Церковь – это соль, осоляющая всю землю, предохраняя ее от гнилости. Блаженна ты, Церковь верных, ибо Царь царей утвердил в тебе Свое жилище. Твои основания никогда не поколеблются, ибо Господь – Страж твой, и врата ада не одолеют тебя, и хищные волки не могут сокрушить или ослабить твоей крепости. О как велик ты, дом Божий! Как ты прекрасен! Преподобный Ефрем Сирин Глава III. Первая попытка язычества уничтожить в Грузии христианство Время царствования Бакара II не ознаменовано построением новых храмов. Из политических расчетов он женился на дочери Тиридата II – сына Рева, от которой после довольно долгого времени родился наконец у него сын, нареченный в св. крещении Мурваном. Необыкновенный младенец подавал большие надежды отцу и Церкви. По словам летописи, он рос благодатью Божией, укрепляясь премудростью. Вскоре Мурван достиг отроческих лет; своей красотой и благоразумием он поражал всех окружающих его. Церковь вместе с отцом его радовалась и благодарила Бога, давшего им столь необыкновенного юношу. В это время между греками и персами вспыхнула война. Император Феодосий, не уверенный в верности грузин империи, опасаясь неустойчивости со стороны греков, дабы Грузия не примкнула к Персии, потребовал от Вараз-Бакара в знак верности к себе аманатов, или заложников. Подобное требование императора жестоко оскорбило самолюбие царя, подозреваемого в неверности. Желая смыть с себя пятно подозрения, Бакар без сопротивления уступил требованию императора, хотя очень неохотно отпустил от себя единственного и горячо любимого своего сына Мурвана с прочими знатными юношами своего царства. Юноша Мурван принят был в царские палаты весьма благосклонно и, по словам биографа, уравнен в правах с остальными членами императорской семьи. Живя в императорских палатах, юноша не оставил своих привычек и занятий, отличаясь вообще необыкновенно простой и святой жизнью. Окруженный роскошью Востока, он пожелал отправиться в Иерусалим и в одной из Иорданских пустынь принял иночество под именем Петра, живя в строгих монастырских подвигах и лишениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В то время как царь и католикос, под руководством великих просветителей, святых сирийских отцов, приводили всю Грузинскую Церковь в церковное благочиние, народы Северо-Западной Грузии – лазы и остальные абхазские горцы, входившие в то время в состав греческих провинций, принимали христианство попечением благочестивейшего императора Юстиниана Великого . Горские племена, обитавшие рядом с греческими владениями на Черном море, постоянной борьбой беспокоили пределы империи. Поэтому Юстиниан задумал с помощью Парсмана подчинить их своей власти, введением между ними христианства навсегда прекратить кровопролитные нашествия горцев и тем оградить империю от вторжения персидских полчищ. Желание императора весьма скоро приведено было в исполнение. Парсман, по приглашению императора, оставил царство знаменитому своем вельможе Евагрию. Сам с огромным войском вступил в землю оссов, покорил варварский народ шапсугов; предводителей их, связав, предал в руки императора. Таким образом в непродолжительное время вся прибрежная полоса Черного моря, с прилежащими нагорными провинциями, почти до берегов реки Кубани всецело подчинена была императору, и Юстиниан положил прочное основание христианству между лазами и абхазцами – древними христианами, в непродолжительное время, около 536 года, образовав даже целую Церковь лазо-абхазскую, с кафедральным храмом в городе Никопсии. Для большего успеха и полного водворения и утверждения христианства в этих областях император и заложил на берегу Черного моря храм в честь Божией Матери, который служил центром христианства для всей почти Западной и прибрежной Грузии. По окончании строительства его царь Бакар III содействием императора украсил его, а католикос Макарий снабдил его церковно- и священнослужителями 113 . Абхазцы – древние христиане, обращенные святыми апостолами, вместе с лазами и другими народами древней Колхиды, вследствие разных исторических обстоятельств отпали от святой веры. Содействием же императора и царя Парсмана снова вошли в недра Иверской Церкви, под влиянием Зафа, царя Лазики, после