterthums, Bd. II, s. 995–996. Ср. еп. Платона, «Древний Восток при свете Божественного Откровения», стр. 236–237). Посольство вавилонского царя чрезвычайно обрадовало Езекию (вместо стоящего в принятом евр. тексте стиха 13 ( 4Цар.20:13 ) «выслушал» – евр. шама, ( Ис.39:2 ) имеет «обрадовался» – самах; последнее чтение встречается и в вариантах ( 4Цар.20:13 ), кодексы 195, 530, 541, 587, 201, 451 и др.), польстило его самолюбию; желая, вероятно, показать себя достойным союзником вавилонского царя, он поспешил с неразумной откровенностью и предупредительностью показать послам все сокровища личные свои и государственные (ст. 13; евр. нехот – «ароматы», ср. ( 3Цар.10:10 ), LXX оставляют без перевода: νεχωθα; халдейский, сирский и арабск.: «дом сокровищ»), а также «оружейный дом свой», т.е., вероятно, известный «дом леса Ливанского» (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Марк Мангано (протестант) Книга пророка Исайи. Гари Холл Исторический и культурный фон Служение пророка Исайи захватывает довольно длительный промежуток времени. Заголовок книги упоминает о четырех царях: Озии, Иоафаме, Ахазе и Езекии (см. Ис.1:1 ). Царь Озия умер в 742 году до н.э. (год, когда Исайя был призван на служение – Ис.6:1 ), а Езекия жил до 687 года. Исайя проповедовал большую часть этого срока, хотя дата его смерти неизвестна. В соответствии с иудейской традицией, он был убит Манассией, сыном Езекии. Годы, прошедшие со смерти царя Озии до последних лет правления Езекии, были временем политических потрясений, которые стали результатом укрепления Ассирии. Начиная с 810 года и до 750 года до н.э. Израиль и Иудея жили в мире и благополучии. 738 Но Феглаффелласар, воссевший на троне Ассирии в 745 году, начал стремительно расширять границы империи на юг, восток и запад. Он овладел северными землями Израиля в 732 году, а его наследник, Салманассар V, захватил Самарию и в 722 году до н.э. окончательно уничтожил Северное царство. Война между Сирией и Ефремом, о которой упоминает 7 глава книги Исайи, была развязана в 733 году. Хотя царю Ахазу удалось избежать прямой угрозы, его обращение за помощью к царю Ассирии ( 4Цар.16:7 и дал.) привело к потере независимости, и Иудея стала вассалом Ассирии. Сын Ахаза, Езекия (715687) несколько раз пытался вернуть Иудее потерянную независимость. Он надеялся, что вавилонское восстание на юго-востоке Ассирийской империи и возрождение египетского государства помогут ему осуществить эти планы. В последней четверти восьмого столетия вавилонский генерал Меродах Валадан дважды восставал против власти Ассирии. И хотя оба раза восстание подавлялось, западные монархи, включая Езекию, вдохновленные этими героическими попытками, переставали платить дань в ассирийскую казну и делали попытки обретения независимости. Меродах Валадан даже посылал к царю Езекии своих представителей ( Ис.39 ), и было это, возможно, после смерти Саргона, в 705 году до н.э. 739

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Все доселе перечисленные нами свидетели исторического характера третьей и четвертой книг Царств встречались уже нам при обозрении и других исторических книг. Но книги Царств имеют кроме того, еще «облак свидетелей», с каждым годом, можно сказать, увеличивающийся в числе и ясности своих показаний. Это – внебиблейские памятники. Так, здесь упоминаются многие иноземные цари, в разное время входившие в разные воинственные столкновения или мирные сношения с иудейскими и израильскими царями. Таковы египетские фараоны: Сесак (слав. Сусаким 3Цар.14:25–27 ), Со (слав. Сигор – 4Цар.17:4 ), Тиргака ( 4Цар.19:9 ), Нехао ( 4Цар.23:34 ); моавитский царь Меса ( 4Цар.3:4–5 ); сирийские цари: Венадад, Азаил, Реуин ( 3Цар.20 ; 4Цар.8:15;16:3–6 ); ассирийские: Фул, Феглафелассар, Салманассар, Саргон, Сеннахирим, Асаргадон ( 4Цар.15:19,29;16:7–9;17:3–6;18:7–13:19,37 ); вавилонские: Меродах-Валадан, Навуходоносор и Евильмеродах ( 4Цар.20:12;24 –25гл.). Все эти цари упоминаются и в близком к библейской хронологии взаимном соотношении, в разных внебиблейских исторических памятниках. Так, фараоны – у греческих историков, в иероглифических египетских памятниках и в ассирийских памятниках. В некоторых египетских памятниках, например, в Карнакской надписи Сесака, упоминается и столкновение его с Иудеями: победа его над иудейским царем. Об упоминаемом в книгах Царств столкновении фараона Нехао с Навуходоносором – так называемой Кархемисской битве и ее