удачного отпора, данного персам, соединенными силами Парсмана. Народы, соединенные под одной рукой храброго Зафа, потребовали ему царских регалий и святого крещения, на что император дал свое согласие. С получением царских почестей Заф объявил христианство господствующим по всей полосе Черного моря проповедями царского евнуха, святого и блаженного Евфратия. И таким образом от него лазо-абхазско-имеретинская Церковь начинает свое правильное существование, имея во главе Никопсийского епископа. Хотя христианство было распространено и возобновлено в упомянутых краях, но ненадолго, как увидим после. Войны персидских царей и магометанских халифов должны были на довольно долгое время приостановить движение евангельского света.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Император для водворения мира созвал в 381 году II Вселенский Собор под председательством св. Григория Богослова . Несмотря на все несчастья и государственные перевороты, Грузинская Церковь отрядила от себя на этот Собор своего епископа Пантофила, епископа Иверского, подписавшего семь правил этого Собора. Определив и выяснив догматы Церкви и подтвердив правила св. Никейского Собора, отцы Собора занялись епархиальным распределением того или другого епископа. В числе прочих и Грузинская Церковь , как церковь восточных окраин христианского мира, изъята была из-под власти Константинопольского патриарха и поставлена в зависимость от Антиохийского первоепископа. Таким образом, Вселенский Собор снова водворил церковный мир. Окончив дела империи, император обратил наконец свое внимание на восточные провинции своего царства. Такая близость персов совсем не нравилась бдительному Феодосию, – это могло причинить как ему, так и целой империи огромные хлопоты. И без того недовольный поведением Вараз-Бакара, император расторг с ним все отношения; царство его сделал театром ужасных войн, на котором столкнулись две противоположные веры тогдашнего мира: христианство и огнепоклонничество – первое взяло вверх, так как Грузия всецело примкнула к христианству. – Поэтому как эту, так и последующие войны греков с персами нужно считать борьбой за религию. Военачальники Феодосия против Бакара подняли его подданных кларджетцев и с помощью их заняли грузинскую территорию Тухарис, поставив правителем области Савромата, начальника греческих легионов. Подобное отношение императора к Грузинскому царству имело целью спасение Церкви, но оправдали ли греки свое назначение, об этом летописцы ничего не говорят. Сапор, поставивший Грузию под свое влияние, вскоре вооружился против греков, отрядил войско и выгнал из пределов Грузии Савромата, восстановив права Вараз-Бакара, а вместе с тем и свое влияние. Тогда император, боясь за подобное сближение, немедленно отправил своего полководца Теренция с приказанием возвести на престол Грузии Савромата. Бакар, встретившись с этим последним, предложил раздел Грузии, по которому на его долю должны были остаться только северные области, с включением Албании. Сапор, весьма недовольный поведением греков, требовал удаления Савромата и признания единственным царем Грузии Бакара II, и для этого отправлен был первый сановник, министр Персии, Сурен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На пятом году его управления Айраратской провинцией к католикосу Моисею прибыли послы царя Бакара III с просьбой назначить им в католикосы человека ученого, знающего основательно Священное Писание и жизни благочестивой. Советуясь с епископами, Моисей II не знал, кого назначить на Мцхетскую кафедру. Наконец выбор его пал на Кириона как человека, принадлежавшего к грузинской нации и обстоятельно знакомого со Священным Писанием и преданием отечественной Церкви. Католикос Моисей назначением в Мцхет Кириона рассчитывал ввести Грузинскую Церковь в заблуждение своей Церкви, но, к счастью, ошибся в этом, как увидим ниже. Кирион с благословения Моисея оставил свою провинцию и в сопровождении епископа Петра, стоявшего во главе посольства, и других знатных лиц с торжеством отправился в Иверию. С честью встретил его царь со всем клиром и немедленно, собором грузинского духовенства, возвел его на Мцхетскую католикосскую кафедру. Скоро получил он доверие всех, как сын и ученик кафолической Церкви и будущий поборник Православия. Как один Бог и один Господь, так и истинное достоинство выражается единством во образ Единого Начала. Итак, единая Церковь , которую ереси усиливаются рассечь на многие, уподобляется единством природе Единого. Мы называем древнюю кафолическую Церковь единой по ее существу, по понятию о ней, по ее началу и превосходству. Святитель Климент Александрийский Кроме Церкви негде взять святыни. Когда веруем в Церковь , во что веруем? Веруем во Христа – Главу Церкви, в учение Христово евангельское и апостольское, в Святые Тайны, переданные Церкви Христом. Святитель Димитрий Ростовский Глава X. Официальное объявление халкидонского Православия в Грузии господствующим Кирион, взошедший на Мцхетскую кафедру, имея от роду 25 лет, немедленно созвал в Мцхете собор из всех епископов иверских, на котором присутствовал и царь Бакар. На соборе католикос раскрыл всему духовенству нечестивое заблуждение Армянской Церкви и вообще всех еретичествующих сирийцев и строго наказал всем грузинам хранить отечественные предания и Православие своей Церкви, избегать вообще несторианствующих и не иметь с ними никакого общения. Подобного рода предостережение еще более возвысило его в глазах своих сослуживцев. В то время, как угрожала Иверской Церкви опасность со стороны монофизитов, на помощь и защиту явился теперь неустрашимый защитник Православия Кирион.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

167 Бакар – преемник святого царя Мириана († 342). Царствовал в 342–364 гг., продолжал распространение христианства в горной части страны. При нем с греческого языка на грузинский были переведены многие богослужебные книги, основана Цилканская епархия. 171 Преподобная Мария Египетская († VI в.; память 1 (14) апреля) была в молодости блудницей. Присоединившись к паломникам, шедшим в Иерусалим, обратилась к вере и прожила 47 лет в покаянии, в пустыне Иорданской. Авва Зосима Палестинский , отшельник († VI в.; память 4 (17) апреля) подвизался в монастыре в Кесарии 53 года, с самого детства, затем, как указал ему Ангел Господень, перешел в Иорданский монастырь. Подвизаясь в Иорданской пустыне, повстречал преподобную Марию Египетскую, исповедал и причастил ее перед смертью, похоронил в пустыне, как указала подвижница. Возвратившись в монастырь, авва Зосима рассказал о том, что видел и слышал. Сам подвижник продолжил подвизаться в обители Иорданской, где и скончался в возрасте около ста лет. 172 Поместный Руисо-Урбнийский Собор – был созван по инициативе святого благоверного царя Давида Строителя 1103 г.; проходил на поле между двумя городами – Руиси Урбниси. Постановления этого Собора сохранились, они к; саются упорядочения внутренней жизни Церкви и поднята нравов священства и народа. 175 Святой Иоанн Креститель, Предтеча († 29) – сын священника Захарии и Елизаветы, ближайший предшественши предвестник Иисуса Христа, приготовлявший народ к Е принятию; мученически окончил свою жизнь. Иисус Христ сказал о нем: «... из рожденных женами не восставал больше Иоанна Крестителя» ( Мф.11:11 ), «... нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя» ( Лк.7:28 ). Память 23 сентября (6 октября) – зачатие Иоанна; 24 июня (7 июля) – день рождения; 29 августа (11 сентября) – усекнговение главы Иоанна Предтечи; 7 (20) января – первое обретение главы; 24 февраля (9 марта) второе; 25 мая (7 июня) третье; 12 (25) октября – праздник перенесения десницы; неделя св. отец. 177 Преподобный Исаак Сирин , епископ Ниневийский (t VII) – подвижник, учитель монахов, духовный писатель. В юности принял монашеский образ в монастыре святого Матфея. Усовершенствовавшись в добродетели, удалился в пустынную келью на большом расстоянии от обители. По просьбе жителей Ниневии стал их епископом, но через несколько месяцев снова удалился в монастырь. Оставил 7 томов об управлении духовном, о божественных тайнах, о судах и благочинии. «Св. Исаак всю жизнь свою посвятил уединенному изучению души своей, и ничьи поучения не исполнены таких глубоких психологических сведений, как поучения св. Исаака» (по словам преосвященого Филарета Черниговского ). Память 28 января (10 февраля).