печальных для Египта и радостных для Вавилона последствиях ( 4Цар.23:29–24:7 ), существует очень много ассирийских свидетельств, вполне согласных с библейскими. Меса, моавитский царь, очень подробно в своей надписи изложил отношение свое к Евреям и все его свидетельства географические и и исторические стоят в согласии с книгами Царств. Сирские цари Венадад, Азаил и Рецин упоминаются в ассирийских памятниках и в то же время и в тех же отношениях к Ассирии, как и в книгах Царств. Ассирийские памятники подтверждают современность израильских и иудейских царей ассирийским согласно библейским свидетельствам. Так как по Библии ( 4Цар.17:1–3 ), так и по ассирийским памятникам изр. царь Осия был современником Салманассара: Езекия – Саргона и Сеннахирима ( 4Цар.18:13 ). Особенно же много в ассирийских памятниках известий об ассирийских царях: Фегла-фелассаре, Саргоне, Сеннахериме и Салманассаре. Поход Сеннахерима в Иудею ( 4Цар.18:13–19:36 ) почти дословно сходно описывается в ассирийских памятниках, а о поражении Сеннахерима упоминается у Геродота (2:41). Вавилонские цари Меродах Валадан и особенно Навуходоносор сходно описываются в вавилонских памятниках. Во всех внебиблейских памятниках, сличая их свидетельства с книгами Царств, современная апологетическая наука находит себе очень много ценного материала для рассеяния предубежденно критического отношения к Библии и подтверждения полной историчности последней 110 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   Все доселе перечисленные нами свидетели исторического характера третьей и четвертой книг Царств встречались уже нам при обозрении и других исторических книг. Но книги Царств имеют кроме того еще «облак свидетелей,» с каждым годом, можно сказать, увеличивающийся в числе и ясности своих показаний. Это — внебиблейские памятники. Так, здесь упоминаются многие иноземные цари, в разное время входившие в разные воинственные столкновения или мирные сношения с иудейскими и израильскими царями. Таковы египетские фараоны: Сесак (слав. Сусаким: 3Цар.14:25—27), Со (слав. Сигор: 4Цар.17:4), Тиргака (4Цар.19:9), Нехао (4Цар.23:34); моавитский царь Меса (4Цар.3:4—5); сирийские цари: Венадад, Азаил, Рецин (3Цар.20; 4Цар.8:15; 16:5—6); ассирийские: Фул, Феглафелассар, Салманассар, Саргон, Сеннахирим, Асаргадон (4Цар.15:19, 29; 16:7—9; 17:3—6; 18:7—13; 19:37); вавилонские: Меродах-Валадан, Навуходоносор и Евилмеродах (4Цар.20:12; 24—25 глл.). Все эти цари упоминаются, и в близком к библейской хронологии взаимном соотношении, в разных внебиблейских исторических памятниках. Так, фараоны — у греческих историков, в иероглифических египетских памятниках и в ассирийских памятниках. В некоторых египетских памятниках, например, в Карнакской надписи Сесака, упоминается и столкновение его с иудеями: победа его над иудейским царем. Об упоминаемом в книгах Царств столкновении фараона Нехао с Навуходоносором — так называемой Кархемисской битве и ее печальных для Египта и радостных для Вавилона последствиях (4Цар.23:29—24:7) — существует очень много ассирийских свидетельств, вполне согласных с библейскими. Меса, моавитский царь, очень подробно в своей надписи изложил отношение свое к евреям и все его свидетельства географические и исторические стоят в согласии с книгами Царств. Сирские цари Венадад, Азаил и Рецин упоминаются в ассирийских памятниках и в то же время и в тех же отношениях к Ассирии, как и в книгах Царств. Ассирийские памятники подтверждают современность израильских и иудейских царей ассирийским, согласно библейским свидетельствам. Так, как по Библии (4Цар.17:1—3), так и по ассирийским памятникам израильский царь Осия был современником Салманассара; Езекия — Саргона и Сеннахирима (4Цар.18:13). Особенно же много в ассирийских памятниках известий об ассирийских царях: Феглафелассаре, Саргоне, Сеннахириме и Салманассаре. Поход Сеннахирима в Иудею (4Цар.18:13—19:36) почти дословно сходно описывается в ассирийских памятниках, а о поражении Сеннахирима упоминается у Геродота (II, 41). Вавилонские цари Меродах Валадан и особенно Навуходоносор сходно описываются и в вавилонских памятниках. Во всех внебиблейских памятниках, сличая их свидетельства с книгами Царств, современная апологетическая наука находит себе очень много ценного материала для рассеяния предубежденно критического отношения к Библии и подтверждения полной историчности последней.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009