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Цилкани. Кафедральный собор Пресвятой Богородицы. Собор. Действует.   Год постройки:приблизительно 600 - 1200. Адрес: Грузия, Мцхета-Мтианетия, Цилкани Координаты: 41.949641, 44.657904 Проезд:Проезд: из Тбилиси на цилканской маршрутке, или на машине, свернув с казбегской трассы в селе Натахтари. Можно попробовать приехать с севера от Душети или озера Базалети. Или со стороны села Мухрани. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Храм находится в селе Цилкани, в 15 км к северо-западу от Мцхеты. Цилкани - центр Цилканской и Душетской епархии, которая распространяется на все пространство между Ксани и Арагви. В Цилкани когда-то находился один из самых первых храмов в Грузии - найдены остатки сооружения II-III веков, христианство в Мухранской долине началось именно с Цилкани. История нынешнего храма долгая. В 360 году умер царь Мириан, крестивший Грузию, потом умер его сын Рев и царем стал его другой сын, Бакар или Бакур (363-368). Считается, что именно он построил первый храм в Цилкани. Тогда это была граница цивилизованого мира, на высотах к северу от села уже обитали горские народности. Этот первый храм простоял около столетия и при Вахтанге Горгасале его перестроили в трёхнефную базилику. Где-то в те же годы была создана Цилканская епархия. Она не упоминается в числе епархий, созданных Вахтангом, и, видимо, была создана до него, хотя и неизвестно, когда и кем. В VII веке (по другим источникам в XII веке) базилику снова перестраивают, и у церкви появляется купол. Крепостная стена появилась в VIII веке. В 886 году была написана Икона Цилканской Божьей Матери, которая стала главной реликвией собора. Сейчас оригинал иконы хранится в Музее Искусств в Тбилиси. Уже в XIII веке появились первые фрески, которые сохранились до сего дня. В конце XIX века храм был отреставрирован. Храм представляет собой классическую для Грузии XII века крестово-купольную церковь, где купол опирается на 4 столба. При этом столбы стоят криво и не вписываются в квадрат. Южная стена храма так же не параллельна северной. Это самый геометрически неправильный из всех грузинских храмов того периода. В этом храме необычны и апсида странной формы, и странный притвор, не имеющий аналогов в Грузии, и небольшая зальная церковь, пристроенная с южной стороны.Апсида вызывае больше всего вопросов - она как бы пристроена с восточной стены, чего в Грузии никогда не делали. Обычно по обоим сторонам от алтарной апсиды находятся дьяконники, но тут и их нет. В прошлом фасады собора были покрыты резьбой по камню, как это было принято в XII веке, но сейчас эта резьба сохранилась только фрагментами.

http://sobory.ru/article/?object=43960

П.В. Долгоруков Князья Грузинские Князья Грузинские разделяются на две ветви: старшая, царствовавшая в Грузии до 1724 года, происходит от Царя Бакара Вахтангеевича; младшая, царствовавшая в Грузии до 1800 года, происходит от последнего Царя Грузинского Георгия XIII. 1) Старшая ветвь Царь Бакар Вахтангеевич (см. во второй части, статью о князьях Багратионах), выехал в Россию в 1724 году; был генерал-поручиком артиллерии и кавалер святого Андрея. Он скончался 1-го февраля 1750 года, на 51-м от рождения, оставив, от брака с княжною Анною Георгиевною Эристовою, двух сыновей: Александра и Леона. Царевич Александр Бакарович, российской гвардии капитан, от брака с княжною Дарьею Александровною Меншиковою, имел двух сыновей и трёх дочерей: княжна Елисавета Александровна была за князем Николаем Ивановичем Одоевским; княжна Анна Александровна († 1842) за генерал-лейтенант князем Борисом Андреевичем Голицыным; княжна Дарья Александровна за князем Петром Сергеевичем Трубецким; князь Александр Александрович умер холостым; князь Егор Александрович, действительный каммергер (рождение 1762 † в мае 1852), от брака с Варварою Николаевною Бахметевою оставил одну дочь, княжну Анну Егоровну, за генерал-майором графом Александром Петровичем Толстым. Младший сын Царя Бакара Вахтангеевича, царевич Леон Бакарович, российской гвардии майор, от брака с княжною Александрою Яковлевною Сибирскою, имел трёх сыновей: Якова (см. далее), князя Дмитрия Леоновича и князя Леона Леоновича, женатого на Прасковье Евграфовне Татищевой (рождение 1767 † 1841) и пять дочерей: княжну Дарью Леоновну, за князем Мелиховым, после, во 2-м браке, за Чемодановым; княжну Анну Леоновну, за князем Дадиановым; княжну Марию Леоновну, за Марковым; княжну Софию Леоновну и княжну Анастасию Леоновну. Старший сын царевича Леона Бакаровича, князь Яков Леонович, от брака с княжною Верою Петровною Урусовой), имел пять сыновей и двух дочерей; а) князь Николай Яковлевич, действительный статский советник, рождение 5 мая 1783; б) князь Пётр Яковлевич, рождение 1785, находясь штабс-капитаном лейб-гвардии егерского полка, убит под Бородиным; в) князь Яков Яковлевич, действительный статский советник, рождение 1 ноября 1789; г) князь Сергий Яковлевич, гофмейстер, рождение 7 мая 1797; д) князь Александр Яковлевич, рождение 1802; находясь капитаном гвардии, умер от чумы в турецком походе, 2 июля 1828 года; е) княжна Александра Яковлевна, рождение 1787 † 1853, за действительным статским советником Дмитрием Павловичем Левшиным; ж) княжна Вера Яковлевна, за действительным статским советником Дмитрием Павловичем Левшиным.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

в подклете Большого собора имеретинским царем Арчилом II над могилами его сыновей Александра, Матвея и Давида, к-рые в 1711 г. были похоронены в склепе под соборным алтарем. Там же в разное время были погребены сам Арчил, его супруга царица Кетеван, царь Бакар (сын царя Вахтанга VI Багратиони ), царевна Дарья, царица Русудан (супруга царя Вахтанга VI), сын Бакара царевич Леван, ген. Георгий Багратиони, царевна Анна Георгиевна и др. представители груз. царской династии и княжеских родов Грузии - всего 63 чел. В 1729 г. дочь царя Арчила царевна Дарья назначила натуральное и денежное вознаграждение иеромонахам мон-ря, совершавшим богослужение в Сретенской ц. В 1729-1730 гг. царевна Дарья расширила храм и перестроила его алтарь, пол был выложен чугунными плитами. Во 2-й пол. XVIII в. был установлен иконостас по проекту архит. И. Р. Залусского (не сохр.). В 1815 г. храм был перестроен, в сер. XIX в. кнг. А. И. Багратион украсила усыпальницу имеретинского царственного дома и особ знатнейших груз. фамилий новым иконостасом, причем написанные на меди иконы были тогда поновлены. Ограда обители первоначально была деревянной. В кон. 70-х гг. XVII в. с севера и запада были построены 3-пролетные каменные ворота, к-рые завершались «палатками» с главами («палатка» над сев. св. воротами имела 3 главы), обитыми «белым железом»; ворота покрывала зеленая черепица. С 1686 г. (с перерывами) за счет царской казны возводилась новая, каменная ограда. В 1697 г. строительство возобновилось на щедрые пожертвования вдовы дьяка Я. А. Кириллова (в постриге Иов) и закончилось в 1711 г. Ограда Д. м. в плане представляет собой квадрат с воротами по центру сев. и зап. стен, 4 круглыми башнями по углам и 8 квадратными башнями. Первоначально по центру вост. стены существовала «полубашня», снесенная в 1804 г. Архитектура башен, особенно венчающие их кирпичные короны с белокаменными деталями (восстановлены А. П. Поповым в кон. XIX в.), напоминает облик ограды московского Новодевичьего монастыря, возведенной в 80-х гг.

http://pravenc.ru/text/178962.html

Святая равноапостольная Нина А ведь и св. равноап. Нина (память 14/27 января) начала свой путь где-то рядом. Она, уроженка Каппадокии и близкая родственница вмч. Георгия, отправилась в далекую северную столицу Иверии, услышав от благочестивой армянки, у которой служила с 12 лет в Иерусалиме, о том, что в древнюю столицу Иверии, Мцхету, после распятия был увезен Хитон Господень . Одна придворная женщина, по пути из Эфеса в Рим заехавшая в Иерусалим взяла Нино с собой. В Риме Нино оставалась несколько дней в доме дев Рипсимэ и ее наставницы Гаянэ. В ту пору византийский император Диоклетиан решил отыскать себе невесту, которая красотой превзошла бы всех красавиц мира, и нашел. В окрестности Ахалкалаки, в г. Двину – столицу армянского царства, бежала из Рима Рипсимэ, пленившая своей красотой кесаря, желая сохранить девство и пытаясь скрыться от брака с жестоким гонителем христиан. За ней последовали Гаянэ и Нино. Диоклетиан же направил письмо армянскому царю Тиридату. Тот, найдя красавицу и не в силах убедить ее, приказал умучить Рипсимэ и Гаянэ насмерть. На месте их погребения был основан Эчмиадзинский монастырь. Нино спряталась за куст дикой розы и наблюдала за расправой, взглянув на небо, она увидела Ангела, уводящего души новых мучениц с собой. А Нино отправилась в Мцхету, пройдя через Карталинию, где исцеляла больных и обращала к истинному Богу иудеев. Из Мцхеты она пошла в Кахетию, где в Бодбе в возрасте более 60 лет скончалась в мире. Царь Мириан хотел перенести ее тело вопреки завещанию в Мцхету, но никакие усилия не могли сдвинуть иссохшее в посте и молитве тело Нино с места. В 1889 г. по воле императора Александра III на месте ее праведной кончины был основан женский монастырь, к 1901 г. насчитывающий 300 сестер. После полуночи я задремала... Стук в дверь, открываю. Темень, машина в глубине двора, любимые мои друзья, наконец-то добравшиеся из Турции, – теперь все в порядке, мы снова вместе. В 326 г. христианство было провозглашено государственной религией. Царь Мириан 342), оказавшись на пороге гибели, призвал Бога, о котором рассказывала Нино, и, получив немедленную помощь, окрестил страну, построил столичный собор в Мцхете во имя Спасителя и послал к византийскому царю Константину с просьбой прислать епископа и клир. Согласно летописи " Картлис цховребо " , император направил епископа Иоанна, двух священников и трех диаконов. Преемник Мириана царь Бакар (342-364) продолжал его политику постепенной христианизации страны, способствовал переводу богослужебных книг.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Ежегодно на сырной седмице в О. м. жил католикос-патриарх Мелхиседек III (Пхаладзе ; 1952-1960), которого с мон. Ангелиной связывали десятилетия духовной дружбы. В 1955 г. он наградил мон. Ангелину золотым наперсным крестом и возвел в сан игумении. В 1959 г. предстоятелю поступил донос (очевидно, ложный) о том, что в О. м. его не поминают, т. о. не признавая власти ГПЦ над мон-рем. 8 сент. он издал указ о закрытии обители и лишил сана игум. Ангелину, к тому времени парализованную († 4 марта 1960; похоронена перед храмом) (Арх. Груз. Патриархии. Оп. 1. Д. 2782. Л. 3; Личный архив митр. Кутаисско-Гаенатского сщмч. Наума (Шавианидзе), хранится в семье). Однако О. м. не был закрыт, и в 1960 г. новый католикос-патриарх Грузии Ефрем II (Сидамонидзе ; 1960-1972) назначил настоятельницей О. м. мон. Валентину (Ливинскую). Игум. Пелагия (Булгак; род. в 1914 в Черниговском у., приняла постриг в 60-х гг. XX в.) стала последней русской настоятельницей О. м. В 1982 г. в мон-ре подвизались 7 чел. (ЦГА новейшей истории Грузии. Ф. 1880. Оп. 1. Д. 461. Л. 2). Насельниц О. м. с 70-х гг. XX в. окормлял свящ. Иоанн Жогин (убит в 1993) (Там же. Ф. 1880. Оп. 1. Д. 312. Л. 7; Цкаро (Источник): Ж. Тб., 1993/1994. 24. С. 58). После 1990 г. бóльшая часть рус. насельниц покинула Грузию; в 1997-2000 гг. здесь служил иером. Андрей (Тариадис). В 2003-2010 гг. должность настоятельницы О. м. была вакантной. С 28 авг. 2010 г. О. м. управляет мон. Анна (Кардава); 12 дек. она была награждена золотым крестом и возведена в сан игумении. В О. м. подвизаются 10 монахинь, среди них одна русская - мон. Вера (Жигальцева; род. в 1935, в мон-ре с 50-х гг. XX в.), и неск. послушниц; служат 2 духовника: иером. Серафим (Джикия) и прот. Бакар Соселия. Настоятельницы О. м. Игум. Ольга (Горнич; 1892 - кон. 20-х гг. XX в.), игум. Ангелина (Кудимова; кон. 20-х гг. XX в.- 8 сент. 1959), мон. Валентина (Ливинская Василиса Николаевна; 1960 - † 2 дек. 1972), игум. Пелагия (Булгак Параскева Игнатьевна; 1973 - † 2003), мон. Анна (Кардава Медея Мировна; с 28 авг. 2010).

http://pravenc.ru/text/2578379.html

   001    002    003    004    005    006   007     008